Николай Андреевич Римский-Корсаков — биография
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский [en] композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Знак зодиака — Рыбы.
Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки [en] , особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока. Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине. Он был мастером инструментовки, новатором гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже. » (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Римский-Корсаков завершил ряд произведений Модеста Мусоргского, Александра Порфирьевича Бородина, Александра Сергеевича Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.
Ещё из статьи Н. Ф. Соловьева из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890–1907)»:
Н. А. Римский-Корсаков — известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Николая Андреевича на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит Милию Алексеевичу Балакиреву. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Римский-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале Думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали «Садко» — симфоническая музыкальная картина, и «Сербская фантазия»; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Римский-Корсаков проявил большой талант колориста.
Опера Римскова-Корсакова «Псковитянка», на текст русского поэта и драматурга Льва Александровича Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 году он присоединил к ней пролог, под названием «Боярыня Вера Шелога». Получив в 1871 году место профессора специального теоретического класса композиции в Санкт-Петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 год инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 год, и занимая с 1883 по 1893 год место помощника управляющего придворной певческой капеллой Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки.
На сцене Мариинского театра в 1880 году появилась опера Римскова-Корсакова «Майская ночь», а в 1882 году — «Снегурочка», в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной «Дубинушки» в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы «Млада» (1892) и «Ночь перед Рождеством» (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 году Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу «Садко», в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене, опера «Садко» имела несомненный успех, в 1898 году повторившийся и в Петербурге.
Небольшая опера «Моцарт и Сальери», на текст Пушкина, поставлена Московской частной оперной труппой в 1898 году в Москве, в 1899 году — в Санкт-Петербурге. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: «Царская невеста». Не менее обширна и замечательна деятельность Римского-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.
Римский-Корсаков переработал и переоркестровал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Ему же принадлежит «Практический учебник гармонии» (1886). Новые его произведения оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-лебеди», по Александру Сергеевичу Пушкину (1900); «Сервилия», по Мею (1902); «Кощей Бессмертный» (1902) — осенняя сказочка; «Пан воевода» в 4 действиях; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Долголетняя педагогическая деятельность Римскова-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность; таковы Бернгардт (директор Петербургской консерватории), Анатолий Константинович Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Римскова-Корсакова особенно выделился композитор Композитор — музыкант, создатель музыкальных произведений. , дирижёр Дирижирование (от французского diriger — управлять) — управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения.
Семья Римского-Корсакова
- Жена (обвенчались 30 июня 1872 года в Спасо-Парголовской церкви) — Надежда Николаевна Пургольд (31 октября (19 октября по ст.ст.) 1848, Петербург — 24 мая (11 мая по ст.ст.) 1919, Петроград)) — пианистка, композитор, музыковед. Сестра певицы Александры Николаевы Молас.
Дети и внуки:
- Сын — Михаил Николаевич (1 сентября (20 августа по ст.ст.) 1873, Санкт-Петербург — 11 марта 1951, Ленинград) — русский и советский зоолог, энтомолог, лесовод, доктор биологических наук (1936), профессор Петербургского университета и Петроградского лесного института. Заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Был женат дважды:
1-я жена: Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871—1953);
их дети:
- Наталья Михайловна (1900—1901);
- Георгий Михайлович (1901—1965) — музыковед, композитор и акустик;
- Вера Михайловна (1903—1973) — библиограф;
- Елена Михайловна (1905—1992) — преподаватель иностранных языков.
2-я жена: Евгения Петровна Бартмер (1884—1929);
их дети[en] :
- Игорь Михайлович (1911—1927);
- Ольга Михайловна (1914—1987) — кандидат геолого-минералогических наук.
- Дочь — Софья Николаевна, в замужестве Троицкая (1875—1943) — певица, умерла от голода в блокаду.
- Её муж — Владимир Петрович Троицкий (1876 — ок. 1926)
их дети:
- Ирина Владимировна (в замужестве Головкина) (6 июня (22 мая по ст.ст.) 1904, Вечаша — 16 декабря 1989, Ленинград) — русская писательница, известная по роману «Побеждённые» (авторское название — «Лебединая песнь»);
- Людмила Владимировна (?—1942), умерла в мае 1942 года в ссылке в Тюмени.
