Пояс оберег флягина что было написано

Пояс оберег флягина что было написано

ИВАН ФЛЯГИН В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ-СИМВОЛОВ

Иван Флягина в системе образов нами разобрана здесь.

Думаю, теперь понятно, зачем автор придумывает всё новых героев – он персонажами гранит алмаз, который мы называем главным героем повести. Когда будете впредь читать книги, либо смотреть кинофильмы, либо наблюдать за своей жизнью, приглядывайтесь к входящим в судьбу людям: зачем вам их посылает судьба.

Зачем?
Чтобы ПОНЯТЬ СЕБЯ.

Разберем другую проблему: Иван Флягин в системе образов-символов.

Вновь рисуем кружочек в центре. Пишем: Иван Северьянович Флягин. Имя и отчество теперь понятны.

Почему же – Флягин? Вроде бы не благозвучная фамилия. Не какой-нибудь там Кирсанов.

Но… что такое фляга?
Фляга – это сосуд для наполнения. Чем мы наполним свой сосуд души? Чем наполним, тем и будем! («А что есть красота? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, пылающий в сосуде?»)

Писатель Николай Лесков гранит алмаз своего главного героя не только другими персонажами, но и образами-символами. Надо только уметь их выделить и расшифровать значение. Так мы поймем то содержание, то духовное наполнение, какое хотел бы видеть Лесков в русском человеке.

Коней много.
Что в символике обозначает конь?
Есть одно культурологическое значение: конь – это символ свободы. Леонардо да Винчи считал коней самым совершенный механизмом природы. Для нас важен первый смысл. Русские свободолюбивы, поэтому любое государственное устройство мы всегда воспринимали в штыки. У нас есть государственная система, но – вот парадокс – она не работает. Кто скажет, как в вашей личной жизни участвует государство? Школа – такая ли она нужна? Учимся 10 лет, а на выходе остается 5 % — в лучшем случае – знаний. Какие такие знания она вам на сейчас дала, чтобы её возблагодарить и сказать, если бы не школа…

  1. УКРОЩЕНИЕ КОНЕЙ. Лошадь – это символ жизни + Иван (мы). Кто кого поборет: мы её или она нас? Ответ длиною в жизнь.

Вспомним лошадей, которых ловили в степях. Они подыхали. Так и многие люди. Они «умирают» духовно-нравственно. Признаки гибели: пьют водку, делами не занимаются, не строят ни себя, ни мир вокруг себя.

Так не справились с жизнью самоубийца-студент, «препустейший-пустой» барин, князь, Грушенька, чиновник-писарь.

  1. КОНИ НЕСУТ ПОД ГОРУ. Конечно, кони – это судьба, жизненные обстоятельства. Обрыв – смертная черта. Нужны для победы сила, ум, смекалка, напряжение всех сил. Тогда ты – победитель! Чтобы стать победителем в жизни, надо начать хотя быть учиться качественно – это и есть ваша жизнь, другого варианта вам не дано.
  1. ГАРМОНИЯ. За хорошую службу барин решает наградить Ивана. Спрашивает – чем? Тот просит музыкальную гармонию. А ведь даже играть не умел. Зачем тогда Лесков придумывает ему именно такой подарок? Почему Иван не просил ни злата, ни серебра?

Гармония выявляет простодушие Ивана, его бескорыстную просьбу. (Можно вспомнить сказку «Морозко»: что просила одна девочка и другая.) Гармония, по-другому, музыкальная ладовость. То есть душа Ивана требовала музыки, его душа – сам музыкальный тонкого звучания инструмент. Кстати, если вы услаждаете свой слух музыкой бум-бум, то какая ваша душа, или, правильней сказать, душонка. А вы найдите силы, время, дух слушать классику: начните с Моцарта. Моцарт, Вивальди, Чайковский, Бах – у них есть свои слушатели. Но ведь и вы можете. В их музыке нашла выражение вселенская гармония. Напрягайтесь. А кому легко?

