- Три способа проверки датчика АБС
- Типы датчиков АБС
- Пассивный тип датчиков АБС
- Магниторезонансный датчик АБС
- На основе эффекта Холла
- Признаки и причины неисправностей датчика ABS
- Как провести диагностику системы ABS
- Проверка датчика ABS мультиметром
- Проверка датчика ABS осциллографом
- Проверка без приборов
- Вывод
- Не работает АБС на Чери Амулет
- Устранение мелких проблем Чери Амулет – восстановление проводки АБС и восстановление авто
Три способа проверки датчика АБС
АБС, или антиблокировочная система автомобиля, служит для предотвращения блокирования колес при экстренном торможении. В ее состав входит электронный блок управления, гидравлический узел датчики вращения задних и передних колёс. Основная задача системы – сохранение управляемости транспортом, обеспечение устойчивости и сокращение тормозного пути. Поэтому очень важно поддерживать исправное состояние всех ее элементов. Проверить датчик ABS можно и самостоятельно, для этого необходимо знать какой именно тип датчика установлен на авто, признаки указывающие на его поломки и способы проверки. Рассмотрим все по порядку.
Типы датчиков АБС
На современных автомобилях наиболее часто встречаются три вида датчиков АБС, это:
- пассивный тип – его основой является индукционная катушка;
- магниторезонансный – действует на основе изменения сопротивления материалов под воздействием магнитного поля;
- активный – работает на принципах эффекта Холла.
Пассивные датчики начинают работать с началом движения и считывают информацию с зубчатого импульсного кольца. Проходящий мимо устройства металлический зубец провоцирует генерацию импульса тока в нем, который передается на ЭБУ. Датчики включаются в работу при скорости движения от 5 км/ч. Загрязнения не оказывают на их работу никакого влияния.
Активные датчики состоят из компонентов электроники и постоянного магнита расположенного на ступице. При прохождении магнита мимо устройства в нем образуется разность потенциалов, которая генерируется в сигнал управления микросхемой. После данные считываются электронным блоком управления. Такие датчики АБС встречаются крайне редко и ремонту не подлежат.
Пассивный тип датчиков АБС
Конструкционно простое и надежное устройство с большими сроками службы. Не требует дополнительно питания. Он состоит из индукционной катушки внутри которой размещен магнит с металлическим сердечником.
При движении авто металлические зубцы ротора проходят через магнитное поле сердечника, тем самым изменяя его и образуя переменные ток в обмотке. Чем выше скорость движения транспорта тем больше частота и амплитуда тока. Исходя из получаемых данных ЭБУ дает команды магнитным клапанам. К преимуществам датчиков такого типа можно отнести не высокую стоимость и простоту замены.
Недостатки пассивного датчика АБС:
- сравнительно большой размер;
- невысокая точность данных;
- не включается в работу при скорости до 5 км/ч;
- срабатывает при минимальных вращениях колеса.
Из-за постоянных сбоев в работе редко устанавливается на современные автомобили.
Магниторезонансный датчик АБС
В основе их работы лежит возможность изменять электрическое сопротивление ферромагнитного материала под воздействием постоянного магнитного поля. Участок датчика отвечающий за контроль изменений изготовлен из двух либо четырех слоев железоникелевых пластин с размещенными на них проводниками. Другая часть установлена в интегральную схему и считывает изменения сопротивления образуя контрольный сигнал.
Ротор при такой конструкции изготовлен из пластикового кольца с магнитными участками и жестко закреплено на ступице колеса. При движении машины магнитные участки ротора воздействуют на магнитное поле пластин чувствительного элемента, что регистрирует схема. Образуется и передается на блок управления импульсный сигнал.
Магниторезонансный датчик АБС определяет смену вращения колес с высокой точностью, что повышает безопасность движения транспорта.
На основе эффекта Холла
В основе его работы используется эффект Холла. На разных концах плоского проводника, размещенном в магнитном поле, образуется поперечная разность потенциалов.
