творческий проект «Куклы-обереги»
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla-obereg.docx | 169.57 КБ |
Предварительный просмотр:
История возникновения куклы
Куклы-обереги для дома
Список использованной литературы
« Кто в куклы не играет, тот счастья не знает! »- гласит русская народная поговорка
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
— Пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле.
- Изучить историю возникновения кукол-оберегов.
- Изучить виды кукол-оберегов.
- Рассмотреть разные способы изготовления кукол-оберегов.
- Изготовление кукол-оберегов, используя изученные приемы и способы.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда». Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу — прекрасному образу девичества.
Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»: «Огнея», «Ледея», «Трясея» и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.
А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор «сорока» с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Куклы-обереги бывают «для дома», «для матери и ребенка», «для жениха и невесты».
КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ ДЛЯ ДОМА.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Оберег для путников. Делались они маленькими, чтобы в кармане и в ладошке умещались, и снабжались узелком в дорогу. В старину туда клали горстку золы из домашнего очага или маленький сухарик
Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили девушкам, которые готовили себе приданое или молодой хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все дела ладились. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть!
Кукла Крупеничка — Зерновушка
Куклы Крупенички считаются оберегом на достаток и сытость.
Эту куколку наполняли ароматными лечебными травами. Кубышка-Травница заботится о том, чтобы в дом не проникали никакие болезни.
12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, должны были отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Их звали:
Трясся, Огнея, Ледея, Гнетея, Грудица, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Глядея, Невея
Повелевает сестрами — старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды
Кукла-оберег жилища. Она символизировала сутки.
Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно.
3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия
Источник
Творческие проекты и работы учащихся
Автор готового творческого проекта по технологии на тему «В мире куклы-оберега» своей работой стремится приобщить одноклассников к национальному культурному наследию Родины через ознакомление с обереговыми куклами, изучение их особенностей и овладение основными навыками прикладного творчества.
Подробнее о проекте:
В индивидуальном творческом проекте по технологии об изготовлении куклы-оберега автором поэтапно описаны выполненные действия по изготовлению куклы из текстильных материалов, а также указаны правила выбора материалов, инструментов и приспособлений для изготовления кукол-оберегов. Изготовленные самостоятельно тряпичные куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для родных и друзей.
Оглавление
Введение
1. История возникновения кукол и их роль в жизни человека.
2. Типы и назначения народных кукол.
3. Куклы-обереги.
4. Мои первые куклы.
5. Прекрасное своими руками.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
У меня дома много кукол, которыми я с удовольствием играю.Но есть одна безликая тряпичная куколка, которая занимает почётное место в моей комнате. Бабушка сама изготовила эту куклу и назвала её нашей «берегиней». Эта кукла мне особенно дорога. Ведь она хранит добро и тепло бабушкиных рук.
Захотелось узнать об истории возникновения этих кукол и научиться изготавливать их своими руками.
Я определили предмет исследования – технология изготовления куклы-оберега.
Актуальность: В век современных технологий утеряны многие народные традиции. Утеряно и истинное назначение кукол. В последнее время люди озадачились вопросом о возрождении традиций изготовления русских народных кукол, ведь именно они воспитывали ребенка, развивали его.
Гипотеза: Возможно, знакомство с традиционными русскими куклами, некоторыми сторонами культуры русского народа поможет современному человеку обрести утраченные представления об окружающем мире, о ценности семьи в обществе, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию, или станут необычным подарком для родных и друзей.
Цель исследования: Приобщение к национальному культурному наследию Родины через ознакомление с обереговыми куклами, изучение их особенностей и овладение основными навыками прикладного творчества.
Цель исследоВания определила следующие задачи:
- Познакомиться с историей появления кукол в жизни человека.
- Определить разновидности кукол, их назначение.
- Привлечь внимание к истокам создания куклы-оберега и выделить ее достоинства.
- Провести мониторинг среди учеников 3б класса МОУ ВСОШ№2.
- Научить одноклассников выполнять по традиционным технологиям образцы русских кукол-оберегов.
- Оформить выставку работ учащихся
Основным источником получения информации об истории и технологии изготовления кукол-оберегов стала книга — «Русские обряды и традиции. Народная кукла».
История возникновения кукол и их роль в жизни человека
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
На долю кукол выпали самые разные предназначения. Сначала человеческие фигурки из глины устанавливали в качестве стражей усопших. Позже их стали приносить в жертву богам, чтобы оградить себя от несчастий и болезней.
