1. Феху – Мир (руна Феху определяет материальный достаток и имущество, среди Арканов такого направления нет, поэтому условно можно соотнести с Арканом полного достижения, в том числе и богатства материального – Мир)
2. Уруз – Шут (направление энергий руны – движущая сила, с помощью которой может продвигаться или восстанавливаться процесс. Аркан Шут тоже предполагает потенциал, из которого развивается событие или становление ) 3. Турисаз – Справедливость ( Эта руна отсекает от человека всё, что его отягощает, а так же очищает от ненужных энергий и влияний Восстанавливает справедливость имеет карательную функцию. Аркан Справедливость схожая функция по отношению к личности, так как тоже восстанавливает равновесие) 4. Ансуз – Звезда (откровение небес, вера, надежда и любовь, общение с духовными сущьностями. И руна и Аркан напрямую указывают на духовность человека, его способность стремиться к высшему проявлению) 5. Райдо – Колесница (Руна и Аркан движения, импульс, толчок или стимул, благодаря которому человек совершает выдающиеся поступки. Может означать духовное и физическое достижение цели. В быту может указывать на транспортные средства) 6. Кенназ – Отшельник (внутренний свет, откровение и открытие самого себя. Раскрытие собственных талантов. Анализ личности и нахождение своего предназначения. Аркан предполагает одиночество. Но не как вынужденное, а добровольное, для самопостижения) 7. Гебо – Влюблённые (партнёрство и сотрудничество во всех формах) 8. Вуньо – Солнце (радость и удовлетворение. Поведение, не предполагающее ограничения или ответственности. Детство, как состояние души. Чистая радость! В Аркане прослеживается некий эгоизм, человек может быть самовлюблён) 9. Хагалаз – Башня (разрушение. Удаление старого для постройки нового. Падение с высоты. Природные катаклизмы. Очистка болезненным путём) 10. Наутиз – Дьявол (привязанность, зависимость, зацикленность. Нет свободы действий. Привороты. Порчи.) 11. Иса – Умеренность (основная линия Руны и Аркана – статичность. Ни каких резких движений. Лучше подождать. Не следует торопить то, что ещё не созрело. Воздержанность) 12. Яра – Колесо Фортуны (круговорот природы. Собрать урожай. Везение. Плодотворный результат.) 13. Эйхваз – Повешенный (зависание между двумя мирами. Внутренняя воля к проникновению в слои не видимые глазу. Не приспособленность к реальному миру вследствие самоухода. Всё с ног на голову. Плохая ориентация во внешнем мире. Человек не от мира сего. Связь с сущностями параллельных миров) 14. Перто – Луна (тайны. Оккультизм. Ворожба. Влияние магических сил. Мокрое и холодное – как женское. Инь. Чувство озабоченности. Страхи. Галлюцинации. Излишнее самокопание. Подсознательные комплексы.) 15. Альгиз – Суд (защита высших сил. Архангел очищает души. Покаяние. Сосредоточенность. Прислушаться к голосу разума. Справедливое возмездие. Руна больше защитного порядка, призывает к бдительности и осторожности, у Аркана защитная функция у Архангела Михаила) 16. Совуло – Сила (сила внутренняя и внешняя, а так же воля и стремление. Намерение, которое должно исполниться. Силы природы. Человеческие возможности в силе разума. Сила авторитета.) 17. Тейваз – Смерть (Руна воина, готового отдать жизнь в бою, для того, что бы душа переместилась в высшие миры. У Аркана переход души, трансформация в новое качество) 18. Беркана – Императрица (мать , жена, хозяйка. Женская сущность) 19. Эваз – Влюблённые (соответствие очень натянуто, так как Аркан предполагает не только сотрудничество но и выбор, Руна больше как верный помощник и соратник, готовы пожертвовать собой…. Может вернее даже быть и жертва (Повешенный), но тут всё-таки больше энергия двоих направленная друг на друга) 20. Манназ – Маг (самодостаточный человек, который может и знает. Он хозяин положения и своей судьбы) 21. Лагус – Жрица (интуиция, способность проникать в сокровенные тайны. Текучесть и гибкость. Лояльность. Абстрагирование. Приспосабливание к условиям. Конкретное знание ситуации. Возможность трезво и отстранённо смотреть на события. Женская логика и женская хитрость. Ум – знание) 22. Ингваз – Император (мужчина, авторитет, мужская сущность) 23. Одал – Иерофант (традиции и наследие духовного плана. Хранение и передача по наследству. Венчание как соединение в высшем смысле. Жрец –как хранитель культа рода) 24. Дагаз — Мир (достижение в результате прорыва, полная ясность и полная определённость, удовольствие от достигнутого результата)
С помощью таких примерных соответствий иногда я делаю Арканно-Рунные расклады. Расклад, адаптированный и предназначенный для Старших Арканов дублируется Рунами и если смысл расклада при этом остаётся неизменным — то считаю расклад верным и для Рун и для Таро. Особенно хорошо такая методика работает при различного рода анализах. Можно и наоборот с помощью Арканов «просканировать» рунические расклады — тогда мы работаем в двух системах, в результате чего расширяется понимание расклада. Если расклад совещательный и последний вопрос касается совета как поступить — то можно посоветовать поностить с собой соответствующую Руну.
