- Краткое содержание Шагреневая кожа Бальзака
- Бальзак. Все произведения
- Шагреневая кожа. Картинка к рассказу
- Сейчас читают
- «Шагреневая кожа», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака
- Часть I. Талисман
- Часть II. Женщина без сердца
- Часть III. Агония
- Краткое содержание романа «Шагреневая кожа» (Оноре де Бальзак)
- Главные герои
- Краткое содержание
- I. Талисман
- II. Женщина без сердца
- III. Агония
- Эпилог
Краткое содержание Шагреневая кожа Бальзака
В первой части романа («Талисман») Рафаэль де Валантен, разочаровавшись в жизни, решает покончить с собой, бросившись в реку Сену с моста ночью. Перед этим он проигрывает последние деньги и, чтобы скоротать время до ночи, заходит в лавку с древностями. Там сухонький старичок предлагает ему стать владельцем удивительной реликвии – шагреневой кожи. Сзади на этом кусочке печать Соломона и пояснение, что придется отдавать свою жизнь в обмен на исполнение любых желаний. Юноша соглашается на рисковую сделку.
Выйдя из лавки, он встречает приятелей. Они предлагают писать оппозиционную газету. Молодой человек идет с ними на ужин к богачу Тайферу. Они праздно проводят время. После ужина приходят танцовщицы, пытаясь выдавать себя за невинных ангелов. С двумя такими – Акилиной и Ефрасией – Рафаэль с другом Эмилем разговорились. Девушки не верят в любовь и прожигают жизнь.
Во второй части («Женщина без сердца») Рафаэль повествует о своей безответной любви к красавице русского происхождения Феодоре, которая оказалась пустышкой, но довольно богатой. Ради нее он совершал глупости, наделал долгов, страдал, пытался завоевать ее и стать частью высшего света. Запутавшись вконец, он хотел умереть. Жизнь Рафаэля как качели – то богатство, то банкротство родителей; то неутомимый труд над научной работой, скромная жизнь, то мотовство и праздность.
В тяготах его поддерживали хозяйка его квартиры госпожа Годэн и ее дочь Полина, которую он учил игре на фортепиано в благодарность за услуги по быту.
В конце второй части романа пьяный Рафаэль захотел стать миллионером. Наутро желание сбывается – он становится наследником богатого родственника из Калькутты.
Каждый раз, как желание исполняется, шагреневая кожа съёживается. В третьей части романа («Агония») Рафаэль осознает, что жизнь коротка. Но тут в театре он видит Полину – она прекрасна и теперь богата. Он загадывает, чтобы она любила его. Вскоре они женятся. Шагрень все меньше. В сердцах он выбрасывает ее в колодец в своем саду. Садовник через время возвращает ее. Растянуть кожу не помогли ни зоолог, ни физик, ни химик. Кожу не изменило ничто: ни пресс, ни реактивы.
Рафаэль заболевает чахоткой. Врачи помочь не могут. На курорте люди игнорируют его. Из-за конфликта он убивает на дуэли человека. Пытается жить в деревне, но жалость местных гонит его в Париж. В опиумном сне существует, пока не умирает от желания к своей Полине, разыскавшей его, в ее объятиях.
Роман учит — как пагубно в молодости хотеть все и сразу и поддаваться порочным страстям
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Бальзак. Все произведения
Шагреневая кожа. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Однажды летом в лесу поспевают разнообразные виды ягод и грибов, но люди, посещающие лес, по каким-то непонятным причинам отдают предпочтение исключительно ягодам, совершенно игнорируя грибы.
С первых страниц рассказа мы видим, что все события происходят на Крымском побережье. Перед нами предстают бродячие артисты, среди которых был прелестный пудель Арто
На раннее творчество писателя серьезное влияние оказали произведения Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, особенно при создании внешнего облика героев. Наподобие признанных писателей, Томас Манн зачастую иронично относится к собственным персонажам.
