- Пётр Верховенский
- Смотреть что такое «Пётр Верховенский» в других словарях:
- Ф. М. Достоевский «Бесы»: характеристика героев
- Характеристика героев романа «Бесы»
- Петр Верховенский
- Варвара Ставрогина
- Степан Верховенский
- Николай Ставрогин
- Шатов
- Кириллов
- Антон Лаврентьевич Г-в
- Юлия Михайловна
- Андрей Антонович фон Лембке
- Лизавета Николаевна Тушина
- Маврикий Николаевич
- Дарья Павловна Шатова
- Мария Тимофеевна Лебядкина (Хромоножка)
- Игнат Тимофеевич Лебядкин
- Шигалев
- Виргинский
- Сергей Васильевич Липутин
- Лямшин
- Толкаченко
- Эркель
- Семён Егорович Кармазинов
- Федька Каторжный
- Отец Тихон
Пётр Верховенский
В статье «Одна из современных фальшей» Достоевский так определил цель «Бесов» в связи с П.В.: «Я хотел поставить вопрос и, сколько возможно яснее, в форме романа дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны – не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев?» В письме (от 10 февраля 1873 года) к наследнику престола, будущему Александру III, автор уточнил свой комментарий: «Это – почти исторический этюд, которым я желал объяснить возможность в нашем странном обществе таких чудовищных явлений, как нечаевское преступление. Взгляд мой состоит в том, что эти явления не случайность…»
П.В. сложился в творческом воображении Достоевского как фигура мрачного злодея – политического авантюриста и фанатика-убийцы, чья деятельность определяется по формуле «Катехизиса» – «кто не с нами, тот против нас». Материалы процесса над нечаевцами (июль 1871) помогли автору точнее сформулировать главные принципы П.В. и способствовали углублению образа «главного беса». В предыстории романа П.В., единственный сын Степана Трофимовича Верховенского, – несчастный сирота, не знавший ни отца, ни матери, с грудного возраста живший где-то в глуши «у теток», ребенок, «по почте высланный» отцом с глаз долой. В романе он законченный негодяй, чья политическая биография полна темных пятен и обрызгана кровью. Его прошлое возникает из слухов и недомолвок, его фигура «заграничного революционера» имеет некий тайный изъян, однако сомнительная репутация, шлейф предательства и ренегатства, подозрения в связях с охранкой не мешают «нашим» признать П.В., «уполномоченного из заграничного центрального комитета», «двигателем» и вождем. Организация, которую за краткий период пребывания в России сумел слепить П.В., составила четыре «пятерки», однако ни один из членов не знает истинных масштабов партии: в основе ее построения лежит блеф, легенда о едином центре и огромной сети, а также принцип иерархического централизма с диктатурой центра – объединенная уставом и программой, она задумана как общество тотального послушания, как собрание «единомыслящих». Все члены ее должны наблюдать и замечать друг за другом, каждый обязан «высшим отчетом», донос и слежка оказываются способом выживания. Мощным рычагом кадровой политики организации становится ее тотальное обюрокрачивание. «Первое, что ужасно действует, – это мундир. Нет ничего сильнее мундира. Я нарочно выдумываю чины и должности: у меня секретари, тайные соглядатаи, казначеи, председатели, регистраторы, их товарищи – очень нравится и отлично принялось». Актуальной политической задачей П.В. оказывается борьба за цели, оправдывающие любые средства, и циничное отрицание нравственных соображений, если они не увязываются с интересами организации; «право на бесчестье» провозглашается краеугольным камнем нового революционного учения, обосновывая тактику и стратегию грядущей смуты. Старые тезисы Раскольникова – «кровь по совести» и «все дозволено» – в практике смуты выходят из подполья и внедряются в жизнь явочным порядком. Фарс политического спектакля «У наших», где П.В. осуществляет первую пробу новоиспеченной «пятерке», состоит в публичном выявлении врага организации, шпиона и предателя, в назидательном уроке бдительности. Совместная преступная акция, общий разделенный грех злодейства должны стать залогом группового единства и беспрекословного повиновения. Акт политического бандитизма, совершенный «пятеркой» во главе с ее лидером, высветил код будущего, если оно пойдет вслед за предначертаниями П.В. Однако сам П.В., гибрид низкой политики и уголовщины, полагается в своих расчетах не только на «политический клейстер» – совместно пролитую кровь. Главное для него – это методы и приемы власти, которые должны обеспечить финальную победу. «Останемся только мы, – говорит П.В., – заранее предназначившие себя для приема власти: умных приобщим себе, а на глупцах поедем верхом». «Мы проникнем в самый народ», – провозглашает П.В. Самая неотложная, первостепенная цель главаря смуты – нравственное разложение народа: «одно или два поколения разврата… неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, – вот чего надо». Неоднократно на протяжении романа П.В. назначает сроки смуты: «в мае начать, а к Покрову кончить». В черновых планах «О том, чего хотел Нечаев» вопрос о новом режиме власти и сроках обсуждается еще более определенно: «Год такого порядка или ближе – и все элементы к огромному русскому бунту готовы. Три губернии вспыхнут разом. Все начнут истреблять друг друга, предания не уцелеют. Капиталы и состояния лопнут, и потом, с обезумевшим после года бунта населением, разом ввести социальную республику, коммунизм и социализм… Мне нет дела, что потом выйдет: главное, чтоб существующее было потрясено, расшатано и лопнуло».
