Как работают карты Таро?
Тарология представляет собой удивительное сочетание магии и психологии. Система не предназначена для того, чтобы являть скептикам чудо, убеждая кого-то в существовании волшебства. Скорее, это один из способов познания мира и своего места в нем. Новичков, которые только начинают погружаться в тему, первым делом интересует, как работает Таро — с паранормальной и с научной точки зрения?
Набор, состоящий из 78 Арканов, используют для предсказания будущего, объяснения настоящего и анализа прошлого. Проще говоря, Таро многофункционально. В умелых руках колода станет грамотным советчиком человеку, способному отступать от принципов шаблонного мышления. Важно, что при создании системы были использованы древнейшие способы получения информации:
Как работают расклады Таро?
Чем бы ни пользовался гадающий, его задача — получить ответы, которые касаются обозначенных проблем.
- Сначала формулируется запрос Высшим Силам, а потом происходит считывание поступающей информации.
Этот принцип применяется и в работе с рунами, и при гадании на гуще в кофейной чашке. Так в чем же особенности Таро и как работает именно эта система?
Звучит парадоксально, но главное отличие — в той роли, которую играет личность гадающего. Нужные ответы ему никто не отстукивает морзянкой. Передаются только некие ощущения, схематичные образы, а интерпретировать их предстоит, опираясь на подсказки выпавших Арканов и собственное восприятие мира. Это непросто, поскольку карты Таро обычно работают в комплексе, и гадающему предстоит учитывать их взаимное влияние друг на друга.
Казалось бы, у каждой карты есть свое фиксированное значение, которое можно свести к одному-двум ключевым понятиям (до того, как начать работать с колодой Таро, их следует выучить). Но в сочетании с другими Арканами или в какой-то определенной ситуации может получаться совершенно иное толкование. Это как со словами, из которых составляют разные по смыслу предложения.
Запомните общие принципы, подсказывающие неофиту, как работать с новой для него колодой Таро.
- При сочетании в раскладе Старших и Младших Арканов первые отражают главную суть ответа, а вторые служат лишь для уточнения.
- Карта, выложенная на стол «вверх ногами», сохраняет общий смысл, но меняет свою эмоциональную окраску. К примеру, та, что обычно сулит неприятности, теперь сообщает об их малозначительности.
- Среди 22 Старших Арканов имеются «условно негативные» и «условно позитивные» — это понятие касается только взаимодействия с другими картами высшего номинала. Аркан Мир, в частности, уменьшает тревожность соседнего Дьявола. Выпавшая Богадельня пугает жизненным крахом, но появление в том же раскладе Аркана Император успокаивает: объект гадания сможет удержать ситуацию под контролем.
Совет. На нашем портале вы можете провести расклады и гадания таро на все случаи жизни – на работу, деньги и финансы, на здоровье и самочувствие, на любовь и отношения с родными и близкими, на судьбу и на интересующий вопрос, а так же на будущее – как отдаленное, так и ближайшее. Для этого просто выберите интересующее гадание таро на нашем портале.
Таро для новичков — как все происходит в реальности?
Посмотрим на конкретном примере, как новичкам работать с картами Таро. Предположим, вы достали из колоды Аркан Смерть. Выпав при раскладе, он никакой гибели объекту не сулит — не старайтесь воспринимать тревожное название и пугающую картинку слишком буквально. Карта символизирует перемены, но не сообщает, какими именно они будут. Тут надо в первую очередь отталкиваться от общей цели расклада.
Если речь изначально шла о психологической диагностике, то Смерть будет указывать на способность человека прогибать окружающую реальность под себя, преобразовывать ее по своему вкусу. Получается, что смысл Аркана — вполне позитивный. Однако та же карта в перевернутом виде сообщает, что перемены доставляют объекту больше хлопот, чем радости: он часто бросает незавершенные дела, не умеет выстраивать систему приоритетов, попусту растрачивает жизнь. Вероятно, такой человек кажется окружающим вздорным, конфликтным, необязательным.
