Предсказание это содержательная оценка будущего состояния объекта

Предсказание это содержательная оценка будущего состояния объекта

метод систематизации, анализа и нормализации понятийно-терминологических систем, используемых в научном исследовании. В историческом исследовании Т. а. применяется в качестве: 1) метода анализа и интерпретации терминов текстов исторических источников; 2) метода упорядочения и нормализации понятийного аппарата исторического исследования. Метод терминологического анализа был разработан в лингвистике и стал основным инструментом такого научного направления как терминоведение. Объектом изучения терминоведения выступает терминология — естественно сложившаяся совокупность терминов определенной области знания. Терминосистема любой науки, в том числе истории, отличается динамизмом: появляются новые термины, происходит переосмысление старых, уточнение и расширение их содержания / объема. В результате возникают проблемы с использованием терминов. Они решаются путем систематизации, анализа, упорядочения и нормализации терминов, что и составляет сущность терминологического анализа. Упорядочение необходимо для установления связей и иерархии используемых терминов, нормализация — для корректного их применения в исследовании. Нормализация терминосистемы достигается с помощью создания терминологических словарей, обеспечивающих однозначность и стабильность системы понятий и терминов.
В исторических исследованиях данный метод традиционно используется для анализа и корректной интерпретации терминов текстов исторических источников. В частности, Н. И. Смоленский определяет содержание метода терминологического анализа как совокупности приемов установления смысла тех слов и терминов, которые приведены в источниках и нуждаются в интерпретации. Задача терминологического анализа в этом случае заключается в обеспечении адекватного прочтения текста и является составной частью источниковедческого анализа. При изучении терминов источников необходимо учитывать их многозначность, выявить все возможные варианты использования термина, а также синонимы; соблюдать принцип историзма при оценке его семантической нагрузки на разных этапах развития изучаемого явления.
Внимание к природе исторических терминов и понятий и их эволюции отразилось в формировании особого научного направления, которое получило название истории понятий. Оно оформилось относительно недавно, в 1960-1970-е гг., но своими корнями уходит в XIX в. к идеям одного из основоположников философии языка Л. Витгенштейна, призывавшего исследовать не значение слов, а их употребление. Непосредственный предмет истории понятий — формирование понятийного аппарата социально-политических теорий. В настоящее время сложилось несколько школ, работающих в данном направлении, среди них наибольшую известность приобрели Кембриджская школа и немецкая школа Р. Козеллека.
Основоположниками Кембриджской школы истории понятий выступили Кв. Скиннер, Дж. Данн, Дж. Покок. В основе предложенного ими подхода к изучению политической теории и истории политической мысли лежали представления о свойствах языка как формы отражения описываемой им реальности. Кв. Скиннер предложил методику «распаковывания понятий», которая строится на тщательном анализе высказываний с использованием понятий и изучении их смысловой динамики. Главным теоретиком немецкой школы истории понятий выступает Р. Козеллек. Для этой школы характерно более широкое понимание истории понятий не только как формы отражения реальности, но и как способа постижения истории. Основу концепции Р. Козеллека составляет идея «переломного времени» — времени рождения современной системы социально-политических категорий. До середины XVIII в. социально-политические понятия ориентировались, прежде всего, на опыт, эмпирически описывая реальность. Начиная с эпохи Просвещения, Французской революции и радикальных общественных преобразований конца XVIII — начала XIX вв. понятия порывают связь с областью опыта и начинают отражать «горизонт ожиданий».
В них формулируются основные черты образа будущего. Появление истории понятий как самостоятельного направления исторических исследований отражает значимость первичных исторических категорий для понимания не только особенностей отражения исторической реальности, но и внутренних закономерностей развития языка и его когнитивной природы.
Помимо изучения терминов источников метод терминологического анализа необходим для систематизации, анализа и нормализации теоретического понятийного аппарата предметной области исследования. В такой роли он используется в любом историческом исследовании и обеспечивает включение его результатов в систему научного знания. Выбор конкретного способа систематизации связан с особенностями анализируемых понятий, уровнем их теоретической нагруженности и однозначности. Т. а. предполагает решение следующих задач: 1) составление понятийного словаря темы, который должен быть ориентирован на полноту охвата существующих в науке определений с учетом различных теоретических подходов; 2) систематизация терминов и понятий по категориям и построение классификационных схем понятий; 3) семантический и этимологический анализ терминологии с целью определения ее свойств (многозначности, синонимичности, буквального и действительного значения, специализации, разложимости, краткости, точности, нормативности) и недостатков; 4) уточнение существующих дефиниций понятий или создание новых определений; 5) проведение нормализации терминов, т. е. создание непротиворечивой системы логических определений понятий, обеспечивающих однозначность описания и интерпретации объекта исследования, а также установление соответствия используемых терминов понятийному уровню исследуемой науки.
Лит.: Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение: учеб. пособ. М., 2008; Гринев-Гриневич С. В. Введение в терминографию: Как просто и легко составить словарь: учеб. пособ. Изд. 3-е, доп. М., 2009; Канделаки Т. Л. Значения терминов и системы значений научно-технических терминологий // Проблемы языка науки и техники. М., 1970; КозеллекР. Можем ли мы распоряжаться историей // Прошедшее будущее. К вопросу о семантике исторического времени// Отечественные записки . URL: http://www. strana-oz.ni/?numid=20&article=951 ; Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. Изд-е 2. М., 2006; Смоленский Н. И.
Теория и методология истории: учеб. пособ. М., 2007; K oselleck R. Uber die Verfugbarkeit der Geschichte // Vergangene Zukunft: zur Semantik geschichtlicher Zeiten. 3. Aufl. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1979. S. 260-277. Л. H. МАЗУР