Вокруг первобытного человека творилось много чего необычного, необъяснимого, пугающего и непонятного. Кто всё это посылал на землю? Конечно, какие-то высшие и могущественные силы-боги. Люди стали поклоняться богам, просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы и истуканы – изображения богов. Обычно их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы.
Когда же появились куклы? Одни учёные считают, что одновременно с появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят, что игрушки-предметы сделаны самим человеком.
Исследуя историю, мы можем понять, что в древнем мире, куклы применялись не только для игр, но и для обрядов. Это были предки народных игрушек.
До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли изначально кукла-игрушка как самостоятельное культурное явление или это вторично по сравнению с обрядовыми функциями? Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот почему.
В глубочайшей древности, на ранних стадиях развития общества, между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому древние куклы являлись не совсем игрушками. У них было другое предназначение: участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве искупительной жертвы. Переходя в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне.
Итак, кукла — это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит человек, старался показать схожесть куклы с человеком. И над этим стоит задуматься. В русском языке слово «кукла» — это одушевленное имя существительное. Одушевлённое, значит, имеет душу! Мастер-кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.
Источник
Проект «Куклы-обереги»
Журавель Елена
Проект «Куклы-обереги»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида «Теремок» п. Борисовка Белгородская область
Проект
Направление «Познавательное развитие»
Тема:«Кукла-оберег»
Журавель Елена Ивановна
Муратова Наталья Николаевна
«Кто в куклы не играл,
тот счастья не видал» – Народная мудрость
Вид проекта: познавательный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Данный педагогический проект направлен на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, путем ознакомления ребят с историей Русского народа, формированием индивидуальных творческие способностей детей, развития коммуникативных навыков.
Актуальность выбранной темы:
Куклы обереги – важная часть Русской народной культуры. Раньше без неё не обходился не один ребёнок, да и взрослому члену семьи иногда делалась кукла. Когда мужчина уходил на войну, вместо него во главе стола ставилась кукла оберег. Её задачей была защита хозяина от всех опасностей на его пути. Эта традиция существовала вплоть до 20 столетия, однако резкие изменения в государственном строе надолго остановили её развитие. В наши дни наследие предков обрело новые силы и всё больше и больше людей интересуются и возрождают это искусство. Перед нами встала проблема, дети старшего дошкольного возраста практически ничего не знают о такой важной части Русского наследия. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является приобщение детей к изучению быта славянских и далеких времен через куклы-обереги.
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми по данной теме помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Цели проекта:
— формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ куклы-оберега;
— создание своей коллекции (мини-музея) кукол-оберегов.
Задачи проекта:
— познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол;
— дать детям понятие, что в зависимости от назначения тряпичные куклы делились на группы (игровые, обрядовые, обереговые);
— изучить технологии изготовления различных видов кукол-оберегов (закрутка, скрутка);
— развивать мелкую моторику рук;
— формировать индивидуальные творческие способности детей;
— учить умению самостоятельно подбирать цветовые решения и украшения для куклы;
— обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница);
— стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, альбомы «Куклы-обереги» с описанием кукол, «Быт Славян в далекие времена».
Работа с родителями:
—Консультация для родителей: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре». детей».
Цель: наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание куклы-оберега».
— Пополнение мини-музея куклами-оберегами, сделанными своими руками.
1. У детей сформированы знания о русской кукле-обереге, материалах, необходимых для её изготовления
2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с куклой-оберегом.
— альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
— альбом о быте Славян;
— мини-музей куклы-оберега.
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.
5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о куклах.
2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
2. Презентация альбома «Славянские куклы-обереги».
3. Открытие в группе мини-музея «Кукла-оберег».
Реализация проекта
Мероприятия с детьми:
— Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).
Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
— Знакомство с жизнью и бытом предков.
— Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами «Путешествие в прошлое куклы»
— Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
— Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» «Матушкина куколка», «Крупеничка»
— Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
— Составление описательных и творческих рассказов «Моя кукла-оберег».
— Рисование «Нарисуй тряпичную куклу»,
— Хороводные игры «У бабушки Маланьи», «Платок»,
— Слушание музыкальных произведений о куклах, русских народных песен.
(Песня «Куклы», «Русские матрешки»)
Ситуативные беседы «Моя любимая кукла»
— Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
— Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».
