Марсельское Таро. История и особенности
С Марсельским Таро связано очень много мифов и непонимания. Эту колоду считают самой древней из всех известных, но это не так.
Марсельское Таро – это целая эпоха в истории карт. Это время, когда карты начинают делить на две большие группы, известные нам сегодня. Именно тогда появились отдельные колоды для игры, а часть колод стала исключительно гадательным инструментом.
Чуть позже они обрели оккультные значения. В них начали искать тайную мудрость и возводить их историю к Египту.
История появления Марсельского Таро
Время появления Марсельского Таро — 18 век. Хочу отметить, что именно этот период истории был настоящим «золотым веком» для Таро. Именно тогда возникла сама идея оккультного Таро.
Марсельское Таро уже было известно, и его действительно печатали в Марселе, в мастерской Николя Конвера. Только «Марсельским» оно тогда еще не называлось.
Если уж быть совсем точным, нельзя не упомянуть о том, что самые первые печатные колоды Таро появились даже не в Марселе, а в Лионе около 1700 года.
Издателем её был Жан Додаль. Но именно Николя Конвера остался в истории как первый издатель Таро.
Он даже написал книгу о издаваемой колоде. Она и в наши дни считается достаточно полным и авторитетным источником знаний о Таро.
Книга «Древнее Марсельское Таро» написанная французским мистиком Полем Марто в 1930 году во многом опирается как раз на исследования Николя Конвера.
Сегодняшняя популярность этой колоды – заслуга Поля Марто. Именно он провел масштабное исследование истории этой колоды и опубликовал его. Из его книги в основном и берут информацию о гадательных аспектах Таро, о раскладах и тех приемах, которые можно при этом использовать для получения лучшего результата.
Название «Марсельское Таро» подарил этим картам Папюс. Впервые оно встречается в его книге «Цыганское таро», изданной в 1889 году.
Это была не одна конкретная колода, а огромное множество колод и карт. Все были со своими отличиями и вариациями. Именно они были самыми ходовыми и популярными до начала 20 века.
Почему в Марсельском Таро такие рисунки
Тут нельзя не упомянуть про стиль и качество карт Марсельского Таро того времени. Это очень интересная история.
Каждый, кто берет в руки эту колоду сразу задается вопросом, почему на картах такие примитивные рисунки? Да, стиль тут своеобразный.
Если называть вещи своими именами, то рисунки можно охарактеризовать как «грубые, без прорисовки деталей и художественных изысков».
Списать это на отсутствие технологии будет ошибкой. Уже в то время создавались такие карты как Тароко Мителли. Разве это не шедевр?
Карты Тарокко Мителли даже более старые чем Марсельское Таро
Что же тогда не так с качеством рисунков Марсельского Таро? Сегодня очень распространена версия о так называемом «витражном стиле».
Якобы карты эти нарисованы в стиле витражей католических храмов и повторяют их стилистику. Но это не так.
Расскажу про это чуть более подробно. Всему виной были азартные игры. Дело в том, что в карты Таро очень активно играли.
На середину 17 века как раз пришелся самый пик игрального Таро, который практически сошел на нет к 18 веку.
Согласно сохранившимся историческим сведениям в 17 веке в Париже действовало почти 4000 игральных домов для азартных игр. Карточных в том числе.
Совершенно очевидно, что новых карт требовалось все больше и больше. Колоды использовались очень активно и быстро изнашивались. Печать и продажа карт превратилась в очень выгодный бизнес.
Как и во все времена, прибыльное дело быстро взяло под свой контроль государство. Карты обложили отдельным налогом, а их производство и продажа взяли под особый контроль, чтобы контролировать уплату налогов.
Про это мало где написано, но было удивительное время! Устроиться в типографию печатником можно было только по знакомству или поручительству. Самим печатникам запрещалось покидать район проживания. Они работали строго по лицензии и жили под строгим надзором.
Бумага на которой печатались карты каждый день подсчитывалась уполномоченными чиновниками и только после этого отправлялась на резку в типографию.
Но этих мер правительству показалось недостаточно. Что бы исключить возможность печати карт без налогов и пошлин, власти Франции пошли на крайние меры.
В 1661 году принято решение уничтожить все деревянные матрицы с которых печатали карты. Правительству требовались гарантии, что ни у кого не осталось неучтенных матриц.
