- Как сложить колоду Таро в естественный порядок
- para-norm.ru
- Курс Таро. Старшие Арканы: введение
- Старшие Арканы: введение и карты прогресса
- Последовательность карт Старших Арканов: нормы и варианты
- Мысли о значимости
- Мономиф Джозефа Кэмпбелла
- Путешествие героя
- Отъезд
- Инициация
- Возвращение
- Прообразы
- Таро. 0 Дурак
- Таро. I Маг
- Таро. VII Колесница
- Домашнее задание
- Дополнительная литература
Как сложить колоду Таро в естественный порядок
Сейчас мы будем учиться складывать колоду Таро в её естественном порядке. Как известно, Таро – модель мироздания. Чтобы узнать, каким оно было в самом начале, и каким должно быть сохранено нами самими до конца, — нужно прочесть колоду, как книгу, предварительно восстановив модель мироздания в идеале путем нижеследующих нехитрых манипуляций. Жаль, что не могу показать! Попробую объяснить как можно доходчивей, при тексте помещу краткий список карточного ряда, который должен получиться, в качестве приложения.
Кроме мифологического, практическое применение данной техники безотказно при: инициировании диалога с колодой, удалении с карт всех без исключения влияний и привлечении к Таро влияния исконного смысла, точность и лёгкость трактовок чуть усредняются по качеству, но это лучше, чем нести отсебятину, не понимая карт вообще, эта техника – против любой двусмысленности.
Когда на мага совершается серьёзное нападение, всем предметам, которых касалась его Сила грозит придти в негодность, разбиться, потеряться или, как с моими четырьмя колодами случилось однажды, — впасть в «кому». Я, как всегда, удара не чувствую сразу, да если и почувствую, не факт, что прореагирую, я с детства плохое игнорирую, но бедным картам досталось. Ну, а когда из кольца вылетел александрит, стало ясно, что игнорировать больше не придётся… А когда всё кончилось, восстановить Таро мне помогла именно эта практика, примерно с третьего складывания карты заговорили, хоть и бессвязно порой. Ещё бы, всяк на их месте вряд ли б очнулся, что уж думать о даре речи!
1. Извлечь Старшие Арканы, сложить их по порядку от Нулевого до 21-го; затем по одной переложить в две стопки (Одну вправо, вторую влево и т. д.) У вас должно получиться вот что:
1-ая стопка: 2-ая стопка:
Шут 0/XXII Маг I
Жрица II Императрица III
Император IV Священник V
Союз VI Колесница VII
Правосудие VIII Отшельник IX
Колесо X Сила XI
Жертва XII Смерть XIII
Алхимия XIV Башня XV
Дьявол XVI Звезда XVII
Луна XVIII Солнце XIX
Суд XX Итог XXI/XXII
После чего соединить стопки так, чтобы Шут шел первым, а Маг – двенадцатым (в этом присутствует весомый смысл: Маг и Шут есть два лица одного божества, с них начаты два цикла Арканов, и они едва заметно сменяют во времени друг друга).
2. Младшие Арканы разбираются по достоинству (Тузы, Двойки, Тройки и т.д.), и каждую четвёрку равноценных карт вы размещаете в следующем порядке мастей-стихий: Жезлы, Кубки, Мечи, Диски. Затем колода Младших Арканов складывается воедино в такой очередности четвёрок: Тузы, Короли, Двойки, Тройки, Четвёрки, Королевы, Пятёрки, Шестёрки, Семёрки, Пажи/Валеты, Восьмёрки, Девятки, Десятки и, наконец, Рыцари.
3. Раскладываем Младшие Арканы на одиннадцать стопок (подряд по одной) так, чтобы потом, когда колода соберётся, в начале оказался Туз Жезлов.
4. Поверх каждой из 11-ти стопок докладываем по два Старших Аркана (отсчитывая по составленному ранее порядку). В первую идут Шут и Жрица, во вторую – Император и Союз (Распутье), и т.д. – в последнюю стопку кладутся Солнце и Итог, а в конец ложится оставшаяся карта – это Король Дисков.
ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
(ТЖ, 2Д, ПМ, 7К, 9Ж, Шут, Жрица, ТК, 3Ж, ПД, 7М, 9К, Император, Союз, ТМ, 3К, 5Ж, 7Д, 9М, Правосудие, Колесо, ТД. 3М, 5К, ДЖ, 9Д, Жертва, Искусство, РЖ, 3Д, 5М, ДК, 10Ж, Башня, Луна, РК, 4Ж, 5Д, ДМ, 10К, Суд, Маг, РМ, 4К, 6Ж, ДД, 10М, Императрица, Иерофант, РД, 4М, 6К, 8Ж, 10Д, Колесница, Отшельник, 2Ж, 4Д, 6М, 8К, КЖ, Сила, Смерть, 2К, ПЖ, 6Д, 8М, КК, Дьявол, Звезда, 2М, ПК, 7Ж, 8Д, КМ, Солнце, Итог, КД.)
Парный порядок – дуальная система, выражающая глубинную мудрость Таро. Символьный ряд, естественная очерёдность картин колоды, проводящая силы провидения через расклад, впитывающая Силу Оператора и вопрошающего.
