Приемы технологии развития критического мышления дерево предсказаний

«Дерево предсказания» как один из эффективных приемов РКМЧП
методическая разработка по литературе на тему

Настоящая работа представляет собой мастер-класс, в котором участники знакомятся с применением этого приема на уроке литературы.

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_priemy_rkmchp.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Меня зовут Окушко Вера Алексеевна, я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск Республики Коми.

Учителя-словесники, поставленные в условия жесткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приемов обучения чтению художественной литературы. В конце 2005 года познакомилась с технологией РКМЧП. Со следующего года начала использовать некоторые приемы и методы данной методики.

С 2008-2009 учебного года методической темой по самообразованию выбрала «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения». Строю уроки в режиме технологии РКМЧП: вызов – осмысление содержания – рефлексия (размышление). Сейчас продолжаю активно использовать свои знания в этой технологии Также в своей работе применяю современные педагогические технологии: технологию проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

  • Познакомить слушателей с приемом «дерево предсказания»;
  • Провести учебное занятие с использованием приема «дерево предсказания»;
  • Научить самостоятельно моделировать урок по схеме данного приема
  1. Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это отправная точка для творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

В арсенале данной технологии много эффективных приемов и методов. Я хочу познакомить вас с одним из них – приемом «дерево предсказания» , заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка для работы с художественным текстом. Он адаптирован и с успехом применяется при обучении на уроках по другим учебным предметам. Этот прием дает широкие возможности для развития не только мыслительной, познавательной, но и творческой деятельности учеников.

Прием «дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» — тема, «ветви» — предположения (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Р. Быстром отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор».

К. Роджерс писал: «Способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта…».

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную форму, устную или письменную. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Стадия рефлексии, которая характеризуется активным целостным обобщением полученной информации и выработкой собственного отношения к изучаемому материалу, дает широкие возможности для формирования аргументированного представления о произведении, помогает учащимся выработать навыки создания собственных текстов, способствует живому диалогу с автором.

Я хочу предложить вашему вниманию работу над текстом басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» на стадии рефлексии, так как эта басня знакома всем с детства и это поможет нам в понимании приема «дерево предсказаний».

В классе 4 ученика : историк, физик, географ, учитель начальных классов.

Тема урока : Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Рефлексия : цель – прогнозирование дальнейшей судьбы Стрекозы.

Ход: Представьте себе, что учащиеся уже знакомы с содержанием басни, позади обсуждение, анализ текста, выяснение заложенной в ней морали. Перед нами два ярких образа: трудолюбивый Муравей и бездельница Стрекоза – и мораль: «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!». Ребята быстро улавливают, что хорошо, а что плохо и что зло должно быть наказуемо. А дальше? А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей и надо»?

Работа с учениками . Ребята, я предлагаю вам сейчас представить, что перед нами не басня с ее поучительным смыслом, а рассказ о жизни , подобных Стрекозе и Муравью людей на сюжет басни.

Итак, Стрекоза стоит на пороге дома Муравья, не желающего пускать ее в свой дом.

Задания для класса:

  1. Подумайте, какие чувства сейчас испытывает Стрекоза? (Запись, обсуждение)
  2. А Муравей? (Запись, обсуждение)
  3. А вы? (Запись, обсуждение)
  4. Что должно произойти дальше? (Запись, обсуждение)
  5. Подумайте, о ком мы должны продолжить свой рассказ? Почему? Что нас волнует? (Обсуждение)
  6. Как можно продолжить рассказ о дальнейшей судьбе Стрекозы и Муравья. В центре – судьба (или будущее) Стрекозы. Используя прием «дерево предсказаний», выскажите возможные пути ее жизни и аргументируйте свои предположения.
  7. Индивидуальная работа . Запишите в виде «веточек» ваши предположения о судьбе Стрекозы.

Каждому своему предположению дайте обоснование («листик»).

  1. Парное обсуждение . Выскажите свои предположения товарищу. Обсудите.
  2. Коллективное обсуждение . Запись на доске прогнозов и аргументов, составленных учениками.
  3. Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда задумались о том, как будет жить Стрекоза дальше. Обратите внимание на темы предстоящей творческой работы. Какая из них заинтересовала вас и в какой форме вы захотели бы поделиться своими впечатлениями? (Обсуждение)
  4. Выберите ту тему сочинения, которая поможет лучше отразить вашу жизненную точку зрения.
  5. Выход на творческое мышление. Сочинение.
  6. Темы творческой работы:
  1. «Приходи ко мне, Стрекоза!»
  2. «Как тебе живется, Стрекоза?»
  3. Судьба Стрекозы.
  4. Какие жизненные уроки извлекла Стрекоза?
  1. Домашнее задание : написание творческой работы.
  1. Моделирование собственного урока.

