Сервиз талисман ева цайзель

Дизайнер Ева Цайзель и ее вклад в развитие русского фарфора

Ева Цайзель (Eva Zeisel), урожденная Штрикер (Striker) — всемирно известный дизайнер, керамист и скульптор, родилась 13 ноября 1906 года. Впрочем, сама она не любила современного слова «дизайнер» и предпочитала называть себя «творцом вещей». Ева прожила 105 лет и до последнего дня продолжала заниматься любимым делом. За свою долгую жизнь она успела поработать в Венгрии, Германии, Советском Союзе и США, и в каждой из этих стран оставила заметный след. Вышедшая из её рук посуда не просто красива: она одновременно нежна и функциональна. Округлые чашки и ручки радуют глаз плавными линиями и удобно ложатся в руку. Представить себе эти изделия можно и в музее, и на домашней кухне.

До Советского Союза

Ева Штрикер родилась в 1906 году в Венгрии, в благополучной еврейской семье. Отец владел текстильным производством, а мать преподавала историю в столичном университете. Сама Ева решила посвятить себя творчеству и поступила в Высшую школу изобразительных искусств, но заканчивать ее не стала. Посетив Международную выставку декоративного и промышленного искусства, молодая художница прониклась идеями о привнесении прекрасного в повседневную жизнь. Академическая учеба показалась ей скучной и несовременной, и девушка бросает школу искусств, чтобы стать подмастерьем гончара.

Успех не заставил себя ждать. Уже через год керамика талантливой ученицы экспонируется на следующей Всемирной выставке и даже получает почетный диплом, а в Венгрии Ева открывает собственную мастерскую. Не желая останавливаться на достигнутом, в 1928 году она переезжает в Германию, устраивается на Шрамбергскую майоликовую фабрику и знакомится с идеями Баухауса.

Жизнь Евы Цайзель в СССР

В Германии Ева познакомилась с харьковским физиком Александром Вайсбергом. Они поженились в 1932 году и вместе отправились сначала в Харьков, а затем в Ленинград. На ЛФЗ талантливая художница попадает в группу главного реформатора советского фарфора Николая Суетина, становится его ученицей и увлекается течением супрематизма. В их совместных работах жесткие линии авангардной росписи гармонично соединяются с мягкостью и пластичностью форм. При участии молодой керамистки создаются знаменитые сервизы «Супрематизм» и «Интурист».

Талант Евы Цайзель быстро оценили по достоинству, и в 29 лет она становится художественным руководителем фарфорово-стекольной отрасли всего Советского Союза. Цель перед ней поставили соответствующую: вывести советский фарфор на мировой уровень. По моделям художницы выпускают изделия на ЛФЗ и Дулевском фарфоровом заводе. В этот период разрабатывается знаменитая Дулевская серия «Мокко». Ева помогает реорганизовать 47 фарфоровых фабрик, выпускает посуду для домашнего использования и общепита. Попутно она ездит по разным городам, знакомится со многими известными людьми и даже ужинает со Сталиным.

Когда набрали обороты сталинские репрессии, карьера и благополучная жизнь успешной иностранки закончились в одночасье. Однажды ночью ее забирают из дома и отвозят в камеру по нелепому обвинению в подготовке покушения на Сталина. На свободу она вышла только спустя полтора года благодаря ходатайствам супруга и вмешательству европейской интеллигенции, организованному ее матерью. Сразу за освобождением последовала депортация, и Ева отправилась в Австрию к родственникам.

Читайте также:  Рено талисман размер шин

Цайзель после отъезда из СССР

Даже после стольких событий можно сказать, что жизнь Евы Штрикер только начиналась. В Австрии она познакомилась со вторым мужем, Гансом Цайзелем (Hans Zeisel), с которым впоследствии прожила 60 лет. В 1938 году они женятся и, спасаясь от фашизма, уезжают сначала в Великобританию, а затем в США. Америку Ева называла своей второй родиной. В первые недели ей пришлось стать уборщицей, но вскоре она находит через библиотечный журнал первого заказчика. Ее работы сразу вызывают восторг. Через 4 года Ева Цайзель уже читала лекции в Институте Пратта и стала первой женщиной, которой Музей современного искусства устроил персональную выставку.

После переезда в США стиль дизайнера изменился. Ее изделия стали еще более утонченными и женственными, с мягкими оттенками и плавными цветовыми переходами. Визитной карточкой Евы Цайзель становятся «обтекаемые» формы. Среди американских ценителей стал культовым ее сервиз Stratoware.