Здесь трудно разобрать то абсолютное совершенство должного уклада бытия, но если вы всё сделали верно, то в ваших руках – древняя книга о законах жизни. Для карт Таро это – инициация, подтверждение того, что ничего не утрачено, все камешки ещё могут лечь, как им велено. Полезет теперь к вам, скажем, колдун злоумышленный, болезнь слать иль силы тянуть, а тут из тумбочки Принц Мечей ка-ак выскочит, ка-ак шарахнет гада! Ну, карты погасят удар, словом, а всё мгновенное – заморозится часов на пять-шесть ,а этого времени довольно, чтоб вы не дали злу ни малейшего шанса. (Те , что не оставили б шанса вам, вас никогда не тронут, надеюсь …)
Таков естественный энергетически и по смысловому чтению идеальный порядок карт Таро в колоде, можно сказать, в нем читается сама суть Учения Символов. Достаточно на ночь оставить колоду в таком виде, и произойдёт балансировка и очищение, процесс гадания или комбинирования, или ситуативной подстройки пойдёт проще и результативнее, считывание удастся без препятствий. Это – самый верный способ «вылечить» колоду, «вправить мозги системе», как говорит моя вторая половинка. Это – Первый принципиальный Порядок, он называется «Парным», — ибо в неё мужское и женское сопровождают друг друга. А так же Старшие Арканы идут под ручки почти что со своими антагонизмами, разгоняя тем самым все жизненные и общественные процессы, чтобы никто не смог остановиться и узреть совершенство в себе, иначе Круг Причин и Следствий истончится, прервётся, а ведь без него пропадёт все Мирозданье, как котлета без холодильника. Первый Порядок – это символическое отображение правильной модели бытия и круга Причин и Следствий.
Есть ещё Второй Порядок, он называется «Поляризующим», «Полярным», и в нём колода делится на два полюса: Жезлы и Мечи оказываются в первой половине колоды, а Кубки и Диски – завершают ряд. Эта практика может пригодиться только отчаянным искателям Первопричины, да и то не факт, что сие поможет кому-то что-то найти. Скорее, потеряешь, если оставишь Таро в очерёдности разделённой дуальной системе лежать на полке. Код этого искажения несёт разрушительную тенденцию и шлёт деструктивные влияния вокруг себя. Считается, что этот второй порядок описывает несовершенства того уклада, в который мы превратили всю совершеннейшую данность ишь из глупости, лени и эгоизма… Надо ж так: отдать мир в тартарары, ради ничтожного потакания порокам! Если первый порядок – Конституция от Творца, то второй – Уголовный Кодекс от Судьбы. Первым я мучаю мозги ученику, вторым – ученики способны напакостить учителям, и смеются, слушая, как я крою матом вечно виноватые потОчные аномалии (ставшие ныне почти повседневной досадой, вроде сырости), из-за которых не строится форма для алгоритма. А что, пусть себе шутят! Делают, значит, знают и умеют, и когда подоспеет момент – вспомнят и применят к чему-то, о чем я пока не догадываюсь. Но чувствую, что два этих порядка карт Таро в колоде – не только лечить и калечить, и не только для тех, кто желает научиться читать Истину по складам, уверяю, скоро мы узнаем и иные сферы применения упорядоченного Таро (и, чую, рады мы не будем, как ситуации, что нагрянет, так и поставляемой задаче к решенью). Намёки, прочитанные в книге-колоде, хоть вверх тормашками читай, — ах, как же мне они не нравятся!
Чтобы получить второй порядок, нужно собранную колоду разобрать на две стопки, после чего они накладываются одна на другую. Колоду также начинает Туз Жезлов и завершает Король Дисков. Довольно теперь подробностей. Вторым порядком никто не пользуется на практике: он выбивает из инструмента весь толк, и гадать невозможно! Этот порядок, как естественный и изначальный –теоретически формирует картину бытия вне течения времени, без уравновешивающей функции Круга Причин и Следствий. Так и треснул мир напополам! И сохранить равновесие возможно только не шевелясь, в полной стагнации. Так что, ознакомившись с этим, лучше вернуть карты в первый Парный порядок, а уж после этого – пользуйтесь на здоровье.
О чтении ряда карт в естественном порядке нужно отметить, что, читая, в ряду можно обнаружить все основные законы жизни, природы, и даже Девять Сил там мелькают, только в петляющем варианте проявленности (К Космогенезу они, всё-таки не имеют никакого отношения – они есть конечный результат из бытия, не явившися следствием тем не менее, а значит, Силы и причинностью быть не могут, ибо на самом деле всё неизменно, одна данность и у истоков и в финале).
Прочесть ряд сей для меня труда бы не составило, однако… Я делаю это только устно на занятиях. Логику ряда заметит только зрячий, а я не сомневаюсь, что многие слепцы хотят сделать вид, будто всё видят и имеют право показать другому. Нам интересна практическая сторона и польза от сложения карт Таро, а самые пытливые могут попробовать прочесть послание ряда. Пусть не сразу, не всё целиком, но зато правильно, — чтобы это сделать, нужно хорошо мыслить, ничего не стяжать и, главное, быть подальше от субъективного умоблудия, — то есть, читать не то, что хочется прочесть тебе, а то, что на самом деле написано! Это самое трудное условие, никто его ещё не смог исполнить на Путях Постижения. А знаете, ведь ничего благого, красивого, мудрого или сильного Истина в себе не заключает, — зачем только докапываться до неё, невзрачной, огорчающей, и притом неоспоримой и неизбывной? Только расстроишься вконец!
