Ясный Свет
Гадание
Гадание – ритуал, направленный на контакт с потусторонними силами с целью получения сведений о будущем.
Упоминания о ГАДАНИИ встречаются в самых ранних письменных источниках о славянах: византийский историк Прокопий Кесарийский (6 в.) свидетельствовал, что склавины и анты вовремя жертвоприношений богам совершали ГАДАНИЕ (и при этом не верят в судьбу). О бросании жребия перед началом важных событий говорится в Хронике Титмара Мерзебургского (11 в.) и в сочинении Константина Багрянородного (10 в.).
Разнообразные способы ГАДАНИЯ представлены в западнославянских актах процессов о колдовстве 16-17 вв., а также в памятниках славянской книжности – так называемых гадательных книгах, специально служащих для предсказания будущего (14 -17 вв.). В них упоминалось о бросании костей, бобов, о литье воскаили олова, ГАДАНИИ по внутренностям животных, по тени, по встрече, по псалтыри и др. Наряду с ГАДАНИЕМ здесь упоминались и приметы, используемые человеком для угадывания будущего. Гадают по сновидениям и по природным явлениям (по звездам, фазам луны, по грому, ветру, по прилету птиц и т. п.).
Поскольку для распознавания будущего было необходимо посредничество духов, нечистой силы, умерших, ГАДАНИЕ осмыслялось в христианской традиции как дело «нечистое», грешное и опасное. В чешских средневековых источниках сохранились церковные запреты вызывать умерших для предсказания судьбы. Приговоры, призывающие нечистую силу явиться и открыть будущее, широко известны в северорусских гаданиях: «Черти, лешие, бесы, дьяволы, приходите ворожить!» или «Лешие лесные, болотные, полевые, все черти-бесенята, идите все сюда, скажите, в чем моя судьба?»
В поисках контакта с духами гадающие снимали с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы, выходили из дома не перекрестясь, шли молча, иногда босиком или в одной рубашке, шли к месту ГАДАНИЯ тайком, чтобы никто не видел, гадали зажмурившись, прикрыв лицо платком. В то же время предпринимали защитные меры против нечистой силы: очерчивали вокруг себя круг кочергой, лучиной, ножом, надевали на голову глиняный горшок. При коллективных ГАДАНИЯХ держали друг друга за мизинцы.
Для ГАДАНИЯ избирались «нечистые» места, где – как считалось – обитает нечистая сила: заброшенные дома, нежилые помещения (баня, овин, хлев, подвал, чердак, сени), кладбища; места, осмысляемые как пограничное пространство между «своим» и «чужим» миром (печь, порог, угол дома, забор, ворота, перекрестки, межи, места возле воды, проруби, колодца н т. п.).
Время, считавшееся благоприятным для Гадания, тоже характеризовалось как переломное, как пограничный период, когда открыта граница между «тем» и этим светом: основная масса ГАДАНИЙ приурочена к святкам, когда приходят с «того света» души умерших и активизируется нечистая сила. В некоторых местах известны также предрождественские ГАДАНИЯ, проводимые в дни зимних святых: Екатерины (25. XI), Андрея (30. XI), Варвары (4. XII), Николая (6. XII), Люции (13. XII). В меньшей степени Гадания характерны для весенне – летнего периода: гадать могли в Юрьев день, на Пасху. Троицу, на Ивана Купалу.
Наилучшим временем для ГАДАНИЯ считались вечер, полночь и раннее утро до восхода солнца или до первых петухов. Известны также ГАДАНИЯ во время свадьбыи обряда крестин, похорон и поминок, при дожинках и переезде в новый дом. Гадали и при выполнении повседневных хозяйственных работ: при выпечке хлеба, выметании мусора, растапливании печи и т.п.
Целью большинства ГАДАНИЙ было стремление получить ответы на вопросы о жизни, здоровье, смерти членов семьи, о погоде, урожае, приплоде скота, разведении птиц, медоносности пчел, о богатстве и бедности, о судьбе отсутствующих родственников; о причинах и исходе болезни, о том, приживется ли купленный скот, о том, где и когда строить новый дом и т. п. Однако наиболее массовой и многообразной может быть признана группа ГАДАНИЙ о браке, совершаемых молодежью (преимущественно девушками). При ГАДАНИИ о женитьбе и замужестве стремились узнать имя будущего супруга, внешний вид, возраст, характер, профессию и материальное положение, кто в семье будет иметь первенство, сколько будет детей, какого пола и какой судьбы, кто из супругов дольше проживет и т. п.
