Гороскоп Омара Хайяма.
дит через сито, где все «резкое» тщательно отделяется. Возможно под словом «резкий» следует понимать оригинальный, неординарный в своих суждениях человек, что действительно могло иметь место, и в гороскопе Хайяма подтверждается положением Урана в Весах (оригинальная и непредсказуемая оценка людей, и разного рода мнений). Однако с годами подобной «резкости» становилось все меньше, на смену ей приходила та самая «скрытность», как формальное следование правилам игры того времени. Но особо тупое невежество людей, их глупость и совершенно неожиданная подлость «преображали» Хайяма – он становился прежним, и, отбрасывая всякую сдержанность, «обрушивался» на своих противников (это проявление Марса в Тельце, действие которого в знаке, подобно разжимающейся пружине).
И, наконец, о главном – о скоплении планет в Близнецах (Солнце, Меркурий, Венера и Луна), которое давало Хайяму живость и подвижность ума, стремление к знаниям, прекрасную логику, великолепное чувство юмора, быстроту мыслей и действий, писательский талант, ораторские способности и умение вести беседу. Из биографии Хайяма: «Уже через несколько лет (обучения в медресе) Омар бегло читал и мог безошибочно повторить прочитанный текст. В своем развитии он опережал сверстников, а своим рвением к арифметике, геометрии, астрономии, географии, философии и музыке и вовсе ставил в тупик отца, видевшего своего сына купцом- ремесленником». В более зрелом возрасте Хайям мог претендовать на звание «хафиза», поскольку благодаря своей памяти знал Священную книгу наизусть. И даже в почтенном возрасте мог по памяти процитировать любой аят Корана, привести «разночтения» и при этом отдать предпочтение одному их вариантов, использовав для этого веские аргументы.
Все планеты в Близнецах попадают в 1 дом гороскопа (открытости и активного проявления) – Хайям жадно пополнял свои знания. Читая книги по всем отраслям науки, какие только попадались ему в руки, и добился успеха в самых разных областях знаний.
Путь ученого определяет в гороскопе Хайяма ось Лунных узлов, которая проходит через знаки Дева и Рыб.
Восходящий узел в Рыбах и 11 доме, то здесь в течение всей жизни происходила кармическая отработка – противостояние тайным недоброжелателям, предательство и зависть друзей и пр., помните из Хайяма: «Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало». Вся придворная «чернь ученая» (представители враждебных группировок), как назвал ее Хайям в одном из своих рубаи, пыталась втянуть ученого в сеть плетущихся ими интриг, всячески пользуясь его неосторожными словами и действиями.
Имам Хорасана, Ученейший муж века, Доказательство истины, Знаток греческой науки, Царь философов Востока и Запада – таков далеко не полный почетный титул Омара Хай яма в зените его славы. И, конечно же, «надим» султана, которым он был в течение 18 лет при сельджукском султане Малик-шахе.
А что же Черная Луна? Черная Луна находится в точном соединении с Солнцем в Близнецах, которое является управителем 4 дома (проблем рода, предков) и попадает точно на Асцендент (точку личности). Все это указывает на то, что на чело такого человека пала негативная карма рода, грехи предков, связанные с ложью, обманом, клеветой, мошенничеством и пр. Осквернённое Солнце могло дать и серьезные проблемы духа, связанные с самопознанием и пониманием вопросов добра и зла, а также проблем в любви и деторождении. Со столь отягощенными показателями в гороскопе человеку придется расплачиваться за свой род своей жизнью, потому что именно на него пал этот жребий.
По одним данным у Хайяма никогда не было семьи, по другим очень скудным вроде как семья была, и был сын Фатх, но ничего не известно о том, что с ним случилось, какая произошла трагедия. Во второй половине своей жизни Хайям и вовсе жил замкнуто и уединенно, и все окружающие осуждали его за холостяцкую жизнь, ведь, как известно, в исламе порицается одиночество. И за всю свою жизнь ничего не скопил. Великий ученый стал мишенью насмешек, издевательств и клеветы со стороны врагов и завистников. Возможно так же, в вопросе отсутствия семейного и материального благополучия Хайяма проигралось не столько влияние гороскопа, сколько геноскопа –более глубоких кармических проблем рода, незащищенности со стороны Фравахара.
