Проекты по изготовлению кукол оберегов

творческий проект «Куклы-обереги»

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Скачать:

Вложение Размер
kukla-obereg.docx 169.57 КБ

Предварительный просмотр:

История возникновения куклы

Куклы-обереги для дома

Список использованной литературы

« Кто в куклы не играет, тот счастья не знает! »- гласит русская народная поговорка

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

— Пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле.

  • Изучить историю возникновения кукол-оберегов.
  • Изучить виды кукол-оберегов.
  • Рассмотреть разные способы изготовления кукол-оберегов.
  • Изготовление кукол-оберегов, используя изученные приемы и способы.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда». Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу — прекрасному образу девичества.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»: «Огнея», «Ледея», «Трясея» и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.

А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор «сорока» с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Куклы-обереги бывают «для дома», «для матери и ребенка», «для жениха и невесты».

КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ ДЛЯ ДОМА.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Оберег для путников. Делались они маленькими, чтобы в кармане и в ладошке умещались, и снабжались узелком в дорогу. В старину туда клали горстку золы из домашнего очага или маленький сухарик

Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили девушкам, которые готовили себе приданое или молодой хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все дела ладились. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть!

Кукла Крупеничка — Зерновушка

Куклы Крупенички считаются оберегом на достаток и сытость.

Эту куколку наполняли ароматными лечебными травами. Кубышка-Травница заботится о том, чтобы в дом не проникали никакие болезни.

12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, должны были отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Их звали:

Трясся, Огнея, Ледея, Гнетея, Грудица, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Глядея, Невея

Повелевает сестрами — старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды

Кукла-оберег жилища. Она символизировала сутки.
Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно.

3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия

Источник

Творческие проекты и работы учащихся

Автор готового творческого проекта по технологии на тему «В мире куклы-оберега» своей работой стремится приобщить одноклассников к национальному культурному наследию Родины через ознакомление с обереговыми куклами, изучение их особенностей и овладение основными навыками прикладного творчества.

Подробнее о проекте:

В индивидуальном творческом проекте по технологии об изготовлении куклы-оберега автором поэтапно описаны выполненные действия по изготовлению куклы из текстильных материалов, а также указаны правила выбора материалов, инструментов и приспособлений для изготовления кукол-оберегов. Изготовленные самостоятельно тряпичные куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для родных и друзей.

Оглавление

Введение
1. История возникновения кукол и их роль в жизни человека.
2. Типы и назначения народных кукол.
3. Куклы-обереги.
4. Мои первые куклы.
5. Прекрасное своими руками.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

У меня дома много кукол, которыми я с удовольствием играю.Но есть одна безликая тряпичная куколка, которая занимает почётное место в моей комнате. Бабушка сама изготовила эту куклу и назвала её нашей «берегиней». Эта кукла мне особенно дорога. Ведь она хранит добро и тепло бабушкиных рук.

Захотелось узнать об истории возникновения этих кукол и научиться изготавливать их своими руками.

Я определили предмет исследования – технология изготовления куклы-оберега.

Актуальность: В век современных технологий утеряны многие народные традиции. Утеряно и истинное назначение кукол. В последнее время люди озадачились вопросом о возрождении традиций изготовления русских народных кукол, ведь именно они воспитывали ребенка, развивали его.

Гипотеза: Возможно, знакомство с традиционными русскими куклами, некоторыми сторонами культуры русского народа поможет современному человеку обрести утраченные представления об окружающем мире, о ценности семьи в обществе, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию, или станут необычным подарком для родных и друзей.

Цель исследования: Приобщение к национальному культурному наследию Родины через ознакомление с обереговыми куклами, изучение их особенностей и овладение основными навыками прикладного творчества.

Цель исследоВания определила следующие задачи:

  • Познакомиться с историей появления кукол в жизни человека.
  • Определить разновидности кукол, их назначение.
  • Привлечь внимание к истокам создания куклы-оберега и выделить ее достоинства.
  • Провести мониторинг среди учеников 3б класса МОУ ВСОШ№2.
  • Научить одноклассников выполнять по традиционным технологиям образцы русских кукол-оберегов.
  • Оформить выставку работ учащихся

Основным источником получения информации об истории и технологии изготовления кукол-оберегов стала книга — «Русские обряды и традиции. Народная кукла».

История возникновения кукол и их роль в жизни человека

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустыни, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

На долю кукол выпали самые разные предназначения. Сначала человеческие фигурки из глины устанавливали в качестве стражей усопших. Позже их стали приносить в жертву богам, чтобы оградить себя от несчастий и болезней.

Вокруг первобытного человека творилось много чего необычного, необъяснимого, пугающего и непонятного. Кто всё это посылал на землю? Конечно, какие-то высшие и могущественные силы-боги. Люди стали поклоняться богам, просить о милости и защите. Так появились кумиры, идолы и истуканы – изображения богов. Обычно их делали в виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы.

Когда же появились куклы? Одни учёные считают, что одновременно с появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят, что игрушки-предметы сделаны самим человеком.

Исследуя историю, мы можем понять, что в древнем мире, куклы применялись не только для игр, но и для обрядов. Это были предки народных игрушек.

До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли изначально кукла-игрушка как самостоятельное культурное явление или это вторично по сравнению с обрядовыми функциями? Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот почему.

В глубочайшей древности, на ранних стадиях развития общества, между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому древние куклы являлись не совсем игрушками. У них было другое предназначение: участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве искупительной жертвы. Переходя в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне.

Итак, кукла — это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит человек, старался показать схожесть куклы с человеком. И над этим стоит задуматься. В русском языке слово «кукла» — это одушевленное имя существительное. Одушевлённое, значит, имеет душу! Мастер-кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит.

