Предсказание монахом судьбы флягина озаглавить фрагмент
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 – 1895)
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 91
Н. С. ЛЕСКОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»: ПОЭТИКА НАЗВАНИЯ,
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.
ВНЕШНЯЯ И ДУХОВНАЯ БИОГРАФИЯ ИВАНА ФЛЯГИНА
Цель:
создать у учащихся целостное представление о личности и творчестве писателя; проанализировать особенности языка, стиля произведений Н. С. Лескова; рассмотреть основные проблемы произведений художника слова; раскрыть особенности русского национального характера; развивать логическое мышление, языковое чутьё; формировать чувство патриотизма, человеческого достоинства, гордости за свой народ, любовь к слову.
Оборудование:
учебник, портрет Н. С. Лескова, текст повести «Очарованный странник», раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Н. С. Лескова; составляют тезисы объяснения учителя; рассказывают о поэтике названия, особенностях жанра повести «Очарованный странник»; рассматривают внешнюю и духовную биографию Ивана Флягина; участвуют в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
• Вам уже известно имя великого русского писателя Николая Семёновича Лескова. Вспомните, пожалуйста, названия его произведений, которые вы изучали ранее.
• А помните ли вы какие-нибудь факты из биографии писателя?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
— «Лучшее время не позади нас. Это верно и приятия достойно» — так на склоне лет писал Н. С. Лесков. Он жил, всем сердцем своим стремясь «служить родине словом правды и истины», искать лишь правду жизни, давая всякой картине, говоря его словами, «освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Каждое его произведение — это художественно развёрнутый факт жизни, художественная мелодия, возникающая на основе реальных событий и как бы незримо соотносящая, связывающая эти события с прошлым и обращающая к размышлениям о грядущем.
В те годы, когда о лесковских произведениях немало спорили его современники, Лев Толстой прозорливо заметил: «Лесков — писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна». Судьба писателя драматична, жизнь, небогатая крупными событиями, полна напряжённых идейных исканий. Одухотворённый великой любовью к своему народу, он стремился, говоря словами Максима Горького, «ободрить, воодушевить Русь». В рассказах и повестях Н. С. Лескова, словно заново рождённые, возникали почти неизведанные области жизни, заставляя читателей вдруг оглянуться на весь русский мир. Здесь представала и «отходящая самодурная Русь», и современная ему действительность.
Тридцать пять лет служил Н. С. Лесков литературе. И, несмотря на невольные и горькие заблуждения, он всю жизнь был глубоко демократичным писателем и подлинным гуманистом. Всегда выступал в защиту чести, достоинства человека и постоянно ратовал за свободу ума и совести, воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В своём художественном исследовании прошлого и настоящего Н. С. Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что мы просто обязаны по достоинству оценить литературный подвиг писателя…
В настоящее время интерес к творческому наследию Н. С. Лескова резко возрос, значительное количество учёных в России и за рубежом изучают его произведения.
IV. Работа над темой урока
1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н. С. Лескова
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)
— Бездумность — Слепой азарт — Сила молодости — Смелость — Наивность — Смекалка — Доброта — Любовь — Живучесть | — Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит) — Пробуждение духа — Осознание грехов — Проповедь Николая Чудотворца и Христа — Борение плоти и духа — Праведность |
Итог урока. Повесть «Очарованный странник» делится на крупные эпизоды из жизни Флягина, которые строятся на чередовании испытания, трагической развязки («гибели», «падения») и странствия. Трагедийность событий и мук души нарастает, и каждое последующее событие страшнее предыдущего. В итоге богатырь Иван Северьяныч, с ликом Ильи Муромца, прошедший через все «круги ада», превращается в праведника, монаха-молитвенника с очарованной душой, которому «очень за народ помереть хочется!».
Урок 148*. «Лесков — самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны» 4
Поэтика названия сказа «Очарованный странник». Особенности жанра и композиции. Язык и стиль произведения.
Название произведения — это доминанта его смысла, ключ к его пониманию. Первоначально повесть «Очарованный странник» называлась «Русский Телемах», что подчеркивало национальный характер героя и трудности его судьбы. Лесков хотел, вероятно, нарисовать отечественную «Одиссею». В самом деле, где только не побывал Иван Северьянович Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге. И везде смена профессий (от кучера до солдата и артиста), ремесел и занятий, везде необыкновенные приключения. Случаев и превратностей столько, что хватило бы на несколько жизней!
Второе название повести — «Черноземный Телемах». Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков, видимо, хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека «от земли», беглого крепостного. Но и это название было сменено. Окончательный заголовок «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова. Внимание перенесено с приключений на совсем иные вещи.
