Серафим Саровский и его пророчества
Сегодня предсказания и пророчества Серафима Саровского известны среди широкого круга православных людей. По прошествии почти двухсот лет со дня смерти святого к его словам прислушиваются, в них находят предупреждения и поучения современным поколениям. Монах Серафим оставил множество пророчеств о России. Разберёмся, что из его слов сбылось, а какие потрясения ещё предстоит пережить в XXI веке.
Личность Серафима Саровского
Серафим Саровский, иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители, прожил 78 лет. Жизнь и деятельность знаменитого святого пришлась на вторую половину XVIII и первую треть XIX века. В начале XX века по инициативе царя Николая II он причислен к лику преподобных (святых из монахов).
Серафим Саровский — один из самых почитаемых монахов в истории Русской православной церкви.
В 32 года после принятия в монашество Серафим стал вести уединённую и аскетическую жизнь в глухих местах. Принял на себя иноческий подвиг молчания, придерживался его несколько лет. На 15 лет уходил в затвор.
После окончания затвора стал принимать многочисленных посетителей. В это время широко распространилась слава о его даре прозорливости и исцеления от болезней. Народное почитание батюшки, начавшееся ещё при его жизни, после смерти только укреплялось и множилось. Вершиной почитания стала канонизация в начале XX века при активном участии последнего российского императора Николая II.
Основной источник сведений о старце Серафиме и его пророчествах — житийные своды, которые выпускались и дополнялись неоднократно после смерти святого. Немало данных о предсказаниях дошло до нас благодаря воспоминаниям современников.
Предсказания Серафим Саровский излагал языком православного, церковного, глубоко верующего человека. Пророчества святого тесно вплетены в библейские сюжеты. Смыслы неразрывно связаны с верой, Господом и церковью. Свои мысли монах излагал языком своей эпохи — времени сильной императорской власти, почитания православного царя и православного государства.
В своих предсказаниях Серафим затрагивал следующие аспекты:
- сведения о царе и его судьбе;
- тяжёлые времена для России — бунты, смуты, братоубийственные войны;
- серьёзные испытания для Православия;
- надвигающиеся мировые войны;
- возрождение Святой Руси и место России в новом мире.
О себе Серафим Саровский говорил, что ему положено жить больше ста лет, но, т. к. в мире начнёт преобладать нечестие:
«Господь заберёт меня раньше срока. Позже я буду воскрешён. После воскрешения перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние».
Старец предвидел значение своего образа для православных людей. Под воскрешением он подразумевал канонизацию. Увековечивание мест, где осуществлял деятельность монах, позволит «воскресшему» Серафиму доносить своё слово до людей через сотни лет после своей кончины.
Предсказания о будущем России
Во всех предсказаниях преподобного Серафима центральное место занимает Россия. Пророчества о будущем страны многочисленны и неоднозначны. Часть из сведений нашло отражение в действительности, а некоторые носят запутанный и непонятный характер.
Уже сбывшиеся
Есть предсказания Серафима Саровского о будущем России, которые уже сбылись.
- Через более чем 50 лет злодеи поднимут свою голову. Будет бунт против царя.
- За год до смерти старец указал на грядущую гибель империи. Бунтари дождутся момента слабости государства, когда некому будет встать на защиту существующих порядков. По сговору они поднимут бунт. Прольётся много невинной крови. Будут убивать дворян, духовенство, купечество.
- Произойдёт распад империи на части. Часть будет подчинена бунтовщиками, а часть сохранит верность царю и церкви. Итоговую победу одержат сторонники государя и Господа. Русская земля будет вновь объединена. Все изменники и бунтовщики будут пойманы и казнены. Кровь бунтовщиков станет последней, очистительной. После этого наступят лучшие времена.
- Россию ждёт кровопролитная война и революция. События будут сопровождаться величайшим кровопролитием. Все бунты прошлого и Французская революция не сравнятся с предстоящими событиями по своим масштабам кровопролития.
- После всех бед под предлогом церковного прогресса начнутся изменения и реформы, которыми будут извращены догматы и уставы церкви.
- В беседах старец говорил о восстановлении храма Христа Спасителя, хотя он будет построен только через 30 лет после смерти Серафима. Святой опишет событие следующим образом — на храм поднимут огромный колокол, соберётся множество народу, но не будет счастья на лицах, т. к. люди будут бояться за будущее страны. Все будут думать — упадёт кляча или выстоит.