В 1933г в деревне, где проживал ребенок по имени Витя, наступил голод. Исчезли голуби, замолкли псы и веселые крики ребятишек. Пищу каждый искал себе сам, кто как умел.
Простая душа – роман, написанный в 19 веке популярным писателем. В нем рассказывается о жизни простой женщины. Жизни, очень скоротечной и, порой, просто невероятной. Это произведение, созданное в последние годы жизни автора
Источник
«Шагреневая кожа», краткое содержание по главам романа Оноре де Бальзака
Часть I. Талисман
В конце октября 1829 года в игорный зал приходит молодой человек. Лицо белокурого юноши ещё светится очарованием невинности, но вместе с тем на нём лежит и отблеск сладострастного порока. Незнакомец проигрывает последнюю золотую монету и решает покончить жизнь самоубийством. Перед смертью он ходит по Парижу, изучает продающиеся книги, отдаёт последние су нищим, любуется хорошенькой женщиной.
В лавке древностей перед лицом юноши проходит вся история мира, начиная с Древнего Египта и заканчивая эпохой Ренессанса. После заката солнца перед героем появляется маленький, худенький старичок в чёрном халате и предлагает показать ему изображение Иисуса Христа кисти Рафаэля.
Картина потрясает молодого человека своей реалистичностью. Он признаётся хозяину лавки, что хотел покончить жизнь самоубийством из-за унизительной нищеты. Старичок предлагает помощь. Он указывает на висящую напротив картины Рафаэля шагреневую кожу. Лоскуток, величиной со шкурку лисицы, с обратной стороны содержит печать Соломона и надпись-предупреждение. Старик говорит, что сам никогда не пробовал владеть шагреневой кожей, а своё благополучие построил на отказе от двух раздирающих человека принципов – желания и возможности. Он предпочитал знать и видеть и жить разумом, а не сердцем. В отличие от старика юноша желает прожить бурную жизнь в наслаждениях вином, весельем и женщинами. Старик смеётся над его желанием. Юноша хватает шагреневую кожу и выбегает на улицу, где встречает трёх своих друзей.
Рафаэль де Валантен (так зовут главного героя романа) отправляется вместе с ними на ужин к банкиру Тайферу, решившему организовать оппозиционную королевской власти газету. Общество из подающих надежды молодых писателей, художников и учёных наслаждается едой и вином, болтает о политике, рассуждает об устройстве государства. После ужина молодые люди направляются в залу, где их встречает целый сераль очаровательных женщин самых разных национальностей. Прекрасные дамы выглядят невинными, но скрывают внутри себя самый изысканный порок.
Рафаэль и его друг, журналист Эмиль, беседуют с двумя девушками – величественной красавицей Акилиной, чей возлюбленный погиб на эшафоте, и хрупкой девой Ефрасией, не верящей в любовь.
Часть II. Женщина без сердца
Рафаэль рассказывает Эмилю историю своей жизни. Он окончил колледж, затем, под руководством отца, учился адвокатскому ремеслу. Отец Рафаэля, человек серьёзный и сухой, держал его в строгой узде. После получения образования герой приобщается к семейной тяжбе. Суд заканчивается разорением. Через десять месяцев отец Рафаэля умирает.
Родственники отворачиваются от бедного юноши. Три года он живёт на оставшиеся после продажи имущества деньги, питаясь только хлебом, колбасой и молоком. Во время занятий наукой Рафаэль близко сходится со своей квартирной хозяйкой, г-жой Годэн и её четырнадцатилетней дочерью Полиной, которую, в благодарность за заботу, начинает учить игре на фортепиано. К девушке он относится как к сестре, отчасти из-за нежелания совращать её невинность, отчасти потому, что она бедна. Как-то раз Рафаэль встречает Растиньяка. Тот вводит его в высшее парижское общество и знакомит с неприступной красавицей русского происхождения, графиней Феодорой. Пытаясь влюбить её в себя, Рафаэль влюбляется сам. Отчаянно добиваясь любви Феодоры, молодой учёный тратит на визиты к ней последние деньги. В какой-то момент между ними происходит объяснение, в котором девушка предостерегает Рафаэля от каких-либо любовных признаний. Как друг герой ей нужен, как возлюбленный – нет.
