Предсказание прогнозирование социальных процессов
ПОЛИТОЛОГИЯ: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.7. Значение социологических исследований . Прогнозирование социальных процессов.
Прогнозирование в социологии — это способ научного предвидения с той или иной степенью вероятности итога, направленности, или характера протекания социальных процессов в течение некоторого промежутка времени . В прикладной социологии, учитывая возможности применяемых в ней формально-логических статистических методов, относительно эффективный (точный) прогноз возможен только на краткосрочную перспективу и то, при условии небольшой вариации характеристик исследуемого социального процесса.
Момент времени, на который в распоряжении социолога имеются исходные данные социальной статистики (результатов исследования), и до момента, к которому относится прогноз, называется периодом упреждения. Максимальная величина периода упреждения в прикладной социологии не превышает нескольких месяцев. Более длительный прогноз имеет более низкую достоверность из-за того, что социальные процессы в течение времени подвержены воздействию большого числа факторов.
Теоретически не исключается возможность перспективного социологического прогноза на десятилетия и даже на столетия в опоре на категориальные модели. Однако подобные модели прогнозирования не всегда подчиняются законам формальной логики и поэтому не всегда вписываются в арсенал методического инструментария прикладной социологии.
Главная особенность прогнозирования — нацеленность на будущее и попытка преодолеть неопределенность, обусловленную отсутствием знаний о точном значении статистических параметров характеристик социальных процессов. В связи с тем, что речь идет об определении статистических величин, любой прогноз в прикладной социологии носит только вероятностный характер, то есть предсказание является достоверным с той или иной степенью вероятности. Отсюда следует, что для, любой обоснованной прогностической модели необходимы два критерия:
форма числовой оценки характеристик социальных явлений;
степень погрешности оценки, ее точность.
Форма оценки изменения числовых параметров характеристик социального явления на тот или иной период упреждения зависит от вида шкалы измерения, на основе которой строится прогностическая модель.
На величину погрешности прогноза влияет количество факторов, действующих (с той или иной степенью “интенсивности”) на вариацию характеристик социального процесса в течение периода упреждения.
Рассмотрим ряд требований к любой прогностической модели. Эти требования: обоснованность, полнота, валидность, точность и устойчивость.
Под обоснованностью прогностической модели понимается ее соответствие цели прогноза на весь период упреждения.
Полнота прогностической модели зависит от объема, достоверности и устойчивости исходной социальной статистики.
Валидность прогностической модели — это ее способность учитывать изменение структурных элементов именно прогнозируемого явления. От валидности модели во многом зависит точность прогноза.
Точность прогностической модели — это ее способность давать количественную оценку параметров изучаемого процесса на период упреждения, минимально отличающуюся от их фактического значения.
Устойчивость прогностической модели заключается в ее способности быть валидной на весь период упреждения. Фактор, в значительной степени противодействующий устойчивости прогностических моделей в социологии, — нормативность абсолютного большинства социальных явлений, основанных на функционировании и взаимодействии социальных институтов; В связи с этим уместно ввести в оборот понятие инерционности протекания социального процесса как предмета прогнозирования, непосредственно воздействующей на устойчивость прогностической модели.
Под инерционностью социального явления или процесса подразумевается степень устойчивости, длительность ее обусловленности теми иди иными социальными нормами.
По методам в прикладной социологии различают три основных вида прогноза: 1) аналогия; 2) экспертиза; 3) статистический прогноз.
Аналогия — это метод исторического соотнесения двух или более идентичных явлений, порожденных схожими социальными обстоятельствами в разные временные периоды. Вывод о вероятности повторения прогнозируемого явления, в случае схожих обстоятельств, называется прогнозом по аналогии. Степень точности такого прогноза не всегда поддается определению из-за возможного вмешательства в социальный процесс новых, не имевших место в предшествующей социальной практике факторов.
Экспертная оценка как метод прогнозирования является способом аккумуляции научных знаний и практического опыта профессионалов по вопросам, имеющим непосредственное отношение к предмету прогноза. Степень точности прогноза во многом зависит от уровня компетентности экспертов.