  1. ГОЛУБИ И КОШКА. Нежный, справедливый. Но не всегда соизмеряет свои силы.
  1. ДЕМОН В ТЕАТРЕ. Об этом мы уже говорили. Просто делаем запись.
  1. МОНАСТЫРЬ. ПОДВАЛ. Хорошо, если в вашей жизни наступит момент осмысления жизни. Это произойдет примерно так, как было в жизни у Пьера Безухова. Надоест всё, особенно веселье, еда, пустое времяпровождение. Наступит бессонная ночь, когда вы будете задавать себе вопросы: кто я, зачем я, что такое жизнь, что такое смерть, зачем я живу? С этих вопросов начнется переосмысление прожитого, намётка будущего. Вы как бы уйдёте в монастырь (моно=один), будете искать те нравственные ориентиры, на которые стоит опереться для дальнейшего восхождения. Восхождение всегда начинается снизу. У каждого своя гора. (Вспомните крестный путь Христа.) Гора, на которую следует взойти.
  1. СТЕПЬ. Степь, как и кони, символизирует свободу, безграничность. Это особенность ментальности русского человека: хотим всё и сразу. Но для начала, как учил Билл Гейтс, выскоблите для блеска сортир в своей квартире. Тут бы еще можно вспомнить Достоевского: слишком широк русский человек. Надо бы его сузить.
  1. ДЕТИ. Их много: и косолапая графинечка, и дочка офицера, и собственные Наташки и Кольки, рожденные татарскими женщинами, и душа Груши. Дети – это символ его чистой души, не отсоединенной от Бога. То есть Иван не подлый человек. Русский человек – дитя, ребенок, его нельзя государству обижать. Но не происходит обратного.
  1. НОЧЬ СО ЗВЕЗДАМИ-ЛАМПАДАМИ.
Читайте также:  Славянский оберег для живы

Как измерить размеры души?
Вот какой ответ дает Лесков. Вышел Иван на улицу из трактира. Только что он кинул чужие деньги цыганке под ноги – очарован ее красотой. Всё равно он счастлив. Душа выходит наружу, растворяется высоко в небе, выступает звездами. Берем линейку и измеряем. Высоко? Широко? Без границ? Это звездное пространство и есть символика размеров Ивановой души, а стало быть, и русского человека.

Звезды сравниваются с лампадками. Люди верили, что звезды – это свет умершего человека, его сияние его души. Так вот Иван будет своим участием поддерживать свет лампадок других людей.

  1. СОЛЬ. Символика понятна. Первое: Такие, как Иван, — соль земли. Второе: Он уже не один пуд соли своей жизни съел… В общем он на правильном пути. Что такое «соль»? Это знания жизни, добытые страшным трудом…
  1. МОСТ. Наводил мосты между людьми, между людьми и их судьбой.
  1. ИСМАИЛ. Сразу вспоминается крепость Измаил, взятая русскими под руководством Суворова. Сколько стоило это жизней и трудов! Иван свой Измаил, похоже, тоже взял.
  1. БАРАБАН. Функция барабана – собирать, тревожить. Последняя фраза на корабле – надену я амуничку и пойду воевать за народ. Он может стать духовником в высоком смысле слова: положить жизнь не за себя — за народ. Такими духовниками были не только Сергий Радонежский, но и Лихачев, Сахаров, Ростропович, Высоцкий…

ВЫВОД.

Предпочтение свободы, а не рабства (денег, связей, желаний), чистота помыслов (дети), безбрежие внутреннего мира, желание справедливости (хоть и жестокой по форме), трудности жизни (соль, Исмаил), добровольное наведение мостов… — всё это является содержанием духовной наполненности Ивана Флягина – русского человека, каким его хотел бы видеть Николай Лесков.

