Программа «Оберег» Автор Е. Г. Боронина Программа предназначена для
Программа «Оберег» Автор Е. Г. Боронина Программа предназначена для комплексного изучения фольклора в детском саду с детьми от 2 до 7 лет. Особенностью программы является ее интегративность, объединяющая различные элементы учебно-воспитательного процесса (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительная деятельность) и обеспечивающая «проживание» фольклора, его «прорастание» в жизнь ребенка.
Слайд 11 из презентации «Приобщение дошкольников к народной культуре»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Приобщение дошкольников к народной культуре.ppt» можно в zip-архиве размером 1527 КБ.
Народные песни
«Русские песни» — Похоронные. Лирические не обрядовые песни. Русская народная песня отражает характер народа. Музыка любой страны обладает неповторимыми чертами. Когда – то хороводные песни имели магическое, заклинательное значение. Лирические песни, как и игровые, изначально были связаны с обрядом. Русские народные.
«Свадебные обрядовые песни» — Предсвадебные гадания. Дружка. Молодечник. Девичник. Обряд расплетания . Формирование традиционного русского свадебного обряда. Гостей усаживали за стол с песней. Невеста. Свадебное гуляние. Отрывок. Предсвадебные и свадебные обрядовые песни. Свадьбы. Значение обрядов. Этапы традиционного свадебного ритуала.
«Обрядовые песни» — Что способствовало созданию обрядовой песни. Выводы о целях и задачах. Характерные черты русской народной музыки. Причины возникновения обрядов. Что такое музыкальный фольклор. Описание задачи исследования. Гипотеза. Цель исследования. Используемые рессурсы. Обрядовые песни — это часть музыкального фольклора.
«Песни» — Какими чувствами проникнута песня? Вся жизнь русского человека от рождения до смерти сопровождалась песней. Изучением песен занимались А.Н.Веселовский, А.Х.Востоков, В.Я.Пропп. Бурлацкие Рекрутские Разбойничьи Ямщицкие. Особенно активно собиранием исторических и лирических песен заинтересовались на рубеже 18-19 веков.
«Русские народные песни» — Народные инструменты. Едем в фольклорную экспедицию. Девиз проекта: «Прелесть русского фольклора». Золотые, удалые – ох, простецкие, Песни русские живые молодецкие!». Задачи: Обучающая -усвоение новой информации. Аудитория напоминает убранство русской избы. Ой лёли, лёли зима холодна, В гости в вам пришла коляда».
«Татарская народная песня» — В музыковедческой литературе татар иногда называют «северными мусульманами». Мои двоюродные сестренки… Баит (б?ет) – очень древний жанр музыкального фольклора. В 2003 году в нашей гимназии основался вокальный ансамбль “Эн?е б?ртекл?ре”. Социальный опрос Знаете ли вы татарские народные песни?
Всего в теме «Народные песни» 16 презентаций
Источник
Елена Германовна Боронина
Эксперт по образовательным программам сектора актуализации Центра русского фольклора ГРДНТ им. В.Д. Поленова, кандидат педагогических наук, заместитель заведующего Кафедры народной художественной культуры МГИК, руководитель детской фольклорной студии «Оберег» ГБПОУ «Воробьевы горы»
Контакты
E-mail: eboronina@list.ru
Образование
Московский государственный институт культуры, специальность «преподаватель хоровых дисциплин (народный хор)»
Награды
Медаль «В память 850-летия Москвы», Медаль «Ветеран труда»
Отраслевые звания: Почетный работник среднего специального образования
Лауреат международной премии «Имперская культура» Союза писателей России, (2014 г.)
Лауреат международных музыкальных конкурсов (2010, 2012) и фольклорных фестивалей (2000-2014) (Россия, Литва, Латвия, Швеция, Франция, Италия, Германия, США)
Основные публикации
Детский фольклор. Частушки / Ред. В.М. Гацак, вст. статья, сост., коммент. Т.М. Ананичевой, Е.Г. Борониной, А.Н. Мартыновой, М.Ю. Новицкой, Е.А. Самоделовой. Серия «Фольклорные сокровища Московской земли». Т. 4. М.: Наследие, 2001.
Боронина Е.Г. Музыкальный фольклор как комплексная программа приобщения детей 5-7 лет к традиционной народной культуре // Искусство и образование. 2006. № 4. С. 52–61.
Боронина Е.Г. О программе приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре // Традиционная культура. 2006. № 3 (23). С. 97–100.
Боронина Е. Субботинские проходочки // Вестник Российского фольклорного союза. 2002. № 1. С. 8-13; № 2. С. 43–47.
