Почему главный герой отказывается от гранатового браслета оберега
ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ (1910)
. Главное — не бойтесь вы, не бойтесь жизни: она веселая, занятная, чудная штука — эта жизнь.
А. И. Куприн. Поединок
«Вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно влюблен телеграфный чиновник Желтиков, который однажды послал подарок любимой женщине — простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» превращается в трагическую историю любви, а позолоченная цепочка — в гранатовый браслет. Кстати, почему именно в гранатовый?
«Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем. Если растолочь его в порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» — так в рассказе «Суламифь» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях».
Итак, главная героиня рассказа княгиня Вера Николаевна Шеина получила на именины и другую драгоценность — серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной чистоты, с другой — недоброго предзнаменования. Предчувствием именно недобрых предзнаменований пронизан рассказ.
Давайте вспомним, с чего все начинается. С пейзажа, с описания «отвратительных погод», принесших холод, ураганный
ветер, на смену которым приходят прелестные солнечные дни. Вновь вернувшееся лето кратковременно, как коротка спокойная радость Веры. Ее ожидание «чего-то счастливо-чудесного» от дня своих именин, то и дело омрачается вроде бы незначительными происшествиями. Вот Анна, ее любимая сестра, «быстро подойдя к самому краю обрыва, отвесной стеной падавшего в море, заглянула вниз и вдруг вскрикнула в ужасе и отшатнулась назад с побледневшим лицом». Вот вспомнили о морском петухе, которого утром принес рыбак: «Прямо какое-то чудовище. Даже страшно». Вот Вера «машинально пересчитала гостей. Оказалось— тринадцать». Вот в разгар карточной игры горничная приносит письмо и браслет с пятью гранатами. «Точно кровь», — думает Вера с неожиданной тревогой. Так исподволь готовит автор своих читателей к главной теме рассказа.
Вопросы и задания
Подумайте, в чем смысл сопоставления двух подарков — жемчужных серег и гранатового браслета. Как отнеслась к ним княгиня Вера Николаевна?
Вспомните, какие еще подарки получила главная героиня. Как они характеризуют тех, кто их преподнес?
Найдите в тексте описания природы. Подумайте, какую художественную функцию они выполняют.
«Любовь сильнее смерти. и страха смерти». Собственно события рассказа развиваются очень неспешно: идут приготовления к именинному обеду, постепенно съезжаются гости, которых автор словно представляет читателям, начинаются общие разговоры, карты и рассматривание альбома, где карикатурно изображена «новая повесть» «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». Исподволь входит на страницы рассказа его основная тема — тема любви.
«Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде» (Л. Смирнова). Однако смысл рассказа совсем не в противопоставлении героев — княгини Шеиной и чиновника Желткова. В рассказе все глубже и тоньше.
Значительность произведению придает тема любви. С ее появлением все повествование приобретает иную эмоциональную окраску. Вот первое упоминание слова «любовь» на страницах рассказа: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения». С первых строк возникает ощущение увядания: сходное с осенней природой однообразное, словно дремотное существование семьи Шеиных, где укрепились привычные отношения, а чувства словно уснули. Однако любовь была вовсе не чужда Вере, просто стремление к ней давно притупилось. Она «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Это спокойствие и убивает Желтков.
Интересно, что первое упоминание о его любви к княгине Вере нарочито снижено, карикатурно. Ни она, ни ее гости не принимают всерьез этого «влюбленного Г. С. Ж.»: да и как может телеграфист (!) быть влюблен? Пожалуй, только старый генерал Аносов относится к происходящему всерьез. Именно в его уста вкладывает Куприн свои самые сокровенные слова: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано— «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость». Казалось бы, ответ однозначен: такой любви в современной жизни нет. И виноваты в этом люди с «цыплячьими телами и заячьими душами».