С. Саровский предрек революцию 1917 года
Слова о злодеях через полвека отсылают нас к развитию революционных течений во второй половине XIX века. Эти движения — источник всех последующих бед в стране.
В высказывании о гибели империи прослеживается точность предсказаний:
- бунт произойдёт в момент максимальной уязвимости страны — участие в Первой мировой войне;
- некому защитить строй — многие сторонники империи из дворян погибнут, остальные будут заняты на фронте;
- восстание будет направлено на свержение господствующего строя, олицетворением которого является дворянство, духовенство и купечество.
В словах о распаде империи и борьбе бунтовщиков с поборниками Господа прослеживается прямое указание на период Гражданской войны. Но в этом контексте непонятны и противоречивы слова о победе сторонников государя. Победу в противостоянии одержали противники царя — большевики.
В этих пророчествах можно усмотреть события более позднего периода — конца XX века. Распад империи — развал СССР. Длительный период конфликтов, неурядиц и кризисов завершится победой сторонников Господа и царя. Подобный процесс наблюдается сегодня — рост влияния православия, возрождение святынь и монастырей, пересмотр отношения к империи и царю Николаю II. Сторонники коммунизма (последователи бунтовщиков-большевиков) повержены и наказаны.
Св. Серафим предсказал распад СССР в конце ХХ века
Слова Серафима Саровского всегда стоит рассматривать с учётом содержания скрытых смыслов. Пророчества святого часто носят характер аллегорий. С этой позиции предсказания о борьбе за империю и Господа можно трактовать иначе — под борцами за царя и Господа понимаются большевики и коммунисты. Только созданием СССР и уходом в подполье всего, что касалось царя и Бога, можно было спасти веру и человечность. Временное забвение позволило возродить православие с новой силой. С распадом Союза начался период возрождения православия и восстановления значимости царя в глазах общественности.
В словах о храме можно увидеть события восстановления святыни в 1999 году. Знаменательное событие омрачено неустроенностью в мирской жизни — страна находится в кризисе, у людей нет уверенности в завтрашнем дне.
Отдельного внимания заслуживают пророчества Серафима Саровского о царе. Интерес вызывают слова о том, что после бунта и распада империи Господь сохранит царскую фамилию. Высказывание не стоит понимать прямолинейно — святой не говорит о спасении Николая и его семьи. Старец указывает, что, несмотря на целенаправленное уничтожение членов царствующей фамилии Романовых, прямым потомкам императорского дома удастся спастись, в нужный момент они проявятся и возглавят возрождённую страну.
Саровский предсказал гибель последнего царя Николая Второго
В своих пророчествах о царе преподобный Серафим Саровский говорил, что самодержец, прославивший меня, будет прославлен мною. Провидец указывал, что царская семья посетит Саров и Дивеево. Летом воспоют Пасху. После этого страну ждут страшные беды.
В 1903 году, после присвоения лика преподобного, Николай II и его родные посетили Саров и Дивеево. Сюда были перемещены мощи святого, а во время процессии хор пел Пасху (события происходили летом). Через год в России разразится революция, через 10 лет начнётся война, которая закончится революцией, гибелью империи и братоубийственным противостоянием — Россию постигнет череда кровавых катастроф.
О XXI веке
Сохранились и пророчества Серафима Саровского о России в 21 веке.
- После свержения большевистского строя, Бог даст людям срок в 15 лет на покаяние и возвращение к православию. Если этим временем человек не воспользуется, не произойдёт покаяние, Господь изольёт свой гнев в ещё больших размерах. Из этих слов святого можно сделать следующие выводы — после распада СССР у страны будет переходный период в 15 лет. В это время Россия должна сделать выбор. Если не произойдёт возвращения к православным истокам, страну ждут новые бедствия.
- После создания единого славянского государства во главе с Россией мир ждёт новая глобальная война, которая продлится 10 лет.
- Константинополь и Иерусалим снова станут христианскими.
- Турция будет разделена, большая часть отойдёт России.
- Во Франции останется 17 миллионов человек. Столицей станет Реймс, т. к. Париж ждёт уничтожение.
Из слов святого можно вынести следующую информацию о будущем России:
- время смут и потрясений ещё не закончилось;
- страну ждёт объединение с другими славянскими народами;
- грядёт Третья мировая война, в которой активное участие примет и Россия.