Вопросы для обсуждения названия сказа
1. Почему Флягин назван странником? (Странник — это не турист, не пассивный созерцатель окружающей жизни, не искатель приключений на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни.) Философ Серебряного века Н. Бердяев считал, что странничество, являясь элементом национального самосознания, традиционно и за ним стоит поиск смысла жизни — не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности — ничто в сравнении с высокой идеей бытия в Боге. Итак, странничество не cтолько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное — в постижении высшего смысла жизни.
2. Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе? (Жизнь для Флягина — чудо, которое он должен увидеть сам. Он очарован многообразием жизненных проявлений, ситуаций, участником которых он захотел стать. Это окружающая странника природа; его страстный интерес ко всему живому; привязанность к ребенку, которого он нянчил; восхищение мужеством и духовной силой татар, вставших «наперекор» в сцене поединка; взволнованность музыкой и песней; восторг при любовании красотой женщины и ожидании любви; страстная привязанность к лошадям, не покидающая его всю жизнь; выполнение своего высшего предназначения в приобщении к Богу.)
Исследование языка сказа и речевых характеристик героя в разных эпизодах учащиеся могут провести в группах, которые проанализируют необходимые для аргументации фрагменты текста, приведут примеры, сделают выводы и обобщения.
Группа 1. Картины природы (выявление особенностей языка лесковского пейзажа).
Группа 2. Интерес ко всему живому (речевая характеристика героя в истории с голубятами).
Группа 3. Привязанность к маленькой девочке (речевая характеристика героя, находящегося «в няньках»).
Группа 4. Восхищение поединком татар (речевые характеристики Флягина и его знакомца, мастерство Лескова в создании диалога).
Группа 5. Тяга к музыке и песне, которая «так за душу и щиплет, так и берет в полон» (анализ состояния героя в эпизоде с гармонью; речевая характеристика героя в сцене пения Грушеньки).
Группа 6. Трепет перед женщиной и любовью: «. вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется» (особенности авторского стиля и речевые характеристики Флягина в эпизодах с Грушенькой).
Группа 7. Страстная привязанность к лошадям, их красоте и совершенству (работа с текстом).
Группа 8. Спокойствие от приобщения к Богу (особенности авторского стиля и речевая характеристика Флягина в рассказе о жизни в монастыре).
В итоговой беседе следует обобщить наблюдения учащихся над языком повести, а также выявить особенности ее жанра и композиции.
Вопросы и задания для итоговой беседы
1. Докажите, что повесть «Очарованный странник» имеет в себе стилевые черты сказа.
2. Чем произведение близко жанрам фольклора? Приведите примеры включения в текст элементов фольклорных жанров.
3. Какой смысл имеет «диалоговый» характер повествования? Проанализируйте конфликт, реплики персонажей, особенности слов автора и подтекст одного из диалогов.
4. Какой смысл придает лесковскому повествованию мотив странничества? Как он связан с философским смыслом темы пути в русской литературе (на примере 1—2 произведений)?
5. Охарактеризуйте основные особенности языка произведения. Правы ли критики, обвиняющие Лескова в коверканье языка?
6. Критик Н. Михайловский считал, что композиционно в «Очарованном страннике» «есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою», а все в поведении Флягина случайно («Литература и жизнь». 1897). Критик С. Дмитриенко подчеркивал, что все истории с Флягиным — это «его попытки, пусть бессознательные, вырваться из-под чар предначертанной судьбы», и объяснял повороты в судьбе героя или становлением его личности, или давлением на него обстоятельств. Подтвердите или опровергните каждую точку зрения.
7. Можно ли считать судьбу Флягина фатальной, а само произведение еще одним ответом на вопрос о фатальности судьбы русского человека?
8. В чем видит Флягин свое единство с Родиной и русским народом? Прокомментируйте смысл финала повести. Почему Флягин не хочет довольствоваться спокойной жизнью в монастыре, а собирается воевать, чтобы помереть за свой народ. Как в этом отразились мировоззренческие позиции самого Лескова?
9. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте судьбу странника Флягина и героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
10. Индивидуальное задание 2. Чем образ Флягина созвучен образу Ильи Муромца, упомянутого в главе первой? Сопоставьте этих героев.
Итог урока. Особенности жанра, композиции, языка и стиля повести «Очарованный странник» связаны с философскими размышлениями автора о судьбе русского человеке, о его богатырской натуре, поставленной в условия рабского существования. Жизнь Флягина напоминает историю Ильи Муромца. И дело здесь не только в физической силе героя, а в его биографии. Былинный герой 30 лет сидел сиднем, а потом пришли калики перехожие и исцелили его от духовной спячки. Какой-то период жизни Флягина тоже можно считать сидением, духовной немощью, хотя в рассказе он сразу предстает конэсером, влюбленным в свое дело, но духовно спит! Однако его очарование проявлениями жизни не дает ему сразу выбрать путь, предначертанный свыше, и он сознательно или в силу обстоятельств идет по своей дороге. Мотив странничества наделяется в повести философским подтекстом.