Портрет Желткова как будто предвосхищен словами генерала: «. очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине». Насколько обманчивым оказывается это впечатление! Даже князь Шеин способен оценить благородство души и силу любви этого худощавого телеграфиста: «. но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать». Именно поэтому он разрешит Желткову написать последнее письмо Вере, письмо, которое окажется сродни стихам о любви, в нем впервые будут сказаны слова, ставшие рефреном заключительной главы: «Да святится имя Твое». Несколькими годами раньше в одном из стихотворений цикла о Прекрасной Даме их использовал поэт Александр Блок:
Ты в поля отошла без возврата.
Да святится имя Твое!
Снова красные копья заката
Протянули ко мне острие.
Лишь к Твоей золотой свирели
В черный день устами прильну.
Если все мольбы отзвенели,
Угнетенный, в поле усну.
Ты пройдешь в золотой порфире —
Уж не мне глаза разомкнуть.
Дай вздохнуть в этом сонном мире,
Целовать излучённый путь.
О, исторгни ржавую душу!
Со святыми меня упокой,
Ты, Держащая море и сушу
Неподвижно тонкой Рукой!
Обратите внимание, насколько мотивирована эта фраза в лирическом шедевре Блока и как неожиданна она в письме телеграфиста. Меньше всего слова соотносятся с уже сложившимся в сознании читателей образом «холодной» княгини Веры Николаевны, да и самого Желткова. «. Для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают» — так скажет князь Шеин своей жене, сообщая ей о смерти «докучливого» влюбленного. Да и сама Вера вдруг поймет, что она и ее родные «сделали что-нибудь не так, как нужно». Возможно, это дар предвидения, который подарил ей гранатовый браслет («По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти»).
Вопросы и задания
Как вы думаете, почему в ткань повествования включены рассказы генерала Аносова?
Перечитайте сцену прощания княгини Веры с Желтковым? Случайно ли упоминание в тексте «двух великих страдальцев — Пушкина и Наполеона»? Свою точку зрения поясните.
Известный литературовед О. Михайлов пишет: «Стремясь воспеть красоту бескорыстного чувства, на которое «способен, быть может, один из тысячи», Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного и жалкого чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной безответна, не способна «выпрямить», окрылить его. Замкнутая сама в себе, эта любовь обладает лишь разрушительной силой. Это чувство вытесняет все остальные помыслы из сознания героя. Богатство души Желткова оборачивается внезапно ее бедностью». Согласны ли вы с точкой зрения исследователя?
Объясните авторское отношение к героям и событиям повести. Какие элементы поэтики произведения помогли вам его увидеть?
Задания для тех, кому интересно.
«Кульминация сюжета «Гранатового браслета» — на страницах, где описано, как смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это третья моральная победа Желткова. Решающая, оплаченная кровью» — так интерпретирует эту сцену литературовед Е. Добин. Каковы же, по вашему мнению, первая и вторая победы? Правомерно ли говорить о них применительно к этой сцене?
Герой отказывается от «оберега» — гранатового браслета. Получив его от Николая Николаевича, он тут же отдает браслет квартирной хозяйке и просит повесить его на изображение Богоматери. Почему? Попробуйте поразмышлять над этим.
«Оттуда и вся соль моей повести». Сюжетная кульминация рассказа совпадает с психологической. Прощание Веры с Желтковым — поворотный момент в ее внутреннем состоянии. Душа героини словно пробуждается: на лице усопшего Вера читает глубокую важность, блаженную и безмятежную улыбку, «то же самое умиротворенное выражение», как «на масках великих страдальцев— Пушкина и Наполеона». Величие страданий и умиротворение в чувстве, их вызванном, — вот что открывается Вере в эту минуту. Прежде она такого никогда не испытывала: «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
Прежнее спокойствие теперь уже воспринимается ошибкой, радужным сном.
Говоря о героях рассказа, не следует забывать о еще одном действующем лице — музыке. Бетховенская «Аппассионата» упомянута в эпиграфе, мощные аккорды сонаты в прямом и переносном смысле звучат в последней главе произведения, подчиняя сам стиль повествования своеобразному музыкальному ритму: «Да святится имя Твое».