Источник

Проект «Кукла-оберег» в подготовительной группе

Оксана Малинина
Проект «Кукла-оберег» в подготовительной группе

Проект: «Кукла-оберег»

Автор проекта :воспитатель: Малинина О. В.

Образовательная области: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественное — эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: педагоги, родители, дети подготовительной группы.

Сроки реализации проекта: неделя

Актуальность проекта.

Актуальность исследования заключается в том, что многие сейчас пытаются следовать и изучать наши народные русские традиции и им следовать. Традиция – передача, предание – элементы культурного и социального наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных группах в течении длительного времени. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни,выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

Проект «Кукла оберег» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».

Цель проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы-оберега. Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.

1. Познакомить с историей возникновения народной куклы;

2. Развивать познавательную и творческую активность,через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы;

3. Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;

4. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;

5. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

Предполагаемые результаты для детей

• повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;

• дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;

• дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;

• дети станут более коммуникативно-компетентны по данной теме

• овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для воспитателей

• появится тесный контакт с родителями воспитанников

• повысится статус группы

• пополнится предметно — развивающая среда

• разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей

• родители станут активными помощниками в жизни группы

• отношения родителей и детей станут более близкими доброжелательными.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).

2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т. д.).

3. Разработка плана по реализации проекта.

1. Рассматривание иллюстраций, альбомов «Русская изба» (знакомство с бытом русского народа).

2.Беседы: «История возникновения тряпичной куклы» «Как выглядели куклы раньше» «Почему у народной куклы нет лица» «Игрушки наших прапрабабушек».

3. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Пеленашка»; «День и Ночь»; «Мартинички», «Кувадка».

4.Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»

5. Продуктивная деятельность детей (изготовление кукол «Пеленашка»; «Кувадка»).

6. Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Работа с родителями

1.Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».

2. Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т. д.

В итоге выполнения проектадостигнуто следующее:

• была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

• освоена технология выполнения куклы-оберега

• оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги».

План реализации проекта

Образовательные области программы

«Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие»

Рассматривание иллюстраций «Русская изба».

Беседы: «Быт русского народа»; «Праздники на Руси»; «Чем играли наши бабушки»; «Зачем нашим предкам были нужны куклы».

Составление творческих рассказов «Что мы знаем о русской избе».

Занятия –эксперименты: «Какие бывают виды тканей»; «Из какого материала легче сделать куклу».

Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Одень куклу»; «Народные промыслы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»;

Просмотр презентаций «Праздники на Руси»; «Обрядовые куклы»; «Мир кукол наших предков».

Сюжетно –ролевые игры: «Крестьянская семья», «Дом»; «У бабушки в гостях».

Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»; «Обереговые куклы».

Презентация: «Как жили люди на Руси».

«Чтение художественной литературы»

Чтение: М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков.

Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа

«Коляда. Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»; «Масленица, Масленица».

Рисование: «Кукла моей бабушки».

Аппликация: «Украсим кукле фартук».

Лепка: «Игрушки моей бабушки».

Конструирование: «Домик для кукол»; «Построим бабушкин сундук»; «Русская изба».

Подвижные игры: «Ручеек»; «Карусель»;«Гори, гори, ясно».

Вместе с детьми мы выяснили, что тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной. Нам удалось сделать все, что мы задумали. В результате работы над проектомреализовались поставленные задачи: 75% родителей с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для выставки; презентовали и поделились опытом изготовления кукол оберегов. Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.

1. Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.

2. Освоена технология выполнения тряпичных кукол-оберегов «Пеленашка»; «Кувадка» с детьми.

3. Изготовлены образцы тряпичных кукол родителями для выставки.

4. Проведен мастер-класс для родителей (изготовление куклы- оберега «Кувадки».

«Кукла Кувадка — оберег для малышей». Мастер-класс для родителей совместно с детьми Цель мастер-класса: познакомить взрослых и детей с историей народной игрушки – тряпичной куклы Кувадки. Задачи: — Научить изготавливать.

«Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег». Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки. Задачи: познакомится с — • истоками,.

Фотоотчет о занятии по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с вами фотоотчетом с занятия по рисованию «Кукла.

Конспект открытого занятия «Кубышка — кукла травница» в подготовительной группе Игрушки наших бабушек «Кубышка – кукла травница» Цель: Знакомство с историей куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям.

Фотозарисовка «Кукла — оберег из лыка» Сейчас куклы – это всего лишь детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными.

Кукла-оберег из ткани Здравствуйте! Хочу рассказать о кукле- обереги как ее сделать. Эти куклы являются частью славянской культуры, наличие в доме таких тряпичных.

Фотоотчет «Мастер-класс «Кукла-оберег» . Семья — это самое важное, что есть в жизни у человека. Каждый понимает и знает, что нет никого в мире дороже и ближе, чем его родители,.

Мастер-класс «Кукла-оберег» Сегодня в нашей группе прошел мастер — класс по изготовлению куклы Ведучки. Тряпичные народные куклы издавна изготавливались специально.

Мастер-класс «Кукла-оберег Мелиссушка» «Кукла — оберег Мелиссушка»- моё совместное творчество с дочерью! Мы живём в прекрасном мире! И наш мир прекрасен потому, что мы сами строим.

Презентация «Кукла-оберег Травница» МБДОУ «Детский сад №7 «Улыбка» города Лесосибирска» Мастер-класс Кукла Травница (Кубышка) Выполнила: Хотулева Е. А. воспитатель.

Источник

Читайте также:  Фенечки обереги своими руками
Оцените статью