Богат и своеобразен язык и стиль произведения, близкий русскому фольклору. Даже речь главного героя становится выражением еще одного его очарования — восторга перед красотой языка и его богатством. А все это вместе объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы женщины — родной народ. И все это — достойно очарования. Вот отчего Флягину, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется».
Урок 149*. Лесков «обладал редким даром вдумчивой, зоркой любви и способностью глубоко чувствовать муки человека, слишком разнообразные и обильные» 5
Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная судьба русского человека.
На уроке внеклассного чтения могут работать творческие группы учеников:
— актеры;
— биографы;
— теоретики и литературные критики;
— языковеды и культурологи.
Начать урок можно с инсценировки фрагмента из рассказа «Тупейный художник». Театрализация здесь вполне уместна, так как в сюжете рассказа важное место занимает повествование о крепостном театре, а рассказывает описанную автором историю бывшая крепостная актриса Любовь Онисимовна.
Задания для творческих групп
Группа актеров. Составить на основе шестой — девятой глав рассказа инсценировку и разыграть ее на сцене. В представлении должны быть заняты:
— Любовь Онисимовна, крепостная актриса (читает авторский текст о взаимоотношениях графа и его брата);
— граф Каменский;
— его деревенский брат;
— Аркадий Ильич, тупейный художник.
Итоговый вопрос. Как в этом эпизоде отразился характер главного героя — тупейного художника Аркадия?
В рассказе много слов и выражений, непонятных современному читателю, реалий жизни и быта крепостной России. Поэтому десятиклассники должны составить лексический и историко-культурный комментарий, помогающий понять жизнь, быт и язык людей начала XIX в.
Группа языковедов и культурологов. Используя «Словарь живого великорусского языка» В. Даля, составьте лексический комментарий к словам и выражениям: тупейный художник (тупейщик, тупей), цирульник, пела в хорах подпури, знала все роли наглядкою, камариновые серьги, святая Цецилия, дыба, струна, лобанчик обрезанный, сожгла на загнетке, плакончик и др.
Итоговые вопросы. Какие слова включены в рассказ в искаженном виде? Какой смысл придает повествованию использование в нем простонародной лексики?
В процессе подготовки к уроку десятиклассники, читая рассказ, должны выбрать из него информацию о главных героях произведения и составить дома сообщения о каждом из них. Учитывая «жанр» урока внеклассного чтения, можно информацию о главных героях рассказа произнести в форме эмоционального монолога персонажа о его собственной жизни.
Группа биографов. Подготовьте повестования-монологи о главных героях рассказа от первого лица. Эмоционально произнесите эти монологи в классе.
Итоговый вопрос. Какие факты жизни героев особенно важны для понимания их образов?
Однако необходимо выявить смысл каждого из героев в системе образов рассказа, вскрыть авторские приемы создания каждого образа, прояснить особенности авторского пафоса и оценки героев в литературной критике. Это задачи для группы теоретиков и литературных критиков.
Группа теоретиков и литературных критиков. Познакомьтесь с примерным планом анализа образа литературного героя. Используя те пункты плана, которые необходимы для характеристики Любови Онисимовны и Аркадия Ильича, составьте объективную характеристику каждого образа. Обратите внимание на их имена, поступки, образ мыслей, речевые характеристики.
План анализа образа литературного героя
1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
4. Авторские приемы создания образа:
1) | смысл имени и фамилии героя; |
2) | смысловая роль его первого появления в произведении; |
3) | портрет; чьими глазами он дается; |
4) | пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием; |
5) | интерьер; вещи, характеризующие героя; |
6) | речь героя; особенности внутренних монологов; |
7) | поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция; |
8) | художественные детали, характерные для образа героя; |
9) | герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки. |
5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).
6. Литературная критика об образе героя.
7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе.
Итоговый вопрос. Почему губительность крепостного права особенно сильно сказалась на людях с художественным дарованием? В чем их трагедия?
Вопросы и задания для итоговой беседы
1. Почему подзаголовком рассказа стало выражение «рассказ на могиле»? Как это указание предопределяет жанр повествования?
2. Какой смысл в том, что повествование ведется от лица одной из участниц истории, Любови Онисимовны? Какие черты ее характера проявились в рассказе?
3. Как ее характеризует тот факт, что о своих переживаниях она говорит очень скупо, сама почти не дает эмоциональных оценок происходящему, а только отвечает на вопросы собеседника? Подтвердите эти наблюдения примерами.
