Обереги эвенков – 3 вида древних амулетов северного народа
Языческие обычаи народов Севера сохранились и до нашего времени. Обереги эвенков, коренных жителей Восточной Сибири, связаны со старинными верованиями. Амулеты изготавливались для охраны души новорожденного ребенка, удачной охоты, хорошего урожая или помощи в хозяйстве. Ритуальные предметы создавали в виде резных фигурок богов и тотемных животных. Для охраны от злых духов использовались кости, клыки, когти зверей-защитников: волка, медведя, ворона.
Кто такие эвенки?
Этот народ, ранее называемый тунгусами, до сих пор населяет Монголию, северную и восточную часть Китая. Языческая вера, традиции и обряды сохранились и практикуются среди представителей этой народности. Они не представляют большинства и не формируют отдельных поселений, однако, встречаются среди этнических групп большой территории— от Енисея до Охотского моря.
Мировоззрение и традиции
У эвенков языческая вера. Человеку в этом случае отводится роль небольшой части во Вселенной. По представлению народа существует 3 мира: верхний, средний и нижний. Человек обитает в среднем, а остальные миры доступны только шаманам. Жрецы эвенков общаются с духами посредством огня, который представляет собой частичку эвенкийского бога, помощника верховного бога, сотворившего все живое — Энекан Буга. Традиционно члены северного народа соблюдают основной свод законов «Иты», который состоит из 18 правил, включивших в себя мудрость всех предыдущих поколений. Эвенкийские семьи имеют собственные обереги для удачи на охоте и в промысле. Такие амулеты делают используя части тотемных животных, их шерсть, заговоренные травы или фигурки богов.
Обряды эвенков
Чичипкавун
Традиционный эвенкийский обряд очищения, заключавшийся в прохождении через ноги языческого символа Чичипкан. Делать это следовало во время торжества Нового года, который у северян празднуют весной. Очистившемуся таким образом человеку весь год будет сопутствовать удача во всех начинаниях. Связанный с этим идолом обряд дошел до нашего времени.
Погребальные обряды
Из-за тесного переплетения христианства и язычества на могилах родных эвенки устанавливают сразу 2 памятника: крест и символ оленя. Этому животному северные народы приписывают роль проводника душ. Детей принято хоронить на деревьях, так как считается что их душа слишком слаба, чтобы долететь с земли до небес.
Обереги эвенков
Обереги для детей
У эвенков распространена традиция изготовления амулетов для защиты души новорожденных. Главным было изображение солнца, которое вешали у изголовья люльки, а также различные звонкие элементы, которые подвешивали над колыбелькой. Когда малыш расставался с детской кроваткой этот амулет вешали ребенку на пояс. Традиционно после рождения в семье малыша создавали мурчун — шкатулку, в которой хранили гнездо из замши и деревянную птичку. Птицу считали хранителем души и оберегали всю жизнь.
У каждой семьи было свое тотемное животное и оберегом для детей служили его изображения и кости.
Охотничьи обереги
Для удачи в промысле и охоте эвенки создавали амулеты из частей тотемных животных, к которым причислялись:
Существует эвенкийский миф о противостоянии медведя и ворона, в котором всегда побеждает последний. Мужчины-эвенки, охотясь на медведя, использовали амулеты в виде вороньего пера или клюва, а также мазали лицо сажей, имитировали крик этой птицы. Каждая северная семья изготавливала идол-оберег с изображением своего тотемного животного, который покровительствовал мужчинам в охоте.
Сэвэкичан
Амулеты, изображающие хранителей семьи и ее благополучия. Создавались по образу женской и мужской фигуры. Эта пара оберегов изготавливалась с человеческими лицами и элементами одежды, после чего шаман вселял в них мусун — магическую силу для охраны домашнего очага. Фигурки связывались и хранились вместе. Эвенки считали, что мужская фигурка покровительствует промыслу и охоте, а женская — ведению хозяйства.
Источник
Обереги у народов сибири
Актуальность: Для научного исследования накосные украшения представляют собой особый интерес, так как помимо своей функциональности они теснейшим образом связаны с существующими практически у каждого народа собственными представлениями о волосах,
О взаимосвязи их с человеком (волосы как вместилище «души» или одной из «душ») через эти представления о человеке дают возможность выхода на всю систему традиционного мировоззрения.