Растиньяк помогает Рафаэлю добыть 50 экю, найдя человека, готового заплатить за рукопись исторических мемуаров. На прогулке Феодора просит юношу написать родственнику, герцогу де Наваррену, письмо с просьбой замолвить за неё словечко. Как только Рафаэль это делает, графиня тут же отдаляет его от себя. Юноша начинает проникать в тайники её души – жёсткой, холодной, эгоистичной.
Полина подбрасывает Рафаэлю деньги для того, чтобы он мог пойти в театр с Феодорой. Юноша пытается узнать любимую с телесной стороны. Он прячется в её спальне, слушает, как поёт графиня, наблюдает за её безмятежным сном. Затем Рафаэль просит Феодору о свидании. Он ведёт себя с ней максимально очаровательно, но не овладевает телом, желая овладеть душой. Пылкое признание в любви вызывает в графине скуку.
Рафаэль признаётся Растиньку в том, что хочет покончить жизнь самоубийством. Эжен предлагает другу убить себя более изысканно – через наслаждения. Рафаэль уезжает из мансарды г-жи Годэн. Полина прощается с ним со слезами. Растиньяк на деньги, полученные Рафаэлем за работу, выигрывает 27 тысяч франков. Главный герой начинает прожигать жизнь. Он прогуливает все деньги, делает долги, расплачивается с кредиторам, продав остров с могилой своей матери. У Рафаэля остаётся 2 тысячи франков, но вернуться к спокойной жизни учёного он не может – Феодора всё ещё занимает его сердце.
Пьяный Рафаэль прерывает свой рассказ, чтобы пожелать стать миллионером. Он делится с Эмилем тайной шагреневой кожи, уменьшающейся с каждым его желанием и сокращающей срок его жизни.
Утром банкир Кардо извещает Рафаэля о том, что он стал наследником шести миллионов. Их юноше оставил родственник матери – некий калькуттский майор О’Флаэрти.
Часть III. Агония
У особняка маркиза де Валантена старый слуга Ионафан встречает учителя Рафаэля, г-на Поррике. Ионафан рассказывает ему о странном образе жизни своего господина: последний требует, чтобы всё в доме подчинялось строго заведённому порядку; он просит старого слугу предугадывать его желания и не задавать ему вопросы со словами «угодно» или «желаете». Поррике просит Рафаэля помочь ему, и тот, по доброте душевной, желает, чтобы его старому учителю вернули доходную должность. Висящая перед героем шагреневая кожа, обведённая красным контуром, тут же уменьшается. Рафаэль приходит в ужас, но понимает, что сделанного не воротишь.
В Итальянском театре герой встречает Полину. Она настолько прекрасна, что к ней прикованы взоры всего общества. Рафаэль желает, чтобы девушка полюбила его. Шагреневая кожа не меняет своих размеров.
Полина и Рафаэль признаются друг другу в любви. Девушка рассказывает, как зарабатывала деньги на веерах, чтобы юноша мог носить чистые рубашки и пить вдоволь молока во время своей бедности. Молодые люди решают пожениться. Рафаэль видит, что шагреневая кожа продолжает уменьшаться. В порыве ярости он выкидывает лоскут в сад.
Полина и Рафаэль наслаждаются счастье. Садовник вылавливает в колодце остаток шагреневой кожи. Рафаэль ссорится с Полиной.
