Расстановки по таро часть 1

Расстановки по таро часть 1

Расстановки по Хеллингеру с использованием таро

Читайте также

Речь пойдет о методе системной семейной психотерапии. Говорят, что австрийский психотерапевт и психоаналитик, который долгое время был миссионером католической церкви в Южной Африке, почерпнул идеи, увидев решение родовых проблем в среде древних африканских племен. Хеллингер долгое время ничего не писал о методе, считая, что это очень трудно сделать, легче провести на практике. Первые описания появились, когда Хеллингеру было 65 лет, и сделал их Гунтхард Вебер — врач-психотерапевт, участник группы. В настоящее время этот метод используется в групповой терапии и индивидуальном консультировании.

Суть метода расстановки по Хеллингеру

Суть метода «семейной расстановки по Хеллингеру» состоит в том, что человек, обращающийся с серьезной проблемой, в первую очередь выбирает «заместителей» из группы людей, участвующих в расстановке. «Заместители» будут играть роли реальных персонажей, которые присутствуют в жизни человека, и, как он считает, могут косвенно или непосредственно иметь отношение к сложившейся проблеме. В процессе расстановки ситуация будет проигрываться, персонажи будут озвучивать свои роли, говорить о своих состояниях и переживаниях. История будет восстанавливаться шаг за шагом. Главное, что необходимо сделать в процесс расстановки – найти дисбалланс между персонажами или силами, создающими ситуацию. Далее следует так переместить «заместителей», чтобы перестало ощущаться состояние дискомфорта, чтобы балланс востановился. После перемещения сил ситуация снова проигрывается с помощью персонажей. Результатом качественно проведенной расстановки должно быть ощущение физического и психического облегчение у человека, пришедшего с проблемой. А также стойкое понимание, что нужно изменить, как выйти из ситуации. Благодаря тому, что «заместители» выбраны совершенно непредвзятые, появляется возможность получить новую информацию о своей проблеме, поднять на поверхность то, что раньше блокировалось многими факторами.

Какие проблемы можно решать по Хеллингеру

Речь пойдет о дисбаллансе в иерархии. Имеется в виду, что есть система (семья, род), в которой нарушены естественные законы, принятые в системе и идущие из поколения в поколение. Берт Хеллингер называл это «семейным переплетением». Незавершенные процессы прошлого в семье вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Так действует закон уравновешивания системы. Потомки, подчиняясь этим законам, призваны завершить незавершенное их предкам: догоревать, доделать, прожить что-то за кого-то. Сам того не осознавая, человек живет не свою жизнь.

Примерами могут быть ситуации, когда красивая и умная женщина не находит себе пары; человек много работает, но беден; при серъезной заботе о здоровье возникают тяжелые болезни; человек не хочет пить, играть, принимать психотропные препараты, но не может избавиться от зависимости и т.д.

Дисбалланс происходит между понятиями «брать/давать». Наример, на отношения между отцом и дочерью непроизвольно будет влиять отношение отца и матери девочки. Если мать не додала, то вынуждена будет отдавать долги дочь. Этого не должно происходить. Нарушается иерархия, мать и дочь меняются местами. Дочь проживает жизнь матери, вместо того, чтобы отрабатывать свою жизнь.

Наиболее часто людей тревожат проблемы семейного типа. Однако расстановки можно проводить для любых систем с иерархической структурой.

Семейные расстановки работают с семейными проблемами, с внутриличностными конфликтами, проблемами линии рода. Структурные расстановки решают проблемы, связанные с деньгами, работой, болезнями, страхами. Организационные расстановки используются для разрешения проблем в трудовых коллективах, в том числе можно рассмотреть дисбаланс между тем, кто помогает и кому помогают. Сценарные расстановки применяют для ситуаций принятия решения, поиска новых путей в период застоя.

Расстановки Хеллингера и таро

Чаще всего расстановки проводят в группе. Однако не каждый может оголить свои проблемы перед группой. Не всегда есть возможность собрать благоприятную группу для проигрывания сценария. В случае, если клиенту некомфортно, проводится скрытая расстановка, т. е. без озвучивания какой-либо информации. C тепень открытости своей работы регулирует сам клиент.

Одним из выходов является использование для сеанса расстановки – таро. Этот метод предлагает использовать Алена Солодилова , которая активно его практикует, изучает, углубляет. Порядок проведения расстановок цитируется практически без изменения.

Сеансы могут проводится классически в группе, где колода используется для диагностики системного процесса, а заместителями являются люди из группы.

Ход расстановки на таро в группе

1) В ходе расстановки в первую очередь выполняется запрос «В чем ситуация? Чего ты хочешь?»