Боронина Е.Г. Подмосковная Троица. Участие детей в праздничном действе // Игры и праздники Московии. Вып. 2. Научное и программно-методическое издание / сост. Е.В. Борисов, С.В. Григорьев. Под. Ред. Е.В. Борисова. М.: ЛО «Московия», 2002. С. 81–87.
Боронина Е.Г Обрядовый фольклор Восточного Подмосковья в записях последних лет // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы III-й Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» В 2-х тт. Т.1. М.: Издательский дом «Таганка» МГОПУ, 2004. С. 5–11.
Боронина Е.Г. Музыкальный компонент семицко-троицкой обрядности Восточного Подмосковья // Фольклор: современность и традиция. материалы третьей международной конференции памяти А.В. Рудневой / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Сб. 48). М., 2004. С. 294–308.
Боронина Е.Г. Традиционный детский фольклор Подмосковья // Гуслицы. Историко-краеведческий альманах. М., «Транзит», 2005. С. 121–125.
Боронина Е.Г. Духовные стихи в воспитании детей дошкольного возраста // Традиционная народная культура в современном воспитании детей. Опыт. Проблемы. Перспектива / Сборник материалов научно-практической конференции (ВГПУ, 8 апреля 2005 г.) Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2005. С. 78–83.
Боронина Е.Г. Троицкие народно-песенные традиции восточного Подмосковья // Музыка в школе. 2006. № 4. С. 18–28.
Боронина Е.Г. Музыкальный фольклор как комплексная программа приобщения детей 5-7 лет к традиционной народной культуре // Искусство и образование. 2006. № 4. С. 52–61.
Боронина Е.Г. Этномузыкальная студия на Воробьевых горах // Музыка в школе. 2006. № 4. С. 29–33.
Боронина Е.Г. Основы этномузыки — учебный курс для будущих педагогов. // Музыка в школе. 2006. № 4. С. 33–37.
Боронина Е.Г. Традиционный материнский фольклор Восточного Подмосковья (интонационный аспект) // Русское литературоведение на современном этапе. Материалы V Международной конференции. В 2-х тт. Т. 1. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. С. 11–15.
Боронина Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: Автореф. … канд. пед. наук. М.: 2007.
Боронина Е.Г. Традиционная народная культура как художественно-педагогическая система // Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Вып. 4. / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук, проф. Л.А. Рапацкая. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. С. 60–63.
Народные праздники в приобщении детей 6-9 лет к традиционной народной культуре // Музыка в школе: Научно-методический журнал. 2007. №5. С. 38-41.
Боронина Е.Г. Играем свадебку. Научно-методическая разработка // Музыка в школе. 2008. №2. С. 46–52.
Боронина Е.Г. Танцевальный фольклор Восточного Подмосковья // Русское литературоведение на современном этапе. Материалы VI Международной конференции. В 2-х тт. Т. 1. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. C. 6–8.
Боронина Е.Г. Традиционный материнский фольклор Восточного Подмосковья в записях последних лет // Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сборник докладов. Том IV. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. С. 71–80.
Боронина Е.Г. О новой специализации МГГУ им. М.А. Шолохова «Этномузыкология в контексте педагогического образования» // Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Вып. 5. / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук, проф. Л.А. Рапацкая. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. С. 89–92.
Боронина Е.Г. Этнокультурологическое исследование фольклора в контексте традиционной народной культуры // Культура. Образование. Педагогика искусства: Сборник научных трудов. Вып. 5. / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук, проф. Л.А. Рапацкая. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. С. 9397.
Боронина Е.Г. Педагогические условия приобщения старшеклассников к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора // Современные проблемы музыкальной педагогики высшей школы: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск III. Преподавание сольного пения и вокально-хоровых дисциплин / Под науч. ред. И.Ю. Алиева. М.: РИТМ, 2008. С. 176–105.
Боронина Е.Г. Подготовка специалистов в области музыкального фольклора // Вопросы музыкального образования: Сборник научных трудов. Вып. 4. 2010. С. 240–247.
Боронина Е.Г. Основы этномузыки: Дополнительная образовательная программа профессиональной переподготовки. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.
Боронина Е.Г. Методика работы с детским фольклорным коллективом: Учебно-методическое пособие. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.
Боронина Е.Г. Музыкальный компонент духовных стихов Подмосковья: традиции на рубеже веков // Инновационные формы деятельности в сфере культуры, образования и досуга современной России: сборник научных трудов/ отв. ред. Г.А. Аванесова, И.А. Купцова. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. С. 127–136.