После этого посадили мастеров резать новые формы, копируя уже отпечатанные карты. Таким образом новые формы были строго учтены и подсчитаны. Но это в идеале.
Как всегда, строгие меры приносят только заботу и головную боль, тем кто работает легально. От черного рынка все это никак не помогло.
Какое-то количество неучтенных печатных форм было спрятано и спасено от уничтожения. В результате карты так и продолжили делать подпольно, только теперь приоритетом стало не качество, а скорость.
Карты делались по образцу других карт, напечатанных такими же, сделанными на скорую руку формами.
Так и появился «витражный стиль» — это было быстрее и проще. Гораздо меньше времени занимало если напечатать все схематически и закрасить большую площадь одним цветом.
Прорисовка всех деталей, оттенков и теней требовала много времени и усилий, а это неприемлемо в нелегальном бизнесе. Эстетика карт Таро была поменяна на скорость серийного производства.
Но эпоха игрального Таро уходила в прошлое, наступало время Таро оккультного. И наследием эпохи игрового Таро навсегда останется Марсельское Таро.
Вот такое наследие оставил 18 век в истории карт Таро. Появился новый стандарт карт – Марсельское Таро.
Думаю, теперь всем понятно, что это не какая-то конкретная колода, а направление дизайна карт, большая серия разных, но похожих колод с отличиями между ними.
Именно этот дизайн стал классикой. А Таро уже переставало быть карточной игрой, но оставалось все еще просто гаданием.
Частью сакральной системы западной магии оно стало уже позже. Но эта участь была уготована другим колодам.
Структура колоды Марсельского Таро
Традиционно колода Марсельское Таро содержит 78 карт. Они делятся на две группы: 22 Старших Аркана и 56 Младших.
Младшие Арканы в свою очередь содержат 16 карт Двора и 40 номерных карт.
Название мастей Младших Арканов знакомо всем, кто интересовался Таро хотя бы немного. Это привычные нам Жезлы (Посохи), Монеты (Пентакли), Кубки (Чаши) и Мечи.
Фигурные карты каждой масти Младших Арканов содержат изображения Пажа, Рыцаря, Дамы и Короля. В этом заключается одно из принципиальных отличий колоды Таро от игральных карт.
Как вы помните, стандартно колода игральных карт содержит лишь трех персонажей в каждой масти: Валет, Дама и Король.
Номерные карты Младших Арканов не прорисованы. То есть на числовых картах от Двойки до Десятки, указаны числа, соответствующие достоинству карты и символы масти, расположенные в виде определенного узора и украшенные орнаментом.
С Младшими Арканами связана одна любопытная традиция. Колод существует много, но всегда на Двойке Пентаклей размещаются инициалы автора колоды. Последнее время на этой карте можно встретить название издательства.
Нумерация Старших Арканов тоже имеет свои особенности. Тринадцатый аркан, (сегодня эту карту называют «Смерть») не имел номера и назывался Безымянным.
Точную причину этого установить уже невозможно, но есть мнение что это следствие средневековых предрассудков и боязни числа 13.
В Марсельском таро карта «Справедливость» имеет номер 8, а «Сила» номер 11. На самом деле именно такая нумерация является традиционной исторически.
Поменял местами эти карты Артур Уэйт, когда разрабатывал свою колоду. Для этого у него были свои причины. Но у него колода была уже не просто картами для гадания, а магическим инструментом.
Особенности колоды
В этой колоде нет симметрии. На первый взгляд это не всегда заметно, но левая часть карты всегда отличается от правой.
Так же можно заметить, что изображения персонажей Старших Арканов имеют характерные «ошибки», явно имеющие особый смысл, учитывая частоту их повторения.
Внимательный наблюдатель обязательно обратит внимание, что у Шута, у центрального персонажа карты Влюблённые, у персонажей на картах Колесница, Отшельник, Дьявол, Солнце, Суд, персонажа 13 Аркана, а также у падающих из Башни, нарисовано на одной или обоих руках по 4 пальца.
Что это? Небрежность в изготовлении формы для печати или отсылка к нумерологическим значениям и соответствиям? Точный ответ сегодня уже никто не даст.
