- 10 жутких секретов в играх, которые не должны были найти
- На самом деле крики зомби – это крики о помощи – Half-Life 2
- Ужасная скрытая маска с лицом Линка – The Legend Of Zelda: Majora’s Mask
- Все вырезанные из игры монстры – Silent Hill
- Забытый склеп, который стал ужасающим местом паломничества – World of Warcraft
- Безвыходный «минус первый» уровень, приводящий к смерти Марио – Super Mario Bros.
- «Мистер Дружок», более известный как любвеобильные тентакли – Half-Life
- Тревожная «Призрачная» комната – Call Of Duty: Finest Hour
- Фотография реального убийства российского посла – Telltale’s Batman
- Хак с камерой, подтверждающий то, что Лиза всегда находится за спиной игрока – P.T.
- Саундтрек, проигранный задом наперед содержит депрессивный монолог – Celeste
- Джеймс Сандерленд — психологическая травма
10 жутких секретов в играх, которые не должны были найти
Невообразимая сложность разработки видеоигр означает то, что даже самая простая игра скрывает в себе множество деталей, о которых обычный игрок даже не догадывается.
И хотя их большая часть — это просто технические особенности реализации механик игры, которые мало кому интересны, разработчики нередко оставляют язвительные секреты и пасхалки для того, чтобы самые пытливые умы их нашли или же случайно наткнулись на них.
Но эти секреты не всегда являются забавными безделушками или отсылками для фанатов, некоторые из них настолько безумны, что вы вряд ли захотите обнаружить их самостоятельно.
Эти десять игр, независимо от жанра, уже успели напугать игроков своими самыми жуткими и зловещими тайнами. От фактов, переворачивающих с ног на голову происходящее в игре, до вселяющего страх вырезанного материала и безумных багов.
Нет смысла предупреждать вас о том, что ваше мнение об этих играх изменится, после того как вы узнаете их леденящие кровь секреты, поэтому продолжайте с осторожностью.
На самом деле крики зомби – это крики о помощи – Half-Life 2
Зомби – это распространенные враги в Half-Life, особой опасности они не представляют, медленно и неуклюже плетутся к игроку, так что и новичок без проблем справится даже с несколькими супостатами.
Но есть страшная пасхалка, хитроумно спрятанная в пронзительных криках зомби Half-Life 2. Напомним, что раньше это были обычные люди, чьим разумом овладели впившиеся в их головы хэдкрабы.
Если вы возьмете лихорадочные крики зомби и проиграете их в обратном порядке, то услышите «О боже, помогите мне, пожалуйста, спасите меня!»
Конечно, мало кто станет прислушиваться к крикам зомби в игре. Однако, вышеозвученный факт означает то, что несчастные жертвы хэдкрабов все еще в сознании и имеют представление о том, что с ними произошло, а еще хуже то, что они знают как с ними поступит игрок.
Ужасная скрытая маска с лицом Линка – The Legend Of Zelda: Majora’s Mask
Удаление контента из игры связано с большим риском, особенно на последних стадиях разработки, так как может вызвать катастрофические и непредвиденные ошибки в коде игры, поэтому их часто оставляют лежать без дела. Именно так поступили с The Legend of Zelda: Majora’s Mask.
Но фанаты не будут фанатами, если не попробуют найти каждую мелочь в файлах и коде игры.
Одной из самых интересных, и в тоже время пугающих, находок в Majora’s Mask является маска с лицом юного Линка, по обрывкам кода игры стало ясно то, что она предназначалась для главного злодея – хитрого обманщика Skull Kid.
Моддеры даже смогли отредактировать код так, чтобы Skull Kid носил маску с лицом Линка вместо маски Majora, результат ужасает. Этот образ, вкупе с его грубой, отталкивающей манерой поведения, внушает неподдельный страх. Особенно если задуматься о происхождении маски.
Все вырезанные из игры монстры – Silent Hill
В этом году Silent Hill отмечает свой 20-летний юбилей, но лишь недавно хакеры смогли изучить файлы игры, их сложная структура и способ хранения текстур долго препятствовали этому.
Большим открытием стало то, что на диске Silent Hill можно найти семь скрытых врагов, которые ни разу не появляются за все прохождение игры. Каждый из них представляет свою жуткую и неестественную мутацию реального животного.
