Проектная работа по технологии кукла оберег

Проектная творческая работа по технологии на тему «Славянские куклы-обереги»

Проектная творческая работа по технологии на школьную научно-практическую конференцию исследовательских работ учащихся

Скачать:

Вложение Размер
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx 548.17 КБ
slavyanskie_kukly-oberegi.pptx 2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Волосовская средняя общеобразовательная школа №2

Проектная творческая работа по технологии: на тему

учащаяся 5 класса МОУ ВСОШ № 2

Руководитель: Пронина Т.А.,

2. Теория технологии изготовления……………………………………………..7

3. Практическое изготовление куклы «Колокольчик»…………………………8

Традиции изготовления тряпичных кукол на территории, где проживали славянские народы, существовали вплоть до начала 20 века. Затем, в связи с появлением резиновых, пластмассовых и заводных игрушек, они были потеряны. Без преувеличения можно сказать, что сейчас наблюдается бум на рукотворные игрушки. В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлеченными и радеющими за сохранение народных традиций. Эти незатейливые куколки наполнены особой энергией. В них заложена вековая житейская мудрость, творческая энергия народа.

Цель работы – изготовить куклу «Колокольчик».

Задачи: усовершенствовать умения и навыки работы с тканью, ознакомиться с жизнью и бытом славянской деревни, развитие аккуратности, последовательности.

Актуальность. На сегодняшний день кукла-оберег не утратила своего предназначения и исторической ценности и до сих пор является предметом исследования для этнографов, историков, психологов, педагогов, искусствоведов.

Все куклы делятся на три большие группы:

Куклы-обереги различаются по материалу изготовления: их можно изготовить из самого разного материала: из лыка, соломы, бересты, льна, глины и т.д.

Так же куклы-обереги различаются по назначению:

  • куклы для дома
  • для матери и ребенка
  • для жениха и невесты
  1. Многообразие кукол на Руси

Кукол существовало великое множество. В каждой губернии были свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Их существует десятки, если не сотни. Рассмотрим лишь самые популярные из них.

«Кубышка-травница» следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. (см. приложение №1)

Кукла «Крупеничка» это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в доме беда. (см. приложение 2)

Многорукую куклу «Десятиручку» помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. (см. приложение №3)

Кукла «Колокольчик» считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда были радость и веселье. (см. приложение №4)

«День и ночь» – это куклы-обереги жилища, смены дня и ночи, порядка в доме. Днём выставляют вперёд светлую куклу, а вечером — тёмную. Куколка «День» — оберегает день, чтобы не зря прошёл, а «Ночь» — следит, чтобы все угомонились и легли спать. (см. приложение №5)

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», т.е. не рвалась, портилась. Это «вепсская кукла». Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не «резаная и не колотая». До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Кувадки — простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу, который они раскрывают, по тому состоянию, которое открывается, когда их делаешь.

Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. Отец присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленатую куклу. (см. приложение №6)

После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но назначение их изменилось: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от злых духов. Яркие и веселые, они заменяли погремушки. Так же считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного — ни железа, ни глины. Чтобы не застудить душу. А в руках у детей постоянно были «теплые» куклы — из ткани или дерева.

Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как бы дух предков, обращённых к потомкам.

Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

3. Технология изготовления

А смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несет в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевленным существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту. А порой — и суженого указать, ребенка от хвори вылечить, о судьбе поведать. И для разных целей куклы изготавливались разные.

Куклы-обереги — удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся нам в этой затее: кукла-скрутка изготавливается без применения иглы и ножниц. И в этом тоже был заложен огромный смысл.

Кроме всего прочего, изготовление куклы-оберега имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известны современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство.

Если изготавливается кукла-оберег, нужно использовать свеже-сорванную «живую» веточку с «хорошего» дерева. Это правило для большинства народных кукол.

Куклы скручивались без применения острых и колющих инструментов — без игл и ножниц. Любое исключение предрекало «колото-резаную» жизнь владельцу оберега. Лоскуты рвали, а затем скручивали и обматывали нитями.

Оберегам никогда не рисовались лица, в связи с распространенным языческим суеверием, что нарисованное лицо создает образ человека, и через глаза фигурки в ее владельца может вселиться злой дух.