Боронина Е.Г. Комплексное изучение музыкального фольклора как ведущий научно-исследовательский метод // Вопросы музыкальной культуры и образования. Сборник научных трудов. Вып. 9. М.: РИЦ МГГУ им М.А. Шолохова, 2012. С. 39–47.
Боронина Е.Г. Традиционная московская песня в исполнении молодежного фольклорного ансамбля // Вопросы музыкальной культуры и образования: Сборник научных трудов. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. С. 42–46.
Боронина Е.Г. Танцевальная этнография Подмосковья // Традиции и инновации в современном культурном пространстве: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, 11 марта 2013 г.) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. С. 159–161.
Боронина Е.Г. Программа обучения детей музыке устной традиции // Традиции и инновации в современном культурном пространстве: материалы V Международной научно-практической конференции (г. Москва, 13 марта 2014 г) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. С. 100–105.
Боронина Е.Г. Уроки музыкального фольклора для детей: Учебно-методическое пособие. М.: АНО «Диалог культур», 2014.
Боронина Е.Г. Социокультурный аспект приобщения детей к традиционной народной культуре // Традиции и инновации в современном культурном пространстве: материалы VI Международной научно-практической конференции (г. Москва, 13 марта 2015 г.) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. М.: РИЦ МГГУ им М.А. Шолохова, 2015. С. 79–87.
Боронина Е.Г. Троицкий обход дворов в Восточном Подмосковье // Живая старина. 2015. № 4. С. 11–14.
Общественная деятельность
Вице-президент Европейской фольклорной культурной организации (EFCO)
Организация и проведение городских детско-юношеских фольклорных фестивалей «Филипповки», «Играем святки», «Вербное воскресение», открытого молодежного практикума «Красная горка»
Деятельность в средствах массовой информации
Автор и ведущая передачи «Как во нашем дому» на радиостанции «Народное радио» (2005-2012), программы «Экспедиция в Россию» на радиостанции «Русская служба новостей», «Говорит Москва» (2013-15)
Эксперт телефильмов «Наследницы», «Наследники Севера»
Полевые исследования
Фольклорно–этнографические экспедиции в Московскую и Владимирскую области (1994–2013 гг.)
Музыкально-просветительская деятельность
Член редколлегии научно-методического журнала «Музыка в школе»
Разработаны учебные программы и учебно-методические комплексы по ВУЗовским дисциплинам: «Этномузыкология», «Методология преподавания музыкального фольклора», «Фольклорный ансамбль»; программы и учебные планы для дополнительного профессионального образования: «Менеджмент этнокультурной деятельности» (72 ч), «Музыкальный фольклор: собирательство, исполнительство, преподавание» (72 ч), «Музыкальный фольклор и этномузыкология» (504 ч)
Разработаны авторские образовательные программы для дополнительного образования детей: «Оберег», «Старинные музыкальные инструменты», «Дети и традиционная культура», «Дитятко», «Духовые народные инструменты»
Подготовлена лекция «Методика организации детско-юношеской экспедиции» в рамках семинара по экспедиционной работе (ГРЦРФ 2016 г.)
Педагогическая практика
Руководитель детско–юношеской фольклорно-этнографической студии «Оберег» в ГБПОУ «Воробьевы горы» (1994–2016 гг.)
Руководитель педагогической практики студентов МГГУ им М.А. Шолохова
Источник
«Оберег». Первая ступень»
2 Протокол согласований дополнительной общеразвивающей программы «Оберег». Первая ступень» «СОГЛАСОВАНО» Руководитель подразделения Ляпунова С.И. 20 г. «СОГЛАСОВАНО» Методист 20 г. Рекомендовано Педагогическим советом подразделения Протокол заседания Педагогического совета От 201 г. Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с действующими федеральными, региональными нормативными правовыми актами Российской Федерации и локальными актами ГБПОУ «Воробьевы горы»
3 РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Оберег». Первая ступень» имеет художественную направленность. Уровень программы ознакомительный. Актуальность программы Актуальность программы заключается в обучении детей различным видам деятельности: пению, слушанию, народному танцу Московии и Подмосковья, а так же ознакомлению с этнографией региона. Программа разработана на основе методики музыкально-фольклорной работы с детьми и этнографии детства. Новизна программы заключается в разработке авторской концепции приобщения детей к традиционной народной культуре при следующих условиях: включение ребенка в художественную систему народной культуры посредством музыкального фольклора как фактора формирования их ценностных приоритетов; ознакомление с музыкальным фольклором в его этнографической подлинности и региональной специфике (культура Московии). Основу репертуара составляет собранный в экспедициях фольклор Подмосковья. В работе активно используется народные методы обучения музыкальной культуре (пение по показу, пение «за следом», сольные запевы, приемы импровизации и др.). Обучение проходит в психологически комфортной обстановке «проживания фольклора» при активном участии родителей. Для реализации программы организуются фольклорные экспедиции, учебные выезды, проводятся фольклорные фестивали, конференции, мастерклассы. Цель программы: овладение основами традиционного народного пения, развитие навыков творческой музыкально-фольклорной деятельности, формирование любви к отечественному народному наследию. Задачи программы Обучающие: — обучить владению традиционным народным пением; — познакомить с московской певческой традицией; — дать основы знаний об этнографии Подмосковья; — дать представление о народных традициях. Развивающие: — развить навыки чистого интонирования; — сформировать навык координации слуха и голоса; — способствовать развитию певческих навыков; — содействовать формированию умения правильно дышать, формировать звуки. Воспитательные: — воспитать интерес к отечественной народной культуре; — сформировать компоненты гражданственности, гордости за свою малую родину (Москва и Подмосковье); — воспитать уважительное отношение к народной культуре как источнику жизненного опыта, гармонии и творчества. — содействовать формированию широкого кругозора.