Попробуйте самостоятельно составить часть урока (вызов или рефлексию) по своему предмету, используя прием «дерево предсказания».

  1. Обсуждение авторских моделей.
  2. Результаты совместной деятельности.

Источник

Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения

Прием «дерево предсказаний» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано «Дерево предсказаний».

Алгоритм работы с приемом

На доске рисуется силуэт дерева:

Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

На уроках, построенных по методу РКМ, прием «Дерево предсказаний» применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

Пример дерева предсказаний на уроке обществознания

Примеры работы с приемом Дерево предсказаний

При изучении текста на уроках литературы (географии, истории)

Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).

Для закрепления грамматической темы

Например, на уроке английского языка прием поможет при закреплении форм глаголов в будущем времени.

Ситуация: получен прогноз из Центра исследования, в котором описаны возможные перспективы развития человечества.

Предположения учеников строятся с употреблением конструкций «May be…if», «Will be..».

При изучении новой темы

Прием «дерево предсказаний» может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы.

Например, на уроке математике вы собираетесь изучать теорему Пифагора. На дереве предсказаний в качестве ветвей появятся предположения учеников о том, какие аксиомы, возможно, будут использованы.

На этапе закрепления материала и контроля знаний

Для этого этапа урока прием «дерево предсказаний» используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом предсказания могут быть самыми фантастическими, важно — умение доказать, привести правильные аргументы и предпосылки такого развития событий.

Например, на уроке обществознания вы закончили тему о политическом режиме в Российской Федерации. Теперь строите вместе с учениками «дерево предсказаний», у которого в качестве «ствола» (темы) будет предложен вопрос: Политическая ситуация в РФ через 20/50 лет. Для «ветвей» ученики приводят свои прогнозы: «усиление/ослабление демократических основ», «усиление централизации власти», «возврат к однопартийной структуре» и т.д. Важно, чтобы заполнялись «листья» дерева, где будут указаны аргументы и предпосылки такой вероятности.

Для рефлексии

В облегченном варианте прием используют для рефлексии. В начале урока учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде «листочков»). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.

Это лишь несколько вариантов использования приема «Дерево предсказаний». Наверняка, каждый учитель сможет адаптировать его для своих целей.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

«Использование приёма критического мышления (Дерево предсказаний) на уроках литературы в начальных классах»
методическая разработка по чтению (1 класс)

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.

От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития.

Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения.

Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка.

Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

Важно продумывать отдых ребят, как в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников.

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_svobodnogo_vremeni.doc 87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:

— правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;

— отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели.

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.

От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития.

Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения.

Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка.

Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

Важно продумывать отдых ребят, как в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников.

1 Выбор организованной системы младших школьников в группе продленного дня

Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками классов, которая:

— решает воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

— создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности;

— основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса;

— содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем;

— носит стимулирующий характер;

— направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).

Самое главное в работе воспитателя — это использование принципа «Не навреди». Поэтому в работе я считаю самым главным осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи.

— формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время;

— обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;

— развивать ученическое самоуправление, способствующее приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности;

— способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

Режим продленного дня должен благоприятствовать успешному протеканию воспитательной работы в группе продленного дня, которая имеет целью передачу воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития.

Содержание, формы, методы и средства направлены на решение задачи: развивать и формировать познавательные навыки детей в группе продленного дня во время активного отдыха.

Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Основное назначение – заполнить свободное время после уроков. Она выступает в индивидуальной и коллективной формах.

Коллективная досуговая деятельность в разные дни недели занимает до 30% времени пребывания учащихся режима продленного дня.

Необходимость введения последней в режим диктуется соображениями удовлетворения воспитанника в двигательной активности, а также потребности в общении и эмоциональной разрядке.

Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.

Воспитатель, организующий досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на воспитанников во внеурочное время.

Досуговую деятельность используется в различных сочетаниях.

Так, я считаю целесообразным один раз в неделю накануне выходного дня из режима группы продленного дня убрать самоподготовку. Этот прием можно использовать каждую пятницу. В этот день можно совершать большие прогулки и экскурсии, в это время происходит посещении музеев и выставок.

Целенаправленно проходит изучение цикла «Город, в котором я живу». Постепенно достигают цели, поставленные в начале учебного года. В этот день можно организовывать праздники, происходит подведение итогов коллективного творческого дела.

В группе продленного дня ребята увлеченно играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком.