Образ смуты представляется П.В. в апокалипсических подробностях. Русский Бог, который не устоял перед «женевскими» идеями; Россия, на которую обращен некий таинственный index как на страну, наиболее способную к достижению «великих разрушительных целей»; народ русский, которому предстоит хлебнуть реки «свеженькой кровушки», – не устоят. И когда начнется смута, «раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал… Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам…». Неистово рвущийся к власти самозванец, автор и дирижер смуты, маньяк и одержимый, манипулятор и мистификатор, П.В. точно обозначает план будущего строительства. Под маской революционера, социалиста и демократа, прикрываясь ханжеской идеологией «ярко-красного либерализма», он намеревается устроить «равенство в муравейнике» при условии его полного подчинения деспотической диктатуре и идолократии. Страна, которую он избрал опытным полем для эксперимента, обрекается им на диктаторский режим, где народ, объединенный вокруг ложной идеологии, превращается в толпу, где правители, насаждая идолопоклонство и культ человекобога, манипулируют сознанием миллионов, где все и все подчиняется «одной великолепной, кумирной, деспотической воле». «…И тогда подумаем, как бы поставить строение каменное. В первый раз! Строить мы будем, мы, одни мы!»
«Боже! Петруша двигателем! В какие времена мы живем!» – поражается, глядя на сына, С.Т.Верховенский. «О карикатура. Да неужто ты себя такого, как есть, людям взамен Христа предложить желаешь?» – угадывает отец кощунственный замысел сына. Идея «все позволено» обращается для П.В. в право на ложь и преступление, из атеистической предпосылки он выводит теорию политического аморализма. «Ложный ум» (как аттестует его Кириллов), «клоп, невежда, дуралей» (как называет его Шатов), «полупомешанный энтузиаст» (каким видит его Ставрогин), П.В., совершив первую пробу смуты в масштабах губернского города, бросает на произвол судьбы своих соратников и, избежав наказания, скрывается за границей.
Демократическая общественность 1870-х годов (Г.А.Лопатин, П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский и др.) отказывалась видеть в П.В. сходство с представителями «русской революционной молодежи» и обвиняла писателя в злостной клевете на целое поколение. Лишь революция 1905 года впервые высветила в полной мере значение фигуры П.В. «События последних лет сделали для нас несравненно более понятным этот образ, – писал в 1914 году С.Н.Булгаков. – П.В. есть то, что можно назвать провокатором политическим… Провокатор – предатель, «сотрудник», за деньги выдающий тайны партии, есть вырождение этого типа… Он циник, который откровенно презирает и водит за нос свои «пятерки», рассматривая их как пушечное мясо… Как будто у него кем-то выедено нравственное нутро, а в мозгу засела одна лишь фанатическая и фантастическая идейка». Религиозные мыслители начала века видели в образе П.В. гениальную догадку Достоевского о коренной духовной болезни будущей русской революции и ее вождей, одержимых человекобожием; сравнивали П.В. с Азефом и азефовщиной; ставили мрачный диагноз той группе интеллигенции, которой принадлежала роль генераторов революции. Ф.А.Степун в статье ««Бесы» и большевистская революция» писал: «Читая бредовую проповедь Верховенского, нельзя не чувствовать, что она кипит бакунинской страстью к разрушению и нечаевским презрением не только к народу, но даже и к собственным «шелудивым» революционным кучкам, которые он сколачивал, чтобы пустить смуту и раскачать Россию… Надо ли доказывать, что следы бакунинской страсти к разрушению и фашистских теорий Ткачева и Нечаева можно искать только в программе и тактике большевизма». К.В.Мочульский называл практика П.В. «легкомысленным Хлестаковым от революции», а его помощника, теоретика Шигалева, «грузного, неуклюжего и пасмурного черта», – «тяжеловесным Собакевичем».
