Прием дерево предсказаний пример

Использование приема «Дерево предсказаний»
методическая разработка по чтению на тему

В материале представлены примеры использования приема на уроках литературного чтения в начальных классах

Скачать:

Вложение Размер
derevo_predskazaniy.docx 289.49 КБ

Предварительный просмотр:

Прием «Дерево предсказаний»

Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?).

Примеры использования приема на уроках литературного чтения.

Тема: сказка «Лиса и тетерев»

Предположения детей, как может закончиться сказка:

  • Лисица обхитрит тетерева и съесть его
  • Тетерев не послушает лисицу, лисица останется ни с чем
  • Тетерев и лиса станут лучшими друзьями
  • К тетереву прилетят его друзья, и они все вместе прогонят лисицу
  • Тетерев и лиса объединятся и будут вместе пугать других зверей в лесу

Тема: М.Пришвин «Ребята и утята»

Предположения детей, как может закончиться рассказ:

  • ребята помогут утке с утятами
  • ребята продолжат закидывать шапками утку с утятами
  • ребята унесут утят и утку домой
  • утята и утка сами улетят от ребят
  • ребята возьмут утку с утятами и донесут их до озера
  • утка и утята нападут на ребят

Тема: В.Бианки «Музыкант»

Предположения детей, как может закончиться рассказ:

  • охотник не убил медведя
  • охотник убил медведя и радовался добычей
  • охотник стал вместе с медведем играть на щепке
  • охотник позвал других охотников, они вместе наблюдали за медведем и удивлялись его игре
  • медведь прогнал охотника

Тема: В.Драгунский «Тайное становится явным»

Предположения детей, как может закончиться рассказ:

  • мальчик сознается в том, что он вылил кашу в окно
  • мальчик не сознается в том, что он вылил кашу в окно
  • мама не простит Дениску, он не поедет в Кремль
  • мама простит Дениску, но поездка в Кремль не состоится
  • мама простит Дениску, и они вместе отправятся в Кремль

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практической работы (рабочий лист для уч-ся) по познанию мира.

Учитель, руководствуясь своими наблюдениями и результатами анкетирования учащихся по выбору профессии в будущем, прогнозирует, что ждет учеников класса в дальнейшей профессиональной сфере.

Оригинальное самостоятельное исследование погоды своей местности.

Оригинальное самостоятельное исследование погоды своей местности.

Шуточные предсказания судьбы на выпускном в 4 классе приукрасят ваш праздник.

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельност.

Шаблон подарочной открытки к 1 сентября. Нужно распечатать, сделать прорези по пунктирной линии и вставить подарок (ручку или конфету). На обороте есть предсказание. Чтобы сделать его сюрпризом — закл.

Источник

Развитие критического мышления: приемы и методы стадии «Вызов»

В технологии РКМЧП урок строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

Первая фаза технологии развития критического мышления – “Вызов” или “Пробуждение”.

Задачи данной фазы:

  1. Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
  2. Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.
  3. Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
  4. Побуждение ученика к активной деятельности.

Функции стадии “Вызова”:

  • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
  • информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);
  • коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.

На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:

  1. “Кластер”.
  2. Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
  3. Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
  4. “Дерево предсказаний”.
  5. “Ромашка Блума”.
  6. “Верные и неверные утверждения”.
  7. “Верите ли вы?”.
  8. “Корзина идей”.
  9. Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
  10. “Синквейн”.

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. (Приложение № 1. Пример 1, 2)

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Приложение № 1.Таблица 1)

Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик «Знаю» для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик «Хочу узнать» записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. (Приложение № 1. Пример 3)

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. (Приложение № 1. Пример 4)

Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы . «, «Что будет, если . «, «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. «.

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить . «, Что можно сделать из . «, «Где вы в обычной жизни можете наблюдать . «, «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

На стадии «Вызова» учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Прием “Верные и неверные высказывания”.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. (Приложение № 1. Пример 5)

Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. (Приложение № 1. Пример 6,7)

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. (Приложение № 1. Пример 8)

Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Написание синквейна”.

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. (Приложение №1. Пример 9).

В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Источник

«Дерево предсказания» как один из эффективных приемов РКМЧП
методическая разработка по литературе на тему

Настоящая работа представляет собой мастер-класс, в котором участники знакомятся с применением этого приема на уроке литературы.

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_priemy_rkmchp.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Меня зовут Окушко Вера Алексеевна, я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск Республики Коми.

Учителя-словесники, поставленные в условия жесткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приемов обучения чтению художественной литературы. В конце 2005 года познакомилась с технологией РКМЧП. Со следующего года начала использовать некоторые приемы и методы данной методики.

