Шарманщики Нахичевани предсказывали счастье
В советские годы каждый школьник знал шарманщика папу Карло: в бессмертной сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» именно этот Карло выстругивал из говорящего полена (которое подкинул ему его друг Джузеппе по прозвищу Сизый Нос) мальчишку Буратино. Но, конечно, настоящих шарманщиков нынешнее поколение ростовчан не застало. Однако в конце XIX – начале XX веков они были очень популярны, особенно в Нахичевани! Шарманщики ходили по городу, играли армянские, русские, украинские, еврейские мелодии, принимали участие во всех городских праздниках. А еще предсказывали судьбу.
Шарманки были разные, большие и маленькие. Последние ценились особенно – потому, что их можно было носить за спиной, возить в телеге или в фаэтоне.
В Нахичевани были и мастера по изготовлению, а также ремонту шарманок. Вот как об этом пишет Минас Георгиевич Багдыков в книге «Лики прошлого»:
«Мастер И.И. Стененко изготовлял виолино-оркестрины для городских каруселей и цирков, пикколино-оркестрины для ресторанов и кафе-шантанов, заменявшие 15-20 музыкантов. Его продукцию отличали высокая мелодичность звучания итальянского и русского строя, исполнения музыкальных произведений, как на лад духовых оркестров, так и симфонических. На двух валиках Стененского органа могло быть записано до 22 различных мелодий самого разнообразного оркестрового исполнения».
Алексей Иванович Сулименко занимался изготовлением органов типа шарманок, а также стационарных карусельных. Сдавал под залог в аренду, и с ними ходили шарманщики по дворам, развлекая жителей и зарабатывая деньги. Жил он на 11-й линии, в доме №26, а после его смерти сыновья организовали свое «Дело братьев Сулименко по изготовлению и ремонту шарманок».
А вот Сафронов выполнял преимущественно ремонт и наладку карусельных органов. Если изготавливал шарманки, то не более одной в год. Проживал он на 11-й линии, 33, и у ворот его дома красовалась вывеска «Органный мастер».
Конкуренции между мастерами не было – у каждого имелась своя сфера деятельности и проверенная временем клиентура.
Особенно ценились шарманки местного производства. Дело в том, что органы-шарманки, привезенные из Швейцарии или Германии, имели большой недостаток: в сырую или ветреную погоду звук в них «садился». Инструменты нахичеванского производства отличались устойчивым звучанием при любой погоде.
У шарманщиков нередко бывали ученые попугаи, вытаскивающие из коробки с пакетиками листки с «предсказаниями счастья». Или же шарманщики брали с собой мартышек, кривлявшихся на потеху детям.
Такие шарманщики жили в Нахичевани до 50-х годов нашего столетия! Вот их имена: Захар Тарасович Оскенов, Илья Марковыч Попов, Артем Емельянович Тикиджиев, Карп Михайлович Караулов и, представьте себе, Дураков…
Под выходной день вечером улицы Нахичевани оглашались звуками шарманки с проезжающей пролетки или телеги, на которой обычно сидел шарманщик в окружении гуляющей компании, и медленно, в такт, раскручивал ручку шарманки с набитыми на валик любимыми ростовчанами мелодиями: «Запоздалая тройка», «Смерть разбойника», «Позарастали стежки-дорожки, где проходили милого ножки», «Семь-сорок», «Суббота». Эти и многие другие русские, армянские, еврейские мотивы долгие годы звучали на праздничных вечерах, свадьбах, крестинах, стали как бы народными. И каждый пел любимое на свой лад, считая это своим, принадлежавшим именно его народу…
Ни одно армянское торжество не проходило без того, чтобы в разгар веселья не вспомнили «Позарастали…». При этом не каждому музыканту удавалось сымитировать тембровую окраску шарманки. Поэтому так высоко ценились музыканты, которые могли это делать.
Первым музыкантом, сумевшим имитировать звуки органа, был виртуоз-баянист Минас Атаров. Его доброта, трудолюбие, требовательность к себе в работе с учениками не знали границ. За это его очень ценили. А его ученик Егор Магаков (Ёра) стал баянистом-виртуозом и играл в самых разных местах города. Его последователями были Мартын Толмачев и Рубен Давидьян.
