Предсказание процессов это цели

Цели науки. Специфика научного предсказания.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «науки» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности.

Будучи неотделимой от практического способа освоения мира, наука как производство знания также представляет собой специфическую форму деятельности. Развитию науки свойствен кумулятивный (собирательный) характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук (физика, химия, биология) является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Непосредственная цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

Прогностическая функция научного познания заключается в том, чтобы представить в распоряжение человека и общества научные знания, информацию, предупреждающую об опасностях, дающую ориентиры действия, помогающую их прогрессивному развитию.

Наряду с термином «предсказание» часто встречаются и такие, как «предвидение» и «прогнозирование».

Предвидение — предположения о будущем состоянии явлений природы и общества. Оно бывает: ненаучным, обыденным и научным. Ненаучное предвидение основывается на фантастических, нереальных, искусственно сконструированных взаимосвязях, нередко на видениях, «откровениях». Его единственная цель — манипулирование человеческими взглядами и поведением (ясновидение, гадание, астрология, утопизм, пророчество и др.). Обыденное (эмпирическое) предвидение занимает промежуточное положение между ненаучным и научным предвидениями. Оно основывается на повседневном опыте людей, на фактической или мнимой взаимосвязи..

Предсказание— конкретное научное предвидение, локализованное во времени. Результат предсказания, как правило, выражается в двух различных формах: 1) негативной (не могут, не должны); 2) позитивной (предугадывание наличия каких-либо свойств у неизвестного). В соответствии с видами оснований (слабым, средним, сильным и очень сильным) выделяют и четыре уровня предсказаний.

Прогнозирование (разработка прогноза) — это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления. Ценность прогнозирования заключается в предсказании условий, при которых оно произойдет. Прогнозирование, как правило, имеет две составляющие: предвидение и собственно прогнозирование. Сущность прогнозов заключается в том, что они — продукты интеллектуальной деятельности людей. Эта деятельность характеризуется: 1) знанием законов и закономерностей; 2) знанием и оценкой ряда условий, при которых начинается прогресс. Различают три основных способа прогнозирования, таких, как: экстраполяция, моделирование, экспертиза. В разработках прогнозов применяют методы аналогии, индукции и дедукции, различные статистические, экономические, социологические и другие методы.

Особого внимания заслуживают прогнозы общественных процессов. Общественные прогнозы в конечном счете всегда — предвидение относительно возможных обстоятельств поведения общественных систем.

Источник

Предсказание процессов это цели

Описание,объяснение и предсказание процессов и явлений действительности являются непосредственно целью:

Так как она изучает все закономерности и тд

Описание,объяснение и предсказание процессов и явлений действительности являются непосредственно целью:

Потому что разрабатывается и контролируется оно не только на федеральном, но и на региональном уровне. Федеральные законы в сфере образования действуют на всей территории России. Региональные законы отражают развитие образования в данной области, районе, крае. Это логично, ведь нужно знать не только историю России в целом, но и про свой регион тоже.

Рассмотрим, каковы признаки гнева человека. Если ваш собеседник скрестил руки очень высоко, практически на груди, значит, он находится в состоянии резкого отрицания обсуждаемой проблемы и настроен враждебно. Такая поза может напомнить вам ребенка или подростка, отстаивающего свою независимость в споре с родителями. В такой момент обычно резко меняется качество голоса. Человек начинает говорить более агрессивно, а содержание его речи явно говорит о нарастании гнева. В состоянии гнева или враждебности проявляется еще один сигнал языка телодвижений — человек сжимает один или оба кулака скрещенных рук. Если вы видите, что собеседник буквально обнимает себя, не думайте, что ему стало холодно.

И, наконец, о нарастании гнева и о том, что собеседник пытается установить контроль над ситуацией, говорят некоторые жесты рук. Легче всего распознать гнев по постукиванию пальцев. Вы наверняка замечали, что человек, нетерпеливо ожидающий возвращения к его столику официанта, который должен принять заказ, начинает барабанить пальцами по столу. Рассерженная начальница сжимает кулак и символически (а то и по-настоящему) ударяет им по столу. Это явный знак агрессии. Кто-то ударяет кулаком по ладони другой руки или по подлокотнику кресла. Иногда люди постукивают по какой-то поверхности не кулаком, а раскрытой ладонью. Подобные жесты появляются не только в те моменты, когда люди испытывают гнев на эмоциональном уровне, но еще и когда им кажется, что события развиваются нежелательным для них образом, что они теряют контроль над происходящим.