С отъездом из СССР история сотрудничества русских мастеров и знаменитого дизайнера не заканчивается. В начале 2000-х она вновь приезжает в Россию, чтобы сделать для ИФЗ новый сервиз из костяного фарфора. Этот материал более сложный в работе, чем обычный твердый фарфор, и придать ему фирменные цайзелевские формы непросто. Но Ева Цайзель с командой специалистов завода добились успеха и создали прекрасный сервиз «Талисман», который и сейчас продолжают выпускать.

Источник

Все о Еве: человек-легенда керамист Ева Цайзель

Дизайнер-керамист Ева Цайзель (1906 — 2011) прожила более 100 лет и работала в Венгрии, Германии, СССР и Америке. Она всегда и везде оставалась верна своему стилю — модернистской строгости, простоте и ясности

Факты

  • Ева Цайзель (Eva Zeisel), урожденная Штрикер, родилась 13 ноября 1906 года.
  • В 1937 году вышла замуж за юриста Ханса Цайзеля, уехала вместе с ним в Америку.
  • В 1940 году Ева родила дочь Джин, в 1944 сына Джона.
  • В 1960–1970-х годах потеряла интерес к дизайну, увлекшись историей Соединенных Штатов. Вернулась в профессию в 1980-х.
  • Ева Цайзель скончалась в 2011 году.
  • Сейчас дочь Евы, Джин, выпускает объекты матери под маркой Eva Zeisel Originals.

За 105 лет своей жизни венгерская керамистка Ева Цайзель успела многое: постичь идеи Баухауса, посидеть в сталинском застенке и стать первой женщиной-дизайнером, удостоенной ретроспективы в MoMA. Но главное, успела понять, что красота — это в первую очередь легкость.

Последнее телеинтервью Цайзель датируется 2001 годом. Все еще очень красивая седая женщина в шелковой блузке рассказывает, почему она не считает себя промышленным дизайнером. «Они все помешаны на инновациях, мечтают удивить мир. У меня таких амбиций никогда не было, поэтому я называю себя „создателем вещей“ — это нечто среднее между богом и ремесленником».

Читайте также:  Деревне славянские тату обереги

В Америке, где Цайзель прожила более семидесяти лет, ее ставят в один ряд с супругами Имс и другими дизайнерами-модернистами. «Ее вазы, бокалы и сервизы органических форм одинаково уместно смотрятся в музейной витрине и на кухне нью-йоркской квартиры», — говорит Паола Антонелли, куратор отдела архитектуры и дизайна MoMA. Но путь к этому совершенству был долог и тернист.

Ева родилась в Будапеште. Ее отец владел текстильной фабрикой, а мать преподавала историю в университете. В 17 лет девушка поступила в Академию изящных искусств на факультет живописи, но быстро бросила учебу, предпочтя теории практику, а холсту — гончарный круг.

Ева пошла в подмастерья к местному ремесленнику, который учил ее по средневековому, цеховому принципу. По окончании ученичества она получила документ от Цеха кровельщиков, железнодорожников, печатников, трубочистов и гончаров о том, что она способна к ремесленной деятельности. Ева завела мастерскую и стала продавать посуду на рынке. «Моя мать считала, что девушке из приличной семьи не пристало одной сидеть на базаре, поэтому она всегда ходила со мной», — вспоминает Ева.

В 1925 году она уезжает в Германию, на Шрамбергскую майоликовую фабрику, поближе к Баухаусу. Хотя, по ее собственному утверждению, Шрамберг она выбрала только потому, что из всех мест, куда ее звали на работу, он был дальше всего от надоевшего ей Будапешта.

Ее прямоугольные чашки и «распиленные пополам» кувшины очень близки к тому, что делали в то же время на ЛФЗ Малевич и Суетин. Но в отличие от них Ева никогда не забывала о функции предмета в погоне за формой. Кстати, вскоре юной керамистке пришлось и поработать, и поспорить с русскими коллегами.

В 1932 году она влюбилась в Алекса Вайсберга, физика, работавшего в Харькове, и уехала за ним в СССР. «Собиралась в гости на две недели, а осталась на шесть лет, — объясняла она в интервью. — Полтора из них, правда, провела в камере-одиночке, так что их можно не считать». Сначала Еву пригласили в Украинское управление фарфоровой и стекольной промышленности, а потом в Ленинград, на Ломоносовский фарфоровый завод к Суетину.