Кукла — берегиня не покупается, а выкупается. По старинным правилам кукла выбирается из большого количества кукол. Тот, кто хочет иметь ее в доме, общается с куклами, рассматривая их. Одна или несколько кукол дадут человеку знать, что они хотят жить в его доме. Он поймет это по тому чувству, которое возникнет у него по отношению к определенной кукле. Он даже мысленно увидит, где именно в доме будет расположена принесенная кукла. Тогда он сам определяет ценность этой куклы и кладет на то место, где она стояла, выкуп: деньги, вещь, продукты, ткани и т.п.

  1. Практическое изготовление куклы «Колокольчик»

Вот исходный набор для создания тряпичной куклы:

  • три круга из разноцветных тканей. Это три юбки. Счастье у человека складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
  • прямоугольник из белой ткани для головы и ручек,
  • треугольник для платочка,
  • нитки,
  • синтепон для головы. Голову можно сделать также из бумажных салфеток.

1. Из синтепона делаем шарик нужного размера. Голова не должна быть очень большой, но и не маленькой.

2. Берем самый большой круг, складываем его пополам и еще раз пополам, находим центр.

3. Комочек синтепона вкладываем в середину круга. Нужно стараться, чтобы он оказался в центре. От этого зависит внешний вид куколки.

4. Заматываем ткань вокруг головы ниткой несколько раз. Нитки здесь экономить не нужно. Главное, чтобы голова была крепко перехвачена ниткой. Это основа для будущей куклы.

5. По такому же принципу используем два других круга, сначала тот, что побольше, затем маленький.

6. Прямоугольник белой ткани складываем пополам и еще раз пополам, находим центр. Этот слой ткани последний, и для формирования лица он имеет решающее значение. Постарайтесь, чтобы оно получилось без морщин.

7. Обвязываем голову ниткой.

Это заготовка для дальнейшей работы над ручками.

8. Поворачиваем куклу к себе таким образом, чтобы можно было работать над созданием сначала одной ручки, потом второй.

9. Складываем небольшую часть ткани внутрь.

10. Затем закладываем ткань с обеих сторон к центру, а потом еще раз к центру. И еще раз пополам.

11. Перевязываем ручку ниткой.

12. Так же поступаем со второй.

13. Надеваем на куклу платочек. Подгибаем платочек вовнутрь.

14. Куколка готова.

Оберег – не просто занятная вещичка, он имеет конкретный практический и мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание наших далёких предков. В наши дни мир стал циничней и беспощадней, но в душах людей по-прежнему живет вера в добрые чудеса, и кроме ночных клубов, компьютеров и телевизоров им нужно что-то ещё. Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой, которую вы можете создать своими руками. Фантазируйте, верьте, загадывая желания, и тогда обереги станут магическими, а если нет веры, то пусть оберег останется красивой куклой.

1. Головачёва Ф.М. Обрядовые куклы, куклы-обереги.

2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.

3. Народное творчество №1, 2004

4. Народное творчество №3, 2008

5. Народная игрушка. Сборник «Кладовая Солнцеворота»; Омск, 2001

6. Ожегов. Словарь русского языка

7. Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007

Источник

Творческий проект «Куклы-обереги»

Проектно — исследовательская работа по теме:

Формируемые компетенции: общеучебные, информационные, исследовательские.

Изучить историю и процесс создания игрушки.

Изготовить куклу оберег.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Изучение истории родного края.

Изучение литературных источников о куклах оберегах.

Выполнение куклы оберега.

Теоретическая часть проектно – исследовательской работы

Размышления очевидцев и старожилов.

История возникновения игрушки

Материалы и инструменты, используемые при выполнении оберега

Народная игрушка имеет глубокий смысл. Игрушка – это феномен цивилизации, в котором просматриваются разные этапы духовной и религиозной жизни, а также бытовой деятельности человека. «С чего начинается становление и развитие человека, в чем прежде всего проглядывается его будущий характер? С игры и в игре. Более того, с выбора игры – в войну или шахматы, в футбол или в театр… Человек пробует себя в игре, находит или не находит – и это определяет в конечном итоге его судьбу…» Жизнь как игра, игра как способ жизни.

