Рэй Ду́глас Брэ́дбери (англ. Ray Douglas Bradbury , по-русски часто транскрибируют как «Бредбери», род. 22 августа 1920, Уокиган, штат Иллинойс, США) — выдающийся писатель-фантаст.
Биография
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя — Раймонд Дуглас Брэдбери (второе имя в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери (потомок англичан-первопоселенцев). Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению.
В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй проживает и по сей день. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем (в первых номерах журнала «451 градус по Фаренгейту». Далее его слава разрослась до всемирной.
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастичных произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики (Небьюла — 1988, Хьюго — 1954), помимо множества общелитературных премий.
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы, не развлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев, нежели на действии. Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками, очень метафоричными, полными скрытого смысла или же не несущими определённой смысловой нагрузки вообще. И даже в хорошо «скроенных» произведениях Брэдбери может легко оборвать повествование, уйти от подробностей, оставив действие в момент острого накала страстей. Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в 99 % произведений автор остаётся «за кадром». Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу. Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.
И если от иных своих творческих принципов Брэдбери и отходил, то его «язык», то есть способы изложения образов, мыслей, практически никогда не менялся. Характерные черты его языка — это «акварельность», минимум деталей, описаний, подробностей, действий. Имеет место даже не столько фантастичность, (отсутствие реалистичности), сколько пренебрежение значением правдоподобия. Эта черта касается и сюжетов (фантастичность легко уживается со сказочностью, детектив с мелодрамой, сметая рамки жанров), и языка: Брэдбери пренебрегает описаниями мест действий, внешности героев, именами, датами, цифрами. Естественно, в его произведениях не встретить технических подробностей и полное отсутствие вымысла в технической сфере.
Соответственно, не возводя сюжетную основу в абсолют, Брэдбери легко меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах одного и того же года написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму, и детектив, и фэнтези, исторические зарисовки, стихи и прочее.
Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий.
Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством. В своих произведениях сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше его ценителям), нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами, чиновниками, политиками — теми, кто препятствует нормальной жизни творческих людей, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной. (в повести «Марсианские хроники» (глава «Эшер II») главный герой с болью и надрывом описывает сжигание книг, но потом хладнокровно убивает с десяток живых людей, при этом обставляя убийства с завидной фантазией, по книгам Эдгара По…
Своеобразно Брэдбери решает и этические проблемы: зло и насилие в его книгах предстают нереальными, «понарошными». Как некие «тёмные силы», лучший способ борьбы с которыми — их игнорирование, обыгрывание, уход в другую плоскость восприятия. Очень ярко эта позиция нашла отражение в романе «Надвигается беда», где в финале главные герои побеждают «тёмный карнавал» нечисти балаганным весельем.
Произведения
Основные крупные произведения, переведённые на русский язык:
Марсианские хроники, 1950 год (The Martian Chronicles)
451 градус по Фаренгейту, 1953 год (Fahrenheit 451)
Вино из одуванчиков, 1957 год (Dandelion Wine)
Надвигается беда, 1962 год (…Something wicked this way comes)
Канун всех святых, 1972 год (The Halloween Tree)
Смерть — дело одинокое, 1985 год (Death is a lonely business)
Зелёные тени, белый кит, 1992 год (Green shadows, white whale)
Лето, Прощай!, 2006 (Farewell Summer)
Рассказы же составляют самую большую по объёму часть творчества Брэдбери. В них же заключено, пожалуй, всё то, за что Брэдбери любят, ценят и признают мэтром литературы. Не умаляя значения крупных, «серьёзных» произведений, повестей и романов, стоит признать, что именно в этой форме литературного творчества писатель достиг верха мастерства. По собственным словам писателя, за жизнь он написал более 400 рассказов. Некоторые из них послужили основой для более крупных произведений. Иные можно объединить в циклы по тематике и по героям, кочующим из одного рассказа в другой.