Пророчества о последних временах
Предсказания преподобного о России тесно переплетаются с информацией о последних временах. Эти пророчества излагались монахом в тесной взаимосвязи, без отрыва одних событий от других.
Предсказания Серафима Саровского о последних временах в будущем:
- Господь не допустит полного разрушения русской земли, т. к. только на ней сохранятся остатки благочестия;
- из-за Православия Россия всегда будет непобедима и страшна для врагов;
- Россия путём больших страданий достигнет великой славы;
- перед концом времён Россия объединится со всеми славянскими народами;
- единое православное государство будет приводить в трепет все остальные народы;
- русский народ ждёт величие и слава.
При рассмотрении пророчеств о последних временах отдельное место занимает проблема прихода антихриста и Спасителя. Все революционные и реформаторские течения по своей природе антихристианские. От этих течений будет исходить наибольшая угроза для истинной веры. Реформаторы уничтожат христианство и отчасти православие. Всё закончится воцарением антихриста над всем миром, кроме России.
Явление антихриста произойдёт, когда население России достигнет отметки в 180 миллионов человек. Антихрист родится в России. Он станет первым революционером. Русский народ увидит истинное лицо антихриста и сохранит верность Господу. После прихода антихриста стоит ждать Спасителя.
А ваше личное будущее помогут узнать онлайн-гадания и тесты, а также гороскопы на 2020 год.
Источник
Чего не изрекал преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве
В последнее время в ряде изданий появились подборки пророческих высказываний подвижников благочестия, в частности великого Саровского старца преподобного Серафима. Поток подобных пророчеств особенно захлестнул читателей накануне празднования 100-летия канонизации батюшки Серафима.
Известно, что Саровский Чудотворец обладал великим даром пророчества. Эти пророчества относятся как к судьбе Дивеевской обители, так и к грядущим судьбам России. Многие из них собраны в труде митрополита Серафима (Чичагова) «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (1896, 1903) и в книгах Сергея Александровича Нилуса «Великое в малом» (1903, 1905), «На берегу Божией реки» (том 2, Сан-Франциско, 1969). Однако отыскиваются и новые тексты, существенно дополняющие собрание пророчеств Преподобного.
Одной из последних находок явились два документа, обнаруженные в бумагах священника Павла Флоренского. При рассмотрении их оказалось, что попали они к о. Павлу, возможно, не без помощи С.А. Нилуса (1862–1929), близко знавшего Елену Ивановну Мотовилову (†1910), вдову «служки Серафимова», Николая Александровича Мотовилова (1808–1879), благодетеля Дивеевской обители. Н.А. Мотовилов (человек, мягко говоря, не без странностей, ныне широко известен среди православных как собеседник Преподобного, доверившего ему сокровенные мысли о цели христианской жизни), оставил многочисленные записки, в которых излагал содержание бесед и высказываний старца Серафима. Недавно к этому корпусу текстов добавилась еще и переписка Мотовилова с императорами Николаем I и Александром II (опубликована мною в книге «Служка Божией Матери и Серафимов». М., 1996). В переписке также имеются предречения Преподобного о грядущих российских и всемирных событиях.
Самым пристальным читателем и притом самым авторитетным публикатором Мотовилова был С.А. Нилус. Именно ему в 1902 году Елена Ивановна передала для разбора короб рукописей своего покойного мужа. Из этого короба им была извлечена и опубликована знаменитая теперь беседа Преподобного «О цели христианской жизни» (первая публикация в газете «Московские ведомости», май 1903 года). «Великая Дивеевская тайна» находилась в бумагах Сергея Александровича, которые проделали длинный и трудный путь за океан, и напечатана была впервые в Сан-Франциско в 1969 году тщанием племянницы жены Нилуса, Елены Юрьевны Карцовой. Летом 1990 года мною была подготовлена к печати, а 21 сентября того же года опубликована в газете «Московский литератор» записка Н.А. Мотовилова «Антихрист и Россия» (заголовок дан публикатором), сохранившаяся в архиве о. Павла Флоренского. Эта крайне сомнительная записка достаточно широко ходила по рукам в предреволюционное время, читалась она и после ужасного Октябрьского переворота. Так, по воспоминаниям княгини Н.В. Урусовой, она видела эту записку в 1918 году у замечательного историка церковного искусства графа Ю.А. Олсуфьева, с которым встречалась тогда в Сергиевом Посаде. Из этой записки запомнилось ей предречение Преподобного «о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было там сказано и о помиловании и спасении России» (см. журнал «Русский Паломник» Валаамского общества Америки. 1990. N 2. С. 94). Приведем подлинные слова Старца из той самой записки, известной ныне под заглавием «Антихрист и Россия».
