Шартрский собор витражи знак зодиака

Сюжеты витражей: годовой цикл работ

Продолжаем изучать витраж Зодиака и годового цикла работ в Шартрском соборе — сегодня посмотрим на его правую часть, то есть на годовой цикл работ (правда, как выяснится, сюжеты здесь гораздо разнообразнее, чем просто сельскохозяйственные работы).

Рассмотреть этот витраж можно по ссылке на это же фото в очень большом разрешении . Кстати, читать витражи следует снизу вверх и слева направо — то есть мы начинаем с нижнего левого угла и идем наверх.

Особенность шартрского витража в том, что год здесь начинается с января — не везде в Средние века было так, год мог начинаться и с 1 марта, и с 25 марта (благовещения), и с Пасхи. Посмотрим теперь на каждый месяц по отдельности!

Первый уже необычен, особенно если вспомнить, что этот витраж называется витражом Зодиака и годового цикла работ: изображен на этом медальоне римский бог Янус (от имени которого происходит название месяца январь) и знак Зодиака Водолей. Необычно и изображение Януса — как правило, его изображают с двумя лицами, смотрящими в прошлое и будущее, а здесь он с тремя.

Февраль — самый холодный месяц года, наружных работ нет, поэтому человек греется дома. Очень уютная домашняя сцена, много деталей — кресло, кувшин, печка, кочерга; причем кресло и печка нарисованы в перспективе!

В марте начинаются работы в полях и на виноградниках: здесь виноградарь (тепло одетый, даже в перчатках!) подрезает виноградные лозы. Тема виноделия вообще очень популярна, в том же Шартре она много раз встречается на витражах. Это может иметь и символический смысл, как и изображение трудов на полях: хлеб и вино очень важны для литургии, в ее ходе они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.

Здесь изображен рыцарь с боевым конем (в мае уже тепло и сухо, гораздо лучшие условия для военных походов) и Близнецы — обычно их изображали в виде двух обнаженных молодых людей, возможно, Кастора и Поллукса.

Июнь, июль, август, сентябрь, октябрь

А здесь уже крестьянские работы в поле и на винограднике — косьба (июнь), жатва (июль), молотьба (август), сбор урожая винограда (сентябрь) и заливка вина в бочки (октябрь).

Вероятно, самый грустный медальон — на нем изображен забой свиньи, которую тщательно откармливали до этого. Свиней забивали с двойной целью — чтобы не кормить зимой и чтобы засолить мясо про запас.

Можно заметить подпись «Декабрь» — она здесь явно по ошибке, тем более что следующий медальон подписан точно так же.

А это, напротив, самый радостный медальон — он изображает пир! Скорее всего, рождественский, и похоже, что королевский. Интересная деталь — два окна позади пирующего, одно открытое и другое закрытое; возможно, они символизируют наступающий и уходящий год.

Интересно, что на витраже изображены как крестьяне, так и король (или, в любом случае, богатая и знатная персона). На нескольких оставшихся нерассмотренными медальонах есть и другие люди — но о них мы поговорим в следующий раз!

Читайте также:  Люба бич знак зодиака

_________________________________
Почитать еще:
Витраж Зодиака на сайте Les vitraux de la cathédrale de Chartres (если кликнуть по ссылке Les médaillons в меню справа, откроется страница с пронумерованной схемой витража, по клику на цифру открывается страница с этим фрагментом в хорошем разрешении)

Мой телеграм-канал , где будут появляться ссылки на новые посты серии

Источник

За чей счет витраж

В заключительной части серии о витраже Зодиака и годового цикла работ в Шартрском соборе расскажу о двух оставшихся медальонах — а заодно мы поговорим о вечной интересной теме: о деньгах 🙂

Вот ссылка на это же фото в очень большом разрешении для желающих рассмотреть его подробнее — сегодня нас интересуют два самых нижних медальона, слева и справа.

Они изображают людей, которым этот витраж, собственно, обязан своим существованием — спонсоров его изготовления. Витражи были очень дорогими, особенно из стекла таких ярких и чистых цветов, как в Шартрском соборе, но, к счастью, именно на них наиболее охотно жертвовали деньги, и не только знатные люди, но и цеха ремесленников. Своего рода спонсорская табличка.

