Пояс оберег флягина очарованный странник

Пояс оберег флягина очарованный странник

ИВАН ФЛЯГИН В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ-СИМВОЛОВ

Иван Флягина в системе образов нами разобрана здесь.

Думаю, теперь понятно, зачем автор придумывает всё новых героев – он персонажами гранит алмаз, который мы называем главным героем повести. Когда будете впредь читать книги, либо смотреть кинофильмы, либо наблюдать за своей жизнью, приглядывайтесь к входящим в судьбу людям: зачем вам их посылает судьба.

Зачем?
Чтобы ПОНЯТЬ СЕБЯ.

Разберем другую проблему: Иван Флягин в системе образов-символов.

Вновь рисуем кружочек в центре. Пишем: Иван Северьянович Флягин. Имя и отчество теперь понятны.

Почему же – Флягин? Вроде бы не благозвучная фамилия. Не какой-нибудь там Кирсанов.

Но… что такое фляга?
Фляга – это сосуд для наполнения. Чем мы наполним свой сосуд души? Чем наполним, тем и будем! («А что есть красота? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, пылающий в сосуде?»)

Писатель Николай Лесков гранит алмаз своего главного героя не только другими персонажами, но и образами-символами. Надо только уметь их выделить и расшифровать значение. Так мы поймем то содержание, то духовное наполнение, какое хотел бы видеть Лесков в русском человеке.

Коней много.
Что в символике обозначает конь?
Есть одно культурологическое значение: конь – это символ свободы. Леонардо да Винчи считал коней самым совершенный механизмом природы. Для нас важен первый смысл. Русские свободолюбивы, поэтому любое государственное устройство мы всегда воспринимали в штыки. У нас есть государственная система, но – вот парадокс – она не работает. Кто скажет, как в вашей личной жизни участвует государство? Школа – такая ли она нужна? Учимся 10 лет, а на выходе остается 5 % — в лучшем случае – знаний. Какие такие знания она вам на сейчас дала, чтобы её возблагодарить и сказать, если бы не школа…

  1. УКРОЩЕНИЕ КОНЕЙ. Лошадь – это символ жизни + Иван (мы). Кто кого поборет: мы её или она нас? Ответ длиною в жизнь.

Вспомним лошадей, которых ловили в степях. Они подыхали. Так и многие люди. Они «умирают» духовно-нравственно. Признаки гибели: пьют водку, делами не занимаются, не строят ни себя, ни мир вокруг себя.

Так не справились с жизнью самоубийца-студент, «препустейший-пустой» барин, князь, Грушенька, чиновник-писарь.

  1. КОНИ НЕСУТ ПОД ГОРУ. Конечно, кони – это судьба, жизненные обстоятельства. Обрыв – смертная черта. Нужны для победы сила, ум, смекалка, напряжение всех сил. Тогда ты – победитель! Чтобы стать победителем в жизни, надо начать хотя быть учиться качественно – это и есть ваша жизнь, другого варианта вам не дано.
  1. ГАРМОНИЯ. За хорошую службу барин решает наградить Ивана. Спрашивает – чем? Тот просит музыкальную гармонию. А ведь даже играть не умел. Зачем тогда Лесков придумывает ему именно такой подарок? Почему Иван не просил ни злата, ни серебра?

Гармония выявляет простодушие Ивана, его бескорыстную просьбу. (Можно вспомнить сказку «Морозко»: что просила одна девочка и другая.) Гармония, по-другому, музыкальная ладовость. То есть душа Ивана требовала музыки, его душа – сам музыкальный тонкого звучания инструмент. Кстати, если вы услаждаете свой слух музыкой бум-бум, то какая ваша душа, или, правильней сказать, душонка. А вы найдите силы, время, дух слушать классику: начните с Моцарта. Моцарт, Вивальди, Чайковский, Бах – у них есть свои слушатели. Но ведь и вы можете. В их музыке нашла выражение вселенская гармония. Напрягайтесь. А кому легко?