Еще один признак гнева человека — «перст указующий». Я не хочу сказать, что обычное указание пальцем на кого-то или что-то — это сигнал гнева. В гневе этот жест становится резким и даже угрожающим. Заметив подобное поведение со стороны, вам может показаться, что один из собеседников поражает другого кинжалом или мечом. Жест может быть направлен на кого-то или что-то или на самого себя. Чем более резок этот жест, тем более сильный гнев испытывает человек. Если ваш друг делает подобный жест и направляет палец вниз, значит, его гнев дошел до предела. В некоторых случаях такой жест является предвестником реальной физической агрессии.

Читайте также:  Предсказания для знака зодиак рыбы

Источник

Понимание, объяснение, описание и предсказание (прогнозирование) в науке и их соотношение.

Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере свод понятий освоен данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувств опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической деятельности. Однако эта зависимость не является односторонней.

Понятие является результатом исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности — все это зависимость, от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым смыслом.

Таким образом, чувства и рациональное мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается 2 типа деятельности:

1. практическая деятельность в широком смысле;

2. деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность, как особый вид умственного труда.

Понятия — это такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процветания познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление.

Обратим внимание на действия, которые имеют место в процветании образования чувств, понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов, в философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования — абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут существует 2 важных момента: При абстрагировании человек исходит из объективной действительности свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения свидетельствует об активности человеческого познания, о возникновении особого типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений.

Объяснение и понимание. Теория познания различает структурные объяснения, отвечающие на вопрос, как устроен объект; функциональные объяснения — как действует и функционирует объект; причинные — почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются объясняющими. Знания, которыми обосновываются — объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как законы, так и отдельные факты.

Понимание — это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры как Интерпретация первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпритация — уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция — разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия — качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Иррационализм – философическое учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт. Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненных игре случая, слепой воле (иррационализмом в частности является экзистенциализм).

Рационализм — Учение теоретического познания, согласно которого всеобщность и необходимость — логические признаки всеобщего знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположении ума. Опыт стимулирует проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)

Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действ на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувств познания и дает обобщ-е знание. Сторонники диалектического матер-ма:

Мыш-е — это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Мышление осуществляется в трех формах. 1) Понятие — это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный характер. Но м/у ними есть различие. Предст-е дает наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2) Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем- либо. 3) Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое суждение, которое называется следствием или заключением. Например, 1. Все элем частицы имеют массу 2ю Х — вновь открыта элем. частицы, вытекает вывод Х — имеет массу. Логическая деятельность мышления осуществляется в таких формах: понятие, суждение, умозаключение, анализ и синтез, индукция и дедукция, т.д.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 305 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Цели научного метода: описание, объяснение, предсказание явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

А.Койре считает, что «классическая наука стала возможной благодаря двум главным условиям — математизации физики и «разрушению Космоса». Причем, математизация физики шла рука об руку с экспериментом, в проведении которого главную роль играла теоретическая концепция ученого. Существенную особенность классической науки Койре видит в том, что «не только действительные эксперименты основаны на теории, но даже средства, которые позволяют их осуществить, являются не чем иным, как воплощенной теорией.» [2] С другой стороны, развитие науки немыслимо без использования точной измерительной техники.

Читайте также:  Предсказания для печенья распечатки
Работа содержит 1 файл

1 Цели научного метода.doc

В науке и для науки интересно все. Даже само слово наука. В русском варианте термин наука буквально означает научение. В большинстве же европейских языков синоним нашего слова наука трактуется от латинского слова «scientia», что в переводе означает знание. Видно, что дать однозначное научное толкование этого понятия и понятия самой науки — задача довольно трудная, если не сказать вечная. Если рассматривать слово наука в широком смысле то это: во-первых, форма общественного сознания, во-вторых, сфера человеческой деятельности, в-третьих, система социальных институтов (институты — не как учебные заведения, а элементы социальной структуры общества). Наука — это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности.

