Мастер-класс для родителей «Обереги для дома и семьи»
Марина Дементьева
Мастер-класс для родителей «Обереги для дома и семьи»
Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления обереговой куклы.
Задачи:
— Способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций.
— Расширить представления о народных обрядах и традициях.
— Познакомить со способом изготовления куклы-оберега «Колокольчик».
Материалы и оборудование:
• План-конспект мастер- класса.
• Семейные обереги, выполненные родителями с детьми.
• Презентация «Обереги – счастье в дом».
• Презентация «Обереговые куклы»
• Презентация-памятка «Изготовление Куклы — колокольчика».
Материалы для практической работы: заготовки из ткани, вата, нитки.
Ход занятия
В светлу горницу войду,
Взглядом все тут обойду.
Сразу видно – эта хата
Мне здесь очень нравится!
– Я рада приветствовать вас у себя на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
– Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).
-У каждого человека, бедного и богатого, старого и молодого, на свете есть великое богатство – его семья. Семейные узы и домашний очаг – это самое ценное, что есть в жизни, и каждый мечтает о безоблачном и светлом домашнем счастье, гармонии и мире.
Но, не всегда удается сохранить гармонию и счастье – порой случаются трудности и беды, ссоры и неудачи. Защититься от них можно, и наши предки знали, как именно. Для этого нужен надежный защитник – оберег для семьи.
Оберег — это предмет, который оберегает владельца от бед, защищает дом, приносит любовь и счастье. С давних веков у разных народов сохранился обычай украшать свои дома оберегами.
Презентация «Обереги – счастье в дом»
— Согласитесь, Оберег — нужная вещь в каждом доме! Самые разные обереги для семьи можно завести и хранить дома. Вы можете без труда смастерить их своими руками, а можете и купить в готовом виде.
Главное – беречь талисман, следить за ним, чтобы не потерялся и не пропал, уважать его и верить в его силу.
А какой именно семейный оберег выбрать для себя – решайте сами.
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
В этот терем я вошла,
И корзиночку взяла.
В этой маленькой корзинке, чего только нет!
— Да здесь спрятались семейные обереги. Расскажу вам о них.
(обереги: Подкова, Домовёнок, Мешочек счастья, Ловец снов).
– А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?
Но с ней не скучно (Ответы детей: «Кукла»)
О народных куклах сейчас вам расскажу.
А если вам понравится, — как сделать подскажу.
К вам пришла я не одна,
Со мной помощница моя –
Куколка – красавица, красная девица.
Куколка – красавица, чудо мастерица!
— Красивая кукла у нас?
(Демонстрируется образец тряпичной куклы. Ответы детей)
Сегодня речь пойдет об обрядовых, обереговых куклах.
– Обратите внимание, какие разные обереговые куколки представлены на слайде (просмотр презентации).
-На Руси куколки делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.
Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня – от слова «беречь», «оберег».
В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм. Так и появились первые куколки-обереги.
– У кукол нет лица. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
-О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы на месте засиделись
Да на кукол засмотрелись.
Надо нам скорей размяться
И со стульчиков подняться.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Ноги до конца сгибаем.
Вверх- вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись.
И в последний раз присели,
А теперь на стульчик сели.
Воспитатель:
(Мастер-класс детьми и родителями)
— Я хочу показать, как можно сделать Куклу-колокольчик, которая пришла сегодня к вам в гости.
Колокольчик — кукла добрых вестей. Эта куколка — веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Куклу- колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
–Для того, чтобы изготовить такую куклу, не нужно быть большим «кукольным мастером», потребуются лишь лоскутки тканей, вата и нитки. Главное — иметь желание и немного времени.
Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости.
— И так приступим к работе, куклу — берегиню нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.
1) Сейчас мы с вами изготовим голову куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик. Положите шарик на середину большого лоскутка круглой формы.
2) Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой.
3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.
4) Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.
5) У нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
6) Теперь делаем руки. Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
7) На голову кукле повязываем платок, перекрещивая на груди, завязываем на спине.
8) Всё, кукла готова.
– А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.