Игры рекомендуется разучивать спокойные и подвижные.

Так, например, к спокойным играм относятся «Объяснялки», «Доскажи словечко», «Кошки-мышки», «Угадай, кто это?» «Звериные детеныши», «Поле чудес», «Составь новое слово» и другие.

К подвижным играм можно отнести: «Третий лишний», «Горячая картошка», «Вышибалы», «Классики», «Резиночки», «День и ночь», «Красные чернила», «Салки», «Футбол» и другие.

Необходимо вести систематическую работу по воспитанию самостоятельности и культуры поведения в группе продленного дня, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой.

Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек.

Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать.

В группе продленного дня как нигде отражается воспитанность учеников. Каждый месяц рекомендую проводить такие мероприятия, как «Азбука поведения», игра – путешествие «По морю вежливости», этические беседы, инсценировки: «В театре», «Вежливые слова», «Помни о других».

Считаю, что основные направления работы по культуре поведения это:

1. Поведение в школе: а) на перемене, б) на школьных праздниках, в) на уроке.

2. Поведение дома: а) аккуратность и скромность в одежде, б) умение помочь взрослым, в) порядок в детском уголке, г) поведение за столом, д) вежливые слова.

3. Поведение на улице: а) твой подъезд, б) двор, в) ты идешь гулять, г) правила уличного поведения, д) отношения со взрослыми и сверстниками.

4. Поведение в общественных местах: а) в транспорте. б) в кино, в театре, в музее, на выставке, в) в гостях.

Огромное значение необходимо придать выработке навыков самостоятельности, умению мыслить нестандартно, так как самостоятельность – это особый вид деятельности.

Суть нравственной основы самостоятельности заключается в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, преодолевать затруднения, творить благо на пользу общества.

Общее развитие – опора самостоятельности. Уметь высказать сомнение (с аргументами, рассуждениями), уметь поставить вопрос, уметь оценить старания и результаты работы товарища, уметь планировать линию своей учебно-познавательной деятельности – такова направленность в воспитании самостоятельности.

В группе продленного дня должна организовываться самостоятельная учебная деятельность (занятия, самоподготовка), где дети, овладевая основами знаний, приобретая умения и навыки, проявляют себя как ученики.

На занятиях клубного часа при том же составе возникает иная педагогическая ситуация – каждый сам себе выбирает занятие в соответствии с интересами и развивающимися способностями, поэтому дети в такой деятельности более активны, проявляют творчество.

Самостоятельность — это самооценка.

Здесь целесообразно проводить круговые беседы.

1. Больше всего мне нравится в себе…

2. Я бы хотел быть…

3. Моя любимая игра…

4. Я думаю, что мое имя означает…

5. Я бы хотел узнать о…

6. Я чувствую себя счастливым, когда…

7. Я чувствую себя печальным, когда …

8. Хочу стать более…

9. Надеюсь, что когда-нибудь…

10. Если бы я мог быть каким-нибудь животным…

11. Если бы я мог научить всех одной вещи, то…

Воспитание самостоятельности требует такой организации деятельности детей, которая позволит обеспечить успех и результативность.

Дети действуют без непосредственного руководства и контроля педагога. К самостоятельной деятельности детей надо готовить, их надо учить работать в коллективе без взрослых. Так они могут сами распределить обязанности, роли…

Детям первоначально надо помогать при решении проблемы, при разрешении конфликта.

В работе воспитателя ГПД рекомендую использовать игры — коммуникации.

Значение этих игр особенно велико при знакомстве с детьми. Эти игры уместно использовать при проведении праздников, КТД, как составную часть воспитательного мероприятия. Эти игры любимы детьми, быстро усваиваются.

В приложении указываю любимые игры детей.

Хочу остановиться на самообразовании воспитателя группы продленного дня. Считаю целесообразным постоянно следить за научными достижениями в данной области.

2 Организация досуга детей

Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей.

Самая распространенная классификация форм воспитательной работы, предложенная В.С. Безруковой и Е. В. Титовой – это мероприятие, дело, игра.

Такие ученые как И.П. Иванов, И Подласов, Н.Е. Щуркова выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра.

В работе воспитателя ГПД рекомендую опираться на следующую классификацию:

— коллективное творческое дело;

1) О необходимости организованной прогулки

Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.

Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся.

Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ёе нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.

Все занятия на воздухе разделяются на группы:

— природоведческие экскурсии («Лесное царство», «В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир», «Зимняя сказка»);

— обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Город, в котором я живу»);

— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);

— творческие прогулки («Осенний сон», «Есть в осени первоначальной», «Удивительное — рядом»;

— следопытские прогулки: («Найди клад» и др.)