Источник
Руны соответствующие картам таро
Мы в соцсетях
Выберите карту дня
Сопоставление Таро и Рун
Автор: Rúnolfr Hrafnsson 24.11.2017
Перед читателями – экспериментальная попытка сопоставления Старших арканов Таро с богами скандинавского пантеона и рунами Старшего Футарка. Работа построена на исследовании символики Таро, древнескандинавской мифологии и традиции толкования рун. Колода Таро, на которой основывается интерпретация арканов – это, прежде всего, колода Райдера-Уэйта, наиболее популярная в мире. Значение аркана «Влюблённые» приближено к старому толкованию, когда он носил имя «Выбор».
Шут– Локи – Эваз (конь)
Обычно Шут показан шагающим к обрыву, не вполне отдающим себе отчёт в своих действиях. Он беспечен и лишён самоконтроля.
Точно так же и конь, который символизируется руной Эваз, лишён самоконтроля, и подчинён наезднику.
Локи же соотносится с тем эпизодом, когда под влиянием внешних обстоятельств он был вынужден превратиться в кобылу, чтобы не дать некоему великану успеть построить стену Асгарда. Последствием превращения оказалось то, что Локи в образе кобылы забеременел, впоследствии родив Слейпнира – коня Одина.
Маг– Хёнир – Манназ (человек)
У меня этот аркан чётко ассоциируется с богом Хёниром, одним из трёх богов, поучаствовавших в оживлении людей. Хёнир дал человеку «од» (древнесканд. óðr) – его «разум, дух, самость». В скандинавской мифологии Хёнир представлен также в негативном аспекте: попав к ванам, он не способен проявить собственную волю, и вместо этого говорит «Пусть другие решают». На точно такое же поведение может указывать аркан в перевёрнутом положении.
Руна Манназ обозначает человека, как мыслящее и волевое существо, это руна человеческого «Я», проявления человеческого духа. Соответственно, её я и ставлю здесь.
Жрица – Фригг (или Фрейя) – Лагуз (море, вода, влага)
Казалось бы, сопоставлять надо исключительно с Фрейей, но это не совсем так. Аркан не несёт сексуальной нагрузки в своих значениях, а, скорее, связывается с женской интуицией, знанием и опытом. В скандинавской мифологии этими качествами обладает Фригг– супруга Одина. Она хранит знания обо всех людских судьбах.
Впрочем, Фрейя в мифах также представлена не только как «богиня любви», но и как богиня магии, причём магии типично женской, поэтому этот её аспект может соответствовать данному аркану.
Руна Лагуз поставлена в соответствие потому, что символизирует море или воду вообще – типично «женскую» стихию. Также её можно воспринимать как интуицию – «глубину моря»/подсознания или как движущийся поток воды, течение, несущее человека в верном направлении.
Императрица– Фрейя (также Фригг или Нерта) – Беркана (берёза)
Здесь, в качестве богини, я выбрал Фрейю в её сексуальном аспекте, хотя всё не так просто. Аркан, судя по описаниям, также представляет «женское плодородие», потому я даю такое соответствие. Впрочем, у Фрейи слабо выражен основной мотив аркана – мотив производящей Матери-Природы. Частично его можно отыскать у Фригг, а в ещё большей степени – у Нерты, богини плодородия континентальных германцев. Руна здесь однозначно Беркана, как руна роста, фертильности, процветания, рождения и плодородия. Руна типично «женская».