Об исполнении роли П.В. И.Н.Берсеневым в спектакле МХТ (1913) критика писала как о значительном театральном событии: «И внешность у него великолепная, и вся суетливая жестикуляция, и даже тот тик, какой ввел актер, это жевание каких-то комочков… А во внутреннем содержании образа многое схвачено глубоко, тонко и передано выразительно и ярко. За игрою все время следишь с вниманием напряженным, и целый рой мыслей бежит в это время в голове. Лучше всего – первое явление, в красной гостиной, где у г. Берсенева по-настоящему великолепное по богатству содержания лицо, и особенно тот разговор с Ставрогиным, когда Петр Верховенский впадает в жуткий пафос, который ему присущ, когда говорит Николаи Всеволодович об Иван-Царевиче. Тут только этот бес становится не только гаденьким, но и страшным, тут открывается краешек покрова над тайной его влияния».
Лит.: Козьмин Б.П. С.Г.Нечаев и его противники // Революционное движение 1860-х годов. М., 1932; Буданова Н.Ф. Проблема «отцов и детей» в романе «Бесы» // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1974. Т. 1; Жекулин Г. К вопросу об «отцах и детях» в «Бесах» Достоевского (на материале русской и советской критики) // Записки русской академической группы в США. New York, 1981. Т. XTV; Андо А. К истории создания образа Петра Верховенского // Достоевский. Материалы и исследования, Л., 1987. Т. 7; Карякин Ю.Ф. Петр Верховенский как… литературный критик // Достоевский и канун XXI века. М., 1989; Сараскина Л.И. Право на власть // «Бесы» – роман-предупреждение. М., 1990; Степанян К.А. Трагедия Хроникера // Достоевский и мировая культура. Альманах. СПб., 1993. № 1. Ч. 1.
Литературные герои. — Академик . 2009 .
Смотреть что такое «Пётр Верховенский» в других словарях:
Бесы (фильм, 2006) — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Бесы (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бесы. Бесы … Википедия
КИРИЛЛОВ — центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870 1872). По предположению Л.П.Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец К.И.Тимковский (1814 1881), отставной офицер флота: «Личность Тимковского, видимо … Литературные герои
ПЁТР ВБРХОВЕНСКИЙ — центральный персонаж романа Достоевского «Бесы» (1870 1872). С фигурой П.В. связана личность организатора тайного общества «Народная расправа» С.Г.Нечаева (1847 1882), под руководством которого в ноябре 1869 года было совершено убийство слушателя … Литературные герои
ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович — Федор Михайлович (30.10.1821, Москва 28.01.1881, С. Петербург), писатель. Отец Д., Михаил Андреевич, происходил из многодетной семьи священника Подольской губ., учился в ДС при Шаргородском во имя свт. Николая Чудотворца мон ре, затем в… … Православная энциклопедия
СТЕПАН ТРОФИМОВИЧ — центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Бесы». Основным, хотя и не единственным, реальным прототипом С.Т.Верховенского явился известный русский либеральный историк западник, друг А.И.Герцена Тимофей Николаевич Грановский (1813 1855).… … Литературные герои
Абдулов, Александр Гаврилович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Абдулов. Александр Абдулов Имя при рождении: Александр Гавриилович Абдулов Дата рождения: 29 мая … Википедия
Бесы (фильм, 1988) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Бесы (фильм). Бесы Les Possédés Жанр драма … Википедия
ТАШКОВ Андрей Евгеньевич — (р. 1957) российский актер, заслуженный артист России (1995). Сын кинорежиссера Е. И. Ташкова и актрисы Е. Ф. Савиновой. Работает в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Среди театральных ролей: Незнамов ( Без вины виноватые по А. Н … Большой Энциклопедический словарь
Берсенев, Иван Николаевич — (Павлищев). Род. 11 (23) апреля 1889, в Москве, ум. 25 декабря 1951 там же. Актер и режиссер. В театре с 1907 г., работал в киевском театре Соловцова, в Одесском городском театре (1908 1909), с 1911 в Московском Художественном театре, с 1923 в 1… … Большая биографическая энциклопедия
