Самые известные издательства карт таро

Содержание
  1. Карты Таро Уэйта — отзыв
  2. Как выбрать колоду? Почему именно эту? От какого издательства?
  3. Самые известные издательства карт таро
  4. Издательства колод.
  5. Издательства колод.
  6. Подлинная история карт Таро: от игр миланских герцогов до «Золотой зари» лондонского герметизма
  7. Считается, что карты может использовать любой, кто относится к ним с почтением, верит им и соблюдает законы этого искусства.
  8. Энтузиасты создали метросексуальные Таро, колоду мемных реалий и даже Таро «Восстание ведьм», посвященное анархистам, антифа и секс-работницам.
  9. Интеллектуальные развлечения итальянской знати
  10. Читайте также
  11. Генезис знакомых нам карт Таро начался в Северной Италии во второй половине XV века.
  12. Главная инновация Таро — появление пятой масти, старших карт. Первое документальное упоминание такой колоды было обнаружено в архивах Леонелло д’Эсте, графа Феррары, и относится к 1442 году.
  13. Как два миланских герцога изобрели Таро
  14. Именно в колоде Висконти — Сфорцы и формируется символическая система Таро. Она — очевидное порождение североитальянской культуры эпохи Возрождения.
  15. Хелен Фарли считает, что Башня — по-итальянски Torre — могла иметь для Висконти личное значение. Династия долго соперничала и боролась за власть с другой знатной семьей Милана — делла Торре. Включив ее символ в свои колоды, герцог Филиппо увековечил бы род злейших врагов.
  16. Может быть интересно
  17. Встреча Таро и оккультизма
  18. Де Жебелен верил, что древние люди жили гораздо лучше людей современных. По его мнению, Таро — это древнеегипетская книга Тота, записанная в символическом виде. С ее помощью древнеегипетские жрецы зашифровали мудрость, чтобы она могла пройти через тысячелетия и быть узнанной лишь достойными.
  19. Может быть интересно
  20. Современные адепты Таро ценят вклад, который внес в их традицию де Жебелен, однако считают его недалеким интерпретатором, а вот Эттейллу почитают гораздо более проницательным и талантливым магом. Именно ему удалось впервые связать Таро с герметической философией.
  21. Одна из ключевых идей герметизма — принцип соответствий. Согласно нему явления из разных плоскостей бытия обнаруживают поразительное подобие, а всё сущее подчинено единым законам. Химические вещества тождественны словам, небесным телам и математическим символам, а наш мир подобен высшим, сокрытым от человека мирам. Это допущение и делает возможным магию и алхимию, в основе которых лежит символическое воспроизведение этих тождеств.
  22. Таро в XIX веке
  23. Леви стал первым, кто напрямую связал карты Таро и каббалистическое Древо Жизни. Десять младших карт колоды символизируют десять сфирот, а 22 карты старшего аркана — связи между ними. Леви считал, что Таро придумали древнееврейские священники, составившие каббалу, а само название карт полагал акронимом слова «Тетраграмматон», которое должно заменять сакральное имя бога из четырех букв (JHWH).
  24. Читайте также
  25. Уэйт критиковал попытки предыдущих авторов надуманно привязать Таро к историческим нарративам и предлагал сосредоточиться на символизме самих карт, в котором без всяких египетских божеств сокрыта та самая Тайная Традиция, которую всегда искали оккультисты. Больше всего ему претила идея связи между Таро и каббалой, которая, по его мнению, ограничивала и сглаживала мудрость карт.

Карты Таро Уэйта — отзыв

Как выбрать колоду? Почему именно эту? От какого издательства?

Общее представление.

До этой колоды огромную популярность имело в основном Марсельское таро. А данная колода была создана в 1910 году художницей Памелой Колман Смит с помощью выдающегося британского исследователя мистицизма Артура Эдварда Уэйта, а издателем является Уильям Райдер.

Таро Райдера-Уэта стало в своем роде эталонным и выступает шаблоном при создании многих современных. Отличительная особенность колоды таро Райдера-Уэйта : 11 и 8 Аркан поменяны местами, то есть «Правосудие» имеет нумерологическое значение 11 , а Аркан «Сила» — 8. Кроме того, в разной степени визуально и в значении были изменены некоторые другие арканы (например, Влюбленные, Смерть).

Всем новичкам рекомендуют именно Р-У, так как очень много материалам конкретно по этой колоде (разбирание образов, исторический контекст и т.д.), она имеет множество деталей, которые неопытному человеку неоценимо помогут в чтении и выработке своей трактовки, изучив это таро, остальные аналоги (и не только) будут Вам понятнее и быстрее осваемы. Полностью поддерживаю и следую этому совету.

Универсальность этого таро сложно переоценить — расклады можно делать на любые темы, иллюстрации в общем несут нейтральную энергетику (в отличии от полностью позитивных или негативных колод). Не зря Р-У проверен временем и стал насколько популярен.

Моя колода.