  1. ГОЛУБИ И КОШКА. Нежный, справедливый. Но не всегда соизмеряет свои силы.
  1. ДЕМОН В ТЕАТРЕ. Об этом мы уже говорили. Просто делаем запись.
  1. МОНАСТЫРЬ. ПОДВАЛ. Хорошо, если в вашей жизни наступит момент осмысления жизни. Это произойдет примерно так, как было в жизни у Пьера Безухова. Надоест всё, особенно веселье, еда, пустое времяпровождение. Наступит бессонная ночь, когда вы будете задавать себе вопросы: кто я, зачем я, что такое жизнь, что такое смерть, зачем я живу? С этих вопросов начнется переосмысление прожитого, намётка будущего. Вы как бы уйдёте в монастырь (моно=один), будете искать те нравственные ориентиры, на которые стоит опереться для дальнейшего восхождения. Восхождение всегда начинается снизу. У каждого своя гора. (Вспомните крестный путь Христа.) Гора, на которую следует взойти.
  1. СТЕПЬ. Степь, как и кони, символизирует свободу, безграничность. Это особенность ментальности русского человека: хотим всё и сразу. Но для начала, как учил Билл Гейтс, выскоблите для блеска сортир в своей квартире. Тут бы еще можно вспомнить Достоевского: слишком широк русский человек. Надо бы его сузить.
  1. ДЕТИ. Их много: и косолапая графинечка, и дочка офицера, и собственные Наташки и Кольки, рожденные татарскими женщинами, и душа Груши. Дети – это символ его чистой души, не отсоединенной от Бога. То есть Иван не подлый человек. Русский человек – дитя, ребенок, его нельзя государству обижать. Но не происходит обратного.
  1. НОЧЬ СО ЗВЕЗДАМИ-ЛАМПАДАМИ.
Читайте также:  Овен амулет для женщин

Как измерить размеры души?
Вот какой ответ дает Лесков. Вышел Иван на улицу из трактира. Только что он кинул чужие деньги цыганке под ноги – очарован ее красотой. Всё равно он счастлив. Душа выходит наружу, растворяется высоко в небе, выступает звездами. Берем линейку и измеряем. Высоко? Широко? Без границ? Это звездное пространство и есть символика размеров Ивановой души, а стало быть, и русского человека.

Звезды сравниваются с лампадками. Люди верили, что звезды – это свет умершего человека, его сияние его души. Так вот Иван будет своим участием поддерживать свет лампадок других людей.

  1. СОЛЬ. Символика понятна. Первое: Такие, как Иван, — соль земли. Второе: Он уже не один пуд соли своей жизни съел… В общем он на правильном пути. Что такое «соль»? Это знания жизни, добытые страшным трудом…
  1. МОСТ. Наводил мосты между людьми, между людьми и их судьбой.
  1. ИСМАИЛ. Сразу вспоминается крепость Измаил, взятая русскими под руководством Суворова. Сколько стоило это жизней и трудов! Иван свой Измаил, похоже, тоже взял.
  1. БАРАБАН. Функция барабана – собирать, тревожить. Последняя фраза на корабле – надену я амуничку и пойду воевать за народ. Он может стать духовником в высоком смысле слова: положить жизнь не за себя — за народ. Такими духовниками были не только Сергий Радонежский, но и Лихачев, Сахаров, Ростропович, Высоцкий…

ВЫВОД.

Предпочтение свободы, а не рабства (денег, связей, желаний), чистота помыслов (дети), безбрежие внутреннего мира, желание справедливости (хоть и жестокой по форме), трудности жизни (соль, Исмаил), добровольное наведение мостов… — всё это является содержанием духовной наполненности Ивана Флягина – русского человека, каким его хотел бы видеть Николай Лесков.

