Ростопчина е п талисман

Рецензия на творчество Е.П. Ростопчиной

Стихотворение «Талисман» было написано Е.П. Ростопчиной в 1830году. Оно, как и многие лирические произведения поэтессы, Е.П.Ростопчиной , о любви. Талисман не является какой-то определенной вещью, это просто воспоминанье и неизменная любовь:

Он не браслет с таинственным замком,
Он не кольцо с заветным словом,
Он не письмо с признаньем и мольбами… (Е.Ростопчина «Талисман»)

Все эти определения не могут быть вечными, не могут хранить тепло любимых рук, это неживое, в них нет души, того легкого, но будоражащего кровь призрачного ветерка, который доносил бы чувственное дыхание любимого.

Все эти вещи не могут воскресить былой страсти, обжигающего и согревающего огня, лишь любовь, хранимая в сердце, никогда не умрет, она живет и питает изнутри лирическую героиню.

И не перо из белого султана,
И не портрет под крышею двойной…. (Е.Ростопчина «Талисман»)

Что портрет? Это просто изображение в рамке, с годами оно утратит яркость, и что останется? Блеклые, призрачные цвета былого счастья или отголосок времени? Воспоминанья всегда будут жить в душе, несмотря на старость, люди не теряют способности мечтать и восхищаться.

Есть талисман священный у меня.
Храню его: в нем сердца все именье.
В нем цель надежд, в нем узел бытия,
грядущего залог, дней прошлых упоенье. (Е.Ростопчина «Талисман»)

Возможно, героиня пережила безответную любовь, а, может, вкусила горечь расставанья, но она пережила самое необъяснимое и непонятное на земле чувство, она взлетала к облакам и парила там вместе с птицами, ее качал на своих руках ветер, она жила в тумане слов, и боль разлуки, по сравнению с пережитым, — ничто.

Ведь люди встречаются, чтобы взять что-то, научиться чему-то, а потом расстаются, возможно, навсегда. И только настоящие друзья, узнав друг о друге все с первой встречи, с первого взгляда, расстаются и встречаются вновь, пусть даже через тысячу лет. Нельзя забывать уроки, которые дают тебе люди, иначе их придется повторять.

А хранить любовь в сердце, когда тебе больно, — не самая простая вещь в мире. Но лирическая героиня рада, что когда-то была счастлива (пусть одно мгновение) и хранит это счастье в своей памяти, для нее нет ничего важнее, она готова бороться за свою святыню:

Мне талисман дороже упованья,
Я за него отдам и жизнь, и кровь… (Е.Ростопчина «Талисман»)

И это воистину подвиг. Зачастую люди требуют ответ на свои чувства, на свою любовь, они не могут любить тихо, не понимают того, что своим желанием могут превратить жизнь другого человека в ад, им глубоко наплевать, что испытывает в душе их предмет обожания, а важно только собственное ощущение жизни. Забота о себе прекрасна только тогда, когда не идет во вред другим, но это не тот случай…

Героиня никому не мешает, не испытывает чьего-то терпения, она просто погружается в потайные комнатки своего сердца, где светло, тихо и жизнерадостно, и заново рождается.

Произведение написано пятистопным ямбом, с очень частым использованием пиррихиев, что придает особую мелодичность стихотворению. В основном стихи связаны перекрестной рифмовкой, но пятый, шестой, седьмой и восьмой — опоясывающей. Поэтесса использует анафору и градацию:

Он не браслет…
Он не кольцо…
Он не письмо… (Ростопчина «Талисман»)

что усиливает восприятие читателя и подводит его к мысли о значимости талисмана. Также автор не отказывается от умолчания («и не портрет под крышею двойной…»), предоставляя нам возможность додумать и продолжить список реальных деталей быта, которые могли бы выступить в роли талисмана, что усиливает интерес и пробуждает в сознании прожитые когда-то чувства.

Очень ярко характеризуют значение вещей искрометные эпитеты: «талисман священный», «дней прошлых упоенье», «с заветными словами», «тайны роковой» и т.д.

Жить все время в сказке глупо, но отказываться от нее еще глупее.

Совершенно иная позиция высказана в стихотворении «Слова для музыки», написанном в 1856 году. Меняются взгляды, ощущения, чувства… Здесь уже нет той чистой, открытой любви, на смену ей приходят лицемерие и гордыня, она больше не является святыней, а похожа на какую-то жизненную физиологическую потребность.