Зоолог, г-н Лавриль, определяет шагреневую кожу как кожу редкой породы осла – онагра, встречающегося в Персии, и говорит, что она, как все элементы нашего мира, может сжиматься и растягиваться. Профессор механики Планшет отводит Рафаэля к Шпигхальтеру. Там они пробуют растянуть кожу под огромным прессом, но кожа остаётся неизменной. Химик Жафе пробует подвергнуть её воздействию реактивов, и это тоже не даёт никаких результатов.
Рафаэль начинает кашлять, как чахоточный. Бьянош собирает медицинский консилиум. Один из врачей считает, что у Рафаэля больной желудок, второй – душа, третий – и то, и другое. Героя отправляют на воды. Местное общество не принимает его. Рафаэля вызывают на дуэль. Он убивает противника, после чего переезжает в другую местность. Свои последние дни герой проживает на лоне дикой природы. Когда деревенские жители начинают его жалеть, Рафаэль возвращается в Париж. Он просит Бьяноша выписать ему настойку с опием, чтобы жить хотя бы во сне.
Смерть приходит к Рафаэлю в объятиях Полины, которую он желает больше всего на свете.
Источник
Краткое содержание романа «Шагреневая кожа» (Оноре де Бальзак)
Всем посетителям сайта рекомендуем читать краткое содержание романа «Шагреневая кожа», возглавляющего целую серию философских произведений О. де Бальзака. Обладающий волшебной силой талисман главного героя олицетворяет собой роковую обреченность человека, охваченного эгоистическими желаниями и страстями.
Главные герои
Рафаэль де Валантен – молодой человек; начинающий писатель, познавший нищету, всевозможные пороки, безответную и счастливую любовь, сказочное богатство. Рафаэль получает в подарок волшебный талисман (шагреневую кожу), который исполняет его желания, но при этом приближает к смерти.
Растиньяк – приятель Рафаэля, беззаботный «прожигатель жизни», великосветский эгоист.
Графиня Феодора – «полурусская парижанка», символ бездушной женщины из высшего света.
Полина – бедная девушка, неожиданно ставшая богатой наследницей; олицетворение чистой и светлой любви.
Краткое содержание
I. Талисман
Осенью 1829 года в один из парижских игорных домов заходит молодой человек (Рафаэль). Немногочисленная публика и игроки отмечают на его лице «мрачную бесстрастность самоубийцы». Молодой человек ставит на «черное» последнюю золотую монету и проигрывает.
С обреченным видом молодой человек выходит на улицу и медленно идет по городу. Выйдя на середину Королевского моста, он задумчиво смотрит на Сену с намерением броситься вниз.
Молодой человек принимает решение отложить самоубийство до наступления темноты. На набережной он отдает последнюю мелочь нищим, а затем заходит в «лавку древностей».
Будущий самоубийца с интересом осматривает многочисленные произведения искусства, принадлежащие разным историческим эпохам: египетские мумии, средневековое оружие, древнегреческие статуи, буддийские идолы и т. д.
В последней зале внимание молодого человека привлекает запертый ящик. Проводник говорит, что в нем находится великая картина. Он уходит за хозяином лавки, у которого хранится ключ от ящика.
Спустя какое-то время в залу приходит старик с лампой. Он отпирает ящик и показывает посетителю «изображение Иисуса Христа кисти Рафаэля». Восхищенный бессмертным творением молодой человек восклицает: «Ну что ж, значит – смерть!». Встревоженного хозяина он успокаивает, заметив, что имел в виду свое самоубийство.
Молодой человек объясняет старику, что принял решение расстаться с жизнью исключительно из-за «унизительной нищеты». Тот в ответ говорит, что может сделать несчастного бедняка самым богатым и могущественным человеком на свете.
Старик показывает молодому человеку старинный талисман – лоскут шагреневой кожи. На нем на санскрите написано, что все желания хозяина талисмана будут исполняться, но при этом одновременно будет убывать срок его жизни и уменьшаться размеры кожи.
