Гадание по птицам
Гадание по птицам заключалось в том, что загадывающий встречал птицу, задумывал о чем хотел и по их пению или крику решал о загаданном.
Гадали больше на птиц: сову, филина, ворону – это по крику.
По пению: соловья, кинарку, скворца, малиновку, ласточку, щегла и проч.
По полету гадали на коршуна, орла, ястреба, журавля, ворона и по стуку – на дятла.
Много и различно гадали на кукушку.
Высокий полет коршуна – означал радость, журавля – неприятные вести, орла – письмо от милого человека или от близкого родственника.
По крику: если ворона каркала сидя на здании – к нехорошим вестям, если она сидела и каркала на дереве – к благополучию, если сова кричала жалобно – к печали, если аукала – к новости, если пищала – к хорошей весточке; филин, когда ржал – к неприятности, когда свистал – к радости, когда охал – к болезни, когда стонал – к перемене в житье.
Пение соловья по утрам дудкой – к печали; а щелканье – к радости; колокольчиком – к свадьбе; дудочкой – к веселью; кинарка, когда щелкала – к ссоре, когда пела тонким голоском – к тоске и о получении печальных вестей.
Скворец, если пел весело – к успеху, тихо – к грусти, громко – к ссоре, разными голосами – к переменной жизни.
Источник
Воронограй (предсказания по полету птиц)
До наших дней у восточных славян сохранилось множество примет и поверий связанных с поведением птиц. Деревенскими колдунами и знахарями, наследниками древнеславянских волхвов, эти приметы собирались и записывались в специальные рукописные сборники, которые позже попали в церковные индексы «отреченных книг». Так, в данных индексах приводятся следующие названия: «Воронограй» (предсказания по поведению ворона), «Курогляшеник» (предсказания по крику петухов), «Птичник» или «Птичьи чаровье» (предсказания по крику и полету птиц вообще) (1)
Особенное внимание привлекают к себе приметы связанные с вороном. Ворон в славянском фольклоре занимает исключительное место. В народных песнях, заговорах и былинах, по количеству упоминаний ворон стоит на одном месте с соколом.
Но если сокол связывается с днем, светом и небом как миром Богов (Правь), то стихия ворона – ночь, тьма и мир мертвых (Навь).
В украинских заговорах сокола и ворона постоянно сопровождает атрибутика присущая центру мироздания: море, остров Буян, Мировая Гора, причем как сокол так и ворон часто восседают на Алатыре-Камне. (2)
Но ворон не только связывается с миром мертвых, в фольклорных текстах, ворон именуется вещим, песни, преданья и сказки наделяют ворона даром предвиденья. В гнезде ворона незримо хранятся золото, серебро и драгоценные камни. Он хранитель золотых яблок, а также живой и мертвой воды. (3)
Также следует выделить и такой часто встречающийся в былинах мотив, как растерзания вороном тела умершего героя, что является отражением древнейших обрядовых посвящений, в которых неофиту, дабы приобщиться к сакральному знанию приходиться пройти через состояние смерти и последующего воскресения. Тут можно вспомнить северных шаманов, которые во время « шаманской болезни» (т.е. Посвящения в шаманы) видят что их тело духи сначала разрывают и поедают, а затем воссоздают вновь. И только после прохождения посвящения смертью человек становится настоящим шаманом.
Из всего этого можно сделать вывод, что ворон – хранитель незримых дорог между Явью и Навью, священная птица Велеса в его ипостаси Владыки Мира Мертвых. Таким образом, наши предки видели в поведении ворона знаки даваемые Велесом.
Но чтобы видеть и слышать знаки от Богов и предков передаваемые через птиц, а также другие явления окружающего мира, нужно уметь быть в тишине, ведь чтобы слушать надо уметь молчать.
Умение слушать мир является основой славянских традиционных духовных практик. Без умения слушать и видеть сокровенную сущность пространства, все обряды и рядения есть лишь бессмысленная суета, в лучшем случае не приносящая никакой практической пользы, а в худшем случае – вводящая человека в самообман и морок (иллюзии) являющиеся последствием не реального видения мира, а отражением собственных личностных представлений о том каков должен быть мир.
Иначе говоря, из-за внутренних ограничений человеческой личности которая создается в процессе социализации, человеческий ум в попытке понять знаки Богов искажает их смысл соответствии с рамками своей искусственной личности. Не зря ведь слово «личность» происходит от старославянского «личина» т.е. Маска. Маска которую человек надевает на свое истинное «Я». И если в человеческом социуме личность нужна и совершенно необходима для жизни и взаимодействия с обществом, то выходя за рамки человеческого общества, общаясь с Богами или творя волшбу, личность становится только помехой.
Только научившись в состоянии мысленного (и чувственного) безмолвия слушать и созерцать звенящую тишину пространства, можно увидеть и услышать что говорят тебе Боги и духи через проявления природы.