Учитывая трепетное отношение нахичеванцев к музыке, не удивляешься, что именно из их среды вышли блестящие музыканты, такие, как скрипач-виртуоз А.Габриелян, неповторимый джазмен К. Назаретов, дирижер А. Каспаров, композитор и музыковед Г. Чеботарян, композитор и Почетный гражданин Ростова-на-Дону Г. Балаев, музыкальный режиссер Г. Данзас (Бионян), музыкальные педагоги К. Хурдаян (он стоял у истоков ансамбля донских армян «Ани», создал оркестр русских народных инструментов «Дон», а в уже далеком 1988 году основал культурно-просветительское общество «Нор Нахичеван»), Г. Хатламаджиян и многие, многие другие!
Приятно отметить, что сегодня праправнуки любителей-музыкантов из Нахичевани, ребята, которым по 10-12 лет, побеждают на международных конкурсах юных исполнителей.
Говорят, что итальянцы – музыкальная нация… Думаю, что донские армяне им ничуть не уступают!
Источник
Предсказания в трансовых состояниях
Предсказания в трансовых состояниях
Вхождение в трансовое состояние для получения необходимой информации широко применялось шаманами разных племен. Для предсказания будущего или получения информации шаман мог призвать на помощь своих духов-покровителей. Методы шаманов при этом несколько различались. Некоторые шаманы использовали церемонию Трясущейся Палатки, которая также применялась для диагностики и лечения больных. Обычно на таких церемониях присутствовало много людей. Шаман шайенов раскладывал свои священные амулеты, после чего его связывали тетивой, сделанной из сухожилий. Каждый палец привязывали к соседнему и затягивали тугим узлом. Когда все пальцы были таким образом связаны, его руки заводили за спину и туго связывали. Точно так же связывали ноги. Затем шамана сажали к стенке палатки, иногда привязывая его к шесту. Порой в палатке сооружали небольшую хижину и шамана помещали туда. Певцы начинали песнопения, и костер в палатке постепенно затухал, погружая присутствующих во тьму. В интервалах между песнопениями палатка тряслась, будто на нее налетал ветер, трещали шесты, и присутствующие слышали странный голос, обращавшийся к шаману, призывавшему духа-покровителя явиться и помочь ему. Когда духи уходили, разводился костер, и оказывалось, что шаман развязан, а кожаные веревки лежат на земле. Считалось, что его развязали духи. После этого человек передавал слова духов[208].
Участники Пляски Солнца, шайены
Равнинные кри строили внутри палатки хижину следующим образом. Крепкие бревна диаметром в пять дюймов и высотой около двух метров врывались в землю на полметра. На раме закрепляли шкуры и одеяла. Получалась хижина чуть более метра в диаметре и высотой метра в полтора. Она была столь прочной, что даже очень сильный мужчина едва ли смог бы сотрясти ее. Шаман раздевался до набедренной повязки, после чего два человека связывали его. Как и у шайенов, ему заводили руки за спину, связывали запястья и все пальцы. Шаман садился на колени и склонял голову вниз. Вокруг шеи ему обматывали веревку, которую привязывали к лодыжкам. Затем веревкой много раз обвязывали все его тело. После окончания церемонии шаман оказывался развязанным. Батис Пуйяк, образованный, начитанный индеец кри и к тому же набожный христианин, был свидетелем такой церемонии в 1903 году, проводимой шаманом с целью выяснения причин болезни обратившегося к нему человека. Помимо этого присутствующие задавали духам другие вопросы, интересовавшие их. Один из них, например, спросил, куда делись две лошади, пропавшие у него пару недель назад. Духи ответили, что ему следует пойти прямо на юг от своего дома, и там, немного к западу от небольшого, поросшего ивами болота, он найдет их. «На следующее утро я сам лично пошел туда посмотреть, так ли это. Обе лошади находились там», – рассказывал Батис Пуйяк. По словам индейцев разных племен, во время таких церемоний духи очень часто отвечали в шутливой форме, вызывая смех у всех присутствующих. И в этот раз было также. Один из мужчин, сомневающийся в верности своей жены, спросил, его ли ребенка носит она. «Ты прав, – ответил дух. – Это не ты сделал ребенка. Его сделали твои гениталии»[209].