И, может быть, рубаи Хайяма, воспевающие вино – в нем сладость беззаботной жизни, как и воспевающие любовь, радость и наслаждение от общения с женщиной, не более чем «мечта поэта», реализованная исключительно в музыке стихосложения, легкости которого способствовало столь «поэтичное» соединение Меркурия, Венеры в Близнецах.
Павел Глоба. Календарь зороастрийский 2008-2009 год.
Источник
Гороскоп Омара Хайяма.
Ни в одной исторической хронике того времени нет непосредственных сведений о точной дате рождения Омара Хайяма. Ни один из источников не упоминает день, когда тот появился на свет. Лишь лично знающий Хайяма историк Абул Хасан аль-Бейхаки (1106-1174) в своей книге «Дополнение к «Охранителям мудрости»» сообщает, что Омар Хайям «был из Нишапура и по рождению, и по родителям, и по предкам», а также приводит расположение небесных светил в момент рождения Хайяма: «Его гороскопом были Близнецы. Солнце и Меркурий были в третьем градусе Близнецов, Меркурий был в соединении с Солнцем, а Юпитер был по отношению к ним в тригональном аспекте». Учитывая тот факт, аль-Бейхаки был знаком с родственником Омара Хайяма, к его сообщению можно относится достаточно серьезно.
Индийский исследователь Свами Тиртха, проанализировав геоцентрические долготы Меркурия и Юпитера по средневековым индийским таблицам эфемерид, пришел к выводу, что Омар Хайям родился 18 мая 1048 года.
Советский ученый Ш.Г. Шараф, проверив выводы Тиртхи. Доказала, что между 1015 и 1054 годами Меркурий находился 17, 18 и 19 мая в соединении с Солнцем только три раза – в 1022, 1035 и 1048 годах. Однако Юпитер удовлетворял условию тригонального аспекта только в 1048 году. Из трех дат – 17,18 и 19 мая – наименее вероятной была дата 17 мая, когда разность геоцентрических долгот Солнца и Меркурия равнялась 6 градусам, вместо 4 и 2 градусов 18 и 19 мая. Из двух последних дат точно соответствует указанной в гороскопе долготе Солнца 63 градуса дата 18 мая. Вот так, благодаря знаниям астрологии и дошедшим до наших дней древним астрологическим записям, была восстановлена дата рождения Омара Хайяма – 18 мая 1048 года.
Что касается времени рождения, то единственным ориентиром этого события является лишь сказание о том, что после короткой майской ночи на востоке уже заалело восходящее Солнце, и поднявшийся шум в доме разбудил палаточника Ибрагима, отца Хайяма, который уже задолго до рождения ребенка придумал ему имя – Омар, что означат «жизнь».
Глядя на своего долгожданного первенца (Ибрагиму уже шел пятый десяток лет, когда у него родился ребенок), счастливый отец бережно держал в руках лист бумаги, на котором было написано то, что за не большую плату сообщил ему на базаре бродячий астролог: «Счастье сына моего Омара – Близнецы; Солнце и Меркурий в день его рождения находились в степени восхождения в третьем градусе Близнецов, Меркурий в перигелии, и Юпитер, смотря на них обоих, находится в утроении».
Итак, Омар Хайям родился под знаком Близнецов, с Солнцем, находящимся в 3 градусе знака – градусе Жаворонка, музыкальной и поэтической натуры, но крайней беззащитности и уязвимости в быту. Эта беззащитность и уязвимость, несмотря на сильный характер Хайяма, проявлялось в полной зависимости ученого от воли правителей, из которых одни покровительствовали ему, а другие, наоборот, притесняли его права или, в лучшем случае, оставались равнодушными к его судьбе. Вероятнее всего, Асценндент в его гороскопе попадает в тот же градус, поскольку другие градусы, находящиеся вблизи восходящего Солнца, не подходят по своим характеристикам.
Субдиспозитором градуса и Солнца и Асцендента является Юпитер, который в личностном проявлении Хайяма определял такие его качества, как честь, достоинство, авторитет, учительство и даже внешнюю значимость, а также гордость и независимость в любых условиях жизни (Юпитер в Водолее). При этом тригональный аспект Юпитера из 9 дома гороскопа к Солнцу и Асценденту способствовал духовному росту и авторитету Хайяма, высокому престижу его личности. Из биографии Хайяма. В Бухаре Хайям пользовался покровительством самого государя, что было в 1069-1070 гг., когда ему было всего лишь 21-22 года от роду.