Научитесь вслушиваться в шорохи ветра, в крики птиц, голоса людей, созерцайте тени в сумерках, капли дождя, падающий снег, листья деревьев, огонь костра.
Поначалу ваши собственные мысли и желания будут отвлекать вас, но если вы проявите волю и настойчивость, то в таком созерцательном состоянии, слушая звуки окружающего пространства, внимательно всматриваясь в поступки и действия существ этого мира вы услышите именно те слова и звуки которые несут сакральные знания именно для вас. Не все крики птиц, или голоса людей, или шум от проезжающих мимо машин будут вестью от духов и Богов.
Но научившись слушать мир, как слушали его наши предки, вы сможете распознать когда полет ворона является не просто полетом ворона, а вестью от Богов предназначенной именно вам.
Учитесь разговаривать с миром, и тогда мир заговорит с вами. Ведь Боги и духи могут проявляться через множество явлений и сущностей. Можно беседовать с Богами через птицу, облако, дерево, ручей, камень. Можно разговаривать с другим человеком, и вдруг в какой-то момент увидеть что сейчас с вами устами этого человека говорит кто-то из Богов или духов, ведь они рядом, они часть природы и потому каждое событие в природе является проявлением различных потоков божественных сил. Причем, зачастую современный человек искалеченный «благами» современной «цивилизации» в силу отсутствия целостного самосознания не в состоянии осознать когда и как сила Богов или духов входит в него и действует в этом мире его руками. Но это уже тема для другого разговора.
Ниже собраны приметы из разных этнографических источников, связанные с поведением ворона.
Вороны в кучу собираются – к ненастью. Купаются – тоже. Каркают стаей летом – к ненастью, зимой – к морозу. Вороны играют вверху, толкуны толкутся – к ведру. Ворон в пыли купается возле ворот дома – к смерти. Ворон по дороге ходит – к ворам.
Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на волка. Ворон сидящий на кровле дома, в котором есть больной и при этом кричащий, предзнаменует больному смерть. Если ворон летит рядом – к несчастью.
Кто убьет ворона, у того не будет разводиться скот столько лет, сколько было ворону.
Кто убьет ворона, тому не миновать трех напраслин.
Ворон каркнет над головой – худой признак.
Три раза прокаркает – к смерти.
Ворон виденный во сне – предвещает немилость и несчастье, мужу – неверность жены, жене – неверность мужа, летящий на человека – предвещает ему смерть, ворон каркающий – неприятные вести, горесть, дурная погода.
Если ворон разгоняет над чей-то пашней или садом – огородом других птиц, то это значит: какая-то вина, сильный грех тяготеют над владельцем этих угодий.
Вороний праздник –14 апреля (в некоторых местностях –15 либо 27 апреля).
Если в этот день ворон каркнет над человеком – то этим указывает на грехи человека. В этот день хозяева кормят воронов кашей, сопровождая подношения словами, чтобы вороны указали верный путь в жизни.
(1) А. Афанасьев. Поэтическое воззрения славян на природу. М.»Индрик» 1994 г. т.3 стр.607
(2) Українські замовляння. Упорядник М.Н. Москаленко. Коментар М.О. Новикова. К., «Дніпро». 1993, стр. 220-223
(3) Пожалуй не лишним будет сказать, что не стоит путать ворона и ворону, это не только разные виды птиц (разницу между ними современный городской житель может узнать из книг по природоведению), но они различаются и в плане символики. В образе вороны никогда не присутствуют символы мудрости и знания, наоборот, ворона всегда связывается с тщеславием, хвастовством, обманом, и ложью.
старейшиной Славянской Родноверческой Общины
»Коловрат» в грудене-месяце 2003 г.
Источник
Гадание по полету птиц
Древние предсказывали будущее по полету орлов и коршунов или по крикам ворон, сов, петухов. Мы тоже можем кое-что почерпнуть из этой науки.
Гадание по полету птиц было известно издавна. Пернатые у разных народов символизировали душу, являлись как посланцы богов (видимо, из-за близости к небу) или их перевоплощение, чтобы поведать людям свою волю. Святой Матвей именно так понял язык голубя — Святого Духа, прилетевшего к нему, и написал одно из Евангелий Нового Завета.
Гадание по полету птиц называется «ауспиции». А жрецы, толковавшие волю богов таким образом (а еще по молнии и другим небесным явлениям), в Древнем Риме именовались авгурами и были весьма почитаемыми людьми.
В Древней Греции тоже практиковали подобный способ предсказаний. Например, в поэме Гомера «Илиада» в 700 году до н. э. этот ритуал описан следующим образом: за полетом птиц нужно наблюдать, стоя лицом к северу. Если пернатые прилетят справа, с востока (особенно орел или сокол), то предзнаменование благоприятно, если слева — то наоборот. Иногда сам факт появления какой-то птицы уже был хорошим знаком. Например, афиняне считали, что сова всегда сулит удачу. Арабы также практиковали гадание по направлению полета птиц. Но более конкретных сведений об этом нет, поскольку в дальнейшем мусульмане стали отрицать любые виды гаданий. У древних этрусков был распространен ритуал предсказаний по внутренностям жертвенных животных и птиц.