Перечисленные два метода прогнозирования наименее точны, однако они применимы для долгосрочных прогнозов.
Статистические методы прогнозирования основаны на формулах и проблемах математической статистики, однако, пригодны они в прикладной социологии в основном для краткосрочного прогнозирования (до одного года). Это не вина методов, а следствие многофакторности, нормативности и высокой вариабельности социальных явлений.
Кроме того, формулы математической статистики, используемые для проверки гипотез, предполагают нормальное распределение вариации признака, что в реальной практике социальных явлений чаще всего не имеет места. Это не означает полную неприменимость формул математической статистики для прогнозирования социальных явлений, однако, ошибки прогноза могут оказаться весьма существенными.
Прогнозируемая динамика ряда распределения количественных параметров исследуемого социального процесса состоит из взаимосвязанных компонент: тренда, интервала циклов и тенденции.
Тенденция — это направление развития социального процесса (в наиболее общем случае — прогресс и регресс).
Тенденция, механизм реализации которой функционально зависит от времени, называется трендом. Тренд описывает фактическую усредненную для периода упреждения тенденцию изучаемого социального процесса во времени.
В основе наиболее простых статистических методов прогнозирования лежит количественное описание наблюдавшейся тенденции в изменении уровней динамического ряда распределения параметров социального процесса.
Значение социологических исследований. Социологическое исследование — это надежный способ познания социальной реальности, позволяющий постичь сущность тех или иных явлений и процессов. Оно дает возможность специалисту в любой области учесть социальные последствия определенных действий, повысить эффективность деятельности, уменьшить возможность и последствия ошибок. По образному выражению П.Сорокина, оно позволяет «понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым, случайное закономерным».
Информация, полученная в ходе социологического исследования, может способствовать решению проблем в различных областях человеческой жизни и деятельности. С его помощью можно выяснить скрытые качества социальных явлений и процессов, установить существенные причины, лежащие в их основе.
Важнейшую роль социологические исследования должны сыграть в условиях формирования рыночных отношений и перестройки всей политической системы, экономической и социальной жизни, когда предстоит выяснить движущие факторы развития и деятельности социальных, этнических, демографических общностей, раскрыть особенности социального положения и жизнедеятельности различных социальных групп, показать социальную мобильность и дифференциацию общества в современных условиях.
Обстоятельное изучение современного состояния национальных отношений в мире, раскрытие противоречий, проблем, кризисных ситуаций в межнациональных отношениях и путей их преодоления помогут показать: как национальная политика решает проблемы удовлетворения потребностей и интересов личности; патриотизм, интернационализм, национализм, шовинизм как ориентации и установки поведения, отношений и деятельности людей; роль интеллигенции в нормализации и гармонизации отношений между нациями.
Изменения в характере, организации труда, собственности, в структуре властных полномочий сопровождаются трансформацией ценностных шкал и предпочтений. Сегодня в системе социальных отношений на первый план вышли проблемы бедности, неравенства и безработицы.
Социальные отношения приобрели националистическую, политико-идеологизированную и криминологическую окраску. Поэтому нуждаются в освещении и ценностные ориентации и особенности социального функционирования норм и ценностей, соотношение и взаимосвязь социальных и духовных ценностей. Общечеловеческие ценности выступают как ядро культуры и основа цивилизационных процессов в обществе. Необходимо обоснование видов ценностей, уровней культуры и т.п. Единство культуры и цивилизации — основа стабильности общественного развития.
Занимаясь изучением общественного мнения как специфического явления духовной жизни, формируя общественное сознание, показывая механизм социальных изменений, выявляя основные тенденции и направления движения человечества на рубеже XXI века, социологическая наука способствует решению общественных проблем и развитию общества.
Источник
Электронная библиотека
Рассмотрение проблемы следует начать с основных понятий курса: «прогностика», «прогноз», «прогнозирование», принципы «социального прогнозирования», «прогнозирование в социальной практике» и др.
Прогностика — наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего.
