Проект «Кукла-оберег своими руками»
Ольга Марьина
Проект «Кукла-оберег своими руками»
ПРОЕКТ: «Кукла оберег своими руками».
С детьми инвалидами и с детьми с ОВЗ.
ГБОУ Школа № 935
(совместный проект с родителями)
Учитель-логопед: Марьина Ольга Васильевна
Цель проекта:
Знакомство детей с народной куклой, через познавательную проектную деятельность
Сделать куклу оберег родителям, вместе со своим ребенком в традиции изготовления
Знакомство детей с народной куклой, через познавательную проектную деятельность.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. В магазинах много красивых игрушек. А кукла руками мамы и ребенка с ОВЗ приносит радость, а радость в двойне, когда он помогает маме, выбирать выбирает материал, сворачивает, складывает, скручивает и обматывает. Такая совместная работа позволяет выявить уровень развития каждого ребенка, его творческий потенциал, способность к самостоятельности. С другой стороны, использование такого проекта способствует коррекции отставания детей в тех или иных видах детской деятельности.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей русских тряпичных кукол.
2. Обучить технике изготовления традиционной куклы
3. Проявить фантазию и творчество в изготовление куклы.
4. Развивать мелкую моторику детей с ОВЗ, обогатить тактильную и сенсорную сферу их деятельности
5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей над выбранной темой.
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3 Речевое развитие;
4. Физическое развитие
Вид проекта: Творческий
Этапы работы над проектом:
1. Исследовательская часть проекта
2. Практическая часть проекта
Участники проекта: дети, учитель-логопед, родители
Исследовательская часть проекта: Зная, что куклы бывают самыми разными, я спросила у детей. Из чего сделана кукла?
Оказалось что, дети совсем не знают, из чего же сделана кукла. Не знают основные виды русских народных тряпичных кукол, поэтому я выделила этапы работы над проектом.
Просмотреть с детьми книги по истории народной тряпичной куклы
Прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.
Поговорить с родителями детей, что они знают о народной кукле.
Сравнить куклы из пластмассы и ткани.
Практическая часть проекта:
Образовательная деятельность по проекту:
Тема : «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями» (лен, хлопок, кумач, парча, холст, сатин.)
Цель: Познакомить с элементарными приемами работой с тканью, используя условную мерку, развивать сенсорные и тактильные способности при различии ткани.
Мастер-класс «Значение кукол в истории народов России. Изготовление куклы на основе традиционной технологии»
1. Знакомство с историей куклы.
2. Выполнить куклу на основе традиционной технологии.
1. Прививать интерес к русской культуре, как виду народного творчества.
2. Воспитывать интерес к истории своего народа.
Знакомить детей со значением обрядовой куклы в жизни русского народа
Учить технике изготовления обрядовой куклы.
Развивать интерес к русской кукле, как виду народного творчества.
Развивать навыки работы с различными материалами.
Оборудование: Шерстяные нитки,, белая и цветная ткань, ножницы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением кукол.
Ход образовательной деятельности.
Вводное слово логопеда.
Загадка про куклу.
Ответ: Кукла
Логопед : Сегодня мы с вами поговорим об истории куклы.
Рассказ логопеда об истории куклы.
Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклыделятся на три большие группы: куклы – оберег, игровые и обрядовые. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали оберег в виде кукол. Каждую куклу — оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол «крутили», пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами.
Со временем люди научились делать куклы из соломы, дерева, ткани, глины. Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает глазами, цветёт румянцем. С появлением куклы «Барби» в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки.
А теперь физ. минутка!
Кружимся на месте.
Хлопки в ладоши.
Дети садятся на корточки.
Руки под щёку — засыпают.
III. Изготовление куклы-закрутки.
— Сегодня мы с вами сделаем куклу – оберег (вся работа, проводится вместе с родителями.)
1. Берём белый кусочек материала и скручиваем его в трубочку, фиксируем ниткой.
2. Берём кусочек синтепона
и скатываем его в шарик. Этот шарик кладём на кусочек белой ткани.
3. Прикладываем шарик на верхнюю часть трубки, фиксируем ниткой. Получилась голова.
4. Оттягиваем угол ткани в стороны, фиксируем ниткой угол. Это – «руки» .
5. Берём любую цветную ткань, складываем пополам и стягиваем нитку, положенную внутрь на пояс. Это получилась «юбка» .
