Проект народные куклы обереги

творческий проект «Куклы-обереги»

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Скачать:

Вложение Размер
kukla-obereg.docx 169.57 КБ

Предварительный просмотр:

История возникновения куклы

Куклы-обереги для дома

Список использованной литературы

« Кто в куклы не играет, тот счастья не знает! »- гласит русская народная поговорка

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

— Пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле.

  • Изучить историю возникновения кукол-оберегов.
  • Изучить виды кукол-оберегов.
  • Рассмотреть разные способы изготовления кукол-оберегов.
  • Изготовление кукол-оберегов, используя изученные приемы и способы.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда». Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу — прекрасному образу девичества.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»: «Огнея», «Ледея», «Трясея» и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.

А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор «сорока» с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Куклы-обереги бывают «для дома», «для матери и ребенка», «для жениха и невесты».

КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ ДЛЯ ДОМА.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Оберег для путников. Делались они маленькими, чтобы в кармане и в ладошке умещались, и снабжались узелком в дорогу. В старину туда клали горстку золы из домашнего очага или маленький сухарик

Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили девушкам, которые готовили себе приданое или молодой хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все дела ладились. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть!

Кукла Крупеничка — Зерновушка

Куклы Крупенички считаются оберегом на достаток и сытость.

Эту куколку наполняли ароматными лечебными травами. Кубышка-Травница заботится о том, чтобы в дом не проникали никакие болезни.

12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, должны были отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Их звали:

Трясся, Огнея, Ледея, Гнетея, Грудица, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Глядея, Невея

Повелевает сестрами — старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды

Кукла-оберег жилища. Она символизировала сутки.
Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно.

3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия

Источник

Познавательно-творческий проект «Народные куклы-обереги. Куклы добра»

Наталья Васильева
Познавательно-творческий проект «Народные куклы-обереги. Куклы добра»

Познавательно-творческий проект

«Народные куклы- обереги» («Куклы добра»)

Исполнители:воспитатели: Петросян В. Х. Васильева Н. В.

Вид проекта: целевой творческий практико- ориентированный.

Тип: Детско- взрослый.

Срок реализации: 3 месяца

Участники проекта: дети среднегого дошкольного возраста;специалисты: воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Интегрируемые образовательные области: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация».

В наше время функция народной куклы в основном сводится к игровой, но процесс изготовления такой игрушки очень увлекателен, во время работы можно петь, рассказывать сказки, разговаривать, и в этом смысле народная кукла, без сомнения, сохранила свои магические свойства — это сплачивает детей, семью и настраивает на добрый и позитивный лад.

Многие куклы в старину создавались наскоро, из того, что было под рукой. Такие забавы были практически у каждого народа. А уж играть ими — одно удовольствие!

Формирование у детей среднего дошкольного возраста интереса к истории страны и культуре русского народа через образ народной куклы.

• Приобщать к русским национальным истокам.

• Обогащать знания о народных куклах, их видах, способах изготовления.

• Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

• Учить изготавливать народных кукол- оберегов из ткани, как самостоятельно, так и с помощью воспитателя.

• Расширять творческие контакты с родителями воспитанников. Привлекать родителей к активному участию в жизни группы.

Формы организации детей:

• Работа в уголке творчества.

• Совместная творческая деятельность с родителями.

• Выставка готовых изделий.

Методы и приемы:

Продукт проектной деятельности:

• Презентация «Народная кукла- оберег».

• Мастер- класс для детей и родителей по изготовлению русских тряпичных кукол.

• Выставка детских работ выполненных совместно с родителями.

• Фотоотчет с выставки.

• Альбом рисунков детей.

I- Разработка проекта.

Определение актуальной для детей проблемы. Определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности.

II- Развитие мотивации.

Подготовка предложений по усилению мотиваций на выполнение проекта.

III- Организация предметно- познавательного пространства.

Организация художественно- изобразительной деятельности, обучение разным техникам изготовления тряпичных кукол родителей и детей. Подбор книг для чтения и рассматривания иллюстраций.

IV- Контроль и оценка деятельности.

Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, его качество.

План работы по реализации проекта:

Беседа: «Русская народная кукла».Цель: Знакомство с историей возникновения, с видами народных кукол.

Рисование: «Моя любимая народная игрушка».Цель: Развитие интереса к народной кукле.

Продуктивная деятельность: Изготовление куклы «Кувадка».Цель: Изготовление кукол старинным способом.

Дидактическая игра: «Наряди куклу».Цель: Закрепление представлений о предметах русского народного костюма.

Выставка поделок детей и родителей (сотворчество): «Народная кукла- оберег».Цель: Обогащение предметно- развивающей среды новыми формами работы с детьми и их родителями.

Сюжетно- ролевая игра: «Дочки- матери».Цель: Обучение игровым действиям с куклами.

Музыкальная работа: разучивание русских песен- закличек, песен- игр, колыбельных.Цель: Формирование музыкального и импровизационного творчества.

Чтение: народных сказок, потешек, поговорок, загадок, стихов.Цель: Формирование развития восприятия художественной литературы, фольклора.

1. Князева О. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. : Детство- Пресс, 2000.

2. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007.

3. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла», Информационно-деловое оснащение ДОУ, издательство Детство – Пресс, М., — 2011.

Конспект занятия во второй младшей группе «Народные куклы» Конспект занятия во второй младшей группе «Народные куклы» Цель: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа Задачи:.

Краткосрочный творческий проект для старшей группы «Русские народные традиции и культура» КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Русские народные традиции и культура» воспитатель Бадулина О. А. с. Александровское,.

Мастер-класс для родителей «Создаем народные куклы своими руками. Тряпичная кукла-оберег «Желанница» Подготовила Жерносек Елена Александровна воспитатель 1. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного.

Мастер-класс «Народные куклы» Мастер-класс на тему: «Народные куклы» (изготовление тряпичной куклы-колокольчик) Цель: популяризация традиционных народных ремёсел, создание.

Народные куклы в театрализованных играх дошкольников Использование народной куклы в театрализованных играх дошкольников, это интересная идея, как заинтересовать детей участвовать в таких играх.

Народные обереговые, обрядовые куклы МОЁ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ Татьяна Ягупьева Народные обереговые, обрядовые куклы. Кукла-оберег — древний амулет счастья и благополучия.

Презентация «Народные куклы» Презентация «Народные куклы» выполнена Малыхиной Н. М. 1 слайд Народные куклы 2 слайд Какие куклы были у наших предков Раньше.

Проект по куклотерапии «Куклы и мы» В данном проекте происходит интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Творческий проект «Мы — за содружество. Куклы в национальных костюмах» Творческий проект «Мы — за содружество. Куклы в национальных костюмах. Аннотация. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей.

Занятие «Куклы бабушкиного сундука» (к проекту «Откуда куклы к нам пришли») Занятие по образовательной области «Познание» «Куклы бабушкиного сундука» Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Цель: Развитие интегративных.

Источник

Читайте также:  Счастливый амулет яндекс дзен странная женщина глава 53
Оцените статью