«…роль науки в том, чтобы понять ее реальное место, реальные возможности, границы деятельности человека, которые позволят ему не разрушить тот дом, в котором он живет. Ибо другого дома у него нет, не будет и не может быть, если мы будем говорить конструктивно. И совершенно напрасно мы на научно-технический прогресс в его неоевропейском или модернистском понимании возлагаем ответственность за все происшедшие события. Естественно, начинать нужно не с античности, а еще гораздо раньше. С огня, с неолитической революции и так далее. Вот откуда пошли те целевые установки для человека, которые привели к созданию того самого техногенного мира, в котором мы живем.» [16] .

А.Койре считает, что «классическая наука стала возможной благодаря двум главным условиям — математизации физики и «разрушению Космоса». Причем, математизация физики шла рука об руку с экспериментом, в проведении которого главную роль играла теоретическая концепция ученого. Существенную особенность классической науки Койре видит в том, что «не только действительные эксперименты основаны на теории, но даже средства, которые позволяют их осуществить, являются не чем иным, как воплощенной теорией.» [2] С другой стороны, развитие науки немыслимо без использования точной измерительной техники.

Эксперимент у Ньютона, где анализируются различные высказывания Ньютона относительно роли гипотез в научном познании. Общее содержание этих высказываний выражено в его знаменитой фразе «Hypotheses non fingo», буквальное толкование которой не оставляет никаких сомнений в негативном отношении Ньютона к гипотезам. Долгое время буквальное толкование ньютоновских текстов, характеризующих методологические взгляды великого физика, было преобладающим в историографии науки (в частности, у позитивистов). Но именно оно оказалось ошибочным, так как не соответствовало ни тому смыслу, который вкладывал в них Ньютон, ни тому положению дел, которое имело место в его реальной научной практике.

Итак, то, что мы называем «наукой», с точки зрения современной методологии и науковедения. Это есть особая, исторически преходящая, форма организации знаний, мышления и деятельности. Говоря «наука», «научный предмет», «научная дисциплина», мы подразумеваем именно знание, мышление и деятельность. Наука — орган внутри более широких систем организации человеческого знания, и только так она складывалась и существовала[15]

Кроме того, термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.

Однако теориями не исчерпывается научное знание. Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое—теоретическое знание»: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

Наука как система знаний (результат деятельности) характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность прежде всего характеризуется методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод научного исследования рационален.

Непосредственными целями науки являются: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Методы науки одноимённы с непосредственными целями.

Итак, наука как деятельность прежде всего характеризуется методом. Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод научного исследования рационален.

«Под методом, — писал Декарт, — я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых . без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно» [13]

Метод как совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности служит, прежде всего, получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы – мерило ее зрелости и совершенства, показатель сложившихся в ней отношений.

Характер метода существенно определяется предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом и другими факторами. Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. В то же время, можно наблюдать много выдающихся достижений как следствий переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки для решения их специфических задач.

Общие методы – те, которые применяются в человеческом познании вообще, в то время как специфическими – те, которыми пользуется только наука. Пару слов о методах общих и специфических, практических и логических, эмпирических и теоретических, употребляемых при открытии и обосновании.

К общим относятся: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др.

К специфическим — научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д

Практическими являются методы, применяемые на практическом, т.е. предметно-чувственном уровне научного познания. К ним относятся: наблюдение, измерение, практический эксперимент, предметное моделирование.

Читайте также:  Рэй курцвейл предсказания 2020

Логические методы – это логические «фигуры», которые являются результатом обобщения миллиарды раз повторяющихся практических действий. К числу логическим относятся доказательство, объяснение, выведение следствий, оправдание, мысленный эксперимент, знаковое моделирование и др.

Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент, предметное моделирование относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их и с ними «слитые» доказательство или выведение следствий.

Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими.

Существуют методы, приспособленные преимущественно к обоснованию знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие же «работают» больше на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия).

Хотя в методологическом отношении разделение научного исследования на эмпирический и теоретический уровни весьма полезно, практически осуществлять его чрезвычайно сложно.