Чтобы правильно работать с картами Таро (особенно при раскладе на ситуацию) приходится учитывать влияние соседних Арканов. Как уже говорилось, Старшие имеют первоочередное значение, а Младшие их дополняют. Смерть в сочетании с Девяткой Мечей покажет, что ожидаемые перемены принесут множество негативных эмоций. Если речь изначально шла о личных отношениях, такой дуэт намекнет на страдания от неразделенной любви или измены.
«Перевернутая» Смерть и «прямая» Девятка — исключительно рукотворные неприятности, ставшие результатом неправильного поведения человека. А что тогда означает соседство «прямой» Смерти и «перевернутой» 9-ой Клинков? В данном случае положение дополняющей карты идет в плюс, поскольку подчеркивает: страхи и подозрения не имеют никаких реальных оснований. Лучше всего задуматься о том, кто именно их внушает объекту — и не надо ли попрощаться с этим человеком.
- Вышесказанное — лишь одна миллионная часть того, что способна раскрыть колода. Чем объемнее вопрос, тем сложнее будет расшифровать полученный ответ.
Чтобы научиться распознавать нюансы и начать плодотворно работать с картами Таро, надо накопить определенный опыт. Это значит, что первые расклады должны быть очень простыми, не предусматривающими выполнение глобального анализа. Задачу можно усложнять по мере накопления необходимого опыта.
Связь магии и психологии
Иногда тарологов упрекают в шарлатанстве. Задают, дескать, наводящие вопросы, следят за реакцией, а потом корчат из себя чудотворцев. Но, простите, не так ли действуют психологи и психотерапевты? Ведь их задача в том и заключается, чтобы, не навязывая пациенту собственный сценарий, подвигнуть его к самостоятельному принятию правильного решения.
Многие известные оккультисты полагали, что Таро работает без всякой магии. Даром ясно видеть (ясновидением) способен овладеть каждый человек. Просто одни ради этого обращаются к медитативным практикам, другие прибегают к молитвам, третьи — к помощи необычных атрибутов и ритуалов (самостоятельно или при участии профессионалов). Чем выше у человека изначальная эмпатия, тем сильнее его условные магические способности.
Как работает Таро в психологии? Карты заставляют обратиться к подсознанию, которое сохраняет гигантские объемы информации — зачастую скрытые от разума. Именно поэтому при самостоятельном гадании очень важна роль картинок на лицевой части Арканов. Сами по себе они не содержат ответов, но вызывают определенные ассоциации, которые просто включают механизм самопознания и самоанализа.
Источник
Система таро как это работает
Введение
Как отмечают историки, карты Таро появились в Италии и изначально использовались для игры. Позднее их стали использовать как инструмент гадания. В наши дни карты Таро чаще всего связывают именно с предсказанием будущего. Однако Таро – это многофункциональный инструмент. И связано это с самой спецификой системы Таро, образно-символическим строем карт и теми «пространствами», которые стоят за картами.
Мы выделили три типа практик, в которых используется система Таро:
- оккультно-эзотерические практики;
- психологические практики;
- духовные практики.
В данной статье мы попытаемся описать в общих чертах, как система Таро используется в различных практиках.
При описании и изучении любой системы, как правило, выделяют три основных аспекта самой системы: структурный (из каких элементов состоит), семантический (какие смыслы несут элементы системы) и функциональный (как система и ее элементы функционируют).
Таро – это система. Мы предполагаем, что через понимание того, как Таро используется (функционирует) в различных практиках, мы можем приблизиться к пониманию того, что собой представляет сама система Таро.
Перед тем, как перейти непосредственно к практикам, в которых используется система Таро, особо оговорим несколько ключевых моментов.
Карта и Аркан: в чем различие?
Мы разграничиваем два понятия: «карта» и «Аркан».
Аркан – это особое пространство сознания, часть нашей психики.
Карта – это средство, при помощи которого Аркан выражается символическим способом: картинкой, геометрическими фигурами, цветом, числом.
Карта – это элемент колоды. Аркан – это элемент системы. Арканы можно рассматривать как особые пространства. Карты – как двери и ключи, ведущие в эти пространства. Или как знаки, направляющие к этим пространствам.
Различные уровни прочтения Арканов
Активно практикующие тарологи (практики таро-консультирования) и «арканавты» (практики исследования Арканов) из собственного опыта знают, что Арканы Таро могут проявляться на следующих уровнях:
- Телесный уровень.