Чаще всего ауспиции в Риме использовали в особых случаях — когда планировалось вступление в брак высокопоставленных лиц, закладка храмов или общественных зданий. И в обязательном порядке — перед серьезными битвами. Их проводили несколько жрецов, служивших разным богам. Предсказатели делились на авгуров — для разбора полетов и пения птиц, гаруспиков, читающих по их внутренностям,, и фулгаторов—толкователей грома и молнии…
Как правило, птицами, несущими знамения, признавались орлы и грифы. Могли рассматриваться также совы, вороны и куры (причем учитывались не только характер их полета, но и издаваемые ими звуки). Последние, кстати говоря, были дурными вестниками. Важнейшим аспектом считалось направление, откуда появилась птица (или донеслось ее пение). Юг и восток считались положительными, а север и запад — отрицательными направлениями.
С течением времени тайные знания постепенно утратились и нередко авгуры становились лишь формальными участниками действа. И. осознавая нелепость происходящего. не могли смотреть друг на друга без улыбки во время ритуала предсказаний. Возникла даже поговорка: «Если авгур видит авгура, они не могут сдержать улыбки». Кстати, именно отсюда произошло выражение, вошедшее в современный обиход, «улыбка авгура» — усмешка, которой обмениваются между собой люди, совместно, по сговору обманывающие других. А также ироничная фраза «Птичка на хвосте принесла».
Гадание по полету птиц в наше время существует в некоторых формах у народов, сохранивших родопле-менной строй и живущих в тесной связи с природой. У всех оно выглядит по-разному. Большинство таких гаданий построено на наблюдении за полетом тотемных птиц — как правило, ястребов и ворон.
А как же можно гадать по полету пернатых нам? Жители мегаполиса, как правило, видят в пределах города в основном воробьев, голубей и ворон, в парке встречаются и другие птицы. Но и там нам чаще всего не хватает небесного простора для наблюдения за птичьим полетом. Его, конечно, лучше рассматривать как предзнаменование, а не как конкретное предсказание. Характер знака соответствует характеру птицы. Остановимся на тех пернатых, которые чаще всего встречаются в окрестностях.
Воробьи — птички маленькие, шумные, шустрые, могут указывать на незначительность. поверхностность и скоротечность происходящих событий.
Голуби — довольно крупные птахи, всегда символизировали мир, духовность и любовь. Являются важным предзнаменованием чего-то хорошего, долговечного и серьезного.
Вороны — птицы умные, но могут быть опасными, злопамятными. Существует поверье, что они обитают там, где много нечистой или темной энергии. В различных мифологиях они связаны с подземным царством. На Руси издавна считалось, что птица (особенно если это ворона), случайно влетевшая через окно в комнату, приносит несчастье. Поэтому она является предзнаменованием чего-то недоброго.
Итак, приступаем к ритуалу. Для начала формулируем вопрос. Он может звучать примерно так: «Правильно ли я действую?», «Справедлива ли с точки зрения высших сил ситуация, в которой я нахожусь?», «Одобряет ли космос, природа, пространство то, что мною задумано?», «Будет ли это воплощено?». После чего надо четко ограничить время и место, которое мы отведем для наблюдения за полетом или поведением птиц. Затем определяем стороны света. Восток — здесь восходят Солнце и Луна, а значит, все зарождается, развивается. Юг — символ полного расцвета, раскрытия, избытка света, тепла и энергии. Запад — место заката, уменьшения света, увядания. Север — точка холода, темноты, застывания и замирания всех жизненных процессов.
Теперь ждем ответа на заданный вопрос. Если в определенное вами время птицы прилетят с востока или юга и это будут воробьи, а лучше голуби, предзнаменование является самым лучшим; с запада или севера — значит, сейчас неблагоприятный период для маленьких (воробьи) и больших (голуби) побед. Если с этих сторон прибудут вороны, то неудачи отступят хотя бы на время. Если вороны появятся с юга или востока, это плохой знак. Если птицы кружат над вами настойчиво и долго — это показатель важности тех событий, о которых вы думаете в данный момент, их влияния на ваше будущее. Пернатые, летящие навстречу или наперекрест друг другу, указывают на противоречивость событий в вашей жизни. Но если путь голубей, появившихся с востока, пересекается с путем ворон, летящих с запада, это означает, что большая удача будет сопровождаться значительными препятствиями на пути к ней.
Воробей или голубь, готовый опуститься на руку или плечо вопрошающего. указывает на благосклонность светлых сил к этому человеку. Ворон — на особое отношение к нему темных сил. Тогда как голубь или ворона, севшая на голову гадающему, — знак того, что человек становится как бы проводником соответствующих сил, выполняя светлую или темную миссию. Но только если это произошло во время гадания.
В других ситуациях не стоит обращать на этот знак особого внимания. Удачного вам гадания!
Источник