Новизна темы: Сделана первая попытка обобщить существующий материал о накосных украшениях народов Сибири, в особенности якутов и выделить в нем часть культуры, которая отражает мировоззрение этноса
Цель работы: Провести сравнительно-сопоставительную характеристику накосных украшений народов Сибири.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым ставить следующие задачи:
а) Изучение особенностей накосных украшений народов Сибири;
б) Сравнение и анализ накосных украшений народов Сибири:
Культурологический анализ основан на методологии:
а) сравнительно-сопоставительного исследования накосных украшений на историко-этнографическом материале, на выявлении сходства и отличия, отражающих мировоззренческий комплекс этносов;
б) прикладной культурологии, применяя семантико-семиотический анализ для раскрытия синтактики, т. е знаковых функций декора якутских накосников.
в) Выявление символики накосных украшений
Предмет исследования: Украшения народов Сибири.
Объект исследования: Накосные украшения народов Сибири. Функция, семантика, символика.
Изученность темы — В списке литературы приведены основные работы по ювелирным украшениям. Но специальных монографических трудов, посвященных только накосным украшениям, мы не обнаружили.
В работе использованы фотоматериалы из коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, а также других музеев страны и научные издания по этнографии, истории, культурологии и искусству.
Практическая значимость: Материал данной работы может быть полезным для изучения традиционного мировоззрения и национальной культуры, декоративно-прикладному искусству в школе.
Структура исследовательской работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАКОСНЫХ УКРАШЕНИЙ
1.1. Накосные украшения народов Сибири
У всех народов мира существовало и существует до сих пор множество поверий, связанных с волосами. Многие их них сводятся к тому, что в волосах покоится сама жизнь или они являются обиталищем богов и духов, поэтому за ними следует тщательно ухаживать, всячески украшать. У многих народов в набор женского наряда и украшений включают различные накосные украшения.
Ненцы. Характерной ненецкой женской прической и одновременно и накосным украшением были так называемые ложные косы, представляющие собой овальную кожаную пластинку, обычно обтянутую красным сукном, плотно зашитую бисером, украшенную несколькими крупными медными пуговицами. К концам пластинки прикреплялись длинные матерчатые жгуты и шерстяные шнуры красного (бордового, розового) цвета. Встречаются экземпляры, где часть обмотки выполнена шнуром, сплетенным из волос. Волосы расчесывали на пробор, пластинка укреплялась на затылке, волосы сплетали в две косы вместе с матерчатыми жгутами, а затем сверху плотно обматывали шнуром (7 С. 623). Ложные косы были значительно более длинными, чем натуральные, висели ниже пояса и заканчивались обычно треугольными лопастями, из кожи, ровдуги, сукна; обычно украшались всевозможными металлическими подвесками, кольцами, цепочками, бляхами, пуговицами. Между собой, выше концов, эти косы соединялись несколькими низками бус, цепочками, тоже имеющими различные подвески (приложение 1).
Ханты и манси. Такие же, как у ненцев, ложные косы были распространены у северных хантов и манси. У обдорских хантов и термин для этой прически-украшения был ненецким. У казымцев ложные косы носили девушки, у обдорских хантов носили все – девочки, девушки, замужние женщины и старухи. Единичные сведения о ложных косах имеются и для восточных хантов, у которых ложные косы с характерной овальной пластинкой на затылке носили и мужчины. «Волосы расчесывали на пробор, собирали за ушами в два пучка и туго обматывали цветным шерстяным шнурком преимущественно красного цвета. При этом на затылке прикреплялось украшение в виде овального кусочка сукна большей частью красного цвета с пятью медными пуговицами и зашитого бисером».
Женщины и девушки южных хантов и манси также заплетали волосы в две косы, но ложных кос здесь не носили, а накосные украшения отличались тем, что делались они целиком из бисера и металлических деталей в них было гораздо меньше или не было совсем.