Игрушка — это оберег обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий. Тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других материалов — это очень добрая и полезная игрушка. Вся работа делается вручную. Именно это делает ее неповторимой. Сделать самодельно игрушку совсем не трудно, стоит только захотеть.

Актуальность исследования заключается в том, что многие сейчас пытаются следовать и изучать наши народные русские традиции и им следовать.

Традиция – передача, предание – элементы культурного и социального наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных группах в течении длительного времени.

Традиции – это своеобразный способ накопления социального опыта людей, причем лучшего для определенного периода времени, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически из одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффектное средство формирования личности.

Я, например, именно по этой причине заинтересовалась таким древним народным промыслом. Знаю, что различных кукол-оберегов существует больше 90 видов, но я пока освоила только небольшую часть. Сначала просто крутила кукол, а потом, куклы стали «открываться». И стало понятно — почему делали так, а не иначе, почему использовали именно этот цвет или материал.

В народной кукле заинтересовал, в первую очередь, ее духовный мир, общечеловеческие ценности, которые просто и ясно передавались из поколения в поколение.

Объектом исследования является игрушка.

Предметом исследования является процесс создания игрушки.

Цель работы: изучить историю и процесс создания игрушки.

Для детального исследования и изучения народных русских традиций мной был проведен опрос мнений жителей Кипчаковского сельского поселения. Для этого всем задавались одни и те же вопросы:

— Какую игрушку Вы предпочитаете?

А) покупную Б) сделанную своими руками

Целью опроса являлось изучение мнений разных слоев населения о том, какие игрушки жители Кипчаковского сельского поселения предпочитают.

Выборочный срез мнений представителей различных возрастных и социальных категорий респондентов показал, что подавляющее большинство предпочитают игрушку, сделанную своими руками 62%. Считают, что такие игрушки не требуют больших материальных затрат, их можно легко и быстро сделать своими руками. Они — неповторимые и второй такой же игрушки нельзя найти. А самое главное они несут в себе тепло души человека. Покупным игрушкам отдают предпочтение 34%.Объясняют это тем, что в продаже имеется огромный выбор игрушек с использованием новых современных технологий. И 4% воздержались в своем выборе. Связано это с финансовыми возможностями.

Таким образом, социологическое исследование определило актуальность темы проекта.

Мне было интересно узнать мнение старожилов и жителей Кипчаковского сельского поселения о традиционной народной игрушке. Размышления старожилов и жителей села

Одна моя знакомая, которая была больна, пришла ко мне и говорит: Я знаю, что ты делаешь куклы-обереги. Слышала, что они хорошо помогают людям. Сделай такую куклу, может быть, мне хоть немножко станет легче…» Я ей сделала куклу-травницу, которая набивается полезными сушеными травами: душицей, мятой, лимонником, крапивой. Когда такую куклу шевелишь, она издает не только успокаивающий звук, но и сильный аромат. Конечно, это полезно для здоровья. И моя знакомая поправилась.

Поможет ли кукла? Представьте, что Вы хотите чего-то достичь, но ничего при этом не делая. Также и с куколкой. Если Вы решили что-то сделать, поручили куколке заняться этим, а сами забыли про все, то потом долго всем можно рассказывать, какая бесполезная у Вас кукла. Кукла не поможет, если на неё переложить всю ответственность, а самим ничего не делать. А если Вы будете работать для осуществления Вашей цели, но и куколку при этом попросите помочь – вот тогда она Вам «поверит» и поможет обязательно. Я считаю, что обязательно нужно надеяться на себя. А кукла – это символ благополучия. И вот у нас дома вот уже много лет сохранилась такая кукла «Хозяюшка – Благополучница»

О кукле-обереге я вспоминала и тогда, когда хотела избавиться от какой-нибудь напасти. Ее три раза поворачивала против часовой стрелки, приговаривая: «Отвернись злом, повернись добром». Именно поэтому раньше почти в каждом доме была кукла оберег «Берегиня». Еще В. Гюго писал: «Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей». А у меня и сейчас сохранилась такая кукла.

В нашей семье на видном месте всегда стояла Кукла Крупеничка. Именно она считалась символом достатка и богатства семьи. Еще моя бабушка рассказывала, что такие куклы были почти в каждой семье. Наполняли ее пшеницей. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая.