4 Учащиеся, для которых программа актуальна На обучение по программе принимаются дети в возрасте от 6 до 10 лет, осваивающие программы начального общего и основного общего образования. Для успешной реализации программы, с учетом возрастного состава группы, целесообразно количество детей в группе не более 12 человек. Группы могут формироваться по разновозрастному принципу, в зависимости от подготовленности того или иного ребёнка к восприятию сложности изучаемого материала. В выступлениях ансамбля принимают участие все обучающиеся, объединяясь в сводные группы для репетиций, показов. Формы и режим занятий: Форма занятий групповая. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу с перерывом 15 минут. Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 часов в год. Планируемые результаты В итоге обучения по программе обучающиеся: будут знать: — традиции русского народа, — азы этнографии Подмосковья, — основы певческой терминологии; — календарные детские песни; — семейные народные песни; — обрядовый (календарный, семейный) фольклор. будут уметь: — исполнять народные песенки; — разыгрывать народные песни; — иметь представление о жанрах и составе фольклора; — петь песен; — водить 4-5 хороводов. Будут развиты следующие личностные качества обучающихся: — любознательность, — заинтересованность в освоении народной культуры, — целеустремленность. РАЗДЕЛ 2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Формы контроля Оценка качества освоения программы включает в себя входной, промежуточный контроль и итоговую аттестацию обучающегося по окончании обучения. Входной контроль проводится в начале учебного года в форме наблюдения для определения начального уровня владения навыками музыкальнофольклорного исполнительства, уровня исходных знаний о народных традициях, уровень интереса обучающихся к музыкальному фольклору, уровень знания календарного, семейного фольклора и историко-этнографических событий. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Государственного бюджетного
5 профессионально образовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы» по тем же параметрам в середине каждого учебного полугодия при проведении фестивалей (Капустки октябрь, Масленица март). Форма контроля наблюдение за музыкально-фольклорной деятельностью обучающихся, проявлениями активности и интереса. Кроме того, фиксируется степень участия в концертно-фестивальной деятельности и учебных выездах. Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке и форме проведения итоговой аттестации в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы» в форме наблюдения за музыкально-фольклорной деятельностью обучающихся при проведении городского фестиваля-праздника «Вербное воскресение», а также анализа участия в концертно-фестивальной деятельности в течение года. По итогам освоения содержания программы, согласно Положению об аттестации обучающихся учебных групп, объединений и коллективов ГБПОУ «Воробьевы горы», вручаются удостоверения. Механизм отслеживания результатов реализации программы. Критерии результативности: интерес к музыкальному фольклору, знание календарных, семейных и историко-этнографических традиций, умение исполнять народные песни; разыгрывать народные музыкальные игры и действа, участвовать в концертно-фестивальной деятельности и учебных выездах. Оцениваемые параметры I. Интерес к музыкальному фольклору II Знание календарного, семейного фольклора и историкоэтнографических событий III. Умение исполнять народные песни. IV. Умение разыгрывать народные музыкальные игры и действа V. Умение исполнять народные танцы и хороводы Уровень и критерии оценки Минимальный уровень Приемлемый уровень Оптимальный уровень Обучающийся не выражает интереса к фольклору, не внимателен на занятиях, не проявляет желания исполнять музыкальный фольклор Не может ответить на многие вопросы Обучающийся плохо умеет исполнять народные песни: нечеткая дикция, плохая интонация, отсутствие ощущения тоники, затрудняется в воспроизведении ритма Обучающийся с трудом справляется с музыкальноигровым текстом. Обучающийся предъявляет определенный уровень интереса: достаточно внимателен на занятиях, проявляет желание исполнять музыкальный фольклор Отвечает на вопросы с подсказкой педагога. Обучающийся в достаточной мере умеет исполнять народные песни: убедительно интонирует и выговаривает слова, ощущает лад и воспроизводит ритм с поддержкой педагога Обучающийся достаточно