Сын — Андрей Николаевич (17 октября (5 октября по ст.ст.) 1878, Санкт-Петербург — 23 мая 1940, Ленинград) — музыковед, текстолог, музыкальный критик, философ. Биограф Н. А. Римского-Корсакова. Известен также исследованиями творческого наследия и биографии М.П. Мусоргского.
Жена — Юлия Лазаревна Вейсберг (6 января 1880 (25 декабря 1879 по ст.ст.), Оренбург — 1 марта 1942, Ленинград) — композитор, критик и публицист, переводчик, ученица отца. Погибла во время блокады.
их сын:
- Всеволод Андреевич (1915—1942) — филолог, переводчик, погиб во время блокады.
- Сын — Владимир Николаевич (1882—1970) — титулярный советник, альтист Мариинского театра.
- Жена — Ольга Артемьевна Гилянова (1887—1956).
- Андрей Владимирович (1910—2002) — физик-акустик, доктор физико-математических наук;
- Татьяна Владимировна (1915—2006) — архитектор, специалист-градостроитель, автор двух книг о своём деде Н. А. Римском-Корсакове.
- Дочь — Надежда Николаевна (1884—1971).
- Муж — Максимилиан Осеевич (Осипович) Штейнберг (4 июля 1883 (22 июня 1883 по ст.ст.), Вильно, Российская империя — 6 декабря 1946, Ленинград, СССР[en] ) — российский композитор, дирижёр, педагог, музыкальный деятель. Автор 5 симфоний, балетов «Метаморфозы» (по Овидию, 1913) и «Тиль Уленшпигель» (по Ш. Де Костеру, 1936), симфонических и вокально-симфонических произведений, кантат и др. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934), доктор искусствоведения. Профессор Петроградской (Ленинградской) консерватории (с 1915).
- Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914—1987) — филолог, автор грамматики французского языка.
- Дочь — Мария Николаевна (1888—1893), умерла в детстве;
- Сын — Святослав Николаевич (1889—1890), умер во младенчестве. ( Википедия / Wikipedia )
Произведения Римского-Корсакова
«Полет Шмеля» | |
«Шахерезада — море и корабль Синбада» | |
«Колыбельная Волховы» (Опера « C адко»), исп. Галина Ковалева | |
«1000 и 1 ночь» | |
«Сцена таяния» (Опера «Снегурочка»), исп. Анна Нетребко | |
«Ария варяжского гостя» (Опера « C адко»), исп. Николай Гяуров | |
«Шествие князей» (Опера-балет «Млада») | |
«Прощай, Масленица» | |
Знаки зодиака для малышей — Лев «Колыбельная» | |
«Пророк», исп. Фёдор Шаляпин | |
«Будет красен день» |
Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался 21 июня (8 июня по ст. ст.) 1908 года в усадьбе Любенск близ Луги, ныне Ленинградской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище, в Санкт-Петербурге. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. :
- Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. — М., 1926;
- Владимир Васильевич Стасов. Николай Андреевич Римский-Корсаков, 1890;
Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе: Сборник докладов международной музыковедческой конференции 19-22 марта 2010 года. СПб., 2010. 456 c.; - Цецилия Самойловна Рацкая. Н. А. Римский-Корсаков. Издание 2-е, переработанное — М., Музыка, 1977. — 112 с. 50.000 экз.;
- Иосиф Филиппович Кунин. Николай Андреевич Римский-Корсаков. (1844—1908). Изд. 3-е. — М., Музыка, 1988. — 160 с., ил. вкл. 50.000 экз. (Русские и советские композиторы). — ISBN 5-7140-0075-7;
- Лариса Львовна Гервер. Поэзия вокального творчества композитора как единый текст: романсы Мусоргского и Римского-Корсакова // Вестник истории, литературы, искусства: Альманах / Российская академия наук[en] , Отделение историко-филологических наук; Главный редактор Григорий Максимович Бонгард-Левин. — М.: Собрание, Наука, 2010. — Т. 7. — С. 190—200. — ISBN 978-5-02-037377-8.
- Смотрите других знаменитых мужчин по имени Николай.
- Знаменитых мужчин по имени на букву Н (и женщин).
- Знаменитых людей по фамилии на букву Р.
- Описание отчества Андреевич (и ещё).
- Описание имени-отчества Николай Андреевич.
- Описание отчества Николаевич (и ещё).
- Описание имени Николай.