Перейдем к конкретно купленной мной. Издательство «София», издание 2006 года. Важным преимуществом этой колоды является сохранение оригинальных цветов, дизайна шрифта и рубашки оригинального лондонского издания. Размер карт классический — 6,5 см на 12 см. Даже для маленькой руки вполне подходят. Но многие издательства сейчас добавили по бокам «рамку» за счет увеличения широты карты, из-за нее положение в руке уже не такое комфортное.

Иллюстрации грубоватые, нечетко прорисованы линия, лица персонажей морковно-пунцовые. Любые красные оттенки очень насыщенны и бросаются в глаза, контрастируя с блеклым зеленым и желтым. Но даже это мелочь в сравнении с текстурой. Ламинации удостоилась внутренняя сторона, там где рисунки, а рубашка обычная (не простой картон, но отличается). Из-за этого карты, во-первых, выпуклые в сторону рисунков, а во-вторых, покрытие создает небольшой режущий край. Держать эти карты в руках, производить с ними действия неприятно, кожа травмируется, хочется остановить этот процесс. Категорически не рекомендую таро этого издательства. Я покупала со скидкой за 600 руб, но стоят они около 800, — это слишком много для таких неудобств.

Колода русифицирована. Приятно, что шрифт оригинальный (я хотела именно такой).

В упаковке идет МБК («маленькая белая книжка»). В ней собраны в кучу основные значения карты, новичка они только запутают. Достоинство таро Р-У в том, что оно интуитивно понятно. Для начала сами изучите все иллюстрации, выявите свои значения карт, а после соотнесите с предлагаемыми. В этой МБК дан только один расклад — Кельтский крест. Опять же, неопытному человеку такой расклад и близко не по зубам, только запутает и охладит желание изучать.

Советы.

Я приобрела эту колоду, т.к. почувствовала, что необходимо ее иметь для обучения. Изначально я купила другую, но уроков по Р-У просто безумное множество, а по моей ни одного (а она выполнена по классике). Чтобы лучше понять свою, купила это издание. Не знаю, как пойдет дело с обучением на «Софийской» колоде, это сейчас большое огорчение для меня. Вся ладонь аж зудит от травмирования боковой стороной карт. Под пресс клала, не помогло; односторонняя ламинация — безжалостная штука. Вдобавок, очевидно, что скоро рубашка начнет трепаться, уже видно отставание бумаги от обратной части.

Читайте отзывы прежде, чем приобрести колоду. Если бы эта оказалась моей первой, желание заниматься таро поубавилось бы, так как брать их в руки не хочется. Жаль, что никто раньше не написал об этом важнейшем дефекте.

Следующую колоду Райдеру буду брать от издательства Гранд-Фаир, она выглядит не пухлой, новая рубашка (цветной крест), правда, нравится меньше прежней клетчатой.

Последнее время я делаю фото с комментарием для своей страницы на Инстаграм с картой дня.

Источник

Самые известные издательства карт таро

Издательства колод.

Издательства колод.

Сообщение Lenora » 19 июн 2010, 07:14

Предлагаю обсудить в этой теме качество карт, которое напрямую зависит от их издательства.

Прошу оставить отзывы — качеством каких колод вы довольны, а также — колоды каких издательств вызвали разочарование — плохая печать, блеклые краски и т.п.

Я встречала отзывы, что многие ругают новое издание «Теней» Скляровой — очень тёмные.

У меня колода «Gilded Tarot» издательства Llewellyn — качество, в общем-то хорошее, яркие цвета, но сами карты — на мою имху — всё таки тонковаты, могла-бы и чуть потолще быть бумага за такую цену.
Не ламинированные.

Меня интересуют отзывы о колодах издательств: Lo Scarabeo (Италия), и американские US Games.

Ещё вопрос: когда в указании издательства перед Lo Scarabeo написано Аввалон — это у нас печатают?

Ещё вопрос: есть ли у кого-нибудь Универсальный Уайт нашего издательства «Весь»? Как качество?

Сообщение saharok » 19 июн 2010, 13:01

добавлено спустя 2 минуты:

у меня почти все колоды LO SCAROBEO
качество отменное, не гнутья , плотненькие и просто приятно держать в руках.и есть еще одна колода Таро Райдера. но она просто отвратительна. карты тонюсенькие, скользкие и какие то неживые. мне их подарил бывший. их издавала какая то русская типография. имя вообще НЕ ПОМНЮ! а коробка не сохранилась, т.к я сшила бархатный мешочек.
в италии есть еще такие типографии DAL NEGRO. у меня этой фирмы цыганские карты те что 54 карты, и те что 36 карт
есть еще типография ASTRA. у меня оттуда оракул Симболон, очень приятные на ощупь. потом посмотрю еще, сейчас на работе

Сообщение Lenora » 20 июн 2010, 04:51

Да, наши типографии (не специализированные) — это конечно вообще ппц — какое качество!
Единственный плюс — их цена. Но неуспеешь привыкнуть к колоде — как она уже истрепалась и ни на что непохожа!
Я вот в ЖЖ нашла отзывы: http://community.livejournal.com/tarot_ru/50211.html
Практически все безоговорочно хвалят US Games, а о Lo Scarabeo — много отрицательных отзывов.
Меня удивляет — что многие хвалят Ллевеллин!? Может это мне одной так неповезло с колодой? Но края растрепались через месяц, и сами карты почти такие-же тонкие, как у «Эры Водолея» какого-то нашего издательства no name.