Некоторые из его рассказов:
Жила-была старушка, 1944 (There Was an Old Woman)
Будет ласковый дождь, 1950 (There Will Come Soft Rains)
Ревун, 1951 (The Fog Horn)
И грянул гром, 1952 (A Sound of Thunder)
Здравствуй и прощай, 1953 (Hail and Farewell)
Запах сарсапарели, 1958 (A Scent of Sarsaparilla)
Берег на закате, 1959 (The Shore Line at Sunset)
Всё лето в один день, 1959 (All Summer in a Day)
Диковинное диво, 1962 (A Miracle of Rare Device)
Ряд произведений Брэдбери экранизирован.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Р. Брэдбери» в других словарях:
Брэдбери — или Бредбери (англ. Bradbury) фамилия и название географических объектов. Люди Эдвард П. Бредбери ранний псевдоним писателя Майкла Муркока Малькольм Брэдбери британский писатель, академик, критик Рэй Брэдбери американский писатель фантаст… … Википедия
Брэдбери Рэй — биография — Брэдбери, Рэй Дуглас (Bradbury, Ray Douglas) (р. 1920) Брэдбери Рэй Биография Американский писатель, классик научной фантастики. Писал под псевдоним Уильям Эллиот. Родился 22 августа 1920 в городке Уокиган (Waukegan), штат Иллинойс, в семье… … Сводная энциклопедия афоризмов
Брэдбери Рэй — Брэдбери, Рэй Дуглас (Bradbury, Ray Douglas) (р. 1920) Американский писатель фантаст. Афоризмы, цитаты Брэдбери Рэй биография • Вельд (The Veldt. The World of Children Made) *) • Перевод с английского: Л. Жданов • Мысли о смерти. Венди и Питер… … Сводная энциклопедия афоризмов
БРЭДБЕРИ Малколм — (Bradbury Malcolm) (7 сентября 1932, Шеффилд, графство Йоркшир 27 ноября 2000, Норидж, графство Норфолк), английский писатель, литературный критик. Родился в семье железнодорожника. В 1943 семья перебралась в Ноттингем. Свой первый роман начал… … Энциклопедический словарь
БРЭДБЕРИ (Bradbury) Рей Дуглас — (р. 1920) американский писатель. Проза, синтезирующая научную фантастику, сказку, притчу, социально психологическое исследование: книга Марсианские хроники (1950), романы Древо Благодарения (1972), Смерть одинокое занятие (1985); сборник… … Большой Энциклопедический словарь
Брэдбери, Рэй — Рэй Брэдбери Ray Bradbury … Википедия
Брэдбери, Рэй Дуглас — Рэй Брэдбери Ray Bradbury Фотография 1975 г. Имя при рождении: Ray Douglas Bradbury Дата рождения: 22 августа 1920 (88 лет) Место рождения: Уокиган, штат Иллинойс … Википедия
Брэдбери Р. — Рэй Брэдбери Ray Bradbury Фотография 1975 г. Имя при рождении: Ray Douglas Bradbury Дата рождения: 22 августа 1920 (88 лет) Место рождения: Уокиган, штат Иллинойс … Википедия
Брэдбери Рэй — Рэй Брэдбери Ray Bradbury Фотография 1975 г. Имя при рождении: Ray Douglas Bradbury Дата рождения: 22 августа 1920 (88 лет) Место рождения: Уокиган, штат Иллинойс … Википедия
Брэдбери Рэй Дуглас — Рэй Брэдбери Ray Bradbury Фотография 1975 г. Имя при рождении: Ray Douglas Bradbury Дата рождения: 22 августа 1920 (88 лет) Место рождения: Уокиган, штат Иллинойс … Википедия
Брэдбери, Стивен — У этого термина существуют и другие значения, см. Брэдбери. Спортивные награды Шорт трек Олимпийские игры Бронза Лиллехаммер 1994 эстафета 5 км Золото … Википедия
Источник
Гороскопы астролога Сергея Вронского и писателя Рея Бредбери
Гороскоп нашего коллеги-астролога интересен лишь в одном отношении –квадрата Солнца и Плутона. Сам Вронский об этом квадрате упоминает вскользь – мало кому охота упоминать свои былые «прегрешения». Но факт остается фактом – он в течение ряда лет работал в гитлеровской Германии, хотя и не очень это афиширует. Чем занимались в институте оккультных исследований он и его коллеги, понятно – ведь не на божественное же работали эти люди.
Гороскоп Сергея Вронского – почему он стал астрологом
Справедливости ради стоит отметить тот факт, что у него колоссальная склонность к изучению астрологии – сильно выражены Водолей, Рыбы и Рак. Два трина Сатурна из Близнецов интересны с точки зрения его книг. Наверняка каждая из них писалась в течение длительного времени (Сатурн в Близнецах), долго печаталась и еще дольше распространялась. Хотя в конце концов она принесла автору вполне заслуженный успех (трин Венеры и Сатурна), а также некоторые средства (трин Сатурна к восходящему узлу) Тот факт, что это «должна быть» книга именно по астрологии. виден с первого взгляда – задействованы знаки Близнецов (писательство), Водолея (астрология). Знаменательно то, что именно человек с одинаково выраженными знаками Рыб и Водолея и открыл астрологию в нашей стране своей книгой «Астрология — наука или суеверие?».