Статейка эта свеженькая. Оказывается, есть даже Таро-клуб.
Интересно, зачем им Таро?! Вообще-то данная статья должна была стать второй статьей про карты, но первую стало доделывать неохота… Вот оно как бывает-то! Боги здесь тоже многого не доделали, и кто знает, может, Таро – это инженерный чертёж Космогенеза? Поживём-увидим…
Источник
para-norm.ru
Курс Таро. Старшие Арканы: введение
Старшие Арканы: введение и карты прогресса
Этот урок — первый из тех, где мы будем рассматривать карты Старших Арканов. Мы рассмотрим их в хронологическом порядке, но изучать будем по группам, составленным на основе общности их тематики.
Изучая карты Старших Арканов, вы заметите, что я мало внимания уделила их значению. Причина состоит в том, что я не хочу, чтобы вы просто просмотрели этот курс, увлеченные чтением; гораздо более важным является сформировать у вас умение толковать значение карт, основываясь на особенностях расклада, вопросе и вашей собственной интуиции. Как уже было сказано в предыдущем уроке, хотя изучение данного материала поможет вам понять карты, этот метод толкования не должен стать основным. Мы будем изучать карты Старших Арканов таким образом, чтобы у вас возникло желание самостоятельно выполнять упражнения и отвечать на вопросы.
Три карты, рассматриваемые в данном уроке — 0 Дурак, I Маг и VII Колесница, — касаются тематики прогресса. Они повествуют о путешествии и саморазвитии. Дурак — новичок и герой; Маг — способы, через которые он узнает свой путь и цель; Колесница — путешествие, предпринятое им.
Последовательность карт Старших Арканов: нормы и варианты
Карты Старших Арканов пронумерованы от 0 до 21, обычно с помощью римских цифр. Всего 22 карты, представляющие различные абстрактные понятия и важные принципы Вселенной, в которой живет человечество и с которой оно взаимодействует. Большинство современных колод имеют одинаковый порядок карт Старших Арканов:
- 0 Дурак
- I Mar
- II Верховная жрица
- III Императрица
- IV Император
- V Иерофант
- VI Влюбленные
- VII Колесница
- VIII Сила
- IX Отшельник
- Х Колесо фортуны
- ХI Справедливость
- XII Повешенный
- ХIII Смерть
- XIV Умеренность
- ХV Дьявол
- ХVI Башня
- XVII Звезда
- ХVIII Луна
- XIX Солнце
- ХХ Суд
- ХХI Мир
Часто говорят, что этот порядок отражает историю, проходящую по очереди через все темы Старших Арканов, в которой персонаж первой карты — 0 Дурак — является путешественником, предпринявшим это приключение под названием «Путешествие Дурака». Этого путешественника, однако, можно рассматривать как каждого из нас по мере того, как мы проживаем свою жизнь, или по мере того, как проходим различные стадии своей жизни.
Карты Старших Арканов в хронологическом порядке могут представлять любое путешествие, независимо от продолжительности пути и уровня, на котором оно происходит: физического, духовного, интеллектуального или эмоционального.
Однако этот порядок, встречающийся в большинстве современных колод карт Таро, является по своей сути произвольным, поскольку отсутствовал в более ранних колодах (в некоторых из них карты Старших Арканов вообще не были пронумерованы: толкователи либо запоминали порядок карт, либо его вообще не было).
Порядок создали, со временем слегка изменив, чтобы он соответствовал мировоззрению возрожденного оккультизма и чтобы связать его с другими символическими системами, такими как Каббала и астрология. Таким образом, современный порядок карт Старших Арканов — это аккуратное внедрение принципов Вселенной в карту микрокосма.
Важно также помнить о том, что карты Старших Арканов не обязательно рассматривать как «Путешествие Дурака» и изучать их в хронологическом порядке. И хотя «Путешествие Дурака» может рассказать нам о том, как каждая из карт связана с последующей, оно не подчеркивает общность тематики, сходства и различия между картами. Вы также можете обнаружить, что в некоторых колодах карт Таро порядок карт Старших Арканов является иным; цель этого — подчеркнуть тему данной колоды. Также помните о том, что «Путешествие Дурака» поможет вам запомнить карты — вы можете здорово повеселиться, играя ими или создавая свою собственную версию.
Мысли о значимости
Во время толкований вы можете заметить, что большинство карт, лежащих перед вами, принадлежат к Старшим Арканам (или же к Правящим картам, или к картам Младших Арканов, или к Мечам). Некоторые люди полагают, что это очень важно. Поскольку карты Старших Арканов символизируют абстрактные, духовные понятия, большое их количество при толковании указывает на то, что текущие вопросы или события являются исключительно важными и станут причиной существенных изменений в жизни. Это отчасти соответствует правде, и я сама не раз в этом убеждалась.
