- Беломорские узоры архангельских мастеров
- От рождения вне забвения
- Сюжеты узоров Севера для души и больше
- Преданья старины глубокой
- Истоки мезенского рисунка или как читать знаки
- Беломорские узоры сегодня
- Северные магические обереги: знаки Бога Велеса и Богини Макошь
- Серебро – традиционный металл для оберегов
- Кто такие Бог Велес и Богиня Макошь
- Амулет Велес: кому подходит
- Амулет Макошь: кому подходит
- LiveInternetLiveInternet
- —Цитатник
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- Варежки.Северные узоры-обереги.
- Варежки: способ вязания, узоры, обереги
- Вязание перчаток. Орнамент на перчатках
Беломорские узоры архангельских мастеров
Беломорские узоры — это собирательное название узорных вышивок и росписей северных народностей Архангельской области.
Само Беломорье было основано из реорганизованной деревни Сорока с присоединением других деревень и сел близ Белого моря. Край там суровый, исторический, со своими преданиями, наскальными росписями — петроглифами и узорами, полными горячего красного цвета, которого так не хватает в этих холодных местах.
От рождения вне забвения
В 1968 году в этих местах было создано экспериментальное предприятие народного промысла Поморья под общим названием «Беломорские узоры». В Архангельске с той поры успешно работают над своими изделиями народные умельцы, собранные со всей области. Здесь рождается деревянная посуда (квасники, ковши, разнообразные по размеру черпачки), сотканные или связанные вручную предметы быта, расписные туеса и короба, каргопольские глиняные игрушки. И, конечно, изделия, вышитые в стиле беломорских узоров, как, например, дорожка на обеденный стол.
Сюжеты узоров Севера для души и больше
Обязательными и самыми любимыми объектами вышивки Беломорья по традиции остаются лошади и птицы.
Изображение коня означает восход солнца. Если в узоре встречается уточка, она символизирует стройную вселенную и заведенный порядок, так как, согласно преданиям, уносит солнышко до рассвета в подводный мир, охраняя его там от напастей. Иногда кажется, что ожили поморские петроглифы (высеченные или нанесенные краской рисунки на камне) и перебрались на посуду, одежду и предметы быта людей.
Говоря о беломорских узорах, нельзя не вспомнить и традиции употребления в быту большой и вместительной посуды. Она была предназначена для общественного пользования во время праздников — чтобы всем хватило — и делалась из дерева, которое украшалось узором. Братины с ковшами наполнялись квасом или брагой, более мелкими ковшиками семья черпала напиток из общей братины — и веселью не было конца.
Всего насчитывается одиннадцать росписей. Вот некоторые из тех, что используются для создания беломорских узоров:
- олонецкая;
- шенкурская;
- ракульская;
- борецкая;
- мезенская и другие.
На деревянное изделие мезенскую роспись наносят, используя специальные лопаточки (тиски) или мягкие кисти. Сверху рисунок покрывают олифой, после чего он загорается золотым оттенком — «оживает»
Как правило, узоры и росписи полны символов. А загадки их исходят из древнего письма поморов, которое описывало окружающий мир и стихии природы. Знаки орнаментов и узоров беломорских росписей несут в себе определенный смысл.
Преданья старины глубокой
На сегодняшний день большинство беломорских узоров в Архангельске создаются с применением традиций и приемов старинных мезенских мастеров, которые, как правило, состоят из геометрических фигур в черно-красных тонах на белом фоне с вкраплениями зеленого.
Истоки мезенского рисунка или как читать знаки
В основе рисунка лежат древние мифы и восприятие мира северными народами.
Частое использование многоярусности относится к шаманским, колдовским традициям и означает три мира — небесный, наземный и подземный.
В мезенской росписи традиционно средний ярус заполнен оленями или конями, в верхнем — птицы. Иногда в узорах встречаются вереницы черных или красных коней с солярными знаками вокруг. Это может означать их неземное существование.
Обычно ярусы графически разделены полосками, которые заполняются повторяющимся мотивом. Чтобы прочитать мотив, надо рассмотреть его расположение, потому что одна и та же прямая линия может означать небеса, а может и землю, в зависимости от того, где находится знак: внизу или вверху композиции.
Землю как символ защиты, плодородия, хлеба часто изображают квадратом.