Сложность и важность функции прогнозирования привели к тому, что в настоящее время во многих организациях существуют специализированные подразделения, деятельность которых целиком посвящена этой задаче. Более того, и в широком — социальном контексте прогнозирование сегодня — это специализированная область (со своими подразделами, методами, организациями), достигшая высокого уровня развития1. В ней разработаны специализированные методы прогнозирования, которые используются в управленческом прогнозировании.

Эти методы включают три основные группы: «неформальные», количественные и качественные методы прогнозирования. Наиболее развиты методы двух последних групп. Основными количественными методами прогнозирования, очень широко применяющимися в практике управления, являются методы «анализа временных рядов» (метод проецирования тренда) и каузального (причинно-следственного) моделирования. Метод анализа временных рядов (АВР) основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Иначе говоря, выявляются тенденции прошлого и, далее, они как бы продлеваются на будущее.

Читайте также:  Все предсказания монаха неро

Каузальное моделирование (КМ) — способ прогноза посредством анализа статистических зависимостей между прогнозируемым фактором и другими переменными2. Качественные методы более многочисленны, но менее точны (метод «жюри», метод «совокупного мнения сбытовиков», метод «ожидания потребителя», метод экспертных оценок, а также семейство дедуктивных методов).

В заключение отметим, что одним из наиболее эффективных способов реализации прогностической функции, к которому организации все чаще прибегают в последнее время, является так называемое многовариативное — полисценарное прогнозирование. Его роль особенно возросла в связи с развитием компьютерной техники. Принцип полисценарного прогнозирования состоит в следующем. Параллельно создается несколько альтернативных систем плановых предположений. Внутри каждой из них отдельные плановые предположения должны быть обязательно согласованы как по содержанию, так и по хронологии развертывания. Это — так называемые сценарии (scripts). Причем они, как правило, базируются на категории контролируемых плановых предположений. Тот или иной сценарий принимается затем как основной в зависимости от того, как будут развертываться внешние события, образующие категорию неконтролируемых плановых предположений. Наконец, результаты развертывания сценариев сопоставляются и определяется наиболее приемлемый из них. Как правило, выделяется три основных типа сценариев:

оптимистический — основан на предположении, что экономические и социальные перспективы будут благоприятны;

реалистический — базируется на предположении, что экономические и социальные перспективы останутся на прежнем уровне;

пессимистический — строится на предположении, что экономические и социальные перспективы будут неблагоприятны.

Тем самым поливариативный, или «сценарный» (скриптовый), подход к прогнозированию рассматривается как средство, позволяющее частично решить основную задачу прогнозирования — задачу оптимального сочетания «жесткости» прогнозов и их необходимой гибкости, изменяемости под влиянием принципиально непредсказуемых ситуационных факторов внешней среды.