- Описание мужского имени-отчества на букву Н (и женских).
- Описания мужских отчеств (и женских).
- 100 самых распространенных русских фамилий.
- 250 общерусских фамилий.
- 100 самых распространённых фамилий США[en] .
- И объяснение букв имени в интерпретации российского астролога Астрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).
Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме 🙂 И чуть ниже оставьте комментарий.
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Источник
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Николай
АндреевичДолжность: Русский композитор
Возраст: 177 лет
Биография
Биография
Николай Андреевич Римский-Корсаков – русский композитор, педагог, теоретик, дирижер, участник музыкального творческого содружества «Могучая кучка». Автор пятнадцати опер, трех симфоний, ряда симфонических произведений, сборников «100 русских народных песен» и «40 народных песен», а также 80 романсов.
Детство и юность
Николай Андреевич родился в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Прапрадед будущего композитора занимал пост контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. Отец Андрей Петрович Римский-Корсаков носил титул действительного статского советника, служил Новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост Волынского губернатора. Мать Софья Васильевна принадлежала к роду помещиков Скарятиных, но была рождена от крепостной крестьянки.
В семье воспитывалось двое сыновей – Воин и Николай. Старший сын Воин Андреевич стал впоследствии морским контр-адмиралом. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием авторитета старшего.
Николая с ранних лет готовили к службе на флоте, но отец, сам владеющий игрой на фортепиано, с шести лет привил любовь младшему сыну к музыке. Первоначально Николай увлекался только церковным пением и русским фольклором. В 9 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение.
В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус. Переехав в северную столицу, Римский-Корсаков погрузился в культурную жизнь города и стал посещать оперный театр. Николай познакомился с музыкальными произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера, Михаила Глинки, Людвига ван Бетховена, Амадея Моцарта и Феликса Мендельсона.
Юноша стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у пианиста Федора Канилле. В1862 году Николай Римский-Корсаков окончил морское училище. В этом же году юношу постигла тяжелая утрата – умер отец будущего композитора. Мать и старший брат перебрались в Санкт-Петербург.
Музыка
В 1861 году состоялось знакомство Римского-Корсакова и Милия Балакирева, основателя содружества «Могучая кучка». Дружба с талантливым музыкантом повлияла на развитие творческой биографии Николая Андреевича. Членами кружка также стали Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Позднее к содружеству присоединился А. П. Бородин. Идеологом «Могучей кучки» стал музыкальный критик В. В.Стасов.
Милий Алексеевич вдохновил молодого композитора на создание крупного произведения – Первой симфонии оp. 1, эскизы к которой уже были созданы. К концу обучения в морском училище Николай завершил три части произведения и отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Медленная часть симфонического цикла была написана спустя полгода после отплытия.
Вернувшись через три года в Санкт-Петербург, Николай Андреевич погружается в творчество. В первые же месяцы состоялась премьера Первой русской симфонии автора в исполнении оркестра под управлением Милия Балакирева на концерте Бесплатной музыкальной школы.
Под влиянием наставника Римский-Корсаков углубляется в изучение фольклора и создает симфоническую картину «Садко», музыкальный материал которой позднее был использован в одноименной опере. Новаторство композитора проявилось в использовании программности, а также в изобретении симметричного лада, который придавал музыке фантастическое звучание.
Римскому-Корсакову доставляло удовольствие экспериментировать с системами лада, так как сам композитор от природы был наделен цветным слухом. Тональность до мажор композитор воспринимал в белом цвете, ре мажор – в желтом. Ми мажор стал для Николая Андреевича символом морской стихии, ассоциируясь с оттенками синего цвета.
Позднее из-под пера музыканта появляется сюита «Антар» (Вторая симфония ор. 9). Оперный жанр композитор начинает осваивать с создания оркестровок произведений Александра Даргомыжского и Цезаря Кюи. Первая опера Римского-Корсакова появилась только в 1872 году и получила название «Псковитянка». В основу либретто легла одноименная драма Льва Мея. Премьера оперы состоялась через год в Мариинском театре.
В начале 70-х годов Николай Андреевич получает приглашение от ректората Санкт-Петербургской консерватории и становится профессором учебного заведения, не обладая при этом законченным музыкальным образованием. За 35-летнюю преподавательскую деятельность композитор воспитал плеяду музыкантов с мировыми именами, в число которых вошли Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.