хорошо справляется с музыкально-игровым текстом. Обучающийся демонстрирует высокий уровень интереса: активен, инициативен на занятиях, проявляет желание запевать, участвовать в хороводах, играх, народных танцах Дает развернутый, полный ответ на вопросы, использует сведения из самостоятельно проработанных источников. Обучающийся умеет исполнять народные песни: чисто интонирует и четко произносит слова, уверенно ощущает лад, точно воспроизводит ритм и метр. Обучающийся успешно справляется с музыкальноигровым текстом. Обучающийся практически не умеет исполнять народные танцы и хороводы: плохо владеет лексикой, не может передавать характер художественного образа Обучающийся умеет исполнять народные танцы и хороводы (владение лексикой и передача образа) на удовлетворительном уровне Обучающийся свободно и увлеченно исполняет народные танцы и хороводы, владеет лексикой и убедительно передает художественный образ VI.Навыки игры на Обучающийся практически Обучающийся на Обучающийся уверенно
6 элементарных народных музыкальных инструментах. VII. Участие в концертной деятельности группы, проведении учебных выездов и экспедиций не владеет навыками игры на народных музыкальных инструментах. Обучающийся редко участвует в выездах и концертах достаточном уровне владеет навыками игры на народных музыкальных инструментах. Обучающийся периодически участвует в концертах и выездах владеет навыками игры на народных музыкальных инструментах. Обучающийся активно участвует в выездах и концертах РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебно-тематический план п/п Название разделов Количество часов Форы аттестации Всего Теор. Практ. 1 Введение 1 0,5 0,5 2 Осенины Беседа-опрос 3 Капустки Участие в празднике «Капустки» 4 Филипповки Участие в фестивале «Филипповки» 5 Декабрь-батюшка Опрос 6 Колядки Участие в фестивале «Играем святки» 7 Масленичная неделя Участие в празднике «Масленица» 8 Авдотья-плющиха Участие в празднике «Гукаем весну» 9 Жаворонки. 3-3 Участие в фестивале «Вербное воскресение» 10 Троица святая Участие в фестивале «Красная горка» 11 Петр-Павел летний праздник Опрос 12 Традиционное московское пение Опрос 13 Итоговое занятие 1 0,5 0,5 Участие в фестивале Всего Содержание учебно-тематического плана 1. Введение Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с программой обучения. Практическая часть. Участие в прослушивании.
7 2. Осенины. Теоретическая часть. Основы пения. Интонирование. Осенние хлопоты. Народный календарь. Музыкально-фольклорные приемы разыгрывания песни. Практическая часть. Исполнение игровых хороводов и детских песенок. Выполнение вокальных тренингов. 3. Капустки. Теоретическая часть. Традиции подготовки к зиме. Квашение капусты. Толока. Ритмический тренинг. Музыкально-фольклорные игры. Практическая часть. Исполнение игровых хороводов и детских песенок, игр и хороводов. 4. Филипповки. Теоретическая часть. Традиции: трапеза, праздник, труд в поле и дома. Песни, посвященные труду. Труд мужской и женский. Дети помощники. Метр в народной песне. Практическая часть. Участие в музыкально-фольклорных играх. Исполнение народных танцев и подвижных игр по тематике раздела. Выполнение упражнений на развитие чувства метра. 5. Декабрь-батюшка. Теоретическая часть. Дикция. Музыкально-фольклорные игры. Городской фольклорный фестиваль «Филипповки»- традиции и современность. Практическая часть. Репетиции на сцене. Подготовка к городскому фестивалю «Филипповки», исполнение детских песен и игровых хороводов. 6. Колядки. Теоретическая часть. Орфоэпия. Новогодние святочные традиции: Новый год. Рождество. Старый Новый год. Святочный новогодний период. Колядки. Практическая часть Разыгрывание колядок и хороводов. Знакомство с текстом рождественского спектакля вертепов. Участие в репетиции рождественского фестиваля вертепных театров. 7. Масленичная неделя. Теоретическая часть. Традиции масленицы: встреча, заигрыши, лакомка, широкий четверг. масленичные забавы, музыкально-фольклорные игры, заклички. Азы ансамблевого пения. Практическая часть. Исполнение музыкально-фольклорных игр. Исполнение масленичных игр, закличек. Разыгрывание народного театра Петрушки. Подготовка и участие в городском празднике «Масленица». 8. Авдотья-плющиха. Теоретическая часть. Высокая певческая форманта. Весенние народные традиции, встреча птиц. Практическая часть. Подыгрывание на колокольчиках. Разучивание песенного и хореографического весеннего репертуара. Исполнение масленичных и весенних песен и игр, хороводов. Изготовление традиционного весеннего печенья «жаворонки». 9. Жаворонки. Теоретическая часть. Высокое интонирование. Действо «Встреча птиц». Музыка весны: особенности репертуара, звука. Значение времени и места исполнения весенних закличек. Практическая часть. Участие в подготовке и проведении фольклорного фестиваля «Вербное воскресение». Репетиции на сцене. Исполнение песен,