«До рождения антихриста произойдет великая и продолжительная война и страшная революция в России, по точному выражению отца Серафима, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужасное: бунты разинский, пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Это пророчество святого Серафима не вызывает сомнения в подлинности его слов, ибо Н.А. Мотовиловым помечено: «по точному выражению о. Серафима». Но далее в той же записке следуют рассуждения самого Мотовилова о всероссийское, всеславянском царстве Гога и Магога, «пред которым в трепете все народы будут», о переделе мира и невиданном расширении Российской Империи, о рождении антихриста «между Петербургом и Москвой, в том великом городе, который назван будет «Москво-Петроградом», о созыве Восьмого Вселенского Собора «для окончательного проклятия всего масонства и всех подобных партий», цель которых «подчинить весь мир антихристианству, в лице единовластного самодержавного царя, царя Богоборного, одного над всем миром», антихристу. Далее в записке повествуется о том, что «евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые, прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих». Эти мессианские народы, по мнению Мотовилова, возлюбленные перед Богом, но во времена антихриста лишь славяне «удостоятся великого благодеяния Божия» за то, что не приняли сына погибели. И воцарится русский «всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, Русско-Славянского, не будет на земле». Подчеркнем еще раз, что эти «пророчества» к преподобному Серафиму не имеют никакого отношения!
Рассуждения Н.А. Мотовилова на эсхатологическую тему вполне соответствуют его умонастроению 60-х годов XIX века, когда создавались им «Великая Дивеевская тайна», дополнение к ней и эта записка. Приписывать его рассуждения о «всеславянском царстве Гога и Магога» преподобному Серафиму нет никаких оснований. К сожалению, некоторые около церковные издания делают это, приписывая преподобному Серафиму слова, которых он не изрекал. Передергивания подобного рода наблюдаются, к примеру, на страницах журнала «Первый и последний», выходящего под редакцией В. Г. Манягина (материал был перепечатан из газеты «Русь Православная», 2003, N 5–6). В номере 5 (9) за 2003 год на странице 6-й после все того же рассуждения Мотовилова о всероссийском, всеславянском царстве Гога и Магога читаем: «Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией…» Одним росчерком пера преподобному Серафиму влагают в уста то, чего он не изрекал. Панславизм, как идейное течение, главенствовал в среде русских просвещенных людей в основном в 60-е годы XIX столетия, в годы, когда Н.А. Мотовилов воссоздавал по памяти подробности устного общения с великим саровским прозорливцем, сбиваясь при этом на высказывания других подвижников благочестия. В случае с его запиской «Антихрист и Россия» однозначно угадываются эсхатологические рассуждения другого человека, возможно Антония Воронежского, архиерея великого и человека тонкого ума. Об этом намекает и сам Мотовилов, указывая дату написания своей записки 1834 годом, временем своей поездки в Воронеж, когда и состоялась его беседа с епископом Антонием. Заметим дату: 1834 год, время, когда уже давно не было в живых старца Серафима (скончался 1 января 1833 года). Так что не изрекал Преподобный и того, что сказано в последнем абзаце записки Н.А. Мотовилова: «Во Израиле родился Иисус Христос, истинный Богочеловек, Сын Бога наитием Св. Духа, а среди славян и русских родится истинный антихрист: бесочеловек, сын блудницы Данова поколе ния и сын диавола через искусственное переселение к ней семени мужеского, с которым вместе вселится в утробу ея дух тьмы. Но некто из русских, доживши до рождества антихриста, подобно Симеону Богоприим-цу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет рожденного антихриста и возвестит миру, что он есть настоящий антихрист». Эта стилистическая фигура целиком принадлежит самому Мотовилову и никому другому, ибо наши духоносцы свои выводы делали на основе Священного Писания и учения святых Отцов, и ежели присовокупляли собственные суждения по тому или иному вопросу, то они нисколько не противоречили православному священному Преданию. В силу священного Предания антихрист родится не в среде славянских народов, а будет поставлен от евреев, возгнетающих «тайну беззакония». Надо сказать, что первым, кто предостерегал от неправильного понимания записки Мотовилова «Антихрист и Россия», был Михаил Шумский. Он по свежим следам публикации документа в «Московском литераторе» сразу выступил в той же газете со своим несколько раздраженным, но по сути правильным письмом.