Эти монстры являются кошмарным воплощением лягушек, обезьян, страусов, змей, скатов, бабочек и куриц. Одной лишь Silent Hill известно, как произошли эти чудовищные мутации. Самой крупной является курица, ее планировалось сделать боссом, но позже от этой идеи отказались.
Несмотря на то, что модели лишены анимаций и искусственного интеллекта, моддеры все же смогли поместить их в игровой мир и взаимодействовать с ними. Результаты, конечно же пугают, но это подтолкнуло фанатов серии на создание самых разнообразных скинов и моделей для последующих частей серии.
Забытый склеп, который стал ужасающим местом паломничества – World of Warcraft
World of Warcraft имеет один из самых наполненных миров в истории видеоигр. Так что ни для кого не станет откровением то, что множество локаций так и не появились в игре. Их большая часть была бесследно удалена из игры, но есть исключение, запомнившееся своей неприступностью и жуткой тайной.
Во времена оригинальной WoW забытый склеп, или же склеп Каражана, более известный именно под этим именем, являлся «фантомной зоной». Был лишь один способ попасть в это злосчастное место – умереть рядом со входом, и с помощью бага проникнуть вовнутрь.
Несмотря на то, что склеп является незавершенной локацией, есть одно место, которое не на шутку взволновало игроков. Речь идет про нижнюю часть, там в воде вы можете найти висящих верх ногами людей, привязанных веревками к цепям.
Это настолько жутко, что игроки сделали вывод о том, что именно это и стало причиной прекращения работ над склепом. Даже Башиок, бывший менеджер по связям с общественностью Blizzard подтвердил то, что даже разработчикам не понравилась эта локация, тем не менее они оставили ее как есть.
После патча 7.3.0 в 2017 году попасть в склеп стало намного проще, особенно для тех, кто уже знает многие секреты и особенности игры. До этого на протяжении целых 12 лет игроки принимали бесчисленные попытки проникнуть внутрь, так велико было их желание прикоснуться к неизведанному.
Безвыходный «минус первый» уровень, приводящий к смерти Марио – Super Mario Bros.
Оригинальная Super Mario Bros. содержит секретный «минус первый» мир, доступ к которому можно получить, используя некоторые трюки в конце уровня 1-2. Этот глитч открывает доступ к -1 миру, он как две капли похож на подводный уровень 7-2. И что же в этом такого? Он непроходим, так как труба в конце забагована и отправляет игрока на начало уровня.
По мере того, как игроки вновь и вновь пытаются пройти этот коварный уровень, время на прохождение истекает, или же враги в конечном итоге убивают Марио. В любом случае это означает конец игры.
Это не так страшно, как изуродованные животные из Silent Hill. Но сама идея того, что остаток своей жизни Марио проведет в постоянных попытках пройти один и тот же уровень, застряв в смертельной петле, пугает самой своей сутью.
Зная о печальных последствиях, Nintendo удалила этот уровень из всех последующих портов и ремейков классического платформера.
«Мистер Дружок», более известный как любвеобильные тентакли – Half-Life
Если тайна крика измученного зомби вас не сильно задела, то есть еще одна находка. Фанаты, откопали в файлах оригинальной Half-Life неиспользуемого монстра по имени «Мистер Дружок». Мистер Дружок является помесью лошади и коровы. Его основная задача – поедание врагов, что в целом объясняет его исчезновение из игры.
Тед Бакман, создатель чудовища, также предложил, чтобы тентакли притягивали игрока к гениталиям монстра, иными словами, пытались до смерти изнасиловать Гордона Фримена.
Игра получила рейтинг 15+ и такое нестандартное поведение мистера Дружка должно было оградить школьников от ее прохождения, ведь они составляют приличный процент от общего числа геймеров. Не смотря на то, что монстр не попал в финальную версию игры, модель все еще находится среди ее файлов, она даже имеет набор основных анимаций. К сожалению, исполин обделен искусственным интеллектом.
Тем не менее, его каррикатурный вид и неестественные движения довольно криповые.
Тревожная «Призрачная» комната – Call Of Duty: Finest Hour
За несколько лет до официального появления зомби в серии Call of Duty, в первой части, адаптированной специально для консолей, нашлась одна из самых жутких пасхалок в истории шутеров.
В самом начале миссии «Подземный проход» игроки могут найти, на первый взгляд, закрытую дверь. Но если вы повторите ряд специфичных действий: бросите две гранаты в дверь, нажмете кнопку действия, а затем бросите еще одну гранату, то дверь откроется.