Беломорские узоры сегодня
Поморские женщины знают и хранят много секретов об узорах и росписях. Например, они владеют особой техникой рисования птицы одним мазком. Это символичный «приморский голубок» или, как ее здесь называют, «птица счастья».
Каждая местная женщина знает: чтобы излечиться в случае болезни, надо выполнить вышивку особым образом — с изображением больной части тела или своего образа, разместив рядом определенные символы.
Известны и обереги для долгой и благополучной жизни, которые можно вышить по схеме крестом, используя красные нити.
Поморы верили в силу ручной вышивки, поэтому часто прибегали к изображению особых знаков. На игрушках рисовались узоры, оберегающие детей. Мужская рубаха расшивалась на силу, здоровье и удачу.
Женщины и девушки северных народов издавна любят украшать свои одежды. Но особо расшивались праздничные вещи. Хоть одна, но должна была быть в сундуке у каждой. Это золотое шитье, дополненное вставками из натурального жемчуга.
Все истории и традиции поморов, выраженные в узорах и отделках предметов быта, исторические и самые лучшие современные, хранятся в музее предприятия «Беломорские узоры».
Музей находится по адресу: г. Архангельск, ул. Шубина, 3.
Его можно посетить во время экскурсии, чтобы своими глазами увидеть технику изготовления изделий из дерева, тканей, вышитых и разукрашенных.
Здесь созданы специальные экспозиции старинных предметов быта из камня, глины, дерева, тканей. Побывав в музее, можно пожалеть лишь о том, что прошли те времена, когда любой дом был украшен изысканной росписью и вышивкой. Ведь так и сияли от красного с белым и вкраплений черного ларцы, сундуки, короба, чаши.
Источник
Северные магические обереги: знаки Бога Велеса и Богини Макошь
Серебро – традиционный металл для оберегов
Ведающие считают, что серебро способно отгонять худо. Женщины любят серебряные украшения за красивый блеск. Мужчинам нравятся весомые, крупные обереги из серебра. Для детей выбирают лёгкие и недорогие подвески.
Двух Богов Магии ведаем на Севере: Велеса, Бога Трёх Миров, да Макошь, Богиню Судьбы. Во многом схожи они меж собой, от того даже рождаются домыслы, будто эти Боги составляют семейную пару. Но домыслы эти не верны. У Велеса и Макошь много общего, но и различий достаточно. Нынче же поговорим о том, зачем выбирают люди северные магические обереги Велеса и Макошь. Читайте, да узнавайте, когда можно обратиться к этим Богам.
Кто такие Бог Велес и Богиня Макошь
Называют их на Севере Богами Магии. К Велесу да Макошь чаще всего обращаются Ведающие в обрядах, их просят об усилении чародейных способностей да исполнении чаяний. Ведают они и будущее, да каждый своим способом.
Бог Велес создан Родом-Творцом, как Бог Трёх Миров. Магические амулеты и обереги Велеса помогают Ведающим в обряде перемещаться мыслями между мирами. Велес учит ясновиденью, помогает развить интуицию, обрести чародейную силу. В этом его сходство с Богиней Макошь. А отличие вот в чём: обращаются к Велесу кроме того и как к покровителю домашнего скота, а, значит, и Богу, приносящему богатство. Просят его о материальном благополучии, о защите нажитого от худых людей.
Неведомо, как появилась славянская Богиня Макошь. Знаем же, что прядёт она нити судьбы для всех людей и даже Богов. Отсюда пророческие знания Богини Макошь. Северные магические обереги Макошь используют в обрядах гадания, наравне со знаками Бога Велеса. Но просят у Богини Макошь и о другом. Обращаются к ней за исполнением чаяний, с просьбой вплести желанное событие в узор жизни. Женщины просят Богиню Макошь о семейном счастье, рождении детей и о защите близких от худа.
Амулет Велес: кому подходит
Коли видите различие между Богом Велесом и Богиней Макошь, должно быть, заметили, что обереги Велеса более подойдут мужикам, а знаки Макошь – жонкам. Различие это значимо, прежде всего, для Мирян. Ведающие в обрядах прорицания равно обращаются к Богу Велесу и Богине Макошь.
