- 1. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е? Оберега..мый, омыва..мый, расста..вший Усыпля..мый, кле..вший,овева..мый Озлобл..нный,броса..мый,чита..мый Брос..вший, называ..мый, увид..нный
- Задание #1 В каком количестве случаев в суффиксах причастий должно писаться е? Выписать данные причастия. взвеш. нный товар, оберега. мый от невзгод сын, завис. мый от похвалы человек, вылеч. нный больной, кача. мые ветром лепестки цветов, истрач. нные понапрасну годы, смеш. нные с изюмом орехи. ___________________________
- 1. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е? Оберега..мый, омыва..мый, расста..вший Усыпля..мый, кле..вший,овева..мый Озлобл..нный,броса..мый,чита..мый Брос..вший, называ..мый, увид..нный
- § 20. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
1. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
Оберега..мый, омыва..мый, расста..вший
Усыпля..мый, кле..вший,овева..мый
Озлобл..нный,броса..мый,чита..мый
Брос..вший, называ..мый, увид..нный
2. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква?
К цветущ..й акации, о наступающ..й осени, перед разваливш..мся зданием
К улыбающ..йся девочке, в подъехавш..м автобусе, о блестящ..м таланте
О состоявш..мся экзамене, о сражавш..мся отряде, перед открывш..мся окном
Кусочки пахуч..ей рыбы, в син..м халате, чарующ..м звучанием
3. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
Крас..щий, колебл..щийся, зеленее..щийся
Маш..щая,слыш..щая,рокоч..щий
Череду..щиеся,чувству..щий, стел..щимся
Барабан..щий, шеству..щий,пен..щихся
4. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется раздельно?
Книги (не)сложены, (не)тронутый снег, (не)выспавшийся утром ребенок
(Не)тронутый снег, (не)доумевающий взгляд, еще (не)оконченный путь
(Не)выполненная вовремя работа, окна (не)вымыты, (не)прочитанная, а просмотренная книга
(Не)гре..щее солнце, (не)видимый на фоне леса, (не)годующий возглас
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В степи(1) расположенной по соседству с пустынными песками(2) в полдень(3) находилось большое стадо овец(4) улегшихся на отдых.
1,2,4 2. 1,2,3,4 3. 1,4 4. 1,2
6. В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка?
Подгоняемая лодка неслась по реке ветром.
Тысячи звуков смешивались в длинный скачущий гул.
Мы медленно пробирались по узкой, заросшей травой лесной тропинке.
Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.
Мы разместились в доме, который был построен лесником.
Туристы пришли к реке, которая переливалась всеми цветами радуги.
Каменистое дно поросло пышными подушками зеленого мха, который мягко пружинит под ногами.
Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.
Прочитайте текст и выполните задания 8-10
(1)Утром, когда багровое солнце только поднималось над задымленным городом, с передовыми частями мы въехали в Орел. (2) Командир полка, первым ворвавшегося в Орел, и его заместитель ехали впереди на усталых, лоснящихся от пота конях. (3) Пехотинцы, с которых еще не схлынуло упоение только что отшумевшего боя, густо покрытые пылью и пороховой гарью, измученные, но счастливые, в просоленных потом гимнастерках шли, как на параде, четко отбивая шаг. (4) Каждый из них в эту минуту заслуженно чувствовал себя героем.
(5) Полк шел к центру Орла. (6) Сколько сцен, трагических и радостных, патетических и забавных, сцен, которых никогда не забудешь, можно было наблюдать на пути полка, шагавшего по улицам только что освобожденного города. (7) Пожилая женщина, державшая на руках большеголового с восковым личиком ребенка, улыбалась и плакала, стоя на перекрестке. (8) Девушки бросали под ноги бойцам цветы. (9) Какая-то седая женщина в бурых лохмотьях выбежала из калитки, несколько мгновений стояла как вкопанная, глядела на проходивший полк, потом ее лицо озарилось радостью. (10) Тут же на мостовой она упала на колени и часто-часто закрестилась на покосившийся купол взорванной немцами церкви. (11) Какая-то женщина, с виду учительница или врач, поставила на перекрестке стол, покрытый белоснежной скатертью, и предлагала красноармейцам воду. (12) Их отовсюду звали зайти отдохнуть, предлагали постирать белье, починить одежду.
8. Из предложений 10-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
_______________________________________________________________________________________
9. Из предложения 10 выпишите причастный оборот.