Автор «опечалил» почти пошлую житейскую историю, и финал рассказа зазвучал скорбно, торжественно и одновременно умиротворяюще. Вера словно принимает в свое сердце все, что пережил и перечувствовал Желтков. Эта удивительная минута раскаяния и просветления заставляет ее увидеть и понять жизнь другого человека, жизнь, которая была прожита для нее, во имя нее и которая теперь останется с ней. «Нет, нет, — он меня простил теперь. Все хорошо» — на этой патетической ноте заканчивается рассказ о титаническом чувстве любви, сохранившемся даже после смерти человека и способном изменить судьбы живущих людей. Однако в оценке этого фрагмента, да и поведения главной героини, мнения литературоведов зачастую расходятся.
Вопросы и задания
С точкой зрения литературоведа Е. Добина о кульминации рассказа вы уже знакомы. Существует и другое мнение: кульминация — финальная сцена рассказа. А каков ваш ответ?
Перед вами две трактовки финала. Теперь, когда рассказ прочитан и у вас сложилась собственная интерпретация произведения, как оцените каждую из них?
Л. Крутикова: «Драматический финал, вымышленный писателем, придавал необычную силу и весомость чувству Желткова. Его любовь побеждала смерть и предрассудки, она подымала над суетным благополучием княгиню Веру Шеину. »
Л. Рослякова: «Вдумаемся в ее фразу, завершающую рассказ: «Нет, нет, — он меня простил теперь. Все хорошо». Не с этой ли убеждающей интонации начинается обретение прежней стабильности, уравновешенности и возвращение в обычное состояние душевного уюта: ведь ленивое сердце так легко поддается уговорам, и оно успокоится прежде, чем высохнут слезы, а воспоминание о Желткове будет предано забвению, да и гранатовый браслет никогда не попадется ей на глаза».
«Человек рожден для великой радости». «Поэтический «Гранатовый браслет», посвященный, казалось бы, какому-то частному случаю, очень важен для понимания авторской концепции человека», — пишет исследователь. Действительно, в одном из рассказов Куприна в уста герою вложены слова, которые напрямую можно соотнести с «Гранатовым браслетом»: «Человек рожден для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он — Бог, для широкой, свободной, ничем не стесненной любви ко всему: к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле. » Вот строки из финальной главы «Гранатового браслета»: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака». Таинственное слияние человека и природы создает гармонию человеческих отношений, создает счастье земного бытия.
Семинар
Три рассказа на одну тему («Суламифи», «Олеся», «Гранатовый браслет» )
Сокровенная для Куприна мысль о глубоком соединении человека и природы нашла свое воплощение на страницах рассказов «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет».
Разговор в классе на эту тему постройте, опираясь на предложенные вопросы.
1. Какое место на страницах произведений о любви занимает пейзаж? Чьи традиции в изображении природы развивает Куприн?
2. В прочитанной вами повести героиня получает в подарок гранатовый браслет и жемчужные серьги, в финале «Олеси» упомянуты коралловые бусы, в «Суламифи» есть целая глава о «таинственных значениях» камней. Подумайте, случайны ли такие параллели. Свой ответ обоснуйте.
3. В каждом из произведений найдите кульминационную главу и определите ее роль в раскрытии авторской позиции.
4. Повествование в «Суламифи» и «Гранатовом браслете» идет от третьего лица, а в «Олесе» есть рассказчик. В чем смысл введения в текст этого образа?
5. Можно ли назвать сходными финалы трех любовных историй?
Источник
Сочинение: Роль гранатового браслета в книге «Гранатовый браслет» (А.И. Куприн)
Сочинение «Роль гранатового браслета в книге «Гранатовый браслет» А. И. Куприна» раскрывает символический смысл украшения, подаренного Вере Николаевне тайным поклонником. Автор в произведении использует много символов для изображения жизни и быта главных героев, однако гранатовый браслет является самым ярким и судьбоносным.