Особенности натальной карты писателя Рея Бредбери
Имя писателя-фантаста Рея Бредбери достаточно известно в нашей стране. Его гороскоп – едва ли не самый интересный среди гороскопов всех остальных авторов, пишущих научную фантастику. Большой трин между Плутоном, Ураном и восходящим узлом «делает» его повести и рассказы гораздо менее мрачными, чем аналогичные произведения Г. Уэллса, Р. Желязны, Р. Хайнлайна. Соединение Солнца и Юпитера в 29 градусе Льва вроде бы ничем не знаменательно, но не будем забывать, что на это соединение попадает одна из четырех самых сильных и добрых звезд, используемых в астрологии – Регул.
Она дает счастливую жизнь, всяческие почести и признание, а также успех практически в любом виде деятельности. Справедливости ради отметим, что все эти блага Реем Бредбери абсолютно заслуженны. Соединение Меркурия и Нептуна во Льве в трине к Луне в Стрельце дает отличную интуицию (трин Луна – Нептун), богатое образное мышление и склонность к изучению иностранных языков (само это соединение).
Сатурн и Венера в Деве говорят о способности к долгой и кропотливой работе, хотя иногда сильно раздражающей (квадрат Луны на соединение). Трин Урана и Плутона, по нашему мнению, дает склонность к пророческим снам и разного рода видениям. Дать более обширную трактовку этому гороскопу сможет каждый, кто внимательно изучил те натальные карты, которые мы даем на нашем сайте.
Понравилась статья? Подпишись на обновления канала «Занимательная магия». Мы будем и дальше публиковать интересные статьи по астрологии, магии и эзотерике. Также будем признательны, если вы поставите лайк и сделаете репост статьи в социальные сети. Вам не сложно, а мне приятно.
Источник
Рэй Брэдбери
Биография
При упоминании имени Рэя Брэдбери каждый подумает об увлекательнейших фантастических романах. Рэй Брэдбери — один из лучших писателей-фантастов, обладатель ряда литературных наград, в том числе и в жанре фантастики. Однако Брэдбери писателем-фантастом себя не считал.
Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в Уокиган (штат Иллинойс, США). Отец будущего писателя, Леонард Сполдинг Брэдбери (1891-1957) — выходец из семьи англичан, из числа первых поселенцев в Северной Америке. Переехали из Англии в 1630 году. В автобиографии есть семейная легенда: прабабушка Рея Мэри Брэдбери — «салемская ведьма», повешенная после судебного процесса 1692 года. Мама Рея — Мари Эстер Моберг (1888-1966), шведка.
Писатель Рэй Брэдбери
Кроме Рэя в семье рос еще один сын, Леонард. Двое других (брат Сэм и сестра Элизабет) умерли в младенчестве. Мальчик рано познакомился со смертью близких, что оставило след в некоторых литературных произведениях в будущем.
В семье Брэдбери любили искусство. Внимание уделялось зарождающемуся кинематографу.
Рэй Брэдбери в детстве
Во время «Великой депрессии» в маленьком городке отцу не удавалось найти работу. В 1934 году семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес, поселившись в доме у дяди мальчика. Жили трудно. После окончания школы юноша работал продавцом газет. Денег на продолжение учебы у семьи не было. Высшее образование Рэй не получил. По словам писателя, учебу в колледже заменила библиотека. Трижды в неделю юноша просиживал за книгами в читальном зале. Тогда же, в 12 лет, у мальчика появилось желание сочинять самому. На покупку книги Э. Берроуза «Великому воину Марса» не было денег, и юный писатель придумал продолжение истории сам. Это первый шаг Брэдбери-фантаста.
Творчество
Мальчик решил стать писателем. Окончательно желание сформировалось после окончания школы. Первая ступенька творчества — публикация в местной газете стихотворения «Памяти Вилла Роджерса» в 1936 году. Рэй писал небольшие рассказы, подражая стилю Эдгара По. Критиком и советчиком юного писателя был Генри Каттнер, американский писатель-фантаст.