В датчиках такой проводник – это квадратная металлическая пластина размещенная в микросхеме, включающая в себя интегральную схему Холла и контролирующая электронную схему. Датчик АБС размещается напротив импульсного ротора. Ротор может быть выполнен полностью из металла с зубцами или в виде пластикового кольца с магнитными участками, и жестко закреплен на ступице колеса.
В такой схеме постоянно образуются сигнальные всплески с определенной частотой. В спокойном состоянии частота минимальная. При движении металлические зубцы либо магнитные участки проходят через магнитное поле и вызывает изменение тока в датчике, что отслеживается и фиксируется схемой. Исходя из этих данных формируется и передается сигнал на ЭБУ.
Датчики включаются в работу сразу после начала движения, имеют высокую точность и обеспечивают надежное функционирование систем.
Признаки и причины неисправностей датчика ABS
Один и первых признаков указывающий на неисправность системы АБС – это свечение индикатора на приборной панели дольше 6 секунд после включения зажигания. Либо он загорается после начала движения.
Причин дефекта может быть множество, отметим наиболее часто встречаемые:
- Обрывы проводов на датчике либо неисправность блока контроллера. В таких случаях на приборной панели появляется ошибка, выключается система, сигнал об изменении угловой скорости не подается.
- Датчик колеса пришел в негодность. После включения система начинает самодиагностику и находит ошибку, однако продолжает работать. Возможно на контактах датчика появилось окисление, что привело к плохому сигналу, либо датчик АБС закоротило или он «упал» на массу.
- Механические повреждения одного или нескольких элементов – подшипник ступицы, люфт ротора на датчике и т.п. В таких случаях система не включается.
Самым уязвимым звеном всей системы является колесный датчик, расположенный возле вращающейся ступицы и полуоси. Появление грязи или образование люфта подшипника ступицы может привести к полной блокировке системы АБС. О неисправности датчика просигнализируют следующие признаки:
- на бортовом компьютере появляется код ошибки системы ABS;
- отсутствие характерной вибрации и звука при нажимании на педаль тормоза;
- при экстренном торможении блокируются колеса;
- появляется сигнал стояночного тормоза при его отключенном положении.
При обнаружении одного или нескольких признаков первым делом состоит провести диагностику колесного датчика.
Как провести диагностику системы ABS
Для получения полной и достоверной информации о состоянии всей системы, диагностику следует проводить специальным оборудованием. Для этого заводом изготовителем предусмотрен особый разъем. После подключения включается зажигание с чего начинается проверка. Адаптер выдает коды ошибок, каждый из которых сигнализирует о поломке конкретного узла или элемента системы.
Хорошая модель такого устройства – это Scan Tool Pro Black Edition от корейских производителей. 32-х битный чип дает возможность проводить диагностику не только двигателя, но и всех узлов и агрегатов автомобиля. Стоимость такого прибора относительно невысока.
Также диагностику можно провести в сервисных центрах и СТО. Однако и в гаражных условиях, при наличии определенных знаний, выявить дефекты не составит труда. Для этого Вам потребуется следующий набор инструментов: паяльник, тестер, термоусадка и ремонтные разъемы.
Проверка выполняется в следующей последовательности:
- поддомкрачивается проверяемое колесо;
- демонтируется блок управления и выводы контроллера;
- подключаются ремонтные разъемы к датчикам;
- проводится замер сопротивления мультиметром.
Полностью исправный датчик АБС в состоянии покоя имеет сопротивление 1 кОм. При вращении колеса показания должны изменяться, если этого не происходит – датчик неисправен. Следует помнить, что разные датчики имеют разные значения, поэтому перед началом работ нужно их изучить.
Проверка датчика ABS мультиметром
Помимо самого прибора нужной найти описание модели датчика. Далее работа выполняется в следующей последовательности:
- Машина ставится на ровной однородной поверхности, после фиксируется ее положение.