2) Воспитательное мероприятие

К мероприятиям относятся события, занятия, встречи с интересными людьми, экскурсии.

Каковы же цель и задачи каждого воспитательного мероприятия?

Цель – всегда отношение. Но с помощью одного мероприятия отношение (потребности, мотивы, действия, поступки) не сформируешь.

Задачи воспитательного мероприятия — это то реальное, что достижимо на нем (эмоции, реакции, поведенческие действия). Воспитательное мероприятие – часть цели, в результате всей воспитательной работы.

Каждое мероприятие выстраивается по определенной структуре.

Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии.

Задача второго этапа: создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором проводится мероприятие.

Третий этап — содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, взаимодействуют с миром и проявляет к нему свое отношение.

Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.

Особенно детям нравятся воспитательные мероприятия: «Цветик-семицветик», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Мои права — моя свобода», «Арифметическая мозаика», «Правила честного спора», «Три пятерки по светофору».

3) Коллективное творческое дело (КТД)

КТД — дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.

Первый этап – предварительная работа воспитателя. На этом этапе ставится цель, определяется место КТД в системе других форм воспитательной работы.

Второй этап — коллективное планирование. Воспитатель проводит стартовую беседу, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах — обсуждение дела.

Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах. Поощряются сюрпризы, интересные находки.

Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая микрогруппа демонстрирует то, что заготовила.

Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа:

«Что было хорошо и почему? Что нужно учесть на будущее?». Главное — организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.

Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности.

КТД можно использовать в разновозрастной группе или с ребятами вторых и третьих классов. Ребята любят эту форму работы, поскольку здесь они чувствуют себя взрослее.

Успешно проходят такие КТД, как «Путешествие по морю вежливости», «Путешествие в страну сказок», «От зимы до осени», «Портрет культурного человека», «Хорошие поступки в страну Доброты», «Аукцион знаний», творческий конкурс.

Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности.

Например, конкурс поделок к празднику, конкурс «врунов» имени Мюнхгаузена, конкурс пантомимы.

Турнир–викторина это КТД, предполагающее состязание в эрудиции нескольких команд и сочетающее особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины.

Воспитанники ищут и задают вопросы, предполагающие занимательные задания, познавательные задачи.

При подготовке к турниру–викторине дети делятся на команды, придумывают им названия, договариваются о количестве и теме вопросов.

По очереди задаются вопросы на одну и ту же тему.

Во время игры следует помнить, что главное в ней – не соревнование «Кто больше», а умение дружно и слаженно работать.

При подведении итогов отмечаю самые интересные вопросы, благодарю наиболее активных.

При составлении вопросов к познавательным викторинам следует придерживаться следующих правил:

— нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее полного ответа;

— нельзя, чтобы вопрос был глупым;

— нельзя, чтобы вопрос требовал перечисления;

— нельзя, чтобы вопрос состоял из нескольких вопросов.

В работе можно использовать следующие викторины: «Гонка за лидером», «Бегущие минутки»; конкурсы: «Кросс-вопрос», «15 КВА», «Два капитана», «Как стать суперменом», «Занимательные вопросы», «Люблю мой край».

б) «Аукцион знаний»

Это КТД, сочетающее коллективную познавательную игру и соревнование.

Дети придумывают и секретно для других изготавливают несколько предметов-великанов.

Когда подготовка закончена, все предметы выставляют на аукцион.

Выбирается помощник, который будет подсчитывать баллы, напоминает правила игры: предмет может быть приобретен любой командой в обмен на знания.

Приобрести вещь может команда, выставившая ее на аукцион. Следовательно, даже слабый, но дружный коллектив может победить.

В работе можно использовать следующие «Аукционы знаний»: «Овощи и фрукты, «Игры и игрушки», «Сказочные герои», «Волшебные слова», «Аукцион имен».

Аукцион вполне логично использовать как составную часть в праздниках и интеллектуальных играх.

в) Творческий конкурс

Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности. За победу в конкурсе полагается вознаграждение. Я считаю целесообразным награждать ребят интересными карточками. Так, успехом пользуются карточки удачи. Даже через несколько лет ребенок помнит какой-то приз.

ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС – значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством.

Можно использовать в работе следующие конкурсы: «Если бы я был волшебником», «Красноречие», «Паутинка», «Пятиминутка эрудитов», «Ярмарка профессий», «Космическое меню», «Письмо о людях жителям других планет», «Путешествие в страну Пейзажа».

При организации творческого конкурса естьт 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить.