Если рассматривать записку Н.А. Мотовилова «Антихрист и Россия» в целом, то кроме первого абзаца, процитированного в самом начале настоящего обзора, великому Саровскому старцу ничего другого не принадлежит, в том числе и мысль о созыве в конце времен Восьмого Вселенского Собора «для объединения и воссоединения Святых Божиих Церквей». Согласно православному Преданию и высказываниям многих подвижников благочестия, так называемый «Восьмой Вселенский Собор» будет собором экуменическим и обновленческим. Так что будем бдительны. Заметим, что и в письме Мотовилова к Императору Александру II звучала та же его мысль (см.: «Служка Божией Матери и Серафимов»). Особенно настойчиво проповедовал Саровский старец гибельность либеральных путей устроения русской государственности. Рассуждения же о единении славянских народов вызывают большие сомнения в принадлежности их преподобному Серафиму. Схожесть с той же мотовиловской запиской обнаруживается и в публикации журнала «Душеполезное чтение» за 1912 год (ч. 2, с. 493). Там, в частности, некий журналист Потапов со слов жены Мотовилова писал: «Все то, что носит название «декабристов», «реформаторов» и, словом, принадлежит к «бытоулучшательной партии» – есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению Христианства на земле и отчасти Православия и закончится воцарением антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный народный океан, пред которым будут в страхе прочие племена земные. И это так верно, как дважды два – четыре». Впрочем, публикация эта делалась опять же на основании мотовиловских записей, и приписывать ее авторство преподобному Серафиму невозможно: во времена Преподобного бунтовщиков «декабристами» не называли; термин «декабристы» вошел в обиход только спустя несколько десятилетий!
Наибольшие сомнения вызывают некоторые нарративные, по-другому – устные источники. Особенно часто их используют, когда речь заходит о предречениях святого Серафима относительно судьбы последнего царя Николая II. Тут в ход пускается и анонимное свидетельство, выхваченное из книжки либерального историка С.П. Мельгунова «Последний Самодержец», выпущенной в свет между Февралем и Октябрем 1917 года, в пору безудержного шельмования Государя Императора и его семьи. Предречение Преподобного относительно Царя Николая II будто бы гласило: «В начале царствования сего Монарха будут несчастия и беды народные. Будет война неудачная. Настанет смута великая внутри государства, отец поднимется на сына и брат на брата. Но вторая половина правления будет светлая и жизнь Государя долговременная». Намеки на долговременную вторую половину правления Николая II не оправдались! И это не удивительно: ведь преподобный Серафим, если верить Мотовилову, высказывался так, подразумевая царствование Николая I в его правление были и дворянский бунт, и бедственная чума 1830 года, и неудачная Крымская война. Об этом и говорилось в письме Н.А. Мотовилова к Александру II. А Мельгунов, не имея документа, опирается на устное предание. «Текст этого предсказания, – поясняет он в своей книжке, – был якобы записан каким-то генералом и для сохранности положен в архив Жандармского корпуса. Говорят, что Александр III тщетно искал этот документ – пророчество касалось всех царствований, но когда догадались обратиться в Департамент полиции, то желанная бумага нашлась». Правильно пишет – бумага нашлась! Только отыскалась она не в царствование Александра III, а в 1906 году. И искали ее по требованию Императрицы Александры Федоровны, пожелавшей прочесть пророчества Преподобного Дому Романовых. Ведь об этом пророчестве настойчиво твердила молва, говорилось даже о некоем письме старца Серафима, адресованном лично Николаю II. Запрос Императрицы поступил к архивистам, и они стали искать. Никакого личного письма Старца к Императору Николаю Александровичу, прославившему «убогого Серафима», не оказалось, зато отыскались те самые письма Н.А. Мотовилова к Николаю I и Александру II, о которых упоминалось выше. Письма эти отложились в архиве Третьего отделения Канцелярии Его Императорского Величества (по Мельгунову – в архиве Жандармского корпуса). В письмах были подчеркнуты строчки, содержащие предречения Императору Николаю I, но, возможно, представлявшие интерес и для текущего царствования. Если все подчеркнутые строчки собрать, то получался единый текст, который при желании и неудержимой фантазии можно было бы назвать письмом святого Серафима Императору Николаю II. Назвать так при большом желании можно, но ответственные историки любят точность, и предречения, сделанные для другого Императора и для другого царствования, нельзя произвольно переносить из эпохи в эпоху. Вторая половина царствования – светлая – может быть и у Императора Николая I. Ведь он был поистине великий правитель и несравненной святости государственный муж. Его преданность Православию и русской духовной культуре – вне сомнения. Оттого-то и не напрасно уповают православные люди, что этот Император будет прославлен в лике святых. Вся либеральная грязь, нанесенная врагами веры православной и Отечества на светлый лик этого великого и благочестивого человека, уже отпала. Люди отвыкают ходить на масонском поводке, а кто уже отвык, тот чтит своего великого Императора. Конечно, между двумя Николаями, между двумя великими Монархами – много общего, как есть много общего и между их одноименными Августейшими супругами. И то, что святой относил к одному из них, можно при желании отнести и к другому. Но только «при желании», а этого для точности смысла совсем недостаточно.