- Снимается колесо, где будет проверяться датчик АБС.
- Отключается разъем и зачищаются контакты и датчика, и самого штекера.
- Осматриваются провода и их соединения на наличие потертостей, а также других следов повреждений изоляции.
- Переключатель мультиметра переводится в режим измерений сопротивления.
- Щупы тестера прикладываются к выходным контактам датчика и снимаются показания. При нормальных условия табло прибора должны показать цифру указанную в техпаспотре датчика. Если такой информации нет, за норму принимаем показания 0.5 – 2 кОм.
- Затем не убирая щупы прокручивается колесо авто. Если датчик исправен сопротивление будет меняться, и чем выше скорость вращения, тем больше изменяется сопротивление.
- Мультиметр переводится в режим измерения напряжения и проводится замер.
- При скорости вращения колеса в 1 оборот/сек. Показатель должен быть в пределах 0.25 – 0.5 В. Чем выше скорость вращения, тем больше напряжение.
- В такой же последовательности проводится проверка всех датчиков.
Помимо этого прозванивается весь жгут проводов между собой, чтобы убедиться в отсутствии короткого замыкания.
Следует помнить, что по конструкции и значениям датчики с задних и передних осей отличаются.
Исходя из данных полученных при замерах, определяется работоспособность датчика:
- показатель ниже нормального – датчик непригоден;
- очень маленький показатель сопротивления либо около нуля – замыкание витков катушки;
- при сгибании жгута проводки меняется показатель сопротивления – жилы проводов повреждены;
- показатель сопротивления стремится к бесконечности – обрыв проводника, либо жилы в индукционной катушке.
Следует знать, если при проведении диагностики показания сопротивления одного из датчиков АБС сильно отличается от остальных, значит он неисправен.
Перед началом прозвона проводов в жгуте, следует узнать распиновку штекера управляющего модуля. Затем размыкается соединения датчиков и ЭБУ. И после этого можно начинать последовательно прозванивать провода в жгуте согласно распиновке.
Проверка датчика ABS осциллографом
Для определения работоспособности датчиков АБС можно также применять и осциллограф. Однако стоит заметить, что для этого потребуется иметь некоторый опыт в работе с ним. Если Вы из числа заядлых радиолюбителей, в таком случае это не покажется трудным, но у простого обывателя может возникнуть ряд трудностей. И главная из них – это стоимость устройства.
Такой прибор больше подходит для специалистов и мастеров сервисных центров и СТО. Однако если такое устройство у Вас имеется, то оно станет хорошим помощником и поможет определить неисправности не только в системе ABS.
С помощью осциллографа визуализируется электрический сигнал. Амплитуда и частота тока отображается на специальном экране, благодаря этому можно получить точную информацию о работе того или иного элемента.
Итак, проверка начинается тем же методом, как и с мультиметром. Только в пункте подключения мультиметра, подсоединяется осциллограф. А дальше последовательность такая:
- подвешенное колесо вращается с частотой примерно 2 – 3 оборота в секунду;
- фиксируются показания колебаний на табло прибора.
После определения целостности одного колеса, следует сразу приступать к проверке с противоположной стороны оси. После полученные данные сравниваются и на их основании делаются выводы:
- при условии относительно одинаковых показаний – датчики исправны;
- отсутствие скачкообразного явления при установке меньшего сигнала синусоиды указывает на нормальную работу датчика;
- стабильная амплитуда с пиковыми значениями не превышающими 0.5 В при упомянутых выше оборотах, говорит целостности датчика.
Проверка без приборов
Работоспособность датчиков АБС можно также проверить и по наличию магнитного поля. Для этого берется любой железный предмет и прикладывается к корпусу датчика. При включенном зажигании его должно притянуть.