8 хороводов, игровых действ в рамках городского фольклорного фестиваля «Вербное воскресение» 10. Троица святая Теоретическая часть. Разнообразие игр: игры с яйцами, подвижные игры, игры в кругу. Хороводы с разыгрыванием движения. Хороводы орнаментальные и игровые. Их смысл и эстетика исполнения. Ритмический тренинг. Практическая часть. Разыгрывание игровых хороводов. Исполнение весеннелетнего репертуара по программе. Хождение по «дворам» с украшенной троицкой березкой. 11. Петр-Павел летний праздник. Теоретическая часть. Специфика летнего музыкального материала. Летние праздники народного календаря. Петр-Павел макушка лета. Песни, скороговорки. Летние хороводы. Практическая часть. Исполнение нового репертуара. 12. Традиционное московское пение. Теоретическая часть. Характерные черты московской певческой традиции. Песни, песенки, потешки. Азы региональной диалектики. Практическая часть. Прослушивание и анализ экспедиционного фольклорноэтнографического материала. Исполнение Московского репертуара. 13. Итоговое занятие Теоретическая часть. Подведение итогов. Вручение свидетельств. Практическая часть. Концерт. РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учебно-методическое обеспечение программы Основная форма организации образовательной деятельности — комплексное музыкально-фольклорное занятие. Кроме того, организуются встречи, вечерки, экспедиции, диспуты, беседы, конференции, экскурсии, выезды, проводятся репетиции, концерты и др. Образовательный процесс обеспечивается следующими дидактическими материалами: 1. Набор духовых музыкальных инструментов ручной работы: кугиклы, калюки, свирели. 2. Учебно-методическое пособие Е.Г. Боронина «Уроки фольклора для детей» М, стр. 3. Е.Г. Боронина. Воспитание детей средствами традиционной народной культуры. Дидактические материалы. М, МГДД(Ю)Т, стр. Введение индивидуально-групповых занятий по пению, игре на народных инструментах, хореографией диктуется сложностью освоения локальной (Московской) музыкальной традиции, необходимостью корректировки обучения и выработки собственного исполнительского почерка обучающегося, а также необходимостью подготовки к выступлениям на фестивалях, конкурсах, телевидении и проч. Педагогический процесс приобщения к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора выстроен как последовательность воспитательно-развивающих занятий, основывающихся на народных традициях и
9 активно включенных в социальную действительность. Важнейшее направление реализации программы — реконструкция музыкальной певческо-танцевальной традиции Московской области. Задача реконструкции традиционной культуры, подготовки исследований по вопросам краеведения, фольклористики, культурологии определяют необходимость введения занятий по этнографии, расшифровке и обобщению записей фольклорных экспедиций. Обучение по всем разделам программы предусматривает следующие виды музыкально-фольклорной деятельности: Слушание. Музыкальнофольклорные игры. Учебно-методическое обеспечение Тема Формы занятия 1 Введение Комплексное музыкальнофольклорное занятие 2 Осенины. Репетиция Интонирован ие 3 Капустки. Ритмический тренинг. 4 Филипповки. Метр в народной песне. 5 Декабрьбатюшка. Дикция. 6 Колядки. Орфоэпия. Разыгрывани е колядок и хороводов. 7 Масленичная неделя. Азы ансамблевого пения. 8 Авдотьяплющиха. Подыгрывани е колокольчика х Комплексное музыкальнофольклорное занятие Комплексное музыкальнофольклорное занятие Репетиция Репетиция Прослушиван ие Народные костюмы Комплексное музыкальнофольклорное занятие Приемы, методы Беседа, объяснение, показ. Практическая работа Беседа, объяснение, показ. Беседа, объяснение, показ. Практическая работа Практическая работа Практическая работа Беседа, объяснение, показ. Дидактический материал, техническое оснащение Форма подведения итогов Видеоматериал Игра, опрос, анализ исполнения Прослушивание Народные костюмы Этнопредметы быта, учебные тетради Этнопредметы быта, учебные тетради Прослушивание Народные костюмы Прослушивание Народные костюмы Прослушивание Народные костюмы Этнопредметы быта, учебные тетради Концерт Фестиваль Игра, опрос, анализ исполнения Фестиваль Концерт Игра, опрос, анализ исполнения Игра, опрос, анализ исполнения