Читайте также:  Прогноз таро 2021 год февраль

saharok — я ещё хотела спросить: у Ваших Ло Скарабеевских колод — покрытие какое? Глянцевые-матовые? Или ламинированные?

Сообщение Astraport » 20 июн 2010, 12:56

Сообщение Nikolay2009 » 20 июн 2010, 13:03

Lo Scarabeo очень хорошее качество 🙂 уменя почти все колоды ихние, но выбирал колоды а не издателя 🙂

US Games. приходилось только наблюдать — но по отзывам владельца тоже качество на уровне

Сообщение Lenora » 20 июн 2010, 13:26

Сообщение Nikolay2009 » 20 июн 2010, 13:30

Lenora
у меня уневерсальная как раз Lo Scarabeo — купил за 60 грн(240 руб)

и доволееен , как слон качество вполне устаивает, щас самая использованая мной колода

Сообщение saharok » 20 июн 2010, 13:38

Сообщение Lenora » 20 июн 2010, 13:53

Сообщение saharok » 20 июн 2010, 14:18

Сообщение Lenora » 20 июн 2010, 14:44

Сообщение saharok » 20 июн 2010, 15:26

Сообщение Lenora » 20 июн 2010, 15:29

Сообщение saharok » 20 июн 2010, 15:31

Сообщение Lenora » 20 июн 2010, 15:33

Сообщение Тристан » 20 июн 2010, 15:54

Сообщение Elwiro4ka » 20 июн 2010, 18:11

За возможность счастливой жизни нужно рисковать,иначе,есть шанс зависнуть в настоящем и потерять себя!

За всеми вопросами-уточнениями-просьбами обращайтесь в ЛС, так как темы я не читаю.

Сообщение rubedo » 23 июн 2010, 20:38

Сообщение yarasvera » 03 июл 2010, 12:42

300 000рублей — хмм.. цена ооочень бюджетна. Это ж сколько вы предполагаете заплатить художнику?!
Знаю, сейчас изготавливается некая колода. Название и стиль раскрывать не буду, пока не доделают). Художнику оплачивается 200-350 долларов за аркан. При этом поиск художника занял много времени и сам художник менялся неоднократно, пока не был найден человек с нужным видением изображений. На выходе цена в розницу будет, вероятно, в вилке 3500-5000 рублей за комплект ( а то и поболее, исходя из аппетитов магазина-продавца))), учитывая качественное издание колоды и идею (кстати, эксклюзив)воплощенную в ней.

добавлено спустя 13 минут:

По поводу качества изданий крупных зарубежных карточных издательств.

Раз на раз — не приходится. Тот же самый Shadowscapes долгожданный, по мнению многих тарологов отличается тонкостью спецкартона. Впрочем, это не мешает многим колоду использовать и радоваться изображениям. Другие же колоды того же издательства — картон толще.

LoScarabeo — версий 3. В Россию контейнерами везут колоды разного качества и толщины. Некоторые находят существенную разницу в качестве и, порой, жалуются. Если везти тот же Скарабей непосредственно из Европы — там явно качество лучше), и жалоб не бывает, разве что на отсутствие МБК-шки на русском языке. А лицензионный американский Llewellyn-репринт Скарабеев — ставят свое фирменное клеймо сбоку коробочки и качество держат на уровне. Тут нареканий отчего-то не бывает (возможно по условиям доворенностей ллевелин-скарабеи).
Так что выбор на качество Скарабеевской колоды — есть. Но и ценник на нее колеблется существенно.

AGMuller и US Games — всегда на уровне — и в качестве картона и в полиграфии.

Shifferbooks и Сonnections — по-разному. Известные Transparent и Druidcraft (как пример) — бывает грешат пересортицами. Вероятно, при упаковке колоды трудолюбивые китайские рабочие недосматривают, и вполне могут доложит один лишний аркан, или забыть положить очень нужное). Однако, такое бывает нечасто. И, надо отметить этого практически не случается со скарабеми, ллевеллином, usgames, agmuller.

Источник

Подлинная история карт Таро: от игр миланских герцогов до «Золотой зари» лондонского герметизма

Гадание на картах Таро — пожалуй, самый популярный сегодня способ предсказания будущего. Провидицы в пестрых одеждах, которые за деньги рассказывали посетителям ярмарок о том, что их ждет, остались в прошлом, но их главный инструмент, гадальные карты, стали заметной частью современной культуры. Александр Артамонов — о том, как французские оккультисты XVIII столетия превратили карточную игру в магическую практику.