Оценивая ситуацию в физике первой половины XX века, Альберт Эйнштейн писал: «. с принципиальной точки зрения желание строить теорию только на наблюдаемых величинах совершенно нелепо. Потому что в действительности все обстоит как раз наоборот. Только теория решает, что именно можно наблюдать. Подлежащий наблюдению процесс вызывает определенные изменения в нашей измерительной аппаратуре.» [3]

В развитой науке теория и факт — соотносимые понятия. Наличие одного из них немыслимо без наличия другого, одно из этих понятий имеет своей предпосылкой другое. По словам А. Эйнштейна, «не существует эмпирического метода без чисто умозрительных понятий и систем чистого мышления, при более близком изучении которых не обнаруживался бы эмпирический материал, на котором они строятся». [3]

Научный метод— совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Отдельные части научного метода применялись ещё философами древней Греции. Ими были разработаны правила логики и принципы ведения спора, вершиной которых стала софистика. Сократу приписывают высказывание о том, что в споре рождается истина. Однако целью софистов была не столько научная истина, сколько победа в судебных процессах, где формализм превышал любой другой подход.

« … в структуре научного исследования содержание научного знания является величиной переменной, а метод представляет собой константу.» [5] Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:

1. Выдвижение гипотезы-(гипотез).

2. Планирование исследования.

3. Проведение исследования.

4. Интерпретация данных.

5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).

6. В случае отвержения старой — формулирование новой гипотезы (гипотез).

Научный метод применяется для тех проблем, которые связаны с познанием реального мира. Существует, однако, общенаучный метод, который применяется во всех науках и состоит в формулировании гипотез, построении теорий и в проверке теоретических построений.

В данном процессе различают следующие этапы:

1. формулировка вопросов;

2. предполагаемый ответ в свете того, что уже известно, то есть формулировка гипотез;

3. вывод эмпирических последствий, связанных с данными гипотезами;

4. определение методик для подтверждения или опровержения гипотез;

5. проверка адекватности и достоверности использованных методик;

6. проверка гипотез и интерпретация результатов;

7. установление областей, к которым применимы данные гипотезы.

«Этот процесс является общим для любого научного исследования и не зависит от объекта. Каждая научная дисциплина характеризуется совокупностью проблем, рассматриваемых с помощью совокупности методик, и именно по специфике используемых методик различаются дисциплины.» [4]

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов. Научные методы разделяются по разным основаниям – в зависимости от стоящих при их использовании задач.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не принимаються на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Первым шагом, целью в любой науке является описание явлений, которые считаются важными для данной науки. Например, перед тем, как установить причины, по которым индивидуум стал психопатом, необходимо тщательно описать поведение и выявить то общее, что имеют психопаты. Только тогда, когда будет получено достаточно ясное описание психопатической личности, можно искать биографические или физиологические факторы, которые заставили человека стать таковым. Важность метода описания показывает сходство, которое существует между психологией и биологическими науками.

Описание, являясь целью научного метода, состоит в следущем: сведения об итогах наблюдений, измерений, экспериментов излагаются на языке данной теории, и, таким образом, происходит их первичная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события, явления, процесса. При объяснении из элементов теории выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый факт, и которые позволяют осмыслить соответствующие ему явления в системе теоретического знания.

Поскольку психология является молодой наукой, она, по-видимому, еще долго будет оставаться на описательном уровне. Наиболее ярко это проявляется в такой области психологии, как психология личности, где описание личности является объектом постоянных дискуссий.

В настоящее время существуют различные подходы к этому описанию.

Так, типологические теории пытаются классифицировать людей по категориям или определенным типам, подобно тому, как ботаник классифицирует растения. Согласно характерологическим теориям, люди, напротив, отличаются друг от друга «количественно», а не «качественно», в зависимости от различных черт характера, которыми обладают в большей или меньшей степени.

Вторая цель научного метода – объяснение явлений. Дать причинное объяснение некоторого события, — пишет Поппер, — «значит дедуцировать описывающее его высказывание, используя в качестве посылок один или несколько универсальных законов вместе с определенными сингулярными высказываниями – начальными условиями» [14]

Источник

Оцените статью