10 9 Жаворонки. Действо «Встреча птиц». 10 Троица святая Действо с украшенной троицкой березкой. 11 Петр-Павел летний праздник. Летние хороводы. 12 Московское пение. Песенки, потешки. Азы диалектики. 13 Итоговое занятие Комплексное музыкальнофольклорное занятие Репетиции Репетиции Комплексное музыкальнофольклорное занятие Концерт Беседа, объяснение, показ. Практическая работа Практическая работа Беседа, объяснение, показ. Практическая работа Этнопредметы быта, учебная литература Прослушивание Народные костюмы Прослушивание Народные костюмы Прослушивание Народные костюмы Видеоматериал Игра, опрос, анализ исполнения Фестиваль Фестиваль Игра, опрос, анализ исполнения Концерт Материально-технические условия реализации программы Для успешной реализации программы необходимы: 1. Помещение для занятий: — хорошо проветриваемого помещения не менее 30 кв. м с хорошим полом (для занятий хореографией). 2. Оборудование: — магнитола с USB портом, возможностью воспроизведения CD/MP3 дисков; — музыкальные колонки; — видеопроектор; — экран для видеопроектора; — переносной компьютер-notebook; 3. Расходные материалы: — ткани; — бумага; — ленты для рукоделия и др.; — сарафаны и рубашки народные; — бусы, гайтаны, пояса, платки для народных костюмов. Учебно-информационное обеспечение программы Нормативно-правовые акты и документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г р);
11 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. 1008); 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г ; 5. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. 41); 6. Приказ Департамента образования города Москвы от г. 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в году»; 7. Приказ Департамента образования города Москвы от г «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. 922»; 8. Устав Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы»; 9. Положение о порядке разработки и реализации дополнительной общеразвивающей программы Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы» (утверждено Приказом ГБПОУ «Воробьевы горы» от 25 апреля 2016 г. 851); 10. Приказ ГБПОУ «Воробьевы горы» от 11 апреля 2017 г. 11-Н «О внесении изменений в приказ ГБПОУ «Воробьевы горы» от «Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации дополнительной общеразвивающей программы Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы». 11. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Государственного бюджетного профессионально образовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы» (утверждено Приказом ГБПОУ «Воробьевы горы» от 19 июля 2016 г. 1741). 12. Положение о порядке и форме проведения итоговой аттестации в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы» (утверждено Приказом ГБПОУ «Воробьевы горы» от 12 мая 2016 г. 994). 13. Приказ ГБПОУ «Воробьевы горы» от 01 июля 2016 г «Об утверждении и введении в действие бланков документов установленного образца о квалификации и об обучении в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы». Списки рекомендуемой литературы для педагогов: 1. Боронина Е.Г. Методика работы с детским фольклорным коллективом: Учебно-методическое пособие. М., Боронина Е.Г. Уроки музыкального фольклора для детей: Учебнометодическое пособие. М.,
12 3. Боронина Е. Оберег комплексная программа развития детей средствами музыкального фольклора // Фольклор-музыка-театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. М., Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Л. Мир детства в традиционной культуре. М., Виноградов Г.С. Страна детей. Избранные труды из этнографии детства. / Детский фольклор «Историческое наследие». СПб., Гилярова Н.Н. Детский фольклор Рязанской области. Рязань, Громыко М.М. Мир русской деревни. М., Детский фольклор / сост. М.Ю. Новицкая. М., Климов А. Основы русского народного танца. М., Круглов Ю.Г. Русский фольклор. Книга для учителя. М., Мельник Е.И. Детский фольклор Каргопольского Обозерья. М., Музыкальный фольклор и дети. / Сост. Л.В. Шаминой. М., Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А Пашина. СПб., Науменко Г. Дождик, дождик, перестань. М., Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории. СПб., Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII- начало XX веков. СПб., Новицкая М.