перейти к следующей теме «Нравственное совершенствование человека в русской литературе ХIХ века на примере повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Все разработки по произведению Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Источник

Образ и характеристика Ивана Флягина — героя повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»

В повести «Очарованный странник» Николая Семёновича Лескова раскрываются особенности характера русского человека. Образ Ивана Флягина, главного героя повести, при внешней простоте отличается сложностью, неоднозначностью. Характеристика Ивана Флягина раскрывает не только сложный жизненный путь этого героя, но и причины вступления его на путь покаяния.

Читайте также:  Церковные обереги от злых людей

Портрет: описание внешности, характеристика речи и манер

Когда читатель знакомится с главным героем повести, тому идёт 53-й год. Иван Северьяныч Флягин напоминает простодушного и доброго русского богатыря, «дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Он огромного роста, лицо его смуглое, с густыми седыми усами, закрученными по-гусарски вверх. Волосы волнистые, густые, с проседью, которая придаёт им свинцовый цвет. Одет он в послушничий подрясник и высокий чёрный колпачок.

Держится Флягин с другими людьми смело, самоуверенно, но без развязности, говорит приятным басом, неторопливо, мягко. Речь его простая, плавная, говорит он интересно и доходчиво, на возражения слушателей не обижается, а объясняет свою точку зрения.

Жизненный путь

Ивана Флягина прозвали «Голованом», потому что родился он с очень большой головой. Он был «молитвенный сын» — мать вымолила его у Бога и умерла при родах. Отец его, Северьян Иваныч, был кучером, крепостным графа К., поэтому мальчик с детства любил и понимал лошадей. В 11 лет он стал форейтором (ездил на лошади впереди лошадей, запряжённых в коляску). В дороге он нечаянно он стал виновником гибели монаха. Во сне Иван увидел этого монаха, и тот предсказал, что много будет ему испытаний, а когда будет совсем погибать, то пойдёт в монахи, так как он «обещанный сын» (мать обещала, что он будет служить Богу). Затем в жизни Флягина начались странствия и испытания:

  • По наущению цыгана он украл у барина пару коней и убежал из дома.
  • В честном поединке, который устроили татары, запорол противника до смерти и бежал от ареста в степь. Там 10 лет провёл в плену у этих татар. Когда он вылечил свои искалеченные ноги, ему удалось убежать на Родину. Там граф распорядился за побег его выпороть, затем отпустил на оброк.
  • Когда Флягин служил конэсером (объездчиком коней) у князя, он в цыганском таборе бросил цыганке Груше все деньги, так как был очарован её красотой, пением и танцами. Князь простил ему, что он все казенные деньги бросил Груше, так как сам влюбился в неё и купил её у цыган за 50 тысяч рублей, заложив имение.
  • Флягин убил Грушу — она попросила ударить её в сердце ножом, так как не хотела жить из-за женитьбы князя на богатой невесте. Флягин толкнул её с обрыва, и Груша утонула.
  • Далее он служил 15 лет на Кавказе. Однажды, чтобы навести мост, переплыл под пулями реку, за что был награждён орденом и получил звание офицера.
  • Служил актёром, на представлениях играя роль демона.
  • Ушёл в монастырь, стал там кучером. Однажды ночью принял корову за беса и зарубил её. За это игумен велел посадить его на несколько месяцев в погреб. Там Флягин стал пророчествовать о скорой войне. Лекарь, которого пригласил игумен, чтобы узнать, в своём ли уме Флягин, посоветовал куда-нибудь послать его «подальше пробегаться». Флягин решил идти в Соловки на богомолье.

Главный герой повести «Очарованный странник», совершив на своём жизненном пути немало ошибок, осмыслил содеянные поступки и вступил на путь покаяния. Он чувствует себя «странником», исполняющим волю Бога. Герой очарован жизнью, а под конец её оказался очарован идеей самопожертвования во имя спасения России от угрожающих ей бед.