Вместе со студентами, которым Николай Андреевич преподает композицию, инструментовку и оркестровку, композитор сам совершенствует профессиональное мастерство. Музыкант посвящает первые годы преподавания написанию полифонических, вокальных произведений, создает концерты для фортепиано, кларнета, тромбона, квинтет и секстет для инструментального ансамбля. В 1873 году выходит Третья симфония автора (op. 32).
В 1874 году Римский-Корсаков встает за дирижерский пульт. Спустя шесть лет талантливый музыкант уже выступал с оркестром в Москве, на «Всемирной выставке» в Париже, на «Concerts populaires» в Брюсселе. В середине 70-х композитор готовит к выпуску партитуры опер Михаила Глинки.
В 80-е годы появляются симфонические произведения Римского-Корсакова, которые снискали композитору мировую славу: оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник», а также оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада».
В эти годы Николай Андреевич сотрудничает с Придворной певческой капеллой, руководит Беляевским кружком, управляет «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге.
Начало 90-х годов ознаменовалось спадом творческой деятельности композитора. В это время появляются философские и теоретические труды мастера, Николай Андреевич создает новые редакции ряда прежних произведений. В середине 90-х годов начинается новый этап оперного творчества Римского-Корсакова: появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Царская невеста» (1898).
В начале XX столетия Римский-Корсаков сочиняет последние сказочные оперы: «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Популярность снискала тема интермедии для оперы «Сказка о царе Салтане» (1900), которая получила название «Полет шмеля».
Номер неоднократно перекладывался для сольного исполнения струнными народными инструментами, а также создавались редакции для фортепиано и гитары. В XX веке появились аранжировки произведения в стиле джаз, рок, хеви-метал.
С началом революционного движения в России в 1905 году Римский-Корсаков выступил в поддержку бастующих студентов вуза, в результате чего был уволен из консерватории, куда вернулся спустя время.
Личная жизнь
Личная жизнь Николая Римского-Корсакова сложилась благополучно. Будучи вхож в дом старшего коллеги А. С. Даргомыжского, на одном из творческих вечеров Николай обратил внимание на пианистку Надежду Николаевну Пургольд. В тот момент молодой музыкант как раз начинал работу над оперой «Псковитянка». Николаю Андреевичу требовался помощник для инструментовки нескольких оперных номеров, и он обратился к Надежде Николаевне.
Совместное творчество повлияло на отношения молодых людей, в 1872 году состоялась свадьба. Через год в семье родился первенец – Михаил, который впоследствии стал зоологом и лесоведом. В 1875 году супруга подарила Николаю Андреевичу дочь Софию, будущую оперную певицу.
Спустя три года на свет появился сын Андрей, который позднее освоил профессию музыковеда, стал доктором философских наук. Владимир, младший сын Римского-Корсакова 1882 года рождения, работал альтистом в оркестре Мариинского театра. В 1884 году появилась на свет младшая дочь Надежда. У четы Римских-Корсаковых было еще два ребенка – Святослав и Мария, умерших в младенчестве.
Супруга пережила Николая Андреевича на 11 лет и скончалась от оспы. Квартира на Загородном проспекте Санкт-Петербурга, где жили Римские-Корсаковы в последние годы, после революции была заселена приезжими. Только в 1971 году там разместился музей композитора, где была восстановлена обстановка времен жизни Николая Андреевича. В квартире размещены рукописи знаменитых опер и фото из семейного архива музыканта.
Смерть
Композитор скончался 8 июня 1908 года по ст.ст. от инфаркта, который получил после известия о том, что опера «Золотой петушок» запрещена к постановке. В это время Николай Андреевич находился в загородной усадьбе в Любенске.
Могила музыканта первоначально находилась в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, потом останки перезахоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Произведения
1865 – Первая симфония
1872 – «Псковитянка»
1878 – «Майская ночь»
1881 – «Снегурочка»
1883 – Концерт для фортепиано с оркестром
1887 – «Испанское каприччио»
1888 – сюита «Шехеразада»
1895 – «Ночь перед Рождеством»
1896 – «Садко»
1897 – «Моцарт и Сальери»
1898 – «Царская невеста»
1900 – «Сказка о царе Салтане»
1907 – «Золотой петушок»Источник