А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Вы настоящие мастера! Какие замечательные, красивые куклы у вас получились. Как они называются? Что они приносит в дом? Они мне кажутся добрыми и теплыми, и это не случайно. Куклы хранят в себе теплоту ваших рук, изготавливая их, вы подарили им частичку доброты своих сердец.
-Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
-Мы с вами очень хорошо поработали. Сейчас я предлагаю вам представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
Спасибо всем за работу!
Мастер-класс для родителей детей среднего возраста «Развитие речи ребенка в условиях семьи» План проведения: 1. Развитие речи в условиях семьи. 2. Показ артикуляционной гимнастики. 3. Показ дыхательной гимнастики. 4. Пальчиковые.
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Безопасный путь от дома до детского сада» Повестка дня: Формирование гражданской ответственности у родителей по воспитанию культуры поведения у детей – пешеходов. Материалы: карта.
Мастер-класс для родителей «Возможность участия семьи в речевом развитии детей» Цель: Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей в работу по развитию речи. Задачи: 1. Повысить уровень знаний.
Мастер-класс для родителей «Здоровый образ жизни в семье. Физкультура дома» Мастер- класс для родителей на тему: «Здоровый образ жизни в семье. Физкультура дома». Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись.
Мастер-класс (круглый стол для родителей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью.
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционное оборудование для занятий физической культурой дома» Нетрадиционное оборудование Мастер — класс «Уголок для занятий физической культурой дома» Бережнова Е. Н. ,инструктор-методист, I квалификационной.
Мастер-класс для родителей «Оберег для дома и семьи» Мастер-класс «Оберег для дома и семьи». Подготовила воспитатель старшей группы Титкова Н. Н. Цель: изготовление домашнего оберега в виде.
Мастер-класс для воспитанников детского дома «Пасхальный кулич» Цели урока: 1. образовательная — познакомить детей с праздником «Пасхи». Учить детей печь кулич, соблюдать последовательность в закладке.
Мастер-класс по приготовлению салата «Мимоза» для воспитанников детского дома Цель: Закрепить знания детей об овощах и способах их приготовления. Познакомить детей с процессом приготовления весеннего салата. «Мимоза».
Проведение семейного досуга в средней группе «Вечер дружной семьи» (мастер-класс для родителей-техника Эбру) Подготовительная работа : Каждая семья оформляет на формате А4 фотоколлаж -семейного досуга. 1 часть: Вступление. (дети под песню «Дружба».
Источник
Семейный мастер-класс «Оберег для дома»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Семейный мастер-класс «Оберег для дома»
Подготовила: педагог дополнительного
образования МУ ДО «ЦДО»
г. Благодарный 2019 г.
Семейный мастер-класс «Оберег для дома»
Цель: изготовить оберег — домовёнка в совместной деятельности детей и родителей.
познакомить с оберегом, как субъектом культуры и истории;
обучить методу творческого подхода к изготовлению оберега- домовёнка;
сформировать знания, умения, навыки по конкретным операциям;
воспитывать способность и готовность работать совместно,
привить интерес к процессу изготовления оберега, к народным традициям.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: индивидуальная, в парах.
Инструменты и материалы: ножницы, клей «Титан», клеевые стержни, термопистолет, картон, ткань мешковина, гофрированная бумага, джутовый шпагат, распечатанные детали глаз и надписи для мешочка.
Оборудование: мультимедийная установка.
Организационный момент . Приветствие, знакомство, представление темы, цели занятия (2 мин.)
Основная часть (30 мин.)
Теоретическая часть (10 мин.)
— что такое оберег
— история происхождения домового
Практическая часть (20 мин.)
— изготовление основы, прикрепление ног,
— изготовление бороды, прикрепление носа, глаз.
Физ. минутка (упражнения для синхронизации полушарий головного мозга)
— изготовление и прикрепление шляпы,
— изготовление и прикрепление мешочка,
— оформление задней поверхности, прикрепление петельки.
Заключительная часть . Рефлексия. Подведение итогов занятия. (3 мин.)
1.Организационная часть. Приветствие. Объяснение темы.
