Предсказания машхур жусуп копеева

Поэт, ученый, провидец

Еще два десятилетия назад не только труды, но даже имя Машхур Жусупа Копеева было под запретом. А сегодня ученые, оценивая масштаб исследований этого просветителя, ставят его в один ряд с Авиценной, Улугбеком и Яссауи.

В опалу Машхур Жусуп попал в советское время. В основном потому, что был почитаем в народе, и не только как ученый, но и как предсказатель, святой. Он был глубоко религиозным человеком, и вся его жизнь сопровождалась мистическими событиями.

Весьма образованный и очень умный человек, он оставил потомкам научные труды по истории, этнографии, философии, а также очень тонкие, проникновенные стихи.

Особый интерес представляют составленные им уникальные родословные – шежире. Когда после долгих лет забвения в 1989 году Машхур Жусупа реабилитировали, то выпустили книгу с шежире нескольких родов – тираж в 30 тысяч экземпляров разлетелся за неделю. Дело в том, что родословные, составленные Копеевым, считаются самыми точными.

Но простой народ знал его как целителя и провидца, предугадавшего множество событий – от голода 1931 года до даты падения Советской власти.

Талант не скроешь

Родился Копеев в 1858 году в Баянаульском районе Павлодарской области. Мальчика нарекли Жусупом, это мусульманское имя – производное от библейского имени Иосиф. Машхуром, что в переводе означает “знаменитый”, он стал еще в детстве с легкой руки одного из влиятельных людей того времени – Мусы Шорманова. Он разглядел в ребенке пытливый ум и огромный талант и предрек ему великое будущее.

В 14 лет Жусуп, окончив учебу в медресе, отправился в регионы Северного и Центрального Казахстана и Средней Азии собирать произведения устного народного творчества. А осенью поступил в медресе в Бухаре, чтобы получить высшее образование. Машхур Жусуп хорошо владел арабским, персидским, русским и другими языками. Он вел переписку с Федором Достоевским и другими известными писателями того времени, переводил на казахский произведения Пушкина.

Мавзолей при жизни

Могилу Машхур Жусупа, расположенную в урочище Ескельды возле поселка Жанажол Баянаульского района Павлодарской области, чтут как святыню.

Людской поток к ней не прекращался никогда – ходит множество легенд о том, как хворые и бездетные находили здесь исцеление.

Вера в силу аруахов – духов умерших – творит чудеса, не объяснимые наукой.

Поразительно, но за год до своей кончины Копеев указал ее дату – с точностью до дня. Главное в этом пророчестве было то, что он заранее знал, что 1931 год будет голодным, а поэтому провел поминки в благополучное время, еще при своей жизни, собрав родственников и друзей. Они не удивились таким пожеланиям аксакала и выполнили все, что он попросил. При жизни же построили и его мазар. Просветитель сам выбрал место в степи, составил проект: одну комнату отвел под непосредственно захоронение, а в другой велел сделать приют для странников – с печкой, посудой и лежанками.

Кстати, очевидцы утверждают, будто тело провидца было нетленным двадцать лет. Некоторые считают, что Машхур Жусуп, знакомый с тайнами восточной медицины, забальзамировал себя. Другие верят, что оно сохранилось по велению Всевышнего.

В начале 1950-х годов, во время очередной кампании против антисоветских символов, кто-то из партработников предложил уничтожить могилу Жусупа Копеева, ставшую местом паломничества. Власти распорядились снести этот мазар. Трактором сровняли его с землей на глазах детей просветителя и всех родственников. Сельчане до сих пор рассказывают про те беды, которые навалились после этого на тракториста и двух рабочих, участвовавших в сносе. Они сошли с ума, а их потомков преследовали несчастья. Трагически сложилась и судьба партийного работника, давшего то указание.

Смешение стилей и традиций

В 1978 году мазар был восстановлен, однако через почти три десятка лет он обветшал. И в 2006 году было начато возведение уже мавзолея.