В конце туннеля вас ждет так называемая «призрачная» комната. Круглая комната без потолка, вместо него в воздухе парят зажжённые свечи. На стенах развешены жутковатые портреты детей и котят. По комнате передвигаются миниатюрные танк и самолет. В центре помещения стоит детская кроватка, подойдя к которой вы потревожите призрака ребенка, который станет ходить по комнате. Под лестницей вы можете обнаружить неприятный сюрприз, огромную крысу за решеткой.
Это кардинально отличается от общего тона игры, даже если большая часть игроков никогда не видела эту комнату.
Фотография реального убийства российского посла – Telltale’s Batman
Пару лет назад у Telltale Games были большие неприятности, после того, как стало известно о том, что второй эпизод Batman: The Enemy Within содержит реальную фотографию с места преступления.
Когда Брюс Уэйн и Альфред расследуют преступления, на одной из фотографий можно заметить труп российского посла, Андрея Карлова, убитого в Турции в выставочной галерее за год до релиза игры.
И хотя многие детали скандальной фотографии были отредактированы в Фотошопе, была добавлена дверь сейфа, перекрашены стены, но труп Карлова остался лежать на полу практически без изменений. Telltale быстро обрезала фотографию, убрав шокирующий контент. Но фанаты остались недовольны столь низким контролем качества при производстве игр.
Студия, конечно же, оставила небольшой комментарий по поводу критики в их адрес, во всем оказались виноваты фрилансеры, на плечи которых легла часть работы по созданию контента игры.
Хак с камерой, подтверждающий то, что Лиза всегда находится за спиной игрока – P.T.
Тизер P.T., за авторством Хидео Кодзимы и Гильермо дель Торо, является одной из самых страшных игр в истории. Это хоррор-выживание с превосходной графикой и гнетущей атмосферой, целью является изучение дома с привидениями, единственный житель которого – призрак Лиза.
Игра и без того может пощекотать нервы, игрок буквально ощущает дыхание Лизы за спиной. Что любопытно, это оказалось довольно близко к истине, после того как хакер взломал камеру игры.
Хак можно применить после получения фонарика, Лиза находится за спиной игрока, при определенном положении можно заметить тень, которую она отбрасывает на стены. Полностью зафиксировав камеру, хакер смог буквально управлять Лизой, ведь она всегда была рядом – прямо за спиной.
Это гениальная и в то же время простая, заставляющая сердце биться чаще, техника позволила держать игрока в постоянном напряжении. Порой, такие открытия только рушат иллюзию, но не в этом случае. Игра стала еще страшнее, ведь враг совсем близко.
Саундтрек, проигранный задом наперед содержит депрессивный монолог – Celeste
Celeste стала одной из лучших игр 2018 года. Это добротный платформер, навевающий депрессивные и тревожные мысли. Одна из самых явных отсылок на психические расстройства скрыта буквально на поверхности. По правде говоря, это может повлиять и на вашу психику.
Через несколько недель после релиза игроки заметили, что зеркальные уровни отражены не только визуально, но еще и заглавная тема воспроизводится в обратную сторону. Если ее развернуть, то можно услышать сообщение.
“Иногда… я больше не понимаю… что происходит… Я… Я… не… знаю кто я есть на самом деле. Я просто… смотрю в зеркало и… не понимаю на кого я смотрю, или… кто смотрит на меня. Я… много думаю… о том… куда… заведет меня ход мыслей, это не очень хорошее место для меня и … это пугает меня. Мне … не нравится… пугать себя. Я… не хочу…”
Эта речь оставила неизгладимое впечатление в сердцах тех, кто проникся ее содержанием.
Источник
Джеймс Сандерленд — психологическая травма
Мы разберем одного из наиболее сложных в психологическом плане персонажей видеоигр, да еще и в жанре, для понимания которого требуются определенные предварительные знания. Речь идет о Джеймсе Сандерленде из Silent Hill 2 – обычном человеке, который часто остается за пределами внимания видеоигр – ведь это не обученный убийца и не закаленный в боях космодесантник. Он работал простым продавцом в магазине, был счастлив в браке, но, к сожалению, столкнулся с ужасной трагедией. Хотя именно этой трагедии мы обязаны одной из самых захватывающих с точки зрения геймплея игр на PlayStation 2 с выдающимся развитием персонажа.