У некоторых племен существовал весьма жестокий способ введения в нестандартное состояние для получения сведений о будущем. Например, одним из амулетов, которые давались шаманом омахов предводителю отряда в военный поход, была волчья шкура. Именно ее использовали для того, чтобы узнать, как будут развиваться дальнейшие события, местонахождение врага и т. п. Для этого шкуру мочили в воде, после чего наматывали на шею одному из воинов, который сидел на земле, поддерживаемый со спины другим участником похода. Два воина брались за концы волчьей шкуры и аккуратно затягивали ее на шее своего товарища, пока он не терял сознание. Считалось, что в этом бессознательном состоянии он способен заглянуть в будущее, осмотреть территорию и ее жителей, а также предсказать, что произойдет с военным отрядом. Сообщалось, что подобная практика была известна и среди виннебагов, только вместо волчьей они использовали шкурку выдры[210].
Многие военные лидеры одновременно являлись и сильными шаманами и нередко успешно использовали свои способности для предсказания будущего. Кроу вспоминали, как однажды, перед нападением на крупный отряд сиу, Горный Ветер закричал собиравшимся атаковать воинам: «Подождите!» Он поднял свой окаймленный перьями щит над головой и начал распевать магическую песнь. Пропев ее четырежды, он зашатался подобно человеку, у которого кружится голова, и тихо запел, обращаясь к своим духам-покровителям, направив лицо в сторону восходящего солнца. Щит его двигался и колебался, как двигается рука человека, спрашивающего кого-то на языке жестов: «Что?» Продолжая, шатаясь, двигаться на восток, как слепец в незнакомой стране, он вопрошал солнце: «Что произойдет?» Неожиданно он выронил щит, и тот упал на землю лицевой стороной. Когда Горный Ветер взял его, то не стал переворачивать, а поднял до уровня груди лицевой стороной вниз. Он держал его на этом уровне, держал твердо, а все кроу неотрывно следили за щитом, едва улавливая звуки колдовской песни Горного Ветра, пока со щита не слетело орлиное перо и не поплыло в воздухе к земле. Затем шаман перевернул щит и посмотрел на его поверхность. «Я вижу много скальпов сиу, – произнес он голосом только что проснувшегося человека. – И много лошадей, больше сотни. Но один великий воин не возвращается вместе с нами». Затем начал петь вождь Длинная Лошадь: «Сегодня один из нас не вернется домой. Вы все гадаете, кто это может быть. Я вижу, как великая тьма приближается с востока. Она не скоро достигнет нашей страны, но когда-нибудь она скроет ее от нашего народа. Я не хочу дожить до того дня, когда произойдут надвигающиеся перемены. Не бойтесь за себя. Это я не вернусь сегодня с вами домой. Не печальтесь. Помните – ничто не вечно, кроме Высшего и Нижнего». В последовавшем бою кроу победили и рассеяли своих врагов. А о предсказании Горного Ветра и Длинной Лошади… «Длинная Лошадь хорошо знал, что именно он был пером, упавшим со щита Горного Ветра. Никогда не забуду, как опечалила меня его песнь и что мы чувствовали, пока везли его тело домой», – вспоминал один из участников той битвы[211].
Существует много историй о том, как кто-нибудь из шаманов, известных в племени своей сверхъестественной Силой, начинал убеждать соплеменников в том, что его Сила принесет победу и защитит воинов в бою, если только они выполнят определенные ритуалы, предписанные ему свыше. В декабре 1866 года один влиятельный шайенский шаман заявил, что может заставить пущенные в него пули падать к его ногам. Более сотни юношей согласились пойти сражаться с солдатами, если он отправится вместе с ними. Битва произошла у форта Фил-Кирни, и в ней погибли всего два шайена, а отряд из сотни солдат был перебит полностью. Конечно, пули солдат летели, как им положено по законам физики, но вернувшиеся с победой индейцы говорили, что Сила шамана заставляла солдат падать замертво, и воинам не было нужды утруждать себя, убивая их[212]. Подобным заявлениям шаманов, как правило, верили, а случавшиеся неудачи приписывали невольному нарушению кем-либо из бойцов одного из многочисленных табу или непредвиденному развитию событий.