Старик предупреждает о том, что молодой человек должен ограничивать свои желания. В зависимости от их силы и количества он будет приближать свою смерть. Таким образом, обладание таинственным талисманом является «отсроченным самоубийством».
Молодой человек, не принимая во внимание предостережения старика, желает немедленно попасть на «роскошный пир». Выйдя из лавки, он сразу же сталкивается с тремя приятелями. Друзья говорят, что уже давно разыскивают его с целью представить одному богатому банкиру, основавшему на днях новую газету.
Приятели приводят молодого человека в дом банкира – роскошный особняк, где уже собралось множество известных в Париже людей. Для гостей накрыт богатый стол, уставленный изысканными угощениями и разнообразными винами. Рафаэль садится вместе с талантливым журналистом Эмилем. Начинается шумное пиршество. Между постепенно пьянеющими людьми завязываются бурные споры.
После окончания обеда гостей приглашают в другой зал, где их глазам предстает «возбуждающее зрелище» – несколько прелестных женщин в богатых нарядах.
Знакомясь с красавицами, гости разбиваются на несколько групп. Завязываются оживленные разговоры, все громче раздаются пьяные возгласы и смех. Рафаэль и Эмиль усаживаются на диван, где к друзьям присоединяются две женщины: Актилина и Евфрасия.
Рафаэль признается приятелю, что собирался сегодня совершить самоубийство. Чтобы объяснить Эмилю причину, он начинает рассказывать историю своей жизни.
II. Женщина без сердца
До семнадцати лет Рафаэль вел обычную детскую жизнь. Все изменилось после окончания колледжа. Отец Рафаэля был очень строгим человеком. Он подчинил сына «военной дисциплине» и заставил его ежедневно заниматься правом. Свободного времени у юноши практически не было, как и денег на «карманные расходы».
Единственным развлечением Рафаэля были редкие посещения вместе с отцом театров и балов. Правда, среди изысканной публики бедно одетый юноша обычно забивался в угол и с завистью наблюдал за богатыми господами и дамами.
На одном таком бале отец почему-то дал сыну на хранение свой кошелек. Рафаэль не удержался и впервые в жизни сделал ставку за игорным столом. Удача улыбнулась юноше. Он не только вернул отцовские деньги, но и выиграл некоторую сумму. Отец так и не узнал об этом легкомысленном поступке.
В этот вечер состоялся серьезный разговор. Отец торжественно заявил, что двадцатилетний Рафаэль может считать себя мужчиной. Он назначил сыну ежемесячное денежное содержание и полностью посвятил его в свои дела.
Отец уже долгое время вел затяжной судебный процесс. Хорошо изучивший право Рафаэль стал ему в этом помогать. К сожалению, дело закончилось неудачно. Семья была разорена: земли конфискованы, а имущество описано. Убитый горем отец вскоре умер. Рафаэлю в наследство досталось чуть более тысячи франков.
Бедный молодой человек решил придерживаться «монастырского устава» и растянуть эти деньги на три года. За это время он планировал написать выдающееся произведение, которое принесет богатство и славу.
Рафаэль действительно прожил три года в страшной нищете, отдавая все свои силы литературной работе. Он снял очень бедную комнату в глухом районе Парижа и до предела ограничил свои денежные расходы.
Около года молодой человек вел жизнь затворника. Затем произошло сближение «отшельника» с хозяйкой комнаты госпожой Годэн и ее дочерью. Две женщины стали помогать Рафаэлю по хозяйству, а он в ответ начал давать уроки молодой Полине.
Прошлой зимой Рафаэль случайно встретил старого приятеля Растиньяка. Тот высмеял его аскетическую трудовую жизнь и заявил, что таким образом невозможно добиться известности. Растиньяк советовал вести себя как можно наглее и увереннее: интриговать, обманывать, втираться к людям в доверие. Только так можно добиться успеха в высшем свете.