Впрочем, иногда карты Младших Арканов также могут представлять собой важные жизненные вопросы. Они относятся к более земным аспектам жизни, но могут быть столь же важными и решающими, как и абстрактные понятия Старших Арканов. Будьте внимательными и не распределяйте карты в такие вот крохотные группы — они уже распределены достаточным образом на числа и группы! Если вы начнете перераспределять карты, может случиться так, что вы будете придерживаться привычных толкований, что сделает ваше толкование менее интуитивным и более формальным, вы начнете терять ту искру интуитивности, которая необходима для получения ключевых навыков толкования.
Наибольшее различие, которое вы, скорее всего, обнаружите между картами Старших Арканов, Младших Арканов и Правящими картами, — это абстрактные принципы при толковании карт Старших Арканов, что может вызвать у вас некоторые затруднения. Возможно, вы не сразу поймете суть перерождения в карте XX Суд или значение карты Х Колесо фортуны относительно судьбы, доли и свободы воли. Но не волнуйтесь: это вполне естественно. Для понимания этих понятий требуются время, размышления и опыт. К счастью, Старшие Арканы Таро помогут вам их понять. Конечно же, более опытные люди лучше поймут значение карты III Императрица. Но это вовсе не значит, что кто-то — лучший толкователь, а кто-то — худший. Просто некоторым еще есть чему поучиться у Вселенной. Какой была бы жизнь, если бы мы все о ней знали.
Мономиф Джозефа Кэмпбелла
Мифы отображают все то,
что является общим у людей.
Джозеф Кэмпбелл.
The Роwеr of Myth
Джозеф Кэмпбелл — известный мифолог, анализировавший всемирную мифологию в поисках общих характеристик и отличий между различными мифологиями. Его исследования дают нам возможность более четко понять идею о том, что существует общий опыт людей и путешествие, которое мы совершаем в своей жизни, — это путешествие, описанное в историях, которые мы рассказываем. В результате своих исследований Кэмпбелл cоздал концепцию мономифа — об аналогичности истории в большинстве западных мифов, лишь с небольшими отличиями. Кэмпбелл говорил, что это демонстрирует общность нужд желаний, страхов и опыта людей. Этот мономиф называется «Путешествие героя» и напоминает «Путешествие Дурака». В нем герой претерпевает множество испытаний прежде, чем постичь вывод:
- «Герой приходит из мира обычного дня в мир сверхъестественных чудес; здесь встречаются сказочные силы и выигрывается решающая битва; герой возвращается из этого таинственного приключения с силой для благодеяний по отношению к своим людям» (Джозеф Кэмпбелл. The Него with а Thousand Faces).
Таро. Упражнение 3.1
Это упражнение можно выполнять как единолично, так и в группе. Возьмите лист бумаги и напишите на нем имена известных персонажей, стереотипы, темы, события и образы, встречающиеся в фильмах, мифах или сказках. Вот несколько примеров: девушка в беде, антигерой, кризис.
Теперь постарайтесь расположить их в том порядке, в котором они могут встретиться в рассказе. Есть ли у героя стимул пуститься в путь? Когда происходит кризис? Кто помогает ему и когда?
Затем просмотрите мономиф Джозефа Кэмпбелла и подумайте, есть ли сходство между ним и вашим рассказом. Если да — что ж, великие умы мыслят одинаково! Вы затронули те же темы, что и Кэмпбелл, что и толкователи карт Таро по всему миру, и обнаружили возможное «Путешествие Дурака» для лучшего понимания карт Старших Арканов. Если нет — значит, вы создали «Путешествие Дурака», которое больше подходит вашему пониманию путешествий и положения человека. Не позволяйте очередности карт Старших Арканов помешать вашим исследованиям в контексте карт! Они могут быть пронумерованы, но их значение не зависит лишь от числового порядка и от предыдущих или последующих карт.
Путешествие героя
В своем мономифе Кэмпбелл делит «Путешествие героя» на три этапа: Отъезд, Инициация и Возвращение.
Отъезд
1. Зов к приключению. «Помоги мне, Оби-Ван Кеноби! Ты — моя единственная надежда». Люк Скайуокер получает эту записку от Принцессы Леи, и именно этот зов к приключению наталкивает его на размышления о своем происхождении и о жизни вне Татуина. Еще одним вариантом зова к приключению может быть угроза миру сообщества. Или же герой случайно сталкивается с ним.
2. Отказ. Многие из тех, кому предстоит стать героями, сначала отказываются слушать этот зов: они либо напуганы, либо слишком заняты, чтобы подумать о возможном отъезде. Герой с головой окунается в свою повседневную жизнь, пытаясь проигнорировать зов. (Лишь спустя 11 лет после получения Кольца Фродо Бэггинс покинул Шир.)
3. Помощь сверхъестественных сил. Когда герой все же соглашается совершить приключение, ему помогает кто-то (или что-то), наделенный мудростью и необыкновенными или сверхъестественными возможностями. Примеры: Оби-Ван Кеноби в «Звездных войнах», Дамблдор в «Гарри Поттере» и Морфеус и Тринити в «Матрице».