Не сотвори себе кумира,
У ног бездушной красоты
Не трать высокие мечты!
От воплощенной суеты
Не жди любви, не требуй мира!… (Е.Ростопчина «Слова для музыки»)

так начинается это произведение графини Е.Ростопчиной. С первых строк идет нагнетение советов в повелительной форме, что усиливает восприятие сказанных слов.

Автор призывает не растрачивать своих чувств, своей любви напрасно, не обращать их к «бездушной красоте», потому что ответ на них никогда не последует.

Любуйся блеском черных глаз,
Но не ищи в них тайной страсти…
Безумец ты!… В твоей же власти
Вдруг заманить мечтой о счастье
Блажь легких шуток и проказ?! (Е.Ростопчина «Слова для музыки»)

Можно восхищаться обликом, красотой, но все это не заменит настоящих чувств, в холодном сердце не дрогнут золотые струны любви, никогда лицемерие не сможет заменить открытую естественность, так как черное не может быть белым, а порочные желания не воплощаются в невинность.

Читайте также:  Обои для рабочего стола талисманы удачи

Слепец! Прозри!… Твой истукан
Утратил сердце с малолетсства. (Е. Ростопчина «Слова для музыки»)

Смотри: ты сохнешь и горишь, —
А ей-то что?… ей горя мало!… (Е.Ростопчина «Слова для музыки»)

Поэтесса сравнивает лирическую героиню с истуканом, камнем, которого не трогает ничто живое, волнующее и трепещущее только от одного взгляда. Но такого безразличия, равнодушия быть не должно. Не нужно морально насиловать друг друга, если нет любви, то уважение чувств других людей — обязательно.

Мировоззрение человека — это сложный процесс взаимопонимания, взглядов, желаний, стремлений, чувств. Не нужно забывать о том, что все возвращается на круги своя. Сегодня мы здесь, завтра — там, и кто даст гарантии, что с нами не случится ничего плохого.

Дань нежных чувств, дань удивленья,
Намеков, робких полуслов,
Она приемлет от рабов
Как долг законных должников,
как побежденных приношенье… (Е.Ростопчина «Слова для музыки»)

Поэтесса просит безумца раскрыть глаза, бежать без оглядки от такой женщины, ведь, действительно, она как «змей»: в маленькой, прекрасной головке могут созревать такие коварные, страшные и бесчеловечные планы, что порой становится жутко.

Все равно герой не получает счастья и уважения, а за лицемерие и искусственность собой жертвовать не стоит. Лишь настоящая, возможно, нелепая, но огненная любовь достойна смерти и возрождения, но никак не фальшивая подделка.

Стихотворение (Ростопчина «Слова для музыки») написано четырехстопным ямбом, часто встречается пиррихий, стихи в пятистишьях связаны кольцевой рифмовкой, в первом, третьем и пятом женская рифма опоясывает мужскую (АбббА), а во втором, четвертом и шестом — наоборот (аБББа).

Е.П. Ростопчина намеренно использует прием умолчания, заставляя читателя поразмышлять, подумать о возможном завершении мысли. Поэтесса не отказывается от олицетворения («ей нынче зеркало сказало..»), эпитетов («бездушная красота», «блеск черных глаз», «пустейшее кокетство», «робких полуслов»), что помогает воображению нарисовать более точную картину отношений между людьми.

Чтобы не нарушать слаженность рифмовки, поэтесса прибегает к эллипсу («беги приманок роковых…»). С помощью выразительных средств Е. Ростопчина провела анализ чувств героев, сумела показать и раскрыть внутренний мир, душу, переживания женщины.

Ее героиня постоянно меняется: это и робкая девочка, и властная красавица, страдающая «голубица» и сильная, не страшащаяся ничего молитва. Ее стихотворения написаны не умом, а сердцем, в них вложена душа, переживания, сны, мечты, желания, ни одна грань женского противоречивого характера не осталась в стороне.

Кто-то пройдет мимо ее творчества, а кто-то получит самые главные уроки в жизни через произведения графини Е.Ростопчиной.

Источник

А.Ю. Маленко. «Крымская война (1853—1856 гг.) в творчестве Евдокии Ростопчиной»

В первой трети XIX века в русской литературе насчитывалось немало женских имён. Одной из наиболее ярких представительниц женской литературы России пушкинского времени стала Евдокия Петровна Сушкова (в замужестве Ростопчина), не забытая, в отличие от многих других писательниц, и на пороге XXI века.