Косники, бытовавшие у южных хантов и манси, представляли собой подвески и ленты из бисера (нашитого на ткань или в виде ажурных сеток из бисера, нанизанного на сухожильную нить). С помощью шнурка у верхнего края косоплетки вплетались в косы и висели ниже конца косы или укреплялись в волосах у ушей. Это были разного рода кисти из низок бисера или бус с металлическими жетонами, монетами на концах, ажурные сетки из разноцветного бисера в виде лент разной длины и ширины в одной связке. Нижние края украшались металлическими подвесками-жетонами или чаще всего кисточками из разноцветных шерстяных ниток. Иногда такие косники между собой несколькими низками бисера с медными колечками, цепочками, пуговицами. Бытовали у южных угров и косники, близкие по форме к кетским, – в виде узкой расшитой бисером ленты с бисерными же кистями на концах. Средняя часть накосника помещалась на затылке, затем два конца вплетались в косы, а кисти висели ниже концов кос (приложение 2,3).
По накосным украшениям этот регион достаточно четко делится на две части – южную и северную. У ненцев (кроме их восточных групп), северных хантов и манси характерны ложные косы для женщин, а у хантов – и для мужчин. У всех групп населения на севере распространена обмотка волос шнурком (7 С. 589). Для накосных украшений показательно большое количество металла: количество металлических подвесок на украшениях явно превышает употребление бисера и бус.Для юга, напротив, характерны именно бисерные украшения, имеющие аналогии с кетскими (приложение 4).
Нганасаны. На концах женские косы украшались металлическими подвесками и бусинами. Так же украшали свои косы и мужчины. Более нарядны женские подвески из медных пуговиц, вдеваемых в косу в двух или трех местах к ушку которых на ремешках подвешиваются медные пластинки с прорезями или мелкие серебряные монеты. Подвесками могли служить и случайные предметы, почему-либо понравившиеся женщине (колесики от сломанных часов и.т.п.). Металлические подвески различной формы однотипны с подвесками ненцев, хантов, манси. У нганасан, также имеются и другого рода накосные украшения. Это две ровдужные полосы, окрашенные в красный цвет. По длине полос сделаны короткие горизонтальные прорези, а в прорези продернуты ровдужные ремешки. В образовавшиеся петли в лицевой стороне прикреплены пуговицы или продолговатые штампованные металлические пластинки. Верхние свободные концы ремешков вплетаются в концы кос. Нижние концы косников украшены фигурными металлическими штампованными и литыми подвесками, колокольчиками и соединены между собой низками бус (6 С.111).
Кеты. Накосные украшения, как и прически, были однотипны у парней и девушек. Это узкая ровдужная полоска с пуговицей на верхнем конце; нижний конец этой полоски представлял собой кисточку из трех ремешков, на которые были нанизаны бусы, бисер, металлические трубочки-пронизки. Верхний конец косоплетки вплетался в косу, нижний висел свободно (приложение 5).
Женское накосное украшение представляло собой длинную полоску материи, более широкую в средней части и сужающуюся к концам, расшитую бисером. На концы прикрепляли кольца, ровдужные кисточки. Несколько выше концов пришивалась перемычка, также украшенная бисером. Широкая часть украшения укреплялась на затылке между косами, концы до перемычки вплетались в косы, ниже перемычки свободно свисали. Орнамент на накосниках был различным у представителей разных родовых групп.
Девушки-селькупки вплетали в волосы цветные лоскутки, удлиняя этим косы: к концам кос привязывали бляхи, бусы, бубенчики. Замужние женщины также носили две косы, но никаких украшений на них не было.
Юкагиры. Юкагирские девушки носили две косы, перекинутые на спину и соединенные косником (приложение 14). Один косник представляет собой бисерную ленту, концы которой вплетены в косы, а середина свободной дугой свисает между ними; другой – ленту, нижний конец которой украшен бахромой, а верхний раздваивается и вплетается в концы кос, таким образом, соединяя их. Другой косник, бисерная лента по своей длине составлена из нескольких фрагментов. Нижний конец ее совершают несколько коротких низок бус с металлическими жетонами на концах, а к углам верхнего пришиты два ремешка с нанизанными на них бусинами; концы ремешков вплетены в косы (6 С.112).
Чукчи. Коряки. Эскимосы. У народов Северо-Востока Сибири женская и девичья прически представляют собой две тугие косы. В волосы вплетали большое количество низок разноцветного бисера и пуговицы. На затылке между косами укреплялась прямоугольная перемычка из ткани, или может быть, из кожи, украшенная нашитыми в один или в два ряда пуговицами, концы перемычки украшены свободно свисающими низками бисера.