Клиент выбирает аркан случайным образом, не видя карты.

2) Потом он говорит, что видит на карте, на чем концентрируется: «Что ты видишь? Какие фигуры и символы обращают на себя твое внимание? Что ты выделяешь в рисунке карты?»

3) Далее на каждый выделенный символ (фигуру) участник выбирает заместителей из числа других участников. Он легко прикасается к каждому и проговаривает ему его роль. Например: «Володя, ты посох в руках Мага». Затем он показывает каждому участнику, где и как ему встать в расстановке. Пусть выбор заместителей и их места будет спонтанным, интуитивным, без логики и размышлений.

4) Следующим этапом является проживание заместителями состояний, передвижение, проговаривание. На этом этапе расстановки заказчик смотрит на действие со стороны. Тем временем, ведущий просит заместителей вчувствоваться в свои желания, отследить возникшие мысли и эмоции, двигаться так, как сейчас хочется. Расстановка оживает. Заместители обмениваются посланиями друг к другу: «Я чувствую к тебе… Я хочу от тебя…»

Читайте также:  Временные рамки для таро

5) Теперь в расстановку вводится сам клиент. В определенный момент ведущий просит всех заместителей проговорить свои послания друг другу одновременно, а клиента – вслушаться в этот сонм голосов, чувств, требований и выбрать ту фигуру, которая сильнее задевает эмоционально, в которой он чувствует для себя больше энергии, и встать на её место. И из этой роли сделать движения, совершить поступки, сказать слова, которые гармонизируют расстановку в целом так, чтобы каждому её участнику стало хорошо, каждый нашел себе своё место.

6) Обязательным этапом является завершение расстановки с выводом из «ролей». Заместители освобождаются от ролей также через прикосновения и слова. Например: «Володя, ты не посох в руках Мага, ты Володя». Он соглашается: «Да, я не посох в руках Мага, я Володя».

7) Завершается расстановка общим опросом. С заместителями на этом этапе стоит работать глубже, чем с заказчиком расстановки. Вопросы к заместителям: «Как ты себя чувствовал в этой роли? Как ты думаешь, почему тебя выбрали на эту роль? О чем это в твоей жизни?» Вопросы к участникам-наблюдателям: «Какие чувства затронула расстановка? Что ты переживал?» Вопросы к «заказчику» расстановки: «Какие сюжеты своей жизни, отношения с какими конкретными людьми ты узнал в ходе расстановки? Что важного для тебя здесь произошло? Как ты сейчас?»

Следует обращать внимание на полноту проявления архетипа. Например, если женщина средних лет жалуется на хроническую боль в горле и достает из полной колоды Аркан Повешенного, потом акцентирует внимание на «сияющей голове» и «ногах», то в ходе расстановки следует рассматривать проявление архетипа на следующих уровнях:

Физический – запрос – хроническая боль в горле.

Уровень субличностный – отрицание части своего «Я».

Уровень семейный – многолетняя обида на мужа.

Уровень событийный (сценарный) – созависимые отношения с мужчинами.

Уровень родовой – насильственная смерть мужчины.

Уровень культурный – мученичество как идея.

Уровень архетипа – жертва.

Индивидуальная расстановка с помощью расклада таро

Работа полностью проводится с помощью расклада таро, «заместителями» являются сами карты. Здесь есть три этапа.

1) Запрос. (Так же как и в предыдущем варианте). Исходя из запроса, клиент вытягивает карты из колоды («взакрытую») – себя и заместителей. Далее нужно попросить клиента расположить закрытые карты в поле расклада так, как ему хочется (не задумываясь), и только потом открывать их.

2) Процесс. Ведущий (а иногда сам клиент) перемещают карты согласно композиции расклада, согласно логике поля расклада (наверху предки, внизу потомки), согласно желанию клиента или желанию ведущего. Так же в расстановку по необходимости вносятся дополнительные карты, иногда убираются «не рабочие». При качественном изменении расстановки возможно вытягивание «проверочных» карт. В ходе расстановки действия согласуются с содержанием образов карт, с телесными и вербальными проявлениями клиента, с субъективными переживаниями ведущего.

3) Завершение. Завершением наступает, когда картина расстановки выглядит гармоничной по содержанию карт и согласуется с логикой поля расклада, когда клиент и терапевт ощущают внутреннее согласие с произошедшим.

Источник

Расстановки по картам Таро.

Авторский метод работы с морфическим полем, системной коррекции проблемных ситуаций и психологических состояний.