Растиньяк представил Рафаэля известной всему Парижу «женщине-загадке» – очень богатой русской графине Феодоре. У этой красавицы из России было множество поклонников, но никому из них так и не удалось добиться взаимности. Растиньяк посоветовал другу тоже попытаться покорить сердце недоступной графини.
Разговор с Рафаэлем увлек Феодору. Графиня попросила скромного писателя бывать у нее почаще. Сам Рафаэль был впечатлен резким контрастом между своей убогой комнатой и светской обстановкой в доме графини. Возможность обладать русской красавицей стала его заветной мечтой. Возвращаясь вечером домой, бедный затворник решил приступить к «покорению»: «Феодора или смерть!».
Поначалу Рафаэлю действительно удалось «стать своим» для графини. Он стал часто посещать Феодору, вел с ней долгие задушевные разговоры, сопровождал на прогулках. Незаметно для самого Рафаэля тонкая игра с красавицей переросла в губительную страсть.
Эти отношения продолжались три месяца и привели к тому, что у Рафаэля кончились последние гроши. Ради графини он нередко отказывался от еды, заботясь о состоянии своего последнего приличного костюма.
Однажды Феодора после посещения театра пригласила Рафаэля к себе для откровенного разговора. Она высоко оценила его дружбу, но предупредила, что не потерпит признания в любви. Это был полный крах всех надежд бедного влюбленного.
На следующий день Рафаэль рассказал о своем любовном поражении Растиньяку. Тот воспринял эту новость спокойно, так как предвидел именно такую развязку. При содействии Растиньяка Рафаэлю удалось получить кое-какую литературную работу и взять за нее аванс.
Рафаэль продолжал посещать графиню, хотя и прекрасно понимал, что холодная красавица просто играет с ним и использует несчастного влюбленного в своих целях. По просьбе Феодоры Рафаэль познакомил ее со своим дальним богатым родственником графом де Наварреном, который мог оказать помощь в деле признания наследственных прав графини русским императором. Феодора и Наваррен сошлись очень близко и не скрывали своего презрительного отношения к бедному Рафаэлю.
Траты на ухаживания за Феодорой вновь повергли Рафаэля в крайнюю нищету. Он постоянно голодал и даже иногда с мучительным стыдом принимал денежную помощь от госпожи Годэн и Полины.
Страдая от неразделенной любви, Рафаэль не мог понять причину холодного равнодушия Феодоры. Чтобы разгадать «загадку» графини, он решился на сумасшедшую затею – тайно провести в ее спальне ночь.
Однажды вечером Рафаэлю удалось незаметно проникнуть в спальню Феодоры и спрятаться за занавесками. Невольно он подслушал разговор за чаем хозяйки с несколькими гостями. Графиня зло высмеивала Рафаэля и его литературные труды. В защиту друга выступил только Растиньяк.
Проводив гостей, Феодора неожиданно запела. Рафаэль был уверен, что наконец-то сможет увидеть ее «без маски». Перед сном графиня в разговоре с горничной заявила, что никогда не выйдет замуж и не желает иметь детей. Рафаэль всю ночь смотрел на спящую красавицу, а утром незаметно покинул ее дом.
Спустя несколько дней Рафаэль попросил Феодору уделить одному ему целый вечер. Он признался красавице в любви, рассказал о своей бедности и о том, что тайно провел всю ночь в ее спальне. Феодора осталась равнодушной ко всем страданиям влюбленного, заявив, что он сам виновен в них.
Рафаэль в гневе ушел, решив навсегда забыть о жестокой женщине. Он вновь засел за упорный литературный труд, но так и не мог отделаться от воспоминаний о прекрасной Феодоре. За две недели Рафаэлю удалось закончить рукопись. Он отправился за обещанным гонораром к литературному подрядчику.
По дороге Рафаэль встретился с Растиньяком и признался, что задумывается о самоубийстве из-за любви к Феодоре. Приятель посоветовал погрузиться к разгул, ведь неумеренность в удовольствиях тоже может привести к могиле.