Ю. Программа «Мир народной культуры» в начальной школе /Живая старина, С Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Д.А. Баранов, О.Г. Баранова и др. СПб., Русские народные загадки. / Сост. О.Н. Говоркова, Ю.Г. Круглов. М., Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., Сидит Дрема. Сборник русских народных песен Алтая для детских народных вокальных ансамблей / Сост. В. Щуров. М., Суровяк Л.В. Школа этнической социализации детей раннего возраста. Методическое пособие. Новосибирск, Традиционные праздники в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина и др. СПб., Фольклорный театр. М., Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь. /Сост.: Байтуганов В.И., Мартынова Т.Ю. Новосибирск, Чередникова М.П. «Голос детства из дальней дали» (Игра, магия, миф в детской культуре) /Сост. В.Ф. Шевченко. М., Шангина И.И. Русские девушки. СПб., Этнокультурное образование. Программно-методический комплект 1-11 кл.: Пособие для учителя / Сост., ред., вступ. ст. Н.П. Лабзенко. Екатеринбург, для обучающихся: 1. Боронина Е. Старый и малый // Вестник Российского фольклорного союза Боронина Е. Субботинские проходочки // Вестник Российского фольклорного союза, С. 8-13; 2. С
13 3. Боронина Е. Щедрый вечер //Дошкольное воспитание, С Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. М., Детский фольклор. Частушки. Серия «Фольклорные сокровища московской земли. Т.4. / Сост. Т.М. Ананичева, Е.Г. Боронина, А.Н. Мартынова и др. М., Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). М., Науменко Г. М. От Рождества до Покрова. Народные духовные песни. М., Науменко Г.М. Русские народные сказки, прибаутки, загадки с напевами. М.; Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля 1-4 кл. М., Парадовская. Г. От Рождества до Святой Пасхи. /Репертуарное пособие по народному календарю Вологодской области. Вологда, Поэзия детства: Русское народное творчество для детей /Сост., вступ.ст. и примеч. В.И. Ереминой; Отв. Ред. В.И. Жекулина. СПб., Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб., Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! М., Свет Рождества Христова. Сборник рождественских рассказов, стихов и песнопений. М., Шергин Б. Веселье сердечное: Сказки и поморские сказания. М., Интернет-ресурсы: 1. Портал этнографического музея 2. Этнография народов России Этнография России Этнографический архив Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика — Infoliolib/info/philol/putilov/1.html; Примерный репертуар Тема Осенины. Интонирование Капустки. Ритмический тренинг. Филипповки. Метр в народной песне. Декабрь-батюшка. Дикция. Колядки. Орфоэпия. Разыгрывание колядок и хороводов. Масленичная неделя. Азы ансамблевого Репертуар «Как летал раек», «Осень, осень», «Поля пожали». Подвижные игры. Детские хороводы Капустки. Осенинные песни. «Осень, на порог». Потешки сказка с напевами «Репка», «Летели две птички» — игровой хоровод, подвижные игры и хороводы Детские игры и хороводы. «Во саду ли, в огороде» — игровой хоровод Игровые хороводы, детские песенки «Жил я у пана» Колядки, новогодние песенки, рацейки. Считалки, скороговорки. Сценки ряженых. Детские колядки; игровой детский фольклор: «Кривой петух», «Коршун», «Воробышек ты маленький». Игровые хороводы «Наши деточки в кругу», «Утка шла по бережку». Масленичный репертуар: «Маслена, куда ты идешь», «Цынзы-брынзы», «Блинами объедаются».
14 пения. Авдотья-плющиха. Подыгрывание колокольчиках Жаворонки. Действо «Встреча птиц». Троица святая Действо с украшенной троицкой березкой. Петр-Павел летний праздник. Летние хороводы. Московское пение. Песенки, потешки. Азы диалектики. Весенние песенки и заклички; «Кулик самород», «Жавороночкиперепелочки», «Подай, Боже, ключик» Гуканне весны, детские заклички солнышку, весне; песенки, игры: «Ручеек», «Гори ясно» Егорьевские песенки, припевки. Сказки с напевами «бычок соломенный бочок», «Заяц и лиса». Весенне-летние хороводы. Детские песенки и потешки Летние игры и хороводы. Репертуар: «Не будите нашу молоду», «Виноград во саду растет» «Московские этнозаписи: «То-то гость, то-то дорогой», «Богородица Богу молится», «Во поле рябина», «Жил я у пана» Кадровое обеспечение программы Программа «Оберег». Первая ступень» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства. Для успешной реализации программы желательно привлечение концертмейстера.
Источник