Источник
Ф. М. Достоевский «Бесы»: характеристика героев
Краткое содержание:
Характеристика героев романа «Бесы»
Петр Верховенский
Петр Степанович Верховенский — лидер революционного движения в романе «Бесы», сын Степана Трофимовича, хитрый и коварный человек. Это главный «бес» в произведении Достоевского, руководитель тайного кружка, распространяющего атеистские прокламации. Он с детства дружен с Николаем Ставрогиным. Воодушевленный дикими идеями, он пытается увлечь ими и Николая. Ставрогин же называет его «полупомешанным энтузиастом». Несмотря на то, что Петр Степанович недурен собой, он никому не нравится. Ему примерно 27 лет. У него приплюснутая голова, остренький носик и длинные, тонкие губы. Одевается всегда по моде, но выглядит чудаковато. Ведет себя по-щегольски развязно. Особенно он неприятен Шатову, который называет его «клопом, невеждой и дуралеем».
Верховенский давно приметил Шатова в жертвы. Для скрепления своего кружка и для того, чтобы превратить всех его членов в рабов, он решил пролить кровь. Тщательно все спланировав и представив Шатова, как предателя, он все-таки смог уговорить остальных членов кружка на убийство Шатова. Более того ему удалось уговорить Кириллова взять всю вину на себя, а потом застрелиться. Прототипом Петра Верховенского был революционер и лидер «Народной расправы» — С. Г. Нечаев. Этот коварный человек умел подчинять своему влиянию даже людей, значительно старше его. Не отстает от него и Петр Степанович. Он умело влиял не только на членов своего кружка, но и на жену губернатора Юлию Михайловну, которая была с ним в доверительных отношениях и покровительствовала ему.
В нужный момент он сумел выдать губернатору фамилии так называемых предателей. К ним он причислил Кириллова и Шатова. Вскоре он убил Шатова выстрелом в голову. Это преступление произошло не без помощи его подопечных. В нем участвовали Липутин, Виргинский, Эркель, Толкаченко и Лямшин. Был еще Шигалев, но он в последний момент передумал участвовать в убийстве Шатова, так как это противоречило его программе. К телу убитого привязали тяжелые камни и бросили в пруд. Сразу после убийства Верховенский отправился к Кириллову, уговорил его написать предсмертную записку, в которой он берет вину за убийство Шатова на себя, а затем застрелиться. Когда все было кончено, Верховенский неспешно собрал вещи и уехал в Петербург, а оттуда за границу.
Варвара Ставрогина
Варвара Петровна Ставрогина — видная помещица, знатная губернская дама из романа Ф. М. Достоевского «Бесы», мать Николая Ставрогина, покровительница Степана Трофимовича Верховенского, благодетельница Дарьи Шатовой. Варвара Петровна владеет имением Скворешники и немалым состоянием, доставшимся ей в наследство от отца — богатого откупщика. Ее муж, генерал-лейтенант Всеволод Николаевич, напротив не был богат, но имел большие связи, которые после его смерти она тщетно пытается восстановить. В губернии она имеет большое влияние, в том числе и на губернатора Ивана Осиповича. Его жену она недолюбливает, считая соперницей в делах управленческих.
Варвара Петровна более 20 лет покровительствовала Степану Трофимовичу Верховенскому, содержала его на правах платонического друга. Как отмечал Верховенский младший, после смерти Всеволода Николаевича он даже мог на ней жениться. Она не жалела на образование своего единственного сына — Николая, а также на сына Степана Верховенского — Петра. Помимо этого, у Варвары Петровны была воспитанница Дарья Шатова, которую она со временем решила выдать замуж за пожилого Степана Трофимовича, так как подозревала, что у Дарьи есть какие-то отношения с ее сыном. На Николая у нее были другие планы. Она хотела женить его на дочери своей пансионной подруги Прасковьи Дроздовой — Лизе Тушиной.
