- Презентация » Что изучает география России» презентация к уроку по географии (6, 8, 9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Карта — основной язык географии статья по географии (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Описание объяснение предсказание управление создание новых объектов
Презентация » Что изучает география России»
презентация к уроку по географии (6, 8, 9 класс) на тему
о том, что изучает география России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_izuchaet_geografiya_rossii_-_urok_1.pptx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. МКОУ « Барановская СОШ» Что изучает география России
Как велика моя страна, Как широки её просторы! Озёра, реки и поля, Леса , и степь , и горы… Раскинулась моя страна От севера до юга: Когда в одном краю весна, В другом снега и вьюга. В Москве ложатся спать сейчас, Луна глядит в оконце. Дальневосточник в тот же час Встает, встречая солнце.
«Что за страна? Бесконечная, плоская как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями… на горизонте — низкорослые жалкие рощи… По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные намека на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросших мшистым перелеском. От рек веет тоской, как от неба, которое отражает в их тусклой глади.
Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов. А.И. Ильин
Компоненты природы Животный мир рельеф почвы растительность Внутренние воды Человек и его хозяйственная деятельность
Задачи географии описание объяснение предсказание управление Создание новых объектов
Методы географических исследований Статистический Картографический Исторический Космический Метод моделирования Географический прогноз
Источники географических знаний Учебники Настенные карты, карты атласа Энциклопедии Справочники Видеоматериалы Журналы Художественная литература
Русские ученые, внесшие вклад в исследование и описание природы России. М.В. Ломоносов В.И.Вернадский
Русские ученые, внесшие вклад в исследование и описание природы России. В.В. Докучаев В.А. Обручев
Территория России 17,1 млн. км² 1 место в мире ( Канада, Китай, США, Бразилия)
Население России 142 млн. человек ( 2011 год) 9 место в мире ( Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш)
Источник
Карта — основной язык географии
статья по географии (7 класс) на тему
Предметом изучения географическая карта становится уже в младших классах школы.Новые школьные программы подчеркивают особую роль карты. Сегодня она нужна не только пилотам и судоводителям, военнослужащим и мелиораторам, работникам сельского хозяйства и др. Даже современные международные события нельзя понять без политической карты. Поэтому карта в географии занимает центральное место. Для более продуктивного усвоения учебного материала важно применять разные виды карт (настенные, электронные, интерактивные, контурные и др.),используя различные виды работ с этими картами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezhnickaya-_geogr.karta_.rar | 145.6 КБ |
berezhnickaya__tezisy.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта – основной язык географии
учитель географии высшей категории МОБУ СОШ №10 г. Таганрога,
кандидат педагогических наук
Семь чудес света знал древний мир: пирамиды египетских фараонов, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса в Олимпии, надгробный памятник царю Мавзолу в Галикарнасе, статую бога солнца Гелиоса на острове Родосе, Александрийский маяк. В наши дни список чудесных творений человека, конечно же, гораздо обширней, и возглавляют его, без сомнения, книга и карта. Да-да, добрая знакомая любому из нас — географическая карта. Но вместе с тем это будет рассказ о тайне. Ведь тому, кто не понимает языка карты, не знает, о чем говорят ее условные знаки, кто не умеет их «читать», содержание карты недоступно. Скрыто от него, как самая настоящая тайна.
Карта занимает в географии центральное место. Без нее не могут развиваться науки о Земле, не может обходиться школьная география. Поэтому предметом изучения карта становится уже в младших классах школы. Новые школьные программы подчеркивают особую роль карты. Такое место карты вполне понятно: ее роль в нашей жизни неуклонно растет. Она нужна не только пилотам и судоводителям, военнослужащим и мелиораторам, так без почвенных карт не обходятся сейчас в сельском хозяйстве, а современные международные события нельзя понять без политической карты и т.д. Необходимо научить учащихся черпать из карты заложенную в ней богатую информацию. Семенов-Тян-Шанский считал, что «карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и локаничней самого лучшего текста». Карта должна быть источником новых знаний и одним из средств формирования и конкретизации географических понятий. Таких целей можно добиться строго продуманной системой работы с географической картой. Поэтому очень важна постановка перед учащимся вопросов, требующих логических умозаключений на основе карты. Степень сложности таких вопросов различна и зависит от возраста, класса и подготовки учащихся. Основное их отличие от простого вопроса «показать» — это включение в них постепенно усложняющих связей, требующих все более высоких ступеней понимания символики карты. Эти вопросы условно можно подразделить на следующие ступени: а) выяснение свойств изображенных на карте объектов; б) количественная и качественная их оценка на основании картографического изображения; в) понимание картографических изображений с географическими явлениями, непосредственно не показанными на данной карте. Важен отбор наиболее полезных, интересных вопросов, требующих самостоятельных выводов и умозаключений. Если вопрос интересен и нов, учащиеся охотно поразмыслят над ним не только в классе, но и дома. Однако делать логические умозаключения по карте сможет только тот, кто научился ее читать, замечать на ней все – от общих закономерностей до едва заметных деталей. Поэтому наряду с постановкой вопросов, требующих логических умозаключений, нужны вопросы, которые учили бы наблюдать, схватывать легенду карты и замечать на ней главное, существенное.
