История колоды Райдера-Уэйта.
История карт Таро уходит своими корнями в мифологические времена. По одной из версий, после пожара в Александрийской библиотеке уцелели 78 металлических пластинок с магическими пиктограммами. Другая версия причисляет карты Таро к древнееврейской реликвии, третья – к мифам об Атлантиде.
В Европе они появились в XV веке. Карты использовались не только для магического взаимодействия. Довольно долгое время их использовали для игр, а также для философских размышлений и умозаключений, для архетипического психоанализа. Таро толковалось на основе каббалистических и масонских символов, использовалось во многих тайных обществах и ложах.
Таким образом создатель и основатель Герметического Ордена Золотой Зари Сэмюэл Макгрегор Мазерс использовал в ритуалах ордена колоду Таро, переработанную под мировоззрение, отраженное в основных положениях ордена. Его жена Мойна Бергсон собственноручно нарисовала для этого колоду «Таро Золотой Зари». Посвященные должны были копировать её для себя, от руки. Мазерс отошел от общепринятого порядка следования старших арканов. В его колоде нулевой аркан Шут был поставлен на первое место, а у части арканов были изменены порядковые номера.
В 1909 году Артур Эдвард Уэйт, возглавляющий одно из ответвлений ордена Золотой Зари на основе колоды своего наставника Мазерса создает свою собственную колоду карт Таро.
Надо сказать, что Артур Уэйт был незаурядным человеком. Он был писателем, переводчиком и исследователем. Из-под его пера вышли десятки книг об оккультных науках, он изучал каббалу, алхимию, писал исследования истории масонства и розейннкрейцерства, биографии выдающихся магов и мистиков. Ему принадлежат переводы сочинений Папюса, Элифаса Леви, он готовил к переизданию произведения Томаса Вогана.
Уэйт выступал за мистическое и против магического использования Таро.
Участие в работе над колодой Уэйта принимала художница Памела Колман Смит, женщина-маг, член Ордена Золотой Зари. Артур выбрал её для своей работы не только из-за его таланта, но и потому, что она была не лишена экстрасенсорных способностей, поэтому он полагал, что ей будет проще понять его замысел. Она работала над изображениями арканов. Стиль её рисования был с одной стороны, очень простой и в чём-то примитивный, однако ей хорошо удавалась прорисовка выражений лиц, деталей и фона, которые привносили символический смысл в толкование аркана.
Название колоды идет из сочетания имен английского издателя Вильяма Райдера, идейного вдохновителя Артура Эдвард Уэйта и художника Памелы Колман Смит. К сожалению, имя Смит упускается из названия, что не уменьшает её вклада в работу над колодой. Современные тарологи стараются исправить это упущение и называют это Таро колодой Райдера-Уэйта-Смит.
После издания эта колода приобрела большую популярность. Нужно отметить, что в те времена настоящие карты Таро в Англии были большой редкостью. Существовали повторы и переводы классических французских «марсельских» колод, но не было оригинальной английской колоды, если не считать «Таро Золотой Зари», которое не издавалось, потому как было сделано для пользования членов ордена.
Основная особенность колоды Райдера-Уэйта состояла в том, что младшие арканы изображались в виде символических картин, которые несли в себе значение данного конкретного аркана. До этого числовые карты младших арканов по оформлению были похожи на современные игральные. На чистом фоне были изображены пиктограммы масти в количестве, совпадавшим с числовым значением карты. Заслуга в переоформлении колоды полностью принадлежит Памеле К. Смит, поскольку Уэйт не очень хорошо представлял, как должны выглядеть переработанные младшие арканы. Частично изображения были позаимствованы из средневековой колоды Сола-Бруска, которая в то время выставлялась в Британском музее. Видно, что Памела изучала эту колоду, и она оказала влияние на её работу.
Что касается старших арканов, то Артур Уэйт и Памела К. Смит сохранили последовательность Мазерса, то есть нулевой аркан, Шут, был переставлен на первое место и начинал колоду. Ранее этот аркан находился между двадцатым и двадцать первым арканами. За ним следовал Маг, первый аркан, который, таким образом, занимал второе место. Восьмой и одиннадцатый арканы «Сила» и «Справедливость» поменялись местами.
Самый известный расклад – Кельтский Крест достаточно активно использовался в работе с этой колодой. Уэйт приложил руку к распространению и популяризации этого довольно эффективного расклада. В свое время он использовал его в учебной программе для новых участников общества Золотой Зари.
