- Лермонтов — два предсказания о себе и о России
- Предсказания Лермонтова. России чёрный год
- Пророчество Лермонтова
- Читайте также
- 78. ПРОРОЧЕСТВО
- Пазл 31. Пророчество
- Великое пророчество континента
- Пророчество о римских папах
- Пророчество на сто миллионов
- 2. Наше пророчество и указание
- Пророчество
- Пророчество
- Пророчество гадалки
- Страшное пророчество
- ПРОРОЧЕСТВО ДАНИИЛА
- Сбывшееся пророчество
- май 22 Пророчество
- 16. Пророчество
- Пророчество
Лермонтов — два предсказания о себе и о России
ЛЕРМОНТОВ: ДВА ПРЕДСКАЗАНИЯ О СЕБЕ И О РОССИИ
В творчестве великого русского поэта-мистика и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова ( 1814-1841) есть два стихотворения- предсказания о себе и о России. Первое стихотворение «Предсказание» было написано им в 1830 году. В нем есть такие пророческие строки: «Настанет год России, черный год, Когда царей корона упадет, Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь». Даже строчки «В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь — и поймешь, Зачем в руке его булатный нож И горе для тебя! —твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.» воспринимаются не иначе, как абсолютно точное мистическое предсказание о вожде мирового пролетариата и организаторе страшной революции – о Ленине. ( плащ в котором Ленин выступал на броневике и возвышенный блестящий лоб – то же самое чело ). Таким образом, Лермонтов предсказал революцию 1917 года, которая закончилась братоубийственной гражданской войной.
Второе стихотворение «Сон» было написано поэтом намного позднее и относится к его поэтическим тетрадям 1837-1841 г.г. и возможно, было написано совсем незадолго до своей смерти. В этом стихотворении он почти до точности описал свою гибель на дуэли с отставным майором Мартыновым. «В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я, Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь точилася моя.» Дуэль поэта с Мартыновым произошла в Пятигорске, т.е. на Кавказе и совсем недалеко от Дагестана. Официальное сообщение о его смерти гласило: «15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов». Следует отметить, что русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой, который с 1613 года числится на «Государевой службе» и владеет поместьями в Галичском уезде. В западноевропейской мифологии, т.е. в шотландской мифологии есть легенда о поэте — Томасе Лермонте, который за свои прекрасные и правдивые песни получил от в подарок от королевы фей золотую арфу, а впоследствии был навсегда забран королевой в королевство фей за то, что он смертный, поцеловал фею. Данное мистическое совпадение следует видеть как знак его трагической и одновременно мистической судьбы.
ПРЕДСКАЗАНИЕ
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож
И горе для тебя! —твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
СОН
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Лермонтов Михаил Юрьевич — русский поэт, писатель. Родился в Москве в ночь на 15 октября (по старому стилю — на 3 октября) 1814. К началу XIX в. род Лермонтовых считался уже захудалым. Отец Михаила, Юрий Петрович, был пехотным капитаном в отставке. Поместье его, Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии, находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой Марию Михайловну, и, несмотря на протесты гордой матери, Мария стала женой небогатого «армейского офицера». Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери, но тем хуже стала относиться к зятю, вражда к которому длилась до самой его смерти: уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсеньева переехала вместе с внуком в имение «Тарханы», Пензенской губернии. Тяжелая болезнь, надолго приковавшая ребенка к постели, приучила к одиночеству. Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды. Здесь он первый раз узнал чувство любви, встретив девочку лет 9-ти. Первыми учителями Лермонтова были беглый грек, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ, оказавший на него наиболее сильное влияние. Позднее учителями были французский эмигрант Шандро и англичанин Виндсон. В 1828 Лермонтов поступает в Московский университетский Благородный пансион, где в «Утренней Заре», одном из рукописных журналов, составлявшихся учениками, стал главным сотрудником и поместил первую поэму «Индианка». Весною 1830 Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. Осенью 1830 он поступает в Московский университет на «нравственно-политическое отделение», где пробыл менее двух лет. Профессора, помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Не желая оставаться на второй год, переехал вместе с бабушкой в Петербург. В Петербургский университет Лермонтов не попал, т.к. ему не зачли двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен на первый курс. По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда был зачислен 10 ноября 1832, «сначала унтер-офицером, потом юнкером». Почти одновременно с ним поступил в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических записках которого поэт-юнкер рисуется как юноша, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно». Лермонтов пробыл в школе «два страшных года», окунувшись в царивший в школе «разгул». По выходе из школы, 22 ноября 1834, корнетом лейб-гвардии гусарского полка, Лермонтов поселяется в Царском Селе. Он бывает в свете, где забавляется тем, что сводит с ума женщин и «расстраивает партии», для чего «разыгрывает из себя влюбленного». Первое появление Лермонтова в печати относится к 1835, когда один из его товарищей, без его ведома, отдал повесть «Хаджи-Абрек» в «Библиотеку для Чтения». Повесть имела успех. Когда разнеслась весть о смерти Пушкина, некоторые, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», находя, что «Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою». Негодование охватило поэта и появилось стихотворение, оканчивавшееся словами: «И на устах его печать». Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, тот в порыве гнева написал страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Стихотворение было понято как «воззвание к революции». Началось дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Благодаря связям бабушки, 11 октября 1837 его переводят в лейб-гвард и Гродненский гусарский полк, в Новгород, а 9 апреля 1838 — в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в «большой свет», где снова играет роль «льва». 16 февраля 1840, на балу у графини Лаваль, произошла ссора с Барантом, сыном французского посланника. В результате — дуэль, окончившаяся благополучно, но повлекшая перевод в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. В двух походах — в Малую и Большую Чечни — Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством» и был представлен к награде золотою саблею с надписью: «за храбрость». В январе 1841 получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург, а возвращаясь, остановился в Пятигорске, где и произошла роковая ссора с отставным майором Мартыновым, закончившаяся дуэлью. Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: «туда ему и дорога». Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы, а в 1899 в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
Источник
Предсказания Лермонтова. России чёрный год
Цикл литературных лекций
«Гении русской поэзии».