- Витальный уровень: общая энергия индивидуума, его витальность.
- Эмоциональный уровень: эмоции, чувства, переживания.
- Ментальный уровень: мысли, представления, фантазии, воображение, планирование.
- Событийный уровень: поток событий, причинно-следственные связи.
- Ценностный уровень: внутренние ценности, убеждения, верования, идеалы и принципы.
- Экзистенциальный уровень: сущностные смыслы (смерть, вина, стыд, смысл жизни, свобода и т.п.).
- Бытийный уровень: общие мировоззренческие понятия, космогонические представления, понятия пространства и времени.
- Трансперсональный уровень: перинатальный, пренатальный, системный, родовой.
- Трансцендентный уровень: глубокие мистические переживания.
Объяснение этому феномену надо искать в понимании общей структуры сознания и места Арканов в ней. Но именно эта особенность системы Арканов позволяет их использовать как в узкоспециализированных направлениях, так и в качестве интегрального инструмента.
I. Система Таро и оккультно-эзотерические практики
К оккультно-эзотерическим практикам, в которых используется система Таро, мы отнесли:
- Изучение Арканов Таро как направление теоретического оккультизма.
- Применение карт Таро в мантике.
- Использование Таро в магии.
II. Система Таро в практике психологического консультирования
В последние 20 лет это направление использования системы Таро оказалось востребованным и потому активно разрабатываемым. Отечественные авторы-психологи, такие как Антонина Величко[1], Галина Бедненко[2], Алена Солодилова (Преображенская)[3], описали в своих книгах разнообразие собственного опыта использования Таро в психологическом консультировании.
Карты Таро могут быть применены для анализа личности по принципам проективных тестов, оказываются хорошим инструментом в таких методах, как арттерапия, сказкотерапия, психодрама, психосинтез, гештальттерапия, символдрама, эмоционально-образная терапия, архетипотерапия, трансперсональные методы (ребефинг), эриксоновский гипноз; сочетаются с методами НЛП; используются аналитическими психологами и т.д.
Карты Таро, представляя собой архетипические образы и символические глифы, позволяют соприкоснуться с глубинным неосознаваемым психическим материалом, «открывают дверь» к этому материалу и помогают его переработать соответствующим образом.
Возможность практического применения карт Таро в различных методах, работающих с разными уровнями сознания, является особенностью системы Таро, подчеркивающей ее универсальность, многоуровневость, сложность и простоту одновременно.
III. От психологии к духовным практикам
К духовным практикам мы относим:
- практику медитативного погружения и проживания энергосостояний Арканов;
- современные духовные расстановки с использование Арканов;
- Магический Театр Арканов (В. Лебедько)[4].
Прежде чем перейти непосредственно к практикам, обозначим некоторые важные контексты.
Последовательность Старших Арканов как фазы развития сознания человека
Последовательность Старших Арканов Таро, по мнению оккультистов прошлого, представляет собой путь Посвящения, имеющий свои ступени. Первым эту мысль высказал Антуан Кур де Жаблен в 1781 году, приписав картам Таро древнеегипетское происхождение и назвав их «Царским Путем», то есть путем жреческого Посвящения. Идею о том, что последовательность Козырей (Старших Арканов) Таро представляет собой Путь Посвящения, развивали в той или иной форме в последующем Эттейла, Элифас Леви, Поль Кристиан, Ф. Барлет, Папюс, Освальд Вирт, а также С. Мазерс, А. Уэйт, А. Кроули.
С другой стороны, этапы развития сознания человека изучали и изучают представители науки. После открытия психиатром К.Г. Юнгом процесса индивидуации (взросления, становления и развития личности человека, достижения ею полноты и целостности) и после классических работ культурологов М. Элиаде, Дж. Кэмпбелла, многие специалисты заговорили о Пути Героя, пути развития человека, символически отраженном в мифах, преданиях и сказках разных народов.
Символизм Старших Арканов Таро и их последовательность также начали рассматриваться исследователями в контексте Пути Героя. Хайо Банцхаф в книге «Таро и путешествие героя» объединил идеи оккультистов о Посвящении с современными научными представлениями и интерпретировал последовательность Старших Арканов Таро как ряд сакральных символов, описывающих этапы пути духовного развития человека.