Император– Фрейр – Ингваз (бог Ингви)
Этот аркан, насколько я понял, связывается с установлением стабильности, священного мира и порядка.
Император олицетворяет власть авторитета, силу, величие. Фрейрв мифологии как раз и выступает в этом аспекте: под именем Фроди он выведен как добрый правитель, устанавливающий мир, дающий урожай и процветание.
Руна Ингваз в СтаршемФутарке напрямую олицетворяет Фрейра под другим его именем – Ингви.
Жрец– Улль– Отала (вотчина, наследие)
Вот тут, казалось бы, должен быть Один, но я ставлю в соответствие Улля. И у читателя наверняка возникнет вопрос, почему же в соответствие «Жрецу» поставлен «бог охоты». Дело в том, что в более ранних источниках – песнях «Старшей Эдды» — Улль является не «богом охоты», а богом, связанным с храмами, со священными клятвами и их соблюдением. Такие клятвы приносились на особых кольцах, которые впоследствии оставляли на территории святилищ. Археология подтверждает это: в Швеции в местечке Лилла Уллеви («Малое святилище Улля») найдены остатки святилища с более чем шестью десятками таких колец.
Позднее клятвы приносили на одном кольце, которое хранилось в святилище на алтаре. Жрец же, присматривавший за храмом, был обязан носить это кольцо на всех собраниях. Видимо, когда-то Улль и выступал в качестве такого бога-жреца, хранителя клятв и традиций.
Аркан также связывают с непоколебимой верой, соблюдением обязательств, принятием ответственности, а, следовательно – с клятвами. Связывают его и с соблюдением традиций, обязательствами, поэтому руническое соответствие здесь –Отала–«наследие», форма которой напоминает кольцо.
Влюблённые– Скади и Ньёрд – Гебо (дар)
Поскольку аркан в традиционной трактовке указывает на выбор, то тут из мифологем больше подходит не Фрейр и Герд, не Аск и Эмбла, и не Лив и Ливтрасир, а Скади и Ньёрд. Богиня зимы — Скади, согласномифу, выбирала мужа по ногам. Но из-за ошибки или коварства богов выбрала вовсе не того, кого хотела: ей достался Ньёрд вместо Бальдра, который был ей по нраву. Здесь уместно вспомнить старую иконографию аркана: мужчина делает выбор между двумя женщинами. Интересно, что Скади в мифологии проявляет себя с мужской стороны: надевает свои доспехи и идёт в Асгард, чтобы отомстить богам за убитого ими отца – великана Тьяцци.
Руна Гебо имеет значение «дар», но также указывает на взаимоотношения и на брак. Поскольку женщина выдаётся замуж, момент «выдачи» вполне соответствует понятию «дар».
«Не время размышлять, время ехать и действовать» — как-то так можно охарактеризовать этот аркан. Это очень хорошо согласуется с руной Райдо – руной езды, дорог и путешествий, а также с образом Тора. Тор – единственный из богов, который тесно ассоциируется с колесницей, запряжённой двумя козлами. На ней он постоянно совершает путешествия в Йотунхейм – страну великанов, активно защищая от них богов и людей.
Сила– Тюр иФенрир – Тиваз (бог Тюр)
Аркан говорит о смелости, энергии, преодолении животной натуры, преодолении трудностей, победе. Всё это очень хорошо соотносится с мифом о том, как боги связывали волка Фенрира, представлявшего для них угрозу. Волк, подозревая, что он может не вырваться из пут, попросил кого-нибудь из богов положить ему в пасть руку, в качестве залога. Должную смелость проявил только Тюр, который в итоге лишился руки. Но победа над хаотическими силами была достигнута.
Одна из рун Старшего Футарка носит название «Тиваз» и олицетворяет этого бога.
Отшельник– Один как Вегтам (Странник) – Ансуз (бог, ас)
В общем-то, тут нет смысла давать пояснения. Один – верховный бог скандинавского пантеона – часто путешествует в мифах вдали от богов и людей, в образе странствующего мудреца, отшельника, собирая знания.
Руна, однозначно связываемая с ним – Ансуз.
Колесо фортуны–Идунн – Йера (год, урожай, жатва)
В описании аркана я уловил идею цикличности, смены сезонов, и итогов подобных перемен. В общем-то, это увязывается с руной Йера, значение которой – «год, урожай, жатва».