Итак, функция прогнозирования является комплексной, сложной и высокозначимой для управленческой деятельности, для деятельности организаций в целом. Поэтому, безусловно, она требует от руководителя мобилизации всех его интеллектуальных ресурсов, всех его психологических возможностей. Вместе с тем необходимо вновь обратить внимание на закономерность, отмеченную в предыдущей главе. Так же как и функция целеполагания, функция прогнозирования имеет прямой аналог в структуре психики человека, в системе его психических процессов.

Это — психический процесс прогнозирования. Для его характеристики применяются специальные психологические понятия: опережающее отражение, вероятностное прогнозирование, антиципация. Он является поэтому психологической основой для реализации прогностической функции в деятельности руководителя.

Способ прогнозирования — получение и обработка информации о будущем на основе однородных методов разработки прогноза.

Метод — сложный прием, упорядоченная совокупность простых приемов, направленных на разработку прогноза в целом .

Существуют три взаимодополняющих источника прогнозной информации:

  • — накопленный опыт, основанный на знании закономерностей развития исследуемых процессов;
  • — экстраполяция существующих тенденций, закономерности развития которых в простом и настоящем достаточно хорошо известны;
  • — построение моделей исследуемых объектов применительно к ожидаемым или намечаемым условиям.

Сообразно этим источникам существуют три дополняющие друг друга способа (т.е. совокупности однотипных методов) разработки прогнозов:

— Экспертиза в контексте исследований по искусственному интеллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или плохо формализованной) задачи. Возникшее в связи с проблемами программирования, это понимание экспертизы приобрело общесистемный характер. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания задачи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок.

Итак, экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл» .

— Экстраполяция — изучение предшествующего развития объекта и перенесение закономерностей этого развития в прошлом и настоящем на будущее; это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процесса), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.

Экстраполяция широко применяется в демографии при расчетах будущей численности населения, его половозрастной и семейной структур и др. С помощью этого метода может быть рассчитано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий. С помощью компьютерных программ (Exel и др.) можно построить экстраполяцию в виде графика в соответствии с имеющимися формулами.

— Моделирование — это метод исследования объектов познания на их аналогах — вещественных или мысленных; построение моделей с учетом вероятного и желательного изменения объекта по имеющимся данным о масштабах и направлении изменений.

Приведенное разделение способов прогнозирования достаточно условно, т.к. на практике они взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Ни один из них, взятый сам по себе, не может обеспечить значительную степень достоверности, точности, дальности прогноза. В определенных же сочетаниях они оказываются в высокой степени эффективными. Так, прогнозная оценка обязательно включает элементы экстраполяции и моделирования; процессы экстраполяции невозможны без элементов оценки и моделирования; моделирование подразумевает предварительную оценку и экстраполирование.

В практике прогнозирования постоянно применяются 10-15 (а в теории существует свыше полутораста) методов прогнозирования. Выделяют несколько групп методов прогнозирования:

1. Фактографические (формализованные) методы — это методы прогнозирования, базирующиеся на фактографической информации. Они применяются только в тех случаях, когда величина периода упреждения прогноза укладывается в рамки эволюционного цикла прогнозируемого объекта, т.е. когда не ожидается никаких существенных качественных изменений в его развитии. К ним относятся:

Статический метод прогнозирования — метод прогнозирования, основанный на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта прогнозирования и их статистических взаимосвязей.

Прогнозная экстраполяция — метод прогнозирования,

основанный на математической экстраполяции, при котором выбор аппроксимирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития объекта прогнозирования.

Прогнозная интерполяция — метод прогнозирования,

основанный на математической интерполяции, при котором выбор интерполирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития объекта прогнозирования.

Факторный метод прогнозирования — метод прогнозирования, основанный на обработке многомерных массивов информации об объекте в динамике с использованием аппарата факторного статистического анализа или его разновидностей.

Читайте также:  Баба ванга предсказания 2021 год

Метод группового учета аргументов — метод прогнозирования, основанный на кусочной аппроксимации исходного динамического ряда с оптимизацией вида и параметров прогнозирующей функции.