Этот расклад представляет собой выложенные крестом шесть карт, отражающие прошлое, будущее, подоплеку и предпосылки события, которое волнует вопрошающего и уложенные отдельно в столбик четыре карты, объясняющие отношение к событию извне, от гадающего и его окружения и предполагаемые результаты. Кельтский крест – это довольно эффективный расклад, включающий в себя не только мистику и гадание, но и психологию и переосмысление.
Таро Райдера-Уэйта не теряет своей популярности уже более ста лет. Эта колода представляет собой одно из классических толкований карт. Изображения символичны и завязаны на архетипах человека. Благодаря этому работа с колодой Уэйта не представляет собой большой сложности даже для начинающего гадателя, а напротив, помогает разобраться и освоиться в мире Таро, для того, чтобы иметь возможность перейти на основе усвоенного и к более сложным и замудренным колодам, и, напротив, к более упрощенным современным. Зная классическое толкование, можно либо углубиться в значения, либо подобрать варианты. Поэтому колода Райдера-Уэйта и по сей день остается самой продаваемой и изучаемой колодой Таро.
Источник
Уэйт, Артур Эдвард
Артур Эдвард Уэйт (2 октября 1857 — 19 мая 1942) — британский мистик и поэт, автор большого количества трудов по оккультизму, один из создателей колоды Таро Райдера-Уэйта.
Содержание
Биография
Артур Эдвард Уэйт родился в Бруклине (Нью-Йорк) 2 октября 1857 года. Его отец Чарльз Уэйт, капитан Американского торгового флота, умер в море во время рейса из Лондона в Коннектикут, когда Артуру не было и года. Вскоре после смерти отца его мать Эмма Лоуэлл, дочь богатого лондонского торговца, вернулась в Англию с двухлетним Артуром и его совсем маленькой сестрой Фредерикой. Здесь Уэйт прожил большую часть своей жизни.
Так как брак их родителей не был официально зарегистрирован из-за сопротивления родственников Эммы, Артур и Фредерика считались незаконнорожденными. Это сильно повлияло на впечатлительного мальчика. Английские родственники не приняли вернувшуюся из Америки Эмму Лоуэлл и ее детей, а впоследствии холодность между ними усугубилась решением Эммы принять католичество. Семейство будущего мистика познало нужду и жизнь в бедных предместьях Лондона. Артур не получил достойного образования: начальное образование он получил в небольших частных школах в Северном Лондоне, а в возрасте тринадцати лет поступил в католическую школу в Бейуотере, но 16 лет он вынужден был бросить учёбу в католической школе и пойти работать клерком. Тем не менее, большую часть времени он проводил с книгой в руках, прилежно изучая средневековую и готическую литературу, каббалу и труды мистиков. Примерно в тот же период Уэйт активно писал стихи и мистические рассказы, однако достаточно быстро понял, что стяжать поэтическую славу ему вряд ли удастся. С 21 года, посещая библиотеку Британского музея, он по-настоящему увлекся эзотерикой и познакомился с Макгрегором Мазерсом.
В возрасте почти 30 лет Уэйт женился на Аде Лэйкман («Лукасте»). У них родилась дочь Сибилла. После смерти Лукасты в 1924 году повторно женился на Мэри Бродбент Шофилд. Почти всю жизнь Уэйт прожил в Лондоне и его окрестностях, недалеко от своих издателей, издавая журнал «The Unknown World» («Неизведанный мир»).
Современники отзывались о Уэйте как о человеке язвительном, не самом простом в общении. Известен эпизод его ссоры с Обществом Розенкрецеров в Англии (Societas Rosicruciana in Anglia — S.R.I.A). Последнюю главу своего труда «Современные розенкрейцерские общества» он посвятил именно этому братству, сопроводив подробное изложение его истории саркастическими комментариями. Например, Уэйт писал:
наиболее известное обстоятельство, связанное с этим обществом — полное невежество, которое, кажется, преобладает среди его членов вообще относительно всего связанного с розенкрейцерством. Полистайте хотя бы журнал, который они издали.
Не удивительно, что тогдашний Генеральный секретарь общества, доктор Уильям Уинн Уэсткотт, пригрозил Уэйту судебным иском, если эта глава не будет немедленно отозвана из печати. Испугавшись, что тяжба помешает продаже книги, Уэйт принес извинения и пообещал изъять оскорбления из последующих изданий.