Получив деньги, Рафаэль съехал с квартиры госпожи Годэн и пришел к Растиньяку. Приятеля не было дома. Вскоре он появился с несколькими тысячами франков, добытых путем какой-то аферы.
Друзья поделили богатство пополам и стали бездумно «прожигать жизнь», проводя время в пьянках, оргиях и азартных играх. Как и следовало ожидать, деньги быстро закончились. Рафаэль к тому же остался должником по нескольким выданным векселям.
Чтобы расплатиться с долгами, Рафаэль продал последнюю «святыню», которая у него оставалась – небольшой островок, где была похоронена мать. После этой продажи и уплаты долгов осталось еще две тысячи франков, которые позволяли вернуться к спокойной литературной работе. Однако Рафаэль продолжил праздную разгульную жизнь и вскоре вновь остался без гроша в кармане. Последнюю золотую монету он «спустил» сегодня в игорном доме.
Закончив эту историю, уже порядком опьяневший Рафаэль вспоминает про шагреневую кожу. Он достает ее из кармана и кричит на весь зал, что обладает невероятным могуществом и богатством. Рафаэль рассказывает другу про чудодейственный талисман и вместе с ним очерчивает его размеры на салфетке. Эмиль с трудом успокаивает разбушевавшегося приятеля и укладывает его спать.
На следующий день гости и куртизанки с трудом просыпаются после разгульной ночи. Кое-как приведя себя в порядок, все опять усаживаются за стол. Ночевавший дома нотариус Кордо громко объявляет, что может порадовать одного из присутствующих получением огромного наследства. Он сообщает о смерти в прошлом году в Калькутте майора О’Флаэрти – дяди Рафаэля, который долгое время считался пропавшим без вести. В завещании майор оставил наследникам шесть миллионов.
Новость Кордо производит переполох среди гостей. Все начинают бурно поздравлять Рафаэля с богатством. Молодой человек судорожно сравнивает шагреневую кожу со вчерашним чертежом на салфетке и видит, что размеры талисмана уменьшились. Кожа действительно исполняет желания хозяина.
Заметив действия друга, Эмиль громко кричит собравшимся, что Рафаэль обладает волшебной силой. Гости наперебой высказывают свои желания. Рафаэль окидывает всех мрачным взглядом и стремится как можно быстрее напиться и забыть о «губительном своем могуществе».
III. Агония
Рафаэль получает колоссальное наследство, покупает прекрасный особняк и окружает себя роскошью. Навестить его приходит бывший учитель – старик Поррике.
Из разговора со слугой Ионофаном господин Поррике узнает, что Рафаэль ведет очень странную жизнь. Богач во всем полагается на своих слуг и никогда не высказывает собственных желаний.
Поррике обращается к бывшему ученику с просьбой о том, чтобы его назначили инспектором в колледже. Рафаэль, даже не слушая старика, равнодушно говорит, что ничем не может помочь. Невольно он произносит: «От души желаю, чтобы вам удалось…». Эта случайно вырвавшаяся фраза приводит Рафаэля в ярость. Он кричит, что Поррике получит должность. Только что на глазах Рафаэля шагреневая кожа вновь уменьшилась в размерах.
Вечером Рафаэль едет в театр. Среди зрителей он замечает Феодору с новым поклонником. Рафаэль уже давно разлюбил бездушную красавицу и теперь оглядывает ее с презрением.
В соседнюю ложу присаживается какая-то женщина и моментально приковывает к себе внимание всей публики. Рафаэль с изумлением узнает в прекрасной даме Полину. Девушка приглашает его зайти завтра на свою старую квартиру и поспешно покидает театр.
Дома Рафаэль высказывает горячее желание, чтобы Полина полюбила его. Однако кожа не сжимается. Рафаэль выбрасывает талисман в колодец.