перейти к следующей теме «Нравственное совершенствование человека в русской литературе ХIХ века на примере повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Все разработки по произведению Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Источник

Символизм Н. С. Лескова

(Повесть «Очарованный странник»)

Творчество Николая Лескова очень противоречиво и неравноценно. Наряду с созданием истинных шедевров, случались и неудачи. Противоречивы были и взгляды самого писателя. Как заметил еще Максим Горький, Лесков по своим убеждениям не примыкал ни к западникам, ни к славянофилам, он не был ни народником, ни либералом, ни консерватором. Спрашивается, кем же он, в таком случае, был? А ни кем. Он был просто Николаем Лесковым, личностью, писателем богатого дарования, незаслуженно обойденным тогдашней критикой. Критики замечали в его творчестве только плохие стороны.
В то время писателей, по-видимому, тоже рассматривали в ряду пресловутых «обойм». А между тем, у Лескова был свой жизненный путь и своя писательская судьба. Противоречия Лескова являлись ничем иным, как противоречиями большого художника, которого, по оценке того же Горького, запросто можно было поставить в один ряд с Львом Толстым и Федором Достоевским.
Лесков начинал свою литературную деятельность как журналист, даже не помышляя о художественном творчестве. В 1861 -1862 годах он был широко известен как автор острых социально-экономических статей и фельетонов. Впоследствии, ступив на путь литератора, Николай Лесков сохранит эту публицистичность в своих ранних художественных произведениях, в таких как: «Некуда», «Островитяне», «На ножах», «Загадочный человек». Естественно, когда писатель в произведении внушает читателю свою точку зрения, давит на читателя, претендуя на обладание истиной в конечной инстанции, ничего хорошего не выходит. Подобная тенденциозность способна вызвать только протест в читательской аудитории. За примерами далеко ходить не надо: вспомним печальную участь многих произведений социалистического реализма, авторы которых пытались вдалбливать в головы читателей готовые истины.
Понимая это, Лесков впоследствии уходит от подобной творческой манеры. Этим и объясняется появление своеобразного героя-рассказчика сначала в повести «Запечатленный ангел», а затем в «Очарованном страннике». От лица рассказчика и ведется повествование, а автор превращается в обыкновенного статиста, скрупулезно записавшего весь рассказ. Рассказчиком, как правило, оказывается человек из народа, простой и малоученый, и автор передает все особенности его речи и всю его непосредственность.
Эффект правдоподобия достигается еще и тем, что ситуации с появлением обоих рассказчиков возникают, казалось бы, совершенно случайно. В «Запечатленном ангеле» разговор начинается в избе, где расположились на ночлег путники, в «Очарованном страннике» — на палубе корабля, плывущего по Ладожскому озеру. И в том и в другом случае автор как бы совсем не вмешивается в повествование, предоставив рассказчикам полную волю. Но невмешательство это кажущееся. Лесков использует этот прием для того, чтобы наиболее полно выявить свою индивидуальную и неповторимую авторскую позицию.
И «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» написаны в форме сказа. «Очарованный странник» — в форме былинного сказа. Уже в первом портретном описании Ивана Северьяновича Флягина, Лесков как бы проводит параллель между ним и известным персонажем русского былинного эпоса — Ильей Муромцем. «. Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».
Особенно ярко это сходство проявляется во время поединка Ивана Северьяныча с татарином Савакиреем. Так и веет от этого поединка седой древностью, когда сходились один на один русские и татарские богатыри. Как и Илья Муромец, Иван Северьяныч свободен от страха перед смертью, так же спокойно и просто идет он навстречу опасности и выходит невредимым из самых острых ситуаций. Во многом именно поэтому его жизнь самому герою представляется заколдованной.
Но наряду с этим, превалирование природного эмоционального начала в поведении роднит Ивана Северьяновича и с другим сказочным персонажем — с Иванушкой-дурачком. Проскальзывает этот мотив и в высказываниях других персонажей повести. Дураком называет Флягина, тогда еще форейтора Голована, граф. Не высокого мнения об его уме и князь, у которого Иван Северьянович служил конэсером.