Метод исторической аналогии — метод прогнозирования, основанный на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии.

Метод математической аналогии — метод прогнозирования, основанный на установлении аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием более изученного математического описания одного из них для разработки прогнозов другого.

Метод опережающей информации — метод прогнозирования, основанный на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений в общественной практике.

Патентный метод — метод прогнозирования, основанный на оценке (по принятой системе критериев) изобретений и открытий и исследовании их динамики.

Метод анализа публикаций — метод прогнозирования, основанный на оценке публикаций об объекте прогнозирования (по принятой системе критериев) и исследовании динамики их опубликования.

Цитатно-индексный метод — метод прогнозирования, основанный на оценке (по принятой системе критериев) и анализе динамики цитирования авторов публикаций об объекте прогнозирования.

Фактографические (формализованные) методы делятся на группы экстраполяционных, системно-структурных, ассоциативных методов и методов опережающей информации. К первым относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, вероятностного моделирования и адаптивного сглаживания. Ко вторым методы функционально-иерархического моделирования, морфологического анализа, сетевого моделирования, структурной аналогии, матричный метод. К третьим — методы имитационного моделирования и историко-логического анализа. К четвертым — методы анализа потоков публикаций, оценки значимости открытий, изобретений, нововведений, анализа патентной или аналогичной ей информации. Имеются и другие разновидности методов всех четырех групп. Кроме того, множество методов является, по сути, разновидностью перечисленных или их дальнейшей конкретизацией.

2. Экспертные (интуитивные) методы — это методы прогнозирования, базирующиеся на экспертной информации. В остальных случаях, включая качественные изменения или такую сложность объекта, при которой учесть влияние многих факторов практически невозможно, приходится полагаться на интуицию экспертов. Экспертной оценкой ограничиваются обычно и в наиболее простых случаях прогнозирования.

Метод индивидуальной экспертной оценки — метод прогнозирования, основанный на использовании в качестве источника информации оценки одного эксперта.

Метод интервью — метод индивидуальной экспертной оценки, основанный на беседе прогнозиста с экспертом по схеме «вопрос- ответ».

Метод коллективной экспертной оценки — метод прогнозирования, основанный на выявлении обобщенной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных независимых оценок, вынесенных экспертами, входящими в группу.

Метод экспертных комиссий — метод экспертной оценки, основанный на объединении в единый документ экспертных оценок прогнозов отдельных аспектов объекта, разработанных соответствующими экспертными группами.

Метод «мозговой атаки» — метод экспертной оценки, основанный на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентированного определенными правилами: запрещением оценки выдвигаемых идеи, ограничением времени одного выступления с допущением многократных выступлений одного участника, приоритетом выступления эксперта, развивающего предыдущую идею оценкой выдвинутых идей на последующих этапах, фиксацией всех выдвинутых идей.

Дельфийский метод — метод экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем независимого анонимного опроса экспертов в несколько туров, предусматривающего сообщение экспертам результатов предыдущего тура.

Экспертные (интуитивные) методы делятся на группы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. К первой относятся методы интервью, аналитические записки, прогнозный сценарий и др. Ко второй относятся методы анкетирования, обсуждения комиссией, «мозговые атаки» (коллективная генерация идей)и др.

Специфическим методом прогнозирования является прогнозный сценарий (сценарный прогноз) — это своего рода метод описания логически последовательного процесса, события исходя из сложившийся ситуации.

Сценарий — это картина, отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы предрешить вопрос о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ но прогнозируемому объекту. Описание сценариев ведется с учетом временных оценок. Сценарий, по которому должен составляться прогноз развития объекта или процессов, должен содержать в себе вопросы развития не только науки и техники, но и экономики, внешней и внутренней политики. Поэтому сценарии должны разрабатываться высококвалифицированными специалистами соответствующего профиля прогнозируемого объекта. Основное назначение сценария — определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для оценки верхних уровней «дерева целей». Сценарии обычно разрабатываются на основе данных предварительного прогноза и исходных материалов по развитию прогнозного объекта. К исходным материалам следует отнести технико-экономические характеристики и показатели основных процессов производственной и научной базы для решения поставленной цели. Сценарий по своей описательносги является аккумулятором исходной информации, на основе которой должна строиться вся работа по развитию прогнозируемого объекта. Поэтому сценарий в готовом виде должен быть подвергнут тщательному анализу.