Чтобы действительно осознать, почему Джеймс так хорош как персонаж, сначала стоит немного поговорить о жанре survival-horror. В другой рубрике мы уже говорили о том, как игры типа Alone in the Dark в начале и середине 1990-х популяризировали “стандартную” концепцию этого жанра, которая к 2010-м постепенно стала уделом нишевых инди-игр. Они были меньше сосредоточены на боевке, но уделяли гораздо больше внимания атмосфере, постановке событий и звуковому сопровождению – именно этим и прославилась серия Silent Hill.
Silent Hill 2 считается знаковой игрой серии, главным образом благодаря наиболее культовой визуальной стилистике. Конечно, мы имеем в виду тех самых монстров – безликих медсестер и гротескных тварей с пирамидальными головами, которые продолжают бродить по темным коридорам наших воспоминаний. Да, игры и другие произведения по вселенной Silent Hill постоянно использовали этих монстров, но с гораздо меньшем эффектом, так как их важность для сюжета Silent Hill 2 и связь с главным героем Джеймсом в дальнейших частях были утеряны. Ужасы Silent Hill – не в самих монстрах как таковых, а в объяснении причин их существования. С этой точки зрения данные ужасы гораздо более психологические и личные, чем где-либо еще.
Предзнаменование, которое должен преодолеть Джеймс, в дальнейшем достигнет кульминации в сцене с видеокассетой.
Перед началом игры мы узнаем, что жена Джеймса, Мэри, умерла от серьезного заболевания. Эта болезнь отобрала у него три года, в течение которых он тщательно ухаживал за своей умирающей супругой, что сформировало его характер и начальное положение дел в игре. Она начинается с того, что Джеймс оказывается в городке Сайлент-Хилл спустя неделю после смерти жены. Причина его появления здесь довольно зловещая: ее посмертное письмо, в котором написано, что он должен приехать в этот город, чтобы ее найти. И с этого момента мы проходим вместе с Джеймсом Сандерлендом через все хитросплетения сюжета, который может пойти по различному пути в зависимости от действий игрока.
В этой игре множество аспектов, которые сами по себе просто источают повествование и сюжетные элементы, поэтому стоит отметить, что концепция игры во многом была задумана как отражение психики Джеймса. Модели расчлененных трупов копируют Джеймса, враги с сексуальным подтекстом – призраки его собственной сексуальности, подавленной из-за болезни жены. Даже Пирамидоголовые – это его собственные гнев и вина, выраженные в физической форме, истязающие Джеймса своим чудовищным видом и жаждущие наказать за его “грехи”. Естественно, все это сделано намеренно. В начале игры Джеймс разбит и подавлен, потеря жены сильно по нему ударила, став причиной скорби и озлобленности на самого себя и весь мир за такую судьбу.
Окружение также тонко намекает на гордыню Джеймса. Один из наиболее ярких примеров – истерзанный труп Джеймса в кресле с застывшим на фоне телевизором, который предвещает самый жуткий для игроков поворот – на самом деле Джеймс сам убил свою жену, чтобы прекратить ее и свои страдания. Этот зловещий сюжетный ход лишь усиливает трагедию Джеймса до точки, в которой он становится не просто эмоционально встревоженным, а подверженным посттравматическому расстройству.
Естественно, в ПТСР нет ничего смешного. Официально оно определяется как нарушение психики, вызванное травмирующими событиями, от сексуальных домогательств до насилия над человеком. ПТСР часто встречается у военных, которые при исполнении своего долга сталкиваются с невероятным количеством насилия. Расстройство может значительно влиять на психику человека, заставляя его избегать конфликтов – по крайней мере, избегать напоминаний о травме, которая вызвала это расстройство – или привести к самоубийству.
ПТСР, от которого страдает Джеймс, не упоминается в игре явным образом, но постоянно подразумевается. Чувство вины в смерти жены вместе с участием в ее самоубийстве очень сильно подавляют Джеймса. Большую часть событий игры он пытается справиться с ПТСР в сочетании с элементами ужасов, связанными с жутким гротескным миром вокруг него. В изломанной душе Джеймса все, от монстров до символики, борется с его желанием не просто отпустить, а вообще забыть, что он сделал. И эта борьба может привести его к разным исходам, которые могут еще сильнее усилить его трагедию.