Рэй Брэдбери в молодости
В возрасте 17-ти лет Брэдбери стал членом американского сообщества молодых авторов — лос-анджелесской «Лиги научных фантастов». Рассказы начали выходить в дешевых сборниках фантастики. Вырисовывался литературный стиль, присущий произведениям Брэдбери. С 1939 за два года выпустил 4 номера журнала «Футуриа фантазия». К 1942 году писатель полностью переключился на литературу. В это время он писал полсотни рассказов в год.
Несмотря на мизерные доходы, Брэдбери не оставлял творчество. В 1947 году свет увидел первый сборник рассказов писателя «Темный карнавал». В сборник вошли работы периода 1943-1947 годов. Впервые появились персонажи: дядюшка Энар (прототип — лос-анджелесский дядя Рэя) и «Странница» Сеси. Сборник прохладно встречен публикой.
Молодой Рэй Брэдбери
Летом 1949 года Рэй Брэдбери приехал на автобусе в Нью-Йорк. Поселился в хостеле Американской ассоциации молодых христиан. Предложил рассказы 12-ти издательствам, но никто не заинтересовался. По счастью, Дон Конгдон, литературный агент Брэдбери, вышел на издательство «Даблдэй». Издательство в это время готовило сборник научной фантастики. Брэдбери заинтересовал издателя Уолтера Брэдбери (однофамилец). Уолтер согласился издать Брэдбери при условии, что рассказы тематически будут объединены в роман.
За ночь Рэй изложил общий обзор будущего романа в виде эссе и предоставил его издателю — это была цепочка из сюжетов ранних рассказов о Марсе, собранная в единое произведение. В «Марсианских хрониках» Брэдбери невидимо провел параллель между освоением героями романа Марса и прибытием колонизаторов на Дикий Запад. Роман завуалировано показывал ошибки и несовершенство человечества. Книга перевернула представление о научной фантастике. Брэдбери считал «Марсианские Хроники» лучшим своим произведением.
Иллюстрация к роману Рэя Брэдбери «Марсианские Хроники»
Всемирного признания Рэй Брэдбери добился с выходом в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту». В основу романа легли два рассказа: «Пожарный» (не издан) и «Пешеход». Дебютная публикация вышла частями в журнале «Playboy», только начавшем набирать популярность.
В эпиграфе книги сказано, что 451 градус по Фаренгейту — температура воспламенения бумаги. Сюжет романа рассказывает о потребительском тоталитарном обществе. Писатель показал общество, поставившее во главу угла приобретение материальных ценностей. Книги, заставляющие читателя мыслить, подлежат сожжению вместе с домами владельцев запрещенной литературы. Главный герой романа пожарный Гай Монтэг, участвующий в сожжении книг, считает, что делает правильное, нужное дело. Гай встречает 17-летнюю девушку Клариссу. Знакомство переворачивает мировоззрение молодого человека.
Цитата из книги Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Роман подвергся цензуре. Издательством «Ballantine Books» для средних школ было переделано и исключено 70 кусков из романа. В 1980 году писатель потребовал издавать роман без сокращений.
В СССР роман, несмотря на негативные комментарии в идеологических изданиях, вышел в 1956 году. Экранизация «451 градус по Фаренгейту» в 1966 году снята постановщиком из Франции Франсуа Трюффо. В 1984 году по мотивам книги вышел телеспектакль «Знак Саламандры».
В 1957 году вышла отчасти биографическая книга «Вино из одуванчиков». Эта повесть Брэдбери не похожа на остальные произведения. В ней затронуты детские переживания автора. Сюжет повествует о летних приключениях 1928 года братьев Тома и Дугласа Сполдингов, живущих в маленьком городке Грин Таун. Рэй — прототип 12-ти летнего Дугласа.
Обложки романа Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Брэдбери хотел создать более объемное произведение. Издатель Уолтер Брэдбери настоял на разделе повести на две части. Вторая часть, названная автором «Лето, прощай!», увидела свет лишь спустя полвека, в 2006 году.
Еще один роман, связывающий Рэя Брэдбери с детством, — «Из праха восставшие». Это история о причудливом семействе Эллиот, в доме которого обитают удивительные сказочные существа. В роман входят рассказы «Семейная встреча», «Апрельское колдовство», «Дядюшка Эйнар» и др. Написанию рассказов, входящих в роман, способствовали яркие воспоминания Рэя из детства. Десятилетним мальчиком вместе с братом на Хэлоуин он приезжал к тете Нейве. Собирали кукурузные стебли и тыкву. Тетя наряжала мальчика колдуном и прятала под лестницей в доме бабушки, чтобы пугать крадущихся в темноте гостей. Праздники проходили в бурном веселье. Писатель называет самыми дорогими воспоминания о той атмосфере.