По натуре Варвара Ставрогина был женщиной властной и деспотичной. Она могла испытывать сильную, даже жертвенную привязанность к людям, но в ответ от них требовала того же. В отношениях с окружающими людьми она всегда занимает главенствующее место, даже в общении с давней подругой. Прасковью Ивановну она считает безнадежной дурой, но при этом не перестает с ней общаться. Даже после полного разочарования в некоторых подопечных она не теряет любви и привязанности к ним.
Степан Верховенский
Степан Трофимович Верховенский — один из основных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы», помещик, учитель Николая Ставрогина и Лизаветы Тушиной, платонический друг Варвары Петровны. Это идеалист старой закалки, «профессор» и «либерал», живущий на иждивении знатной губернской дамы. В молодости он был очень красив, да и в старости сохранил былые черты. Несмотря на то, что в нем много позерства, он был достаточно умен и проницателен. Когда-то он стоял чуть ли не одном ряду с Белинским и Герценым, но когда у него обнаружили поэму сомнительного содержания, ему пришлось покинуть Петербург и скрываться в имении Варвары Петровны. Верховенский был дважды женат. От первого брака имел сына Петра.
Некоторое время он пробыл учителем Николая Ставрогина, но когда мальчику исполнилось 15, его отправили учиться в лицей. По мнению самого рассказчика, Николаю повезло, так как Степан Трофимович был излишне чувствительным и сентиментальным учителем. С возрастом Верховенский обрюзг, стал пить много шампанского, играть в карты и попусту болтать с местными жителями. Среди его собеседников был Шатов, Липутин. Всерьез никто не воспринимал этого героя, даже когда он произносил пламенные речи в защиту искусства и литературы. С Варварой Петровной он дружил более 20 лет и фактически жил на ее попечении.
Романа у них не предполагалось. Более того, заподозрив свою воспитанницу Дарью Шатову в отношениях с Николаем, она предложила Степану Трофимовичу жениться на ней. Он не без удовольствия согласился, чем сильно обидел Варвару Петровну. В глубине души она надеялась, что он откажет и скажет, что она — единственная женщина в его жизни. А он согласился, еще и добавил, что его, возможно, хотят женить на «чужих грехах». После этого в отношениях с Варварой Петровной у них наметился разлад. Степан Трофимович отказался от своего содержания и уехал в путешествие. Однако по дороге он серьезно заболел и умер прямо на руках у подоспевшей Варвары Петровны.
Николай Ставрогин
Николай Всеволодович Ставрогин — центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы», сын Варвары Петровны, воспитанник Верховенского, супруг Марьи Лебядкиной по прозвищу Хромоножка. Краткую биографию и предысторию этого героя рассказывает хроникер Г-в. Николай с детства рос без отца. На каком-то этапе его учителем был Степан Трофимович Верховенский, а затем мальчика отправили учиться в Петербургский лицей. После лицея он служил в элитном полку, но был разжалован из-за участия в дуэлях. Вскоре он сблизился с сыном Верховенского, Кирилловым и Лебядкиным.
Исповедуясь у Тихона, он рассказал, как соблазнил соседскую девочку Матрешу, которая вскоре повесилась. Впрочем, автор не желает допустить крайней степени нравственного падения Ставрогина. Поэтому на следующий день после исповеди он присылает письмо-опровержение со словами: «все это я вам солгал…» Вскоре становится известно, что он в пьяном бреду женился на юродивой Марье Тимофеевне Лебядкиной. В народе ее звали Хромоножкой. Вернувшись в губернию, Николай вел себя довольно странно, чем вызвал всеобщие пересуды. Для начала он ущипнул за нос уважаемого человека Гаганова, затем укусил за ухо тогдашнего губернатора и прилюдно поцеловал чью-то жену. Как оказалось, это все следствие белой горячки, которая требовала лечения. Пролечившись, он на четыре года уехал за границу.