На витраж Зодиака и годового цикла работ скинулись, по всей видимости, виноделы и Тибо VI, граф Блуа и Шартра. Почему «по всей видимости»? Документальных свидетельств нет, но нижние медальоны витражей обычно изображают спонсоров.

Стоит заметить, что ремесленники обычно изображаются за работой — и для историков это бесценная возможность изучить, как люди работали и какими инструментами пользовались.

Правда, с этими виноделами не все так просто: в Шартре XIII века не было цеха виноделов. Теоретически, это могли быть виноделы другого города или области — например, Шампани, с правителями которой граф Тибо был связан родственными узами.

С медальоном, на котором изображен граф Тибо, тоже не так все просто: на нем есть надпись, но она не поддается однозначному прочтению (возможно, из-за не очень удачных поздних реставраций). Изображенный рыцарь — точно граф Тибо, на щите у него герб рода Блуа. Самая вероятная трактовка — граф Тибо преподнес витраж в дар от имени графа Тома дю Перше, своего родственника, убитого в битве при Линкольне в 1217 году.

На этом рассказ о витраже Зодиака и годового цикла работ завершен — но не рассказ о витражах! Следите за новыми публикациями на канале 😉

______________________________
Почитать еще:
Витраж Зодиака на сайте Les vitraux de la cathédrale de Chartres (если кликнуть по ссылке Les médaillons в меню справа, откроется страница с пронумерованной схемой витража, по клику на цифру открывается страница с этим фрагментом в хорошем разрешении)
Люди Шартрских витражей (включая еще одно изображение графа Тибо)

Мой телеграм-канал , где будут появляться ссылки на новые посты серии

Источник

Шартрский собор витражи знак зодиака

Продолжаем серию о шартрских витражах. :-))) Знаменитому витражу со знаками Зодиака я опять-таки выделю отдельный пост — в конце концов, он действительно один из самых знаменитых и, как минимум, самый узнаваемый, потому что фрагменты из него очень легко копипастить на магнитики для туристов. И вообще, смотрится в соборе он довольно неожиданно: идешь себе по деамбулаторию, справа — Страсти Господни, слева — жизнь Богоматери, там Николай-угодник чудеса творит, здесь святой Мартин плащ напополам режет, и т.д., и т.п., все как положено, короче. и вдруг опаньки — АСТРОЛОГИЯ!

Читайте также:  Как влюбляются знаки зодиака мужчины стрелец

Хотя, конечно, дело вовсе не в приверженности тринадцативечных мастеров к гороскопам («Луна Раком в Рыбе может стать для вас переломной в смысле финансовых перспектив») . На самом деле этот витраж — нечто вроде иллюстрированного календаря с основным идеологическим посылом: «Господь в великой мудрости своей разделил год на двенадцать месяцев, и сейчас мы вам расскажем, на какие именно и для чего».

Весь витраж полностью:

«Читается» он снизу вверх, и в самом низу, как водится, изображены уважаемые спонсоры заказчики: слева корпорация виноделов подрезает виноградную лозу, справа ликующие народные массы приветствуют графа Тибо VI Шартрского. Под графом имеется латинская надпись, сильно покореженная стараниями средневековых реставраторов (сколько всего раз реставрировался этот витраж — считать не пересчитать. ), из которой, приложив некую долю усилий, можно узнать, что Тибо спонсировал витраж вроде бы как не сам по себе, а от имени Тома, графа Першского.

Что творится на фрагменте между виноделами и графом — один бог ведает, но, во всяком случае, двое человек с посохами — явные паломники. Но куда они идут и зачем монах слева дергает за веревку (от колокола?) — повторюсь, никому не известно.

Дальше начинается собственно календарь в формате «знак зодиака и рядышком символическое изображение соответствующего месяца». Что характерно, месяцы по отношению к привычному нам зодиаку сдвинуты вперед. Никаких объяснений, почему так, мне найти не удалось, а сама я в астрономии разбираюсь как свинья в известных цитрусовых, так что если вдруг кому известен ответ на эту загадку — просветите меня в комментах, плз.