Самый известный оберег Велеса зовётся Бычья Голова. Он напоминает перевёрнутую букву «А». Этот оберег связан с одной из ипостасей Бога Велеса – покровителем домашнего скота. Другие обереги связаны с оборотническими способностями Бога Трёх Миров – это знаки Медвежья Лапа и Волчья Лапа, иногда их иначе зовут Велес Летний (в облике медведя) и Велес Зимний (в облике волка). Обереги Велеса особенно сильны, когда сделаны из материалов, связанных с силой могучих зверей. Потому столь много его знаков вырезают из кости быка или найденных в северных лесах лосиных рогов.
Встречаются и другие символы Бога Велеса. Змеевик – символ Велеса, как покровителя змей. Триглав – знак, указывающий на умение Бога Магии ходить меж трёх миров. К северным магическим оберегам относим, конечно, и чуры Бога Велеса.
Амулет Макошь: кому подходит
Северные магические обереги Богини Макошь могут равно носить мужчины и женщины. Однако, выбирают их чаще жонки. Видно, характер Богини Макошь женщинам более понятен. Да и есть ещё одна особенность: многие обереги Богини Макошь жонки изготавливают сами. Это женское рукоделие, которым мужчины не занимаются.
Самый известный оберег Богини Макошь – Родовик. Это – единственный знак, который встречается в магических амулетах и оберегах Макошь в неизменном виде. Это свастический узор, символ бесконечного круга жизни и перерождения душ. Остальные же обереги Богини Макошь, так или иначе напоминают о нитях судьбы, которые она плетёт, и могут внешне отличаться друг от друга.
Иногда мастера символически изображают на обереге саму нить судьбы, которую прядёт Богиня Макошь. Строгих правил изображения этой ниточки нет, потому выглядит она всякий раз по-своему. Чаще всего, узнаётся этот символ по изгибам ниточки: она то поднимается, то падает, подобно тому, как в жизни чередуются радости и печали. Символом для обращения к Богине Макошь может быть и чередование чёрного и белого цвета. Например, чёрный и белый оберег из камня.
Макошь – славянская Богиня Судьбы
Она плетёт нити жизней: кому белую, а кому и чёрную. От этой ниточки зависит счастье человека. Но не только Боги создают судьбу! Богиня Макошь любит смелых, трудолюбивых и упорных людей. По нраву Богине Судьбы те, кто сам создаёт своё счастье.
Самый же сильный оберег Богини Макошь тот, что женщина создаёт своими руками. Обращённым к Макошь, Богине Судьбы, считают всякое женское рукоделие с нитями. Особо, конечно, пряжу на веретене, ведь и сама Богиня Макошь именно так спрядает нить судьбы каждого человека.
Веретено может быть большим, рабочим. Тогда хорошо бы жонке не только использовать его в магических обрядах, но и уметь самой соткать ниточку на таком веретёнце. Может же быть и малое веретено, конок – так на Севере звали магический амулет. Такое веретено используют только для обрядов и заговаривают на добро или изгнание худа.
Ещё один символ обращённый к Богине Макошь – обережная вышивка. Для такой вышивки используют три традиционных цвета нитей: красный, белый и чёрный. Обращённой к Богине Макошь считается всякая обережная вышивка, но есть и отдельные знаки, посвящённые ей. Среди них и Родовик, и «нить Макошь» – непрерывная волнистая нить, есть и другие знаки. Особо хорошо, когда такая вышивка сопровождается заговорами, помогающими вложить в узор чаяние мастерицы.
Думаете, трудно освоить обережное рукоделие? Среди узоров есть и простые, а со временем умение вышивать знаки Родных Богов приходит ко всем, кто желает этому обучиться.
Надеемся, теперь вы видите разницу между оберегами Бога Велеса и Богини Макошь, да понимаете, к кому из них стоит обратиться именно вам. Помните, что Родные Боги помогают всем, равно мужикам и жонкам, Мирянам и Ведающим, но всё же лучше о своём деле просить того Бога, который в этом более может пособить.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
ЯЗЫК МАРИНОВАННЫЙ Язык говяжий( свиной тоже подойдет) Чеснок .
/ Невероятно вкусная, сочная и очень большая котлета Шикарный рецепт, который у вас будут спра.
ВАМ ПОЗИТИВ НА ВЫХОДНЫЕ Дабы позитивное настроение было всегда с Вами, мы собрали очередную по.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Варежки.Северные узоры-обереги.
Варежки. Вязание северных узоров.