Внешне этот персонаж был наделен демонической красотой. Он всегда был хорошо и изящно одет, вел себя благовоспитанно. Его появление в обществе вызывало бурные реакции. При всей яркости своего облика, он был довольно скромен и малоразговорчив. Все светские дамы были от него без ума. У него был роман с женой Шатова — Марьей, сестрой Шатова — Дарьей, и со своей подругой детства — Лизой Тушиной. После возвращения из Европы он участвовал в реорганизации тайного кружка вместе с Верховенским младшим. В этот же период он проводил эксперименты по влиянию на Шатова и Кириллова. Сам он не принимал участия в убийстве Шатова и был против этого, но идея скрепить участников кружка кровью принадлежала именно ему. В конце романа Николай Ставрогин повесился у себя в имении.
Шатов
Иван Павлович Шатов — один из главных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы», бывший член тайного кружка под предводительством Верховенского, брат Дарьи Шатовой и муж Марии. Прототипом этого персонажа стал студент Петровской академии — И. И. Иванов, убитый членами кружка «Народная расправа». Также считается, что Достоевский вложил в уста этого героя свои идеи. Шатов — это раскаявшийся нигилист, один из лучших и самых светлых людей в русской литературе. Он родился крепостным у В. П. Ставрогиной, учился у Степана Трофимовича, а затем был студентом университета, из которого был вскоре исключен. Иван Павлович женился на бедной гувернантке Марии, которая через пару недель после замужества оставила его.
Затем он долго скитался по Европе, Америке, пробовал роль пролетария. Там же он в корне изменил свои прежние взгляды и подпадал под влияние Николая Ставрогина. Решив оторваться от кружка Верховенского, он хочет отдать им подпольную типографию и распрощаться с ними. Ставрогин предупреждает Шатова о возможной опасности. Он говорит, что его так просто не отпустят, ведь он слишком много знает и может донести. Но Шатову плевать на собственную жизнь. Его больше волнует то, как такой талантливый человек как Ставрогин мог «затереть себя в такую лакейскую нелепость». Шатова, как и самого автора, часто мучает вопрос существования Бога, но он бесконечно верует в русский народ, в народ-богоносец.
После нескольких лет отсутствия к Шатову возвращается жена. Мария беременна и она ищет временного пристанища. Он искренне радуется ее приезду и предлагает ей оставаться, сколько она пожелает. Когда ночью у нее начинаются схватки, он бежит за акушеркой Виргинской. Сына Марии он объявляет своим законным сыном. На следующий день ему предстоит сдать типографию, а он и рад, что, наконец, покончит с этим. Вместе с Эркелем он отправляется в Ставрогинский парк, где зарыл типографию, а там его уже поджидают члены тайного революционного кружка во главе с Верховенским. Шатов был убит выстрелом в голову, а его тело сбросили в пруд. Несмотря на то, что стрелял в него Верховенский, вину за убийство взял на себя инженер Кириллов.
Кириллов
Кириллов Алексей Нилыч — один из главных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы», инженер-строитель, философ-самоубийца, разработавший теорию самоубийства как необходимость для человека мыслящего, друг и сосед И. П. Шатова. Его прототипом принято считать отставного офицера и петрашевца К. И. Тимковского. Это человек, прошедший стремительный путь от религиозности к атеизму, одержимый маниакальными идеями, революционно настроенный и готовый к самопожертвованию. Эти качества в нем своевременно разглядел Петр Верховенский — человек хитрый и коварный. Зная, что Кириллов намерен совершить самоубийство, он убил Шатова и заставил Кириллова написать предсмертную записку, в которой всю вину за убийство он брал на себя.
Внешне это был молодой человек 27 лет, стройный, сухощавый с черными потухшими глазами. Он был прилично одет, но казался всегда задумчивым и рассеянным. Речи его были отрывисты и зачастую бессвязны. Верховенский считает, что у Кириллова какое-то «фатальное» лицо. В тоже время хроникер Г-в отмечает, что у того по-детски чистое и наивное лицо. За четыре года до страшных событий, происходящих в губернском городе, Кириллов познакомился со Ставрогиным, который стал для него духовным наставником. Как замечал Шатов, обычный инженер превратился в фанатика, одержимого всяческими идеями. Несколько лет Кириллов провел вместе с Шатовым в Америке и в Европе. Там он тесно общался с П. С. Верховенским.
Антон Лаврентьевич Г-в
Рассказчик, именно от его лица ведётся повествование, большой друг Степана Трофимовича Верховенского. Он молодой и честный человек, служащий, всегда был готов придти на помощь не только Степану Трофимовичу, но и другим персонажам.