В нашей жизни мы встречаемся с различными «реальностями», осознаваемыми и неосознаваемыми, проявленными и непроявленными. Арнольд Минделл отмечает «первичный и вторичный» процессы, Берт Хеллингер говорит о проявлениях «большой души», Руперт Шелдрейк – о теории поля, Густав Юнг – о коллективном бессознательном… Эту реальность иллюстрируют и карты Таро. Через образы карт мы можем наблюдать за проявлением символа на разных уровнях психики, выражением архетипического сюжета в судьбе человека.

Структура колоды Таро Уровни психики
Старшие Арканы:
22 архетипа коллективного бессознательного
Трансперсональный уровень
Фигурные карты:
16 социальных ролей, персонажи семьи и родовой системы
Социальный уровень
Номерные карты:
40 типичных жизненных сценариев
Уровень эго-проблематики, субличностный уровень

Расстановки по картам Таро представляют собой синтез методов работы с колодой карт и расстановок по Берту Хеллингеру, как один из способов общения с энергией системы. Для начала необходимо принять три аксиомы, предсуппозиции:

    Существование системы (надличностной структуры психики, бессознательного, морфического поля, эгрегора и т.п.)
    Систему можно представить себе в виде бесконечно огромного облака, из которого, словно торнадо, выделяются вихри отдельных человеческих душ. Какая-то неведомая сила воплощает их в земную реальность для получения нового опыта, и потом интегрирует этот опыт в пространство общей мировой души. Эти отдельные вихри имеют общее «коренное» информационно-энергетическое пространство, как члены одной семьи, рода, нации, этноса, человечества, ноосферы. И наше общение друг с другом происходит как на уровни индивидуума, так и на уровне системы.

Справедливость закона синхронии.
Синхрония – термин придуманный Карлом Юнгом для обозначения одновременного наступления событий психического и реального плана, резонанса между психикой и внешним миром, совпадений, не поддающихся объяснению с точки зрения теории вероятности и исполненных глубокого смысла. Юнг убеждает, что синхрония не зависит от расстояния, и что временная последовательность в ней может меняться на обратную (может появиться как «предчувствие» событий, так и «послечувствие»). А в работе с Таро (и другими мантическими системами) синхрония проявляется в неслучайном выпадении карт, совпадении их значений с картиной реальности. Так, в процессе перемешивания последовательность карт в колоде синхронизуется с существующей ситуацией и с тем психическим состоянием, в котором находится человек.

Читайте также:  Карты таро туз кубков это
  • Существование магического пространства
    В поле нашей психики существует внутреннее магическое пространство сил, которое мы проецируем на внешние ритуалы и атрибуты. Мы будто договариваемся сами с собой, что этот стол передо мной станет теперь (или на какое-то время) уменьшенной моделью реальности. И то, что я делаю на этом столе (перекладываю и двигаю карты), символизирует действия с реальными предметами, явлениями, людьми и событиями. В точности этот принцип использует Берт Хеллингер, моделируя пространство психики «заказчика» расстановки в комнате с людьми-«заместителями».
  • Как работает метод?

    Мы часто попадаем в жизни одну и ту же повторяющуюся нежелательную ситуацию, будто проигрываем заезженную пластинку. Иногда даже не отслеживаем этот общий сценарий. Не усваиваем какой-то важный урок. Так энергия системы стучится к нам через одни и те же знакомые сюжеты. Эти сюжеты зашифрованы в Арканах Таро.

    На сегодняшний день я провожу два вида расстановок. Первый приближен к классическому варианту – это групповая работа, где «заместителями» выступают участники группы, а колода используется для диагностики и стимуляции системного процесса. Здесь сочетаются технологии системных расстановок по Б.Хеленгеру, психодрамы, гештальт-терапии, семейной скульптуры.

    Такое занятие – это и психологическая работа, и энергетическое взаимодействие с архетипом. Оно интересно и для тех, кто пришел с конкретным запросом, и для желающих исследовать себя, и для тех, кто хочет глубже узнать Таро. Можно быть активным участником – «заказчиком», озвучив свою тему, заявив собственную проблемную ситуацию. Запрос при этом возможен любой: направленный на исследование или изменение личностных качеств, отношений с близкими, деньгами, здоровьем, самореализацией… Также можно участвовать в общем сюжете, быть «заместителем», сознательно не заявляя своей собственной темы. Понимая, что любая встреча не случайна, довериться собственной душе и тому, с чем она сегодня готова работать.