У успеха Таро два секрета. Во-первых, завораживающая символическая система, которая впитала в себя элементы множества оккультных и мистических традиций. Можно получить эстетическое наслаждение, просто разглядывая карты. Во-вторых — подлинный демократизм. Таро в том виде, в каком они известны современной западной цивилизации, никогда не были эксклюзивным инструментом, доступным лишь посвященным.

Считается, что карты может использовать любой, кто относится к ним с почтением, верит им и соблюдает законы этого искусства.

Классическая колода Таро состоит из 78 карт. В них есть младшие арканы — карты четырех мастей — жезлов, мечей, кубков и пентаклей/монет. В каждой масти есть карты от единицы (туза) до десятки, а также четыре «придворные» карты — паж, рыцарь, королева и король. Старшие арканы — 22 уникальные карты без масти. Их нумерация и названия могут отличаться в разных колодах.

Старшие арканы Таро. Источник

Сегодня свои колоды Таро придумывают и продают очень многие. Можно найти колоды по литературным произведениям и сериалам, особенно в жанре фэнтези — например, по «Алисе в Стране чудес» или «Властелину колец».

Энтузиасты создали метросексуальные Таро, колоду мемных реалий и даже Таро «Восстание ведьм», посвященное анархистам, антифа и секс-работницам.

Классической колодой Таро считается колода Райдера — Уэйта — Смит: именно их дизайн первым приходит на ум почти каждому, когда речь заходит о гадании на картах. На ней основаны почти все остальные колоды. Старшие арканы в ней выглядят следующим образом:

2 — Верховная жрица (Папесса)

5 — Верховный жрец (часто — Иерофант, или Папа)

10 — Колесо Фортуны

Гадание на Таро — это целая наука. Каждый год издаются десятки книг, посвященных интерпретации карточных раскладов. Общая идея заключается в том, что каждая из карт имеет свой смысл. Например, Повешенного (за ногу, не за горло) часто интерпретируют как тупиковое положение, из которого нелегко выбраться без потерь. Шестерка кубков означает благоприятную ситуацию, благополучие и гармонию.

Комбинации карт позволяют составить общую картину из этих единиц смысла. Если Повешенный в раскладе окажется в позиции, обозначающей настоящее, а шестерка кубков — в будущем, это будет означать, что человека ждут сложности, из которых он выберется с потерями, однако в результате будет вознагражден.

Интеллектуальные развлечения итальянской знати

Европейские оккультисты XVIII и XIX веков утверждали, что Таро придумали жрецы Древнего Египта, а по миру их распространили цыгане, которые вплоть до XIX века считались потомками египтян.

В 1889 году французский мистик Жерар Анкосс, более известный под псевдонимом Папюс, писал:

«Игра в карты, называемая Таро, которой владеют цыгане, является Библией Библий. Это книга Тота Гермеса Трисмегиста, книга Адама, книга Первоначального Откровения древних цивилизаций. Таким образом, в то время как масоны, умные и сильные люди, утратили традицию; когда жрецы, тоже умные и сильные, утратили Эзотеризм; цыгане, хотя и невежественные, и порочные, дали нам ключ, который позволяет объяснить всю символику древних эпох».

Эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы потому, что в ее основе лежит давно опровергнутое средневековое предположение о происхождении цыган от древних египтян. На самом деле они пришли из Индии.

Читайте также

Генезис знакомых нам карт Таро начался в Северной Италии во второй половине XV века.

Само слово «Таро» происходит от итальянского Tarocci, которым и называли древнейшие версии таких колод. Этимология слова ясна не до конца, однако очевидно, что оно итальянское.

Таро возникли как вариация обычных карточных игр, которые появились примерно за столетие до этого. Скорее всего, сама идея карточной игры пришла в Европу через мусульманскую Испанию из Аравии, Китая или Индии. Первое упоминание об игральных картах в Европе относится к 1371 году, когда колоду заказал себе король Арагона Педро IV. Через десятилетие упоминания об игральных картах встречаются уже в документах и летописях многих западноевропейских стран.

Одна из древнейших сохранившихся колод обычных карт, примерно 1470 года. В этой колоде уникальные масти — охотничьи рожки, собачьи ошейники, петли для дичи и привязи для собак. Источник

Главная инновация Таро — появление пятой масти, старших карт. Первое документальное упоминание такой колоды было обнаружено в архивах Леонелло д’Эсте, графа Феррары, и относится к 1442 году.

Впрочем, вероятно, что к этому моменту Таро были известны и относительно распространены в североитальянских государствах уже несколько лет. В документах того времени встречается много упоминаний расписанных вручную дорогих карт, которые известные художники делали на заказ для богатых аристократов. До наших дней они не дошли.

Каждая колода имела собственную систему мастей и символику старших карт, которую придумывали заказчики. На них изображали библейских персонажей, античных богов, аллегории человеческих добродетелей и пороков. Такие колоды стали способом самовыражения для итальянской знати эпохи Возрождения, среди которой были в моде интеллектуальные забавы.

