- Мастер-класс по изготовлению народной куклы «Куклы — оберег», февраль 2018 методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект мастер-класса «Изготовление куклы- оберега» материал по технологии (6 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Мастер-класс по изготовлению народной куклы «Куклы — оберег», февраль 2018
методическая разработка на тему
Цель: знакомство с народными традициями декоративно-прикладного искусства, посредством изучения и изготовления народных кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_ryzhikova.docx | 113.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по изготовлению народной куклы
Цель : знакомство с народными традициями декоративно-прикладного искусства, посредством изучения и изготовления народных кукол.
- обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия;
- стимулирование интереса к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве;
- изучение видов народных кукол, технологии их изготовления
Тип занятия: формирования умений и навыков.
Оборудование: образцы кукол, ткань, ножницы, нитки — мулине.
Ход проведения мастер-класса:
2. Постановка цели и задач мастер-класса.
3. Вводная беседа.
4. Знакомство с техникой безопасности при работе с ножницами, тканями, нитками.
5. Выполнение практического задания.
7. Самостоятельная творческая работа под руководством педагога.
8. Анализ практических работ.
1 Организационный момент.
2 Постановка цели и задач мастер-класса.
Сегодня я предлагаю для вашего внимания мастер-класс по изготовлению народной куклы «Куклы- оберег»
3. Беседа. Роль куклы в жизни наших предков
Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. И каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать.
Требования к изготовлению кукол
Для изготовления поделки могут использоваться разнообразные материалы: ткань, ветки, солома, шишки, веревочки, ленты. Чтобы куклы можно было характеризовать как обереги, они должны быть созданы в соответствии со следующими требованиями:
- Мастерица в момент создания должна быть в хорошем настроении . Поделка переймет все ощущения женщины в момент изготовления, поэтому перед всем процессом нужно настроиться на хороший лад и браться за дело, не держа в себе обиды и сомнения.
- При изготовлении поделки не должны использоваться иглы, ножницы и другие колющие и режущие предметы . Считается, что режа или прокалывая ткань, кукла теряет свою магическую силу. Не рекомендуется даже пришивать пуговицы или волосы. В крайнем случае, лоскуты ткани можно вырезать за несколько дней до всего мероприятия.
- Количество узелков должно быть четным и на каждый отдельный узелок нужно сказать хорошее слово-пожелание: например, любовь, благополучие, счастье.
- Поделка должна быть крестообразной формы. Крест – сакральный символ, который наделяет магический предмет определенной силой. Довольно часто в качестве основы используется деревянный крест, где корпус поделки — вертикальная основа, а руки – горизонтальная часть креста.
- Куклы, которые используются как обереги, должны быть безликими. Ни в коем случае нельзя делать поделке лицо. В крайнем случае, можно обмотать голову нитками, создав крест.
- Игрушка должна вам нравится и вам должно быть приятно держать ее в руках.
Следуя этим несложным правилам, можно создать эффективный и действенный оберег, который будет оберегать своего обладателя от различных бед на протяжении длительного периода времени.
4 . Техника безопасности при работе ножницами.
1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3. Не стараться резать заготовку –ткани с одного раза.
4. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
5. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
6. Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
7. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. Нельзя резать на ходу.
8. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал
5. Выполнение практического задания.
Алгоритм изготовления куклы — оберег:
— Возьмем небольшой квадратный кусок ткани, свернем его с двух сторон в нетугую трубочку, делаем туловище.
— Трубочку перегибаем и формируем голову, перевязывая нитью.
— Возьмем квадратный кусок ткани, свернем его с двух сторон в нетугую трубочку, делаем руки.
— готовую деталь руки, вкладываем в туловище.
— закрепляем ниткой мулине крест — накрест.
— наряжаем куклу, завязываем платок.
— под грудь повязываем пояс и фартучек.
7. Самостоятельная творческая работа под руководством педагога.
8. Анализ практических работ.
— Ну что же. Время самостоятельной работы подошло к концу. Посмотрите, какие необычные куклы у вас получились.
— Понравился ли вам сегодняшнее мероприятие? Что нового вы сегодня узнали?
— Работа кукольника очень интересная. Ведь он может придумать очень необычные варианты, казалось бы, самых обычных вещей!
— Дорогие участники мастер-класса, занятие закончено, всем спасибо! Здоровья вам и новых творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукла «Зерновушка» является символом достатка и благополучия в семье. Она интересна как детям начальной школы так и взрослым.
С давних времен женщины занимались изготовлением разного рода оберегов, предназначенных для защиты человека или целого дома от злобы и ненависти людской, для привлечения удачи. Таковые обереги не.
Методическая разработка мастер — класса по изготовлению русской народной куклы оберега из хлопчатобумажных материалов «Хозяюшка — благополучница» 2014 год .
Народная кукла «Куватка».
Народная кукла выполненна из материалла.
Все народы мира во все времена считали обереги непременным атрибутом жизни и быта любого человека: подобные магические предметы не только защищали своего владельца от любого возможного негатива, но и .
совместно с коллективом филиала МБУК «ЯЦКС» «Мыскаменский Дом культуры» и педагогами дополнительного образования МБУ ДО «Ямальский ЦВР» Мыскаменского филиала.