Проект разрабатывали известные в республике архитекторы Бек Ибраев и Садвокас Агитаев. Мастер-ювелир Кырым Алтынбеков изготовил позолоченную входную дверь с художественной резьбой и тонкой инкрустацией.

В мавзолее много необычного. Машхур Жусуп лично начертил его границы. Входная дверь – с северной стороны, хотя по мусульманской традиции должна быть с восточной. Это было личным пожеланием Копеева, и религиозные деятели не решились нарушить волю старца, несмотря на отход от привычных канонов.

Примечательность мавзолея и в том, что архитекторы объединили древнетюркские и исламские традиции. Согласно тюркским обрядам внутри сооружения установлены гранитные камни с высеченными на них именами семи предков Машхур Жусупа, а по исламским канонам построено помещение для молитв.

Само здание состоит из двух залов. Зиратхана символизирует преддверие иного мира, в гурхане покоится тело Машхур Жусупа. Там же стоит надгробие из гранита весом девять тонн. Оно, кстати, выполнено в древнетюркском стиле, в трех уровнях, соответствующих этапам человеческой жизни. С мавзолея вниз ведут 73 ступеньки – по количеству прожитых Машхур Жусупом лет. На двух 14-метровых куполах выведено 99 имен Аллаха. Данью древней традиции стали светильники – шамшыраки.

Машхур Жусуп почитался в народе за дар ясновидения. Возможно, мистика тут и ни при чем, просто глубокий аналитический склад ума этого человека позволял ему предвидеть те или иные события. В то же время есть явления, которые не объяснимы логикой, и происходят они до наших дней.

Живя в начале прошлого века, однажды Машхур Жусуп “заглянул” в 2000 год. И сказал, что он будет благополучным для края. Поразительно, но миллениум действительно стал успешным для фермеров Павлодарской области после нескольких неурожайных лет.

Другая история – из современности. В Павлодаре в день открытия мечети имени Машхур Жусупа местный фотограф решил сделать несколько снимков для альбома. Причем как в светлое, так и в темное время суток. Ночная фотосессия выдала сюрприз. Во-первых, получился только один кадр, а во-вторых, в верхней его части образовалось множество точек, которые мастер принял за брак, а вернее, за блики. Однако, когда служители культа, заказавшие снимки, соединили эти “огоньки” между собой одной линией, они выстроились в арабскую вязь, а именно – в слова “Аллах” и “Мухаммед”.

Может быть, и этому найдется весьма простое объяснение. Однако люди предпочитают верить в то, что их земляк был действительно уникальным человеком.

Ризабек ИСАБЕКОВ, фото автора, Павлодар

Источник

Видевший сквозь века

Казахский Нострадамус

Его имя овеяно легендами, а предсказания актуальны, живы и интересны по сей день. Свои пророчества Монке-би передавал в стихотворной форме.

О его жизни, дате рождения и смерти до сих пор существуют разные мнения. Ученые, историки, писатели озвучивают свои гипотезы, приводя в качестве доказательств данные из недр фольклора, истории, архивов.

Он был младшим из сыновей батыра, полководца, бия Тлеу Айтулы. Прозорливость и острый ум будущего мудреца заметили с детских лет. Замечательный поэт, педагог, тюрколог, общественный деятель Ахмет Байтурсынов в своем учебном пособии «Сауат ашқыш», вышедшем в 1926 году, приводит рассказ о семилетнем Монке, который вынес справедливое решение в тяжелейшей тяжбе. Он завершается словами: «И тот мальчик стал знаменитым среди трех жузов бием Монке, и слава его была до небес».

Также широко известна легендарная история о том, как Монке 8 лет от роду детально описал семью, осмотрев следы былого кочевья. Вместе с отцом они набрели на пустырь, где ранее располагался аул. Малолетний Монке, бросив лишь беглый взгляд на место, заявил:

– У них было десять коз, один козел и черная собака с куцым хвостом. Есть лишь один верблюд, который слеп на один глаз. А хозяйка вот-вот родит.