Сатурн в Козероге наделили Хайяма упорством, трудолюбием и твердостью характера, давал в жизни целеустремленность, системность и плановость, а при отсутствии цели или в гонениях – мрачность и затворничество, что особенно сильно ощущалось в конце жизни (в возрасте Сатурна).
Сатурн в 8 доме –высокая духовность с философской направленностью, тяга к оккультизму, интерес к вопросам смерти и потустороннему миру (обратите внимание на цикл стихов, посвященных вопросам смерти и уходу из жизни).
Марс в Тельце даровал Хайяму миролюбивый характер и большое терпение, но и огромную силу сопротивления в случае проявления по отношению к нему невежества. Марс в 12 доме дал также притяжение тайных врагов, но и умение давать им отпор. Известен один эпизод, описанный историком Закарией Казвини в книге «Асар аль-Билад»: «Рассказывают, что один из факихов приходил ежедневно к Омару перед восходом Солнца и под его руководством изучал философию, на людях же отзывался о нем дурно. Тогда Омар созвал к себе всех барабанщиков и трубачей, и когда законовед пришел на урок, Омар приказал им бить в барабаны и дуть в трубы, и собрался к нему со всех сторон народ. Омар сказал: «Внимание, о, жители Нишапура! Вот вам ваш Алим: он ежедневно в это время приходит ко мне и постигает у меня науку, а среди вас говорит обо мне так, как вы знаете. Если я действительно таков, как он говорит, то зачем он заимствует у меня знание; если же нет, то зачем поносит своего учителя?»
Другие, отзываясь о характере Хайяма, говорили, что он был «резок и скрытен». Однако, «резкость» в характере, как ни парадоксально, предполагает открытость, ибо резкие слова произносятся в глаза собеседнику. В то же время скрытный человек, будучи, прежде всего, осторожным, не может быть резким, потому что каждое его слово прохо
Источник
Омар Хайям
Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим — персидский и таджикский поэт, математик, философ, астроном, астролог и кулинар. Всемирно известные философские четверостишия — рубаи проникнуты гедоническими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикальным вольнодумством. В математических трудах дал изложение решения уравнений до 3-й степени включительно. Знак зодиака — Телец.
Омар Хайям родился 18 мая 1048 года в Нишапуре. Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде, Исфахане и других городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины.
Математические сочинения Омара Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного. В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно.
Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» содержит оригинальную теорию параллельных.
В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом.
Всемирную известность принёс Хайяму как поэту цикл четверостиший («Рубаийат»). Наукой ещё не решен вопрос, какие из приписываемых Омару четверостиший доподлинно принадлежат ему. Более или менее твёрдо можно признать атрибуцию 66 рубай, содержащихся в наиболее древних списках.
Разительно выделяясь из общего русла развития персидской лирики, поэзия автора лишена вычурности образов, красивости; она функционально связана с кругом мотивов его философии, который четко ограничен: трава, произрастающая из праха умерших, символизирует мысль о вечном круговороте материи; гончар, гончарная мастерская и кувшины — взаимоотношения между творцом, миром и индивидом; культ вина, прославление вольнодумца-гуляки и отрицание загробной жизни позволяют поэту резко полемизировать с официальными религиозными догмами. Стиль Омара предельно ёмкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих чеканный, ритм гибкий. Основные идеи — страстное бичевание ханжества и лицемерия, призыв к свободе личности.
В средне-вековой персидской и таджикской поэзии Хайям — единственный поэт, в стихах которого лирический герой в значительной мере выступает как автономная личность. Поэт поднялся до отчуждения лирического героя от царя и бога; герой этот, бунтарь и богоборец, противник насилия, подвергает сомнению религиозную догму о божественно-разумном устройстве мира.
Персидская поэзия неотделима от имени Омара Хайяма. В его четверостишьях — рубаи звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье, почувствовать бесценность каждого мгновения, проведенного рядом с возлюбленной. Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом отделки каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи — это раздумья над Кораном.
В творчестве поэта немало сложных и противоречивых проблем. С этим связана и противоречивая трактовка его рубай у различных исследователей.
Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. Он был принят официально в 1079 году. Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Новруза (то есть начала года) к весеннему равноденствию, понимаемому как вхождение солнца в зодиакальное созвездие Овна. С чисто астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся в современной Хайяму Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь.