Другая особенность в характере изображений на Старших Арканах.
«Безымянный» 13 Аркан (именуемый сегодня Смерть) в этой колоде символизирует возрождение и делит весь ряд Старших арканов пополам.
Первые двенадцать Арканов рассматриваются как маленькие загадки. Но начиная с 13 Аркана, все карты являются большими загадками.
Именно после этой карты на изображениях появляются изображения с облаками, ангелами или небесными символами. Появляется влияние высших сфер.
Исследователи Марсельского Таро
Эта колода вдохновила многих. В наше время интерес к ней ничуть не ослабевает.
Наибольший вклад в изучение этой системы внес Алехандро Ходоровски. Он не только выдающийся таролог, но и известный артхаус-режиссёр, композитор, драматург, писатель, психотерапевт, спиритуалист.
Почти всю свою жизнь он посвятил изучению Таро, как системы. Он писал, что собирал коллекцию из колод Таро со всего мира, но только Марсельское Таро сподвигло его на глобальное исследование значений и символизма этой системы.
Его двухтомное издание «Путь Таро» является самой исчерпывающей книгой посвященной Марсельскому Таро на сегодняшний день.
Благодаря Алехандро эта колода дошла до нас практически в первозданном виде.
Его ученик Йоав Бен-Дов считает особенным именно Марсельское Таро. Объяснение своей точке зрения он дает очень интересное:
«Силу Таро составляют три фактора: структура мастей, общий символизм (Маг, Дьявол, Звезда…) и детали иллюстраций, которые развивались на протяжении столетий. В современных колодах обычно присутствуют первые два.
И лишь Марсельское Таро сохраняет все три. Вот почему оно такое сильное и при этом тонкое. Новые колоды на первый взгляд более доступны и заманчивы. Но они плоские.
С Марсельским Таро, когда ты складываешь карты вместе, ты можешь увидеть историю, можно часами вглядываться в них и получать новые озарения, каждый раз на более глубоком уровне. И этот процесс нескончаем, они потенциально бесконечны, как сама жизнь».
Где купить Марсельское Таро
Вариантов много. Эта колода совсем не редкая и найти ее можно как в книжных, так и в эзотерических магазинах.
Конечно же, она всегда есть в наличии в нашем интернет-магазине «Марусин Домик». При чем в нескольких вариантах издания.
Можно найти ее в стандартном размере, в мини-формате и в люксовом варианте издания.
Переходите по ссылке и выбирайте то, что вам больше нравится. Доставим любым удобным способом и у вас появится возможность прикоснуться к истории Таро.
Уже более десяти лет:
Изучаю история карт Таро и их практическое применение в современном мире. Гадаю, консультирую, разбираю ситуации.
Делаю руны и работаю с ними. Практика и теория рунической системы.
Источник
Школа Лизы Чёрной
Marseilles Tarot
Ничего конкретного о самой системе Марсельского Таро пока не готова сказать. Но, пока собирала в свою Галерею различные колоды Марсельского Таро, сделала для себя много открытий. Наверное, я открыла для себя собственную Америку, давно известную специалистам в этой системе. Вот и хочу поделиться своими наблюдениями.
Вначале приведу здесь текст, взятый из интернета, о Марсельском Таро:
«Марсельское Таро» — собирательное название особого исторического дизайна карт Таро. Впервые это название печатно употребил Папюс в книге «Цыганское Таро» (1889). Но еще долго после этого европейские оккультисты называли этот дизайн «итальянским», потому что в нем фигурируют итальянские знаки мастей и происходит он, скорее всего, из Италии. Во Франции эти карты производились с XVII века не только в Марселе, но и в других городах. Окончательно ввел в обиход название «Марсельское Таро» Поль Марто. Он издал в 1930 году колоду «Древнее Марсельское Таро», основанную на варианте Николя Конвера и ныне широко известную всему миру в переизданиях фирмы Гримо (Grimaud/France Cartes). В 1949 году Марто опубликовал книгу «Марсельское Таро», в которой описал символические значения всех 78 карт.