Эту историю рассказала мне моя бабушка, а ей в свою очередь ее бабушка.

У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого ее отдать замуж. Выдавать дочку а чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой.
Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички.
— Никакой красавицы у нас нету!- ворчала она.- Вон у соседей- у тех правда красавицы дочери. А у нас — девица как девица: таких везде много, как наша.
А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нету. Старые и молодые , бедные и богатые, свои и чужие- все любили Крупеничку за ее доброе сердце.
Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского становища, до военачальника Талантая.
— Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава, Крупеничка!-сказал Талантай.- Не годится ли она в жены нашему хану?
Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой серый, точно дорога лесная, третий — коричневый, как сосновый ствол.
Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними уголками губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали, поскакали с молождецкими покриками.
А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок; дивную красавицу Крупеничку.
Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой — спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера; надобно собрать этой одолень-травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится; одолень-трава всякую беду отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку- и тут только увидела мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, го хитро извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок.
Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает:
-Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок — низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами- и говорит Варварушке:
— Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?
Посмотрела на него Варварушка и спрашивает:
— А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут?
— А зовут меня Одолень-трава.
Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем к старичку в ноги и опять заголосила, как безумная:
— Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!
Выслушал ее старичок и ласково ответил:
-Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах- помощницей!
Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тот час Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь- дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа- он кусты раздвигает, где собаки злы- он их отгоняет.
Шел, шел старичок и пришел в басурманское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото, меха. Камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц.
Среди них была и Крупеничка.
Остановился старичок у дороги по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сладости- тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам — нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный; потом взмахнул над ним рукавом- и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.
-Ну, теперь, мамушка, не зевай!,-говорит ей старичок, -Гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.
Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает.
-Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!
И мамушка Варварушка ему поддакивает:
— Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете!
Увидели басурманы- велели сейчас же сластями красавиц попотчевать. И старики понесли им свое угощение:
— Кушайте, кушайте на здоровье!
Обступили их девушки; одни посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются.
— Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!
Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее из груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая; не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и тоже:
— Кушайте, милые, кушайте!
Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников. И всем стало вдруг весело.
Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть, .. Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой вправую сторону- и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.
Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом — вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.
-Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье.
Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощание и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Басурманы ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.
Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше.
Долго ли коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами на воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный — и перед ним опять стоит мамушка варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена — не оторвешь.
Спросил ее старичок:
— Укажи мне, где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля никогда не сеянная?
— А вот тут около озера, — отвечает Варварушка, — поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она, чем сама засеется.
Взял тогда старичок из рук у не гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал:
— Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся- будь ты всем людям на угоду!
Проговорил — и исчез старичок, как будто никогда его здесь не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.
А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песню:

Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!

История возникновения ИГРУШКИ

Игрушка имеет очень древние корни. Она сопровождала человека на протяжении всей жизни. «Потешка» (так называли игрушку) была не только игрушкой, но и оберегом, защищающим от злых сил. С самого рождения детскую колыбель обвешивали пёстрыми лоскутиками, колокольчиками, звенящими кусочками металла. Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свёрнутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки пеленали и завёртывали. Куклы-игрушки были в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни, ведь дети начинали их вертеть с пяти лет.

1. детская игрушка в виде фигурки человека.

2. в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актёром (кукловодом). Куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надеваемые на руку), механические. Верховые куклы (перчаточные или тростевые, играющие над ширмой). Теневые куклы (плоскостные тростевые куклы, проектируемые на экран как тени или силуэты). Театр кукол. Быть куклой в чьих-н. руках (перен.).

3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Куклы в витринах магазинов.