В основе многообразных способов ГАДАНИЯ лежат универсальные верования в то, что при соблюдении определенных условий (выбор времени и места, использование особых «гадательных» предметов и т. п.) человек может с помощью духов получить «знаки» своей судьбы. которые он должен суметь правильно истолковать. Такими «знаками» могут быть: сновидения, случайно доносящиеся звуки, произнесенные кем-то слова, отражение на гладкой поверхности, очертания тени, формы растопленного воска, олова, вылитого в воду белка, поведение животных или насекомых, состояние зеленых или увядших растений, четное или нечетное количество предметов и др.
Типичный обряд ГАДАНИЯ состоит из трех частей: подготовительных действий, получения «знака» судьбы и толкования его. Например, для того, чтобы приснился вещий сон, девушки клали под подушку или под кровать часть обрядовой пищи или размещали предметы, обладающие магическими свойствами (прутья от веника, ключ и замок, гребень, зеркало, пояс, мужские штаны), ставили чашку с водой, осыпали кровать или подушку зерном, произносили специальный заговор, приглашая суженого явиться. Вещий сон могло вызвать также умывание водой, принесенной из девяти колодцев, вплетание в косы или подкладывание в постель растений, подметание перед сном пола в направлении от порога к углу, обегание дома в обнаженном виде.
Основная часть ГАДАНИЯ связана с толкованием звуков, словесных образов, предметов и их признаков. Так, большой популярностью у славян пользовались ГАДАНИЯ по звукам. Гадающие «ходили слушать» наперекрестки, к проруби, к колодцу, выходили на порог дома: лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка – свадьбу, топот коня и скрип телеги – дальнюю дорогу. Гадали не только по случайным звукам, но и провоцировали их сами: стучапи по забору, воротам, стенам хлева, – если в ответ животные подавали голос или слышался собачий лай, то это было добрым знаком. К ГАДАНИЯМ, основанным на слуховом восприятии, относятся и обычай подслушивать чужие слова, которые гадающий истолковывал по отношению к себе. Девушки гадали таким образом, стоя в воротах своего дома или бегали под окна соседних домов, прислушиваясь к чужому разговору. Такие слова, как «иди», «возьми», «спеши», «скорее» означали мужество; а «сядь», «останься», «не ходи» – девичество. Часто сами спрашивали имя первого встречного, чтобы узнать имя жениха.
Большая группа ГАДАНИЙ связана с бросанием предметов в воду, колодец, на дерево, на крышу или перебрасывания их через голову. При этом значение придавалось расположению предметов, их движению по воде, тому удалось ли с первого раза забросить их наверх и т.п. Например башмак, упавший носом к порогу, предвещал замужество. У западных и восточных славян широко известны ГАДАНИЯ, при которых сложенные вместе вещи участников обряда (пояса, ленты, платки, кольца) многократно подбрасывали вверх на полотне, в сите, в подоле, в деревянном корыте и следили за тем, чья вещь выпадет первой, что предвещало скорое замужество. На Русском Севере подобные действия, связанные с подбрасыванием снега, кольца, называемые «полоть снег», «полоть колечко» (от глагола «палать», т.е. подбрасывать, трясти), сочетались с ГАДАНИЕМ по вещим звукам: выйдя на перекресток, девушка набирала снег в передник и, закрыв глаза, приговаривала: «Полю, полю белый снег на собачий след. Где собачка взлает, там мой суженый живет».
Символика предметов играла первостепенную роль при коллективных ГАДАНИЯХ. В сосуде, горшке или под блюдом размещались хлеб, зерно (символизирующие удачу и богатство), уголь, зола (символ болезни и печали),земля, песок, щепка (символ смерти), кольцо, венок, чепец, ветка (символ замужества). Гадающий с завязанными глазами наугад выбирал один из предметов или это делал за всех ведущий. Другим вариантом подобных ГАДАНИЙ было вынимание из одного сосуда личных вещей, принадлежащих гадающим (колец, бус, лент, платков, поясов), под пение специальных песен, предсказывающих в метафорической форме будущее владельцу вещи.