О. Хайям – не только поэт
Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи». Но этот удивительный человек был не только поэтом и философом. Омар Хайям стоял у истоков алгебры, развивал астрономию и сестру ее, астрологию. Его великим открытием стала астрология питания: он первый составил кулинарную книгу для знаков Зодиака и изобрел множество потрясающих рецептов.
Единственный ребенок в семье богатого ремесленника, Омар, чье имя переводится как «жизнь», получил в семье хорошее воспитание. Философы, медики, астрономы и астрологи, он с удовольствием занимался науками. После смерти[en] родителей Хайяму пришлось бежать из Нишапура, он перебрался в город Исфахан. Там он написал свои первые стихи и при этом увлеченно учился готовить, собирал и совершенствовал старинные рецепты. Слухи о человек, умеющем готовить удивительные блюда, разнеслись по всему Исфахану. Однажды сам великий султан Маликшах прислал к поэту своего визиря с предложением — стать придворным надимом.
Следующие десять лет Хайям устраивал для повелителя пышные приемы, изобретал все новые потрясающие рецепты и разработал таблицы астрологического питания, в которых подробно расписал, какую пищу следует есть представителям различных знаков зодиака. Этот труд принес ему поистине всемирную известность — даже сегодня его таблицами пользуются астрологи многих восточных стран!
После смерти повелителя Омар Хайям покинул дворец и отправился в Бухару, где до последнего дня занимался строительством обсерватории, наблюдением за светилами, уточнял свои расчеты в созданной им новой науке — астрологии питания. Умер он в глубокой старости со счастливой улыбкой на устах, составляя комментарии к лечебным диетам.
Рубаи Омар Хаяйма
Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,
Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.
Но я, покуда жив, тревожиться не стану
О дне, что отошел, и дне, что не рожден.
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.
Как много чистых душ под колесом лазурным
Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым?
Лепящий черепа таинственный гончар
Особый проявил к сему искусству дар:
На скатерть бытия он опрокинул чашу
И в ней пылающий зажег страстей пожар.
Будь все добро мое кирпич один, в кружало
Его бы я отнес в обмен на полбокала.
Как завтра проживу? Продам чалму и плащ,
Ведь не святая же Мария их соткала.
Гора, вина хлебнув, и то пошла бы в пляс.
Глупец, кто для вина лишь клевету припас.
Ты говоришь, что мы должны вина чураться?
Вздор! Это дивный дух, что оживляет нас.
Как надоели мне несносные ханжи!
Вина подай, саки, и, кстати, заложи
Тюрбан мой в кабаке и мой молельный коврик;
Не только на словах я враг всей этой лжи.
Благоговейно чтят везде стихи корана,
Но как читают их? Не часто и не рьяно.
Тебя ж, сверкающий вдоль края кубка стих,
Читают вечером, и днем, и утром рано.
Дивлюсь тебе, гончар, что ты имеешь дух
Мять глину, бить, давать ей сотни оплеух,
Ведь этот влажный прах трепещущей был плотью.
Покуда жизненный огонь в нем не потух.
Знай, в каждом атоме тут, на земле, таится
Дышавший некогда кумир прекраснолицый.
Снимай же бережно пылинку с милых кос:
Прелестных локонов была она частицей.
Увы, не много дней нам здесь побыть дано,
Прожить их без любви и без вина – грешно.
Не стоит размышлять, мир этот стар иль молод:
Коль суждено уйти – не все ли нам равно?
О, если б, захватив с собой стихов диван
Да в кувшине вина и сунув хлеб в карман,
Мне провести с тобой денек среди развалин, —
Мне позавидовать бы мог любой султан.
Будь глух к ученому о боге суесловью,
Целуй кумир, к его прильнувши изголовью.
Покуда кровь твою не пролил злобный рок,
Свой кубок наполняй бесценных гроздий кровью.
Кумир мой, вылепил тебя таким гончар,
Что пред тобой луна своих стыдится чар.
Другие к празднику себя пусть украшают,
Ты – праздник украшать собой имеешь дар.