4. Пересечение первого порога. Теперь герою предстоит переместиться из своего привычного мира в новый, где его ожидает приключение. Границу между этими двумя мирами охраняет враждебно настроенная организация. Именно так Нео впервые проникает в Матрицу, а Фродо Бэггинс покидает Шир с Черными Всадниками, следующими за ним по пятам.
5. Желудок кита. Название взято из библейского рассказа о пророке Ионе. Герой переступает через порог, что становится своего рода перерождением события, напоминающего смерть. Он восстанавливается и готов ко встрече с новым миром, где его ожидает приключение.
Инициация
1. Путь испытаний. Пройдя этап перерождения, герой проходит испытательный срок: ему предстоит преодолеть ряд препятствий, в результате чего станет ясно, пригоден ли он к предстоящему приключению. Эти испытания, устроенные кем-то (или чем-то), обладающим необыкновенными или сверхъестеcтвeнными возможностями, преподнесут герою важный урок, дав ему необходимые умения и навыки. Так, Люк Скайуокер, находясь на борту «Сокола тысячелетия», учится доверять своим чувствам, орудуя световым мечом, а Нео сражается с Морфеусом в стимулирующей программе.
2. Встреча с богиней. Конечное испытание часто изображено в форме свадьбы или партнерства героя с женщиной. Если мы Имеем дело с главной героиней, тогда на ее пути встречается мужчина. Так, Люк увлекается своей сестрой, Принцессой Леей, и присоединяется к ней в Альянсе Восстания.
3. Женщина-соблазнительница/Соблазн ложным путем. (Если мы имеем дело с главной героиней, тогда здесь появляется мужчина.) На данном этапе герой задумывается над несоответствием между его пониманием правды и правдой мира, представленной в виде человека противоположного пола, пытающегося заманить его на темную сторону. Этот соблазн может быть представлен и в виде простой моральной дилеммы. Так, Люк Скайуокер узнает о Темной Стороне и ее силе, а Гарри Поттер сталкивается с темной стороной общества волшебников в виде Малфоя и Смертельных Едоков.
4. Примирение с отцом. В конце концов герой разбирается в себе, поборов соблазн вступить на ложный путь. Этот эпизод изображен чаще всего с помощью фигуры отца, представляющей собой противоположный аспект самого героя. Так, Люк Скайуокер понимает, что его отец — человек с добрым сердцем, и пытается вернуть его на Светлую Сторону Силы, а Нео понимает, что убеждение его наставника Морфеуса в том, что это именно он, является верным.
5. Прославление. Эго героя разрушено, что приводит к расширению его сознательности. Часто меняются представления героя о реальности, и он развивает новые возможности, что приводит его к самопожертвованию во благо великой цели. На этой стадии герой становится кем-то вроде Бога, часто произнося пророчества. Когда Агент Смит убивает Нео, последний понимает, что смерть — всего лишь иллюзия.
6. Конечное благодеяние. Героя ждет награда за его приключение — то, которое ему удалось совершить. Это может быть брак с принцессой, слава, власть, духовная мудрость или философский камень. Эту награду он может взять с собой в мир, из которого он пришел, и использовать во имя блага. Так, Гарри Поттер разрушает часть души Волдеморта и спасает школу и своих друзей.
Возвращение
1. Отказ возвращаться. Героя ждет возвращение в настоящий мир, но в новом мире он нашел блаженство и завершенность. Он не хочет возвращаться. Гарри Поттер не хочет возвращаться в мир магглов на улицу Прайвет-драйв, предпочитая остаться в Хогвартсе.
2. Волшебный полет. После отказа героя начинается противостояние, и может начаться погоня или путешествие, цель которых — вернуть его домой, в его мир. Хогвартсский экспресс отправляет Гарри Поттера и его друзей обратно домой, «Сокол тысячелетия» уничтожает воинов, преследующих Люка при попытке разрушить Смертельную Звезду, а Фродо Бэггинса и Сэма Вайз Гамги спасают орлы Гэндальфа.
3. Спасение извне. Эта стадия тесно связана с волшебным полетом. Может возникнуть необходимость спасения героя с помощью силы из его прежнего мира.
4. Пересечение конечного порога. Герою предстоит вновь пересечь порог, чтобы попасть в свой прежний мир и научиться принимать прежнюю реальность как естественную жизнь. Так, четыре хоббита, которые помогли разрушить Кольцо и много всего повидали в мире, возвращаются в Шир и помогают отвоевать его у новых, злых владельцев.
5. Хозяин двух миров. Став столь опытным и сотворив благодеяние, герой может жить в обоих мирах: как земном, так и волшебном. Он также может внести свое новое понимание в повседневную жизнь.
6. Свобода жить. Наконец-то герой может совершить благодеяние, ради которого он стольким пожертвовал. Оно часто проявляется в форме свободы для других — свободы от Дарт Вайдера и Империи, свободы от правления Саурона и свободы от Волдеморта и его давления.
Прообразы
Прообразы и стереотипные образы/события, встречающиеся во время «Путешествия героя» (а также в картах Таро): принцесса, мать, отец, братья/сестры, враг, антигерой, животное-спутник, оборотень (или существо, способное менять свой облик), спуск в Подземный мир, потеря друга, роковая женщина, шутник, закадычный друг, девушка в беде, лабиринт, дары, помощь, разрушение эго, первоначальная неудача, ведьма/колдунья. Возможно, все перечисленные понятия уже встречались в изложенных ранее упражнениях и в картах Таро.