Многие ГАДАНИЯ были основаны на толковании поведения домашних животных или насекомых. Например, девушки бегали ночью к овцам, пытаясь нащупать одну из них наугад: если оказывалась белая, то жених будет блондином, если черная – чернявым. В другом варианте гадающие вносили в дом животных (курицу, петуха, собаку, кошку) и предлагали им каждый свой кусок хлеба, горстку зерна: чей кусок будет съеден первым, того первым ждет вступление в брак. Следили также, в какую сторону пойдет принесенное животное: к двери – предвестие свадьбы, в угол дома – девичество. О нраве будущего мужа, приплоде скота, о погоде гадали по поведению пауков, тараканов, муравьев, божьей коровки.
Смирнов В. Народные гадания Костромского края (очерк и тексты) // Четвертый этнографический сборник. Кострома, 1927;
Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI- -XIX вв.: Очерки по истории народных верований. М.» 1957;
Терещенко А. Быт русского народа. СПб., 1848, вып. 7:
Виноградова Л. Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности //Славянский и балканский фольклор: Обряд. Текст. М., 1981.
Виноградова Л.Н. Гадания по звукам // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М, 1999. С. 311-319;
Источник
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Аникин Владимир Прокопьевич
Книга «Русский фольклор.Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки. игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
В центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС сохранился и экземпляр сборника Е. В. Барсова «Причитанья Северного края» (часть II. Плачи завоенные, рекрутские, солдатские. М., 1882 — ф. 2, оп. 1, ед. хр. 23986) с пометками В. И. Ленина. В книге отчеркнуты строки из плачей с выражением отношения народа к рекрутскому набору, к солдатчине — «злодийной этой службе государевой», а также выделено свидетельство самого собирателя: «Стон стоял по русской земле при каждом наборе» (см, подробнее; Аникин В. П. Пометки В. И. Ленина в сборнике Е. В. Барсова. — Вестник Московского университета. Серия «Филология», 1969, № 6, с. 3 — 15).
В личной библиотеке В. И. Ленина находилась «Историко-литературная хрестоматия» (составители известные учёные: Н. Л. Бродский, Н. М. Мендельсон, Н. П. Сидоров), одобренная научно-педагогической секцией Государственного Ученого Совета и изданная Государственным издательством. Ее первая часть: «Устная народная словесность с историческими и этнографическими комментариями» — включала все роды и жанры русского фольклора: заговоры, приметы, календарные, свадебные песни> причитания, былины, исторические песни, сказки, анекдоты, драму, пословицы, загадки и другие произведения. Именно эта часть хрестоматии представлена в библиотеке В. И. Ленина в двух изданиях: 3-е, М., Госиздат, 1922; 4-е, М. — Пг.,1923 (см.: Библиотека В. И. Ленина в Кремле. Каталог. М., 1961, с. 480, № 5780, 5781).
Лучшая для своего времени фольклорная хрестоматия, известная В. И. Ленину, послужила образцом той, которая ныне предлагается читателю. Учитывая массовый характер книги и современное состояние науки о фольклоре, в новой антологии предложен иной подбор материала и другая композиция.
Традиционный крестьянский и рабочий фольклор совмещает в себе отдаленную старину и новизну ближайших к нам времен. Многое в нем уже нуждается в пояснении, что неудивительно, но он остается и сегодня живым искусством.
Все публикуемые в антологии тексты извлечены из классических собраний. Ряд песен и других произведений взят из новейших записей.
Афанасьев А. Н. народные русские сказки, в 3-х томах. М., 1957.
Афанасьев А. Н. Русские детские сказки. М., 1961.
Барсов Е. В. Причитанья Северного края, ч. I–III. М., 1872–1886.
Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Кн. I. Иркутск, 1930.
Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1984.
Добровольский В. Н. Смоленский этнографический сборник, с. IV. М., 1903.