Артур Эдвард Уэйт умер 19 мая 1942 года, похоронен на церковном кладбище в Бишопсберне в графстве Кент.
Оккультная карьера
Католическая религия впечатляла его своей возвышенной обрядностью, и до 17 лет Артура Уэйта можно было считать верующим человеком. Но после смерти сестры в 1874 году Уэйт разочаровался в католичестве и попытался при помощи спиритизма установить контакт с умершей. Однако эти попытки не принесли ему духовного утешения. Следующим местом, где юный мистик попытался найти «мудрость», стало Теософское общество. Но вскоре он покинул и его. Слишком претенциозной казалась ему доктрина «тайных учителей», которую проповедовала Елена Петровна Блаватская. К тому же ему были неприятны ее постоянные нападки на христианство.
Кроме прочего, Уэйт был знатоком каббалы (один из его главных трудов — «Святая Каббала»), церемониальной магии (по этому вопросу им была написана «Книга церемониальной магии») и других герметических наук. В 1886 году вышла в свет его первая серьезная книга по оккультизму «Тайны магии: компендиум сочинений Элифаса Леви». Затем он опубликовал исследование розенкрейцерских манифестов — «Подлинная история розенкрейцеров».
В июне 1891 года Артур Уэйт и его жена Аде Лэйкман былм посвящены в Герметический орден Золотой Зари благодаря содействию другого члена этого ордена, врача-гомеопата, Эдмунда Берриджа.
Вероятно, с самого начала Артур Уэйт относился к Золотой Заре с некоторой толикой скептицизма. Стоит отметить, что еще в 1889 году на обложке книги «Руководство по гаданию на картах», под своим псевдонимом «Великий Восток» Уэйт поместил магический девиз «Sapiens Dominabitur Astris» (лат. «Мудрый повелевает звездами»), принадлежавший фрейлин Шпренгель, которая передавала волю «тайных учителей» членам Золотой Зари.
Дойдя до степени Философа (4=7), Артур Уэйт в 1893 году оставил Золотую Зарю. По его словам, он сделал это из-за «некоей юридически сомнительной деятельности руководителей Храма», но более вероятным представляется то, что он был обижен, что его посвящение в следующую степень слишком затянулось. Однако в феврале 1896 года он вернулся в орден, к этому Уэйта побудил совет Роберта Палмера Томаса (Frater «Lucem Spero», лат. Брат «Свет Надежды»), который заявил ему, что, оставаясь вне Ордена, Уэйт лишает себя чего-то бесценного. Вновь примкнув в ордену, он получил степень Младшего Адепта и принял имя «Sacramentum Regis» (лат.«Тайна царева»), а в марте 1899 года вступил во второй — внутренний — орден Золотой Зари — Орден Рубиновой Розы и Золотого Креста.
Тем не менее, к оккультным учениям Ордена Уэйт по-прежнему относился с подозрением, так как в душе был всегда больше мистиком, чем магом. Вероятно, сложности Уэйта в Золотой Заре во многом объясняются его взаимоотношениями с лидером Ордена Макгрегором Мазерсом. Уэйт терпеть не мог Мазерса и полагал себя более компетентным в вопросах тайных наук, чем он.
Изданная в 1898 году «Книга черной магии и договоров» Уэйта привлекла внимание юного Алистера Кроули, который написал письмо ее автору. Кроули просил рассказать, не существует ли какой-нибудь «тайный храм», куда он мог бы обратиться. Уэйт умолчал о существовании Золотой Зари и посоветовал молодому человек почитать что-нибудь из мистики, вроде работы «Тучи над Храмом» мадам де Штайгер. Впоследствии Кроули опубликовал не один резкий отзыв об Уэйте и его произведениях. По его словам, Уэйт — автор не только «самый тяжеловесно-пошлый и самодовольно-прозаичный, с претенциозной неподъемностью языка, но и самый многословно-болтливый».
Тем не менее, далеко не все так скептически оценивали творчество Уэйта. В конце 90-х он увлекся жизнью и теориями Луи Клода де Сен-Мартена и в мае 1901 года издал книгу о нем «Жизнь Луи Клода де Сен-Мартена, Неизвестного Философа», которая понравилась даже такому увлеченному мартинисту как Папюс.
Очевидно, отчасти философия мартинизма, отчасти разочарование в ритуалах Золотой Зари побудило Уэйта обратиться к масонству. В сентябре 1901 года он вступает в масонскую ложу Runymede («Ранимид») № 2430 в Букингемшире. Впоследствии он весьма продвинулся на этом поприще и опубликовал ряд трудов посвященных масонству: «Новая Энциклопедия масонства: Обряды, Литература, и История» и «Символическое масонство».