_______________________________________________________________________________________
10. Среди предложений 2-4 найдите такое, в котором нет причастного оборота.
______________________________________________________________________________________
11.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы причастий.
Услыш…нный разговор, выкач…нная бочка, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, разве…нные ветром, постро. нный дом, взлеле. нное дитя.
Колебл. мый, озаря. мый, слыш…мый, рекоменду…мый, дремл. щий, стел…щийся, ла…щий, бор. щийся, кле…щий, стро. щийся.
12.Раскройте скобки, выбрав слитное или раздельное написание НЕ с причастиями.
(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение; задача (не) решенная, а только начатая; неприятель (не) обнаружен; (не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не) сжатая рожь; телефон (не) отремонтирован; еще (не) доделанная работа; (не) проходимые леса; (не) забываемое впечатление, (не) проницаемые сумерки; (не) видимое солнце; (не) освещенные солнцем.
Источник
Задание #1
В каком количестве случаев в суффиксах причастий должно писаться е? Выписать данные причастия.
взвеш. нный товар, оберега. мый от невзгод сын, завис. мый от похвалы человек, вылеч. нный больной, кача. мые ветром лепестки цветов, истрач. нные понапрасну годы, смеш. нные с изюмом орехи.
___________________________
Задание #2
Верно ли все следующие утверждения?
1. Правописание суффиксов причастий -ащ (-ящ), -ущ (-ющ) определяется спряжением глагола, от которого образованы причастия.
2. Правописание -а или -е перед н в суффиксах страдательных причастий определяется окончанием основы глагола.
3. В том случае, если основа глагола заканчивается на -и, в суффиксе страдательного причатия перед -н мы пишем -е.
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) Да 2) Нет
Задание #3
Выберите ряды, в которых нет ни одной ошибки.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) успокоенный мамой ребенок; видемый в тумане парус; хорошо организованная встреча
2) прожданые напрасно годы, построенный дом, кованый ларец,
3) свежемороженые овощи, неслыханное происшествие, навешанное повсюду белье
4) утомленный путешественник, нерешенная задача, незваный гость.
Задание #4
Выберите отглагольные прилагательные
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) взвешенное и продуманное решение
2) взвешенные продавцом конфеты
3) стираная рубашка
4) стреляный воробей
5) изпачканные руки
Задание #5
Ученица седьмого класса в одном из форумов написала: «На этот спектакль было интересно смотреть. Манеры актеров там были очень изысканы». В ответ ее подняли на смех: «И кто же изыскал для актеров такие манеры?». В чем ошиблась ученица? Правильно запишите слово, в котором она сделала ошибку.
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #6
Выберите ряды, в которых все причастия пишутся с НЕ раздельно.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) не. занятое место, никем не. любимый ребенок, вещи не. собраны
2) почти не. поврежденное стекло, не. разогретый ужин, не. зажжённый фонарь.
3) не. растворившийся в стакане сахар; не. сосредоточенный, а мечтающий о каникулах ученик,
4) не. освоенная территория, не. обустроенное жилье, не. принятый закон
Задание #7
В каких примерах е и ё после шипящих написаны верно?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) оглушенный
2) обречённый
3) обозначённый
4) окрашенный
Задание #8
Сопоставьте правильно и расставьте запятые в предложениях
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) одна запятая
2) две запятые
3) запятые не нужны
__ Лейтенант вдохновленный успехом обдумывал положение спокойно и деловито.
__ Дувший со всех сторон ветер иногда усиливался
__ Утомленные хлопотами последних дней мы очень скоро уснули.
__ Медведь уходит яростно преследуемый собакой
Задание #9
Ученик седьмого класса получил задание составить предложение с причастными оборотами. Но позабыл правило и наделал ошибок. Выступите в роли учителя и отметьте предложения с ошибками.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Вышедший утром, отряд прошел уже четыре версты.
2) Я закрыл глаза и заснул, утомлённый длинной речью.
3) Тишина комнат, нарушаемая пением доносившимся с нижнего этажа, нагоняла зевоту.
4) Обычным кормом птиц являются полярные мыши живущие, зимою под снегом.
Задание #10
Выберите предложение, в котором нет ни одной ошибки.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Туристы подошли к избушке расположенной на опушке леса.
2) Броски баскетболистов, впервые вышедших на поле, были точны и уверенны.
3) Ученик думал, о еще не прочитанном художественном произведении.