Подобные карты никто и не думал использовать для гадания. Ими играли в игры, судя по всему, напоминавшие современный бридж. Не сохранилось ни одной точной записи, объясняющей их правила, вероятно, они были и так всем известны.

Читайте также:  Бумеранг обидчикам таро новинки

Некоторые исследователи считают, что, помимо игр и интеллектуального самовыражения, итальянская аристократия использовала прото-Таро для того, чтобы запоминать классические сюжеты античной литературы и средневековой философии. Такой метод игрового обучения, основанный на постоянном визуальном воспроизведении образов, отстаивал еще Фома Аквинский.

Как два миланских герцога изобрели Таро

В 1449 году венецианский генерал Якопо Антонио Марчелло отправил колоду Таро анжуйской герцогине Изабелле. В письме, которое сопровождало карты, он указал, что карты ему отдал некий венецианский придворный Сципио Караффа, который встретился с ним в лагере миланской армии и убедил подарить карты Изабелле. Марчелло уверял, что карточную игру изобрел их недавно почивший современник — герцог Милана Филиппо Висконти, который родился в 1397-м и правил с 1412 по 1447 год. Марчелло утверждал, что придумать новую карточную игру герцогу помог его секретарь — Марчиано ди Торнтона, который увлекался философией и астрологией.

Герцог Филиппо Мария Висконти. Источник

Герцог Висконти был очень некрасив и страдал от множества врожденных болезней, а потому не любил появляться на публике и запрещал художникам рисовать его, кроме случаев крайней необходимости. В то же время он был хитрым и расчетливым правителем и вдобавок высокообразованным человеком. Всю свою жизнь он любил интеллектуальные игры, которые предпочитал всем остальным видам досуга.

Оригинальная колода карт герцога Висконти до наших дней не дошла, однако частично сохранилось сочинение ди Торнтоны, где тот объясняет смысл и принципы игры. Колода стала промежуточным этапом перехода от обычных игральных карт к Таро. В игре четыре обычные масти, которым соответствуют животные, но есть и наполненная символизмом пятая масть, карты которой хоть и были связаны с остальными четырьмя, но как бы довлели над ними. Вот ее карты:

  1. Добродетели (орел): Юпитер, Аполлон, Меркурий, Геракл;
  2. Богатства (феникс): Юнона, Нептун, Марс, Эол;
  3. Целомудрия (черепаха): Паллант, Диана, Веста, Дафна;
  4. Удовольствия (голубь): Венера, Бахус, Церера, Купидон.

Марчиано описал лишь 24 карты в этой колоде, однако, скорее всего, в каждой масти существовали младшие карты.

Карты из одной из колод Висконти — Сфорцы. Источник

До самой смерти в 1447 году Висконти заказывал разным художникам новые колоды, которые всё больше походили на знакомые нам Таро. После его смерти и последовавшего за ней династического кризиса власть в Милане перешла к династии Сфорца. Ее основатель Франческо тоже увлекался картами и сам создал несколько колод. Карты миланских герцогов исследователи объединяют в категорию «Таро Висконти — Сфорцы» . Частично сохранились 15 таких колод.

Именно в колоде Висконти — Сфорцы и формируется символическая система Таро. Она — очевидное порождение североитальянской культуры эпохи Возрождения.

Карты, обозначающие космические тела, появились в игре благодаря повальному увлечению итальянской знати астрологией. Карты вроде Стойкости, Милосердия и Силы олицетворяли человеческие достоинства, которые были популярной темой литературы Возрождения. Карта Отшельник, на которой изображен старый седой мужчина, изначально символизировала время.

Волшебник в ранних картах был уличным фокусником или жонглером, который показывает фокусы перед детьми на ярмарке. В колоде Висконти — Сфорцы он называется Il Bagatella — «мелочь, несущественная вещь» — и стоит в самом низу старших арканов. Император и Императрица символизировали правителя Священной Римской империи и его супругу. Иерофант — это папа римский, а Жрица — персонаж популярной в Средние века легенды о папессе Иоанне, которая в IX столетии якобы обманула католическую церковь и заняла Святой престол. Дуализм этих двух пар карт отсылает к традиционному сюжету дуализма власти мирской и церковной. Образы Правосудия (Фемиды) и Колеса Фортуны заимствованы из древнегреческой традиции.

Il Bagatella из колоды XV века. Источник

Происхождение других карт не так очевидно, однако и их значения легко объясняются через североитальянский культурный контекст. Исследователи считают, что Колесница символизировала карнавальную процессию или свадьбу. По мнению религиоведки Хелен Фарли, Колесница могла обозначать Римскую церковь — такую аллегорию можно найти в «Божественной комедии» Данте или в трудах святого Иеронима Стридонского. Изображение Смерти в виде скелета, вероятно, символизировало чуму, вспышки которой периодически случались в Италии в XV веке.