Источник
Конспект мастер-класса «Изготовление куклы- оберега»
материал по технологии (6 класс)
Паспорт занятия
Тема: Работа с текстильным материалом
Изделие: Кукла — оберег
Класс: 6
Место проведения: учебный кабинет
Время:40 минут
Цель: формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег
Задачи
1. Образовательные (предметные результаты)
- дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
- познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
- научить изготавливать тряпичную куклу;
- развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
- развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
2. Развивающие (метапредметные результаты)
Познавательные УУД:
- Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
- Развивать моторику рук, координацию движений;
- Добывать новые знания в процессе обсуждения;
- Развивать творческие способности, мышление, воображение;
- Развивать умение формулировать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
- Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»
открытого мастер – класса по
изготовлению куклы — оберега
Климова Марина Владимировна
Тема: Работа с текстильным материалом
Изделие: Кукла — оберег
Место проведения: учебный кабинет
Цель : формирование умений обучающихся работать с текстильным материалом при изготовлении куклы — оберег
1. Образовательные (предметные результаты)
- дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы;
- познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси;
- научить изготавливать тряпичную куклу;
- развить познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа;
- развивать умения изготовлять куклу без использования иголки
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
2 . Развивающие (метапредметные результаты)
- Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Развивать умение находить ответы в диалоге с учителем;
- Развивать моторику рук, координацию движений;
- Добывать новые знания в процессе обсуждения;
- Развивать творческие способности, мышление, воображение;
- Развивать умение формулировать своё предположение.
- Развивать умение слушать и понимать речь учителя;
- Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;
- Развивать умение участвовать в диалоге на уроке.
- Развивать умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
- Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- Развивать умение организовывать свое рабочее место;
- Развивать потребность выполнения правил на уроке;
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества выполненной работы;
- Развивать умение вырабатывать критерии изделия;
- Развивать умение оценивать свою деятельность на уроке.
3. Воспитательные (личностные результаты):
- Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу;
- Воспитывать уважительное отношение к мнениям других людей;
- Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;
- Воспитывать позитивное отношение к плодотворному взаимодействию на уроке.
5. Воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Основной метод: практическая работа
словесные: рассказ, объяснение, диалог, беседа, опрос
наглядные: демонстрация, образец, наблюдение.
методы поощрения: похвала, благодарность, одобрение.
методы контроля: контроль учителя и самоконтроль, рефлексия
Дидактические средства обучения:
для учащихся: ткань, нитки, зерно (крупа)
для учителя: образцы изделия, поэтапные рисунки, ткань, нитки, кусочек синтепона.
1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.
2.Сообщение темы, целей занятия.
Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.
Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
3. Изучение нового материала.
Педагог: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.
Все народные куклы делились на три группы:
- Куклы-обереги;
- Обрядовые куклы;
- Игровые куклы.
Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах
Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
Кукла на счастье. Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Кукла День и Ночь символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Её делали под Новый год. Она жила в доме и хозяин с хозяйкой разговаривали с куклой . Ежедневно цтром её поворачивали к себе светлой стороной, а вечером -темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачным в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне-чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Кукла оберегала всех домочадцев-охраняла их душевный настрой.
Пеленашка Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
Подорожница -помещалась в ладошку так как её брали с собой в дорогу. Жены давали мужьям. Укуклы в руках узелок в который клали либо золу (символ домашнего очага) либо горошину, чтобы быть в пути сытым.
Берегиня дома -несла частичку души хозяйки и хозяина и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток для чего в руки её давали узелок. Вешали берегиню над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает отплохого глаза и злых людей.
Ровно год был отпущен оберегу, который называли «12 лихорадок». Делали её в виде 12 фигурок подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц. Которых звали Дряхлея, Глупея, Ленея, Немея, едея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменялся на новый.
Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела очень важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особи. И, что, если нарисовать лицо кукле , в неё может вселиться «злой дух».
Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
«Кубышка — травница». Эта кукла защищала от болезней, наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни или ставили у кровати больного. Периодически её необходимо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах. Через два года травку в кукле необходимо менять.
Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
Крупеничка или Зерновушка -кукла из мешковины наполненная гречкой или пшеницей. Главная кукла в доме. Крупеничка помогала в тяжелые голодные времена. Ежегодно её наполняли новым зерном, а весной для посева первые горсти зерна брали именно из Крупенички.
Педагог: И сегодня я предлагаю вместе изготовить куклу-оберег безсонница
5 Практическая работа
Обереги – один из самых популярных видов подарков. Их дарят на все возможные праздники, выбор их воистину огромен. Куколку оберег издревле принято считать символом хранительниц очага. Она может стать неплохим подарком на 8 марта от ребенка. Славянские куколки обереги — символы плодородия женщины и они всегда обладают пышным бюстом и округлыми формами. Их принято дарить всем девочкам, женщинам и бабушкам весной. Куколку легко изготовить своими руками. В набивку можно добавить успокаивающие травы, например валериану — такая куколка поможет быстро и крепко заснуть.
Материалы и инструменты: ножницы, лоскуты хлопковой ткани, нитки, кусочек синтепона.
Вырежьте из ткани 5 квадратов размером 10 на 10 см: 3 белым и 2 любого другого цвета;
Порвите синтепон на мелкие кусочки (в этом с удовольствием вам поможет ребенок);
Выделите 3 комка синтепона: один большой и два маленьких;Наполните белый квадрат большим кусочком синтепона и перетяните нитью, повторите процедуру с двумя цветными квадратами, обязательно сравните кусочки наполнителя по размеру, иначе груди будут разного размера (добавьте трав, если хотите);
Примотайте голову к грудям; Сложим руки для куколки: возьмем квадрат и сложим его по диагонали, затем еще раз и еще раз. Повторим процедуру со вторым квадратом;
Приложим ручки со спины к куколке и примотаем ниткой;
Вырежем из ткани прямоугольный треугольник со сторонами 10 см и завяжем его как платочек;
Если хотите, вырежьте маленький фартук.
Источник