Как и Иванушка-дурачок, герой Лескова в самых экстремальных ситуациях берет не умом, а хитростью и лукавством. При всем своем детском простодушии он, в конце концов, оказывается более находчивым и умелым, чем все те, кто как будто бы превышает его в умственном развитии. Характерен в этом плане эпизод, когда Флягин усмиряет необъезженного коня, не поддававшегося ни одному наезднику. Иван Северьяныч подчиняет непокорного скакуна своей воле при помощи нагайки и. горшка с тестом! Здесь Лесков для контраста умело столкнул комическое и трагическое. Нагайка и какой-то горшок с тестом. В последнем отображена смекалка русского народа, точно подме¬ченная в пословице: «Голь на выдумки хитра».
Глубокому внутреннему смыслу подчинено и построение повести. Дерзко пренебрегая всеми условностями построения беллетристического произведения, Лесков создает столь совершенное произведение, что тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить, а тем более поменять местами. В самом странничестве героя есть глубочайший смысл — именно во время своих скитаний вступает «очарованный странник» в соприкосновение с различными людьми. Возникают ситуации и проблемы, о существовании которых Флягин ранее и не подозревал. В результате, почти вся панорама жизни тогдашней России проходит перед мысленным взором читателя.
Герой повести Иван Северьяныч Флягин не просто удивительно интересный человек, богато одаренная и неповторимая личность -это прежде всего воплощение могучих физических и нравственных сил народа. Всё внимание Лескова сконцентрировано на познании и изображении души простого русского человека, в которой, возможно, и заключена разгадка многих тайн русской жизни. Таящаяся в герое повести Иване Флягине недюжинная внутренняя сила духа проявляется не сразу. Но она, как можно догадаться по символическому контексту, олицетворяет собой огромные потенциальные силы русского народа, которые в обычное время никак или почти никак не проявляются, но в критическую для судеб отечества минуту они проявляются в полной мере. В них секрет могущества России.
Все эти моменты, в том числе творческая работа авторской мысли, заключены в великолепные образы-символы. В повести реальность, и без того имеющая символическую основу, тесно переплетена с откровенной мистикой. Иносказательный символический смысл несет уже само название повести. Почему именно «Очарованный странник»? Может быть, — созерцающий, идущий в стороне от земной суетной действительности, не принадлежащий себе, находящийся во власти высших сил? Ведь не зря же погибший по вине Ивана Флягина, служившего тогда форейтором, монах приходит во сне к Ивану и говорит, что тот — «сын обещанный». Что его «обещала» Богу его покойница мать.
И не потому ли Ивану Северьянычу легко даются самые разнообразные профессии, что он по природе «артист», как метко подметил князь. Это значит, что у Флягина был своеобразный талант, искра божья. Живет же он по преимуществу не умом, а сердцем и поэтому столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает.
Ивана Северьяныча и в действительности как будто ангел оберегает. Как будто и вправду «обещан» он Богу и до поры до времени никакая смерть не может его осилить. Флягин, будучи форейтором, падает с высокой кручи, но не убивается, когда он пытается повеситься — веревку перерезает цыган. Когда Флягин вступает в поединок с татарином, то запарывает того нагайкой на смерть, а могло бы быть и наоборот. Он благополучно вырывается из татарского плена и наконец счастливо избегает пули, воюя на Кавказе.
Кстати, характерен в этом отношении мистический эпизод, когда Флягин плывет под татарскими пулями через реку и видит над собой образ Груши. «. Думаю: видел ли кто-нибудь то, что я видел? А я видел, когда плыл, что надо мною Груша летела, и была она как отроковица примерно в шестнадцать лет, и у нее крылья уже огромные, светлые, через всю реку, и она ими меня огораживала. »
Жизнь Флягина — это на первый взгляд цепь случайностей, не зависящих от воли героя. И в тоже время, путь, который проходит Иван Северьянович — сознательные поиски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но только не умом, а всей своей жизнью и своей судьбой.