Но почему Идунн? Идунн – хранительница золотых яблок, дарующих богам вечную молодость. Руна Йера, как уже сказано, символизирует «урожай», а яблоки — это урожай, плоды. Но в контексте разговора об Идунн этои«удача, фортуна», нарушающая привычный круговорот вещей: боги должны постареть, но они съедают яблоки Идунн и этого не происходит.
Справедливость– Форсети– Иваз/Эйваз (тис)
Думаю, связка с Форсети вполне ясна: это сын Бальдра, бог-судья. Иваз/Эйваз означает «тис», и тут, на мой взгляд, воплощает мировое древо Иггдрасиль, как святилище и место суда богов, как об этом сказано в «Речах Гримнира». Амбивалентность руны наглядно указывает на амбивалентность правосудия: одних оно приговаривает, других – милует.
Интересно то, что священным деревом скандинавской мифологии, скорее всего, являлся именно тис, а не ясень. В «Прорицании вёльвы» Иггдрасиль описан как вечнозелёное дерево. О вечнозелёном дереве говорит и Адам Бременский, описывая святилище в Уппсале. А одно из названий тиса на древнесканд. – barraskr, что примерно можно перевести как «хвое-ясень». Сам по себе тис также символически амбивалентен: с одной стороны он вечнозелёный и его древесина почти не гниёт, то есть он символизирует жизнь. Но с другой – тис содержит смертельные для человека токсины, то есть символизирует смерть.
Повешенный– Один как Хропт (Повешенный на Иггдрасиле)– Кано/Каунан (язва, рана)
Значение аркана – жертва и получение знаний, опыта. Что-то необходимо принести в жертву, чтобы чего-то достичь. Именно это делает Один, принеся в жертву себя же самому себе, повесившись на мировом древе.
Если с Одином и самим арканом всё предельно ясно, то насчёт Кано/Каунан поясню. Один висит на Иггдрасиле раненый копьём, кровоточащий. Собственно, в поздних рунических поэмах – исландской и норвежской – руна и ассоциирована с раной, язвами, болезнями и прочими «подвешенными» состояниями, а вовсе не с «факелом», как в англосаксонской. Такая ассоциация видится мне более верной, поскольку как раскрывается рана, так раскрывается и сознание человека для нового опыта. И в случае с Одином это раскрытие сознания приводит к тому, что он обретает руны.
Смерть– Имир – Турисаз (турс)
«Смерть» говорит о новом этапе, но чтобы он начался, что-то должно умереть. Чтобы создать мир, боги убивают первовеликана – Имира. Это – первая смерть во всём мироздании. Имир – турс, и его здесь олицетворяет руна Турисаз, которую иногда трактуют как «врата» к чему-то новому.
Трактовка и привязка этого аркана мне далась с трудом. Но, насколько я понял, аркан в целом говорит о балансе, гармонии и защищённости через понимание того, что «всё хорошо в меру». В принципе, руна Альгиз этому состоянию «защищённости» вполне соответствует. Иконографию аркана уместно сравнить с англосаксонской рунической поэмой: на рисунке аркана ангел стоит на границе земли и воды, а в поэме осока, защищённая остротой своих листьев, также растёт на болоте, которое, по сути, также является границей двух стихий.
Хеймдалль же является защитником Асгарда, также стоящем на границе между мирами богов и людей, и охраняющим Биврёст – радужный мост богов. При этом Хеймдалль – защитник пассивный. Он не ведёт битв, как Тор, а является просто дозорным. На мой взгляд, это его состояние также вполне согласуется с Альгизом.
Я опирался, прежде всего, на иконографию аркана, показывающую двух прикованных людей. В скандинавской мифологии есть два прикованных персонажа: Локи, наказанный богами и Фенрир – его сын. Логичнее, конечно же, выбрать Локи, поскольку аркан указывает на невозможность контроля своих желаний, на привязанность к тому, что условно можно назвать «грехом». Также налицо сексуальный аспект аркана, что хорошо согласуется с Локи, который в мифах показан как любовник множества богинь.
Наутиз, как руна «нужды, принуждения», как раз олицетворяет «прикованность», «связывание».