— призы для зрителей.

Самое трудное в конкурсе – придумать задания, которые должны будить воображение.

Начинается конкурс со вступительного слова ведущего. В завершении – слова благодарности всем участникам.

Наиболее интересно проходят следующие конкурсы: «Паутинка», «Красный, желтый, зеленый», «Проще простого», «Разминка».

Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется КТД, мероприятия, игры и т.п.

Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.

Ребят больше всего радует праздник, когда они узнают что-то новое, когда радуют родителей. Часто именно на празднике ребенок самоутверждается.

Удовлетворить эти пожелания детей возможно, если:

  1. Содержание и форма проведения праздника соответствует возрасту детей;
  2. Праздник является итогом определенной практической деятельности детей и взрослых;
  3. Праздник выступает в единстве с другими формами воспитательной работы (беседа, экскурсия, КТД и другие) и является стержневым делом, вокруг которого разворачивается групповая и индивидуальная деятельность детей и взрослых.

Что касается содержания праздника, то оно предполагает разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы и т.д.)

Считаю целесообразным делать праздник ярким и запоминающимся.

Необходимо каждому предоставить свободу выбора роли, занятия, способа действия.

При проведении праздника необходимо учитывать важные моменты подготовки и проведения праздника.

Часто для ребенка является значимым подготовка к празднику, а не сам праздник. Важно для ребят младшего школьного возраста быть значимым и оцененным старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы.

Считаю необходимым каждого ребенка оценить, поощрить — ведь похвала важна для ребят этого возраста.

Приглашение для гостей

Дети очень серьезно подходят к изготовлению приглашений. Чаще всего они делают открытки. Иногда им помогают родители.

Содержание и организация праздника

Содержанию праздника соответствует и его организация: всем участникам праздника должно быть весело, радостно, комфортно, поэтому важен экспромт. Это не означает, что не должно быть «заготовок». Они нужны, но в меру.

Для успешного проведения и завершение праздника должно быть не менее ярким и привлекательным, чем начало. Ребята очень любят сфотографироваться на память.

Не даром в толковом словаре вместе с другими определениями праздника значится и такое: день радости и торжества по поводу чего-либо . Праздник всегда ассоциируется с радостью.

Особо интересны и любимы детьми такие праздники, как « День игрушки»,
«Золотая осень», «Сказочный денёк», «Рождественские посиделки», «Масленица».

Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра — это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира .

«В детском возрасте , как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело ». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников.

Каждая игра выполняет определенные функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна.

Игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на развитие ребенка: мотивационно-потребительскую сферу, преодоление «Познавательного эгоцентризма».

Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят.

Игры делятся на:

— Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто хочет получить приз» и др.

— Интеллектуальные: Небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды.

На первый взгляд кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребенка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу чтобы решить задачу, причем справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития ребенка; следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект.

Необходимо давать значительно времени для размышления, не спешить с ответом.

Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности. Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует небольшое количество человек.

Подвижные игры — не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

Любимыми подвижными играми ребят группы продленного дня на продолжении многих лет являются игры с мячом, со скакалкой.

Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры-соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.

В работе воспитателя ГПД я рекомендую использовать такие игры, как «Ловишки», «Рыболовы», «Перемена», «Краски», «Аисты», «Черепахи», «Светофор», «Космонавты»,, «Черного и белого не брать, «Да и нет не говорить», «Стой спокойно», «Белки, орехи, шишки».

На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий в определенных жизненных ситуациях, помогать формировать нравственный опыт.

Воспитателю группы продленного дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».

Считаю, что создать и закрепить позитивные образцы поведения сумеют те, кто придерживается следующих принципов в работе:

  1. Диагностики и регулирования поведения младших школьников.
  2. Нравственно- гуманистической направленности в работе.
  3. Понимание и сочувствие. Это особенно важно в работе с детьми из неполных семей.
  4. Своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки.
  5. Вовлечение в коллективные виды деятельности.
  6. Создание ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.

Хочу закончить словами Франсуа Вийона:

Кто смотрит на себя —

Кто лик свой видит —

цену себе знает,

Кто цену себе знает —

тот строг к себе,

Кто строг к себе —

тот истинно Велик.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М. ТЦ Сфера, 2004
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
  3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983
  4. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2003
  5. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004
  6. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Её применение позволяет развивать умение: анализировать, сравнивать, выделять главное;решать пр.

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в физике: квант – наименьшее количест.

Отчёт по теме самообразования.

Использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в начальных классах.

Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира».

Источник

Читайте также:  Тест предсказание по числам
Оцените статью