О мономифе и Старших Арканах можно рассказывать еще долго. Я оставляю эту тему открытой для вашего исследования и советую возвращаться к данному уроку на протяжении изучения курса, проводя параллели между мономифом и картами, которые вы изучаете.
Таро. Упражнение 3.2
Просмотрите карты Старших Арканов. В своем дневнике запишите, к какой части мономифа можно отнести каждую из карт. Постарайтесь сравнить карты Старших Арканов, обнаружив определенное сходство или различие между картами. Как они переходят одна в другую?
Таро. 0 Дурак
Мы начинаем изучение карт Старших Арканов с путешественника колоды карт Таро — Дурака.
Вечный студент Дурак представляет собой чистый лист, на котором можно записывать приключение и опыт. Эта карта под номером «0» содержит в себе потенциал, согласно которому все возможно, — это космическое яйцо, из которого все родилось.
Поскольку возможности безграничны, то и потенциал этой карты безграничен, но это может проявиться и в хаосе. Непредсказуемого Дурака можно рассматривать как веселую небрежность и неожиданную силу, врывающуюся в чью-то жизнь и привносящую В нее новые возможности. Эта карта «встряхивает» людей, отвлекая от старых привычек, раскрывает их для новых идей и вносит позитивные перемены. Она также напоминает нам о том, что разум новичка (подходящий ко всему с открытостью, на которую способен только человек, страстно желающий учиться) является необходимым элементом для обучения и роста, независимо от того, сколько мы уже знаем! Но в то же время Дурак может принести с собой глупость, стремительность и импульсивность.
Дерево в обхват толщиной вырастает из крохотного ростка; девятиярусная терраса начинается с насыпки земли; путешествие в тысячу ли начинается с первого шага.
Лао-Цзы
Обычные символы
- Солнце: оптимизм.
- Горы: тяжелый путь впереди.
- Собака или другое животное, часто кусающее Дурака за одежду или тело: помощник или неприятность.
- Бабочки: новые начинания.
- Танцы: веселье.
- Птицы: свобода.
- Шут: глупость, беспечность.
- Белая роза: чистота.
- Рюкзак: груз Дурак либо его истоки.
- Вьющаяся тропа, перекресток: грядущее путешествие.
- Скала/ пропасть/ опасность, которую не замечает Дурак: поспешность, наивность, безрассудство.
Ключевые слова: потенциал, хаос, веселье, смех, надежда, оптимизм, идеализм, начинания, новые проекты, путешествие, новые поездки, невинность, чистота, наивность, глупость, беспечность, неосторожность, ребячество, любопытство, дух, свобода, прыжок вперед.
В литературе и кино: Люк Скайуокер из «Звездных войн», Гарри Поттер из серии книг и фильмов о нем, любой персонаж, который изначально является невинным и открытым, обычно главный герой.
Как личность: при толковании эта карта может представлять собой неопытного человека, который пытается сделать что-либо, даже если он ничего толком не знает об этом. Она также может представлягь того, кто с головой погружается в новые занятия и увлечения, не поразмыслив хорошенько обо всем. Этот человек является зачастую веселым и общительным, душой компании, который не остановится ни перед чем, желая рассмешить людей. Иногда такое отношение к жизни сдерживает подобного человека, не давая ему раскрыться.
Таро. Упражнение 3.3
Достаньте карту Дурак из колоды. В своем дневнике в центре страницы напишите: «Дурак». В течение нескольких минут подумайте о названии этой карты. Что оно вам напоминает? Что для вас означает слово «дурак»? Какие образы это слово вызывает у вас?
На другой странице опишите, что вы видите в образе карты — символы, цвета, людей, созданий. Что они представляют собой, на ваш взгляд? О чем это говорит в отношении карты?
По отношению к данной карте можно также использовать упражнение 2.4 из предыдущего урока.
Вопросы для записи в дневник
- В чем заключается мой потенциал?
- Даю ли я возможность своему потенциалу раскрыться?
- Насколько я наивен/доверчив?
- Пугает ли меня эта карта или вызывает позитивные чувства?
- Брался ли я за какое-либо дело, не обдумав все как следует?
- Что я узнал в последнее время и как это соотносится с начинаниями, изучением чего-либо нового и с «разумом новичка»?
- Если бы Дурак был человеком, которого я знаю, кто именно это был бы?
- Знает ли Дурак о поджидающих его опасностях (если таковые есть)?
- Движется ли Дурак к опасности осознанно? Если да, каковы последствия этого?
- Что происходит, когда он сталкивается с опасностью?
- Что привело его к этому?
Таро. I Маг
Наше изучение карт Старших Арканов продолжается с Магом — представителем силы и направленности, которые дают Дураку цель, а также ресурсы, которыми располагает путешественник.
Карта Старших Арканов под номером I символизирует восприятие самого себя, своего эго. Маг обладает направленной энергией, исходящей из потенциала и хаоса Дурака: он поднимает свою волшебную палочку — и по ней протекает энергия, которую Маг направляет в мир. Он использует энергию, умения, таланты личностей и мир вокруг себя как возможные источники.