Северное узорное вязание сохраняет глубокую традицию эпического образа. В районах Архангельской области (особенно в Лешуконском, Мезенском и Пинежском) распространено вязание цветного узорного орнамента на чулках и рукавицах (варежках). Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни с мотивами узорного ткачества. И, как говорят мастерицы, нет ни одного тканого узора, который нельзя было бы вывязать на спицах. Из поколения в поколение передавались не только приемы вязания, но и характерные для каждой местности узоры и цветовая гамма. Они служили своего рода «паспортом»: по ним определяли, из какой местности человек. В Пинежье эти особенности сохранились до сих пор в орнаментации, в порядке расположения узоров на изделиях, в расцветке. |
Схемы орнаментирования вязаных изделий условно можно разделить на три группы:
— Однообразный крупный орнаментированный мотив по одноцветному контрастному фону.
— Однообразный одноцветный мотив по двухцветному или многоцветному фону, состоящему из цветных горизонтальных полос равной ширины.
— Несколько орнаментальных мотивов, расположенных горизонтальными бордюрами один над другим, на контрастных полосах.
Нередко одна схема дается в сочетании с другой. Северные народные узоры очень технологичны и построены так, что нить по изнанке тянется не более, чем на 5 петель и редко через семь. Все узоры начинаются со счета петель 3 — 3:3 , т.е. первый ряд всегда вяжется петлями двух цветов, три петли одного цвета чередуются с тремя етлями другого. Эта закономерность сохраняется на протяжении всего узора и обязательно повторяется через два ряда в третьем; зная об этой особенности можно восстановить любой узор, даже очень сложный. При всем многоцветье узоров в работе одновременно заняты нити двух цветов. А в три цвета вяжут только опытные вязальщицы, т.к. по изнанке нити провисают и их обязательно надо закреплять.
Расцветка вязаных изделий зависит от того, какими узорами они украшены. Сетчатые узоры из простых мотивов обычно вяжутся двумя цветами (черно-белыми, черно-желтыми, сине-красными, желто-бордовыми и т.д.).
В орнаменте часто встречается ромб с двумя отростками на каждом углу, включаемый в диагональную сетку.
В вязаных изделиях крупный узор разделяется цветом на множество поперечных полос. Варежки делаются сплошь узорные, кроме резинки, связанной в полоску. Чулки вяжутся целиком узорные, иногда узором покрывается только их верхняя часть.
Мотивы семеричных бордюров
Семеричные бордюры одного изделия обычно бывают двух видов: желто-черные часто с красными вкраплениями и зелено-красные, могут быть с белыми вкраплениями. Окаймляющие бордюры одного изделия тоже по расцветке двояки: красно-белые и черно-желтые (белые), причем цвета должны повторяться через узор, т.е. если вяжется окаймляющий бордюр красно-белого цвета, семеричный бордюр должен быть черно-желтый, но в следующем семеричном бордюре должны быть обязательно красно-белые цвета. Иногда белый цвет заменялся на зеленый и оставался только вкраплениями в центре узора, тогда как окаймляющий бордюр вязался красно-белым для придания вещи нарядности. В Пинежском орнаменте представлены семеричные бордюры из мотивов.
Варежки с семеричными узорами и «рубцом»
Варежки: способ вязания, узоры, обереги
Варежки обычно выполняют по кругу на пяти спицах: на четырех находятся петли, а пятой вяжут .
Вязать варежки начинают с резинки 2×2; 1×1; 2×1 (2 петли лицевые, 2 изнаночные и т.д.) полосами произвольной ширины и цветов пряжи на высоту примерно 4-5 см. Закончив резинку, приступают к вывязыванию рисунков. Все узоры начинаются одинаково. Три петли одним цветом, три петли -другим. Поэтому, когда рассчитываем перед началом вязания количество петель для варежки и узор, общее количество петель должно делиться на двадцать, для того чтобы легче было распределить их на четыре спицы.
Теперь вяжем по часовой стрелке по внешней стороне круга чулочной вязкой по схеме до основания большого пальца. Спица, с которой мы начали вывязывание орнамента, считается первой, а соединение узора, или срост, на варежке должно находиться на ребре ладони. Это место считается наиболее незаметным при носке варежки.
Соответственно с этим отверстие для большого пальца правой руки мы делаем на третьей спице, предварительно провязав 2 (или 3, если большой размер варежки) петли, снимаем 9-10 петель на булавку и снова набираем столько же петель. Если у нас в работе две нити, набираем их по очереди, чтобы они не провисали.