Юлия Михайловна
Жена губернатора фон Лембке, властная женщина сорока лет, которая помогла мужу стать губернатором. Благосклонно пустила в свой дом Петра Верховенского, который, как оказалось потом, был лидером тайной организации и устроил смуту в их городе.
Андрей Антонович фон Лембке
Губернатор, немец по происхождению. В 38 лет получил наследство и вскоре женился на Юлии Михайловне, которая быстро смогла сделать его губернатором. Писал повести и романы, во всём слушался жену. Во время описываемых событий вёл себя неадекватно, из-за чего был снят с должности.
Лизавета Николаевна Тушина
Дочь Прасковьи Ивановны Дроздовой, подруги Варвары Петровны, которая мечтала выдать её за своего сына Николая. Ей около 22 лет, она очень красивая девушка. Имеет жениха Маврикия Николаевича, который её сильно любит. За границей у неё был роман с Николаем, но тот скрыл, что он уже женат на Марии Лебядкиной. Несмотря на это, она его любит, и однажды проводит с ним ночь, в течение которой понимает, что Николай её никогда не любил. Пойдя на место убийства Лебядкиных, была убита толпой.
Маврикий Николаевич
Жених Лизаветы Тушиной, которую сильно любил. Не сумел спасти её от разъярённой толпы, которая её растерзала.
Дарья Павловна Шатова
Сестра Ивана Шатова, живущая в доме Варвары Петровны, которая узнав, что у неё был роман с её сыном Николаем, хотела выдать её замуж за Степана Верховенского. Свадьба расстроилась из-за писем того сыну Петру, в которых он сообщал о грехах Дарьи и нежелании на ней из-за этого жениться.
Мария Тимофеевна Лебядкина (Хромоножка)
Хромая и практически полностью лишившаяся рассудка девушка. Именно на ней, на спор, женился Николай Ставрогин, который теперь не знал, как от неё отделаться. Брат Игнат, который жил вместе с ней, сильно её бил и пропивал все деньги, которые Николай давал на её содержание. Была убита каторжником Федькой по приказу Петра Верховенского.
Игнат Тимофеевич Лебядкин
Брат Марии Лебядкиной, полностью спившийся и опустившийся человек. Присматривал за ней, за что получал от Николая Ставрогина деньги. Был убит каторжником Федькой по приказу Петра Верховенского.
Шигалев
Один из организаторов убийства Шатова, в последний момент, отказавшийся в нем участвовать, идеолог, член таинственного кружка Верховенского, брат Арины Виргинской. Шигалев появился в городе месяца два до начала страшных событий. Поговаривали, что он печатался в знатном петербургском журнале. Лицо его было мрачным, нахмуренным и зловещим. Подробнее>>>
Виргинский
Чиновник, один из членов тайного революционного кружка Верховенского, один из участников убийства Шатова, муж акушерки Арины Прохоровны, постоянный слушатель Степана Трофимовича. Это был человек семейный, чрезвычайно тихий и кроткий. На вид ему было лет тридцать, высокий, тонкий и узкий в плечах. Подробнее>>>
Сергей Васильевич Липутин
Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Был пронырой и всезнающим плутом. После убийства успел уехать в Петербург, но за границу так и не отправился, по непонятной причине пустившись в загул, после чего был арестован.
Лямшин
Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Во время убийства с ним случился припадок, а через несколько дней после убийства, рассказал обо всём полиции.
Толкаченко
Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Ему около сорока лет и он и славился огромным знанием народа. Успел убежать в уезд, но был арестован.
Эркель
Молодой человек, один из членов организации Петра Верховенского, а также один из убийц Шатова. Был арестован.
Семён Егорович Кармазинов
Известный писатель, решивший в этом городе, на благотворительном бале Юлии Михайловне прочитать своё последнее произведение «Merci». Оно было плохо принято публикой, и он с позором ушёл со сцены.
Федька Каторжный
Скрывающийся от правосудия каторжник. Был готов на всё. Предлагал Николаю Ставрогину убить Лебядкиных, а когда тот отказался, то убил уже по приказанию Петра Верховенского, который хотел втянуть Николая в свою тайную организацию.
Отец Тихон
Эпизодический персонаж, именно перед ним исповедовался Николай Ставрогин перед самоубийством.
Источник