План конспект по куклам оберегам

Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия (Подготовительная группа)

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_kukly.docx 185.65 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с русской народной куклой,

Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.

Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы.

Научиться изготавливать простейшую куклу – скрутку.

Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

тряпичные, соломенные, урожайные, современные куклы; иллюстрации, порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, иллюстрации русских народных кукол «Ангелочек», «Неразлучники», «Масленица», «Купавка», куклы-обереги.

Материалы: ткань, нитки (заранее нарванные).

На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. И вот однажды заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: «Что же ты хочешь? » Тихо-тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко… «. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко! » С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на сундук)

— Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (Кукла)

— Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель из сундука красивую современную куклу)

— Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы?

— Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

— А из какого материала они сделаны?

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы. (воспитатель достает куклы: тряпичные и соломенные)

— Скажите, а такие куклы у вас есть?

— Как вы думаете, из чего они сделаны?

— Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

— Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани.

— Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.

— Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).

— Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

— Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

— Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

— Давно–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег ? (Ответы детей).

Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).

Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Для изготовления куклы нам понадобится семь кусочков ткани, которые нужно оторвать от большого куска. Материал желательно подобрать ярких расцветок. Ширина должна быть приблизительно в три раза меньше длины.

Куколка должна уместиться на ладони, поэтому можно просто положить ладошку два раза по длине, и взять, немного поменьше.

Мы сложим каждый кусочек ткани вдоль дважды вдоль.

Подравниваем все полоски, что у нас получились пополам.

Перевязываем нитью, отделяя голову от туловища.

Руки вместе с косынкой выполняются из квадратного куска ткани красного цвета.

Закрепляем косыночку на голове, перевязываем нитью. Расправляем рукава.

Нить можно закрыть красивой ленточкой (тесьмой). Помните, что куклу мы делаем по всем правилам, и, значит, мы не пользуемся ножницами.

Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол нет лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.

Хоровод с куклами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале вы можете дети познакомятся с русской народной куклой.

Дети знакомятся с русскими народными промыслами и традициями.Научаться изготавливать простейшую куклу – скрутку.

Дети знакомятся с разными видами игрушек и изготовлением тряпочной русской народной куклы.

ЦЕЛИ УРОКА: 1) Познакомить с историей русской тряпичной куклы.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:·.

Данный конспект занятия знакомит детей с русской народной куклой, с разновидностью кукол, которыми играли наши предки. Дети сами мастерят куклу из лоскутов ткани.

Тема: «Знакомство с русской народной куклой»Возрастная группа: старший дошкольный возрастФорма совместной деятельности: беседа, играФорма организации: групповая, индивидуальная, парн.

Источник

Открытый урок «Народная кукла — игрушка, оберег».
план-конспект по теме

Открытый урок по декоративно-прикладному творчеству. Для детей младшего школьного возраста. На изучение данной темы отводится 2 занятия.

Представленный материал будет интересен педагогам декоративно-прикладного творчества и учителям технологии.

Скачать:

Вложение Размер
«Народная кукла — игрушка, оберег» 19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по декоративно-прикладному творчеству

Тема: Народная кукла – игрушка, оберег

Цель: знакомство учащихся с русскими народными традициями на примере истории традиционной народной куклы.

— ознакомить учащихся с народным календарём, с народной куклой и её предназначением;

— научить простейшему способу изготовления народной куклы.

— развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления.

— воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство ответственности.

Оборудование и оснащение:

Материалы: лоскутки ткани, нитки, синтепон.

образцы изделий: народные куклы;

иллюстрации кукол из журналов и книг;

1 этап. Организация начала занятия.

Старославянские названия месяцев отличается от существующих сейчас названий. Так, месяц декабрь по-старославянски назывался «студень», от слова «стужа», или «грудень» — от слова «груда». «Снег и лёд смерзаются, грудой лежат» — говорили в старину. А с 12 декабря (по новому стилю – 25 декабря) по народному календарю начинался обряд славления солнца. В народе этот день известен как Спиридон Солнцеворот. В одной из поговорок говорится: «На Спиридона Солнцеворота день на воробьиный шаг прибавляется». Вам понятно значение этой поговорки? (День идёт на прибыль). В этот день наши далёкие предки скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весной красною вернись!». Для многих обрядов изготавливались специальные куклы.

Тема занятия: «Народная кукла – игрушка, оберег» .

2 этап. Подготовка к активной учебно-практической деятельности

Для чего нужны куклы? (играть, коллекционировать, ставить спектакли и т.д.) В настоящее время кукла выполняет функцию игрушки.

Игрушка в словаре Даля толкуется, как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Народная кукла, которая пришла к нам из древних времён, служила не только для игры. Для чего же ещё она была предназначена?

Игра «Слова-перевертыши» (необходимо так поменять буквы местами, чтобы получилось слово. Дается набор букв: дяобр, бореге, аигр. Дети составляют слова: обряд, оберег, игра).

Работа с таблицей.

(по предназначению)

обрядовые куклы-обереги игровые

Беседа. Для чего нужны куклы-обереги и обрядовые куклы? Что означает слово «оберег», «обряд»? Оберег – от слова оберегать, охранять, защищать. Обряд – совокупность действий установленных обычаем или ритуалом, в котором воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

3 этап. Объяснение нового материала .

Народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов.

Это можно объяснить тем, что в древние времена люди были очень суеверны и верили, что злые духи могут нанести вред человеку. Куклам приписывали различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Некоторые из них уничтожались во время совершения обряда, а другие, например, куклы-талисманы, бережно хранились в сундуках, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундучка волшебные куколки, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Пока дети были маленькие, кукол им шили матери и бабушки. Но уже с 5 лет такую потешку могла делать любая девочка. Тряпичные куклы были в каждом доме, в некоторых семьях их насчитывалось до ста штук.

Куклы сопровождали человека с рождения до смерти. Когда без видимой причины младенец начинал плакать, мать, чтобы его успокоить и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала её в колыбель, приговаривая:

не играй моим дитятком,

а играй этой куколкой

(показ иллюстрации куклы Бессонницы).

Эту куклу звали Бессонница.

Ещё одна кукла, которая сопровождала ребёнка с самого детства это Вепсская кукла. Имя произошло от создавшего её народа Вепсы. Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшивают между собой. Её делают из старых вещей матери. До рождения ребёнка она лежала в колыбельке, чтобы согреть её, а после рождения — висела над колыбелью и охраняла малыша от сглаза. Когда ребёнок подрастал, он играл с ней.

Кукла Зерновушка (крупеничка) . Куклу «Зерновушку» делала хозяйка дома после сбора урожая, набивая мешочек различными зёрнами, для того чтобы в доме было сытно и богато.

Многие куклы предназначались для участия в различных обрядах, которые сопровождали праздники на Руси, некоторые из них дошли до наших дней. (Обряд сжигания «Костромы» на масленицу, обряд «Коляда» на Рождество). Для каждого обряда делали куклу. Эти куклы делали из соломы. Для изготовления некоторых кукол использовали бересту.

При всем отличии кукол друг от друга у них есть нечто общее. У всех нет лица. Народные куклы делали безликими. По древним поверьям считалось, что если кукле нарисовать лицо, то в неё может вселиться душа. Однако, в некоторых куклах допускалось обозначать глаза и рот нитками, крестиками или чёрточками.

При изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. А чтобы обойтись без иглы, при изготовлении их сворачивали методом скрутки. Поэтому все куклы, изготовленные таким методом, называются куклы-закрутки.

4 этап. Усвоение новых знаний.

Работа в парах. Определить по иллюстрациям, какие куклы являются народными, объяснить свой выбор.

Игра «Ромашка», в ходе которой дети выбирают лепесток, отвечают на вопрос, написанный на этом лепестке. В середине ромашки написано слово «Святки». Педагог объясняет, что на этом занятии им предстоит изготовить куклу, которую раньше делали во время святок.

Святки – святые вечера, которые празднуются в течение 2-х недель. Начиная с 7 января Рождества Христова до 19 января Крещения. На Руси наши предки их праздновали с 25 декабря по 6 января.

Каждый год на Святках вывешивали над печкой куклу «12 лихорадок» (лихоманок). Чтобы изгнать все хвори из дома, ранним утром в Святую неделю, под присмотром самой старшей женщины в семье изготавливали 12 новых кукол, которые будут оберегать жилище весь год до следующих Святок. Оберег состоит из 12 одинаковых кукол, которые изготовлены из 12 лоскутов ткани разных цветов. Каждая из 12 кукол имеет своё имя: Авея, Агнея, Желтея, Немея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея, Пушлея, Храпуша, Трясея, Ленея. Их имена ассоциируются с человеческими недугами. Считалось, что все человеческие недуги уйдут в этих кукол и человек не будет ими страдать.

5 этап. Закрепление знаний.

Изготовление куклы-оберега по старинной технологии — без шитья иглой, методом скрутки. Педагог раздаёт схемы и рассказывает порядок изготовления куклы.

6 этап. Контроль знаний .

Опрос в форме игры «Передай другому». Первый игрок задает вопрос по теме занятия и передает мяч другому игроку. Игрок, получивший мяч, должен ответить и задать вопрос следующему учащемуся.

7 этап. Подведение итогов.

Педагог подводит итоги занятия: спрашивает детей, что понравилось на занятии, что было трудно сделать или запомнить, обобщает, делает выводы, оценивает результаты каждого ребёнка, просит детей оценить изготовленные куклы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не.

Мастер-класс для учащихся. Изготовление обереговых кукол, история о куклах оберегах.

мастер-класс изготовления куклы-мотанки (оберега).

21.01.2016 года в музее школы прошел мастер-класс по теме «Коми кукла-скрутка» (оберег) «Окно радости» для обучающихся 5-го класса.

Составила преподаватель дополнительного образования «Введение в хендмейд» и «Хендмейд» МАУ ЦДОД «СИБ» Винтартас Н.Ю.Цель: •познакомить с куклой-оберегом;Задачи:•научить изготовлять куклу-оберег;•разви.

Методическая разработка занятияпедагога дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества Первомайского района Республики Крым»Терещенко Елены Агвановны, руководителя кружка .

Данная методическая разработка предназначена для детей и взрослых кто любит рукодельничать. Обучая детей в кружковом объединении, я применяю различные техники пошива мягких игрушек в процессе изготовл.

Источник

Читайте также:  Моменты затяжек резьбовых соединений чери амулет
Оцените статью