Приписывают иногда преподобному Серафиму его якобы сочувствие старообрядчеству. Но для этого даже и основания нет никакого! Ведь известно, что великий подвижник отводил старообрядчеству весьма скромное место в современном ему мире, сравнивая Православие с кораблем, а старообрядчество – самозваную «белокриницкую иерархию» и беспоповцев – всего лишь с утлой лодкой. А то, что он лестовку перебирал в руках, – аргумент в пользу «ревнителей древлего благочестия» совсем неубедительный, поскольку в то время, когда жил святой, лестовка была повсеместна в монастырском обиходе. Еще чаще на молитве Старец перебирал четки, он их и сам весьма умело изготавливал. До наших дней сохранились деревянные четки, сработанные святым Серафимом своеручно (выставлены на обозрение в Свято-Даниловом монастыре). Не изрекал Преподобный и каких-либо особых суждений в пользу староверов, нет на то ни письменных, ни устных, достоверных подтверждений. Существует, однако, ряд резко отрицательных высказываний преподобного Серафима в отношении старообрядчества, как например: «двуперстное сложение противно святым уставам» и многое другое. Истина неделима, и блюсти ее целокупной в лоне Российской Православной Церкви, к чему постоянно призывал старообрядцев батюшка Серафим, – обязанность всех искренно верующих в Спасителя и Бога нашего.
Да, жизнь наша сложная, а временами и весьма тяжелая, поэтому и неудивительно совсем, что люди тянутся к чуду небывалому. Иногда всего лишь пущеный слух обрастает и разукрашивается рассказами, превращаясь в устойчивый миф. А с мифами не спорят, их не пересматривают на достоверность, к ним просто привыкают. Существует, скажем, множество исторических мифов, весьма устойчивых, хотя совершенно бездоказательных и лживых. Тут и якобы имевшееся завещание Петра I, и некоторые фальсифицированные «пророчества» инока-«провидца» Авеля, и кажущаяся почти правдоподобной легенда о Федоре Кузьмиче – якобы бывшем Государе Александре I, и сваливание на Охранное отделение авторства известных «Протоколов», и выдуманный уже после кончины святого Иоанна Кронштадтского его так называемый «вещий сон», и много другой псевдо-церковной мифологии.
В около церковной литературе также не обходится без передергиваний и мифов. Так, недавно без указания места переиздана в двух частях книга «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса». Это достаточно объемное сочинение до революции издавалось в столице анонимно четыре раза, ныне же оно безо всяких оснований приписано святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Приписано сочинение, которое он никогда не писал! Более того, батюшка Иоанн в одной из дневниковых записей признается: когда он прочел случайно попавшуюся книгу «Начало и конец нашего земного мира», то она ему понравилась. И даже посетовал, что не сам написал такую. Вот и все. Кто же создал этот труд? Его создателем был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон, достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевел 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Свой опыт раскрытия Апокалипсиса он издал и открыто, с указанием полного своего монашеского имени, как единственный автор. Книга выпущена в Одессе издателем Е.И. Фесенко в 1903 году.
В заключение приведем замечательные слова святителя Димитрия Ростовского: «Нe буди ми лгати на святого…» И будем помнить, что любое мифотворчество и подтасовка церковно-исторических и агиографических фактов есть тяжкий грех, способный только соблазнить верующие души и привести к нестроениям и расколам в Православной Церкви.
Источник: Александр Стрижев Чего не изрекал преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве // Новая книга России. 2004. № 8. С. 38 — 40.
Источник