В картах марсельского таро смерть возрождение символизируется 13-м арканом, арканом без названия. На ней изображен скелет телесного цвета, косящий черное поле. Его правая нога погружена в землю, а левой он опирается на женскую голову. Вокруг три руки, нога и две белых кости. Справа улыбающаяся голова с короной. Из земли торчат желтые и голубые ростки. Эта карта отсылает к латинскому изречению: Visita Interiorem Terrae Rectificando Operae Lapidem. «Посети внутренность земли, и, исправившись, ты найдешь спрятанный камень». Таким образом, нужно использовать косу и выровнять, срезать то, что выступает, чтобы, из черной земли смогли возродиться желтые ростки. Это карта самых сильных изменений. Именно поэтому она пугает. Она также означает критический момент в игре. Двенадцать предыдущих арканов рассматриваются как маленькие загадки. Но начиная с тринадцатого, следующие являются большими загадками. С этого момента появляются карты, украшенные облаками с ангелами или небесными символами. Вмешивается высшее измерение. Все инициации проходят фазу смерти возрождения. В эзотерическом смысле она означает глубокое изменение, которое трансформирует человека в ходе инициации. Если он не умрет как несовершенное существо, он не сможет возродиться.
С чего начать? Хотя бы с того, что, на первый взгляд такие одинаковые колоды, отличающиеся между собою разве что цветом, чуть-чуть изменёнными позами, некоторыми деталями одежды — уже каждая имеет индивидуальный смысл. Для примера выложу в рядок, для наглядности, Жрицу. Точнее — Папессу.
Здесь и вдальнейшем буду опираться на единственный источник о Марсельском Таро, который есть у меня на русском языке. Это — книга Michel Morin «LE TAROT DE MARSEILLE». Так вот, о Папессе. Читаю:
…Тиара (тройной венец) Папессы слегка выступает за рамку рисунка: она — единственный персонаж в колоде (кроме Ангела и Орла в карте Мира), сумевший преодолеть эти рамки. Тиара символизирует три мира: физический, психический и духовный. Третий уровень тиары — это искра Духа, не принадлежащая нашему миру чувств…
Даже сейчас, навскидку, можно сделать вывод, что не такие уж они одинаковые, колоды Марсельского Таро. На одних изображениях тиара действительно выходит за рамки, на других — впритык, к самой рамке, но не более. А в другой колоде Папесса вообще без тиары! И так можно пройтись по многим арканам.
Но и это ещё не всё. Цветовая гамма. Это в колоде играет решающую роль! Снова читаем, уже о цветах:
Цвета, в которые раскрашены карты, выполняют двоякую роль. Во-первых, они действуют подобно индийским янтрам, вызывая в сознании гадателя необходимые ему образы и видения. Во-вторых, у каждого цвета есть своё символическое значение…
Опишем вкратце основные цвета карт Таро и их значения, как положительные, так и отрицательные. Эти цвета — белый, синий, розовый, желтый, красный, зелёный и чёрный.
Белый — это символ божественного света, чистоты. Он олицетворяет не только единство всех цветов радуги, но и, на другом уровне, единство мирового знания. Белый цвет очищает, он обозначает целомудрие, честность, высокую приспособляемость.
Отрицательные значения: белый — это и цвет снега, горных вершин, что может означать холод, холодность души. Иногда также нейтралитет, равнодушие, безразличность выбора — или даже царство мёртвых, траур…
И так далее, по каждому цвету. Теперь уж очевидно, что не только на примере Папессы, но и всех выложенных мною в Галерее колод, видно, что они все различаются, при том — основательно. Я сделала для себя вывод, что ту, которую приобретаешь, необходимо прорабатывать индивидуально, учитывая именно такие факторы, немногие примеры которых я привела. Придётся скрупулёзно разбирать каждый аркан в отдельности.
Ну, а теперь, кто о чём, а лысый о расчёске…
Вот моя любимая цитата:
Екклезиаст: «Во многих знаниях многие печали и, умножающий знания, умножает Скорбь».
К чему я это сейчас? Да к тому, что на своей шкуре испытываю это постоянно. Блаженны те, для кого всякие там значёчечки и закорючечки, расставленные кем-то и зачем-то на арканах, ничего не значат. А если они и узнают значёк Марса, допустим, то им глубоко фиолетово, где он проставлен и почему. Ну, нарисовали и ладненько. У них и без этого своё ви́дение аркана. Да и сюжетная линия у них не вызывает сомнение. Раз именно так нарисовано, значит это ви́дение автора. А тут у меня получается, что мало колод, которые мой мозг может воспринять. Очень мало. Ну до чего же мне визуально понравилась колода Anna K Tarot! И каково же было моё огорчение, когда я увидела изображения Жрицы и Туза Дисков, вам не передать!