*************************
«Предсказания Лермонтова»
Глава V » России черный год «
Будучи юношей, Михаил Лермонтов уже в 1830 году, — каким — то мистическим образом, — в своих «мечтах», как он называл свои предсказания, удивительным образом увидел черный день России, который пришёл на его родину через 87 лет, в 1917 году — в окаянные дни антирусского, большевитского переворота.
Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных мёртвых тел
Начнёт бродит среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать;
И станет гладь сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек.
Давайте остановимся на первой части этого, ясновидящего,
предсказания. Стихотворение наполнено метафорами.
Вот некоторые их них:
«Чёрный год» — это год трагедий.
«Чтобы платком из хижин вызывать. «
Тогда ещё не было фраз «агитационный плакат», или «красное знямя революции». Мне кажется,что эту метафору Лермонтова можно понимать,как платок-знямя, как флаг бессмысленного бунта.
Лозунг заменил хлеб.
Продолжим чтение лермонтовского «Предсказания»
В тот день явится мощный человек,
И ты Его узнаешь, — и поймёшь,
Зачем в руке его булатный нож.
И горе для тебя! Твой плачь, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нем,
Как плащь его с возвышенным челом.
Большевитский переворот выкунул в правители России такого мощного человека — убийцу, террориста, интригана, злого демона.
На труп первичного диктатора Ленина (Ульянова), на трон его мавзолея взошёл самый кровавый диктатор человечства — мощный человек — Иосиф Джугашвили (Сталин)
«Зачем в руке его булатный нож.»? Теперь мы знаем зачем: зарезать народ России именем марксизма,пожить в свою радость вампира и оставить своё имя,подобно Нерону, свое тщеславие на страницах истории человечества.
«Как плащь с возвышенным челом»
Плащь — матафора тайны. Сталинская эпоха до сих пор гниёт в тине секретности.
«Возвышенное чело» — симвл возвышения вождя над народом, образ-лик злого демона, культа личности.
************
Гениальные предсказания Лермонтова сбылись. Они рассыпаны по всем его прекрасным произведениям. Собирать их в единое целое — огромное эстетическое удивление.
Источник
Пророчество Лермонтова
Лермонтов обладал поразительным даром пророчества, не в фигуральном, а в самом прямом смысле этого слова. Тем, кто в этом сомневается, напомню его стихотворное предсказание грядущей революции в России. Лермонтов так его и назвал – «Предсказание»:
Настанет год, России черный год,
Когда Царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нем…
Как известно, через восемьдесят семь лет все это сбылось вплоть до мельчайших подробностей: падение Дома Романовых, кровавая Гражданская война, наступивший затем голод, эпидемии, поджоги храмов и усадеб. И даже политические последствия: кровавая диктатура «мрачного человека». И все это предсказал юноша, почти мальчик, в 1830 году!
Таким же пророчеством, спроецированным на его собственную судьбу, было описание преддуэльных событий и самой дуэли Печорина с Грушницким в «Герое нашего времени». Повесть автобиографична: Лермонтов описывает в ней себя и свое пребывание в Пятигорске летом 1837 г. Курортный городок и его сезонные обитатели списаны буквально с натуры. Многие персонажи узнаваемы: доктор Вернер – доктор Н. В. Майер, Вера – Варя Лопухина и т. д. Узнаваем и главный герой, от лица которого ведется повествование. И вот, это совершенно реалистическое повествование, в основе которого лежат события, действительно происходившие с автором повести в 1837 г., незаметно перетекает в совершенно иное повествование о том, что якобы с ним произошло, но что в действительности произойдет через год или два после того, как повесть была написана.