Незаурядные способности, склонность к чтению и сочинительству проявились в Додо (как называли её домашние) уже в детские годы. Видимо, сказалось и то, что многие из Сушковых посвятили себя литературе. Её бабка, урождённая М.В. Храповицкая, перевела «Потерянный рай» Мильтона. Отец будущей поэтессы Петр Васильевич, её брат Дмитрий писали стихи. Дядя, Николай Васильевич, был достаточно известным писателем. Неудивительно, что Додо стала писать с детства. Длительное время её сочинения ходили в рукописи и имели успех. И. Киреевский в 1834 г. отметил: «Без сомнения, вы слыхали об одном и самых блестящих украшений нашего общества, о поэте, которой имя, несмотря на её решительный талант, ещё неизвестно в нашей литературе» 1 . В последующие годы её общество составляют лучшие литераторы России. В 1836 году Сушкова с мужем, графом А.Ф. Ростопчиным, сыном московского градоначальника периода Отечественной войны 1812 года, приезжает в Петербург. Она устраивает литературный салон и на её «субботах» бывают Жуковский, Плетнев, Сологуб, Гоголь, её кумир Пушкин. С 1841 года её другом становится Лермонтов. В последние годы жизни Пушкин был с ней в дружеских отношениях, и, по её словам, «благосклонно относился к её стихам» 2 . Известно, что поэт посетил графиню за день до дуэли. Впоследствии Жуковский подарил ей черновую книгу Пушкина — тетрадь для стихов, с надписью: «Вы дополните и закончите эту книгу, она теперь достигла своего назначения» 3 . Надпись неслучайна. К этому времени Е.П. Ростопчина — уже известная поэтесса. В 1841 г. в Петербурге были изданы её «Стихотворения», куда были включены стихи 1829—1839 годов. В критических отзывах того времени на её творчество, при общем хвалебном тоне, наметилась тенденция, хорошо выраженная В.Г. Белинским. С одной стороны, критик признает, что муза графини Ростопчиной не чужда поэтических вдохновений, дышащих не одним умом, но и глубоким чувством 4 . С другой — упрёки в салонности, тематической узости, поверхностном восприятии происходящего. В заключение автор утверждал, что талант поэтессы «мог бы найти более обширную и более достойную себе сферу, чем салон. » 5 .

Читайте также:  Какие обереги есть для свадеб

Подобная тенденция в оценке её творчества наметилась и по отношению к её прозе. Речь, в частности, идёт об оценке её книги 1839 года «Очерки большого света», включавшей две повести Е.П. Ростопчиной: «Чины и деньги» и «Поединок». Автор осудила безразличие света к человеческим достоинствам, ратовала за право женщины любить открыто. Этим, как и созданным в дальнейшем прозаическим произведениям, «свойственны чрезвычайная растянутость и поверхностность в обрисовке характеров» 6 .

В то же время, упрёки в салонности справедливы лишь отчасти. Поэтесса сумела, в ряде случаев создать и общественно значимые произведения. Таково её стихотворение «Насильный брак» (1845 г.), где под видом рассказа о молодой жене и муже-деспоте было показано унизительное положение Польши в составе Российской империи. С тех пор Евдокии Ростопчиной было запрещено жить в столице, и до смерти Николая I она проживала в Москве.

В те годы имя графини нередко звучало в критике рядом с именем Пушкина. Вот оценка Белинского (1838 г.): «Во 2 № «Современника» кроме двух произведений Пушкина, можно заметить только одно, подписанное знакомыми публике буквами — «Г-ня Е. Р-на»; обо всех остальных было бы слишком невеликодушно со стороны рецензента даже и упоминать» 7 . Издатель «Современника» П.А. Плетнев писал о ней: «Она без сомнения первый поэт теперь на Руси». «Она мне читала много новых стихов из рукописной книги своей — и я признаюсь, поражен был, как часто её стихи доходят до истинной, глубокой поэзии» 8 .

В 1840—1850-х годах в поэзии и прозе Е. Ростопчиной зазвучал Крым. Таков её роман в стихах «Дневник девушки» (1842—1850 гг.) — трансформация «Евгения Онегина», где впервые в творчестве поэтессы появляются штрихи романтического образа «дивного Крыма», «Со всей его красой, пленительной и дикой», откуда родом Зинаида, героиня романа.

В 1857 году графиня создаёт прозаическое «крымское» произведение — роман в письмах «У пристани», действие которого происходит частично в Крыму. Герой романа, князь Суздальский, воевал во время Крымской войны на 5-м бастионе в Севастополе, где был ранен. Другая героиня, Сара Волтынская, в это время вступает в Крестовоздвиженскую общину. По окончании боевых действий она и Маргарита Петровская навсегда переселяются в Симферополь. Здесь тоже видна попытка создать романтические образы Крыма и Чёрного моря.