Догнав кочевье, отец убедился, что Монке описал все верно. Пораженный прозорливостью сына, он спросил, как ему это удалось.

Оказалось, что картину быта мальчик воссоздал, заметив неприметные на первый взгляд мелочи – вмятины на песке, траву, ощипанную лишь с левой стороны, и другие детали.

На счету Монке-би было немало споров, тяжб, которые он разрешал всегда мудро и справедливо. Он умело ставил точку даже в многолетних конфликтах.

Его имя стало синонимом справедливого судьи. Обладая талантом и рассудительностью, Монке-би прославился на всю степь.

…Некий жигит мечтал повидать бия Монке и приехал к нему. Едва он вошел, Монке сказал:

– Лис ты мой, проходи, садись.

Подали чай. После нескольких пиал Монке сказал:

– Говори, мой критик.

Жигит промолчал, не понимая. Потом засобирался:

– Что ж, счастливо доехать, мой певец, передавай привет родным и близким, – сказал Монке.

Тогда жигит спросил:

– Вы мне сказали три непонятных слова. Что вы имели в виду?

– Ты пришел, волнуясь и виляя, как лис. Часто гость так входит в чужой дом. Я имел в виду это. Каждый гость, чуть посидев, начинает разглядывать и оценивать обстановку дома. Потому я назвал тебя критиком. Уехав, гость нараспев рассказывает другим о том, что видел и слышал. Потому я назвал тебя певцом.

. Как-то знаменитый батыр и бий Сырым Датов с шестью спутниками заехал в аул бия Монке. Тот в это время женил младшего сына и принимал новых сватов. Едва заслышав о проезжих гостях, Монке распорядился принять их в своей юрте. После угощения попросил по обычаю бата – благословение.

Сырым свои пожелания завершил словами:

– Да царит согласие меж шес­тью домами. Аминь!

После бата сват бия Монке сказал:

– Я не понял пожелания гостя. Он сказал: «Да царит согласие меж шестью домами». Спутников у гостя шестеро. Они главы шести домов. Говорит ли гость о согласии меж этими шестью домами? Или же здесь поставлено шесть белых шатров, в них живут шесть семей, говорит гость о них?

Тогда Монке ответил, глядя на Сырыма:

– С шести лет Сырым знаменит в народе. Еще тогда говорили: впереди него буря, позади него вихрь. И вот он приехал случайно в час нашей радости. Теперь скажу о смысле бата бия Сырыма. Мы с вами породнились. Наши дети соединили судьбы. Твоя дочь стала моей снохой. У нее теперь три родственных дома. Первый – родня по мужу, второй – родня по матери, третий – родня по крови. И мой сын стал твоим зятем. И он теперь обрел три дома. Свою родню, родню жены и родню матери. Так, соединив судьбы, дети наши породнили шесть домов. Если меж ними будет царить согласие, родство наше углубится в века. Если будет царить согласие меж этими шестью домами, то будут дружны и шесть родов, составляющих эти дома. Потому и говорят: «Сват – на тысячу лет».

Монке бию не выдалось возможности систематизировать и записать все свои предсказания. Но они были настолько глубокими, острыми, меткими, что передавались из уст в уста и дошли до наших дней.

Стоит отметить большой труд казахского поэта, мыслителя Машхур Жусупа Копеева, поэтов, общественных деятелей Жусипбека Аймауытова, Ахмета Байтурсынова, ученого Серика Негимова, исследовавших жизнь и творчество Монке-би. Благодаря трудам энтузиастов стихотворные послания в будущее от Монке-би известны современным читателям.

Предсказания Монке-би не уступают пророчествам Нострадамуса, а по конкретике и изо­бразительному реализму даже превосходят их.

Почитайте сами, его толғау вас удивят:

Будет народ из людей на разные

Будет ночью светло так же,

Вся поверхность земли

из проводов и железа.