Эта карта представляет собой осознанное применение воли и энергии для достижения цели — точно так же, как Маг направляет свою энергию для создания волшебства. Эта карта также представляет активный принцип Вселенной, который провоцирует ее изменения. Мага часто рассматривают как первую божественную искру, с которой начинается творческий процесс или становление на пути самореализации. Однако в более старых колодах Мага называли Мошенником; он являлся уличным жонглером и фокусником: показывал прохожим свои трюки и так зарабатывал на жизнь. Остерегайтесь Мага в негативном ракурсе: в его рукаве припрятано еще много секретов, а его умелые руки могут добывать ресурсы самым нежелательным способом.
Как вверху, так и внизу.
Магия — это наука и искусство вызывать изменения в соответствии с волей.
Алистер Кроули
Обычные символы
- Жезл: сила, воля, направленность, энергия, мужской род.
- Красная и белая розы: символика алхимии — мужская (активная) и женская (пассивная), сочетание которых создает энергию.
- Одна рука поднята к небу, вторая указывает на землю: поднятие одной руки к небу символизирует получение энергии свыше («Как вверху . »), а затем передача ее по чьему-либо телу к руке, опущенной вниз (« . так и внизу»), что позволяет энергии стать явью в мире.
- Стол с игральными костями, кубком, мечом, диском: предметы, расположенные на столе Мага, часто представляют собой их истоки — обычно четыре элемента в контексте набора карт Таро.
- Лемниската (символ бесконечности): безграничные возможности.
Ключевые слова: сила, энергия, направление, сосредоточенность, воля, цель, дорога, прогулка, магия, ресурсы/источники, динамика, действие, активность, хитрость, ловкость рук, мошенничество, дух, преврашающийся в материю/сущность.
В литературе и кино: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:1-3). Создание Богом мира показывает принцип Мага в действии.
Маг Гвидион из сборника валлийских легенд «Мабиногион» также показывает эту карту: он использует хитрость, магию и ресурсы (например, цветы на земле), чтобы дать своему сыну то, чего его лишила мать. И хотя то, что он делает, является мошенничеством по отношению к матери его сына, он использует свою волю и энергию для того, чтобы высказать свои желания.
Как личность: эта карта может представпять человека — мастера своего дела, который знает об этом! Он успешен, общителен, профессионален и находчив, знает, как начать дело и развить его. Если нужно сделать что-либо, этот человек знает, как это сделать. Поскольку он изобретателен, то знает нужных людей, нужные места и уловки торговли. Его эго, однако, столь же велико, сколь и его таланты, поэтому принцип «к себе и для себя» всегда преобладает. В негативном плане эта карта может указывать на того, кому нельзя доверять: на хитрого и нечестного человека с припрятанным тузом в рукаве!
Таро. Упражнение 3.4
На чистой странице в своем дневнике Таро напишите цифру «I» и подумайте о ее возможном значении. На что она указывает по отношению к карте?
Положите перед собой карту Маг. Внимательно рассмотрите ее, записывая каждый символ, который вы на ней видите. Теперь подумайте, что эти символы означают для вас и что они могут означать по отношению к карте.
По отношению к данной карте можно также использовать упражнения 2.4 и 2.5.
Прочитайте «Определения И теории магии» (см. «Дополнительная литература») и подумайте, как это относится к использованию Магом ресурсов и к процессу осуществления им своей воли.
Вопросы для записи в дневник
- Что является моими ресурсами? Откуда я их черпаю?
- Как я использую свою волю и энергию ежедневно?
- Насколько я сосредоточен? Насколько амбициозен?
- Каковы мои отдаленные цели? Знаю ли я, как достичь их?
- Как я двигаюсь с начала своего пути или замысла к его окончанию и достижению цели?
- Есть ли у меня план действий? Насколько я организован?
- Что для меня значит «я»? Кто я такой?
- Что я чувствую по отношению к этой карте?
Таро. VII Колесница
Последняя карта, которую мы рассмотрим в данном уроке, — это Колесница, прообраз поисков и пути, проделанного героем.
Прогресс неминуем, и он приветствуется, поэтому пути, пройденные нами по жизни, являются многочисленными и разнообразными. Есть маленькие пути (например, поймать авто, чтобы доехать до работы) и большие (например, поездка в другую часть света). Есть также пути и путешествия, которые происходят не на физическом уровне, а на эмоциональном, ментальном или духовном (например, переход от старых отношений к новым, получение университетского образования, написание сочинения, духовные изменения или переход от горя к принятию случившегося).
Колесница — это существенная часть поисков и пути, это часть мономифа Кэмпбелла и «Путешествия Дурака». Эта карта с изображением движущейся колесницы может означать движение вперед или отдаление от чего-либо.
Платон описывал душу как колесницу, запряженную двумя лошадьми — белой и черной. Белая лошадь — благородна, черная — нет, поэтому они движутся в разных направлениях, ставя в сложное положение извозчика. Аллегория Платона также указывает на состояние души: душа пытается подняться и развиться, но легко утрачивает свой прогресс. Эта возможность восстанавливается лишь после продолжительного пути, который иногда длится всю жизнь. Можно также сказать, что если бы лишь извозчик контролировал лошадей, чтобы они двигались в одном И том же направлении, то прогресс был бы более быстрым и эффективным.