Собственно, это и называется предвидением или пророчеством.
В этом предсказании Лермонтова о его собственной судьбе меня более всего удивляет не то, что он провидел место своей будущей дуэли – Кавказ, и даже еще точнее – подножие горы Машук. И не то, как точно он сумел обрисовать участников будущей дуэли: двух офицеров – Печорина, собственно, alter ego его самого, Лермонтова, – и Грушницкого, столь разительно похожего на Мартынова. И даже не то, что Лермонтов предвидел нечестную игру со стороны своих противников, которую Печорин, между прочим, сумел разгадать, а Лермонтов (об этом еще речь впереди), увы, не сумел… Что ж, на всякого мудреца довольно простоты.
Меня удивляет, с какой проницательностью, я сказал бы, смелостью, Лермонтов вскрыл глубинные причины, вызвавшие поединок, показав ту пропасть, которая существовала (и, вероятно, существует по сей день) между людьми одаренными, порядочными, с одной стороны, и ничтожно мелкими и бездуховными – с другой. Это одинаково относится к противостоянию как Печорина с Грушницким, так и Лермонтова с Мартыновым.
Мне могут возразить, что автор и его герой – не одно и то же. В большинстве случаев это действительно так. «Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной», – заметил по этому поводу еще Пушкин. В случае Лермонтов – Печорин это не так. Печорин – это результат длительного и вдумчивого самоанализа, или, выражаясь научным языком, что будет точнее, – результат аналитической интроспекции собственного характера, как он виделся Лермонтову. Надо сказать, что в своем стремлении к истине Лермонтов был беспощаден к себе: характер Печорина далеко не однозначен и, во всяком случае, не идеален. Но именно таким был Лермонтов.
Подобно своему герою, Лермонтов отлично сознавал свое интеллектуальное и нравственное превосходство над подавляющим большинством современников, что в значительной степени питало его убежденность в своем избранничестве.
Подобно своему герою, Лермонтов в глубине души презирал окружающих его людей, по крайней мере большинство из них. Но если Печорин хранил свое презрительное отношение к людям внутри себя, не слишком выдавая его своим поведением, то Лермонтов не давал себе труда его скрывать, вернее, не всегда сдерживал свой язык. Тем не менее в товарищеской среде Лермонтова в общем любили, уважая в нем очевидный талант и сочувствуя его мятущейся натуре. В училище его даже прозвали «Маешка» от слова маяться. Но было немало и таких, особенно в кавказский период, которые недолюбливали Лермонтова за его задиристость. Мартынов на следствии, уже после гибели Лермонтова, всячески акцентировал именно эту сторону его характера: «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет… На вечере в одном частном доме, – за два дня до дуэли, – он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, – на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. – Я решился положить этому конец»[96].
Понятно, защищая себя, Мартынов многое преувеличивал. В действительности остроты и колкости Лермонтова были не столь уж оскорбительны и не выходили за пределы того, что считалось допустимым в обществе (вспомним эпиграммы Пушкина!).
Товарищ Лермонтова по Пятигорску князь А. И. Васильчиков, один из свидетелей ссоры Лермонтова с Мартыновым и секундант на их дуэли, впоследствии вспоминал: «Лермонтов был в душе добрый человек и, видя, что приятель им не на шутку обижен, старался смягчить, а не усиливать обиду». И это при том, что Лермонтов шутил и острил в его адрес не меньше, если не больше, чем в адрес Мартынова. Так, к примеру, посмеиваясь над тем, что Васильчиков не упускал случая украсить свою речь крепким словцом, Лермонтов написал:
Наш князь Василь —
Чиков по батюшке
В речь вводит стиль
Донцов[97] по матушке…
Васильчиков довольно ровно относился к Лермонтову и, скорее, недолюбливал его. Но вызывать его на дуэль за подобные шутки он никогда бы себе не позволил.
Мартынов был самолюбив и обидчив и, как мы видим, воспринимал шутки Лермонтова совершенно по-другому. Этот «мелко самолюбивый и тщеславный человек, коего умственное и нравственное понимание не выходило за пределы общепринятых понятий, давно уже раздражался против Лермонтова, которого он в душе считал ниже себя и по «карьере», и по талантам «салонным». О его поэтическом гении Мартынов, как и многие современники, судил свысока, вроде командира Михаила Юрьевича, который за стихи на смерть Пушкина выговаривал ему: «Ну ваше ли дело писать стихи?!»