Все методы прогнозирования (а их только в социальном прогнозировании выявлено теоретически или потенциально возможных свыше полутора сотен) представляют собой, по существу, различные комбинации элементов перечисленных выше способов получения информации о будущем. Несколько методов относятся к общенаучным, например, прогнозирование по аналогии (логическая экстраполяция), прогнозные оценки дедуктивного или индуктивного, аналитического или синтетического характера и др. Практически в арсенал методов социального прогнозирования входят все методы социологических исследований: изучение документальных источников и литературы, включенное и невключенное наблюдение, опросы населения и экспертов, эксперимент постановочный и эксперимент постфактум, моделирование схематическое и математическое. Многие методы относятся к меж- или интернаучным, применяемым в ряде научных дисциплин, например, методы регрессионного или факторного анализа, очных и заочных коллективных и

индивидуальных опросов экспертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и др. Некоторые методы являются частнонаучными, т.е. относятся лишь к какой-либо одной научной дисциплине например, опросы населения в социологии, проективные тесты в психологии и др.

  • 1. Работа в рабочей тетради. Выполните задания по теме 3. Запишите понятия «метод» и «способ» прогнозирования. Заполните схему подразделяя методы на группы.
  • 2. В чем, на ваш взгляд, состоят причины недостаточного использования методов прогнозирования в научном анализе социальных процессов и обосновании социальной политики?
  • 3. Ознакомьтесь с прогнозами демографического состояния в России, выделите основные показатели и методы сбора данных прогнозного фона. Разработайте рекомендации по устранению данных тенденций.

С начала 90-х годов демографическое состояние в России вступило в период острого кризиса, охватившего все основные демографические процессы: смертность, рождаемость, брачность и др.

Читайте также:  Предсказание ванги про вирусы

Снижение коэффициентов брачности на современном этапе по сравнению с аналогичными показателями 80-х годов вызвано многими причинами. Одна из них соотношение полов по стране в целом.

Известно, что, как правило, мальчиков рождается больше, чем девочек, в то же время смертность мужского населения превышает смертность женского, что в первую очередь, определяется биологическими факторами. Поэтому, считается биологически закономерным, что показатель соотношения полов с возрастом убывает. Однако на величину этого показателя действуют не только биологические, но и социальные факторы, которые могут, как увеличивать, так и уменьшать биологически предопределенные закономерности, и роль которых с возрастом увеличивается.

В частности для Москвы, как и для всей страны, характерна диспропорция в половом составе населения. Женщины составляют 55,1% от общего числа постоянного населения города. Число женщин превышает число мужчин, начиная с 27 летнего возраста во всех возрастных группах. Отсюда возникают проблемы брачности, разводимости, трудовых ресурсов.

Результаты значений соотношения полов трудоспособного возраста получились следующие: более низкие значения рассматриваемого показателя характерны для территорий, в которых развернуто недостаточно рабочих мест для мужского населения (республики Северного Кавказа), либо эти места по разным причинам не являются престижными (аграрные области Нечерноземной зоны), а более высокие значения — для территорий, где интенсивное промышленное развитие сопровождается повышенной заработной платой и способствует привлечению мужчин трудоспособного возраста, либо для территорий, где экстремальные природные условия не способствуют активному привлечению женского населения.

Нарушение нормального соотношения полов ведет в том числе к развитию пьянства и наркомании, ослаблению семейных связей, росту заболеваемости венерическими заболеваниями и росту преступности, причем, особенно сильно все эти факторы сказываются в детстве и юности. Большое количество стариков и детей стабилизирует семейные связи и традиции уклада. Дети, выросшие в больших семьях со стариками, психологически устойчивее и лучше адаптированы к коллективу, хотя и отличаются меньшей скоростью умственного развития, чем дети, растущие в семьях без стариков. Естественно, старики и больные в этих условиях находятся под постоянным наблюдением, лучше обеспечены уходом и более уверенны в будущем. Экономически неблагоприятные последствия высокой «демографической нагрузки”, таким образом, заведомо компенсируются чисто человеческим фактором.