Башня– убийство Бальдра – Хагалаз (град)
Аркан считается негативным и олицетворяет разрушение, уничтожение, крах. Впрочем, он также говорит о «прозрениях» и «озарениях». Из всех мифологем, больше всего здесь подходит смерть Бальдра, которая оказалась полной неожиданностью для богов. Но вместе с тем – залогом того, что Бальдр воскреснет после Рагнарёка, чтобы править обновлённым миром.
Из рун я ставлю в соответствие Хагалаз – «град», символизирующую разрушение.
Звезда– Эйр/Фулла – Вуньо (радость)
Очень трудно мне далось это сопоставление, но аркан связывается с надеждой и наступлением чего-то лучшего. Соответственно, из рун я ставлю сюда «руну всего хорошего» – Вуньо, «радость». Ноаркан также отражает идею исцеления, выздоровления, потому из богинь я выбрал в качестве соответствия Эйр – богиню-целительницу.
Впрочем, этот аркан также можно связать с образом Фуллы, заклинающей сломанную ногу коня Бальдра во «Второммерзебургском заклинании».
Луна– Мани – Иса (лёд)
Мани сюда пришлось ставить просто потому, что «а кого ж ещё?». Увы, Мани у скандинавов — мужчина, а потому«женскую» сторону аркана не отображает. Но зато идея пути, наполненного трудностями и опасностями, хорошо соотносится с руной Иса, которая во всех рунопоэмах связывается не просто со льдом, а с «опасным путём», «скользкой дорогой», движение по которой затруднено.
Солнце– Соль/Сунна – Совелу (солнце)
Здесь комментарии, как говорится, излишни. И смысл руны, и смысл аркана, и образ Соль/Сунны – скандинавской богини солнца – прекрасно дополняют друг друга.
Суд– Бальдр, вернувшийся из Хель – Дагаз (день)
Аркан олицетворяет «воскрешение», выход из тьмы к свету, новое рождение. Точно так же должен выйти из Хель Бальдр и вернуться в Асгард после Рагнарёка. И то же самое означает руна Дагаз – «день» – новый этап, новое начало, переход от тьмы к свету.
Мир – три норны: Урд, Верданди, Скульд – Перто (точное значение имени неизвестно)
В этом аркане я уловил идею круговорота, но круговорота не циклического, не годового, а более масштабного: идея «колеса дхармы», «колеса закона», «мировой мельницы». На символическом уровне это вполне соотносится и с вращением веретена. Соответственно, аркан я сопоставил с норнами, которые не просто прядут нити человеческих судеб, но ткут из них полотно мироздания. Норны также являются теми, кто установил законы мироздания для всех существ, в том числе и богов.
Чтобы понять почему я ставлю в соответствие руну Перто, необходимо прочитать целую лекцию, но я постараюсь ограничиться тем её значением, которое считается «традиционным» у большинства руномантов: Перт – руна непознанного. Судьба, которую плетут норны, законы мироздания – всё это также принадлежит области непознаваемого обычным разумом. Но, поскольку аркан «Мир» — это счастливое завершение, исполнение чего-либо, воплощение удачи и реализация, то в контексте норн и руны Перто это – узнавание своей истинной судьбы, своего истинного предназначения.
Невостребованными остались две руны – Уруз и Феху
В принципе, Уруз могла бы стоять рядом с руной Тиваз в аркане «Сила», и обозначать самого Фенрира. Но если опираться на рунические поэмы, то её символизм – это некая хаотическая сила, которую невозможно преодолеть: «дикий бык», «тур», надоедливый «моросящий дождь». Через образ «моросящего дождя» руну можно связать с каплями яда из Эливагара – первичного потока – которые затем стали первым великаном – Имиром. Через образ из англосаксонской поэмы, где тур описан как житель болот, её можно снова связать с Фенриром, который, естественно, не является туром, но его имя также происходит от «fen» — «болото». Вообще, для руны Уруз характерна какая-то связь с водной стихией. Вероятно, через неё — с образом Йормунганда – мирового змея.
Руна Феху могла бы стоять вместе с Берканой в аркане «Императрица», воплощая природные ресурсы, которые могут быть преумножены и накоплены. Само имя руны означает «скот», и может быть намёком на Аудумблу – мифическую корову, которая породила предка богов – Бури, и вскормила Имира.
Образ коровы также связан с богиней плодородия Нертой: согласно римскому историку Тациту, именно коровы были запряжены в повозку, на которой богиня как бы объезжала земли германцев.