Таким образом, важнейшей составляющей географических знаний являются картографические умения. Они помогают создать образ пространства, осознать свое местоположение в нем. Чтобы формирование предметных знаний и умений проходило успешно необходимо мне, как учителю, сделать этот процесс интересным и увлекательным. Читать карту – значит уметь давать характеристику территории и отдельных географических объектов на основе карты. Можно выделить три уровня чтения карты:
1. школьники знают и могут показать составляющие элементы карты;
2. учащиеся дают описание объектов и территории на основе сочетания условных обозначений и надписей;
3. учащиеся истолковывают карту и вскрывают взаимосвязи и зависимости, выявляя и такие признаки, которые на карте непосредственно не показаны, но связанны с признаками, изображенными на ней.
Универсальное умение анализировать карту формируется именно на третьем уровне. В словаре русского языка С.И. Ожегова написано: «Анализ – а) Метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. б) Всесторонний разбор, рассмотрение».
Выстраивая работу школьников от простого к сложному, формирую у детей умения читать и анализировать карту.
- Описание географического объекта.
- Объяснение происходящих процессов.
- Географический прогноз.
- Моделирование.
Таким образом, работа с картой направлена на формирование умений решать основные задачи географической науки:
Описание объяснение предсказание управление создание новых объектов
Решение задач географии в процессе работы с картой на примере изучения географии материков и океанов.
Источник
Описание объяснение предсказание управление создание новых объектов
Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Показать значение географии, как науки, в изучении окружающего мира. Познакомить с учеными географами России. Вызвать интерес к изучению географии хозяйства и населения. Познакомить учащихся с особенностями структуры учебника.
Оборудование: Физическая и политико-административная карты Российской Федерации, портрет Н. Н. Баранского.
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
На доске слова географа Юрия Константиновича Ефремова: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю».
— В 8 классе мы познакомились с природой нашей Родины, самой большой по площади страны мира. Страны, обладающей разнообразными природными ресурсами и природными условиями.
В 9 классе мы будем знакомиться с хозяйством на территории России и ее населением. Эта часть географии называется социально-экономическая или общественная география.
Найдите краткий словарь терминов на с. 376 (уч. Д. [1] ) и с. 328 (уч. А. [2] ). В курсе экономической географии много новых терминов, которые необходимо понимать, в этом нам и поможет краткий словарь терминов. Найдите объяснение слова анклав. Это часть территории государства, окруженная со всех сторон другими государствами и не имеющая морского берега. Если анклав имеет морской берег, его называют полуанклавом. Ребята, что такое Калининградская область России? (Полуанклав.) Назовите другие слова из словаря, не знакомые вам.
В 9 классе мы будем также использовать цифровой справочный (статистический) материал, который помещен в таблицах приложения (уч. А. с. 308), а у авторов Рома и Дронова в тексте учебника (например, на с. 338, табл. 69, на с. 4, табл. 1).
В учебнике А. И. Алексеева перед каждым параграфом имеется рубрика «Вам предстоит узнать», которая выделяет основные вопросы параграфа. В конце параграфа имеется ряд вопросов: первая рубрика «Вопросы для самооценки» — по ним вы сможете проверить уровень усвоения материала параграфа. На вопросы этой рубрики есть ответы в учебнике.
В рубрике «Моя точка зрения» вы можете подумать и высказать свою точку зрения, свое суждение на решение проблем, связанных с экономикой России. Может быть, ваше решение и будет неправильным, но вы в будущем столкнетесь в своей жизни с проблемами хозяйства России и решить их очень полезно.
В учебнике также есть рубрика «Представьте, что. », которая приглашает вас к дискуссии, моделирует какую-либо ситуацию, диалог, в котором вы участвуете. Вам необходимо определить свою позицию и убедить собеседника в своей правоте или понять позицию другого человека.
В рубрике «Проблема ждет вашего решения» вам предлагается смоделировать географический процесс, построить прогноз развития экономики района, или решить проблему, стоящую перед территорией страны.
Рубрика «Мой край в судьбе России» позволит вам на уроке и во внеурочное время познать особенность своей малой родины: города, села, района. А «Социокультурный практикум» позволит вам провести исследование своего края: экономики, населения, проблем своей родины.