Здравствуйте, ребята, уважаемые родители, гости! Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину, окунёмся в мир оберегов, поговорим о народных традициях и изготовим небольшой сувенир для вашего дома. Сегодня на занятиях рядом с вами ваши родные: мамы, сёстры, братья. Немного непривычная обстановка, да? Но я хочу, чтобы сегодня вы почувствовали тепло и поддержку родного человека, ведь общее дело сближает. Я думаю, эта совместная деятельность принесёт вам радость.
2. Основная часть.
Скажите, вы любите ли вы свой дом? Издревле дом считался пристанищем. Как корабли всегда возвращаются в свой порт, так и человеку необходим причал. Спокойный, надежный, теплый, родной. Место, где его ждут, где принимают таким как он есть, радуются успехам и помогают пережить неудачи.
Дом — это наша душа.
Дом — это то место, куда мы стремимся.
Дом — это пространство покоя и праздника, новостей и любви.
Издревле женщины были берегинями, хранительницами семейного очага, их обязанностью было сохранение мира и любви в доме. Именно от женщины зависит какой будет «погода в доме» — шторм или тепло и светло. Женщины всегда переживали за то, чтоб в семье все были сыты, здоровы, радостны. Использовали для этого разные средства в разные времена.
“ Наколдовать” благополучие собственного дома можно с помощью самых привычных вещей. Веник, домашняя выпечка, крупа, вышивки, рукодельные вещи — у них есть волшебные свойства, и благодаря им дом станет полной чашей, а болезни и злые люди будут обходить его стороной.
На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Оберег — от русского (славянского) слова оберегать, т.е. защищать, сторожить.
Оберег, по Далю, заговор от порчи, сглаза, злых чар, от огня, от болезней.
Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, “дурного глаза”, хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей.
Оберег — не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный практический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далеких предков. Самые сильные обереги – семейные реликвии. Это могут быть кольца, бусы, браслеты, игрушки, куклы, предметы одежды и предметы народного декоративно – прикладного творчества, передаваемые из поколения в поколение. Эти обереги обладают наибольшей силой, так как они защищают вашу семью уже давно, и их сила со временем только увеличивается.
Оберегом для дома с давних времен на Руси считается колокольчик. Подвешенный на сквознячке, он звенел и изгонял из окружающего пространства все дурное. А оставалось только все чистое, светлое и доброе. А еще, по народному поверью, колокольчик должен звенеть, чтобы в доме водились деньги.
Древнейшим домашним оберегом считается веник . На венике-домовушке размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия. Веник, подвешенный вверх метелкой — к деньгам, а подвешенный возле двери метелкой вниз — выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти.
Издавна на Руси лапоть был оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него прятали гостинцы для домовых. Во многих местах старые изношенные лапти считаются верным средством от сглаза.
Подкова — оберегает дом от недобрых гостей. Её вешали по разному – вверх или вниз рожками, в зависимости от того, что хотели получить: чтоб дом был полная чаша – вверх рожками, чтобы все ненастья обходили стороной рожками вниз (подкова как купол закрывала дом).
Обязательно дома должен жить домовой. Он первый помощник: бережет жилище от “дурного глаза”, зависти, злобы, он очень хозяйственный.
Домовой – это невидимая душа дома, покровитель жилья и людей, живущих в нем. Он идеальный хозяин, вечный хлопотун, иногда ворчливый, иногда озорной, но всегда заботливый и добрый. Нерадивым хозяевам «суседушка» устраивает мелкие неприятности – стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Считалось, что в отсутствие людей домовой по ночам принимает облик хозяев, расхаживая в доме и по двору, пугает воров. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.
Домовой с мешком — приносит в дом деньги, добро, материальное благополучие.
Домовой с метлой — выметает из дома все плохое, неприятности и невзгоды, заметает в дом деньги.
Домовой с ложкой – значит, в семье всегда все будут сыты.
У домового есть даже свой праздник – день рождения. В этот день домовой веселится по полной программе – озорует, проказничает. Специально для него варят кашу и приглашают к трапезе «Хозяин – батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги». Так что 10 февраля готовьте подарок вашему домовому.