Именно такие опасения, боязнь разочарования, я испытывала, когда решила прикоснуться к Марсельскому Таро. Первое, что порадовало, что на арканы не нанесены астрологические, а тем паче — каббалистические соответствия. Будь это так, колода ушла бы в корзину, как подавляющее большинство других колод. Потому, что расставленные по Папюсу соответствия, не выдерживают никакой критики. Вот что пишет по этому поводу Дион Форчун в свое книге «Мистическая Каббала», глава 4:
9. Как следует из превосходного вводного эссе в книге Мак-Грегора Мазерса, Каббала обычно систематизируется четырьмя разделами:
Практическая Каббала, имеющая дело с ритуальной магией (талисманы, заклинания и т. п.).
Догматическая Каббала, состоящая из каббалистической литературы.
Символическая Каббала, имеющая дело с использованием букв и чисел.
Неписаная Каббала, которая содержит точные дан¬ные о способе организации символических связей на Древе Жизни.
Мак-Грегор Мазерс замечает следующее: «Я не могу сказать больше об этом предмете и даже о том, получил ли я сведения о нем или нет».
Последствия этого многозначительного намека подробно рассматриваются вдовой Мак-Грегора Мазерса во введении к новому изданию книги: «Одновременно с публикацией Каббалы в 1887 году его соратники потребовали издать все то, что могло послужить фундаментальной основой для создания эзотерической школы».
Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что Мазерс получил доступ к Устной Традиции Каббалы, которая уже через несколько лет перестала быть устной. После ссоры с Мак-Грегором Мазерсом Алистер Кроули, известный автор и ученый, опубликовал все.
10. Нарушение клятвы, данной при посвящении, — проступок столь серьезный, что я никогда на это не решусь. Но мне не известны причины, которые могли бы помешать собирать и изучать любые доступные опубликованные материалы по любой теме и интерпретировать их в соответствии со своим пониманием. На этих страницах представлена система, предложенная Кроули, которой я воспользуюсь, чтобы разъяснить определенные вещи, умалчиваемые Мак-Грегором Мазерсом, Уинном Уэскоттом и А.Уэйтом, самыми авторитетными современными специалистами по Каббале.
Уже из этого отрывка из 4 главы можно сделать вывод, что между Уэйтовской системой и системой Кроули нет никакой разницы. Разве что в том, что Кроули опубликовал в соей колоде то, о чём Уэйт умолчал! (мой комментарий) Читаем далее:
Таким образом, первые десять Путей представлены десятью Сфирот, а следующие двадцать два — реальными линиями на Древе. Далее мы увидим, как двадцать две буквы еврейского алфавита могут быть без противоречий связаны с Путями. С ними также связаны двадцать два козыря карт Таро — Ату, обитель Тота. Достойны упоминания три современных авторитета по картам Таро: доктор Энкосс или Папюс, господин А.Е.Уэйт и некто М.С.С. из Ордена Золотой Зари Мак-Грегора Мазерса, работу которого Кроули опубликовал на свой страх и риск. Эти авторитеты используют различные методы. Сам господин Уэйт отзывается об этом так: «Существует и другой метод, известный посвященным». Есть основания предполагать, что он имеет в виду метод, используемый Мазерсом. Папюс расходится в мнениях с обоими писателями, однако поскольку его система все же нарушает многие соответствия при размещении ее на Древе, — что для всех систем является решающим испытанием на прочность, и поскольку, напротив, система Мазерса-Кроули прекрасно выдерживает это испытание, то можно считать, что последняя соответствует традиции, и поэтому в данной книге я предлагаю придерживаться именно ее.
Когда я вижу на изображении Шута букву Шин, всё во мне восстаёт. И первая мысль — это какая же зараза какой же умник запихал Воздушного, лёгкого и безвинного Шута на Огненно-выжигающий Путь Шин!? Да его самого бы пропустить через горнило Эона, чтобы неповадно было Шутами разбрасываться как попало!