С 2008-2009 учебного года методической темой по самообразованию выбрала «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения». Строю уроки в режиме технологии РКМЧП: вызов – осмысление содержания – рефлексия (размышление). Сейчас продолжаю активно использовать свои знания в этой технологии Также в своей работе применяю современные педагогические технологии: технологию проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

  • Познакомить слушателей с приемом «дерево предсказания»;
  • Провести учебное занятие с использованием приема «дерево предсказания»;
  • Научить самостоятельно моделировать урок по схеме данного приема
  1. Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это отправная точка для творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

В арсенале данной технологии много эффективных приемов и методов. Я хочу познакомить вас с одним из них – приемом «дерево предсказания» , заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка для работы с художественным текстом. Он адаптирован и с успехом применяется при обучении на уроках по другим учебным предметам. Этот прием дает широкие возможности для развития не только мыслительной, познавательной, но и творческой деятельности учеников.

Прием «дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» — тема, «ветви» — предположения (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Р. Быстром отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор».

К. Роджерс писал: «Способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта…».

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную форму, устную или письменную. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Стадия рефлексии, которая характеризуется активным целостным обобщением полученной информации и выработкой собственного отношения к изучаемому материалу, дает широкие возможности для формирования аргументированного представления о произведении, помогает учащимся выработать навыки создания собственных текстов, способствует живому диалогу с автором.

Я хочу предложить вашему вниманию работу над текстом басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» на стадии рефлексии, так как эта басня знакома всем с детства и это поможет нам в понимании приема «дерево предсказаний».

В классе 4 ученика : историк, физик, географ, учитель начальных классов.

Тема урока : Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Рефлексия : цель – прогнозирование дальнейшей судьбы Стрекозы.

Ход: Представьте себе, что учащиеся уже знакомы с содержанием басни, позади обсуждение, анализ текста, выяснение заложенной в ней морали. Перед нами два ярких образа: трудолюбивый Муравей и бездельница Стрекоза – и мораль: «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!». Ребята быстро улавливают, что хорошо, а что плохо и что зло должно быть наказуемо. А дальше? А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей и надо»?

Работа с учениками . Ребята, я предлагаю вам сейчас представить, что перед нами не басня с ее поучительным смыслом, а рассказ о жизни , подобных Стрекозе и Муравью людей на сюжет басни.

Итак, Стрекоза стоит на пороге дома Муравья, не желающего пускать ее в свой дом.

Задания для класса:

  1. Подумайте, какие чувства сейчас испытывает Стрекоза? (Запись, обсуждение)
  2. А Муравей? (Запись, обсуждение)
  3. А вы? (Запись, обсуждение)
  4. Что должно произойти дальше? (Запись, обсуждение)
  5. Подумайте, о ком мы должны продолжить свой рассказ? Почему? Что нас волнует? (Обсуждение)
  6. Как можно продолжить рассказ о дальнейшей судьбе Стрекозы и Муравья. В центре – судьба (или будущее) Стрекозы. Используя прием «дерево предсказаний», выскажите возможные пути ее жизни и аргументируйте свои предположения.
  7. Индивидуальная работа . Запишите в виде «веточек» ваши предположения о судьбе Стрекозы.

Каждому своему предположению дайте обоснование («листик»).

  1. Парное обсуждение . Выскажите свои предположения товарищу. Обсудите.
  2. Коллективное обсуждение . Запись на доске прогнозов и аргументов, составленных учениками.
  3. Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда задумались о том, как будет жить Стрекоза дальше. Обратите внимание на темы предстоящей творческой работы. Какая из них заинтересовала вас и в какой форме вы захотели бы поделиться своими впечатлениями? (Обсуждение)
  4. Выберите ту тему сочинения, которая поможет лучше отразить вашу жизненную точку зрения.
  5. Выход на творческое мышление. Сочинение.
  6. Темы творческой работы:
  1. «Приходи ко мне, Стрекоза!»
  2. «Как тебе живется, Стрекоза?»
  3. Судьба Стрекозы.
  4. Какие жизненные уроки извлекла Стрекоза?
  1. Домашнее задание : написание творческой работы.
  1. Моделирование собственного урока.

Попробуйте самостоятельно составить часть урока (вызов или рефлексию) по своему предмету, используя прием «дерево предсказания».

  1. Обсуждение авторских моделей.
  2. Результаты совместной деятельности.

Источник

Читайте также:  Ванга предсказания для весов
Оцените статью