Питер Брейгель Старший. Фрагмент картины «Триумф смерти», 1527 год

Карта Повешенный связана с традицией «позорных рисунков» , на которых изображались предатели, воры и мошенники, подвешенные в унизительной позе вниз головой. Не сохранилось ни одной фрески этого жанра, однако есть множество набросков таких фресок, сделанных именитыми художниками.

Источник

В колоде Висконти — Сфорцы не было лишь двух карт современного старшего аркана — Башни и Дьявола. Башня появилась в традиции Таро еще в XV веке и наверняка была известна Висконти. В ранних колодах она интерпретировалась как Вавилонская башня, дом Бога, дом дьявола, ворота ада.

Хелен Фарли считает, что Башня — по-итальянски Torre — могла иметь для Висконти личное значение. Династия долго соперничала и боролась за власть с другой знатной семьей Милана — делла Торре. Включив ее символ в свои колоды, герцог Филиппо увековечил бы род злейших врагов.

Дьявол появился в Таро лишь в XVI веке просто потому, что во времена последнего Висконти и первого Сфорцы его образ почти не использовали в живописи.

В начале XVI века традиция Таро распространилась по югу Франции. Здесь окончательно сформировалась колода, которую будут ошибочно называть марсельской.

Может быть интересно

В марсельской колоде используется привычная система мастей и присутствуют 22 карты старшего аркана. Вплоть до XVI или XVII века марсельская колода была лишь одной из многих региональных вариаций Таро, однако примерно к 1700 году стала доминирующей везде, кроме Италии — там в каждой провинции были свои колоды и карточные игры.

Марсельская колода. Источник

Встреча Таро и оккультизма

К XVIII веку Таро становятся одной из самых популярных карточных игр в Европе. В нее играют в Париже и Женеве, Мадриде и Санкт-Петербурге. Однако оккультизм не имел к картам никакого отношения до конца века.

Впервые эти два мира соприкоснулись во Франции за несколько лет до Великой Французской революции, когда Западную Европу охватила настоящая эпидемия египтомании. Считается, что одним из первых Таро в эзотерическом контексте заинтересовался масон Антуан Кур де Жебелен, который сочетал увлечение к оккультизму с занятиями общественными науками. В своем десятитомном псевдоантропологическом opus magnum «Первобытный мир, его анализ и сравнение с миром современным», опубликованном в 1781 году, он посвятил одну главу истории карт Таро.

Де Жебелен верил, что древние люди жили гораздо лучше людей современных. По его мнению, Таро — это древнеегипетская книга Тота, записанная в символическом виде. С ее помощью древнеегипетские жрецы зашифровали мудрость, чтобы она могла пройти через тысячелетия и быть узнанной лишь достойными.

Само название карт, по его мнению, состоит из двух слов древнеегипетского языка — Тар и Ро, которые переводятся как «царская дорога». Это была чистой воды манипуляция — тогда никто не знал, как звучал древнеегипетский язык, а первая табличка, которая позволила расшифровать его, была найдена в 1799 году.

Де Жебелен утверждал, что Колесница символизировала древнеегипетского бога Осириса, Звезда — Изиду, а Дьявол — их злобного брата Тифона. Карты Папа и Папесса он называл Жрецом и Жрицей. Карту Повешенный, по его мнению, нужно перевернуть: на самом деле, она должна называться Осторожность и на ней изображен человек, который стоит, балансируя на одной ноге. Масти он интерпретировал как четыре сословия древнеегипетского общества: монеты — купцы, чаши — жрецы, палки или дубинки (которые превратятся в более благородные жезлы лишь через несколько десятилетий) — крестьяне, а мечи — воины и цари.

Повешенный/Осторожность и Справедливость из колоды де Жебелена. Источник

В этом же томе Жебелен поместил сочинение другого автора, графа де Мелле. Де Мелле разделил 21 карту на три группы, каждая из которых символизировала эпоху истории человечества. Карты с 21-й по 15-ю обозначали Золотой век и процесс сотворения мира, с 14-й по восьмую — Серебряный век, а нижние семь — «гнусный» Железный век, длящийся и поныне. Также граф впервые соотнес карты с буквами еврейского алфавита.

Зарисовки колоды Таро де Жебелена. Источник

Через три года после выхода работы де Жебелена французский предсказатель Жан-Батист Альетте под псевдонимом Эттейлла (его фамилия наоборот) выпустил первое пособие по гаданию на Таро. Он приписывал себе изобретение картомантии — оккультной науки о гадании на картах. Еще в 1770 году вышла его первая книга о гадании на картах, в том числе на Таро — правда, никакого Египта там не было.

Может быть интересно

Исследователи утверждают, что Эттейлла был знаком с де Жебеленом и воспринял его идеи. Эзотерик писал, что карты Таро разработала группа из 17 магов во главе с Гермесом Трисмегистом через 171 год после Великого потопа. Эттейла перевернул систему нумерации старшего аркана де Мелле и переинтерпретировал многие карты.