Каждая часть имеет тематическое обобщение «Подведем итоги» с рубриками «Оценка ваших достижений» и «Обмен ценностями», вопросы которых позволяют подвести итоги изученной части учебника.
Экономическая и социальная география — это не только школьная дисциплина, но и серьезная наука, основателем которой является Николай Николаевич Баранский. (Возможна подготовка одним или несколькими учениками сообщения о
Н. Н. Баранском, его биографии и деятельности.)
Экономическая география изучает хозяйство страны и делится на отрасли: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения и т. д.
Мы будем изучать географию населения и хозяйства России.
И первая часть нашего курса — это география компонентов хозяйства и населения. Но, изучив географию транспорта, промышленности, сельского хозяйства, очень трудно представить образ какой-то отдельной части страны, необходимо и комплексное изучение отдельных районов: хозяйства Урала, Европейского Севера, Западной Сибири и т. д.
В настоящее время география занимается не только описанием, но и объяснением, прогнозом, управлением и правильным размещением новых хозяйственных объектов — дорог, городов, ГЭС, заводов и т. д. На доске схема, показывающая задачи географии, как науки:
[описание> —» 1объяснение| — Предсказание) —> [управление| —> 1создание новых объектов|
(Схема есть в учебнике Алексеева, в учебнике Дронова, Рома ее нет.)
В 9 классе мы познакомимся с проблемами хозяйства России экономическими, социальными, экологическими, демографическими. Выявив отличительные черты территории (ее хозяйства, населения, проблемы), мы должны и предположить, а затем аргументировано объяснить (что очень сложно сделать), какое будущее имеет эта территория. Например, Сибирь и Дальний Восток слабо заселены, здесь на огромных площадях нет дорог, между населенными пунктами большие расстояния. В будущем здесь необходимо осваивать богатейшие природные ресурсы, строить города, заводы, дороги. А в некоторых городах Сибири настолько много «грязных» предприятий (например, в Кузбассе), что дальнейшее строительство с экологической точки зрения невозможно.
Где и почему построены в России города и заводы, дороги и порты, дома отдыха и шахты? Почему город Санкт-Петербург, основанный Петром Великим, процветает и сейчас, а из Воркуты люди уезжают? Почему исчезли тысячи деревень, десятки городов? Как избежать ошибочного выбора места для создания новых объектов? Сейчас в России тысячи недостроенных заводов, дорог, электростанций и т. д. Это — выброшенные на ветер деньги населения страны.
География должна помочь обществу в решении хозяйственных проблем и создать у каждого жителя России «образ страны», «образ республики, области, образ города», «образ села», то есть образ его Родины.
Для понимания образа территории необходимо знать, как исторически развивалась экономика (хозяйство) территории, как заселялась территория, какими природными ресурсами она обладает. И, конечно же, нам очень пригодятся знания о природных условиях России и ее частей. Мы помним, что люди селятся в районах с благоприятными условиями. Таковыми являются — равнинный рельеф; наличие реки, озера, моря; теплое лето и мягкая зима; достаточное увлажнение, пышная растительность и т. д.
Но этого нет в Воркуте, Норильске, Новом Уренгое. В этих городах холодное и короткое лето, длинная и суровая зима, здесь тундра и вечная мерзлота. Почему же люди живут в таких неблагоприятных условиях?
— Что изучает экономическая и социальная география России? (Экономику (хозяйство) и население и их размещение на территории страны.)
— Кто является основателем экономической географии России? (Н. Н. Баранский.)
— Каковы основные задачи географии? (Описание, объяснение процессов происходящих в стране, предсказание или прогноз изменений, которые могут наступить при том или ином воздействии человека, управление географическими объектами, создание новых объектов, т. е. география должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т. е. выполнять практические жизненные важные для населения и хозяйства страны задачи.)
— Поясните слова царя Бориса из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов»:
Царь. А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Федор. Чертеж земли московской; наше царство Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море.
Вот пермские дремучие леса.
Царь. А это что такое
Узором здесь виется?
Федор. Это Волга.
Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись мой сын: наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни — Когда-нибудь, и скоро, может быть.
Все области, которые ты ныне Изобразил так хитро на бумаге Все под руку достанутся твою Учись мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать.
1. Ответить на вопросы §1, уч. А. с. 9 (вопросы для самооценки).
2. Ответьте на вопрос: «В чем значение географии для каждого человека?» (По желанию.)
3. Определите, откуда привезены товары (одежда, продукты питания) используя этикетки (3-5 видов).
4. Нарисуйте на одном листке «образ мира» — образ России, области или республики, города, села, используя символы.
Источник