Физ. минутка. Гимнастика для глаз.
Снятие напряжения для глаз.
Раз – налево, Два- направо
Три – вверх, четыре – вниз.
Теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
IV.Итог образовательной деятельности:
Логопед: Ребята, что сегодня вы узнали? Что было интересным? J
-Проведена консультация родителям о дальнейшей работе дома с ребёнком по изготовлению и изучению тряпичных кукол. Были даны рекомендации, какой литературой можно воспользоваться, какие видеофильмы просмотреть и в каких направлениях работать с детьми для достижения наилучших результатов в творческом и всестороннем развитии ребёнка.
Сформировался интерес к тряпичным куклам.
Активизировался активный словарь у детей.
Результаты проекта
Созданные своими руками куклы — оберег.
Детский мастер-класс «Тряпичная кукла. Кукла-оберег «Северная Берегиня» Сегодня хочу представить вашему вниманию детский мастер — класс «Тряпичная кукла» по изготовлению кукла — оберег «Северная Берегиня»..
Кукла из ниток «Мартиничка» своими руками мастер-класс. Кукла из ниток «Мартиничка» своими руками мастер — класс. Для изготовления нам потребуется:- пряжа красного, белого, синего,желтого цвета;.
Кукла-оберег Баба-Яга Русская Баба яга – это известный сказочный персонаж Она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках. В волшебных.
Кукла-оберег «Масленица» Наши предки, древние славяне, очень большое значение придавали оберегам и амулетам, в прямом смысле слова наводняя ими свою жизнь и свой.
Кукла своими руками Детям очень нравится, когда на занятия приходят гости: куклы, медвежата, собачки и другие обычные или сказочные герои. Когда задания и просьбы.
Фотоотчет о мастер-классе для педагогов «Русская тряпичная кукла своими руками» Сегодня возрастает интерес к русским тряпичным куклам. Ведь народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым.
Мастер класс «Кукла «Масленица» своими руками» Традиционно на Руси к празднику Масленица изготовляли обрядовые куклы своими руками. Мы с детьми предлагаем вам свой мастер-класс по изготовлению.
Мастер-класс «Кукла-оберег» — Воспитание, лишённое народных корней, бессильно. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную.
Мастер-класс «Кукла-оберег» Семейная «». Мастер-класс «Кукла-оберег «Семейная»» для родителей к проекту «Как на масленой неделе». Как здорово, что в наше время интерес к рукоделию.
Мастер-класс «Обрядовая кукла своими руками» для детей младшего школьного возраста Целевая аудитория: учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учащиеся, родители. Назначение: игрушка, сделанная своими.
Источник
творческий проект «Куклы-обереги»
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla-obereg.docx | 169.57 КБ |
Предварительный просмотр:
История возникновения куклы
Куклы-обереги для дома
Список использованной литературы
« Кто в куклы не играет, тот счастья не знает! »- гласит русская народная поговорка
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
— Пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле.
- Изучить историю возникновения кукол-оберегов.
- Изучить виды кукол-оберегов.
- Рассмотреть разные способы изготовления кукол-оберегов.
- Изготовление кукол-оберегов, используя изученные приемы и способы.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда». Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу — прекрасному образу девичества.
Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»: «Огнея», «Ледея», «Трясея» и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.
А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор «сорока» с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Куклы-обереги бывают «для дома», «для матери и ребенка», «для жениха и невесты».
КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ ДЛЯ ДОМА.
Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Оберег для путников. Делались они маленькими, чтобы в кармане и в ладошке умещались, и снабжались узелком в дорогу. В старину туда клали горстку золы из домашнего очага или маленький сухарик
Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Эту куклу дарили девушкам, которые готовили себе приданое или молодой хозяйке, чтоб спорой была, во всём управлялась, чтоб все дела ладились. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть!
Кукла Крупеничка — Зерновушка
Куклы Крупенички считаются оберегом на достаток и сытость.
Эту куколку наполняли ароматными лечебными травами. Кубышка-Травница заботится о том, чтобы в дом не проникали никакие болезни.
12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, должны были отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Их звали:
Трясся, Огнея, Ледея, Гнетея, Грудица, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Глядея, Невея
Повелевает сестрами — старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды
Кукла-оберег жилища. Она символизировала сутки.
Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно.
3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия
Источник