Дети рода человеческого не

будут трудиться без платы.

Весь мир разукрасят

Стоит ли расшифровывать эти слова Монке, сумевшего заглянуть в далекое будущее своего народа и увидевшего многонациональный состав Казахстана, развитие электрификации, транспортно-коммуникационную революцию и труд по найму.

В другом пророчестве Монке-би говорится:

Будут дома в четыре стены,

Будут начальники из лукавых

Стены сравняются с землей,

Жены сравняются с мужьями.

Коровы уподобятся волам.

Озера уподобятся морям.

Горькое перестанут ощущать

В пище будут неразборчивы и

будут вкушать без аппетита.

Всякого зазубрившего молитву

будут почитать муллой.

Люди перестанут давать друг

Сосед соседа не навестит

Популярно в народе и следую­щее толғау. Здесь приведен перевод отрывка текста, однако можно понять, насколько велик дар автора строк. Читая их, возникает ощущение, что написаны они нашим современником – настолько точны и детальны картины будущего:

. Будут у тебя лекарства

круг­лые, размером с пуговицу.

Будут старики, которых ни во

что не ставит молодежь.

Будет у тебя язык из

Будет у тебя вера шаткой.

Жена будет твоя базарной,

А муж ее станет стряпчим.

Подолгу придется ожидать

Не имеющей цены бумагу

Интересно, что Монке-би предсказал и свой уход: «Когда я умру, на белом верблюде появится человек по имени Жакайым Сартай, он и справит по мне погребальную молитву». Он отошел в мир иной в тот же день.

Родные его были в замешательстве, не зная, как поступить: дело в том, что аул муллы Сартая находился на расстоянии много­дневного пути. Но вдруг снаружи донесся храп опускающегося на колени ездового верблюда. Выбежав из юрты, сородичи бия увидели, как спешащей походкой к дому идет мулла Сартай.

Заглянуть в будущее, узнать, что их ждет, люди стремились всегда. Возможно, поэтому прорицатели во все времена пользовались успехом и уважением. Их прогнозы в масштабах человечества по сей день будоражат умы, интерес к ним не ослабевает.

Образ вещего провидца и крас­норечивого жырау – сказителя Монке не раз был воплощен в художественных произведениях. Так, в своем романе «Плеяды» о нем рассказывает Абиш Кекилбаев, вдохновенно о нем писали акыны Нуржан Нау­шабаев, Нурпеис Байганин, другие литераторы.

В Актюбинской области именем жырау, бия, провидца назван аул. В Жамбылской области есть станция Монке. И именно там произошли события, которые, вполне возможно, помогут восполнить страницы истории.

По последним данным, не менее легендарная личность – Адай – похоронен недалеко от станции Монке. Но обо всем по порядку.

Будет сенсация?

Адай-батыр – один из тех, кто активно способствовал отделению от Абулхаира, откочевке и обоснованию между рек Шу и Сарысу, созданию самостоятельного Казахского ханства. Тогда Керей и Жанибек объединили многие казахские роды, определили границы, пришли к соглашению с соседствующими народами, заложили крепкий фундамент Казахского ханства.

Мало кто знает, что Адай-батыр привел в ставку Керея и Жанибека около 300 семей Младшего жуза, расположив их у подножия Алатау, сам же стал их надежным товарищем, военачальником. И Керей-хан, и султан Жанибек уважали и ценили Адая, который, как они, все свои силы отдавал делу объединения родов, населявших западные, восточные и северные территории в составе молодого Казахского ханства.

Подтверждением такому отношению может служить участие Жанибека в роли главного свата, когда Адай изъявил желание соединить свою судьбу с признанной красавицей Айымнур – дочерью Бексултана-торе. Жанибек присутствовал при уплате калыма, тое в честь молодоженов и препроводил невесту в аул мужа. От этой жены у Адая было двое сыновей – Кудайке и Келимберды.