Прогностика как система научных знаний о будущем тесным образом связана и взаимодействует с историей и математикой, философией и социологией, психологией и правоведением.
Следует уточнить, что прогноз – это:
· вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления, объекта в будущем;
· предсказание о состоянии какого-либо явления, системы и их последствий;
· информация об альтернативных путях развития и сроках осуществления предсказаний.
В прежней традиции прогноз означал предсказание того будущего состояния, которое в соответствии с объективными законами общественного развития наступит неизбежно.
Прогноз — есть предвидение или провидение. Широко распространенная в обществе вера в провидцев свидетельствует о влиятельности такого, по сути, фаталистического представления об историческом процессе. И хотя, будучи проведенным последовательно, представление это внутренне противоречиво, тем не менее оно «живет», например, в оценках «качества прогнозов». Неисполнение прогнозов вовсе не свидетельствует о его недоброкачественности, как и наоборот.
Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т. д.).
Социальный прогноз – это научное обоснование (гипотеза) предполагаемых изменений социальных отношений и социальных процессов, структур и их элементов.
Например, при разработке прогноза деятельности социальных служб на уровне местного самоуправления по обеспечению адресной социальной защиты населения в качестве основных гипотез могут выступать:
а) экстенсивное развитие социальной инфраструктуры и соответствующее увеличение штатных социальных работников, имеющих данную профессиональную подготовку. Это наиболее вероятный путь обеспечения адресной социальной защиты населения;
б) создание необходимых условий для самообеспечения тех нуждающихся в социальной защите, которые имеют необходимый творческий и физический потенциал. Это может способствовать изменению динамики перехода данной категории граждан из нуждающихся на уровень социальной достаточности.
Целью прогноза является стремление дать ответы на круг вопросов, составляющих сущность проблемы.
Прогнозирование — это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.
Социологический энциклопедический словарь дает следующие определения этому понятию[1]:
— прогнозирование – это разработка прогнозов;
— прогнозирование – это научное исследование перспектив развития какого-либо объекта или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указаниями более или менее определенных сроков изменения;
— прогнозирование – это определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии.
Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры её развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.
Практическое назначение прогнозирования — подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:
· в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);
· как действительно может протекать развитие;
· каков механизм преодоления негативных тенденций.
· В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач прогнозного исследования:
· — определение и мотивирование цели развития;
· — определение средств, способов, путей достижения целей.
· Полный цикл прогнозного исследования включает в себя:
· изучение проблемной ситуации в теории и на практике;
· анализ предпрогнозного и прогнозного фона;
· определение цели и задач;
· выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом;
· проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования;
· формулирование выводов и предложений.
Прогнозирование как одна из форм предвидения находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там, где объекты неуправляемы (особенно в естественных науках), имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к определенному состоянию объекта. Но нередко обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазвитию прогноза путем действий с учетом последнего. Так, предсказание успеха может вызвать мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать панику и действительно обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.
[1] См.: Социологический энциклопедический словарь. Т. II / Под ред. Д. Джерри и Д. Джерри, М.: Вече-АСТ, 1999. — С. 86-87.
В основе методологии прогнозного исследования лежит принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными областями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений.
Не менее важным принципом является четкое определение статуса, особенностей объекта прогнозных исследований, предварительный теоретический анализ его сущности на основе имеющегося уровня научных знаний, что позволит на всех этапах исследования придерживаться единообразия в категориально-понятийном аппарате и терминологии, а в процессе обобщения результатов добиваться максимально возможной объективности, достоверности и точности.
Основными принципами прогнозирования являются:
· непрерывность. Разработка прогнозов рассматривается как постоянный процесс, необходимый для уточнения прогнозных оценок в связи с возможными изменениями в реальной обстановке, с одной стороны, и для обеспечения связи между прогнозированием, планированием и регулированием, с другой стороны;
· сочетание перспективных и текущих прогнозов. Определяющим должен быть прогноз на длительную перспективу, выявляющий закономерности и тенденции развития, в рамках которых составляются и корректируются прогнозы на менее длительную перспективу;
· согласование. Обеспечение соответствия социального прогноза научно-техническому и иным видам прогноза;
· многовариантность. Необходимость наличия нескольких вариантов для адекватной оценки при выборе прогноза.