Отверстие для большого пальца для левой руки мы делаем на четвертой спице, сначала сняв 9-10 петель и набрав их вновь, но при этом также оставляем на спице 2-3 петли с края, которые и провязываем. Эти петли нужны для того, чтобы палец не получился на боку (ребре) варежки.
Закончить варежку можно несколькими способами. Наиболее старинный способ — провязывание каждых двух первых петель на каждой из четырех спиц в каждом ряду. В современной практике этот способ используется при вязании носков. Современные северные мастерицы-вязальщицы используют при работе способ заканчивания варежки «мыском» или «домиком», потому что конец законченной варежки напоминает крышу дома. В этом случае провязываем вместе в каждом ряду первые петли в начале первой и третьей спиц за заднюю стенку и последние второй и четвертой за переднюю. Когда на спицах остается четыре петли (на каждой по одной) их стягивают на одну нить и закрепляют.
Большой палец удобнее вязать на трех спицах. Узор для него выбирают простой, типа шахмат, лесенки или крапинок. Иногда его вяжут одноцветным, но в этом случае палец получается не таким теплым и быстро протирается.
Варианты вязки узоров на большом пальце варежек
Размер варежек определяется не только выбранным узором, но и толщиной пряжи, и плотностью вязания. Варежки всегда стараются связать плотными, чтобы были теплее. Для этого на Пинеге пользуются так называемым «бабушкиным вязанием». Все рукавицы и чулки вяжут, как в старину, не с пальца, а с накидом, т.е. каждый раз накидывают нить на спицу, а не снимают ее с пальца. В результате этого получается более плотный узор, ровнее петли и соответственно орнамент.
Вариант узора варежки с мезенским узором. Распространен на Пинеге
Для вязания орнаментов пользуются пряжей из овечьей шерсти натуральной окраски, но чаще крашеной. С давних времен мастерицы пользовались естественными красителями, главным образом растительного происхождения, но постепенно их заменили анилиновые. Современные мастерицы пользуются уже ими, и только отдельные старые мастера сохраняют секреты приготовления натуральных красителей.
Часто орнамент вяжут одним цветом, а фон — полосатым. Иногда меняют и цвет узоров, и цвет фона — такие варежки распространены в основном в Лешуконском районе.
Постепенно в ходе веков менялась, совершенствуясь технология, но темы изображений, рисунки и знаки наносимые на предметы ремесла, охранялись традицией. Их не меняли, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заюганательное. Было страшно их изменять, так как магия играла ведущую роль в верованиях язычников и эти рисунки и должны были свято охраняться, они дожили в народном искусстве до наших дней.
Узоры орнамента — это не просто украшение, надуманные завитушки, нет, это запечатленный рассказ о далеком прошлом, и только так следует их воспринимать.
Например, так называемый меандр, напоминающий прямоугольно загнутый крючок, изначально был нанесен самой природой на поверхностный слой дентина — вещества бивня. А с бивней мотив меандра перешел на другие вещи. И на русском севере он встречается не только в археологических раскопках древнейших стоянок, но и на варежках, рубахах, полотенцах всех последующих веков. Эти мотивы напоминают свастику. Этот знак выражал привет, пожелание благополучия.
Ведь в переводе с санскритского свастика объясняется как «дарующий все хорошее, приносящий счастье». Знаком свастики, начиная с глубокой древности, у предков славян и арьев стал обозначаться свет, солнце как источник жизненного счастья, да и самой жизни. Этот знак прослеживается от Архангельска до Бенареса. В Индии он распространен очень широко — им украшают одежду, дома. На севере существовало два вида свастики: женская и мужская. Женская — против часовой стрелки, мужская — по часовой.
Узоры придавали вещам магическую силу: чулки и рукавицы должны были защищать не только от холода, но и от всяческих бед и напастей. Кроме этого существовал специальный прием, при выполнении которого удваивалась магическая сила оберега. Этот прием называется вывязывание обручка (на верхнем фото — в центре, на нижнем — слева).
Обручок — перевив из двух или более ниток обычно контрастного цвета, выполняемый после окончания вывязывания резинки и до начала вывязывания орнамента. Для того, чтобы получился обручок берем два клубка ниток и по очереди от двух клубков начинаем провязывать ряд изнаночными петлями, при этом нити находятся перед работой и сначала вяжется вторая нить от спицы. Провязанная петля снимается, на правую спицу, а нити после этого меняются местами, сейчас нить, которая была первой, становится второй, провязываем ее тоже изнаночной петлей,при этом нить идет сверху предыдущей и как бы обвивает ее. Так продолжаем по всему периметру рукавицы, В результате получается как бы шнурок, скрученный из двух или более ниток, прикрепленный к рукавице. Он и является оберегом.