Игра постоянно намекает на это прозрение через предзнаменования и NPC. Два других персонажа, Эдди Домбровски и Анжела Ороско, также попали в Сайлент-Хилл, потому что совершили убийство. Анжела убила своего отца за сексуальное насилие, а Эдди – убил собаку и застрелил человека, потому что вышел из себя после шутки над его внешним видом. Есть неудержимый символизм в том, что эти три персонажа должны искупить свою вину и принять правду. На кладбище, перед дракой с Эдди в холодильнике, можно увидеть три вырытых могилы с именами персонажей. Кроме того, в тюрьме есть головоломка с тремя картинами, символизирующими грехи персонажей.
И хотя Эдди и Анджелу можно рассмотреть отдельно, в данном случае важно то, что на самом деле Джеймса истязают не сексуальное воздержание и не чувства ненависти или слабости, а скорбь и самобичевание за убийство своей жены. Все это в совокупности порождает целое море символической информации с разнообразной трактовкой. SIlent Hill 2 была очень продуманной в плане повествования. Ей удалось символически представить скорбь, гнев и убийство, создавая моральную основу наказания за это убийство в атмосфере психологического хоррора, которая постепенно терзает Джеймса из-за его ПТСР.
Например, сцена с видеокассетой представлена зловеще прекрасно – Джеймс сидит в кресле и снова смотрит на жуткое деяние. Звук обрывается, а изображение искажено, но Джеймс на мгновение становится безжизненным, испугав маленькую девочку Лору, которую он пытается защитить от ужасов Сайлент-Хилла. Монстр вернулся и преследует его, а сам Джеймс стал трупом, чего, как ему кажется, он заслуживает за участие в смерти жены. Именно с этого момента Джеймс может выбрать различные пути: примет ли он свою вину? Совершит ли самоубийство? Как он примирится со своими чувствами?
Отчаяние Джеймса обусловлено его образом. Он постоянно размышляет о происходящих вокруг событиях и анализирует их. Он скорее трус, чем боец, и чаще убегает от чувств, чем встает против них лицом к лицу. Временами это выглядит чересчур эмоциональным, но в мрачной атмосфере Silent Hill 2 и хорроров вообще прекрасно соответствует сюжету и темпу игры.
Кроме того, Джеймс обижен на свою покойную жену за три года болезни. В некоторых сценах он признает, что ненавидел ее за это, и хотя это с тем же успехом может быть маской, чтобы успокоить его чувство вины за ее убийство, в явном виде это не подтверждено. Но в чем точно можно быть уверенным – из-за этих чувств Джеймс становится несовершенным, а значит, более человечным, чем ужасы, с которыми он сталкивается в Сайлент-Хилле. В этом городе он хочет найти какое-то избавление, будь то страдание и смерть, если они потребуются, чтобы снова найти счастье, или встреча лицом к лицу со своими страхами, поразившими его разум после убийства Мэри. Его война – эту в первую очередь сражение с самим собой за примирение с собственными чувствами.
Один из путей достичь этого избавления – остаться с Марией. Она – традиционный доппельгангер из фольклора и легенд, более привлекательная и соблазнительная версия покойной жены Джеймса, которая на каждом шагу старается, чтобы Джеймс забыл о Мэри. Мария – отражение того, что Джеймс хотел от своей жены, более энергичная, сильная, сексуально раскрепощенная и решительная. Она вполне соответствует стереотипу доппельгангера – “злому близнецу”, который тянет Джеймса еще сильнее терзать свою душу.
Мария невероятно непредсказуема и во многом служит антагонистом Джеймса, вплоть до того, что в некоторых концовках она является финальным боссом. Именно она несколько раз в игре не позволяет Джеймсу найти Мэри, снова подразумевая, что именно она – та версия Мэри, которую Джеймс хочет. Но не та, которая ему нужна. Несколько раз Мария даже говорит, что она не его покойная жена, при этом тонко и соблазнительно намекая, что может ее заменить.
Джеймс не может определиться с чувствами отторжения и одобрения в ее отношении. Он, казалось бы, считает ее привлекательной, но из-за того, кого она символизирует, ее действия вызывают неприятие. Отношение к ней влияет на финал игры. Если вы будете защищать ее и ухаживать, когда она заболеет, в концовке Джеймс покинет Сайлент-Хилл вместе с Марией, отказавшись от Мэри, хотя это вызывает смешанные чувства – у Марии развивается такая же болезнь, как у Мэри, что намекает на циклический ход событий.