Психотерапия и духовные традиции и практики
Психотерапия и духовная традиция: что между ними общего и в чем различие? Это очень непростой вопрос. Где лежит граница между психикой и Духом? Есть ли она (граница) вообще? Что же все-таки такое душа? Как открыться Духу? Как соприкоснуться с Ним? Вопросов больше, чем ответов.
В сегодняшнем понимании этих сложнейших тем ведущие специалисты разных областей (философы, психиатры, психотерапевты, духовные учителя) сходятся во мнении, что, несмотря на значительные различия, у психотерапии и духовных практик есть много общих черт[5]. Так Робин Скиннер в статье «Психотерапия и духовная традиция»[6] четко обозначает сходства и отличия этих систем. Мы их перечислим в порядке и форме, предложенной Р. Скиннером.
Общие черты:
- В обеих системах присутствует идея о том, что восприятие человека затуманено и искажено, что человек видит вещи не такими, каковы они есть, такими, какими хочет их видеть. В восточных учениях это идея покрывала Майи, в психотерапии – защиты: отрицание, проекции, идеализация, уход в фантазии.
- В обоих случаях и духовный учитель и психотерапевт видят человека в состоянии разделенности, считают, что корни проблем уходят в эту разделенность и отсутствие целостности.
- Познание себя, благодаря которому человек способен найти утраченные части самого себя и опять стать целостным, считается ключом ко вторичному открытию целостности, так, что он смог бы не оставаться разделенным на Я и Не-Я, не отождествлять себя с некоторыми частями своего существа и не отвергать другие, которые затем воспринимаются в отрицательной форме у окружающих людей.
- В обоих процессах ожидается, что такое вторичное открытие и вторичное приятие окажутся болезненными, однако эти процессы считаются горьким лекарством, которое способно быть благотворным и привести к росту. Бессознательное становится сознательным, проекции уменьшаются, разрозненные части возвращаются к новому уровню приятия и единства. Как в духовных традициях, так и в психотерапии можно увидеть, что за этим более глубоким приятием самого себя и более глубокой объективностью следует более ясное восприятие мира и повышение способности понимания.
- Оба процесса видят человека обладающим скрытыми ресурсами, которые без этого более глубокого познания себя и целостности остаются недостижимыми.
- Большая часть боли и страдания человека в обоих процессах не считается необходимой, а является продуктом неведения и слепоты, заблуждения и усложненности, являющихся результатом внутреннего разделения. Поэтому (и в этом заключается все дело) отрицательные чувства, страдания и боль, по крайней мере те из них, которые не служат полезной цели, постепенно уменьшаются и исчезают как в курсе психотерапии, так и при следовании священной традиции.
- Оба процесса требуют, чтобы ищущий находился в регулярном личном контакте с учителем, психотерапевтом, психоаналитиком или руководителем, который уже прошел через тот же самый процесс, обладает тем же опытом, т.е. кто увидел, понял и принял, по меньшей мере, некоторые аспекты самого себя, избавился от какой-то части собственной разорванности, заблуждений и искаженных восприятий, а потому, будучи способным воспринимать ищущего более объективно, мог бы помочь ему сделаться более объективным по отношению к самому себе.
Однако, несмотря на кажущееся совпадение этих направлений, между ними присутствуют принципиальные различия, и их следует понимать. Различия (которые, по выражению Р. Скиннера, «неизмеримо превышают сходство»):
- Все священные традиции начинаются с идеи упорядоченной и разумной вселенной, где центральное место занимает идея иерархии, где каждый уровень связан с другим взаимной зависимостью. На этой шкале бытия место человека оказывается очень низким, хотя и строго определенным, а сам человек служит целям, превышающим его собственные и необходимым для всей структуры в целом.
- В священных традициях предполагается, что человек имеет возможность выбора одной из двух целей, которым он может служить – Богу или кесарю; обыденному миру видимости или миру, как считают традиции, более реальному, скрытому за миром видимости: своим естественным влечениям и желаниям или внутреннему голосу, совести, которые могут вступить в противоречие. Традиции говорят, что для некоторых людей имеется возможность пробудиться по отношению к обыденной ситуации и усмотреть другую задачу, другую возможность, которую они могут выполнить, возможность освободиться до некоторой степени от слепоты и рабства повседневного существования. Для человека могут стать доступными более высокие энергии и более высокий разум, и они начинают изменять все цели и весь смысл его повседневной жизни. Человек еще служит кесарю, но и Богу, жизнь становится бесконечно богатым источником познания и опыта.