В настоящее время очень мало, так называемых, сложных семей, в состав которых входят «старики». Моральные нормы и ценности последних лет очень сильно изменились. Теперь молодые предпочитают жить отдельно от родителей, хотя это связано с их материальным положением. Сейчас не каждая молодая семья может позволить себе отдельную квартиру, а иногда и отдельную комнату. Иногда это становится причиной снижения количества браков в стране.

С одной стороны, в Советском Союзе, когда люди вступали в брак, им предоставлялись: льготы мри приобретении жилья; льготные кредиты для обустройства; они могли получить квартиру. Сейчас все эти привилегии отменены, что оказывает влияние на демографические процессы. С другой стороны, когда молодая семья живет с родителями (нс отдельно), это приводит к недопониманию друг друга, увеличению стрессовых состояний и, в конечном счете, к разводу.

Большинство современных женщин достаточно легко соглашаются на развод. Это объясняется тем, что сейчас женщины более самостоятельные и предпочитают сами зарабатывать себе на жизнь, чем терпеть неугодного ей человека. Самое интересное то, что сейчас женщины после разводов достигают неплохих успехов. Вероятно потому, что развод придает сил и уверенности в себе.

По статистике современной женщине после 30 лет легче выйти замуж после развода, чем «старой деве». Это значит, что мужчины предпочитают опыт и уверенность.

Другая причина снижения количества браков по стране это снижение качества жизни населения, в частности ухудшение здоровья женщин детородного возраста. Отсутствие детей приводит в большинстве случаев к распаду семьи.

На фоне ухудшения здоровья женщин растет число больных новорожденных детей. Не уменьшается инвалидизация детского населения. По данным бюро медстатистики при Комитете здравоохранения Москвы показатели общей заболеваемости детей продолжают повышаться. Так, в 2004 году по сравнению с 2003 годом контингент диспансерных больных увеличился на 8% (с 13935 до 15088 на 100000 детей соответственно). Несомненно, загрязнение окружающей среды города оказывает неблагоприятное влияние на здоровье детского населения. В первую очередь, это касается загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспортом, что приводит к аллергизации населения, к появлению функциональных нарушений центральной нервной системы. Число семей, имеющих детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, увеличилось на 2133 чел. (2003 год — 18346; 2004 год — 20479).

Сравнивая статистические данные по стране в целом и ее отдельным регионам, можно сказать, что наиболее высокие коэффициенты брачности наблюдались в 1980 году, затем они постепенно снижаются, и в 2003 году — достигают минимального значения. Одна из причин снижения этого показателя — экономическая нестабильность в стране.

Характеристику экономической нестабильности последних лет можно получить из анализа величины отклонений показателей средней заработной платы и отношения доходов к прожиточному минимуму.

Кризис семьи проявляется в резком ослаблении ее экономической функции. Выявилось противоречие: с одной стороны.

экономическая свобода позволяет ныне семье учить детей экономической деятельности, с другой — экономическая культура родителей, как правило, чрезвычайно низка, их старые экономические знания, если они у кого и были, непригодны для новых условий. Сложилась парадоксальная ситуация: дети вынуждены полностью самостоятельно овладевать новой экономической реальностью, более того, они учат этому родителей, зачастую содержат семью.

Избрав политику повышения цен на все, кроме цены рабочей силы, нынешнее государство сохранило уровень зарплаты, ориентированный лишь на поддержание существования самого работника, без учета необходимости содержания семьи и детей, тем самым ставя под большое сомнение право на обзаведение семьей и воспитание детей.

Сравнительная оценка материального положения семьи представлена по данным опроса, проведенного в феврале и июне 2004 года, среди 4000 тысяч семей УР в процентном соотношении (Табл.№1).

Основными причинами бедности названы: низкие заработки — 32%, несправедливое распределение доходов в обществе -14%, недостаточная помощь государства малообеспеченным семьям — 11%, потеря работы -10%, неумение жить, быть предприимчивым — 33%.

Результаты опроса семей по оценке состояния материального положения семьи

Источник

Оцените статью