Хотя в игре явно и не раскрывается, кто такая Мария на самом деле, ее природа как доппельгангера заставляет Джеймса принимать важные решения. Один из наиболее знаковых моментов связан с концовкой игры, где Марию в третий раз схватили и убили двое Пирамидоголовых. Джеймс, наконец, срывается и заявляет, что ему надоели чудовища, и вступает в бой с двумя гигантскими монстрами. Как было сказано выше, Пирамидоголовые символизируют чувсвтва вины и неотвратимости наказания, которые преследуют Джеймса после убийства своей жены, и они физически напоминают Джеймсу об этом, навсегда убив Марию – предельное выражение его ПТСР, неубиваемого, неудержимого и неуничтожимого.
Именно здесь он, наконец, принимает свои страхи, а не убегает от них, и монстры убивают себя сами, отражая собственное искупление Джеймса. Здесь он может в последний раз отказаться от Марии, или, как это ни парадоксально, отказаться от Мэри.
Из-за отсутствия канонической структуры в Silent Hill 2 есть шесть концовок. Две из них – шуточные, никак не связанные с сюжетом в целом, но четыре остальных в зависимости от действий игрока могут привести к различным исходам. Об одной мы уже говорили – Джеймс уезжает с Марией, когда у нее появляется болезненный кашель. В трех других задействованы Джеймс и Мэри, и каждая из них по-своему трагична. ПТСР Джеймса, его эмоциональные срывы и постепенное восстановление психики – очень сложный процесс, но выбор в финале может привести к самоубийству Джеймса в стремлении быть с Мэри, попытке провести какой-то ритуал посередине озера, чтобы ее оживить, или примирению с чувствами скорби и вины за ее смерть, после которого Джеймс оставляет Сайлент-Хилл позади, забрав девочку по имени Лора.
Ни одна из концовок официально не является каноничной, и разработчики лишь выбирают свои любимые, исходя из собственных представлений о том, какое завершение истории предпочтительнее. Это очень мудрое решение, которое оставляет судьбу Джеймса и трактовку того, что произошло, полностью на усмотрение игроков. И пусть некоторые считают, что определенные концовки лучше с точки зрения развития персонажа, каждая из них вызывает эмоции, соответствующие механизмам адаптации, которые мы используем, чтобы пережить эмоциональные травмы.
Например, самоубийство из-за потери отражает непобедимые отчаяние и скорбь. Это не значит, что данный путь нужно повторять, но показывает, что подобный поступок возможен, если довести человека до грани. Попытка обращения к оккультизму для воскрешения мертвых может показывать крайнюю степень заблуждений и ложных надежд. Примирение с мертвым может дать начало преодолению своих страхов, гнева и вины в стремлении к лучшей жизни. И, наконец, концовка с Марией подразумевает движение вперед, но с сохранением опасений и эмоциональным грузом прошлых ошибок. Каждая нешуточная концовка может быть истолкована с самым разнообразным смыслом для Джеймса и игрока, но в любой из них есть значимые человеческие качества, благодаря которым все они так пронзительны и важны в общей картине.
В целом Джеймс Сандерленд – это человек, который борется со своими эмоциями. Сайлент-Хилл отражает голос его разума, создавая физический мир, в котором он сталкивается со своим ПТСР, и может либо справиться со своей болью, либо попытаться от нее убежать. Все зависит от его выбора, и все трудности ведут его к осознанию правды, необходимому, чтобы этот выбор сделать. Это динамичный, симпатичный, трагичный и терзаемый угрызениями совести персонаж, и во он многом очень похож на каждого из нас. Его образ – это обычный человек, переживший чувство потери из-за ужасной трагедии, который пытается справиться со своими внутренними демонами, терзающими его разум и сжигающими его душу.
Именно в этом истинный ужас Silent Hill 2. Такое может произойти с каждым из нас. Эти чувства отчаяния, потери, скорби и гнева – эмоции, которые мы все время контролируем, но в случае резких потрясений можем сорваться. Симптомы ПТСР у Джеймса превращают его действия в спектакль ужаса, от которого он не в силах убежать в связи с тем, какая травма его вызвала. Его борьба – это наша борьба, которая в этом ужасе с течением жизни становится неотвратимой. Но мы можем найти утешение в том, что столкнувшись со страхом, печалью, виной и угрызениями совести, способны справиться с ними благодаря храбрости и упорству, если осознаем этот страх.
Источник