Эвенки. Женское украшение к косам представляет собой подвеску в виде продолговатой полоски кожи, плотно зашитой бисером, с металлическими подвесками или кисточками из лоскутков ткани (7 С.723). К верхним углам ленты пришиты тесемки, вплетавшиеся в концы кос. У девушек бытовали кроме того, косники в виде кистей из низок бус, соединенных медными кольцами. Верхний конец такого косника при помощи тесемки из кусочков кожи вплетался в волосы (приложение 6)..
Народы Амура. Накосные украшения народов Амура представлены несколькими видами. Первый – это широко распространенные в Сибири разного рода подвески из низок бус, бисера, металлическими кольцами, бляшками, монетами или нитяными кисточками на концах, прикреплявшиеся к подкладке свернутой косы или вплетавшиеся в ее конец. Такие подвески в качестве составного элемента могли включать и зубы или когти животных. Второй вид – украшения на тканевой основе – это нанайское девичье украшение «афи» – вытянутый четырехугольник из ткани на жесткой основе, расшитый бисером, мелкими пуговицами, раковинами каури (приложение 7). С помощью завязок у верхних углов украшение прикреплялось на затылке между сложенными косами. Нивхское украшение для косы девочки представляет собой продолговатый треугольник из ткани, по лицевой стороне которого нашиты пуговицы, китайские монеты, металлические бляшки. К острому верхнему концу украшения пришиты две завязки.
Буряты. Девичьи накосные украшения «сажа». Основу этого украшения составляла проклеенная в несколько слоев ткань или кусок твердой почти не выделанной кожи, обтянутой тонким красным сукном. На эту основу пришивали или прикрепляли ряды коралловых бус с металлическим ободком– шураг саажа, посеребренные металлические подвески различной формы – тумер саажа, густо нашитые крученые шелковые нити — yhen саажа. Верхний конец уьен сажа венчался посеребренной пластинкой, нижний – кистями из техже нитей. Прикреплялась саажа к свободно висящим на спине кистями из тех же нитей. Это украшение, особенно вариант « yhen саажа», близко якутскому женскому украшению и имеет много общего с хакасским «нинчи» (6 С.117).У бурятокбыло распространено увеличение кос (удлинение и утолщение) за счет вплетенияв них волос из конского хвоста; все вместе крепилось широкими лентами серебрянымии медными лентами. Носили также искусственные косы, сплетенные из шелковых нитей. К концу их подвешивали пластины четырехугольной формы с рельефным узором и шестью коралловыми вставками. К нижнему концу искусственной косы прикреплялись бусы, обрамленные в характерные конусообразные колпачки.
У восточных бурят подобно монголам-ойратам, женские косы убирались в чехлы «шэбэрэл», сделанные из бархата, с серебряными и коралловыми украшениями. В основании кос, убранных в чехлы, вплетались Г-образные металлические стержни (туйба), которые обертывались сверху тесьмой. Видимый конец туйба украшался припаянным серебряным, иногда золотым шариком. В некоторых случаях он имел вид богато орнаментированной пластины. В торжественные дни к туйба подвешивались многочисленные цепочки и подвески (приложение 9).
Бурятские женщины и девушки пользовались разнообразными подвесками: плоские серебряные круглые подвески с вделанными в центр монетами, а также коралловые бусы – излюбленное украшение кос. Кроме того, следует отметить бытование такого своеобразного украшения, как «подхваты для кос» в виде жесткой матерчатой основы с прикрепленными к ней коралловыми бусинами, украшенными конусообразной серебряными навершиями.
Хакасы. У хакасов можно выделить в два основных вида наносных украшений. Первый вид представлен различного рода кистями (пос чачак): из бисера, часто с кусочками перламутра, бусинами, металлическими бляшками или монетами на концах, это также кисти из волосяных шнурков с бисером, раковинами каури на концах (6 С. 118). Одним из вариантов кисти были украшения в виде довольно длинных низок коралловых бус (или просто бусин красного цвета), чередующихся с кусочками перламутра разнообразной формы, и с бисерной кистью на конце. Верхняя часть кистей обычно сплеталась в виде волосяной косички и вплеталась в конец косы, а само украшение являлось как бы продолжением косы. Этот вид украшений носили как женщины, так и девушки.