Здесь разрабатывался новый формальный язык пролетарского быта, круто замешанный на супрематизме, русско-немецком авангарде и функционализме. Идеи Евы пришлись там очень кстати. Карьера ее в Советском Союзе складывалась даже слишком удачно: в 29 лет она — художественный руководитель всей фарфорово-стекольной отрасли страны, создает сервиз «Интурист» для ЛФЗ и многочисленные сервизы для Дулево.

Ее друзьями стали Ландау, Йоффе и другие талантливые физики, а жизнь была полна контрастов, как у многих в те бурные годы. «Я видела продразверстку на Украине, жила в бараках, останавливалась в роскошных номерах «Астории» с видом на Исаакий и ужинала со Сталиным — в общем, скучать не приходилось».

Но в 1936 году Ева была арестована по обвинению в подготовке покушения на Сталина и отправлена в ленинградский изолятор «Кресты», где провела в одиночном заключении 16 месяцев, а потом, без всяких объяснений, была выпущена и отправлена в Вену.

Читайте также:  Когда вышивают оберег макошь

«Бывшие заключенные часто говорят о страхе, одиночестве, отчаянии. И почему-то никогда о том, что человек после тюрьмы по-другому видит цвета», — замечает Ева в своих мемуарах.

В Америку из захваченной нацистами Вены она бежит уже с мужем, социологом Хансом Цайзелем — они проживут вместе 60 лет. За океаном Ева быстро познакомилась с местными коллегами и получила место преподавателя в Институте Pratt. В 1940 году, когда представители мануфактуры Castleton China обратились в MoMA с просьбой посоветовать им художника, который может сделать по-настоящему современный сервиз, выбор музейщиков пал на Цайзель.

Она создала сервиз Museum, не похожий ни на что на рынке. «Мужчинам нельзя доверять делать посуду, — говорила Ева. — Только женщина знает, чем ей будет удобно пользоваться и на что приятно смотреть». Сервиз имел большой успех и на Цайзель обрушился вал заказов. Она делала не только фарфор, но и мебель, и ковры, а в 2000 году вновь посетила ЛФЗ (ныне ИФЗ) и придумала для него новый сервиз «Талисман».

«Я работаю уже 75 лет и придумала более 10 000 предметов, — говорила она. — Но до сих пор не выдохлась и не исчерпала всех идей. А все потому, что с самого начала искала красоту в любых вещах вокруг себя». Сейчас работы Евы Цайзель хранятся в MoMA, выставляются в миланском Триеннале и продаются в Москве, так что можно смело сказать, что венгерская бунтарка и мечтательница покорила мир. Пусть для этого ей и потребовалась очень длинная жизнь.

Источник

Сервиз чайный ф. Талисман, 7 предметов

Производитель: Императорский фарфоровый завод

Доставка

Доставка курьером бесплатно / с 11 июля

Самовывоз из ПВЗ бесплатно / 2-3 рабочих дней

Самовывоз из постаматов Pickpoint бесплатно / 2-3 рабочих дней

Почта России бесплатно

Об изделии

Сервиз изготовлен на Императорском фарфоровом заводе из костяного фафрора. Форма отливается вручную. Автор формы — Ева Цайзель. Выпуск изделия начался в 2006 году.

Сервиз включает в себя 7 предметов: чайник, сахарница, сливочник, 2 чашки (293 мл), 2 блюдца.

Это изделие не подходит для мытья в посудомоечной машине. Чтобы сохранить первоначальный вид товара, мы рекомендуем мыть его вручную.

О форме

Чайная форма «Талисман» создана в 2006 году Евой Цайзель. Сознательно лишенный росписи, в своей идеальной белизне он представляет собой некий абсолют, совершенное воплощение всех достижений мастеров, когда-либо работавших с фарфором. Все предметы уникального сервиза изготавливаются из цельнолитого фарфора без приставных деталей.

Автор формы

Ева Штриккер-Цайзель (1906-2011) — венгерский дизайнер, керамист. Работала на ЛФЗ в 1932-33 гг., создала формы сервиза «Интурист». В 1934 году работала на Дулевском фарфоровом заводе. В 1936 г. была арестована, выслана из СССР. В 2001 г. создала для ЛФЗ форму сервиза «Талисман».

Источник

Оцените статью