4) К трем часам дня они увидели холм, почти незаросший папоротником.
Источник
1. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
Оберега..мый, омыва..мый, расста..вший
Усыпля..мый, кле..вший,овева..мый
Озлобл..нный,броса..мый,чита..мый
Брос..вший, называ..мый, увид..нный
2. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква?
К цветущ..й акации, о наступающ..й осени, перед разваливш..мся зданием
К улыбающ..йся девочке, в подъехавш..м автобусе, о блестящ..м таланте
О состоявш..мся экзамене, о сражавш..мся отряде, перед открывш..мся окном
Кусочки пахуч..ей рыбы, в син..м халате, чарующ..м звучанием
3. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
Крас..щий, колебл..щийся, зеленее..щийся
Маш..щая,слыш..щая,рокоч..щий
Череду..щиеся,чувству..щий, стел..щимся
Барабан..щий, шеству..щий,пен..щихся
4. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется раздельно?
Книги (не)сложены, (не)тронутый снег, (не)выспавшийся утром ребенок
(Не)тронутый снег, (не)доумевающий взгляд, еще (не)оконченный путь
(Не)выполненная вовремя работа, окна (не)вымыты, (не)прочитанная, а просмотренная книга
(Не)гре..щее солнце, (не)видимый на фоне леса, (не)годующий возглас
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В степи(1) расположенной по соседству с пустынными песками(2) в полдень(3) находилось большое стадо овец(4) улегшихся на отдых.
1,2,4 2. 1,2,3,4 3. 1,4 4. 1,2
6. В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка?
Подгоняемая лодка неслась по реке ветром.
Тысячи звуков смешивались в длинный скачущий гул.
Мы медленно пробирались по узкой, заросшей травой лесной тропинке.
Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.
Мы разместились в доме, который был построен лесником.
Туристы пришли к реке, которая переливалась всеми цветами радуги.
Каменистое дно поросло пышными подушками зеленого мха, который мягко пружинит под ногами.
Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.
Прочитайте текст и выполните задания 8-10
(1)Утром, когда багровое солнце только поднималось над задымленным городом, с передовыми частями мы въехали в Орел. (2) Командир полка, первым ворвавшегося в Орел, и его заместитель ехали впереди на усталых, лоснящихся от пота конях. (3) Пехотинцы, с которых еще не схлынуло упоение только что отшумевшего боя, густо покрытые пылью и пороховой гарью, измученные, но счастливые, в просоленных потом гимнастерках шли, как на параде, четко отбивая шаг. (4) Каждый из них в эту минуту заслуженно чувствовал себя героем.
(5) Полк шел к центру Орла. (6) Сколько сцен, трагических и радостных, патетических и забавных, сцен, которых никогда не забудешь, можно было наблюдать на пути полка, шагавшего по улицам только что освобожденного города. (7) Пожилая женщина, державшая на руках большеголового с восковым личиком ребенка, улыбалась и плакала, стоя на перекрестке. (8) Девушки бросали под ноги бойцам цветы. (9) Какая-то седая женщина в бурых лохмотьях выбежала из калитки, несколько мгновений стояла как вкопанная, глядела на проходивший полк, потом ее лицо озарилось радостью. (10) Тут же на мостовой она упала на колени и часто-часто закрестилась на покосившийся купол взорванной немцами церкви. (11) Какая-то женщина, с виду учительница или врач, поставила на перекрестке стол, покрытый белоснежной скатертью, и предлагала красноармейцам воду. (12) Их отовсюду звали зайти отдохнуть, предлагали постирать белье, починить одежду.
8. Из предложений 10-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
_______________________________________________________________________________________
9. Из предложения 10 выпишите причастный оборот.
_______________________________________________________________________________________
10. Среди предложений 2-4 найдите такое, в котором нет причастного оборота.
______________________________________________________________________________________
11.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы причастий.
Услыш…нный разговор, выкач…нная бочка, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, разве…нные ветром, постро. нный дом, взлеле. нное дитя.
Колебл. мый, озаря. мый, слыш…мый, рекоменду…мый, дремл. щий, стел…щийся, ла…щий, бор. щийся, кле…щий, стро. щийся.
12.Раскройте скобки, выбрав слитное или раздельное написание НЕ с причастиями.