· Зарубежный опыт (в частности, США) свидетельствует, что прогнозирование социальных систем занимает ведущее место практически во всех важнейших областях исследования. Прогнозы классифицируются по разным критериям:
· по масштабам прогнозирования:
· структурные (межотраслевые и межрегиональные),
· по целям прогнозирования:
По временным параметрам соотношение исследований в процентах таково: на 5-10 лет – 52 %; на 5-25 лет – 64 %; на 10 — 25 и более лет — 26 %.
В зависимости от периода времени, на который составляется прогноз, прогнозы бывают:
— оперативные (до 1 года);
— краткосрочные (с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года);
— среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
— долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);
дальнесрочные (свыше 15 лет).
Процесс прогнозирования предполагает ряд последовательных этапов.
Первый этап — прогнозирование параметров прогноза:
— временного интервала прогнозирования тенденций развития объекта;
— целей и задач, предмета, проблемы и рабочих гипотез;
— методов, структуры и организации исследования.
По существу — это составление программы прогностического исследования.
Второй этап предполагает построение базовой (исходной) модели программируемого объекта. На основе базовой (исходной) модели разрабатываются поисковый и нормативный прогнозы.
Третий этап определяет прогнозируемый фон, то есть анализ факторов, воздействующих на состояние и динамику объекта, осуществление поискового прогнозирования.
Четвертый этап включает в себя осуществление расчетов возможных показателей поисковой модели, вероятностных их значений и конструирование «дерева возможных результатов».
Пятый этап – нормативное прогнозирование, оценка достоверности и точности прогнозных моделей.
Выделяют и такие этапы прогнозирования, как:
ретроспектива – изучение прошлого состояния процесса по совокупности показателей и выявление характера их изменений;
2. диагностика – установка начальных и допустимых значений показателей и выбор метода прогнозирования;
3. прогноз – включает в себя отдельные показатели и синтез единичных прогнозов.
Сам процесс прогнозирования предполагает:
· проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта;
· описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте);
· выявление проблем уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;
· определение тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;
· оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.
Ввиду многофакторности и исключительной сложности объекта исследования прогностические рекомендации носят вариантный характер. Стратегия образования учитывает различные сценарии развития общества в целом.
Поэтому при прогнозном исследовании образования за основу берется принцип вариантности, многокритериальной оценки стратегических решений, используются различные технологии организационных форм на конкурсной основе, допускающей альтернативное видение возникающих проблем и путей их преодоления. В данном случае особую значимость имеет общественная экспертиза.
Сущность этих исследований в наиболее общем виде состоит в том, чтобы предвидеть:
· социально-экономические и научно-технические условия, в которых будет развиваться система образования в будущем;
· изменяющуюся роль и место человеческой личности в общественном прогрессе;
· динамику развития образовательных запросов населения, престижность соответствующих профессий и специальностей;
· содержательные и организационно-структурные изменения в образовании, их динамику и т. д.;
· межнациональные конфликты. Их исследование может быть осуществлено также с помощью целого ряда методов прогнозирования:
— широкое использование аналитических методов и ЭВМ,
— применение имитационного проигрывания моделей,
— глубокая ретроспекция и предпрогнозный фон,
— использование сценариев для вероятного представления поточной информации.
При проведении любого прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.
Каждое из положений можно конкретизировать. Методологические аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.
Неотъемлемой составной частью прогнозирования являются его организационные моменты, такие, как:
• создание временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций его и каждого члена в отдельности;
• определение методов, объектов исследования;
• разработка методики прогнозирования;
• определение методов исследования ЭВМ, социологические исследования.
Каждое прогнозное исследование имеет свои специфические характерные особенности. К ним могут относиться:
· наличие большого массива фактографического материала;
· формы представления исходной информации;
· использование набора сценариев перед прогнозированием;
· четкое наглядное представление прогнозной информации;
· широкое применение моделирования и возможности использования исходной модели при оценках в управленческой деятельности.