На протяжении всего жизненного пути Флягина мучает совесть за погибшего по его вине монаха, который часто приходит к нему во сне и предсказывает его дальнейшую судьбу. Та же история повторяется и с цыганкой Грушей, которую Иван Северьяныч утопил по ее просьбе. Несмотря на последнее обстоятельство, которое должно, по идее, снять вину с Флягина, он всё равно считает себя убийцей Груши. Преступление есть преступление. И хотя он спас ее душу (она грозилась покончить жизнь самоубийством и тем погубить себя), Иван погубил душу свою. Перед Богом и перед собственной совестью он чувствует себя преступником. Потому и записывается Флягин в солдаты, а потом ищет смерти на Кавказе, чтобы кровью искупить вину перед Грушей. Он даже чистосердечно открывает свою тайну полковнику, но снова провидение выручает Флягина — его слова не подтверждаются фактами и полковник ему не верит.
В повести «Очарованный странник» Лесков продолжает тему испытания нравственных качеств героя любовью, довольно часто встречавшуюся в русской литературе. («Бэла» Лермонтова и др.). Благодаря знакомству с цыганкой Грушей Иван Северьянович, для которого не было в мире ничего лучше красоты и совершенства лошади, погружается вдруг в колдовскую силу женской красоты. Лесков открывает в простом мужике поразительную душевную тонкость и отстаивает её с такой же страстью, с какой в «Запечатленном ангеле» защищает способность русского человека постигать тайны высокого искусства.
Красота и талант, по мысли писателя, имеют подлинно магическую силу воздействия на окружающих. Стихийно устанавливается иная мера вещей, наступает полное забвение собственного «я». Забываются все обычные житейские нормы и условности. Происходит прорыв сознания в астральный мир.
В такие моменты люди стихийно объединяются под влиянием общего напряжения страстей. Всё, что человек привык ценить в повседневной жизни: деньги, благополучие, общественное положение, — всё это для человека становится несущественным, и на первый план выходит только предмет его страсти. Этим и доказывается вся условность привычных норм бытия, вся иллюзорность материального мира.
Сцена с Грушей во время последнего «большого выхода» Ивана Северьяновича — одна из показательных символических сцен повести. Уже одна она могла бы стать темой для целого романа.
Другая тема, тема бесовского искушения появляется в заключительной части повествования, когда Флягин рассказывает о своей монастырской жизни. Тема бесовского искушения звучит здесь не впервые. На протяжении всей жизни Иван Северьянович в различных ситуациях встречается с бесом, то есть с искусителем. Недаром же говорят в народе: «Бес попутал!». Флягин тем легче поддается искушениям, что живет не разумом, а сердцем. Встретившись в кабаке с магнетизером, взявшимся отучить его от пьянства, Иван Северьянович принимает его за беса. «Ну, пос¬лушай, ты, кто ты такой ни есть: черт, или дьявол, или мелкий бес, а только, сделай милость, или разбуди меня, или рассыпься». Также, когда Иван столкнул с обрыва в реку цыганку Грушу и побежал куда глаза глядят, ему почудилось, что за ним гонится, если не Каин, то сам «губитель-бес».
Особенно сильно стал донимать Флягина бес во время его жиз¬ни в монастыре. Являлся он и в «соблазнительном женском образе», и так, и мелких бесенят вместо себя подсылал. Закончилось всё это довольно комическим случаем, когда Иван Северьянович убил топором монастырскую корову, приняв ее ночью за дух удавившегося в лесу около монастыря «жида», про которого говорили, что он Иуда. Здесь уже мистика в духе гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Мистика в народном ее понимании. Гоголь чутко уловил, что сказочный мир проникает в реальную действительность и становится частью народного миросозерцания.
В заключение, к сказанному остается добавить, что Лесков в своей повести на ярких примерах показал нелегкий процесс выкристализации из безликой крестьянской массы – личности. Иван Северьянович обездолен жизнью, обкраден ею с самого начала, но за время своих бесчисленных скитаний он во много раз приумножает то духовное богатство, которым наделила его природа. Его исключительность проявляется в гуще народной российской жизни и тем более она значительна, что герой на всё реагирует сердцем, а не построениями ума.
Образ народного героя Ивана Северьяновича Флягина, созданный Лесковым, по силе и значимости не уступает образам лучших представителей дворянской интеллигенции. Герой Лескова обладает главным качеством — душевным здоровьем и, как следствие этого, — добротой. А доброта, как известно, призвана спасти мир! Будем надеяться.

Читайте также:  Печка чери амулет а15 схема

Источник

Оцените статью