В остальных произведениях на смену крымским мотивам пришла тема Крымской войны. Романтизм уступает место реалистическим тенденциям в творчестве автора, создавшего цикл стихотворений, посвящённых событиям и героям военной кампании.

Одним из лучших стало стихотворное посвящение «Алексею Петровичу Ермолову», герою Отечественной войны 1812 года, знаменитому проконсулу Кавказа, написанное в Москве 15 февраля 1855 года. Декабристы намечали этого боевого генерала в своё правительство. После декабрьского восстания, в 1827 году Николай I избавился от популярного главнокомандующего войсками на Кавказе, отправив его в отставку. В начале Крымской войны 77-летнего Алексея Петровича избрали начальником Московского ополчения. Пусть это избрание было скорее символическим, но тем не менее, «многие восприняли назначение боевого офицера, сражавшегося под командованием Кутузова, как возвращение армии к старой традиции ведения войны с помощью народа, приведшей в 1812 г. к повсеместному изгнанию иноземных захватчиков. Именно так и изображено поэтессой призвание народом (а не царём) Ермолова на службу России» 9 .

«Народный голос, — голос бога;
Он громко нынче вопиет:
Вставай, Ермолов. Русь зовёт!
Тебе знакома ведь дорога?

Единодушным увлеченьем
Тебя назначила молва,
И над Московским ополчением
Вождём поставила Москва.

Возьми рукой не ослабевшей
Свой старый меч, Европы страх!
Герой, в покое поседевший,
Помолодеешь ты в боях!

Вставай. Когда по всей России
Известен будет выбор наш, —
Шатры восплещут боевые,
Хвалой откликнется шалаш!

Вставай, честь русского народа,
Себя врагам припомяни,
И пусть двенадцатого года
Великие вернутся дни!» 10

Появление этих строк было вызвано подъемом, царившим в московском обществе в связи с избранием А.П. Ермолова.

Е. Ростопчина — писательница, «чьё творчество особенно связано с Москвой, её историей, бытом и нравами. » 11 .

В своём цикле стихотворений, посвящённых Крымской войне, графиня выступает и как патриотка России, и как родовая москвичка. Её благодарность воинам звучит нередко как благодарность, выраженная от москвичей:

«Вот вам, от имени Москвы,
Сердечный дар, чтоб были вы
И сыты, и согреты!
Пусть вам Господь на Новый Год
Здоровье с счастием пошлёт
И многи, многи лета!» 12 .

В «Молитве об ополченных» графиня подчёркивает патриотизм москвичей:

«Опять Москва сбирается
В поход на жаркий бой,
Народным ополчением
На царский зов встаёт
И в руку знамя бранное
Перекрестясь берёт. » 13

От имени старой столицы поэтесса приветствует моряков Черноморского флота:

«Ура, защитники России.
Добро пожаловать в Москву!
У ней вы гости дорогие,
Про ваши подвиги святые
Давно уж чтит она молву» 14 .

Ещё одно послание Евдокии Петровны, автограф которого хранится в рукописном отделе Института русской литературы РАН, обращено к русскому анатому, основателю военно-полевой хирургии, участнику обороны Севастополя в 1854—1855 годах Н.И. Пирогову:

«Тебя повсюду чтут народы,
Из всех людей ты человек,
Ты друг людей и друг природы,
И будешь им ты целый век» 15 .

В составе цикла также: «Песня русским, воинам, раненным в Севастополе, сложенная для спектакля любителей в их пользу» (1 января 1855 г.); «Семейству графов Виельгорских» (ноябрь 1855 г.), написанное по поводу гибели кого-то из членов семьи Виельгорских в боях Крымской войны, «Молитва об ополчённых», «Сёстрам Крестовоздвиженской общины», «Черноморским морякам. Стихи, говоренные на обеде 25 февраля 1856 г., данном московскими дамами защитникам Севастополя».

В Москве же 26 марта 1856 года создано стихотворение «На мир 1856 года», отличающееся не только скорбью по пролитой крови, но и политической позицией Е.П. Ростопчиной. Отметила автор и долготерпение России, и неблагородную позицию её соперников.