Мартынов, находясь в Пятигорске в общем товарищеском кругу с Лермонтовым, да живя с Глебовым, стеснялся, конечно, резко высказывать внутреннее негодование на Михаила Юрьевича, но он не раз просил поэта оставить его в покое своими издевательствами, «особенно в присутствии дам»»[98]
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
78. ПРОРОЧЕСТВО
78. ПРОРОЧЕСТВО Когда тебя петлей смертельнойРубеж последний захлестнетИ речью нечленораздельнойСвоих первоначальных водТы воззовешь, в бреду жестокомЛишь мудрость детства восприяв,Что невозможно быть востоком,Навеки запад потеряв, —Тебе ответят рев
Пазл 31. Пророчество
Пазл 31. Пророчество В 1940 году в Киеве Фаина Раневская снималась в фильме «Последний извозчик». В целом фильм был чисто агитационный: как индустриализм шагает по Стране Советов, и вот на смену конным извозчикам появляются в наших городах шикарно звенящие трамваи. Но
Великое пророчество континента
Великое пророчество континента Пророчества и предсказания влияют не только на жизнь отдельных людей, но иногда и на судьбы целых народов и государств. Мировая история знает классический пример «пророчества народов» – речь идет о завоевании Америки испанскими
Пророчество о римских папах
Пророчество о римских папах В 1590 году в библиотеке Ватикана обнаружилась сенсационная находка: на одной из пыльных полок в самом дальнем углу сыскался старинный пергамент, свернутый кое-как, будто тот, кто его туда запихнул, искренне желал, чтобы рукопись не нашлась
Пророчество на сто миллионов
Пророчество на сто миллионов Баронет Альфред Бейт медленно спускался по полукруглой лестнице своего дворца в поместье Рассборо. Построенный недалеко от Дублина в середине XVIII века, Рассборо-Хаус по праву считался «жемчужиной ирландского края». Колоннада и портики в
2. Наше пророчество и указание
2. Наше пророчество и указание 22 мая он уже сидел в вагоне поезда, и было ему грустно. К сожалению, в Москву ехал сам, без Анны Григорьевны, хотя и боялся один: чувствовал себя слишком нехорошо, и, как знать, не случилось бы чего, да и Анне Григорьевне очень хотелось побывать на
Пророчество
Пророчество Однажды, после возвращения из одной из наших охотничьих экспедиций, меня вызвали в Петербург, где я пробыл дольше, чем собирался. Когда я вернулся, я застал младшего сына в постели.У него был дифтерит. К счастью, опасность уже миновала, но ребенок был не тот,
Пророчество
Пророчество Последние годы Сталин, собирая соратников в кабинете, ругая их за какие-нибудь просчеты, часто говорил:— Что вы будете делать без меня? Вы же сами ничего не можете решить и сделать…Смерть Сталина не могла не поставить перед его преемниками вопрос о том, как
Пророчество гадалки
Пророчество гадалки В 1726 году пятилетнюю Жанну-Антуанетту отдали в монастырь в Пуасси, монашенками которого были две сестры Франсуа Пуассона. Там она стала болеть еще больше, но ее образование получило недостающую ему системность.Оставила монастырь Жанна-Антуанетта
Страшное пророчество
Страшное пророчество Альберт отдыхал на берегу океана. Пришли печальные вести из Германии. Они гласили, что к власти пришли нацисты. Уже пострадав от них, став объектом их охоты, он понимал всю опасность ситуации. Нельзя было возвращаться на родину ни при каких
ПРОРОЧЕСТВО ДАНИИЛА
ПРОРОЧЕСТВО ДАНИИЛА Говоря о безобразном во всех ведомствах засилье инородцев, я поднимаю вопрос громадной государственной важности. Все великие государства держались единством своего духа, единством крови, веры, языка и культуры, единством сознания, что граждане —
Сбывшееся пророчество
Сбывшееся пророчество Гагарин приезжал, да и не раз, он приезжал ко мне как к больному человеку… В 1968 году приехало три машины: две с докторами и третья, на которой Гагарин. Он обыкновенно пришел и сказал: «Я посижу, пускай доктора с вами поговорят…» Человек он
май 22 Пророчество
май 22 Пророчество Съемка в Донском монастыре. Тихо и благостно. Посмотрел много интересного — сюда с Собачьей площадки, Поварской, Пречистенки переезжала на новое место жительства московская аристократия: Оболенские, Долгоруковы. Всех не упомнишь. Здесь могила ПЛ.
16. Пророчество
16. Пророчество Леонард Пейкофф был наследником Айн Рэнд, но только формально. Он был слишком уж большой подхалим — даже по меркам Рэнд, — чтобы стать лидером движения и вызывать доверие у последователей, и слишком уж поверхностный человек, чтобы претендовать на место
Пророчество
Пророчество Тамдинг принес с базара книжку на хинди «Парахамса Нараяны» о пророчествах, касающихся настоящего времени и ближайшего будущего. Очень любопытно, ибо совпадает во многих частях и с другими слышанными пророчествами в Монголии и Тибете. Затем передавали
Источник