Пройдя три степени символического масонства (которое его не слишком заинтересовало), в апреле 1902 года Уэйт был посвящен в степень Ревнителя в S.R.I.A. (Общество Розенкрецеров в Англии) — по рекомендации Палмера Томаса и Уинна Уэсткотта, с которым он к тому времени уже помирился.
После раскола Золотой Зари в 1903 году Уэйт объявил, что Орден впредь должен заниматься исключительно христианским мистицизмом. Он и еще один мистик М. У. Блэкден основали в Лондоне на базе храма Исиды-Урании орден, названный ими Независимым и Исправленном Орденом R.R. еt A.C. (или Независимым и Исправленным Обрядом Золотой Зари). Чтобы создать посвятительные ритуалы для своего Ордена, Уэйт достаточно много путешествовал по Европе и собирал масонские ритуалы. Пытаясь не вторгнуться в компетенцию Великой ложи Англии, он переделывал для собственных нужд только те обряды, которые выходили из употребления, были квазимасонскими или не признавались в Англии. Насколько известно, вначале он собирался использовать их для создания собственного, совершенно нового оккультного ордена неизвестных философов (названного так по псевдониму Сен-Мартена). Была даже написана конституция этого общества. Многие исследователи считают язык этих ритуалов «темным и витиеватым». Храм Исиды-Урании действовал до 1914 года, когда был закрыт из-за внутренних разногласий.
В июле 1915 года Уэйт создал Братство Розы и Креста, которое также считало себя преемником Золотой Зари. Это братство Уэйт опекал почти всю оставшуюся жизнь. Наряду с этой деятельностью, он оставался активным масоном и масонским автором. Уэйт, кажется, собрал все масонские степени, включая самые редкие и странные. Таким образом, он на практике, а равно и в своих книгах, отстаивал тезис, что суть масонства — в духовных поисках: цель — ничто, движение — все.
Творчество Уэйта
Артур Уэйт является автором более 70 книг, лекций, ритуалов и статей. Его перу принадлежат книги «Настоящая история розенкрейцеров» и «Тайная традиция алхимии», он перевел ряд работ Элифаса Леви и Папюса, переиздал некоторые работы известных мистиков и алхимиков (например, Томаса Вогана). У Лавкрафта в рассказе «Тварь на пороге» (впервые опубликован в январе 1937 года в журнале «Weird Tales») фигурирует злой волшебник Эфраим Уэйт; по мнению американского писателя и религиоведа Роберта М. Прайса, прототипом этого персонажа послужил Уэйт[1]. За несколько лет до этого, в 1929 году Алистер Кроули уже выводил его под именем Эдвина Артурэйта в своем романе «Лунное дитя», где последний был представлен крайне педантичным черным магом:
«В Черной Ложе операцией заведовал некто Артуэйт, педант тупой и неаккуратный, лишенный и воображения, и подлинного магического восприятия. Как большинство черных магов, он часто выпивал, а непомерное тщеславие не давало причинять окружающим столько вреда, сколько ему бы хотелось»[2].
Колода Таро
Наибольшую известность Артуру Уэйту принесла работа по созданию колоды Таро, которая была опубликована в 1910 году. Проиллюстрировала колоду художница Памела Колман Смит, также состоявшая в Герметическом ордене Золотой Зари. Колода должна была наглядно представить положения книги Уэйта «Ключ к Таро», переизданной и дополненной год спустя, в 1911 году под наименованием «Иллюстрированные Ключи к Таро» (в русском переводе — «Таро: Теория и практика»).
В 1910 году она была опубликована издательским домом Райдера и получила известность как колода Райдера-Уэйта. Главным новшеством ее стало то, что младшие арканы были проиллюстрированы наравне со старшими в духе, напоминающем об их прорицательном значении. (До тех пор в большинстве колод младшие арканы изображались буквально: к примеру, Четверка Мечей была представлена как четыре меча и т.д.). Уэйт также переменил традиционные положения арканов «Правосудие» и «Сила».
В настоящее время дизайн колоды Таро Райдера-Уэйта один из самых популярных в мире, и является основой для многочисленных подражаний и интерпретаций сделанных на его основе, которым, в свою очередь, как и оригинальной колоде посвящен огромный массив литература разной степени значимости.
Источник