Первая карта старшего аркана символизировала мистика, или того, кто задает картам вопрос. Следующие семь карт изображали процесс сотворения мира — Папа обозначал сотворение света, Папесса — небес и т. д. Карты с девятой по 12-ю обозначали человеческие достоинства (тут у Эттейллы не было ничего нового), а с 13-й по 21-ю — важнейшие состояния жизни человека. Так, Маг у него обозначает печаль или болезнь, Разрушенный Храм — бедность и тюремное заключение, а Шут — безумие.

Читайте также:  Как мне помириться с ним таро

В 1788 году Эттейлла создал Общество интерпретаторов книги Таро, в которое вошли несколько десятков увлеченных спиритуалистов. В 1790-м, за год до смерти, он создал собственную колоду — первую в истории, предназначенную не для игры, а для гадания, а также основал школу магии. Ученик Эттейллы, которому он завещал руководство школой, через несколько лет будто бы просто растворился, а школа была распущена. Впрочем, в те годы французам уже было не до гаданий.

Таро Эттейллы, 1857 год. Источник

Современные адепты Таро ценят вклад, который внес в их традицию де Жебелен, однако считают его недалеким интерпретатором, а вот Эттейллу почитают гораздо более проницательным и талантливым магом. Именно ему удалось впервые связать Таро с герметической философией.

Философия герметизма возникла в поздней Античности, когда в эллинистическом Египте вступили в синтез две традиции: культы древнегреческого Гермеса и древнеегипетского бога мудрости и письменности Тота. Из их смешения возник образ Гермеса Трисмегиста — древнего полубожественного мудреца, который жил гораздо раньше, чем самые ранние греческие философы. Ему приписывают создание множества философских работ — «Герметического корпуса». В своих работах Эттейлла часто обращается к «Пэмандру» — центральной работе корпуса. Хотя еще в XVII столетии историки обнаружили, что в действительности эти тексты были написаны, скорее всего, в II–IV веках.

Герметизм — обширное учение, которое, помимо мистики, покрывает множество тем — фундаментальную философию, мораль и этику, религию. Однако в нем присутствуют и магические, алхимические и астрологические тексты. С философской точки зрения он находится на стыке неоплатонизма, пифагореизма и стоицизма. В религиозных вопросах герметизм был довольно расплывчат, хотя в общем виде и утверждал существование единого бога-создателя, который тождественен со всем сущим. Поэтому герметизм нашел отклик у некоторых раннехристианских и мусульманских теологов.

Одна из ключевых идей герметизма — принцип соответствий. Согласно нему явления из разных плоскостей бытия обнаруживают поразительное подобие, а всё сущее подчинено единым законам. Химические вещества тождественны словам, небесным телам и математическим символам, а наш мир подобен высшим, сокрытым от человека мирам. Это допущение и делает возможным магию и алхимию, в основе которых лежит символическое воспроизведение этих тождеств.

Многих людей, которые на протяжении двух тысячелетий называли себя герметистами , не слишком интересовала собственно философия Трисмегиста. В учении их привлекала лишь магическая составляющая.

Таро в XIX веке

Великая Французская революция и наполеоновские войны прервали развитие традиции Таро почти на сто лет. Новый всплеск увлечения оккультизмом и интереса к Таро начался во второй половине XIX века. Следующим после Эттейллы великим картомантом считается мистик и философ Альфонс-Луи Констант, известный под псевдонимом Элифас Леви (1810–1875).

Его философия — гремучая смесь раннего французского социализма, которому он был верен с юных лет, свободно понятого католицизма и оккультизма. Леви презирал дешевое картежничество и фокусы и считал оккультные науки методом внутреннего совершенствования человека. Тем не менее он не гнушался экспериментировать с любыми спиритуалистскими таинствами эпохи — некромантией, общением с духом умерших и, конечно же, гаданием на картах.

В основе мистического учения Леви лежала каббала, которую он дополнял идеями из пифагореизма и христианского мистицизма.

Каббала — это школа мысли в иудейской мистике, зарождение которой можно отнести к V–II векам до н. э. Многие идеи каббалы близки к гностицизму — здесь тоже присутствует идея тождественности символа и сущего явления. Самый знаменитый концепт каббалы — Древо Жизни, в котором ивритские буквы выстраиваются в схему устройства Вселенной. Впервые эта идея появляется в книге Сефер Йецира. Десять окружностей-сфирот , соответствующие цифрам, обозначают стадии творения и силы, которые использует бог-создатель для творения и упорядочивания сотворенного. Сфирот связаны между собой 22 связями, которые обозначаются буквами еврейского алфавита.

Леви стал первым, кто напрямую связал карты Таро и каббалистическое Древо Жизни. Десять младших карт колоды символизируют десять сфирот, а 22 карты старшего аркана — связи между ними. Леви считал, что Таро придумали древнееврейские священники, составившие каббалу, а само название карт полагал акронимом слова «Тетраграмматон», которое должно заменять сакральное имя бога из четырех букв (JHWH).