На следующий день Рафаэль возвращается в район, где провел нищенские три года. Он узнает, что к госпоже Годэн вернулся с огромным богатством муж из Индии.
Рафаэля встречает Полина, ставшая богатой наследницей. Девушка признается, что уже давно любит его. Рафаэль тоже отвечает ей признанием в любви. По некоторым причинам молодые люди откладывают свадьбу на два месяца.
Влюбленные с нетерпением ожидают дня бракосочетания. Однажды садовник приносит Рафаэлю выловленный в колодце странный предмет – шагреневую кожу. Размеры талисмана заметно сократились.
Рафаэль пытается найти помощь у ученых. Естествоиспытатель Лавриль говорит, что это кожа онагра. По его совету Рафаэль несет талисман к профессору механики и химику. Кожу не может расплющить гидравлический пресс. Она вообще не поддается никаким инструментам и кислотам. Ученые не могут в это поверить и признают талисман необъяснимым чудом.
Огорченный Рафаэль возвращается домой и погружается в тяжелые размышления. Неожиданно он слышит дыхание, а затем голос Полины. Невеста спала на его кровати. Рафаэль высказывает желание поцеловать любимую и умереть. Девушка со смехом поддерживает его.
…Влюбленные просыпаются в объятиях друг друга. Неожиданно у Рафаэля начинается приступ сильного кашля, пугающий Полину.
Через несколько дней Рафаэля осматривают три лучших врача. Они приходят к выводу, что здоровье пациента серьезно подорвано долгой нищенской жизнью и напряженной умственной работой, вслед за чем последовали безудержные кутежи. Эти крайности вызвали у Рафаэля навязчивую идею о связи своей жизни с шагреневой кожей. Доктора уверены, что при правильном лечении можно надеяться на полное выздоровление. Для начала они советуют отправиться на курорт.
Рафаэль приезжает на горное озеро, где надеется обрести покой и не испытывать никаких желаний. Его появление осуждается отдыхающими на курорте. Все боятся, что тяжело больной богач заразит остальных.
Сначала Рафаэлю намекают не появляться в обществе других людей. Он намеренно приходит в курзал. Один молодой человек завязывает с Рафаэлем ссору, заканчивающуюся вызовом на дуэль.
Перед поединком Рафаэль советует противнику извиниться, предупреждая, что его ждет неминуемая смерть. Молодой человек отказывается и промахивается. Рафаэль, даже не целясь, попадает ему точно в сердце. Победа на дуэли приводит к очередному уменьшению талисмана.
Рафаэль переезжает на другой курорт, стараясь избегать общения с людьми. В глухой долине он находит крестьянский дом и принимает решение поселиться у его хозяев.
Много дней Рафаэль живет в этом прекрасном месте, не испытывая никаких страданий и желаний. Здоровье больного поправляется. Он уже начинает надеяться, что нашел спасение. Однажды Рафаэль случайно слышит разговор хозяйки с Ионофаном. Женщина говорит, что жилец выглядит все хуже и, вероятно, скоро умрет.
Рафаэль возвращается в Париж и просит доктора составить ему рецепт приема опия, чтобы все время находиться в сонном наркотическом состоянии. Таким образом он проводит несколько дней, запрещая пускать к себе посетителей.
Однажды Рафаэля выводит из оцепенения голос Полины. Умирающий пытается прогнать любимую и говорит, что ее присутствие для него смертельно. Рафаэль показывает Полине крохотный кусочек шагреневой кожи. Под влиянием пробудившегося в нем желания кожа уменьшается на глазах девушки. Испуганная Полина убегает в другую комнату. Рафаэль настигает ее, сжимает в объятиях и умирает.
Эпилог
На возможный вопрос читателей о том, «что же сталось с Полиной», автор туманно отвечает: эта женщина – чистый образ настоящей любви; неуловимый идеал, витающий в воздухе. А Феодора – встречающееся на каждом шагу женское воплощение современного бездушного общества.
Источник