Побеждает наиболее настойчивый.
Наполеон Бонапарт
Ступень лестницы предназначена не для того, чтобы на ней обосновываться, а лишь для того, чтобы держать вес тела человека достаточно долго для того, чтобы он мог подняться еще выше.
Томас Генри Хаксли
Обычные символы
- Колесница: душа, сам человек.
- Лошади: иногда их две, белая и черная; иногда четыре — по количеству элементов.
- Броня: извозчик стремится к своей цели.
- Лавровый венок: победа.
- Дорога: пройденный путь и тот, который предстоит пройти.
- Город: обычно позади извозчика, вдали, означает удаление от прошлого и приближение к чему-либо другому.
- Скипетр: сила, власть.
- Раки: на броне извозчика могут быть раки, означающие его астрологическую связь с Раком.
- Сфинкс: иногда колесницу тянет Сфинкс. По легенде, это создание не позволяет путешественнику пройти, не отгадав загадки. Извозчик, контролирующий это существо, символизирует контроль над своими интеллектуальными возможностями.
Ключевые слова: прогресс, путь, поиски, развитие, движение, действие, триумф, победа, амбиции, контроль, путешествие, цель, энтузиазм, продвижение вперед, паломничество.
В литературе и кино: если Колесница — важная часть пути, тогда эту карту характеризуют поиски святого Грааля. Согласно легенде, Грааль непостижим для человека, который не является совершенно чистым и невинным. И действительно, лишь несколько рыцарей (в различных источниках называются разные имена) смогли взглянуть на него во время своих поисков. Однако в рассказах о Граале большее внимание уделяется пути, а не конечному достижению: Грааль можно рассматривать как сам путь, поскольку он очищает и благословляет рыцарей на подвиги, поиски и достижения.
Как личность: Колесница часто обозначает человека активного, постоянно движущегося к достижению цели. Такой человек никогда не доволен достигнутым: вместо этого он всегда стремится к новым приключениям и идет новыми путями. Такой человек хочет мгновенно получить результат и становится нетерпеливым по отношению к тем, кто не поспевает за ним. Негатив: этот человек, будучи слишком амбициозным, не останавливается ни перед чем для достижения своей цели.
Таро. Упражнение 3.5
На чистом листе в своем дневнике Таро нарисуйте стандартное изображение колесницы с повозкой, колесами, извозчиком, дорогой впереди и животными, которые ее тянут. Теперь определите следующие аспекты своей жизни по отношению к каждой части колесницы.
- Дорога представляет собой ваш жизненный путь. На каком этапе пути находитесь вы сейчас?
- Извозчик — это вы. Какую роль вы играете в преодолении своего пути: насколько вы его контролируете? Как вы двигаетесь вперед?
- Повозка — это ваша поддержка в пути. Что помогает вам двигаться вперед? Что придает вам сил для продолжения пути?
- Животные — это силы, движущие вас вперед. Что заставляет вас двигаться вперед? Что ведет вас? Что придает энергии?
- Колеса — это вечное движение. Какой отрезок вашего пути является легким и преодолевается сам по себе? На что вы можете рассчитывать даже в тот момент, когда вам кажется, что вы больше не в состоянии двигаться вперед?
Вопросы для записи в дневник
Ответьте на следующие вопросы, положив перед собой карту Колесницы:
- В каких поисках я нахожусь в настоящее время? Какие поиски я провел в прошлом?
- Как я решаю новую проблему?
- Что заставляет меня двигаться вперед? Есть ли в моей жизни непрерывный стимул?
- Как быстро я прогрессирую?
- Что для меня означают животные, тянущие колесницу вперед?
- Откуда пришел извозчик и куда направляется?
- Что для меня означают победа и триумф? Когда я в последний раз испытал чувство победы и триумфа?
Домашнее задание
Взгляните на карты Старших Арканов. Отличаются ли они от обычных? Чем? Дает ли их создатель какие-либо объяснения? Что вы чувствуете по этому поводу?
Рассмотрите карты Старших Арканов и в своем дневнике Таро попытайтесь описать, как Дурак движется по каждой из карт. Даже если сделать это стандартно, понимание того, как Дурак может измениться по мере преодоления им пути, станет основой более глубокого понимания в дальнейшем.
Дополнительная литература
Plato’s Chariot Allegory (www.Jоhп-uеЬегsах.соm/рlаtо/рlаto3. htm)
Crowley’s Magick in Theory and Practice (hermetic.com/сrowlеу/ book-4/defs.html). Прочитайте «Определения и теории магии» для дальнейшего изучения карты Маг.
Tarot and the Journey of the Неrо, bу Hajo Banzhaf — для дальнейшего изучения «Путешествия Дурака».
The Power of the Myth, bу Joseph Саmрbеll and ВiII Moyers — для дальнейшего изучения прообразов мифического путешествия.
The Неrо with а Thousand Faces, bу Joseph Саmрbеll — для дальнейшего изучения мономифа и других теорий.
Источник