Произведение А. И. Куприна посвящено истории любви, навеянной воспоминаниями о реальных событиях. Автор находился в приятельских отношениях с семьей губернатора Любимова и был частым гостем в этой семье. В один из вечеров друзья коротали время за просмотром семейного альбома Любимовых. Тогда же супруги поведали А. И. Куприну удивительную историю, случившуюся в их жизни несколько лет назад. В супругу губернатора был влюблен один телеграфный чиновник, который раскрывал свои чувства в письмах. Женщину настолько увлекли эти письма, что она собирала их и делала к ним зарисовки. Однажды таинственный воздыхатель преподнес жене губернатора необычный подарок: цепочку с позолотой и кулончик, похожий на миниатюрное пасхальное яйцо.
Эта история оставила глубокий след в душе автора, и он решил изложить ее в новом произведении. А. И. Куприн интерпретировал эту историю, в которой заменил подарок на другой, более символичный. Герой повести А. И. Куприна подарил своей возлюбленной гранатовый браслет.
Работа над произведением длилась целых 3 месяца. Изначально автор задумал написать рассказ. Однако произведение получилось масштабнее, чем было задумано. В результате долгой и кропотливой работы на свет появилась повесть о безответной любви чиновника Желткова к Вере Николаевне Шеиной. Любви чистой, нежной, бескорыстной, но несчастной, поэтому обреченной на гибель.
Влюбленный Желтков преследует графиню своими письмами уже много лет. Первое признание она прочитала еще до замужества, но не воспринимала всерьез чувства неизвестного. Вскоре она встретила князя Василия Шеина, и между ними зародились взаимные чувства. Да, выходила замуж Вера по любви, однако с годами их страсть переросла в уважение и дружбу. К тому же статус графини требует соблюдения определенных правил и порядков. Но Вера не жаловалась на свою жизнь, она была довольна своим положением.
Загадочная, даже мистическая обстановка царит в доме Веры Николаевны и Василия в начале произведения. Погода неожиданно стала другой: спокойной и солнечной. На именины главной героини приходит тринадцать гостей, что сразу смущает суеверную женщину. Она настораживается, предчувствует плохое. Да и скамья, на которую присаживается Вера с сестрой Анной, находится над обрывом, «отвесной стеной падавшим глубоко в море». Сразу же понимаешь, что произойдет что-то судьбоносное, великое.
Вера уже привыкла к постоянно приходящим ей письмам от таинственного поклонника. Однако следующее письмо, к которому был приложен подарок, внесло некоторые изменения в жизнь семьи Шеиных. Муж Веры Василий, воспринимающий это как развлечение, вносящее в их однообразную жизнь изюминку, абсолютно не ревновал свою жену. Но на этот раз письмо подействовало на него негативно. Граф решил прекратить эти преследования и поговорить с таинственным воздыхателем. Вместе с братом Веры он решил разыскать квартиру этого незнакомца и расставить все точки на и. Однако остановим внимание не на этом, а на подарке.
Гранатовый браслет, подаренный Вере Николаевне, был семейной реликвией Желтковых. Он передавался из поколения в поколение несколько веков. Что для человека семейная реликвия? Это вещь, имеющая не только материальную ценность. Она дорога как память о прошлом, как символ вечного, нетленного. Обычно ее передают только близким родственникам, тем, кто дорог и ценен. Желтков, отдавая возлюбленной самое дорогое, что у него было, дарит ей всю свою любовь, свою душу, свою жизнь. К тому же Желтков заменил в нем серебряную цепочку на золотую. Я думаю, что он сделал это потому, что Вера была графиней, а он простым чиновником. И как женщина из высшего общества она была достойна самого дорогого.
По старинному поверью семьи Желткова, та женщина, которой принадлежал браслет, наделялась даром предвидения. Так и Вера Николаевна, став хозяйкой браслета, предсказала судьбу чиновника. В ее сердце волнение проникло сразу, как только она взяла браслет в руки. Она словно чувствовала, что ему суждено скоро встретиться со смертью.
Возможно, кроваво-красный цвет браслета стал символом смерти в произведении. Оказавшись в руках молодой и симпатичной женщины, он словно активировал свою силу. И жертвой этой силы стала хрупкая и ранимая душа Желткова. Душа, лишенная всякой надежды на ответные чувства и уставшая противостоять окружающей действительности. Желтков был сломлен этой великой силой и простился с жизнью. С собой он забрал не менее ценное — любовь.