Елеонская Е. Н. Сборник великорусских частушек. М., 1914.
Исторические песни XIII–XVI веков. Издание подготовили Б. Н. Путилов, Б. М. Добровольский, М, — Л., I960.
Красноречие русского Торжка. Материалы из архива В. И. Симакова. Публикация Т. Г. Булак. — В кн.: Из истории русской фольклористики. Л., 1978, с. 107–157.
Лозанова А. Н. Песни и сказания о Разине и Пугачеве. Academia, 1935.
Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. М. — Л., 1949–1951.
Ончуков Н. Е. Северные сказки. СПб., 1908.
Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия. Вып. 1–2. М., 1911–1929.
Песни, собранные П. Н. Рыбниковым, т. 1–3. М., 1909–1910.
Поэзия крестьянских праздников. Вступ. статья, подг. текста и примеч. И. И. Земцовского. Л., 1970.
Садовников Д. Н. Загадки русского народа. М., 1950.
Садовников Д. Н. Сказки и предания Самарского края. СПб., 1884.
Смирнов В. И. Народные гаданья в Костромском крае. Кострома, 1927.
Соболевский А. И. Великорусские народные песни, т. 1–7. СПб., 1895–1902.
Сорокин В. Б. Фольклор Московской области. Вып. 1. Календарный и детский фольклор. М., 1979.
Чулков М. Д. Собрание разных песен. — В кн.: Сочинения-Михаила Дмитриевича Чулкова, т. 1. СПб., 1913.
Шейн П. В. Великорус в своих песнях, обычаях, верованиях, сказаниях, легендах и т. п., т. 1. СПб., 1898–1900.
Собственные записи составителя в Архангельской (1963, 1965, 1969), Вологодской (1966), Калужской (1964), Куйбышевской (1951) областях и в Карельской АССР (1968).
ПЕСТУШКИ И ПОТЕШКИ
Пестушки — песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Потешки — песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками и ножками.
ЗАКЛИЧКИ, ПРИГОВОРКИ, ПРИБАУТКИ И НЕБЫЛИЦЫ
Заклички — детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. Приговорки — словесные обращения к улитке, жучкам и проч.
Отдел составлен из так называемых подблюдных песен. Своё название песни получили в связи с игрой, которой сопровождалось гадание. В блюдо каждый играющий клал свой предмет (обычно колечко), затем пелись «подблюдные» песни. Ведущий игру не глядя вынимал из блюда первое попавшее под руку кольцо. Содержание песни относили к тому, чье кольцо оказывалось вынутым. Образ подблюдной песни заключал в себе иносказание, намек, по которому судили о будущем. У песни был обязательный припев, который закреплял гадание. В ряде случаев пение включало песенную «славу», заимствованную из величаний.
СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ, ВЕЛИЧАНИЯ И ПРИЧИТАНИЯ
В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция — обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.
Величания — жанр песенного восхваления преимущественно жениха, невесты. Изначально функция величания в свадьбе соединялась с заклинательной магией: благополучие, счастье невесты и жениха, их родных представлялись реальными, уже наступившими. В поздних формах заклинательную магию в величаниях вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, бытового достатка вне связи с магией. Причитания — лирические произведения, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, ее родственников и подруг, других участников свадьбы. Изначально функция причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста представляла свой уход из семьи как действие, свершающееся против ее воли, чтобы избежать нежелательной мести покровителей очага. Но, возможно, что уже и в ту далекую пору плач явился в какой-то степени и прямым выражением подлинных чувств невесты в момент расставания с родной семьей. Позднее причитания лишь отчасти следовали древнему ритуалу и по большей части стали прямым выражением чувств людей, которых кровно касалась драма разлуки с семьей. Наиболее существенная стилевая особенность причитания — передача смятенных чувств человека.
Слезную тональность причитаний, строгую эпичность песен и торжественность величаний в свадьбе хорошо дополняли так называемые корильиые песни — песни-шутки, часто — пародии на величания. Корильиые песни исполнялись в семье жениха и невесты после свершения всех основных действий свадебного «чина». Их функция чисто развлекательная и юмористическая.
Источник