Роль, которая в его системе отведена «придворным» картам младших арканов, не очень ясна.

Карты старшего аркана Таро на каббалистическом Древе Жизни. Источник

Современные адепты Таро критикуют Леви за нечеткость его системы: аналогии между буквами и картами порой кажутся притянутыми за уши и бессмысленными. Главная его заслуга — сопоставление карт с Древом Жизни и еврейским алфавитом, которое стало основным способом эзотерической интерпретации Таро.

Во второй половине XIX века британцы заразились от французов страстной тягой к оккультизму. Как грибы после дождя по всей стране возникали тайные общества и ордена, члены которых практиковали магические ритуалы. Ключевым для истории Таро, да и для всей западной культуры, стал самый крупный и популярный из них — герметический орден «Золотая заря».

«Золотую зарю» основали в 1888 году оккультисты Уильям Уэсткотт и Сэмюэл Мазерс. Они утверждали, что за десять лет до этого получили 60 страниц зашифрованных оккультных текстов, в которых описывались герметическая философия, каббала и магические ритуалы, в том числе способы гадания на Таро. Книга были написаны простым шифром — английским языком, но справа налево, а также с использованием еврейских цифр.

Читайте также

Уэсткотт и Мазерс рассказывали, что манускрипт передал им один известный пожилой масон, который к тому времени уже скончался. Откуда взялся текст на самом деле, неясно. В разные времена последователи ордена связывали появление манускрипта с разными тайными оккультными организациями Европы. На самом деле, вероятно, основатели «Золотой зари» сами создали его, чтобы сфальсифицировать преемственность своей организации.

Изначально философия ордена была основана на трудах Леви, Эттейллы и де Жебелена. «Золотая заря» активно эксплуатировала египетскую тему — подразделения организации были названы в честь богов Гора, Осириса и Исиды-Урании, а также каббалу — организационная структура ордена копировала Древо Жизни.

Орден просуществовал вплоть до 1970-х годов, однако по-настоящему могущественной и массовой организацией он был с 1890-х и до начала Первой Мировой войны, после чего погряз во внутренних распрях. Через «Золотую зарю» прошло множество известных и талантливых людей тогдашней Британии. О влиянии ордена на мировую культуру и религиозное сознание западной цивилизации написаны сотни книг.

Как и Леви, «Золотая заря» соотносила младшие десять карт Таро с десятью сфирот, а карты старшего аркана — со связями между ними. Мазерс дополнил эту систему, связав со сфирот еще и ранги младшего аркана: тузы со сфирот Кетер, десятки — с Малкут и т. д.

Вместе с супругой Моной Мазерс разработал свою колоду, в которой присутствовали образы из египетской, еврейской, греческой и даже кельтской и германо-скандинавской мифологии, однако большого распространения она не получила. В манускрипте «Золотой зари» было сказано, что Таро могут не только предсказывать будущее, но и влиять на него. Поэтому к использованию Таро допускались лишь члены ордена высокого уровня посвящения.

В дальнейшем развитии Таро ключевую роль сыграл неформальный лидер лондонской ветви «Золотой зари» Артур Уэйт. Его считают одним из главных интеллектуалов оккультизма той поры. Как и Леви, он питал неприязнь к демонстративным фокусам и трактовал оккультное знание и магию как способы личного развития и возвышения человеческой индивидуальности.

Уэйт критиковал попытки предыдущих авторов надуманно привязать Таро к историческим нарративам и предлагал сосредоточиться на символизме самих карт, в котором без всяких египетских божеств сокрыта та самая Тайная Традиция, которую всегда искали оккультисты. Больше всего ему претила идея связи между Таро и каббалой, которая, по его мнению, ограничивала и сглаживала мудрость карт.

В 1911 году он вместе с художницей-оккультисткой Памелой Смит создал ту самую завораживающую колоду Таро, которая сегодня считается классической. Смит и Уэйт разработали глубокомысленные символические иллюстрации для каждой карты, в том числе для младших арканов. При этом в большинстве случаев картинки устроены так, что легко указывают на значение карты. Например, на семерке мечей, которую обычно интерпретируют как сложную ситуацию, требующую неординарных решений, изображен человек, который с трудом пытается унести в руках пять мечей, при этом еще два воткнуты в землю — их у него взять не получилось.

Источник

Некоторые исследователи Таро полагают, что разработать колоду Смит и Уэйту помогли их известные друзья по «Золотой заре» — великий ирландский поэт Уильям Йейтс, который и привел Уэйта в орден, и театральная актриса и феминистка Флоренс Фарр.

После Уэйта и Смит традиция осмысления и интерпретации Таро продолжила развиваться. Однако их тонкое и оригинальное восприятие Таро по сей день является самой популярной интерпретацией карт.

В следующей части мы расскажем о том, что увидели в карточных раскладах Таро великие мистики Елена Блаватская и Алистер Кроули, как предлагал интерпретировать карты крестный отец психоанализа Карл Юнг и как их используют современные психотерапевты.

Источник

Оцените статью