Однако этот браслет принес в мир и просветление. Вера Николаевна Шеина, будучи всю жизнь примерной женой, находилась словно в вакуумной оболочке, защищающей ее от попадания света жизни и любви. И вот в ее руках оказалось это украшение, бусинки которого под светом лампы словно загорелись ярким пламенем. Эти «живые огни» растопили оболочку и проникли сердце женщины. Она не может отвести глаз от старинного, немного грубоватого украшения. Оно словно излучает магический свет, завладевающий разумом и сердцем. Такие же огни зажглись в глубине души Веры, и словно осветили ей новый путь. Она чувствует чуть заметные изменения в себе, но пока не может понять этого. Ярко-красный цвет граната активировал и чувства Веры, дремлющие много лет.
Браслет стал для Веры отправной точкой, тем толчком, который был нужен ей, чтобы проснуться, посмотреть на мир другими глазами. Она словно родилась заново, словно открыла глаза и увидела другой мир. Как заметил генерал Аносов, старый приятель семьи, человек, которому Вера могла открыться, в жизни женщины появилась «единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная» любовь. Он рассказал Вере и ее сестре Анне два удивительных случая проявления настоящей любви, но эта любовь была несчастной в обоих из них. Услышав историю Веры о любви в письмах, он уловил в ней нотки той настоящей, неподдельной любви, которая, к сожалению, всегда трагична.
Вот и Вера, получив подарок от тайного поклонника, была охвачена чарами его любви. Какая-то неведомая сила потянула Веру Николаевну на квартиру Желткова после известия о его смерти. Он покончил с собой выстрелом пистолета. При виде мертвого чиновника женщина вспомнила слова Аносова. Она подошла и поцеловала его дружеским поцелуем в лоб, словно он был для нее близким и родным человеком. Слова в письме, адресованном Вере, вызвали у нее слезы. Она, такая неприступная и сдержанная, впервые за долгое время проявила искренние чувства.
Перед смертью чиновник тоже думал о Вере. Он не мог уйти из жизни, не написав ей прощальное письмо. В предсмертной записке, адресованной Вере, Желтков говорил о том, что лучшим музыкальным произведением является соната № 2 Бетховена. В тот же день Вера услышала это произведение дома. Его сыграла Женни Рейтер, которую Вера попросила исполнить какую-нибудь мелодию. Вера знала, что Женни исполнит именно эту мелодию. Звуки музыки повлияли на женщину положительно. Из ее глаз полились слезы успокоения. И Вера почувствовала, что Желтков простил ее. Вместе с этим чувством она испытала облегчение, освобождение из плена угрызений совестью за искалеченную жизнь несчастного чиновника.
Подаренный Вере браслет глубоко символичен. Гранатовый браслет, подаренный Вере Желтковым, принес в ее жизнь просветление. Его кроваво-красные горошины стали символом не только смерти, но и новой жизни. Героиня словно сбросила с себя давно душивший ее кокон и превратилась в прекрасную бабочку, радующуюся каждому новому дню. И теперь она готова лететь навстречу новой жизни.
Вот так закончился этот роман, героями которого были совершенно разные люди, не имеющие ничего общего в этой жизни, кроме гранатового браслета. История любви длиной 7 лет подошла к концу, словно исписанная тетрадь, в которой не осталось места для новых записей. И ей остается только лежать на полке и пылиться в надежде на то, что кто-нибудь захочет полистать ее старые исписанные страницы и смахнет пыль времени. А где-то между страниц этой тетради любопытный читатель найдет тот самый гранатовый браслет, символизирующий чистую и хрупкую, словно хрустальная ваза, любовь. Возможно, он также пробудит в новом знакомом давно уснувшие чувства, как пробудил их некогда в сердце Веры Ивановны Шеиной, такой сильной снаружи и такой нежной внутри.
Источник