Книги Рэя Брэдбери
Сборник «Лекарство от меланхолии» вышел в 1960 году. В нем опубликованы рассказы периода 1948-1959 годов. Вошли рассказы: «Погожий день» (1957), «Дракон» (1955), «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого (1958), «Первая ночь великого поста» (1956), «Время уходить» (1956), «Пришло время дождей» (1959) и др. Сборник посвящен психологии, природе человеческой натуры.
Писатель всю жизнь критиковал современное общество, считая его потребительским. Брэдбери считал, что в мире недостаточно внимания уделяется науке, развитию космической отрасли. Люди перестали мечтать о звездах, их интересует лишь материальное. Брэдбери произведениями взывал к человечеству прекратить бездушное отношение к будущему. Яркий пример — рассказ «Улыбка», действие которого происходит в недалеком будущем. Люди деградировали, сожгли все книги. Главное развлечение — публичное уничтожение уцелевших предметов искусства. На площади стоит очередь из желающих плюнуть в картину «Мона Лиза».
Иллюстрация к рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром»
Самый переиздаваемый рассказ Брэдбери — «И грянул гром». В основе научно-фантастического рассказа лежит «теория хаоса», чаще называемая «эффектом бабочки». Это произведение о зыбкости равновесия природы на Земле. Сюжет рассказа лежит в основе фильмов и сериалов «И грянул гром», «Эффект бабочки», «100 лет тому назад».
Творчество писателя неразрывно связано с кино и театром. Брэдбери писал сценарии, самый известный из которых — «Моби Дик». Автор и ведущий ряда телепередач из цикла «Театр Рэя Брэдбери», выходившего с 1985 по 1992 год.
Личная жизнь
Неоценима поддержка жены начинающего писателя. Продавщица книжного магазина Маргарет Маклюр стала женой Рэя Брэдбери 27 сентября 1947 года. Доходы от рассказов на первых порах не приносили больших денег, поэтому в начале семейной жизни главный добытчик — жена.
Рэй Брэдбери с семьей
Брак был счастливым и продлился до смерти Мэгги, как писатель ласково называл любимую женщину, в 2003 году. Именно к ей автор посвятил роман «Марсианские хроники», написав: «Моей жене Маргарет с искренней любовью».
У Рэя Брэдбери и его супруги было четверо детей — дочери Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра.
Смерть
Рэй Брэдбери дожил до 91 года. Жизнь была насыщенной непрестанным трудом. Каждое утро уже в преклонном возрасте писатель начинал за рабочим столом. Он верил, что творчество продляет ему жизнь. Библиография писателя пополнялась до смерти. Последний роман вышел в 2006 году.
Могила Рэя Брэдбери
У Бредбери было необыкновенное чувство юмора. Как-то на вопрос о возрасте Брэдбери ответил:
«Представьте себе заголовки во всех газетах мира — «Брэдбери исполнилось сто лет! Мне сразу выдадут какую-нибудь премию: просто за то, что я ещё не умер».
В возрасте 79 лет у писателя случился инсульт. Остаток жизни он провел в инвалидной коляске. Брэдбери умер 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе. Дом семьи писателя снесен в 2015 году.
Оценка творчества и награды
Рэй Брэдбери получил премии в области фантастики «Небьюла» и «Бенджамина Франклина». Награждён премией Американской академии, номинирован в «Зале славы» премии «Прометей» (1984). На счету фантаста национальная медаль в области искусств (2004) и звание «Гранд-мастер». Рэй Брэдбери — лауреат Пулитцеровской премии (2007) и премии Брэма Стокера в номинации «За достижения всей жизни».
Звезда Рэя Брэдбери на аллее славы в Голливуде
Имя Рэя Брэдбери носит астероид. Космическая Лаборатория NASA решила дать имя первого писателя, предположившего существование жизни на Марсе месту посадки марсохода MSL Curiosity на Красную планету. «Международный астрономический союз» 15 октября 2015 утвердил название «Брэдбери» кратера на Марсе.
На голливудской «Аллее славы» есть звезда Рэя Брэдбери.