Помимо этого следует внимательно осмотреть сам датчик и место его установки, на предмет повреждений. На проводе не должно быть потертостей, сколов, нарушений изоляции и т. д. Разъем датчика должен быть без следов окисления.
Важно знать, что наличие грязи и окислений может исказить сигнал от датчика.
Вывод
Чтобы провести диагностику датчиков системы ABS не обязательно ехать в автомастерскую, можно сделать это и самостоятельно при наличии необходимых инструментов. Однако для получения полной картинки потребуются нужный набор знаний и немного свободного времени.
Полезное видео прилогается.
Источник
Не работает АБС на Чери Амулет
Одним из важных элементов системы торможения является АБС – антиблокировочная система. Она отвечает за предотвращение полной блокировки колес в момент торможения, что позволяет сохранить управляемость транспортным средством.
Среди запчастей Чери Амулет наибольшим спросом для данной системы пользуются датчики и проводка, поскольку именно они чаще всего подвергаются износу и выходят из строя. Реже приходится заменять другие детали.
Особенно эффективным является использование системы на дорогах с плохим коэффициентом сцепления, а также в плохих погодных условиях.
Среди основных элементов ABS выделяется датчик АБС и гидравлический блок, который соединяется с электронным блоком управления. Если рассматривать устройство более подробно, то можно выделить такие составляющие:
- Датчик частоты вращения колес. Обычно устанавливается датчик, работающий на основе эффекта Холла. Монтируется на каждой ступице. Благодаря их работе происходит определение скорости вращения колес и передается соответствующий сигнал в блок управления АБС.
- Блок управления. Основной функцией ЭБУ в данном случае является обеспечение функционирования тормозной системы в оптимальном диапазоне, в котором эффективность работы тормозов будет максимальной, а колеса авто останутся полностью незаблокированными. С этой целью блок постоянно определяет скорость вращения колес и ее изменение, после чего формирует специальные управляющие сигналы на насос и клапана гидравлического блока.
- Гидравлический блок. По сути, гидравлический блок является исполнительным устройством. Состоит из клапанов, гидроаккумулятора, кулачкового насоса с электродвигателем, демпфирующих камер.
Для правильной работы АБС Чери Амулет важным является состояние всех элементов системы, ведь даже при повреждении датчика функционирование будет нарушено, что негативно скажется на эффективности.
Принцип действия системы довольно простой и состоит из 3 основных моментов:
- Увеличение давление в тормозной системе за счет действия водителя. Торможение осуществляется в нормальном режиме при нажатии на педаль тормоза. При этом впускные клапана находятся в открытом положении, выпускные – в закрытом. При чрезмерно интенсивном снижении скорости вращения датчик передает команду в ЭБУ, которая дает сигнал на закрытие впускного клапана.
- Удержание давления. Происходит отключение главного тормозного цилиндра от общего процесса торможения, контур гидроблока и рабочего цилиндра поддерживает постоянное давление в системе. Даже при более сильном воздействии на педаль тормоза давление останется на прежнем уровне. В этот момент происходит торможение с максимальной тормозной силой – наиболее эффективное. ЭБУ также контролирует скорость вращения колес и при возникновении угрозы блокировки колес открывает выпускные клапана. Происходит сброс давления.
- Сброс давления. Происходит открытие выпускного клапана, резкое снижение давления. Тормозная жидкость переходит в гидроаккумулятор, после чего откачивается в главный тормозной цилиндр. Впускной клапан все еще закрыт. После достижения колеса определенной скорости вращения происходит закрытие выпускного клапана и открывается впускной.
Подобный цикл может повторяться несколько раз в течение секунды. При этом распространенное мнение о том, что АБС Чери Амулет самостоятельно повышает давление в системе является ошибочным, особенно при отсутствии дополнительно установленного ESP.
Отключить систему без серьезного вмешательства в конструкцию авто невозможно. Срабатывает система только в случае экстренного торможения. При плавной остановке обычно система остается неактивной.