(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение; задача (не) решенная, а только начатая; неприятель (не) обнаружен; (не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не) сжатая рожь; телефон (не) отремонтирован; еще (не) доделанная работа; (не) проходимые леса; (не) забываемое впечатление, (не) проницаемые сумерки; (не) видимое солнце; (не) освещенные солнцем.
Источник
§ 20. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Рассмотрите таблицу. От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) (от глаголов I спряжения) и -им- (от глаголов II спряжения).
117. Сначала выпишите страдательные причастия, образованные от глаголов I спряжения, затем-от глаголов II спряжения. В причастиях выделите суффиксы и окончания. • Какие из причастий являются специальными словами? • Назовите виды орфограмм на месте пропусков.
Нагреваемый металл, к склоняем..м существительным, к едва видим..му лесу, о множим..м числе, управляем..м снарядом, обрабат..ваемое изделие, выч..таемые числа, разр..заемую катером гладь реки, на пр..поднимаем..м со дна реки якор. сост..вляемый на год план.
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем- и -им- пишется: 1) буква е, если причастие образовано от глагола I спряжения; 2) буква и, если причастие образовано от глагола II спряжения.
Применяя данное правило, рассуждайте так: оберега..мый участок — причастие оберега..мый образовано от глагола оберегать I спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву е: оберегаемый участок, вид..мые звёзды — причастие вид..мые образовано от глагола видеть II спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву и: видимые звёзды.
118. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке). Составьте два сложных предложения с причастиями.
Подразум..вать, слышать, погружать, св..рять, по..держивать, выч..слять, пр..возить, пересылать, объ..влять, об..регать.
119. Раскрывая скобки, образуйте словосочетания «причастие + существительное» и запишите их. Суффиксы страдательных причастий выделите.
Уважа..мый (коллектив), изуча..мый (школьники), ободря..мый (товарищ), обурева..мый (жажда деятельности), приготовля..мые (школьник), приглаша..мый (собрание), оберега..мый (сырость), движ..мый (чувство сострадания).
120. Выразите мысль более сжато. Для этого замените сложное предложение простым с причастным оборотом по образцу. Если нужно, измените падеж зависимого слова в причастном обороте. После такой замены афоризм будет употреблён в той форме, какую использовал его автор. Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Расставьте запятые. Обозначьте суффиксы причастий. Над действительными причастиями надпишите букву д., над страдательными — с.
Образец. Твёрдая воля — это победа, которая ежеминутно одерживается над инстинктами, над влечениями. (По О. Бальзаку) — Твёрдая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями. (О. Бальзак)
1. Упрямство есть слабость, которая имеет вид силы. (По В. Жуковскому) 2. Скромность, которая хвастается своей скромностью, — это уже не скромность, а высокомерие. (По И. Бехеру) 3. Честь — это награда, которая присуждается за добродетель. (По Аристотелю) 4. Совесть — это память общества, которую усваивает отдельное лицо. (По Л. Толстому)
121. Замените действительные причастия страдательными и запишите получившиеся выражения. Обозначьте условия выбора букв е и и в суффиксах причастий -ем- и -им-.
Образец. Ученики, выполняющие упражнения — упражнения, выполняемые (выполнять, I спр.) учениками.
1. Ветер, колеблющий листья. 2. Туман, покрывающий долину. 3. Стрелок, видящий цель. 4. Солнце, освещающее вершины гор. 5. Море, омывающее скалы.
122. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте морфемы в действительных и страдательных причастиях настоящего времени. Назовите виды орфограмм на месте пропусков.
1. Небо украшено узорами сверка..щих звёзд. 2. Два подростка невид..мые в сумерках спутывали лошадей. 3. Густой, бурый дым выбрасыва..мый паровозом тянется над лесом. 4. Успокаивается море ласка..мое восходящими лучами солнца. 5. Мы пр..ближаемся к молу охраня..щему вход в гавань от ра..ярённых волн. 6. Красиво алеет з..ря, разливаясь по пен..щейся шири ок..ана.
123. С двумя любыми сочетаниями слов составьте предложения с прямой речью.
Разв..веющийся стяг, разв..вающееся государство, колыш..щееся пламя костра, стел..щийся туман, стру..щаяся вода, роз..веющая полоска неба, пр..ближающ..гося утра, сморщ..вшийся гриб, пахн..щая земляникой полянка, зажмуривш..гося мальчика, увя..ший цветок, ненавид..вший неправду, не прик..савшегося к краскам, нач..нающий художник, сверка..щих звёзд, клокоч..щее море.
Источник