Работа и занятия

Флягин был конэсером, то есть специалистом по отбору и отъездке коней. Иван умел усмирять необъезженных лошадей, так как был большим их знатоком. Кроме основного занятия пришлось ему освоить и другие:

  • с 11 лет был форейтором (ездил на лошади впереди упряжки лошадей, везущих коляску с господами);
  • был нянькой, хорошо ухаживал за своей маленькой воспитанницей;
  • лечил людей и скотину, когда был в плену в степи;
  • служил солдатом на Кавказе;
  • работал в адресном столе;
  • был артистом в балагане;
  • сейчас служит кучером в монастыре, является послушником и зовут его теперь отцом Измаилом.
Читайте также:  Мягкие игрушки хоккейные талисманы

Черты характера

Образ Ивана Флягина вобрал в себя многие черты характера русского народа. В повести «Очарованный странник» показана «история роста души» главного героя. В начале своей жизни он порой проявлял жестокость, совершал необдуманные поступки, но постепенно пришёл на путь покаяния. При, казалось бы, простоте и незатейливости образ Ивана Флягина сложен и неоднозначен. Например, у него душевная глухота по отношению к своим некрещёным детям, которые родились, когда был в плену, но он полюбил свою маленькую воспитанницу, когда служил в няньках.

Ивану Флягину присущи следующие черты характера:

  • Любовь к коням, голубям, понимание природы, знание лекарственных растений.
  • Умение приспособиться к любым жизненным ситуациям и условиям, выдержка, находчивость, смекалка (провёл в плену у азиатов 10 лет, но всё же перехитрил их и убежал).
  • Сострадание, доброта (пожалел жену барина, у которого служил в няньках, и отдал ей её дочку; сочувствовал Груше, страдавшей, что её разлюбил князь; пожалел миссионеров, принявших мученическую смерть в степи).
  • Неподкупность (не согласился отдать жене барина её дочку за 1000 рублей, а отдал только когда пожалел эту несчастную женщину).
  • Совестливость (стыдился, что грубил офицеру, к которому ушла жена барина, и дрался с ним; ему совестно, что так обошёлся с защитником Отечества).
  • Наивность, простодушие, доверчивость (история с «магнетизёром», приведшим его в цыганский табор).
  • Терпение, покорность (возвратившись из плена, покорно принимает наказание за то, что сбежал от своего барина, украв у него двух коней).
  • Заботливость, ответственность по отношению к ребёнку, которого нянчил.
  • Смелость, мужество, выдержка (укрощал самых сильных коней, спас своих господ, когда тормоз в упряжке лопнул, и лошади понесли экипаж к пропасти; выдержал боль при состязании с азиатом; переплыл реку под пулями кавказцев).
  • Понимание красоты, умение любить, верность (был очарован красотой цыганки Груши, её песнями и танцами; когда она полюбила князя, а тот её разлюбил, Иван жалел её, любил её как брат).
  • Духовная сила Флягина проявилась в том, что он осознал свою греховность (признался полковнику, что большой грешник, так как убил Грушу, стал виновником смерти монаха, живёт под чужим именем).
  • Патриотизм. Любит Родину, тосковал по ней в плену, чувствует ответственность за судьбу России и русский народ. «Мне за народ очень помереть хочется», — говорит Флягин, считая, что Родине грозит нашествие врагов.
  • Глубокая, истинная вера в Бога. В плену именно эта вера поддерживала его дух.

Заключение

В повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» образ Ивана Флягина при внешней простоте сложен. Автор показывает, что нетерпеливый правдолюбец, который совершает ошибки, осмыслив свои поступки, приходит к покаянию и вере. Поэтому Флягина можно назвать не только праведником, но и грешником, который понял, какие грехи совершил и раскаялся в них. Этот образ вобрал в себя многие типичные черты характера русского человека. Пройдя тяжёлый жизненный путь, Иван Флягин очарован любовью к Родине, охвачен желанием защитить её от врагов. Раскрывается скрытый смысл странствий Флягина тогда, когда он оказывается очарован идеей самопожертвования во имя защиты России. Пройдя жизненные испытания, Иван Северьяныч понял, ради чего действительно стоит жить и страдать.

Характеристика образа Ивана Флягина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Оцените статью