- Психология и психотерапия ведут к укреплению и возрастанию нашего повседневного «я», делают его более действенным, более плодотворным, более приятным и менее противоречивым. Стремление к познанию другого уровня и начало понимания священных традиций начинается с разочарования в обычном «я», с разочарования в обычном знании, с поиска новых смыслов, иной сознательности, иной энергии. «Пробудившись, мы должны умереть, чтобы вновь родиться».
- Священные традиции являются проявлением высшего уровня, о котором они нам говорят. И соприкосновение с этим уровнем может произойти только внутри самого человека.
Психотерапия, – продолжает Р. Скиннер, – относится к обычной жизни, к развитию человека от рождения до смерти по горизонтальной линии времени, к предотвращению угрозы психической стабильности, устранению препятствий и помех, появляющихся в процессе роста, когда человек переходит от положения ребенка к самостоятельности взрослого.
Священные традиции обращены к вертикальной линии развития: это постоянное осознание человеком цепи взаимного преображения и обмена между уровнями более высоких сфер, связь с этой цепью и служение ей.
Место, где встречаются оба этих измерения, находится на перекрестке внутри каждого человека, где линия времени пересекается с линией вечности, с ее уровнем и масштабом, заключает Р. Скиннер.
Система Таро и духовная традиция
Великие восточные духовные традиции веками сохраняются и передаются от учителя ученику в ходе продолжительного обучения в специально организованных местах, в монастырях, в ашрамах. История западной эзотерической традиции драматична, линия вековой прямой передачи знания не сохранилась, и поэтому некоторые исследователи задаются вопросом, а существует ли она вообще. Но есть и противоположное мнение: западная духовная традиция существует, живет, развивается, и одним из ее элементов и способов ее сохранения и передачи являются карты Таро и система Арканов Таро.
В России начала XX века существовали эзотерческие школы, изучавшие Арканы Таро. Московскую возглавлял розенкрейцер Владимир Шмаков, автор фундаментального труда «Священная книга Тота. Великие Арканы Таро». В Санкт-Петербурге видный розенкрейцер Григорий Оттонович Мебес, известный по инициалам Г.О.М., в течении нескольких лет вел кружок и прочитал свои знаменитые лекции, записанные его ученицей и изданные под названием «Курс энциклопедии оккультизма». В своем курсе Г.О.М. соединил в единое целое Каббалу и Таро. Г.О.М. называет Арканы Таро посвятительным алфавитом, систематизирует методы изучения 22 Мажорных Арканов как одну из форм изучения Каббалы. К фундаментальным трудам об Арканах Таро также относятся «Символы Таро» П.Д. Успенского, «Сакральный мистицизм Египта. 22 ступени посвятительного пути» Н.П. Рудниковой и книга Валентина Томберга «Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма».
Известно, что в качестве одной из духовных практик этих школ было медитативное погружение и проживание Арканов Таро. К счастью, случилось так, что эта практика сохранилась и была передана одной из учениц Г.О.М-а по цепочке учитель–ученик, и в настоящее время линия передачи живет.
Медитации на Арканы Таро как практика
Мы попробовали систематизировать технологии и виды медитаций на Арканы. В этом тексте мы их только обозначим, но не будем описывать подробно.
Классифицировать технологии можно следующим образом.
1. По способу погружения в пространство Аркана:
- визуализация карты или ее элементов;
- визуализация образа, зачитываемого проводником;
- визуализация буквы еврейского алфавита, соответствующей Аркану;
- ассоциативные;
- другие.
2. По объекту медитации:
- медитации на Старшие Арканы;
- медитации на различные комбинации Старших Арканов: пары, тройки, четверки, шестерки;
- медитации на Младшие Арканы;
- медитации на Арканы на Древе Сефирот.