Большое значение в процессе социального управления имеет определение степени надежности прогнозов. Эффективность и надежность прогнозов определяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследований. К важнейшим из них относятся:
· выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;
· выявление на основе анализа основных тенденций («траекторий») развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положения студенчества и т.д.);
· экстраполяция этих тенденций на будущее;
· синтез будущих траекторий в настоящих процессах;
· интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности;
· составление комплексного многоуровневого прогноза как целого, так и по отдельным процессам и направлениям;
· непрерывная корректировка прогноза.
К числу условий надежности прогнозов следует отнести:
· глубину и объективность анализа;
· знание конкретных условий;
· оперативность и быстроту в проведении и обработке материалов.
Негативные последствия могут иметь место из-за попыток перенести существующие модели на будущее без должного анализа возможных адаптаций и новых условий. Примером могут служить попытки перенести существующие модели западной экономики и демократии в России. Они приобретают извращенную форму, так как не учитываются не только особенности экономической сферы, но и исторические традиции, социальная специфика, духовно-нравственная атмосфера.
Социальное прогнозирование («социальный» от лат. «общественный, связанный с обществом, с общественными отношениями») — прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек.
Социальное прогнозирование – это определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов времени и социальных сил, способных обеспечивать их реализацию.
Социальное прогнозирование – это работа с альтернативами, глубокий анализ вероятности и многовариантность возможных решений.
Основными функциями социального прогнозирования являются:
· ориентирующая: оптимизация выбора целей и средств её достижения, определение предпочтительных направлений деятельности;
· нормативная: определение важнейших тенденций динамики социальных потребностей и возможностей их удовлетворения в будущем;
· предупредительная: описание и анализ возможных и вероятных негативных последствий, заключающихся в тенденциях социального развития.
Проблемами прогностических исследований могут быть самые разные аспекты социальной сферы, оказывающие влияние на жизнедеятельность человека. Это – проблемы демографии, охраны здоровья, образования, экологии, жилья, сохранения и развития семьи, молодежные проблемы и т. д.
Различают множество видов социального прогнозирования:
· демографическое и многие другие.
Основные задачи, логика анализа ситуации и разработки прогнозов в социальных процессах в регионах состоят в следующем:
· способствовать оптимальному функционированию государственных структур;
· выработать прогнозное обеспечение управленческих решений в области социальной защиты населения;
· упреждать возникновение неблагоприятных событий и процессов;
· исследовать в развитии социальные последствия перехода к рынку семей разного типа (молодой, многодетной, полной, неполной, беженцев, военнослужащих, престарелых), способствовать развитию позитивных изменений;
· разработать сценарии и модели развития таких семей и рекомендации правительству России и администрациям субъектов Федерации по их социальной защите и поддержке;
· провести прогнозные исследования социально-демографического состава молодежи, социальных проблем подростков, социально-экономического положения работающей молодежи, межнациональных отношений в молодежной среде и выработать практические рекомендации по социальной защите молодежи;
· исследовать социальные последствия приватизации (в регионах Москвы, в ряде других городов России), разработать на этой основе прогнозы и рекомендации.
Создаваемые коллективом ученых Государственного Социального Университета и практиками социальной работы очаговые экспериментальные модели социальной защиты населения в условиях перехода общества к рыночным отношениям — одни из значительных находок научно-исследовательской и практико-внедренческой деятельности этого направления в моделировании и прогнозировании. В качестве примера может быть системное моделирование социальной защиты населения в отдельно взятых регионах, в частности в Юго-Западном округе Москвы — в микрорайоне Раменка с населением 54 тыс. человек, в Ханты-Мансийском автономном округе с населением 1,5 млн. человек, в Астрахани и других регионах. Созданию базовых моделей и разработке прогнозов предшествует гипотеза о возможности использования экспериментально проверенных моделей, их широкая экспертная оценка и апробация.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник