Оберег якутский для мужчин

Якутские мужские и женские обереги Харысхал: значение, виды узоров

У каждого народа имеются магические предметы, задачей которых является как защита владельца от злых духов, порчи, зависти, сглаза, так и привлечение везения, достатка и здоровья. Примером могут послужить якутские обереги. Якуты чтят традиции, сохраняют и передают их своим детям. Харыскал (якутские талисманы) являются неотъемлемой частью культуры. Обрядовые орнаменты можно увидеть на одежде, головных уборах и предметах быта, а также как отдельные амулеты.

Материал

Народ Якутии живёт в гармонии с природой. Они прислушиваются и чтят её законы. Большинство обережных предметов изготовляется из натурального сырья. Материалом могут послужить:

  • камни;
  • дерево;
  • определённые части животных;
  • металлы, в основном применяется серебро;
  • бисер и нить, с помощью которых вышиваются орнаменты.

Первые талисманы изготовлялись из любого металла. Их могли делать лишь кузнецы, поскольку все детали изделия требовали особых навыков. В это время ремесленников приравнивали к шаманам. Собственного мастера имели лишь очень состоятельные семейства. Затем магические предметы выковывали из серебра. Этот металл имел очистительную силу и не подпускал к владельцу зла.

Якутский оберег подшивался в одежду в районах главных чакр:

  • солнечное сплетение;
  • лобная часть головы;
  • верхняя часть ног;
  • пояс;
  • сердце.

К главным видам Харысхал относятся:

1. Серьги, формой напоминающие женские изгибы тела. Они одеваются девочкам с пяти лет. Дополнительные детали несут в себе сообщение о статусе владелицы:

  • Дырка в середине — девушка замужем.
  • Лировидная форма с подвесками — многодетная мать.
  • Бабушка подвески с серёжек передает внучке. Этот обряд означает продолжение рода.

2. Браслеты — защита от духов. Помимо этого браслеты ещё выполняют практическое значение — ими пристёгивают рукава, чтобы не проникал холодный воздух.

3. Пояс не позволял демонам добраться до тела. Расшивался разнообразными узорами. Детишек до определённого возраста подпоясывали обычной верёвкой. Без опояски разрешалось ходить только шаманам.

В зависимости от социальных функций у талисманов было разное предназначение.

Символы и орнаменты

С целью защитить владельца от злых духов, наносилась вышивка на одежду в уязвимые области тела, которыми могут воспользоваться нечисть:

Наиболее часто для этих целей используют растительные узоры, которые олицетворяют развитие и плодородие. Прежде чем нанести узоры, обязательно нужно знать их значение:

  • Орнамент всегда должен подниматься, но не опускаться.
  • Росток растения интерпретируется как начало жизни, то есть появление детей.
  • Бутоны вышиваются для подростков.
  • Распустившиеся цветы — молодых людей.
  • Лировидный узор нельзя наносить на предметы и одежду девочек или женщин преклонного возраста.

Но также Харысхал выполнялся в форме:

  • Рыбы — благополучие и достаток.
  • Дерева жизни — духовная и созидательная энергетика народа.
  • Аиста — оберег женского счастья. Символизирует верность, продолжение рода.
  • Лировидная форма — плодородие и развитие.
  • Очертания листьев берёзы — чистота.
  • Лошадь или олень — движение вперёд, возрождение, постоянное обновление в природе.
  • Геометрические фигуры, которые означали природные стихии. Так, круг символизировал солнце, а знаки внутри интерпретировались как связь с внешним миром.

Согласно обычаям мужское одеяние украшалось пятью ромбами, соединённых в один. Это было знаком безукоризненности, а также слияния пяти стихий: огня, дерева, воды, воздуха и металла. В середине ромба вышивался круг, который означал женское начало. Такой сложный орнамент символизирует то, что между мужчиной и женщиной имеется нераздельная связь.

Можно в том числе встретить мотив с тремя делениями, напоминающий символ инь-янь. Он обозначает три души: мать, землю, воздух.

Свадебный наряд

Наряд невесты являлся особым видом одежды. Невеста — символ продолжения рода, хранительница домашнего очага и здоровья потомства. В свадебном уборе каждый символ или узор имеет значение: одни защищают от зла, дурного глаза, другие наносятся для укрепления детородной функции.

Свадебный наряд состоит из:

  • браслетов;
  • наспинного и нагрудного гарнитура;
  • серёжек;
  • головного убора.

Родители приданное готовили с первого дня рождения девочки. Один аксессуар убранства в год, и к совершеннолетию собирался весь свадебный набор.

Защита для детей

Рождение младенца является важным событием в семье. Плод, находясь в утробе матери, может подвергаться негативному влиянию из вне, поэтому роженицу с новорождённым было принято ограждать множеством амулетов.

Айыысыт — покровительница плодородия, которая защищала будущую мать. Её символом была шкурка зайца. В уши одевались серьги, а в глазницы продевались нити бисера.

Над постелью женщины для снижения болевого синдрома и благополучных родов вешались:

Вокруг кровати обводили круг, за черту которого не мог переступить ни один представитель потустороннего мира. Считалось, что в берёзе находится дух хозяйки местности.

После появления на свет малыша в палку, за которую держалась роженица втыкали нож, если родился мальчик либо ножницы, если рождалась девочка.

Малыши не умеют противостоять злым духам самостоятельно в первый год жизни, поэтому пожирателей душ (абаасыта) отгоняли развешанными на бортах кровати:

  • ножом в ножнах;
  • огнивом;
  • медвежьей лапой;
  • черепом соболя;
  • топориком.

Звенящие предметы, кольца и металлические пластины, пришивались на детское одеяльце. Малышу, который уже начал самостоятельно передвигаться, на спину прикрепляли колокольчик. С помощью звона очищалось помещение от плохой энергетики и отпугивал демонов, а также взрослым сообщал, где находится малыш.

Чтобы у детей был крепкий сон, в подушечку вшивали заячью лапку.

Детям постарше надевали подвески, серьги, бляхи с рисунками и бусинками. Для мальчиков оберегом служил лук и стрелы, который символизировал мужское начало, нравственные и физические качества представителя сильного пола.

Концентрация жизненная энергия хранилась в кожаной сумке тайменя «Ого кута», в неё клали 10 узелков из пуповины и волос. Она хранилась с первых дней жизни и до самой смерти.

Для женщин

Женские магические атрибуты создавались для сохранения здоровья, укрепления семейных отношений и развития интуиции.

Девушка, которой предстояла дорога, самостоятельно делал себе амулет из медвежьей шерсти. Называли такой харысхал — мооньох, Вешался он на шею лошади, чтобы расчищать дорогу от потусторонних сил.

Будущие невесты изготовляли из ветвей ивы кнут. Украшали серебряными и костяными фигурками. На кончик прутика крепился колокольчик. После появления на свет младенца кнут вешался над колыбелью.

Туосахта представляет собой бляшку из серебра, которая пришивалась на шапки. Она символизирует солнце, а ещё как защита от оспы.

Обруч или головной убор бастынга в том числе украшался бляхами, которые располагались в уязвимых местах, в области лба и висков.

Молодым женщинам полагалось носить серьги, кольца, браслеты. Во время передвижения украшения должны обязательно издавать позвякивание. Считалось, что звон убранства отгоняет зло.

Для мужчин

Представители сильного пола практически не носили украшений. Зачастую в виде харысхал служила вышивка и части животных:

Якуты верили, что сила убитого животного передаётся охотнику. В том числе избиралось тотемное животное, с которым ассоциировал себя человек, стараясь имитировать его повадки.

Амулеты помогали во время охоты поймать добычу и защитить владельца от ранений.

Волчий и медвежий мех был магической защитой от дурного глаза и хворей.

Нередко с собой мужчины носили коготь медведя как оберег, чтобы обладать такой же силой как и этот зверь.

Украшение из носов делалось для привлечения удачи. Считалось, что в данном органе была душа зверя. Якуты делали связки из носов мелких зверушек.

Мощным талисманом считался камень Сата, который находили в местах удара молнии. Ещё он мог возникнуть внутри домашнего животного, например, коня, собаки, быка, а также в крупных диких зверях — в медведе или в волке. Он отличался от других камней по виду. Похож на маленькую человеческую голову с хорошо различимыми глазами, ртом, ушами и носом.

Камень Сата живой, и чтобы он не умер, его ограждали от прикосновений девушек и чужих людей. Этот амулет не должен быть голым, поэтому зачастую его хранили вдали от дома завёрнутым в шерсть убитого зверя.

Существует поверье, что с помощью Сата якуты могут менять погоду.

Сата привязывали к лошади, если предстояло долгое путешествие. Это делалось для того, чтобы животное не потело и его не кусали оводы.

Обереги в Якутии сегодня

Сейчас, в период высоких технологий, якутские обереги не утратили своего значения среди коренных народов. Большинство талисманов канули в прошлое, но всё ещё можно встретить:

  • вышивку на одежде;
  • изображения животных;
  • медвежьи лапы;
  • когти волков;
  • драгоценные украшения;
  • посуду с уникальным орнаментом.

Особенно популярны ювелирные украшения. Мотивы на них не меняются, но изделия стали изысканными и филигранными. Всё чаще для их изготовления используется золото и драгоценные камни, а не серебро.

На прилавках магазинов можно встретить подделки под якутские изделия. Стоимость ниже, но они не обладают сакральной силой. Подделки спустя время становятся блёклыми. Если решились приобрести якутский оберег, то лучше заказать мастеру, который знаком с культурой и обычаями народа.

Заключение

Якутские украшения являются не только показателями статуса носителя, но сильнейшими оберегами от злых сил наравне с мусульманские амулетами и талисманами, славянскими и кельтскими символами т.д.

Источник

Якутские обереги: их значения, харысхал, какие существуют

Украшения – неотъемлемая часть женского образа в якутской культуре. История якутского украшения начинается с древних времен.

В каждой стране и в каждую эпоху их ношение преследовало совершенно разные цели – от стремления показать высокое положение женщины до попытки уберечься от сглаза, порчи и даже от пули. Сегодня мы поговорим о наших якутских национальных украшениях, которые известны всему миру по своей красоте и качеству. Также узнаем, что они обозначают и когда их носить.

С наступлением долгожданного лета народ Саха отмечает национальный праздник Ысыах. Ысыах – торжество жизни и Природы. Это почти единственный праздник, когда можно надевать национальные якутские украшения.

Что же означают национальные орнаменты, узоры на украшениях? Из какого материала предпочитали изготавливать украшения наши предки-мастера? Какие есть обереги у якутского народа? «Умный Город» попытался раскрыть феномен якутского серебряного украшения.

В истории культуры народа Саха ювелирное дело занимает особое почетное место.

Как и у других тюркских народов, у народа Саха ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Кузнецы пользовались всеобщим уважением и в своем могуществе приравнивались к белым шаманам. Ювелирное дело – яркая и самобытная ветвь якутского кузнечества. Отличающееся своими традициями и особым художественным стилем оно весьма самобытно и разнообразно.

Этим тонким и сложным ремеслом занимались повсеместно. В каждом наслеге существовали свои династии мастеров серебряного дела, искусными руками которых изготовлялись разнообразные женские украшения, посуда, мелкие декоративные детали для костюма и конского убранства. Основным материалом для изготовления якутских ювелирных изделий являлось серебро.

Старший преподаватель кафедры «Истории России» Исторического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова Александра Николаевна Прокопьева утверждает, что основным орнаментом в якутских украшениях является лировидный орнамент, который можно по-разному интерпретировать: две собаки, грызущие кость, корова или женщина. Это растительный орнамент.

В якутской культуре растительные орнаменты символизируют плодородие и развитие. Лировидный орнамент подходит женщинам детородного возраста, для замужних женщин, невест, но не для девочек и бабушек.

Растительные орнаменты универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины. Пожелание семьи, потомства, богатства. Растительный орнамент в виде ростка подойдет маленькой девочке, а чуть постарше подойдет орнамент в виде бутона. Распустившиеся цветы касаются взрослой части.

Человек как цветок: сначала росток, затем бутон, цветение и увядание. И по такой же аналогии надо придерживаться, когда покупаешь изделие. Девочке нужно дарить сережки без нижних частей, это часть замужней женщины, нужно смотреть на сам орнамент: растет ли он вверх, а не вниз.

Александра Николаевна отметила, что 19веке русская культура оказала сильное влияние на якутские традиции: «Произошло слияние понятия «якутяне»: слились якутские, эвенкийские и еще другие традиции народов, проживавших на территории Якутии.

Появились украшения не совсем традиционные. Сейчас новый этап культуры — появление не национальных украшений. Это стилизованные украшения.

Настоящие традиционные вещи хранятся в музеях, из-за того, что они требуют много количества серебра как материала, дорогих тканей – не каждый может это позволить.

Поэтому мастер делает облегченные, дешевые варианты: тонкие, рыхлые, ажурные, украшения, где мало серебра, что-то мобильное. Но тем не менее основные мотивы сохраняются. И некоторые производители сохраняют традиции изготовления национальных украшений».

Орнамент «биэс харах» (ромб) считается оберегом. Якуты считали, что человека оберегает именно серебро. Чистый белый металл.

А золота якуты не знали, но если сравнить с другими народами, то золото менее ценилось, потому что оно желтое. Считалось, что серебро очищает человека, оберегает молодых женщин. Серебро было темное, матового цвета.

То, что мы сегодня видим на прилавках это уже не то серебро, оно более светлое и блестящее.

Украшения могут влиять на человека от того, с какими пожеланиями их подарили, если даритель пожелал со своим подарком хорошие пожелания, то это и будет. Оно не зависит от какого-либо орнамента. Оберегом становится искренне подаренная вещь.

Читайте также:  Брызговики для рено талисман

Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру, покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры

«В наше время очень популярны китайские подделки якутских украшений. Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру, покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры.

Лучше поддержать местных производителей, которые делают по канонам, по технологиям.

Серебро, золото передается из поколения в поколение, а подделка за несколько сотен через некоторое время просто уничтожится», — советует Александра Прокопьева, Эгэлгэ, О4уор Утум, Уран Саха, – это, по-моему, самые аутентичные производители.

Другие используют снова стилизованность и ажурность, дабы потерять массу. Якутские украшения отличаются от других своей массивностью, плотные, тяжелые. Без ажура, рюшек, это излишество. Настоящее якутское изделие совершенно другое, это пластины с гравировкой, а не ажурностью. В этом наша уникальность, это надо сохранять».

Серебро, золото передается из поколения в поколение, а подделка за несколько сотен через некоторое время просто уничтожится

  1. Об одежде якутской невесты в олонхо повествуется:
  2. «…Была ей к лицу говорят,
  3. Подвески узорного серебра,
  4. Цепочки на шейном кольце.
  5. Тонкие илин-кэлин кэбисэр
  6. Переливаясь, ярко блестя
  7. Поигрывали на груди и спине,
    Круглая чеканная туосахта,
  8. укрепленная надо лбом,
  9. Радостно на солнце блестя,
  10. Озаряла ее лицо…».

Говорят, что раньше полный комплект украшений незамужней якутской красавицы весил не менее пуда (то есть более шестнадцати кг)! Все это серебряное великолепие символизировало благополучие, плодородие и служило своего рода благословением родителей на выполнение женского предназначения. По составу и характеру орнамента и узорам определяли достаток семьи, древность рода и духов-покровителей. Наследные украшения были обязательной частью приданого девушки. Но самое главное место в комплекте отводилось серьгам.

В серьгах женщин детородного возраста в середине есть подвеска, напоминающая сердце – это символизирует будущее потомство. Когда женщина стареет, подвески убираются, их они передают своим дочерям, внучкам как символ продолжения рода. Она должна быть составная.

Если мы рассмотрим сережку в профиль, то увидим гравировку и зооморфную форму лисы, поедающую свой хвост. Потому что образ лисы связан с образом женщины: верная жена должна быть хитрой, как лиса. Это связано и с охотничьим культом.

В Вилюйских якутах была якутская традиция, когда он добыл лису он ее привозит домой, завернув во что-нибудь, занося ее в дом он надевает на нее женские украшения (илин кэби4эр, головные украшения) и заносит ее через порог и с ней разговаривают как с женщиной. Образ лисы связан с женщиной.

Есть оберег са4ыл тумса – подвеска, там есть мордочка лисы. Это действительно очень интересно, но еще до конца не изучено.

Вера Илларионова, студентка юридического факультета СВФУ заставила попотеть знатоков телеигры «Что?Где?Когда?». Она задала вопрос» «Что символизирует мамина сережка?». Ответ был простым – мать и ее детей. Знатоки проиграли.

Мария Васильевна Саввинова, ветеран тыла, г. Нюрба:

«Когда я была маленькая, у моей бабушки были серебряные сережки с 3 рядами подвесок. Бабушка очень ими дорожила. А теперь я сама бабушка и ношу ее сережку. Женщины надевали очень редко все украшения – только на свадьбу и на Ысыах.

На Ысыахе по украшениям определяли положение женщины в обществе. Тогда они стоили очень дорого, не каждая женщина могла себе позволить их. Со времен моей молодости якутские изделия очень изменились. Раньше были только пластины и гравюры на них.

Я думаю, что это показывает культурное развитие народа».

Анастасия Жирова, студентка 3го курса РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург:

« Вчера я посетила Ысыах в Петербурге, на который пригласили меня друзья из Якутии. Светлый летний праздник народов Якутии, посвящен божествам Айыы — жителям Верхнего мира и прародителям народа Саха. И мне казалось, какой-то совершенно неведомый мир раскрыл передо мной двери и пригласил войти.

И я вошла, и с головой погрузилась в его объятия. Каждая якутская женщина была облачена в серебряные украшения. Они были поразительно красивы! Я думаю, что якутские украшения придают особую магическую загадочность женщине. Кстати и у меня тоже есть якутские украшения, подаренные друзьями из Якутии!».

Степанида Лященко, метеоролог, г.Якутск:

«Я в свое время работала с якутскими национальными украшениями в Петербурге. Сейчас в центральной России идет мода на этническую одежду, украшения. Якутские изделия широко известны и популярны даже за пределами России. Иностранцев привлекает мастерство якутских мастеров и качественный материал, из которого он сделан».

Аял Карякин, визажист и стилист салона «Beauty&Style»:

«Мне как стилисту нравятся якутские украшения. Они многофункциональны: можно скрыть недостатки фигуры, показать свой статус и чувство вкуса в моде.

Тонкие илин-кэбисэр и неброские браслеты можно совмещать с деловыми рубашками, водолазками. Чем тоньше, тем они привлекательнее смотрятся.

Когда я работал на «Moskow Fashion Week» якутские изделия из серебра были очень востребованы, было много желающих их приобрести».

В наше время по большому счету национальные украшения потеряли свое символическое значение, став повседневным атрибутом практически любой современной женщины.

Но от этого интерес к ним ни чуть не угасает, а наоборот, подстегиваемый широким ассортиментом видов, моделей и цветов только разгорается. Однако в этом разнообразии можно потеряться. Ведь выбрать для себя украшения дело не простое.

Но якутские украшения, как видите, всегда актуальны, а главное могут сочетаться с любой одеждой, для любого мероприятия.

Якутские украшения: Мифы и традиции

Украшения всегда были неотъемлемой частью женского костюма, якутские женщины — не исключение. Эта традиция дожила до сегодняшних дней — серебряные украшения надевают не только на национальный праздник, но и на светские выходы. О том, как правильно носить якутские украшения ЯСИА побеседовало со старшим научным сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Анатолием Саввиновым.

В древности украшения делали из меди, латуни, бронзы. К золоту якуты относились пренебрежительно, считая, что оно мало чем отличается от бронзы, излюбленным же материалом для ювелирных украшений было серебро – чистый и белый металл. Помимо прикладного значения украшения выполняли еще несколько функций, главными из которых были оберег и декларация социального статуса владелицы.

Согласно описанию, которое сделал на основе материала древних якутских захоронений этнограф Михаил Носов, полный комплект украшений якутской женщины включал около восьми предметов: головные украшения – начельник (бастынга), косоплетку (cyhyox симэ5э), серьги (ытар5а), нашейные и нагрудные украшения – воротничок-ожерелье (моой симэ5э), ожерелье-гривну (кылдыы), нагрудно-наспинное украшение (илин-кэлин кэбиhэр), наручные украшения – широкие браслеты (бɵ5ɵх) и кольца (биhилэх). Также неотъемлемой частью костюма являлся пояс (кур). Пояса изготавливались из кожи или ткани и декорировались серебряными пластинами с выгравированными узорами, иногда пояса делались полностью из серебра. Носили их и мужчины, и женщины, обычно к таким поясам подвешивали нужные в хозяйстве мелочи: кошельки, ключницы, щипчики, уховертки, игольницы, амулеты. По оценкам специалистов, полный женский убор, выполненный из серебра, мог весить до 25 килограммов!

«В быту украшения носили редко. Как правило, при этом соблюдалась возрастная дифференциация: в основном их носили молодые женщины и невесты. Женщины постарше носили минимум украшений — серьги, кольца, с появлением христианства – нательные кресты.

Полный набор украшений надевали редко, в основном по особо торжественным случаям, например, на свадьбу. Кроме того, в старину украшения надевались поверх шубы, так как они были литыми и очень тяжелыми.

Традиция носить их поверх платьев появилась значительно позже, когда стали делать более легкие кованые украшения», — рассказывает Анатолий Саввинов.

Головной убор

Начельник — бастынга – это кожаный или металлический обруч, к которому с двух сторон крепятся длинные цепочки-подвески, обрамляющие лицо. Некоторые бастынга также имеют одну или две поперечные перекладины, которые делают их похожими на шлем.

Сегодня можно встретить разные мнения по поводу того, кому полагалось носить бастынгу – одни считают, что это девичий головной убор, другие придерживается мнения, что носили его в основном женщины замужние.

Анатолий Саввинов, который изучил множество материалов захоронений якутов, утверждает, что бастынга – девичий головной убор.

«В старину бастынги делали из кожи или ткани. Существовали разные типы головных ободков — украшенные бисером, вышитые шелковыми нитками, позументом и т.д. Металлический вариант – современное новшество, в старину так не делали. Один из вариантов служил для крепления наспинных украшений — кэлин кэбиһэр.

Как самостоятельное украшение в археологических материалах бастынга встречается редко, поэтому говорить, что оно было отдельной частью убора, можно с большой натяжкой. В основном его носили девушки – замужним женщинам нельзя было обнажать голову и показывать волосы. Поэтому они всегда носили тонкий чепчик или платок.

Бастынгу носили под шапкой – джабака, а металлический круг, который сегодня помещают в центр обруча, крепили к навершию шапки», — говорит он.

Нагрудные украшения

Обязательной частью женского убора был нагрудно-наспинный комплект украшений – илин-кэлин кэбиhэр. Летом его надевали поверх платья-халадай, зимой – поверх шубы.

Убор указывал на социальный статус и материальное положение женщины, чем выше было это положение, тем богаче были украшения. Первый ряд илин кэбиhэр состоит, как правило, из трех элементов – цепочек.

Есть мнение, что они символизируют три части человеческой души. Затем следует плоская трапециевидная пластина, к которой крепятся длинные цепочки с подвесками.

У замужних женщин в центре илин-кэбиhэр помещался круглый элемент кун, символизирующий солнце.

Вторая часть украшения – кэлин кэбиhэр — носится на спине, она уравновешивала тяжелую переднюю часть, и не давала шее женщины устать. Сегодня, когда украшения стали легче, эта часть убора часто опускается. Как и другие украшения илин-кэлин кэбиhэр был призван защитить свою обладательницу от влияния злых духов – абаасы и привлечь к ней богатство, плодородие и здоровье.

Серьги

Серьги — ытар5а носили с древности. Но сегодня самое большое распространение получили серьги с подвесками. Они состоят из двух частей: верхней части — иэмэх, которую продевают в ухо, и подвески – тугэх, которая крепится к иэмэх. Известны также серьги чоху, они изготавливались в виде изогнутой овальной металлической пластины и носились без подвесок.

Подвески имели разнообразный вид и, как и элементы бастынга и илин-кэлин кэбиhэр, несли информацию о статусе и материальном положении их владелицы. Самые роскошные подвески носили богатые женщины. Представительницы бедных сословий довольствовались более скромными вариантами. Традиционным видом подвесок были елочки, расширяющиеся к низу.

Как говорит Анатолий Саввинов, такие серьги получили распространение в 19 веке, когда началось активное развитие торговли.

«Самые древние серьги — с подвесками из бусин, этот тип считается самым ранним. В 19 веке получили распространение крупные серьги с подвесками. По технике встречаются как литые, так и кованые.

Чоху – более поздний вид серег, скорее всего, они заимствованы у других народов.

Вообще с развитием торговли, появлением текстиля в якутском наряде появилось много заимствований, в том числе халадай и мужской кафтан», — говорит он.

Сегодня классическим вариантом якутских серег приятно считать серьги с подвесками в виде лиры. Форма эта имеет сразу несколько символических значений – рогатый скот, цветок сарданы, птицу, женскую фигуру.

Женщины детородного возраста носили подвески с свободно закрепленным внутри элементом в виде небольшой капельки, некоторые источники утверждают, что он символизировал младенца в утробе матери.

Состарившись, женщина могла передать подвески своим дочерям или внучкам, верхняя же часть — иэмэх — оставалась с ней до конца жизни. Впрочем, по мнению Саввинова, это не более чем фантазия современных стилистов.

«Да, есть мнение, что серьги обозначали количество детей, женскую фигуру. Но это неправда, современная выдумка. В имеющихся архивных и археологических материалах никаких упоминаний об этом нет. То же самое могу сказать об орнаментах. Но то, что серьги и другие украшения передавали по наследству, – это правда. В пожилом возрасте их, как правило, не носили, считалось неприличным обильно наряжать себя», — рассказывает ученый, добавляя, что сегодня в якутских музеях очень трудно найти аутентичные национальные украшения. Связано это с тем, что, когда в конце 19 – начале 20 веков в России начался музейный бум, в районы Якутии приезжали многочисленные экспедиции собирателей древностей, которые увозили находки с собой.

«Сейчас их находки хранятся в основном в центральных музеях и за рубежом — там можно увидеть настоящие якутские украшения. В наших музеях хранится очень небольшая часть», — говорит он.

Браслеты и кольца

Руки украшались парными серебряными браслетами и кольцами. Плоские браслеты шириной примерно 5-7 сантиметров декорировались богатой гравировкой и носились поверх платья. Наряду с бастынгой и илин-кэлин кэбиhэр, браслеты являлись частью праздничного убранства, в отличие от сережек и колец, которые носили каждый день.

Традиции и современность

Конечно, сегодня национальные украшения частично утратили свое сакральное значение – выбирая для себя серьги или кольцо, люди руководствуются не смысловой нагрузкой, которую оно несет, а исключительно своим вкусом и предпочтениями.

В дополнение к украшениям традиционных форм ювелиры создают все новые и новые варианты: сегодня в витринах магазинов можно увидеть серебряные серьги и подвески в форме конского чепрака, якутского хомуса, цветка сарданы, чорона, оленей, стерхов. Если даже среди этого разнообразия вы не найдете того, что хотели, можете нарисовать свой эскиз и мастера-ювелиры изготовят украшения в соответствии с вашими пожеланиями.

Читайте также:  Знак зодиака рыбы камни обереги

«Хорошо, что сегодня культура возрождается, стали носить традиционные серебряные украшения. Но к их выбору нужно относиться очень продуманно. Мне не нравятся металлические бастынга – его в традиции не было. Не самый удачный вариант — кольца во всю длину пальца – откуда они появились, не знаю. Наверное, это веяние времени, но нужно быть осторожным с такими украшениями», — говорит он.

Изменились за это время и традиции ювелирного искусства – для изготовления украшений в национальном стиле ювелиры начали активно использовать золото, серебряные украшения стали менее массивными – в них появилась легкость, ажурность.

Не в последнюю очередь это объясняется и экономическими соображениями – на такие изделия требуется меньше металла, а значит, и по цене они доступнее.

Также ювелиры стали использовать в своих работах драгоценные и полудрагоценные камни и, конечно, бриллианты – даже серебряные украшения с такими вставками смотрятся очень эффектно.

Не утрачивают своей популярности и традиционные украшения: мужские и женские серебряные пояса, браслеты, бастынга в магазинах совсем не редкость и пользуются неизменным спросом.

Те, кто не могут позволить себе купить полный комплект нагрудных украшений, могут ограничиться только илин кэбиhэр.

И все же, несмотря на довольно высокую цену (4-5-килограммовый серебряный убор может стоить от 25 до 60 тысяч), многие стараются собрать весь комплект украшений, чтобы затем передать их по наследству детям и внукам.

Якутские мужские и женские обереги Харысхал: значение, виды узоров

У каждого народа имеются магические предметы, задачей которых является как защита владельца от злых духов, порчи, зависти, сглаза, так и привлечение везения, достатка и здоровья. Примером могут послужить якутские обереги. Якуты чтят традиции, сохраняют и передают их своим детям. Харыскал (якутские талисманы) являются неотъемлемой частью культуры. Обрядовые орнаменты можно увидеть на одежде, головных уборах и предметах быта, а также как отдельные амулеты.

Материал

Народ Якутии живёт в гармонии с природой. Они прислушиваются и чтят её законы. Большинство обережных предметов изготовляется из натурального сырья. Материалом могут послужить:

  • камни;
  • дерево;
  • определённые части животных;
  • металлы, в основном применяется серебро;
  • бисер и нить, с помощью которых вышиваются орнаменты.

Первые талисманы изготовлялись из любого металла. Их могли делать лишь кузнецы, поскольку все детали изделия требовали особых навыков. В это время ремесленников приравнивали к шаманам. Собственного мастера имели лишь очень состоятельные семейства. Затем магические предметы выковывали из серебра. Этот металл имел очистительную силу и не подпускал к владельцу зла.

Якутский оберег подшивался в одежду в районах главных чакр:

  • солнечное сплетение;
  • лобная часть головы;
  • верхняя часть ног;
  • пояс;
  • сердце.

К главным видам Харысхал относятся:

Серьги, формой напоминающие женские изгибы тела. Они одеваются девочкам с пяти лет. Дополнительные детали несут в себе сообщение о статусе владелицы:

  • Дырка в середине — девушка замужем.
  • Лировидная форма с подвесками — многодетная мать.
  • Бабушка подвески с серёжек передает внучке. Этот обряд означает продолжение рода.

Браслеты — защита от духов. Помимо этого браслеты ещё выполняют практическое значение — ими пристёгивают рукава, чтобы не проникал холодный воздух.

Пояс не позволял демонам добраться до тела. Расшивался разнообразными узорами. Детишек до определённого возраста подпоясывали обычной верёвкой. Без опояски разрешалось ходить только шаманам.

В зависимости от социальных функций у талисманов было разное предназначение.

Символы и орнаменты

С целью защитить владельца от злых духов, наносилась вышивка на одежду в уязвимые области тела, которыми могут воспользоваться нечисть:

Наиболее часто для этих целей используют растительные узоры, которые олицетворяют развитие и плодородие. Прежде чем нанести узоры, обязательно нужно знать их значение:

  • Орнамент всегда должен подниматься, но не опускаться.
  • Росток растения интерпретируется как начало жизни, то есть появление детей.
  • Бутоны вышиваются для подростков.
  • Распустившиеся цветы — молодых людей.
  • Лировидный узор нельзя наносить на предметы и одежду девочек или женщин преклонного возраста.

Но также Харысхал выполнялся в форме:

  • Рыбы — благополучие и достаток.
  • Дерева жизни — духовная и созидательная энергетика народа.
  • Аиста — оберег женского счастья. Символизирует верность, продолжение рода.
  • Лировидная форма — плодородие и развитие.
  • Очертания листьев берёзы — чистота.
  • Лошадь или олень — движение вперёд, возрождение, постоянное обновление в природе.
  • Геометрические фигуры, которые означали природные стихии. Так, круг символизировал солнце, а знаки внутри интерпретировались как связь с внешним миром.

Согласно обычаям мужское одеяние украшалось пятью ромбами, соединённых в один. Это было знаком безукоризненности, а также слияния пяти стихий: огня, дерева, воды, воздуха и металла. В середине ромба вышивался круг, который означал женское начало. Такой сложный орнамент символизирует то, что между мужчиной и женщиной имеется нераздельная связь.

Можно в том числе встретить мотив с тремя делениями, напоминающий символ инь-янь. Он обозначает три души: мать, землю, воздух.

Свадебный наряд

Наряд невесты являлся особым видом одежды. Невеста — символ продолжения рода, хранительница домашнего очага и здоровья потомства. В свадебном уборе каждый символ или узор имеет значение: одни защищают от зла, дурного глаза, другие наносятся для укрепления детородной функции.

Свадебный наряд состоит из:

  • браслетов;
  • наспинного и нагрудного гарнитура;
  • серёжек;
  • головного убора.

Родители приданное готовили с первого дня рождения девочки. Один аксессуар убранства в год, и к совершеннолетию собирался весь свадебный набор.

Защита для детей

Рождение младенца является важным событием в семье. Плод, находясь в утробе матери, может подвергаться негативному влиянию из вне, поэтому роженицу с новорождённым было принято ограждать множеством амулетов.

Айыысыт — покровительница плодородия, которая защищала будущую мать. Её символом была шкурка зайца. В уши одевались серьги, а в глазницы продевались нити бисера.

Над постелью женщины для снижения болевого синдрома и благополучных родов вешались:

Вокруг кровати обводили круг, за черту которого не мог переступить ни один представитель потустороннего мира. Считалось, что в берёзе находится дух хозяйки местности.

После появления на свет малыша в палку, за которую держалась роженица втыкали нож, если родился мальчик либо ножницы, если рождалась девочка.

Малыши не умеют противостоять злым духам самостоятельно в первый год жизни, поэтому пожирателей душ (абаасыта) отгоняли развешанными на бортах кровати:

  • ножом в ножнах;
  • огнивом;
  • медвежьей лапой;
  • черепом соболя;
  • топориком.

Звенящие предметы, кольца и металлические пластины, пришивались на детское одеяльце. Малышу, который уже начал самостоятельно передвигаться, на спину прикрепляли колокольчик. С помощью звона очищалось помещение от плохой энергетики и отпугивал демонов, а также взрослым сообщал, где находится малыш.

Чтобы у детей был крепкий сон, в подушечку вшивали заячью лапку.

Детям постарше надевали подвески, серьги, бляхи с рисунками и бусинками. Для мальчиков оберегом служил лук и стрелы, который символизировал мужское начало, нравственные и физические качества представителя сильного пола.

Концентрация жизненная энергия хранилась в кожаной сумке тайменя «Ого кута», в неё клали 10 узелков из пуповины и волос. Она хранилась с первых дней жизни и до самой смерти.

Для женщин

Женские магические атрибуты создавались для сохранения здоровья, укрепления семейных отношений и развития интуиции.

Девушка, которой предстояла дорога, самостоятельно делал себе амулет из медвежьей шерсти. Называли такой харысхал — мооньох, Вешался он на шею лошади, чтобы расчищать дорогу от потусторонних сил.

Будущие невесты изготовляли из ветвей ивы кнут. Украшали серебряными и костяными фигурками. На кончик прутика крепился колокольчик. После появления на свет младенца кнут вешался над колыбелью.

Туосахта представляет собой бляшку из серебра, которая пришивалась на шапки. Она символизирует солнце, а ещё как защита от оспы.

Обруч или головной убор бастынга в том числе украшался бляхами, которые располагались в уязвимых местах, в области лба и висков.

Молодым женщинам полагалось носить серьги, кольца, браслеты. Во время передвижения украшения должны обязательно издавать позвякивание. Считалось, что звон убранства отгоняет зло.

Для мужчин

Представители сильного пола практически не носили украшений. Зачастую в виде харысхал служила вышивка и части животных:

Якуты верили, что сила убитого животного передаётся охотнику. В том числе избиралось тотемное животное, с которым ассоциировал себя человек, стараясь имитировать его повадки.

Амулеты помогали во время охоты поймать добычу и защитить владельца от ранений.

Волчий и медвежий мех был магической защитой от дурного глаза и хворей.

Нередко с собой мужчины носили коготь медведя как оберег, чтобы обладать такой же силой как и этот зверь.

Украшение из носов делалось для привлечения удачи. Считалось, что в данном органе была душа зверя. Якуты делали связки из носов мелких зверушек.

Мощным талисманом считался камень Сата, который находили в местах удара молнии. Ещё он мог возникнуть внутри домашнего животного, например, коня, собаки, быка, а также в крупных диких зверях — в медведе или в волке. Он отличался от других камней по виду. Похож на маленькую человеческую голову с хорошо различимыми глазами, ртом, ушами и носом.

Камень Сата живой, и чтобы он не умер, его ограждали от прикосновений девушек и чужих людей. Этот амулет не должен быть голым, поэтому зачастую его хранили вдали от дома завёрнутым в шерсть убитого зверя.

Существует поверье, что с помощью Сата якуты могут менять погоду.

Сата привязывали к лошади, если предстояло долгое путешествие. Это делалось для того, чтобы животное не потело и его не кусали оводы.

Обереги в Якутии сегодня

Сейчас, в период высоких технологий, якутские обереги не утратили своего значения среди коренных народов. Большинство талисманов канули в прошлое, но всё ещё можно встретить:

  • вышивку на одежде;
  • изображения животных;
  • медвежьи лапы;
  • когти волков;
  • драгоценные украшения;
  • посуду с уникальным орнаментом.

Особенно популярны ювелирные украшения. Мотивы на них не меняются, но изделия стали изысканными и филигранными. Всё чаще для их изготовления используется золото и драгоценные камни, а не серебро.

На прилавках магазинов можно встретить подделки под якутские изделия. Стоимость ниже, но они не обладают сакральной силой. Подделки спустя время становятся блёклыми. Если решились приобрести якутский оберег, то лучше заказать мастеру, который знаком с культурой и обычаями народа.

Заключение

Якутские украшения являются не только показателями статуса носителя, но сильнейшими оберегами от злых сил наравне с мусульманские амулетами и талисманами, славянскими и кельтскими символами т.д.

Якутские обереги: значение

Народ Якутии насчитывает почти полмиллиона человек. Они проживают на территории Республики Саха, в Иркутской и Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском крае.

Этот народ и сейчас чтит традиции, сохраняет их и передаёт потомкам. Большую часть культуры занимают талисманы: детали национального костюма, шапки, украшения, предметы быта.

О значении якутских амулетов и их видах и пойдёт речь.

Какие они, якутские амулеты

Якуты близки к природе, они живут в гармонии с ней, подчиняются её законам, с трепетом и уважением относятся к мощи стихии. Почти все талисманы, которые используют якуты, сделаны из натуральных материалов. К ним относятся:

  • кости, клыки, когти и шкуры животных;
  • серебряные украшения;
  • деревянные миниатюры бытовых предметов;
  • камни;
  • вышитые бисером или нитью орнаменты.

Магические предметы защищали от сглаза, порчи, духов, от влияния стихии, сохраняли здоровье, привлекали удачу.

Наибольший интерес у этнографов вызывают якутские ювелирные украшения и узоры, поскольку они защищают и несут информацию о статусе, социальной роли человека, благосостоянии, желаниях.

Например, чорон, якутский сосуд для кумыса, используют в поклонении божествам и благословлении. Украшения на него наносят в зависимости от просьбы, вознесённой к богам. Важна роль наследования амулетов.

Чем они был старше, тем выше сила. Жительница города Нюрба говорит:

«Когда я была маленькая, у моей бабушки были серебряные сережки с 3 рядами подвесок. Бабушка очень ими дорожила. А теперь я сама бабушка и ношу ее сережку. Девушки надевали очень редко все украшения – только на свадьбу и на Ысыах.

На Ысыахе по украшениям определяли положение девушки в обществе. Тогда они стоили очень дорого, не каждая девушка могла себе позволить их. Со времен моей молодости якутские изделия очень изменились. Раньше были только пластины и гравюры на них.

Я думаю, что это показывает культурное развитие народа».

Орнаменты наносятся на якутскую одежду для защиты от злых сил, поэтому вышивкой украшают наиболее слабые места, через которые могут проникнуть духи: подол, рукава, ворот, пояс, позвоночник.

Основные мотивы – растительные, подходят всем, символизируют развитие и плодородие. При выборе узора необходимо учитывать особенности:

  • лировидный орнамент не подходит девочкам и бабушкам;
  • росток растения для маленьких детей, бутон для юношей и девушек постарше, распустившиеся цветы для старших;
  • орнамент должен был стремиться вверх, а не вниз.

Одежду мужчин традиционно украшали пять ромбов, объединённых в один. Это символ совершенства, соединение пяти элементов: воды, воздуха, дерева, огня, металла. В центре ромба круг – женское начало, поскольку мужчина неотделим от женщины.

Ещё один традиционный мотив напоминает инь-янь, но с тремя делениями. Он символизирует три души: матери, земли, воздуха.

На места расположения основных чакр надевались металлические изделия или подшивались обереги. Это солнечное сплетение, лоб, бёдра, пояс, область сердца. Например, с изнанки, напротив сердца подшивалась мордочка мелкого зверька. На шапках в центре лба помещалась металлическая пластина.

Читайте также:  Амулет мары скайрим что это

Талисманы изначально делались из любого металла, этим занимались кузнецы. Они почитались наравне с шаманами. Богатые роды имели своего личного мастера.

Позже их стали делать исключительно из серебра, золото не использовалось. Серебро обладает очистительной силой и отгоняет духов.

Особо выделяются свадебный убор, ведь невеста – продолжательница рода, от неё зависит благополучие семьи и здоровье детей. Каждая деталь имела значение. Большинство из них отгоняли недобрых духов и сглаз, другая сторона была направлена на укрепление детородной функции.

Свадебный костюм состоит из таких фрагментов:

  • головной убор;
  • серёжки;
  • нагрудный гарнитур;
  • наспинный гарнитур;
  • браслеты.

Вес убранства мог достигать десятков килограмм. Приданое готовили с самого рождения дочери, изготовляя в год одну деталь костюма. К совершеннолетию скапливался полный убор.

Повседневные изделия были скромнее. К основным видам относятся:

  1. Серёжки. Их начинали носить с пяти лет. Форма серёжек напоминала фигуру девушки, а детали были посланием окружающим, сообщающим о статусе их обладательницы. Например, девушки носили плоские цельные фигурки. Дырка в центре сообщала о замужнем статусе. Серёжки в виде лиры с подвескам надевали многодетные женщины. Стареющая женщина снимает подвески и передаёт внучке в знак продолжения рода.
  2. Браслеты. Кроме обережной функции имеют практическую. Браслетами застёгивают рукава одежды, не пуская холод.
  3. Пояс. Не давал духам проникнуть к телу, поэтому неподпоясаными могли ходить только шаманы. Взрослые богато расшивали пояса орнаментами, а дети подпоясывались верёвкой.

Мужчины, женщины и дети применяли разные талисманы, поскольку отличались их социальные функции.

Амулеты для детей

Защищать ребёнка принято ещё до рождения. Особо опасен момент появления на свет, когда злые духи могут навредить младенцу и маме, поэтому роды сопровождали многочисленные талисманы, сохраняющие жизнь младенцу, облегчающие страдания матери.

Покровительница плодородия, защищающая роженицу – Айыысыт. Её символизировала шкурка зайца. Через глазницы продевались нитки бисера, а в уши вдевались серьги. Во время родов шкурку щедро умасливали.

Над постелью роженицы для уменьшения боли и для благополучного исхода вешали серьги, удила, кнут. Берёзовой палкой вокруг постели обводили круг, поскольку в берёзе находится дух хозяйки местности, за такую черту не один представитель потустороннего мира не сможет заступить.

После того, как младенец родился, в палку, за которую держалась женщина, втыкали нож, если появился на свет мальчик или ножницы, если девочка.

Младенец в первый год жизни ещё не может сам противостоять злу, поэтому за ним охотятся пожиратели душ абаасыта. Их отгоняли, привязывая на борта кроватки нож в ножнах, огниво, топорик, медвежью лапу, череп соболя.

На одеяло пришивали кольца, пластины из металла и другие звенящие предметы. Ребёнку, который начинал ползать и ходить на спину привязывали колокольчик. Звоном он очищал помещение от дурной энергетики, отпугивал духов и сообщал маме где находится малыш.

Для хорошего сна в уголок подушки вшивали заячью лапку.

С младенчества и до конца жизни человек хранил сумку из кожи тайменя «Ого кута». В ней хранились 10 узелочков из пуповины и волосы. Это сосредоточие жизненной силы.

Подросшим детям надевали серьги, подвески, металлические бляхи с рисунками и бусинами. Традиционный амулет для мальчика – лук и стрелы. Это сосредоточие мужского начала, моральных и физических качеств будущего мужчины.

Женские талисманы

Они направлены на сохранение здоровья, укрепление семьи, развитие интуиции.

Для облегчения грудного вскармливания используется гладкий камень с дыркой в виде воронки в центре. Через него было принято сцеживать молоко.

Девушка, отправляющаяся в путь, своими руками делала амулет из шерсти медведя, напоминающий кисточку – моонньох. Его вешали на шею лошади, чтобы расчищать путь от духов.

Девушка навыданье делала кнут из ивовых веток, украшая его фигурками из кости и серебра. На кончик прута вешался колокольчик. После рождения малыша кнут вешался над колыбелью.

На шапки надевалась серебряная бляшка – туосахта, символизирующая солнце. Одно из её значений – защита от оспы.

В качестве украшений девушки носили серьги, кольца и браслеты. При ходьбе убранство должно позвякивать, чтобы зло не приближалось.

Кроме шапки, обережный головной убор бастынга – обруч. Бляхи на нём прикрывали уязвимые части: лоб и виски.

Мужские амулеты

Мужчины почти не носили украшений. В качестве талисманов использовались вышивка и части животных: головы, лапы, когти, зубы, кости. Считалось, что качества убитого животного переходят к убившему его охотнику. Кроме этого якуты избирали себе тотемное животное. Они ассоциировали себя с ним, перенимая свойства, и находились под защитой.

Животные талисманы помогали выслеживать и убивать добычу на охоте, оставаясь неуязвимым. Мех волка или медведя считался оберегом от сглаза и болезней.

Ещё один животный амулет – ожерелье из носов. В этой части тела у животного находилась душа, поэтому якуты собирали в связки носы мелких животных: соболей, песцов, лисиц для привлечения удачи.

Для удачной охоты использовался талисман из шкуры, рога и челюсти оленя. Этот свёрток вместилище духа покровителя зверей и охоты.

Самый сильный талисман – камень сата. Его находили в местах удара молнии, а ещё он зарождался сам собой внутри лошади, быка, медведя, собаки или волка. Узнают его по внешнему виду. Сата напоминает уменьшенную человеческую голову, где различимы глаза, нос, рот, уши. Этот камень живой.

Чтобы камень не умер, его не должна касаться девушка, не должен смотреть чужой человек и камень не должен оставаться нагим. Оберег принято было хранить завёрнутым в шерсть породившего его животного вдали от дома.

С помощью сата якуты изменяли погоду или во время путешествия привязывали к лошади, чтобы та не потела, и её не донимали оводы.

Современные обереги в Якутии

Исследования показывают, что большинство якутов верят в силу оберегов и многие их держат дома. Правда, многие из них ушли в прошлое. Чаще всего встречаются:

  • посуда и домашняя утварь с орнаментом;
  • вышивка на национальной одежде;
  • рисунки животных;
  • лапы медведя;
  • драгоценные изделия.

Последний вид оберега особенно интересен. Мотивы остаются прежними: лира, женская фигура, растительный орнамент. Но ювелирные изделия стали утончёнными, ажурными и не такими массивными. На смену серебру приходит золото и драгоценные камни.