Итак, январь и Водолей. С Водолеем все понятно, а вот с январем-Янусом дело обстоит не совсем традиционно: Янус здесь не двуликий («прошлое — будущее»), а трехликий («прошлое — настоящее — будущее»). Но в любом случае стоит он на дверном пороге, так что тут уж все как полагается.

Февраль и Рыбы. Февраль изображен в виде греющегося у камина мужичка, и, судя по тому, что под стулом стоит кувшин с вином, жизнь у мужичка явно удалась.

Март (крестьянин, подрезающий виноградную лозу) и Овен:

Май и Близнецы. В качестве символа мая выступает рыцарь на коне, поскольку именно в это время обычно начинались крупные военные мероприятия (погодка подходящая). Если вы беспокоитесь, куда делся апрель, то не переживайте: он будет, просто средневековые мастера зачем-то решили сдвинуть его повыше.

А вот и апрель (дама с цветочками) вместе с Тельцом, которого из-за поднятой морды и укороченных рогов сослепу запросто можно принять за волка:

Читайте также:  Тест сколько у меня от своего знака зодиака

А вот тут не верьте глазам своим: на парне, косящем траву, написано «IULIUS», но вообще-то это июнь. (Кто перепутал надписи — изначальные создатели витража или средневековые реставраторы — неизвестно). Рядом с июнем Рак, изображенный в виде краба.

Мужик с серпом, над которым написано «IUNIUS», но, как вы уже догадались, это июль. И Лев вместе с ним.

Август-молотильщик и Дева:

Сентябрь (виноградари, собирающие урожай) и Весы:

Октябрь (мужик верхом на винной бочке) и Скорпион. По внешнему виду Скорпиона вы можете догадаться, что в Шартре не очень-то знали, как сие зловредное членистоногое по-настоящему выглядит.

И снова забавная ошибка — под ноябрем (мужик, закалывающий свинью) стоит надпись «DECEMBER». Стрелец прилагается.

Тоже «DECEMBER», но на этот раз уже настоящий, изображенный в виде короля за пиршественным столом (весь урожай собран, можно праздновать). Рядом с ним, естественно, Козерог.

И, наконец, на самом верху, Господь, который, как известно, есть Альфа и Омега, строго взирает на весь этот зодиакальный цикл. Альфа и омега тоже наличествуют.

Надо сказать, что зодиакальная тема в то время была в Шартре в таком почете, что астрологический зверинец присутствует не только внутри собора, но и снаружи. На архивольтах над левым входом на северном портале, например (тоже тринадцатый век). На внешнем архивольте собственно зверинец, а рядом с ним, на внутреннем — символы месяцев, плюс-минус аналогичные тем, что на витраже.

Козерог и Водолей:

Водолей, Рыбы, Овен, Телец:

Телец и Близнецы:

Лев, Дева и Весы:

Весы, Скорпион (смахивающий на шестиногого крокодила) и покалеченный временем Стрелец. Мужик под Стрельцом в зодиакальный круг не входит — он просто себе мужик.

Еще один зодиак — на этот раз уже двенадцативечный, на архивольтах левого входа западного, так называемого Королевского портала. Тоже в формате «знак плюс месяц».

Полуоббитый Стрелец и Скорпион. Два обнимающихся мужика за праздничным столом — это не Близнецы, это символ декабря (см. выше празднующего короля, пристроенного на витраже к Козерогу).

Скорпион крупным планом (я фанат местных Скорпионов!):

Ну и вы будете смеяться, по соседству, на том же Королевском портале скульпторы, чтобы жизнь медом не казалась, прилепили ЕЩЕ ОДИН зодиакальный цикл. :-)) Вот он, на левой колонне из тех двух, что между двумя дамами с косами:

Итого получается четыре зодиакальных цикла: один внутри на витраже плюс еще три скульптурных снаружи. Строго говоря, я даже не уверена, что на каком-нибудь из фасадов не притаился еще и пятый — на одном только Королевском портале двести скульптур (а он еще далеко не самый «населенный», на северной стороне как минимум втрое больше будет), так что тут год можно ходить с разинутым ртом — и все равно что-нибудь пропустишь. Но все, что мы нашли, я вам честно показала. :-))

Источник

Оцените статью