Изготовить такие обереги для дома можно своими руками. Вот такую подкову с домовёнком можно сделать и для себя, и в подарок близким людям. Сегодня мы с вами сделаем только домовёнка. А кто захочет. потом может сделать и такую подкову. (Демонстрация образца).
Также важно знать, что можно использовать при изготовлении оберега. Посмотрите на слайд и назовите, какие символы присутствуют на образце.
Злаки, бобовые — символ достатка, сытой жизни, благоприятной в материальном аспекте.
Красный горький перец — символ мужского здоровья.
Шишка — символ трудолюбия и достижения успеха.
Ягоды шиповника , лекарственные травы — символы крепкого здоровья.
Ягоды рябины — символ женской красоты, молодости.
Бессмертник — символ долголетия.
Семена тыквы — символ плодородия, женское начало.
Хлеб — согласие и достаток дома.
Лавровый лист — слава, успех.
Солнце — главный славянский оберег, славяне — дети солнца.
Цветок подсолнуха – символ солнца.
Семена подсолнуха — здоровье детей в доме.
Кукуруза — символ здоровья у детей.
Орех — символ умственной силы и здоровья.
Семя — зарождение новой жизни.
Кружка — мир, лад в доме.
Чеснок — изгоняет нечистую силу.
Выпечка — символизирует хлебосольность.
Горох — мир и дружба.
Гнездо — продолжение рода.
Бублик — символ крепкой семьи.
Петух — символ счастья.
На нашем изделии также присутствует и ромашка. В нашей стране она признана символом Дня семьи, любви и верности, который отмечают в России 8 июля (День памяти благоверных Петра и Февронии).
Особая прелесть оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества. Сегодня вы сможете сделать свой собственный, семейный оберег, чтобы он исполнял самые заветные желания, мог хранить ваш дом.
(Родители и дети распределяются парами и изготавливают оберег по технологической карте.)
Раньше перед изготовлением оберегов надо было обязательно создать настрой, намерение на удачную работу. Перед тем, как приступить к работе давайте настроимся на любовь, на радость. Возьмите друг друга за руки, закройте глаза и представьте, как любовь, которая есть у каждого из нас в сердце, наполняет всё тело этим золотым светом, этой энергией добра, почувствуйте тепло в груди. Открывайте глаза. Вы готовы к работе!
Технологическая последовательность изготовления оберега.
Изготовление туловища домовенка по шаблону из картона.
Наклеить основу туловища на гофрированную бумагу и обрезать по контуру.
Приклеить лапти – скорлупу орехов.
Изготовить усы из пряжи. Сделать 20 витков пряжи на шаблон, снять и перевязать крепко посередине. Края разрезать. Распределить пряжу в виде полукруга. Приклеить на туловище.
Приклеить нос – бусинку над усами.
Вырезать и приклеить над усами глазки домовёнка.
Изготовить волосы по принципу изготовления усов (намотать 10 витков). Приклеить по верхнему краю заготовки туловища
Физминутка. ( Упражнения для синхронизации полушарий, активизации работы мозга).
Для изготовления шляпы надо завернуть край круга из мешковины и приклеить на голову. Боковые края круга завернуть и приклеить с обратной стороны головы. Завернуть верхнюю часть шляпы и тоже приклеить с обратной стороны. Приклеить цветок подсолнуха и божью коровку.
Изготовить мешочек. Завернуть боковые края прямоугольной заготовки внутрь и закрепить клеем. Сложить заготовку пополам и завязать лентой. Приклеить сверху монетку.
Готовый мешочек приклеить к домовенку с любой стороны. С другой стороны, приклеить ложку.
3. Заключительная часть. Представление итоговых работ.
Рефлексия участников учебного процесса. Педагог предлагает закончить предложения.
Родителям: а) изготавливая оберег, вместе со своим ребёнком, я понял (а), что…
б) ценность совместного творчества заключается в …
Детям: а) я понял (а), что оберег – это…
б) мне особенно понравилось…
в) у меня появилось желание…
Пусть ваш дом всегда светится счастьем, пусть радость будет нескончаема и пусть вам поможет в этом милый сувенир, сделанный своими руками. Всего доброго! До новых встреч!
Источник