4. Какие черты русского характера проявились в образе Аркадия Ильича? Что помогает ему преодолеть те «круги ада», в которые он попадает? Докажите текстом, что он обладал лучшими качествами человека.
5. Как авторская позиция по отношению к судьбе героев проявилась в рассказе? Помогает ли ее выявлению композиция текста?
6. Какой смысл проявляется в том, что рассказ Любови Онисимовны передается в восприятии ее мальчика-воспитанника? Какой смысл здесь приобретает сосуществование нескольких точек зрения на происходящее: повествователя (мальчик), рассказчицы (бывшая крепостная актриса), самого Лескова (авторская позиция)?
7. Почему автор выходом из создавшейся ситуации считает смерть Аркадия и пристрастие к выпивке у Любови Онисимовны? Какие чувства автора по отношению к человеку здесь выражены? Мог ли быть у рассказа счастливый финал? Аргументируйте свою позицию.
8. Как в рассказе проявился талант автора к созданию «удивительных и даже невероятных людей»?
9. Как в рассказе отразился образ времени и тема памяти?
Итог урока. Аркадий, герой рассказа «Тупейный художник», подобно другим лесковским богатырям и праведникам, обнаруживает в себе богатырскую душу, которая помогает ему преодолеть испытания судьбы. Он обладает лучшими качествами русского национального характера, которые не погибли даже под гнетом крепостной неволи. Однако писатель, вероятно, не верит в возможность его счастья (имя Аркадий в переводе на русский язык обозначает счастливый) в условиях тогдашней России. Образцом терпения, смирения русской женщины предстает в рассказе и его главная героиня, крепостная актриса Любовь Онисимовна. Однако и она несчастна и забвение находит лишь в «яде из плакона». В рассказе звучит сожаление и скорбь автора по отношению к так и не нашедшим счастья героям. Причину их страданий писатель видит лишь в социальном мироустройстве, о справедливости которого должен задуматься читатель. Тем самым подтверждается авторская мысль о том, что любое искусство должно приносить пользу, а литература — служить истине и добру. Смысловое богатство рассказа помогает понять его язык, полный народной лексики и выражений, и его композиция, в которой автор «прячется» за повествование рассказчицы и ее собеседника, маленького мальчика. Это, вероятно, обнаруживает скрытую в рассказе тему памяти, характерную для русской классической литературы.
Урок 150*. «Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины. » 6
«Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
Урок внеклассного чтения можно начать с чтения по ролям или инсценировки двух фрагментов, относящихся к двум Катеринам: Катерине Кабановой и Катерине Измайловой. Это диалог Катерины Кабановой и Варвары из «Грозы» (действие первое, явление VII) и диалог Катерины Измайловой и Сергея из очерка «Леди Макбет Мценского уезда» (глава третья).
Цель этой работы — в эмоциональном ключе начать сопоставление героинь, отвечая на вопрос: что показалось вам самым главным в характере каждой героини?
Высказанные мнения можно записать на доске, обозначив круг общих черт и выявив различие образов.
Это позволит включить учащихся в исследовательскую работу по сопоставлению героинь Островского и Лескова. Даже даты публикации обоих произведений близки: «Гроза» — 1860 г., «Леди Макбет Мценского уезда» — 1865 г.
Проблемный вопрос урока
Что сближает и что различает образы «двух Катерин»?
Вопросы и задания для беседы
1. Как жила каждая из героинь в доме мужа? Почему замужество каждой из героинь произошло не по любви?
2. Почему обе Катерины испытывали тоску в доме мужа? Как каждая из них рассуждает об отсутствии детей? Найдите эти слова в тексте («Гроза»: действие второе, явление VIII; «Леди Макбет Мценского уезда»: гл. 1, 3). Почему Катерина Измайлова оказалась так равнодушна к родившемуся первенцу? Найдите ответ в тексте гл. 12, 13.
3. Докажите, что в каждой из героинь проявилась сила ее характера. Какие их поступки подтверждают эту черту?
4. Почему любовь каждой героини обернулась трагедией?
5. Докажите, что двух Катерин различает их жизненная позиция и отношение к жизни. Подтвердите свои суждения текстом.
6. Охарактеризуйте духовный облик каждой героини. Какие жизненные ценности они считают самыми главными?
7. Проследите ступени движения каждой героини к гибели. Меняется ли при этом их нравственный облик?
8. Какой символический смысл заключен в названии каждого произведения? Как связано с судьбой Катерины Кабановой понятие гроза? Чем близка Катерина Измайлова шекспировской леди Макбет?
Исследовательская работа по сопоставлению героинь Островского и Лескова дает возможность оформить наблюдения над текстом в виде опорной схемы.
Источник