    В процессе расстановки мы будто «входим» в пространство карты. Это дает возможность увидеть препятствие изнутри, понять его миф, корень проблемы, распутать клубок нарушенных связей и отношений, изменить сценарий ситуации, влияя на ее сюжетные ходы через выражение скрытых архетипических сил. При этом каждый заместитель, выходя через расстановку на трансперсональный уровень, работает с собственным психическим материалом, а не с запросом заказчика. Удивительно наблюдать феномен синхроничного соединения разных личностных, семейных, родовых, социальных историй в одном едином поле души, переплетения судеб всех участников группы – заказчика, заместителей, наблюдателей и терапевта-ведущего расстановки.

    Ход расстановки:
    Запрос. «В чем ситуация? Чего ты хочешь?»

    Выбор Аркана клиентом (спонтанно, «взакрытую») или терапевтом (осознанно, исходя их вербального и невербального запроса).

    Заказчик говорит, что он видит на карте, на чем концентрируется, он отвечает на вопрос: «Что ты видишь? Какие фигуры и символы обращают на себя твое внимание? Что ты выделяешь в рисунке карты?»

    Выбор заместителей, назначение «ролей». На каждый выделенный символ (фигуру) участник выбирает заместителей из числа других участников. Он легко прикасается к каждому и проговаривает ему его роль. Например: «Володя, ты посох в руках Мага». Затем он показывает каждому участнику, где и как ему встать в расстановке. Пусть выбор заместителей и их места будет спонтанным, интуитивным, без логики и размышлений.

    Проживание заместителями состояний, передвижение, проговаривание. На этом этапе расстановки заказчик смотрит на действие со стороны. Тем временем, я прошу заместителей вчувствоваться в свои желания, отследить возникшие мысли и эмоции, двигаться так, как сейчас хочется. Расстановка оживает. Заместители обмениваются посланиями друг к другу: «Я чувствую к тебе… Я хочу от тебя…»

    Ввод в расстановку заказчика, разрешающий действия и фразы. В определенный момент я прошу всех заместителей проговорить свои послания друг другу одновременно, а заказчика – вслушаться в этот сонм голосов, чувств, требований и выбрать ту фигуру, которая сильнее задевает эмоционально, в которой он чувствует для себя больше энергии, и встать на её место. И из этой роли сделать движения, совершить поступки, сказать слова, которые гармонизируют расстановку в целом так, чтобы каждому её участнику стало хорошо, каждый нашел себе своё место.

    Завершение расстановки с выводом из «ролей». Заместители освобождаются от ролей также через прикосновения и слова. Например: «Володя, ты не посох в руках Мага, ты Володя». Он соглашается: «Да, я не посох в руках Мага, я Володя».

    Завершается расстановка общим шерингом. С заместителями на этом этапе стоит работать глубже, чем с заказчиком расстановки. Вопросы к заместителям: «Как ты себя чувствовал в этой роли? Как ты думаешь, почему тебя выбрали на эту роль? О чем это в твоей жизни?» Вопросы к участникам-наблюдателям: «Какие чувства затронула расстановка? Что ты переживал?» Вопросы к «заказчику» расстановки: «Какие сюжеты своей жизни, отношения с какими конкретными людьми ты узнал в ходе расстановки? Что важного для тебя здесь произошло? Как ты сейчас?»

    Стоит отметить, что пространство архетипа позволяет одновременно работать с заявленной ситуацией локально и с психикой человека в целом, потому что при работе с системой неизбежно отзываются все уровни души. Анализ проявлений архетипа на примере одной из расстановок. Клиент – женщина средних лет. Запрос – хроническая боль в горле. Достает из полной колоды Аркан Повешенного, акцентирует внимание на «сияющей голове» и «ногах». В ходе расстановки архетип проявляется на несколько уровнях:

    • Физический уровень – запрос – хроническая боль в горле.
    • Уровень субличностный – отрицание части своего «Я».
    • Уровень семейный – многолетняя обида на мужа.
    • Уровень событийный (сценарный) – созависимые отношения с мужчинами.
    • Уровень родовой – насильственная смерть мужчины.
    • Уровень культурный – мученичество как идея.
    • Уровень архетипа – жертва.
    Читайте также:  Карина таро счастье есть

    При этом степень осознанности клиентом-заказчиком процесса расстановки может быть невелика. Не стоит бороться с этими естественными сопротивлениями. Порой достаточно лишь прикосновения к системе: давая через внимание энергию всем ее составляющим, уравновешивая внутренние связи, запуская процесс самоисцеления.