— Оформление мини-музея «Кукла-оберег»
— Народные подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Карусель», «Ярмарка»,
-Пальчиковая гимнастика: «Не плачь, куколка моя!», «Наперсток», «Катины куклы»
— Создание в группе мини-музея «Кукла-оберег».
Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.
Мини-музей «Кукла оберег»
Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями.У дошкольников формируются:
— представления о музее;
— проектно-исследовательские умения и навыки;
— умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Экспонаты для мини-музея изготовили сами дети, их родители и, конечно, мы – воспитатели.
Музей куклы-оберега помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. На примере этого вида кукол можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
1. Дайн Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. — М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Денисова Т. Народные куклы-обереги. [Текст] /Денисова Т. — Питер –Пресс, 2016.-7с
3. Долгова В. А. Славянские куклы-обереги своими руками / Виталина Долгова. — [Издание 3-е].— Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. — 93, [2] с. : цв. ил. ; 21 см. — (Серия «Город мастеров»).
4. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина.
5. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. — СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
6. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery. –2008.
7. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka. –2008.
Конспект НОД по рисованию на тему:
«Кукла-оберег»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.
1. Познакомить детей с тряпичной куклой.
2. Изображать силуэт куклы в народном костюме.
3. Учить детей создавать оригинальную композицию орнамента, украшая узорную полосу впереди сарафана и на подоле.
4. Развивать чувство композиции, ритма при изображении орнамента.
5. Упражнять в расположении элементов орнамента на ограниченной плоскости листа.
6.Упражнять в технике работы кистью: кончиком ворса, плашмя.
7. Формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.
Кукла в женской национальной одежде, кисти, гуашь, карандаши, простой графитный карандаш, полосы с образцами орнамента.
Чтение русских народных сказок «Снегурочка», «Царевна-лягушка».
Знакомство с русским народным костюмом.
Падчерица, ярмарка, оберег, символ, орнамент, чередование, подол сарафана.
1) знать особенности женского русского костюма;
2) уметь рисовать куклу (передать в рисунке фигуру человека, соблюдать пропорции);
3) расписывать сарафан;
4) уметь правильно оценивать рисунки сверстников и сравнивать со своими рисунками.
Содержание образовательной деятельности:
1 Вводная часть:
Воспитатель: Любите ли вы сказки? Конечно, любите. Уверена, нет такого мальчика или девочки, мамы или папы, дедушки или бабушки, которые не любили бы сказки.
Воспитатель: Отгадайте загадку о сказочном герое.
Летит стрела к одной лягушке,
Пронзит сердечко у квакушки,
Лягушка эта не простая,
На ней корона золотая. (царевна-лягушка)
Царевне-лягушке надо было сшить русский народный костюм. Давайте ей поможем. В нашей стране живут люди разных национальностей. Они носят разные красивые костюмы. Рассмотрите куклу в национальном костюме. Назовите части женской одежды, их цвет. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном. Сарафан – это платье без рукавов. Комплект одежды с сарафаном широко распространен в России. Он включал рубаху, сарафан, передник. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами («рукавами»). Праздничные сарафаны и рубахами высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафаны подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы. Наиболее распространенный вид русского праздничного головного женского убора – «кокошник». Его носили с сарафаном. Кокошники были искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золотым и серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами.Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, тесно связанные с обычаями и эстетическими представлениями народа. Сегодня мы нарисуем куклу в русском национальном костюме. Сначала изобразим простым карандашом силуэт куклы в костюме, затем раскрасим рисунок красками и цветными акварельными карандашами.
(Плавное движение правой рукой в сторону – вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
(подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(опустить руки, выдох)
(подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(опустить руки, длительный выдох)
Венки вьют, плетут…
Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду.
Что это за одежда? (рубаха, сарафан)
Вспомните, как украшалась одежда у русского народа? (узорами, вышивкой, яркими полосками ткани)
В каких местах на сарафане вышивали узоры? (на передней планке и на подоле)
Какие знаки вышивали мастерицы? (ромбы, кресты, цветы, круги)
И ведь не случайно вышивали именно эти знаки-символы. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые узорные полосы (показывает образцы узорных полос).