Среди плюсов использования системы ABS можно выделить:
- Сохранение управляемости автомобиля и его устойчивости при экстренном торможении и при плохой погоде.
- Снижение длины тормозного пути, правда, с определенными исключениями.
- Повышение эффективности торможения.
- Обеспечение лучшей маневренности авто при торможении на скользкой дороге.
Основным недостатком можно назвать увеличение тормозного пути на мягких грунтах. Правда, эта проблема на новых моделях АБС устранена, но ставить их на данную модель авто практически лишено смыслы.
Устранение мелких проблем Чери Амулет – восстановление проводки АБС и восстановление авто
Основной проблемой автомобиля на обслуживании стал неработающий датчик ABS, причину выхода из строя которого еще предстоит установить. Также был обнаружен еще ряд мелких поломок, которые также будут устранены.
В целом, выполняем такие работы:
- Подключаем диагностический сканер.
- Разъем под него находится над педалью сцепления.
- В окне программного обеспечения выбираем соответствующую модель.
- Далее выбираем разделABS.
- После этого выбираем вкладкуSABSSystem.
- После чего считываем коды ошибок.
- Это позволило установить, что проблема с передним левым датчиком АБС Чери Амулет.
- Подключаем диагностическое оборудование к блоку управления, доступ к которому вполне удобен.
- На одном датчике есть обрыв проводки.
- Если диагностика не проводилась и установить, какой датчик неисправен, сложно, то следует прозвонить все провода.
- Путем проверки всех проводов определяем два, с которыми возможны проблемы.
- Срываемгайкина колесе.
- После чего подымаем автомобиль с помощью домкрата.
- Отключаем фишку проводки, идущую к датчику АБС.
- Сам датчик пока не снимаем, поскольку есть вероятность того, что проблема именно в проводке.
- Проверка зеленого провода показала, что он полностью функционирует, лампочка засветилась.
- Однако черный провод, идущие к датчику АБС Чери Амулет оказался нерабочим.
- Обрыв оказался непосредственно в разъеме, поскольку остальной провод хорошо прозвонился.
- В процессе разборки разъема и обнаружился оборванный провод.
- Извлекаем из разъема оборванную часть провода.
- На кусок нового провода одевается новый оконцеватель.
- Вставляем его в разъем.
- Концы проводов спаиваем.
- Место спайки покрываем термоклеем.
- После чего надвигаем на место спайки термоусадочнуютрубкуи припаиваем ее с помощью спички или зажигалки.
- Это позволит добиться герметичности в месте соединения контактов.
- После этого проводка на разъем датчика АБС Чери Амулет покрывается изолентой.
- В месте окончания изоляции стягиваем изоленту с помощью стяжки, что позволит избежать разматывания.
- Ставим колесо на место и опускаем авто с домкрата, иначе не получается открытьдверь.
- Стираем код ошибки.
- Включаем зажигание и заводимдвигатель, индикатор неполадки АБС тухнет.
- Обнаружилась проблема с оборванным приводнымремнем.
- Также с системы гидроусилителя начала протекать жидкость.
- Нерабочей оказалась и правая передняя дверь.
- Для устранения проблемы пришлось подровнять металлическую пластину во внутренней части двери, после чего проблема исчезла.
- Также были нарекание на отсутствие света противотуманныхфар, но вероятнее всего новый владелец авто просто не понял, где они включаются.
- Для их включение необходимо потянуть на себя специальнуюкнопку.
- Также не закрывался с левой стороны багажник Чери Амулет.
- Замокпроще заменить, нежели реставрировать старый.
- Будет установлен новый замок.
- После установки замка проводится регулировка.
Таким образом удалось довольно быстро устранить ряд мелких поломок на автомобиле. Более серьезные ремонтные работы, например, замена приводного ремня Чери Амулет лучше рассматривать как отдельную процедуру с длительным и сложным выполнением.
Источник