Позднее Жанибек-хан вмес­те с Адаем, взяв руководство войс­ками, дали безжалостный отпор врагам Казахского ханства. В это время в степи гремело имя сына Адая – Кудайке-батыра. Во многих сражениях с криком «Алшын, Адай!» он первым бесстрашно бросался на врага. В одном из боев враг был разгромлен и рассеян, но и Кудайке тяжело ранили стрелой в руку. Он скончался и был с почестями похоронен в местности, называемой в народе Ойранды. На холме в правом устье реки, берущей начало из Аулиебулака – Священного родника, пробивающегося у подножия Алатау.

Позже рядом с ним похоронили Келимберды, который был замечен вместе с братом в нескольких сражениях, где проявлял чудеса храбрости. В конце концов рядом со своими сыновья­ми найдет упокоение и почти столетний Адай.

На его похороны собралась знать всех трех жузов, хан Хакназар. В народе место захоронения прозвали «Қазақ мола» – «Казахская могила». В свое время был установлен надгробный камень с высеченными именами, могилы обнесены каменной оградой. Сейчас остались только камни основания ограды.

Неравнодушный к истории житель Мангистауской области Ыдырыс Серикбаев последние 10–15 лет на собственные средства объезжает Узбекистан и южные области Казахстана, изучает легенды, сказания и поэмы, исторические произведения, труды отечественных и зарубежных ученых, внимательно слушает рассказы старожилов. Он посещает упомянутые ими места, изучает архивные документы, чтобы найти место захоронения своего пращура Адая и его сыновей.

В результате многолетних поис­ков он по указанию краеведа из района имени Т. Рыскулова Жамбылской области приезжает в село Жанатурмыс. Из рассказов аксакалов Касымбая Кемисбаева, Кемела Азаматова и Жетписа Кольбаева он узнает, что ниже Великого шелкового пути на правом берегу реки когда-то был большой холм. На возвышении, которое можно увидеть и сейчас, сохранились три захоронения. По информации старожилов, среднее – большое – захоронение и есть могила Адая, а по сторонам от него – могилы его сыновей Кудайке и Келимберды.

В данной гипотезе все сходится с описанным в сказаниях. При расчистке прилегающей к могилам территории были обнаружены камни ограды. Основание сохранено, но глинобитные стены полностью разрушены. Нет и установленных когда-то надгробных камней. Но вполне вероятно, что могилы на холме на правом берегу реки, протекаю­щей к востоку от разъезда имени Монке, можно считать местом захоронения Адая и его сыновей.

По рассказам местного населения, на холмах расположено старинное кладбище. В 1948 году исследователи нанесли на карту станцию Жарбол, находящуюся около Қазақ ауыла, а далее, на правом берегу реки Аулиебулак, отметили схемами могилы Монке и Адая с сыновьями. Эти схемы были найдены. Там указаны и могилы батыров.

Сведения о подвигах, храброс­ти, служении народу батыра Адая, его сыновей Кудайке и Келимберды, внуков Ер Косая и Мунала можно найти в труде писателя Бектура Толеугали­улы «Адай тарихы сыр шертеді», в сказаниях-поэмах свидетеля многих сражений – акына Казтугана, книге летописца Умирзака Кольбаева «Ер Косай», в сказании жыршы Узакбая «Алақай батыр», в сказании «Алакай батыр» жыршы Сабыра, труде Ибн Бахури «Алғашқы қазақтардың бірігуі», в «Адай шежіресі» Алшына Мендалыулы.

Конечно, пока не проведено комплексное исследование найденных останков для подтверж­дения гипотезы, что они принадлежат потомкам Адая-ата. Когда будут сделаны все необходимые научно обоснованные заключения, возможно, на месте захоронения появятся памятные знаки, и люди будут приходить туда, чтобы поклониться памяти славных сыновей казахского народа.

Источник

Читайте также:  Если предсказания гадалки не сбываются
Оцените статью