Второй вид — праздничное девичье украшение нанчи (нинчи) – представляет собой четырехугольный, довольно большой (13×13, 14×14 см) кусок кожи или другого плотного материала, обтянутый тканью и плотно зашитый крупными и мелкими перламутровыми пуговицами, бисером, коралловыми бусинами. С внутренней стороны пластины прикреплялось несколько волосяных шнуров, которые вплетались в косы (приложение 10).
Алтайцы. Первый вид алтайских накосных украшений, характерный для южных алтайцев, представлен кистями и имеет много общего с аналогичным видом хакасских украшений. Это «чач-пууш» – три сплетенные из женских или конских волос косички, переходящие в кисти из тонких витых волосяных жгутов (до 100 штук в каждой кисти) с раковинами каури, монетами или пуговицами на конце каждого жгутика (приложение 11).
«Чач-пууш» – девичье украшение. В день свадьбы к одному из жгутиков привязывают специфическое украшение «тана» – кружок в 1,5 – 3 см. диаметре из кости, рога, перламутра, фаянса, с отверстием в центре. После свадьбы чач-пууш не носили, а «тана» женщины наряду с другими украшениями подвешивали непосредственно к косе.
Накосные украшения девушек добрачного возраста делались и в виде кистей из разноцветного бисера, а также раковинами каури на концах бисерных низок. В косы также вплетались кисти из хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных нитей, подвешенных на низках бус или золотистых шнурах с плетеными узлами.
Второй вид накосных украшений также распространен среди южных групп алтайцев. Это парный косник для двух женских кос в виде нанизанных на тонкие кожаные ремешки связок раковин каури, чередующихся с медными кольцами, и с металлической лирообразной подвеской на нижнем конце; на верхнем же часто имеется пуговица. Верхние концы косников с помощью тесемок вплетались в косы, переброшенные на грудь. Обычно при ношении нижние концы косников соединялись между собой перемычкой.
Третий вид представлен украшением для женских кос в виде нескольких разной длины низок бус, подвешенных между металлическими кольцами, или треугольными кусочками кожи, украшенными раковинами каури с помощью шнурков украшение вплеталось в концы кос и свободно цепью спускалось между ними до талии.
Четвертый вид – накосные украшения в виде бахромы. Он представлен украшениями из ткани и бисера; перемычка из ткани, к верхнему краю которой пришиты петли (по числу девичьих косичек), а к нижнему – свободно свисающая бахрома из низок бисера с раковинами каури на концах (приложение 12).
Более широкое распространение, вероятно, имело украшение в виде свисающей с кожаной перемычки бахромы из тонких полосок кожи с нашитыми на них связками раковин каури и медных колец по используемым материалам и технике выполнения аналогично женскому украшению кожагай у южных алтайцев (приложение 13). Женские и девичьи украшения отличались количеством ремешков, отходящих от верхнего края перемычки соответственно количеству кос. Украшение для девушек брачного возраста состояло из пяти квадратиков материи унизанных раковинами каури, чередующихся с пятью связками бус из восьми параллельных нитей. последняя связка бус, которыми оканчивалось это украшение, была вдвое длиннее остальных, и каждая низка этой связки завершалась раковинами. Это украшение вплеталось в две средние косички на затылке и спускалось через всю спину до самых пят (6 С. 120).
Шорцы. Традиционные прически и накосные украшения близки к алтайским. У шорцев, так же как у северных алтайцев, девушки носят нечетное количество кос и украшают их «тяжелыми подвесками из раковин каури и бус», а также бусами, маленькими медными колокольчиками и.т д.
Тувинцы. Характерным украшением была чавага которая добавлялась к уже описанным украшениям во время обряда «тухтепа» и являлась принадлежностью свадебного костюма. Представляет собой декорированные серебряные или посеребренные железные пластины под прямоугольной или трапециевидной формы с полукруглым верхним краем. Их узор обычно включил завитки, многолепестковые розетки, нередко в сочетании с вставными камнями и эмалью, снизу к пластинке чавга подвешивали несколько рядов низок бус, крученую проволоку, шнурки из плетеных черных или цветных нитей.
