- Технология развития критического мышления – эффективный способ формирования исследовательского поведения младших школьников.
- Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения
- Алгоритм работы с приемом
- Примеры работы с приемом Дерево предсказаний
- При изучении текста на уроках литературы (географии, истории)
- Для закрепления грамматической темы
- При изучении новой темы
- На этапе закрепления материала и контроля знаний
- Для рефлексии
- Развитие критического мышления: приемы и методы стадии «Вызов»
Технология развития критического мышления – эффективный способ формирования исследовательского поведения младших школьников.
Технология развития критического мышления – эффективный способ формирования исследовательского поведения младших школьников Сегодня целью обучения становится не столько овладение определенными знаниями и навыками, сколько развитие наблюдательности, мышления, умения быстро ориентироваться в новых непривычных условиях, условиях требующих сообразительности и специальных исследовательских навыков. Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Исследовательское поведение — поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; фундаментальная форма взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностная характеристика деятельности человека (Поддьяков А. Н.- доктор психологических наук, профессор МГУ). Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно исследовательское поведение создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Исследовательское поведение для младшего школьника – главный источник получения представлений о мире. Для того, чтобы сформировать исследовательское поведение учащихся, нужно знать следующее: исследовательское поведение – это стиль жизни современного человека; главный инструмент – исследовательский метод обучения; исследовательский метод – творческий исследовательский поиск; творческий поиск – познание окружающего мира. Для того, чтобы исследовательское поведение развивалось, обучающиеся должны иметь бесконечно много возможностей для свободной полной фантазии, конструктивной деятельности. Исследовательское поведение ребёнка может быть реализовано в любой предметной сфере. Поэтому практически все виды деятельности, которые свойственны детям младшего школьного возраста, и практически все окружающие ребёнка предметы дают большие возможности для развития умений и навыков исследовательского поиска. Эффективными средствами формирования исследовательского поведения младших школьников является применение педагогом современных образовательных технологий. Интеграция технологии проектной деятельности, технологии развития исследовательской деятельности и технологии развития критического мышления (ТРКМ), позволяет младшим школьникам вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей, представлений и сформировать их исследовательское поведение. Остановимся на технологии развития критического мышления (ТРКМ). Почти все приёмы данной технологии являются основой для формирования познавательных общеучебных универсальных действий: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из заданных текстов, умение структурировать знания, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать методы информационного поиска. В перечне основных навыков критического мышления необходимо назвать наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценивание, объяснение, доказательство, то есть все навыки, которые должны быть сформированы у обучающихся начальных классов. Вечный детский вопрос «почему?» — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Младшие школьники всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. Если же ребенком движет любознательность, то и в этом случае нельзя просто отмахиваться от его вопросов. Игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем. А также помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней. Предлгагаем познакомиться с некоторыми приёмами ТРКМ, которые способствую развитию исследовательского поведения младших школьников. Прием «Толстые и тонкие вопросы» — обеспечение дифференцированного подхода в обучении. Приведём пример использования данного приёма — игра «Гирлянда » Источник Прием «Дерево предсказаний» на уроках в школе: варианты применения
Прием «дерево предсказаний» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано «Дерево предсказаний». Алгоритм работы с приемомНа доске рисуется силуэт дерева: Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). На уроках, построенных по методу РКМ, прием «Дерево предсказаний» применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии. Пример дерева предсказаний на уроке обществознания Примеры работы с приемом Дерево предсказанийПри изучении текста на уроках литературы (географии, истории)Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения (Какие ситуации предполагают такое развитие события? Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?). Для закрепления грамматической темыНапример, на уроке английского языка прием поможет при закреплении форм глаголов в будущем времени. Ситуация: получен прогноз из Центра исследования, в котором описаны возможные перспективы развития человечества. Предположения учеников строятся с употреблением конструкций «May be…if», «Will be..». При изучении новой темыПрием «дерево предсказаний» может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы. Например, на уроке математике вы собираетесь изучать теорему Пифагора. На дереве предсказаний в качестве ветвей появятся предположения учеников о том, какие аксиомы, возможно, будут использованы. На этапе закрепления материала и контроля знанийДля этого этапа урока прием «дерево предсказаний» используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом предсказания могут быть самыми фантастическими, важно — умение доказать, привести правильные аргументы и предпосылки такого развития событий. Например, на уроке обществознания вы закончили тему о политическом режиме в Российской Федерации. Теперь строите вместе с учениками «дерево предсказаний», у которого в качестве «ствола» (темы) будет предложен вопрос: Политическая ситуация в РФ через 20/50 лет. Для «ветвей» ученики приводят свои прогнозы: «усиление/ослабление демократических основ», «усиление централизации власти», «возврат к однопартийной структуре» и т.д. Важно, чтобы заполнялись «листья» дерева, где будут указаны аргументы и предпосылки такой вероятности. Для рефлексииВ облегченном варианте прием используют для рефлексии. В начале урока учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде «листочков»). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились. Это лишь несколько вариантов использования приема «Дерево предсказаний». Наверняка, каждый учитель сможет адаптировать его для своих целей. Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы. Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя Источник Развитие критического мышления: приемы и методы стадии «Вызов»В технологии РКМЧП урок строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока. Первая фаза технологии развития критического мышления – “Вызов” или “Пробуждение”. Задачи данной фазы:
Функции стадии “Вызова”:
Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы. На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:
Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. (Приложение № 1. Пример 1, 2) Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Приложение № 1.Таблица 1) Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”. Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик «Знаю» для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик «Хочу узнать» записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия. На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. (Приложение № 1. Пример 3) Прием “Дерево предсказаний”. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте. Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. (Приложение № 1. Пример 4) Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов: 1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». 2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы . «, «Что будет, если . «, «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после. «. 5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д. 6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить . «, Что можно сделать из . «, «Где вы в обычной жизни можете наблюдать . «, «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?». На стадии «Вызова» учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации. Прием “Верные и неверные высказывания”. Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. (Приложение № 1. Пример 5) Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”. Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. (Приложение № 1. Пример 6,7) Прием “Корзина идей” Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. 2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты). 3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. (Приложение № 1. Пример 8) Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”. По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. Прием “Написание синквейна”. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы. Правила написания синквейна: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. (Приложение №1. Пример 9). В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. Источник |