    Второй вариант расстановок на Таро – это индивидуальная работа, в которой системные процессы отражены в раскладе карт колоды, и «заместителями» являются сами карты. Здесь есть три этапа.
    Запрос. (Так же как и в предыдущем варианте). Исходя из запроса, клиент вытягивает карты из колоды («взакрытую») – себя и заместителей. Я прошу клиента расположить закрытые карты в поле расклада так, как ему хочется (не задумываясь), и только потом открываю их.
    Процесс. Я (а иногда сам клиент) перемещаю карты согласно композиции расклада, согласно логике поля расклада (наверху предки, внизу потомки), согласно желанию клиента или моему желанию. Так же в расстановку по необходимости вносятся дополнительные карты, иногда убираются «не рабочие». При качественном изменении расстановки возможно вытягивание «проверочных» карт. В ходе расстановки действия согласуются с содержанием образов карт, с телесными и вербальными проявлениями клиента, с моими субъективными переживаниями.
    Завершение. Завершением наступает, когда картина расстановки выглядит гармоничной по содержанию карт и согласуется с логикой поля расклада, когда клиент и терапевт ощущают внутреннее согласие с произошедшим. Этот процесс гомеопатический и естественный, в нем клиент, терапевт и колода в поле расклада представляют собой единую живую реальность.

    Оба эти метода позволяют за короткое время распутать нити человеческих историй и судеб, выйти из лабиринта собственных иллюзий и увидеть огромный мир души таким, какой он есть. Пережив опыт соприкосновения с чем-то бесконечно большим, ощущаешь явственную перемену внутри самого себя…

    Я привожу здесь некоторые отзывы о расстановках по Таро.

    Ирина К.
    Родовая коррекция произвела неизгладимое впечатление. Я не думала, что так вообще может быть. Во-первых, уже в процессе работы многое прояснилось и неожиданно расставилось по местам, появилась ясность. Но самое удивительное, что уже на следующий день начались изменения наяву. Стали появляться новые люди, изменилось отношение ко мне. Как будто какой-то старый ржавый механизм со скрежетом заработал и начал набирать скорость. Даже появилось ощущение ветра и холодка на висках, и стало немного тревожно. Это не просто работает, это работает очень тонко и сильно.

    Катерина К.
    Хочу ещё раз поблагодарить тебя за мастерство проведения воскресных расстановок. Я увидела, что твоя идея расстановок на Таро — очень рабочая и перспективная, т.к. работая на символическом (метафорическом уровне) можно в большей степени избежать искажений и проекций, привносимых и клиентом и расстановщиком на сессии. Кроме того, клиент изначально сам выбирает тот уровень символов, которые актуальны именно для него (а не для таролога), рассказывая «что он видит на карте». Понятно, что о моих результатах говорить ещё рано, однако приятная бодрость присутствует.

    Екатерина Н.
    Отличие от классических расстановок заключается в том, что клиент, после озвучивания своего запроса, вытаскивает карту и говорит, что он на ней видит. Не интерпретирует, а именно видит (выбирает из символики карты то, что «резонирует» ему в данный момент). Например, на райдеровском тузе мечей я выделила меч, огонь, руку и тень от руки. А ведь там есть ещё и корона и горы и облако и растительность, да и в мече можно выделить отдельно и рукоятку и острие и украшения.
    Таким образом – клиент определяет именно свою символику и далее расставляет выбранные символы-фигуры в пространстве. Последующая расстановка происходит по законам расстановок. Однако происходит она на метафорическом уровне, то есть среди символов. Вскоре ситуация «узнается» клиентом и он занимает место в расстановке, заменяя одного из заместителей.
    Из очевидных плюсов расстановок на Таро:
    1) отсутствие необходимости заместителей;
    2) минимизация проекций клиента, таролога или заместителей, так как работа в основном происходит на интуитивном уровне через символы. Соответственно – и коррекция возможна на более глубоком уровне.
    3) Быстрота и «легкость» для клиента (за 4 часа работы Алена провела около 5 расстановок).

    Лично мне не совсем хватило этого завершающего катарсиса и вида глобального клина, состоящего из родных клиента, упорядоченно стоящих позади него и поддерживающих его.

    Я довольно давно искала хорошего расстановщика, к которому можно было бы перенаправить клиента, если выясняется, что его вопрос «родовой». Алена – отличный мастер и если тема Таро не вызывает отрицания – то её расстановки – отличный вариант для решения вопросов. Кроме всего прочего – я получала настоящее эстетическое удовольствие, наблюдая за её работой – она с такой нежностью и уважением, очень по-женски относится к ритуалу. Не потому что боится или из высокомерия, а просто сама получает удовольствие от того, что бы развернуть покрывало, накрыть им стол, достать колоду. Играет и получает от этого удовольствие. Ну и окружающие её люди соответственно тоже.

    Алёна Солодилова-Преображенская, психолог, мастер Школы психологического Таро.

    Источник

    Оцените статью