Что означают эти волнистые линии? (символ воды)
А что означают на вышивке красные круги? (символы солнца)
Каким знаком ещё изображали солнце? (равносторонним крестом)
Что означают ромбы? (символ земли, плодородия)
Да, правильно, каждый знак имел своё значение. Даже цвета имели своёзначение:
Желтый – тепло и ласка,
Воспитатель: Ребята, а для чего вышивали символы? (они оберегали человека). Поэтому их называли оберегами.
Расписывая свои сарафаны, каждый из вас «вышьет» кисточкой такие обереги, какие ему больше нравятся.
Пальчиковая гимнастика «Алёнка». Развитие тонкой моторики, координация речи с движением.
(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза).
2 Основная часть
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, с чего начнём работу (Найдем середину передней полосы, затем середину верхней части и середину нижней части. Так же разделим пополам подол, поставим точку, затем найдём середину левой части и середину правой части)
Теперь узор будет распределён ровно.
Что ещё надо помнить, рисуя орнамент? (чередование, повторение)
Не забудьте о чередовании, только тогда у вас получится настоящий орнамент.
Какие цвета мы будем использовать в работе? (красный, желтый, синий, зелёный)
Что мы будем рисовать? (волнистые линии, крестики, точки)
Как будем рисовать круг? (концом кисти, не отрывая руки)
В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые сарафаны у вас получились. Все сарафаны разные, у каждого свой узор.
Какой из сарафанов вы бы выбрали? Почему? (ответы нескольких девочек)
А в каком из этих сарафанов, мальчики, вы хотели бы увидеть наших девочек? (ответы 2-3 мальчиков)
Воспитатель: Да, ребята, все работы очень красивые, яркие.
Недаром в народе говориться:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
Теперь мы можем устроить выставку наших работ!
Стихи о куколке
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки…
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
Лоскуток да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки в красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.
Моя куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей,
Кукле будет веселей.
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьется часто…
Прижми ее к себе, увидишь, счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Согрета человеческим теплом,
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали…
Теперь она несет тепло в твой дом.
А ты в ответ мне: «Верится с трудом».
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
Игра-хоровод «Приехала купаленка…»
(дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка
(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья,
(хлопки руками вправо-влево)
Богатства и почести.
(хлопки руками вправо влево).
«У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом,приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
С вот такими вот носами,
С вот такими бородами.
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
Консультация для родителей
«Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании я обучения детей. Уходят корнями в глубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье.В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.
Всем известен народный обычай дарить детям куклы. В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые потехи с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5—6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в первые десятилетия ХХ в. была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах их было до сотни.
Куклы в разных странах делаются по- разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились.Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные — таинственность.
Самобытна русская кукла: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия. В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить.Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.
Технологию изготовления кукол знали не только взрослые,но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.
Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам.Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца детей наших покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби?Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки:
«Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».
Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХ в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», — писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная кукла воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.
Плохо, если нет кукол, сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети. Мы убеждены, в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной культуре и своей земле.
Фотоотчет «Куклы-обереги» Многие тысячелетия назад, наши далекие предки старались защитить себя и свою семью от злых духов, от сглаза, от ведьм и колдунов. Необходимо.
Мастер-класс для родителей и детей «Казачьи обереги — обрядовые куклы» И снова, здравствуйте! Не публиковала ничего с прошлого года! Но сейчас поднакопилось много нового, так что милости прошу, заглядывайте.
Мастер-класс «Куклы-обереги для мам» Заканчиваются новогодние каникулы. Много веселья, радости, подарков, морозных дней принесли они детям. Огромное количество новогодних.
Фотоотчет «Мое новое увлечение. Куклы-обереги из ниток» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Все началось с создания мини-музея «Кукол» в моей группе, кукол родители, принесли много, но не.
Мои куклы-обереги из ткани, сделанные своими руками Друзья, коллеги, сегодня хочу представить вам свою коллекцию кукол. Когда началось моё увлечение точно не скажу, как-то так понемногу, при.
Мои куколки-обереги Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня я хочу поделиться с Вами материалом.
Наши обереги Глядя на фотографии, присланные Вами для «Гирлянды дружбы» в рамках Международной миротворческой акции, невозможно было остаться в стороне.
Проект «Бабушкины куклы». Фотоотчёт Вид проекта: информационно-познавательный,творческий. Продолжительность:краткосрочный. Участники проекта:дети подготовительной группы,.
Проект по куклотерапии «Куклы и мы» В данном проекте происходит интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.
Источник