Наиболее старинный способ вязания рукавиц — с рубцами — плотная горизонтальная вязка, состоящая из 3-4 полос, где каждая полоса — два вязанных ряда. Рубец вяжется вместо резинки сразу из двух клубков. Набираем на спицы число петель, которое рассчитано так же, как и у предыдущей варежки, берем два клубка ниток одного цвета, первый ряд вяжем изнаночными петлями двумя нитками через петлю (первую петлю вяжем ниткой из первого клубка, вторую — из второго, третью снова из первого и т.д.), при этом нитки меняются местами перед работой, т.е. находятся перед вязанием. Второй ряд вяжем лицевыми петлями из одного клубка. Каждые 2 ряда, связанные этим способом, представляют собой один ряд «рубца».
При вязании «рубца» надо учитывать, что все петли вяжутся с накидом или «бабушкиным способом», а не так, как мы привыкли сейчас вязать с пальца.
Закончив «рубец», варежку вяжут тем же способом, что и варежку с резинкой. Если варежка вяжется одним крупным узором, то его надо просто увеличить на высоту резинки, провязав вместо нее узор.
Если же варежка вяжется семеричными узорами, то начинается она с окаймляющего бордюра, затем семеричный узор и так далее. Заканчивается варежка также окаймляющим бордюром и «мыском». В старинных варежках, связанных семеричными узорами, большой палец и конец варежки были одноцветными.
Ниже приводятся схемы узоров сетчатого и мезенского орнаментов, а также семеричные узоры, которые используются при вязании чулок и варежек на Пинежье.
Узор «Куколки» или «Крестики на поперечине»
Семеричный узор. Местное название «Косы коленки»
«Заслоночки» — семеричный узор
Семеричный узор для вязания варежек, чулок
Широкий узор, используемый в чулках. Может быть также и сетчатым и использоваться самостоятельным орнаментом
(По материалам статьи Галины Баландиной «Традиционные женские ремесла Пинежья» из книги «Рукоделие»)
Вязание перчаток. Орнамент на перчатках
Начинающей вязальщице следует сделать предварительно образец вязки, так как число петель для перчатки должно быть еще точнее, чем для варежки.
Делая набор петель, надо учитывать стягивается ли вязка («виккель» и жгут) или же значительно растягивается в ширину (ажурная и патентная). Тыльная сторона руки шире ладони, поэтому набирается больше. При одинаковом рисунке на верхней стороне набирают на три петли больше (дополнительные петли).
Если рисунок вязки позволяет, то эти три петли вяжутся до конца и остаются в промежутке между пальцами. Желательно эти петли пометить, тогда проще будет вывязывать пальцы. Ажурный узор расширяет изделие. К ажурной тыльной стороне перчатки при лицевой вязке ладони петли не прибавляют. При узорах «винкель» и жгут к тыльной стороне перчатки добавляют более трех петель — в зависимости от ширины рисунка и эластичности вязки.
Перчатку, рисунок которой начинается от запястья и кончаетя на пальцах, вязать труднее (см. рис. 5). Поэтому уже вначале нужно знать распределение петель для пальцев и разметку узора. Если узор с тыльной cтopоны перчатки продолжается на пальцах, надо рассчитать, чтобы он приходился на середину пальцев. Независимо от ширины запястья число петель для вязывания основной части должно сответствовать узору.Простейший способ распределения петель на пальцы: петли разделить надвое, для тыльной стороны на 3 петли больше. По обе стороны от ycловных боковых линий отсчитываются по 2-3 петли, остальные распределяют на тыльной стороне и ладони для пальцев.
Правильное расположение большого пальцатакое, когда в начале cnицы провязывается 2-3 петли (для правой перчатки).
Вязаная перчатка должна выглядеть так же, как кожаная, то есть на каждом пальце должно быть четыре грани: верхняя, нижняя и боковые. Надо также помнить и о толщине кисти, то есть о ее боках.