В году 1113 в Балхе, на улице Работорговцев, в доме Абу Саида Джарре остановились ходжа имам Омар Хайям и ходжа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился к услужению им. Во время пира я услышал, как Доказательство Истины Омар сказал: «Могила моя будет расположена в таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меня цветами». Меня эти слова удивили, но я знал, что такой человек не станет говорить пустых слов. Когда в 1136 я приехал в Нишапур, прошло уже четыре года с тех пор, как тот великий закрыл свое лицо покрывалом земли, и низкий мир осиротел без него. И для меня он был наставником. В пятницу я пошел поклониться его праху взял с собой одного человека, чтобы он указал мне его могилу. Он привел меня на кладбище Хайре, повернул налево у подножия стены, огораживающей сад, и я увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья свесились из этого сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрывали под цветами. И пришли мне на память те слова, что я слышал от него в Балхе, и я разрыдался, ибо на всей поверхности земли и в странах Обитаемой четверти я не увидел бы для него более подходящего места. Бог, Святой и Всевышний, да уготовит ему место в райских кущах милостью своей и щедростью!
Математика
Хайяму принадлежит «Трактат о доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы». В его первых главах Хайям излагает алгебраический метод решения квадратных уравнений, описанный ещё ал-Хорезми. В следующих главах он развивает геометрический метод решения кубических уравнений, восходящий к Архимеду: неизвестное в этом методе строилось как точка пересечения двух подходящих конических сечений. Хайям привёл обоснование этого метода, классификацию типов уравнений, алгоритм выбора типа конического сечения, оценку числа (положительных) корней и их величины. К сожалению, Хайям не заметил, что кубическое уравнение может иметь три положительных вещественных корня. До явных алгебраических формул Кардано Хайяму дойти не удалось, но он высказал надежду, что явное решение будет найдено в будущем.
В «Трактате об истолковании тёмных положений у Евклида», написанном около 1077 года, Хайям рассматривает иррациональные числа как вполне законные, определяя равенство двух отношений как последовательное равенство всех подходящих частных в алгоритме Евклида. В этой же книге Хайям пытается доказать пятый постулат Евклида, исходя из более очевидного его эквивалента: две сходящиеся прямые должны пересечься.
Астрономия
Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. Он был принят официально в 1079 г. Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Новруза (то есть начала года) к весеннему равноденствию, понимаемому как вхождение солнца в зодиакальное созвездие Овна. Так, 1 фарвардина (Новруз) 468 солнечного года хиджры, в которое был принят календарь, соответствовало пятнице, 9 рамазана 417 лунного года хиджры, и 19 фарвардина 448 года эры Йездигерда (15 марта 1079 г.). Для отличия от зороастрийского солнечного года, называвшегося «древним» или «персидским», новый календарь стали называть по имени султана — «Джалали» или «Малеки». Количество дней в месяцах календаря «Джалали» варьировало в зависимости от сроков вступления солнца в тот или иной зодиакальный знак и могло колебаться от 29 до 32 дней. Были предложены и новые названия месяцев, а также дней каждого месяца по образцу зороастрийского календаря. Однако они не прижились, и месяцы стали именоваться в общем случае именем соответствующего знака зодиака.
С чисто астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся в современной Хайяму Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь. Вместо цикла «1 високосный на 4 года» (юлианский календарь) или «97 високосных на 400 лет» (григорианский календарь) Хайямом принято было соотношение «8 високосных на 33 года». Другими словами, из каждых 33-х лет 8 были високосными и 25 обычными. Этот календарь хорошо соответствовал астрономическому году и природным сезонам, но требовал трудоёмких астрономических наблюдений и расчётов, чем обусловлена была его непростая судьба даже на его родине — в Иране, не говоря уже о других странах исламского мира, упорно державшихся традиционного лунного календаря. В конечном итоге календарь Хайяма уступил место другим календарным системам.
«Кто понял жизнь тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребёнок, молится старик,
Как дождь идёт и как снежинки тают.
В обыкновенном видит красоту,
В запутанном простейшее решенье,
Он знает, как осуществить мечту,
Он любит жизнь и верит в воскресенье,
Он понял то, что счастье не в деньгах,
И их количество от горя не спасет,
Но кто живёт с синицею в руках,
Свою жар-птицу точно не найдет
Кто понял жизнь, тот понял суть вещей,
Что совершенней жизни только смерть,
Что знать, не удивляясь, пострашней,
Чем что-нибудь не знать и не уметь».
О женщине поэт сказал:
«Да, женщина похожа на вино,
Там важно для мужчины
Знать чувство меры.
В вине, коль пьян —
Да, в женщине, как в книге, мудрость есть.
Понять способен смысл её великий
И не сердись на книгу,
Коль, неуч, не сумел её прочесть».
Научная школа
Учениками Хайяма были такие учёные, как ал-Асфизари и ал-Хазини.
Источник