«Не в первый раз простим мы оскорбления,
Добром за зло заплатим — примирение
Великодушием скрепим.
Не в первый раз неблагодарной местью
Нам воздадут. Но верою и честью
Опять за правду постоим. » 16

С удовлетворением поэтесса отмечает:

«У цели мы, — и не пропали битвы:
Господень храм, ковчег святого молитвы,
Единоверцам возвращён. » 17 .

«Даны права, написаны уставы,
Порукой им все запада державы» 18 .

В последующих строках сквозит недоверие по отношению к странам, заключившим мир с Россией.

«Посмотрим, как Стамбул хранит обеты,
Как слово чтут Британии клевреты, —
Как ладит с Австрией Француз. » 19

Говоря о преступлениях захватчиков, Е.П. Ростопчина обозначила и свою позицию:

«Но я как дочь, как матерь негодуя,
Её обид и скорбей не прощу я» 20 .

Но кто же главный виновник происшедшей войны? Поэтесса ответила на этот вопрос так:

«И мой упрёк не войскам, не народу:
Не их вина. Властителям в угоду,
Без злобы зло они творят:
Нет. Выше те, от коих ждём ответа.
Их женский глас, стих искренний поэта
И под порфирой заклеймят!» 21

Спустя 40 лет после смерти графини (она скончалась 14 декабря 1858 г.) в Севастополе на тыльной стороне постамента памятника адмиралу П.С. Нахимову (открыт 18 ноября 1898 г.) была помещена строфа из её стихотворения «Черноморским морякам», где говорится о жертвах осады города:

«Двенадцать раз луна менялась,
Луна всходила в небесах,
А всё осада продолжалась,
И поле смерти расширялось
В облитых кровию стенах». 22

Цикл произведений о Крымской войне, созданный Е.П. Ростопчиной, отличается широтой охвата темы. В лучших стихотворениях цикла побеждает реалистический показ войны с её кровью и жертвами. Читатель находит здесь послание к историческим лицам, друзьям поэтессы, стихи, посвящённые погибшим защитникам Севастополя, московским ополченцам, сёстрам Крестовоздвиженской общины, черноморским морякам и другим участникам войны. В её стихах выражены не только женская боль утрат, но и патриотизм гражданки страны и взгляд коренной москвички, политическая позиция автора, её критическое отношение к противостоящему России Западу.

Более слабым произведением, где также реализуется тема Крымской войны, стал роман в письмах «У пристани» (1857 г.), где Е.П. Ростопчина вновь выступила как романтик. Её запоздалый романтизм оказался чужд литературе России середины XIX в.

Вместе с тем, сложившаяся литературная репутация поэтессы оказалась «неточной и неполной» 23 . Претензии к салонности её поэзии в данном случае своего подтверждения не нашли.

Литература

1. Киреевский И.В. О русских писательницах // Киреевский И.В. Полн. собр. соч.: В 2-х тт. — Т. 1. — М., 1864. — С. 118.

2. Шнейдерман Э.М. Е.П. Ростопчина // Поэты 1840—1850-х годов. Под ред. Б.Я. Бухштаба. — Л., 1972. — С. 64.

4. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. — Т. 5. — М., 1954. — С. 458.

6. Шнейдерман Э.М. Е.П. Ростопчина // Поэты 1840—1850-х годов. Под ред. Б.Я. Бухштаба. — Л., 1972. — С. 65.

7. Цит. по ст.: Афанасьев В. «Да, женская душа должна в тени светиться. » // Ростопчина Е.П. Талисман. — М., 1987. — С. 7.

9. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. — Л., 1989. — С. 99.

10. Ростопчина Е.П. Талисман. — М., 1987. — С. 148.

11.Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. — Л., 1989. — С. 83.

12. Ростопчина Е.П. Песня русским воинам, раненным в Севастополе, сложенная для спектакля любителей в их пользу // «Прекрасны вы, брега Тавриды. ». Крым в русской поэзии. — М., 2000. — С. 177.

13. Ростопчина Е.П. Молитва об ополчённых // Крым. Антология антологий. Сост. А.Н. Рудяков. — К., 2004. — С. 177. — 178.

15. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. — Л., 1989. — С. 100.

16. Стихотворения графини Ростопчиной. — Т. IV. — СПб., 1860. — С. 231.

22. Дни Синопа и обороны Севастополя 1853—1855 гг. // Крымский вестник. — № 233. — Среда, 18-го ноября 1898 г.; Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Под ред. В.П. Семенова-Тян-Шанского. Т. 14. Новороссия и Крым. — СПб., 1910. — С. 718.

Источник

Оцените статью