Большой бок (со стороны указатьного пальца) равен грани пальца или на 1-2 петли уже. Малый бок (со стороны мизинца) — на 1-2 петли уже большого. Распределение на пальцы происходит следующим образом: набранные петли разделить на десять частей — 4 части на пальцы с тыльной стороны, 4 — а пальцы со стороны ладони и 2 на бока. Количество петель каждой части зависит от рисунка перчатки, причем тыльную часть нельзя обуживать.
Например, если число петель 62, то 62 — 3:10. Это значит: 62 — 3 (дополнительные петли на тыльную сторону), полученное число разделить на десять. На 9 частей приходится по 6 петель и на одну — 5, она будет для стороны у мизинца. На пальцы с тыльной стороны будет 27 (4х 6+3) петель, со стороны ладони 24 (4х6), на большой бок — 6 и на малый — 5 петель.
Если число петель точно не делится, то, например, на мизинце может быть меньше петель или на других пальцах больше. После распределения петель на пальцы надо точно отметить промежутки между пальцами и ширину боков, тогда позднее гораздо проще соединять пальцы.
Вязание перчатки начинается от запястья (как вязание варежки). Простую перчатку (без клина на большом пальце) вязать до пальцев так же, как варежку. Вязание клина большого пальца (см. рис. 6) начинается или вслед за запястьем или на 1 см выше. Обычно клин образуется воздушными петлями (в вязке остаются дырочки).
Прибавление петель начинается с края ладони у большого бока. Связать одну воздушную петлю, затем две петли основной вязкой, опять воздушную петлю. Дальше — основной вязкой. За каждым кругом с прибавлением вязать 3-4 круга без прибавления. Каждый следующий круг с прибавлением увеличивается на две петли в промежутке между дырочками. Связав клин нужной высоты его петли берут на нить (см. рис. 7).
В следующем ряду на их месте набирают новые петли (примерно половина снятых петель) и вяжут дальше. После отверстия большого пальца провязать 2-3 круга, затем на одной стороне большого пальца провязать две петли вместе, на второй — тоже. За уменьшенным кругом следует один круг без уменьшения. Тек вязать, пока останется столько же петель, сколько было до начала вывязывания клина большого пальца. После этого вязать до мизинца (высоту вязки получают по образцу).
Если распределение на пальцы сделано заранее, то вязать их проще. Мизинец начинается ниже, чем другие пальцы, поэтому его петли берут на нитку (с верхней, нижней и боковых частей, см. рис. 8). Затем набирают петли для промежутка у пальца.
Промежуток у пальца (см. рис. 8) соединяет петли ладони и тыльной стороны в один круг. Промежуточные петли свободно набираются на вязальной нитью. Промежуточными петлями нужно придать пальцу соответствующую ширину. Другие пальцы начинаются выше мизинца, поэтому надо связать 3 круга и затем взять на нитку петли среднего пальца.
Указательный палец вяжется первым. Верхняя, нижняя грани и бок. Петли на ладони и тыльной части в отмеченных местах соединяются промежуточными петлями в один круг. Начало пальца должно быть просторным, во втором-третьем круге можно убавить лишние петли. Так как палец к ногтю тоньше, то надо еще на половине высоты его убавлять петли. Уменьшение делается по бокам пальца или на ладони, реже — сверху. Но если нужно уменьшать из-за рисунка, то следует делать это так, чтобы рисунок получился правильным. Палец вяжется до ногтя, затем петли снимают. Вязание конца пальца заканчивается на трех спицах. В конце каждой спицы провязывается по 2 петли вместе, пока на спице не останутся 2 петли.
Последние 5-6 петель стягиваются иголкой с ниткой. Конец нити закрепляется на внутренней стороне. Для вязания других пальцев соответствующие петли берутся на спицы, где нужно — набираются промежуточные, и пальцы вяжутся до конца. Открытые петли большого пальца берутся на три спицы. С верхнего края отверстия берут столько петель, сколько сделано, в дополнение к ним с двух сторон по бокам еще надо прибавить по 1-2 петли. После 2-4 кругов снимают с обеих сторон по одной петле. При необходимости снимают петли и дальше — в основном снизу. Конец вывязывается так же, как на всех пальцах перчатки.
Наконец, перчатку проглаживают через влажную ткань. Если она связана правильно, то после глажения мизинец окажется сверху.
Узоры, мотивы орнамента на перчатках используются те же, что и при цветном вязании элементов верхней одежды (джемпера, жилеты).
Источник