Практические результаты медитативной практики
Погружаясь в пространство Аркана и проживая его, мы прежде всего встречаемся с собственным внутренним миром, с его расщепленностью и обретаем шанс принять его. «Прими себя» – простая фраза, часто повторяемая, вроде бы понятная, но крайне трудно реализуемая. Принятие себя и согласие с собой должны произойти не на уровне слов, а на уровне глубин психики. Архетипы Арканов дают энергию для погружения в собственные глубины, для встречи со своей Тенью, со своим вытесненным психическим материалом. Появляется энергия, позволяющая интегрировать вытесненный материал в сознание, исцелить травмы и таким образом, увидеть себя чуть более объективно, несколько более «настоящим» и цельным, освобожденным от ограничивающих натуру привычек, состояний, стереотипов мышления, сформировавшихся в процессе жизни. Практика медитативного погружения в Арканы дает возможность согласиться с собой, с собственным несовершенством и научиться с этим знанием иметь дело или, напротив, увидеть свои дремлющие способности, таланты и дать себе право их развивать и реализовывать.
Происходит ли изменение характера? И да, и нет. Да – потому что многое изменяется в поведении человека, в восприятии людей, отношений (в широком понимании) и окружающего мира в целом. Главное – появляется бо´льшая ответственность за свои действия и слова, и бо´льшая внешняя или внутренняя активность. Нет – потому что, на самом деле, человек приходит к себе настоящему, такому, каким именно он «задуман» природой или Богом и воплощен родителями.
И эта часть подобных результатов соответствует по классификации Р. Скиннера психотерапевтической работе, то есть укреплению его личности и взрослению, движению по горизонтали. Мы назвали бы это первым путешествием героя. Но регулярное медитативное соприкосновение с Арканами, с символической формой передачи духовной традиции, способствует пробуждению практикующего, стремлению к более высокому уровню знания, к встрече с более высокими энергиями, открывается вертикальная (по определению Р. Скиннера) составляющая. Начинается второе путешествие героя, но в нем уже проявлена вертикальная составляющая. Собственно говоря, путешествий героя оказывается много, они в спиральном движении вверх способствуют значительному изменению (расширению) сознания человека. И появляется Путь, четко представленный Арканами, появляется карта Пути – Арканы. Арканы, которые, как мы уже писали, могут проявляться на разных уровнях, на тех, которые мы назвали в начале статьи, и на тех, которые не были названы, так как мы пока еще не знаем, как их назвать и классифицировать.
Расстановки на картах Таро
В настоящее время интенсивно развивается метод системных расстановок. Создатель метода Берт Хеллингер и многие его последователи практикуют духовные расстановки. Это «расстановки, в которых движение, ведущее к решению, приходит не от расстановщика, а от высшей третьей инстанции, которая больше, чем мы. Появление этого Большего перевело расстановки из решения задачи поиска «хорошего решения» в духовную практику – поиска контакта с Большим»[7].
Технологически расстановки выполняются по-разному, методов довольно много. Среди них эффективным и удобным оказалось использование карт Таро в качестве вспомогательного инструмента. Впервые использование Таро для расстановок описала А. Солодилова (Преображенская) в книге «Карты Таро в работе психолога».
С 2011 года мы начали практиковать использование Арканов Таро в групповой работе. Мы экспериментировали со следующими подходами:
- расстановка психологического портрета по А.А. Хшановской;
- расстановка Аркана личности;
- расстановка Аркана проблемы;
- расстановка выполненного расклада.
IV. Другие полевые практики с использованием Арканов Таро
«Живые расклады» на Таро
Мы практикуем расклады, в которых картируется поле клиента. Такую практику мы называем «живыми раскладами». Этот метод работы возник у нас как результат синтеза предсказательной и расстановочной практики. Значительную роль в разработке этого метода сыграла наша коллега Виктория Верик. Расстановками эту практику можно назвать условно, так как это в большей степени метод считывания информации.
Суть метода заключается в следующем. Карты, которые достает клиент, выкладываются консультантом не по жесткой схеме (как в раскладах, где у каждой карты свое место), а по ощущениям. Консультант неспеша, медленно пытается найти место каждой карте на рабочем поле, которое имеет свои границы (например, стол). Вначале карты выкладываются взакрытую.