В словаре В.И.Даля сказано: КУКЛА ж. куколка, кукляшка, -шечка ж. кукленок, -ночек м. умалит. сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Детская кукла, игрушка. Живая кукла, автомат. Анатомическая илн повивальная кукла, фантом, разборное подобие человека, для обучения. | У валялыциков и др. мастеровых: болван, форма. | Пск. около 20 фунтов чистого льна, в связке. | калужск. орл. завертка, закрутка, закрута в хлебе, завой колосьев знахарем, колдуном, на порчу и гибель того, кто снимет куклу. | В конном вороте, куклы, брусья, на коих висит беседка погонщика. Выпускная кукла, механическая, что сама бегает, живая; | *щеголеватая, но глупая или бездушная женщина. Одеться куклою, шегольски. Ворочается солдат направо, и делает кукла лесная все браво! приговаривает поводильщик медвелю. Куколка умалит. Ты моя куколка досужая! ласка, похвала. | Насекомое, в предпоследней степени развития своего, в состоянии замирания: первая степень яичко, вторая гусеница, третья личинка, или куколка, четвертая мотылек, муха и пр. Кукла сл. переводное, сбивчивое и лишнее: гусеница (Rauре; сhenillе) и личинка (Lavrе, Рuрре; nутрhа, сhrysalidе). Чtртова кукла! бранное Хорош: перед чертом — куколка! Куклин, кукле прнадлежщ., как бы принимая ее за уечто живое. Кукольный, к куклам относящ. Кукольный театр? представление посредством кукол. Кукольная комедия, то же: говор. о какой либо притворной и пошлой человеческой проделке. Кукольник м. -ница ж. кто делает куклы, игрушки. Кукольначать, заниматься куклами, играть ими.

Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались, и из соломы, даже из золы.

Лоскутные куклы-обереги. Это небольшие куколки, которые могут быть везде — в карманах, во всех уголках дома, в машине, и везде где вы придумаете. Делать их можно по-разному.

1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.)
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зелёный – Растительность, Жизнь.
4) Чёрный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.

Куклы-обереги, встречающиеся в Кипчаковском сельском поселении:

Это многорукая кукла «Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.

Куколка «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») — это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла — символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Куклы «День и Ночь» — куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью — темную.

Кукла Колокольчик — куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка — это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба — хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Веснянка — это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине — всегда быть обаятельной и привлекательной

Куклы вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от неисчислимых козней злых духов.. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки.

В русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы защитить ребенка, куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти. Только после крещения кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.

Эта маленькая кукла, которая называется Подорожница — верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Ростом она всего 5-6 сантиметров. Сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем Родном очаге или интересной поездке. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще можно добавить туда кусочек хлебушка или зернышко, чтобы путник был сыт.

Кукла Неразлучники символ и оберег крепкого союза, поэтому делается как бы на одной руке, идти по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. В настоящее время традиция сохранилась.

Когда хозяйка дома решала, что дом «засорился» негативом (ссоры, сглазы, порчи, болезни, дурные поступки и мысли жильцов и гостей, то брала куклу-Метлушку и по часовой стрелке, двигаясь от краев к центру, сметала «мусор»-негатив в одну кучку (на тряпочку или бумажку). После чего тряпица или бумажка собиралась в комок и выбрасывалась или сжигалась. Обычно обряд очищения проводится на убывающую луну (в идеале перед новолунием). Перед обрядом в доме необходимо было убраться. После обряда очищения дома — сразу чувствуется разряженная атмосфера, становится легче дышать и отношения между членами семьи становятся гармоничными. Обряд можно проводить каждый месяц — тогда в доме не будет накапливаться негативная энергетика.

Кукла-скрутка на пуговице

Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что обретая черты лица, такая кукла обретает самостоятельность и теряет свои магические и обережные свойства.

В кукле Счастье главное − это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой. Немногие традиционные народные куклы могут стоять самостоятельно. Кукла на счастье имеет своеобразные лапоточки, которые помогают ей на пути поиска вашего счастья, потому что путь бывает долгим.

Она умиляет и трогает всех, кто ее видит впервые. В нее можно и играть не боясь, что она раскрутиться, как в варианте народных кукол закруток, которые должны только стоять на почетном месте. Можно носить такую куклу на счастье как талисман в качестве брелков на сумках и мобильных телефонах. Ее можно поставить на рабочий стол или тумбочку.

Кукла на счастье является и забавной милой куколкой, и талисманом, и вашей помощницей на пути к достижению цели, и надеждой на самое прекрасное будущее.

Материалы и инструменты, используемые при выполнении куклы

Источник

Читайте также:  Дерево талисман по знаку зодиака скорпион женщина
Оцените статью