Якуты. В эту группу украшений входят накосники, косоплетки, «защепки», гребенки. У якутов косоплетки «баттах еруутэ», «киистэ» и «суьуох симэ5э» считались украшениями девочек, девушек и молодых женщин. Девушки обычно носили длинные волосы, заплетенные в одну косу.
Накосники достаточно разнообразны по форме и характеру оформления. Существовали и такие их виды, которые состояли издлинных кожаных ремешков, нанизанных цветными бусами, стеклярусом, мелкими трубочками и в конце какой-либо металлической бляхи. Бляхи обычно различной формы: трапециевидные пластины из серебра, орнаментированные богатой гравировкой, бляшки лировидной формы, пластинки в виде миниатюрного медного лучка, коньков и другое.
Якутским девочкам косу туго перевязывали узким ремешком и украшали серебряными бляшками и трубочками, также разноцветными бусами. Обычным украшением косы девушек и девочек были одна или несколько трапециевидных пластиной «суьуох киистэ» (3 С. 50).
Для кос девочек 5-10 лет бывают различной формы подвески из серебра и меди ажурной работы, гравированные, с разноцветными бусами. Иной вид имеет подвеска для роста волос: из плотной ткани в форме вытянутого треугольника, на которую нашиты металлические ажурные подвески.
Девичья подвеска представляет собой ровдужный ремешок, на верхний конец которого нашито несколько серебряных жетонов. Нижний конец ремешка продет в чеканную трубочку, из которой кистью спускаются четыре низка бус, чередующиеся с металлическими трубочками. На концах низок – три колокольчика. Подвески вплетались в косу при помощи ровдужного ремешка.
В работе Р. Маака имеется интересное сообщение о накосных украшениях вилюйских якутов. Описывая накосник, он называет его почему-то « кэлин кэбисэр»: «К задней части обруча прикрепляется так называемая косоплетка, привязываемая к косе, которая у якутов обыкновенно не длинная». Вполне возможно, что вилюйские якуты накосные украшения такого типа иногда называли « кэлин кэбисэр», но все-таки как оно, будучи накосником, прикрепляется к гривне, не совсем понятно. Скорее всего, автором фиксирован нетипичный случай, поскольку массивное накосное украшение, состоящее из множества металлических пластин и бус, не оттягивало косу, для удобства женщины могли дополнительно прикрепить его к шейным гривнам (7 С. 304).
Женские накосные украшения упоминаются в литературе под названием косоплетки. Косоплетка привязывается к косе, прикрепляется к задней части шейного обруча и свисает до крестца. Косоплетки очень разнообразны, обычно тонкой работы. Они составлялись из подвешенных на ровдужный ремешок различной формы и в разных сочетаниях многочисленных металлических (серебряных) ажурных, украшенных гравировкой пластинок, подвесок, часто перемежающихся низками бус, чередующихся с металлическими разной величины трубочками. Прямых аналогов якутским косоплеткам в Сибири нет (6 С. 230).
Итак, изучив накосные украшения народов Сибири можно сделать следующие выводы:
Накосные украшения являются обязательным элементом традиционной одежды, тесно связанной в свою очередь со всем комплексом традиционной материальной и духовной культуры у большинства народов Сибири.
Накосные украшения, несмотря на большое разнообразие, имеют ряд общих черт.
Украшения в основном носили молодые девушки и незамужние женщины.
ГЛАВА 2. НАКОСНЫЕ УКРАШЕНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИЯ И СИМВОЛИКА
2.1. Типы накосных украшений.
Накосные украшения, как и другие виды накосных украшений, несут в себе обширный комплекс функций, часто трудно отделимых друг от друга. Утилитарное назначение накосников, как явствует из собственного названия их, было украшение человека в соответствии с эстетическими воззрениями этноса, а также, в ряде случаев, необходимость поддерживать прическу в определенном состоянии. Помимо этого, накосные украшения, несли в себе функцию маркирования половой дифференциации и социально-возрастного статуса человека. Вообще же прическа (так же как одежда, набор украшений) более или менее строго регламентировалась традицией и зависела от половой, социально-возрастной принадлежности. Наиболее строго традиция определяла прическу девушек-невест и женщин детородного возраста.
У множества народов существуют различные виды накосных украшений и имеют свое значение, функцию и название.
Некоторые названия накосных украшений народов Сибири
Источник