При выкладывании карт встречается много интересных феноменов, например: может возникнуть ощущение, что в определенном месте должна быть не одна карта, а больше (2-3 или даже целая стопка); некоторые карты выносятся за рабочее поле, так как ощущается, что их место где-нибудь рядом с рабочим полем или совсем далеко. Кроме того, в такой работе учитываются те чувства и ощущения, которые идут от карты. Например, от карты может идти чувство холода либо, наоборот, ощущение тепла или даже жара. Карты могут дрожать и вибрировать, энергетически идти вниз (как будто они очень тяжелые) или вверх (как будто они стремятся улететь) и т.п. От разных карт в «живом раскладе» могут идти совсем разные ощущения.
Всем этим феноменам придается особая значимость, и они интерпретируются консультантом. Как интерпретируются? Жестких правил здесь нет, в большей степени это индивидуальные интерпретации. Мы при интерпретации используем расстановочный опыт по чтению поля.
И только после того, как все карты выложены и есть ощущение, что все лежит на своем месте, карты открываются и читаются (либо все сразу, либо поэтапно). При этом в интерпретации той или иной карты учитываются еще и те ощущения, которые шли от нее, когда мы выкладывали ее в рабочее поле. Учитываются не только традиционные («системные») значения, но и спонтанно рождающиеся ассоциации.
Важным фактором оказывается и то место, где «легла» карта. Рабочее пространство (поле) имеет свою разметку. Эта разметка аналогична расстановочной разметке поля. А кроме того, важно, как карты взаимодействуют между собой (какие «легли» ближе, какие дальше и т.п.).
Таким образом в «живых раскладах» учитываются: 1) ощущения, идущие от карты; 2) положение в рабочем поле; 3) взаимодействие с другими картами; 4) смысловая наполненность самой карты (значения карты и ассоциации).
В такой практике одновременно используется несколько каналов считывания информации[8]: проективный (ассоциации), полевый (непосредственное чтение поля клиента или поля системы клиента), системный (традиционные значения карт).
«Живые расклады» особенно интересно и продуктивно использовать для анализа разного рода элементов какой-то системы и их взаимоотношений (для каждого элемента достается отдельная карта). Например, когда стоит задача проанализировать отношения в рабочем коллективе, семье и т.п. Продуктивен этот метод и в работе с «внутренними частями» клиента, с субличностями.
Ресурсные ритуалы с Арканами Таро
Кроме вышеперечисленных практик, к полевым методам работы с Таро относятся ресурсные ритуалы с Арканами. В такой работе используются расстановочная технология с напольными якорями и технология концентрации архетипа из архетипотерапии В. Лебедько.
Заключение
В этой статье мы обозначили интересующие нас темы, которые будем обдумывать, обсуждать и описывать в дальнейшем. Для нас важно найти точки соприкосновения эзотерического, психологического и духовного знания.
Список литературы
[1] Величко А. Карты Таро без мистики и тайн. – М.: Росткнига, 1998; Величко А. Психология в зеркале Таро: Путь к истокам судьбы. – М.: Росткнига, 2002.
[2] Бедненко Г.Б. Страшие арканы Таро. Теория и практика. – М.: Центрполиграф, 2009; Бедненко Г.Б. Младшие арканы Таро. Теория и практика. – М.: Центрполиграф, 2010.
[3] Солодилова (Преображенская) А. Карты Таро в работе психолога. – СПб.: Весь, 2012; Солодилова (Преображенская) А. Архетипы Таро. Психологический практикум. – СПб.: Весь, 2015.
[4] Магический Театр Арканов, разработанный В. Лебедько, в данной статье мы рассматривать не будем. Подробнее об этой практике смотрите в книгах и статьях В. Лебедько и Е. Найденова.
[5] Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу. – Мн.: Вида-Н, 1998; Дейкман А. Наблюдающее Я. – М.: Эннеагон Пресс, 2007.
[6] Скиннер Р. Психотерапия и духовная традиция // Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу. – Мн.: Вида-Н, 1998. – С. 40-62.
[7] Веселаго Е. Современные системные расстановки: история, философия, технология. – Киев-Бостон: Толиман, 2013. – С. 48.
[8] Cеминары Елены Веселаго.
Источник