Ну, так вот, возвращаюсь непосредственно к Марселю, моё восприятие колоды в этом плане. Читаю Мага у Michel Morin:
…Есть у Мага и особые орудия, с помощью которых он добивается успеха; но он не пренебрегает и игральными костями, олицетворяющими удачу.
Эти орудия — четыре стихии:
Огонь — то есть действие, изображаемое лежащей на столе палочкой (масть Жезлов);
Вода — то есть душа, олицетворяемая кубками (масть Кубков);
Воздух — то есть разум, символизируемый ножом (это — Мечи, одна из мастей Малых арканов);
Земля — материя, представленная золотой монетой (масть Динариев)…
Эврика! Всё на своих местах! И тут у меня закралось подозрение. А, может, здесь тоже можно применить фразу, что новое — хорошо забытое старое, только модернизированное, усовершенствованное с учётом современных условий?
Начала рассматривать колоду под таким углом. Первыми модернизацию начали Мазерс с Уэйтом. Спасибо им, спасли несчастного Шута от пламени Шин и водрузили его на путь Алеф. Отличненько, молодцы. Затем им показалось этого мало и поперепутали местами соотвествия мастей-стихий чтоб им пусто было!. Не успокоившись на этом, меняют местами нумерацию Правосудия и Силы. Правосудие ставят под №11, а Силу — №8.
А что сделал Кроули? Восстанавливает соответствия мастей-стихий (честь и хвала ему за это!), восстанавливает нумерацию VIII Регулирование/Правосудие и XI Вожделение/Сила. Но и это ещё не всё. В изображениях Младших арканов я во многих картах узнала рисунки, которые Кроули буквально взял из Марсельского Таро. Сейчас я продемонстрирую эти чудесные парочки:
Ну и как впечатление? У меня тоже! От моих восторгов и всех этих доморощенных «изысканий» может создаться впечатление, что я собираюсь за уши притягивать Марсель к системе Кроули. Неужели я похожа на идиотку некомпетентного таролуха? Это было бы равносильно тому, как если бы кто-то взял и на картинах эпохи Возрождения вместо изображения карет изобразил Мерседес или Лексус. Бред!
Как мне при встрече пояснила Асгет, Марсельская система — это идеализированное ви́дение эпохи Айвенго людьми XIX века. Именно поэтому меня ничуть не смутил в колоде явно христианизированный XV Дьявол или религиозный V Папа, вместо современного носителя Нового Эона — V Иерофанта. Это было такое время и иначе быть и не могло.
Со Старшими арканами мне уже практически всё понятно. Осталось дособирать досье информацию на них. С Младшими — сложнее дело обстоит. К сожалению, в книге Michel Morin «LE TAROT DE MARSEILLE» есть информация только по Старшим арканам. Всё, что у меня есть, это стенография, отрывочные слова, редко — фразы после встречи с Асгет. Я понимаю, что Марсель трактуется, по сути, на уровне гадания на обычной игральной колоде. Мило, очень мило. Ностальгирую по тем временам, когда я ещё была широколобой. Не удивляйтесь термину. Меня частенько ДАРования называют узколобой за приверженность к одной системе. Что поделаешь, как я уже выше пояснила, что блаженны те, кто…
Так вот, о Младших арканах. Я согласна, что каждый из них имеет твёрдо закреплённую за каждым, умилительно-примитивную интерпретацию. Но! В аркане Маг, которого я цитировала, чётко написано, что масти имеют принадлежность к стихиям! Следовательно, можно смело поработать над готовыми интерпретациями, найти в них корень, который они получили от принадлежности к стихии ПОНЯТЬ, почему этот конкретный аркан получил именно такую интерпретацию. То есть, можно добиться того, что будешь не тупо заучивать готовые интерпретации, а осмысленно делать выводы по каждому аркану. При этом — не отходя от информации, которую несёт колода.
Вот такие пироги. Просьба к тем, кому не лень было дочитать мою писанину до конца. Если есть какие-то сведения о Младших арканах в Марсельском Таро, пусть даже просто интерпретация, махонькая, примитивная, писать мне сюда. Как говорится, с миру по нитке. А я потом буду во всём этом разбираться.
С уважением ко всем моим читателям, Лиза Чёрная.
Источник