Специалисты предупреждают, что на рынке много китайских подделок под изделия якутов. Они дешевле, но не несут духовной ценности и обережного значения. Через несколько поколений они потеряют красоту и ценность.

Лучше отдавать предпочтение традиционным якутским мастерам, которые знакомы с историей, культурой и традициями народа.

Смысловое значение орнамента якутской одежды в композиции

Смысловое значение орнамента якутской одежды в композиции «Я – дитя Земли Олонхо» Роева Евдокия, ученица 10 класса, 2-Нерюктяйинской СОШ, им. Н.М. Корнилова, Республика Саха (Якутия) Руководитель: Чемпосова Я.Р 3-612_ Республика Саха (Якутия)

Особенности одежды прежде всего продиктованы этническим восприятием. Человек традиционного общества интуитивно осознавал свое место в мироздании, ощущал собственную «малость» перед величием Природы.

Вещный мир выступал в качестве своеобразного «прикрытия» от неопознанных сил последней, нося таким образом двоякую функцию: служить потребностям человека, оберегая его одновременно.

С процессом глобализации, с утратой традиционных культур в современном процессе, с экологическими проблемами человечества и выживания самого человека в мире наиболее актуальными остаются проблемы сохранения традиционной культуры народов Севера. Объектом исследования являются виды традиционных орнаментов в якутской одежде. Гипотеза.

Если в создании эскизов стилизованной одежды использовать традиционную палитру орнаментов якутов, то человек и его мировоззрение, и его взаимодействие с окружающим миром будет видеться по иному. Целью моего исследования стало изучение смыслового значения орнаментов в якутской одежде в композиции «Я – дитя Земли Олонхо».

Как известно одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями.

Взгляды якутов на Вселенную глубоко философичны, а их беззаветная вера в Мать – Природу – залог высокой нравственности и аналитического ума. Модель «Эрэкэ – Дьэрэкэ» – создана из легких, струящихся материалов.

Состоит из: головного убора, легкого топа, орнаментированного лировидным узором, а также по полю которого разбросаны лоскуты мозаики и расшиты из пайетки и бисера. Платье струящееся, при ходьбе напоминает дуновение ветерка. Пояс расшит орнаментом, которая символизирует растительную природу моего края.

На ногах легкие торбаза, орнаментированы также растительным орнаментом, что означает принадлежность Эрэкэ-Дьэрэкэ. Коллекция «Ус кут» (три души) символизирует силы природы. У нашего народа цвет имел очень большое значение. Цвет влияет на чувства, состояние и настроение людей. Рассмотрим модели по вариантам.

Модель «Воздух-душа» (салгын кут) – сочетание голубого, темно-синего цветов, а также дополнен прозрачной органзой символизирует стихию воздуха. Модель «Мать-душа» (ийэ кут) – олицетворяет символ плодородия, зарождения нового будущего. Модель «Земля-душа» (буор кут) – сочетание от светло-зеленого до темного — зеленого цветов. Зеленый цвет – цвет первозданной природы, всего живого организма, цветущего лета.

Самыми стержневыми в религиозных воззрениях якутов являются представления о душе. Душа по поверью состоит из трех элементов — Ийэ-кут (мать-душа), Буор- кут (земля-душа) и Салгын-кут (воздух — душа). Многие исследователи религиозных воззрений якутов в той или иной степени касались этой темы.

По верованию якутов создателем кут считался главный жрец пантеона божеств — Юрюн Айыы Тойон. Ахтар Айыысыт вместе с Иэйиэхсит (обе женские божества) выпрашивает у Юрюн Аар Тойона душу (Ийэ-кут) ребенка и вселяет ее мужчине через его темя. По мнению В.Ф.

Трощанского Айыысыт соединяет все три элемента его души: Ийэ-кут, Буор-кут и Салгын-кут в одну душу-кут. По другим источникам богиня Айыысыт вселяла души детей в женщин.

Если она какой-либо женщине не давала кут ребенка, то якуты через именитого шамана испрашивали душу ребенка у Айыысыт собаки, у божества-тотема некоторых родов или у духов-покровителей.

Модель «Вестник» — сочетание коричневого, стального и темно – зеленого цветов. На руке обязательный атрибут – комаромахалка (дэйбиир). На фото вы видите коллекцию «Алгысчит» — сочетание нежно – кремового с оранжевым цветом, цветом излучающим свет солнце.

Модель Хозяйки земли (Аан Алахчын) – само название говорит за себя, это величественная, благородная, созидательница, умелая хозяйка своего аласа. Модель расшита бисером, стеклярусом, орнаментирована растительными узорами. Коллекция моделей «ДьоЬогой о5олоро» – символизиру ют добрых иччи крупно- рогатого скота и коневодства.

Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой.

Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.

Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение.

Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: «дьураа» или «курдааЬын» ойуу» (прямая линия), «таналай оуйй» (двусторонний зигзагообразный мотив), «тынырах ойуу», «сарбынньах ойуу» (небесный мотив орнамента), «айа ырбата» (стреловидный мотив), «когуор ойуу» (лировидный мотив), «сурэх ойуу» (сердцевидный мотив), «кун», «туоЬахта» (круг), «харысхал бэлиэлэрэ» (оберегающие знаки).

Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. растительный мотив, это – витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира.

Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию Распространенный у многих народов орнамент «бараньи рога» — «хой муоЬа», «почки» — «буор ойуу» существуют и в якутской орнаментике.

Выполняется вышивкой бисером и цветными нитками и является священным орнаментом- оберегом, символом защиты

Фольклорный коллектив «Кундул» и театр моды «Айталыына» придумали совместный проект, композицию «Я – дитя земли Олонхо» — «Орто туру дойду уоскээhинэ». Где повествуется о том, что в срединный мир приходит Вестник, с тремя спутницами душами — кут (ус кут) земли, воздуха, матери.

И начинается зарождение всего человечества – где алгысчиты (благословители земли, всего нового, прекрасного) приветствуют его. Дети Аан Алахчын (хозяйка аласа) – Эрэкэ-Дьэрэкэ (бегают в виде амбры или испарений (дьэргэлгэн) в растительности, травах и в полевых цветах) воспевают родной край, красоту природы.

Хозяйка аласа Аан Алахчын благословляет все живое на земле. С рождением человечества люди собираются на счастливое туhулге – народный праздник ысыах и поклоняются божеству Дьоhогой. На ысыахе проводятся игры «Боотуров», где они показывают силу и ловкость. Завершается ысыах народным танцем осуохой.

Таким образом, спроектировав и создав коллекцию одежды к композиции «Я – дитя земли Олонхо» — «Орто туру дойду уоскээhинэ», я попыталась изучить, определить по назначению характеры узоров различных орнаментов в якутской одежде.

Также узнала, что наличие различных типов орнамента свидетельствует о сложных исторических судьбах населения Севера и о его иногда весьма далеких связях с другими народами. Установлено, что в ряде случаев типы орнамента являются хронологическими вехами в развитии искусства того или иного рода. Заключение

Источник

Оцените статью