Воины Южных равнин, пр. 1888–1891 гг.
Насколько серьезно относились краснокожие к подобным заявлениям шаманов, а также насколько важна для них была защита Высших Сил, прекрасно иллюстрирует столкновение шайенов с отрядом солдат полковника Самнера, произошедшее в конце июля 1857 года. Самнер писал в своем рапорте: «Преследуя шайенов вниз по реке Соломон-Форк, мы неожиданно наткнулись на большое количество индейцев, выстроенных в боевом порядке. Их левый фланг находился у реки, а правый был скрыт отвесной скалой… Я думаю их было около трехсот. Кавалерия находилась в трех милях впереди пехоты и двигалась в три колонны. Не останавливаясь, я перестроил их в линию, продолжая приближаться к ним. Все индейцы восседали на лошадях и были хорошо вооружены. У многих были ружья и револьверы. Они стояли с замечательной самоуверенностью, пока мы не атаковали их, после чего они рассыпались во всех направлениях и мы преследовали их на протяжении семи миль. Их лошади были свежими и очень быстрыми, и было невозможно нагнать большинство из них». Странное поведение шайенских воинов – признанных и смелых бойцов, хладнокровно ожидавших подхода бледнолицых, чтобы принять бой, – получило объяснение несколько позже. Дело в том, что один из влиятельных шайенских шаманов объявил, что может заставить пули солдат выкатываться из стволов и падать к их ногам, не причиняя ни малейшего вреда воинам. Для этого по указанию шамана краснокожим бойцам следовало лишь окунуть руки в небольшое озеро, а в бою просто поднять их, после чего ружья солдат стали бы бесполезны. Но чары разрушились, когда Самнер приказал кавалеристам атаковать с саблями наголо. Произошедшее явно указывало приготовившимся к бою воинам на то, что в этот день Высшие Силы были не на их стороне, а потому, придя в замешательство, они бежали, даже не пытаясь сражаться[213].
Но самый известный случай предсказания будущего произошел в июне 1876 года. Свидетелями его стали несколько тысяч человек из разных племен, и это исторический факт. Война между США и союзом сиу и шайенов была в самом разгаре. Летом этого года сиу провели ежегодную церемонию Пляски Солнца. Незадолго до этого великий вождь и шаман сиу Сидящий Бык дал обет принести в жертву Великому Духу свою плоть. Во время церемонии он, обнаженный до пояса, вышел к священному шесту и сел, прислонившись к нему спиной. Помощник шилом протыкал кожу на руке, оттягивал ее, а затем срезал острым ножом. С каждой руки он срезал по пятьдесят кусочков кожи, после чего Сидящий Бык, истекая кровью, танцевал весь день и всю ночь до полудня следующего дня. В итоге он настолько истощился и устал, что едва держался на ногах, и люди уложили его на землю. Когда Сидящий Бык пришел в себя, то сообщил, что ему было видение, в котором он услышал голос, обращавшийся к нему сверху: «Я даю тебе их, потому что они не имеют ушей». Он посмотрел вверх и увидел множество конных солдат, падающих вниз головой на его лагерь. Значение этих символов было понятно всем краснокожим – приближаются солдаты, которые не слышат, что индейцы не хотят войны, и нападают на них без причины. Все они будут убиты. Спустя почти две недели (25 июня 1876 года) более двухсот солдат генерала Кастера неожиданно атаковали объединенный лагерь сиу и шайенов на р. Литтл-Бигхорн. Ни один из них не дожил до вечера – индейцы убили их всех. Америка была в шоке. Никогда в истории войн с индейцами Великих равнин она не терпела такого сокрушительного поражения. В историю оно вошло как Битва на Литтл-Бигхорн[214]. И битва эта, и ее последствия были предсказаны великим шаманом сиу.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник