Оберег у казахов от сглаза

Как казахстанцы спасают детей от сглаза

Вера в магию, сглаз, порчу и потусторонние силы в нашей стране весьма велика. Как говорится, в Казахстане есть две болезни – «көз тиді» и «суық тиді» – то есть, либо простуда, либо сглаз.

От последнего, пожалуй, уберечься стараются больше, чем от простудных заболеваний, особенно, если речь идет о ребенке. Какие способы используют казахстанцы, чтобы уберечь малыша от «дурного глаза»?

К слову, защищать ребенка от сглаза в Казахстане начинали еще до его рождения – считается, что покупать одежду, коляску, манежик или другие принадлежности для новорожденного нельзя до его появления на свет. Иначе – плохая примета.

Самый распространенный метод – прикалывание булавки на внешнюю или внутреннюю сторону одежды малыша. Иногда на нее же цепляется синий глазик «бонджук», который также призван защищать человека. Кроме того, это выглядит красиво, и удивления не вызывает.

Мама 2-летнего Арсена, Айжан, воспоминает разные методы, которыми пользуется, что уберечь сына от сглаза. Многие из них ее мама, бабушка и другие родственники использовали еще в детстве самой Айжан или когда ее родители были детьми. То есть, способы, наработанные годами.

Читайте также: «Редко хвалят, но могут оскорбить» — будни полицейского в Алматы>>

«Иногда ребенку надевают красную шерстяную ниточку на запястье левой руки, правда, есть поверье, что ниточку нужно менять каждый день, а «отработанную» — сжечь. Вместо ниточки некоторые родители используют браслетики из черных бусинок с белыми глазками. Считается, что если бусинка лопнула и развалилась, то кто-то пожелал что-то нехорошее малышу, а оберег его защитил», — рассказывает девушка.

Нередко на шею ребенку вешают тумар с молитвой, который защищает малыша. В христианстве для этого используют нательный крестик. Важно, чтобы нитка была достаточно крепкой, но не натирала кожу ребенка.

«Иногда ребенку на лоб мажут сажу – как у индианок. Наверное, это связано с тем, что недобрый человек, в первую очередь, обратит внимание на это пятнышко из сажи, и вся его негативная энергия на этом и закончится, не перейдет на ребенка», — предполагает Айжан.

Оказывается, чтобы не допустить сглаза или порчи, ребенка умывают соленой водой перед сном. Особенно актуально это после встречи с большим количеством людей, например, если приходили гости.

Читайте также: Малышей из дома ребенка поздравили с праздником «Amiran» и Nur.kz>>

«От сглаза мулла может прочесть суры, но это уже обряд. Из того, что делают родители, чтобы защитить дитя от сглаза, есть еще такой способ – пучок перьев филина нужно прикрепить к коляске. Конечно, в городе найти перья не очень легко», — рассказывает девушка.

К слову, сон ребенка тоже тщательно охраняется, так как считается, что нечистые силы активизируются в темное время суток.

«Укладывая новорожденного спать, нужно проследить, чтобы свет от луны не падал на его лицо, иначе это приводит к болезням. Нередко вешают полог над кроватью, он тоже призван защитить от ненужного. Девочкам надевают серебряные серьги – ведь серебро считается металлом, который вбирает в себя негативную энергию, да и для здоровья он полезен – все знают, что серебро дезинфицирует воду», — рассказывает Айжан.

Суеверий, связанных с детьми, много. Существует, например, обычай, когда талантливый, добившийся славы человек должен поплевать в рот младенцу, чтобы тот в будущем стал таким же великим.

Современные технологии тоже внесли свою лепту — так, мамочки, которые любят фотографировать своих детей, но боятся сглаза, закрывают малышам лица на фото с помощью «наклейки» в виде какого-нибудь животного или смайлика.

Правда, некоторые люди все же уверены – главный способ уберечься от сглаза – не верить в него.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Nomad Kazakhstan, Обереги от сглаза у казахов.

Вторник, 13 Февраля 2018 г. 18:16 + в цитатник

Обычно, эти украшения состоят из нескольких гармонично связанных между собой частей, отличающихся своеобразием форм и красотой декора. В собрании Государственного музея искусств им. А. Кастеева имеется уникальная по своему художественному и декоративному решению подвеска-оберег ?кіая?, занимающая центральное место в одной из витрин в зале декоративно-прикладного искусства Казахстана. Эта интересная по своей конструкции ?кіая? датируемая ХІХ веком была приобретена научными сотрудниками музея во время экспедиции в Восточном Казахстане. Изделие выполнено в традиционной форме, верхняя часть представлена в виде тумара с крупной прозрачной вставкой из стекла в центре и мелкими вставками из бирюзы по краям.

Археологические данные свидетельствуют, что первыми украшениями были именно амулеты и талисманы – всевозможные ожерелья, браслеты, кольца и другие украшения, изготовленные из костей, зубов, когтей и других частей животных.
Слово «амулет» произошло от арабского слова, означающего «носить». В широком смысле это название применимо к любым украшениям-оберегам, которым приписываются магические свойства. Появлению различных типов оберегов способствовала вера людей в их сверхъестественную силу, которая по представлению древних могла оградить человека от воздействия внешних недобрых сил, нападений врагов и животных. Обереги подразделяются на вещественные (предметные), символические и словесные (заговоры).

В ювелирных украшениях и амулетах вставки и подвески из камней применялись не только для декоративного завершения, они осмысливались как стерегущее око. Наиболее излюбленными камнями казахов были сердолик, кораллы и бирюза. Каждый камень наделялся определенной символикой, а также магическими и лечебными свойствами.

Читайте также:  Дерево талисман по знаку зодиака рак женщина

Доктор исторических наук Ш. Тохтабаева в книге «Серебряный путь казахских мастеров» пишет: «Сова осмысливалась казахами двойственно. С одной стороны, она воспринимается как представитель темных сил и поэтому считается способной противодействовать отрицательным явлениям, поскольку зло, причисляя ее к своему разряду, не причиняет ничего дурного тому, кто ею обладает. С другой стороны, сова обожествляется. На птиц-тотемов в быту казахов существовал запрет охоты, но, вместе с тем, повсеместно в Казахстане в ходу были обереги из когтей, перьев филина. Приходилось сову покупать у представителей тех родов, где тотемами выступали другие животные.

Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него.

По словам очевидцев, такой обряд существует в Западном Казахстане и по сей день.
В Казахстане повсеместно в качестве оберегов использовали когти и перья филина. Казахи и киргизы почитали филина как священную птицу. Вероятно, это поверье было связано с осмыслением роли филина как птицы, бодрствующей ночью, и способной охранять людей от злых духов, действующих преимущественно в ночное время.

Образ птицы у казахов, как у многих народов мира, символизировал счастье, свободу и добро. Наделенный сильным охранным свойством ?кі играл немаловажную роль в свадебной церемонии ?кі-та?у. Родственники жениха в день сватовства родителей и родственников невесты одаривали подарками, а невесте прикалывали к ее головному убору ?кі, после чего она считалась засватанной. Традиция ?кі-та?у с некоторыми изменениями существует по сей день. Казахи проявляли особый интерес также к подвескам-оберегам ?кіая?, которые пришивали к женскому головному убору от сглаза.

Кораллы, способствующие жизненному благу и большому потомству, часто применялись в украшениях как подвески. Семантическое значение красного цвета многозначно. Это цвет родовой крови, символ огня, энергии, солнца и тепла. Также большой популярностью пользовалась и бирюза, по предположению она приносила счастье, удачу и отражала самочувствие – в случае болезни бирюза меняла свой цвет.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время украшения-обереги ?кіая? не находят применения в современном быту и моде.

Но по-прежнему продолжают пользоваться большой популярностью пучки перьев филина – ?кі, которые, в качестве своеобразного талисмана, часто прикрепляют в салон автомобиля, на музыкальный инструмент – домбру, а также на настенные ковры в интерьере жилого дома. Все это свидетельствует о том, что в народе этот фетиш до сих пор не утратил своего первоначального значения – оберега.

СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Nomad Kazakhstan
Символическое значение украшений-оберегов в мировоззрении казахского народа
На протяжении многих столетий казахские ювелирные украшения были и остаются неотъемлемой частью национального костюма, придавая ему особую нарядность и торжественность.

В число вещественных оберегов входят различные амулеты и талисманы (от сглаза, порчи, болезней и т. д.), заговоренные народными целителями, знахарями, обладающими зарядом положительной энергии.
Каждый из типов амулетов имел специальное предназначение, место хранения и ношение. Обычно они хранились в отдельно отведенном месте или их вкладывали в амулетницы – бойт?мар, т?марша или ?олты?ша, изготовленные из серебра. Такие амулеты можно было носить и как самостоятельное украшение.

Основой нижней части являются крупные разветвленные когти филина с множеством подвесок из коралловых бус и круглых вставок из стекла красного цвета на удлиненных цепочках.
Магико-охранную функцию в изделии играют когти филина оправленные в серебро, а также тумары, выполненные в виде треугольных пластин. Издавна треугольная форма считалась символом женского начала и мировой горы. Все религии отмечают многообразие мифологических функций мировой горы, которая воспринимается как модель вселенной, отражающей элементы и параметры космического устройства.

Таким образом, люди не нарушая запрета, одновременно приобщались к своему тотему, приобретая его защиту».
Для предотвращения сглаза и порчи пучок перьев филина – ?кі, как правило, подвязывали к колыбели новорожденного ребенка. Из перьев филина делали султанчики для детских головных уборов, их пришивали сбоку на настенный ковер т?скииз, а также подвешивали к домбре, чтобы оградить акынов от сглаза.
Пучки перьев филина как оберег используются также у киргизов, узбеков и туркмен. Якуты для защиты детей от воздействия негативных сил к колыбели ребенка подвязывали голову, коготь и клюв совы.

К наиболее простым типам относятся кожаные амулеты либо амулеты на тканевой основе, имеющие треугольную форму.
Обереги предназначались не только для людей, но и для жилища и домашнего скота. Например, шаныра? юрты женщины украшали яркими разноцветными кистями – шаша?, которые свисали с купола жилища, словно мерцающие звезды; на стены вешали богато вышитый ковер-оберег – т?скииз, с пришитыми сбоку перьями филина – ?кі и т. д. По традиции, появившегося на свет верблюжонка первое время оберегали и не показывали посторонним. Позже шили специальную яркую уздечку, к которой прикрепляли амулет-т?мар от сглаза.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Обереги от сглаза у казахов

Пятница, 16 Февраля 2018 г. 18:03 + в цитатник

Казахи очень не обожают, когда двери шифанеров, холодильников и сундуков остаются открытыми. Равно если после трапезы пища остается на столе. Считается, что это может привлечь шайтанов, которые будут вредить обладателям дома.

Естественно, можно объявить себя цивилизованным человеком и не веровать суевериям, но вольно либо невольно мы подчиняемся этим ужасам. Они посиживают в подсознании каждого на уровне генетической памяти.

Читайте также:  Обереги египетские для тату

Это очень припоминает ритуал туган жерге аунату (обваливание в родной земле), который до сего времени не забыт: человека, после долгого отсутствия вернувшегося из зарубежья, катают по земле. Считается, что таким макаром Мать-земля (Жер-ана) дает ощутить, припоминает собственному ребенку дух Родины. При всем этом самая древняя дама гласит: Не запамятовай, что ты родился на этой земле, делай собственный сыновний долг!

Практически у всех народов есть поверья, так либо по другому связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали достаточно обычными амулеты в виде маленьких глазков (которые наверное выполняются для нашей страны где-нибудь в Китае). Их называют козмоншак. Часто лобик либо щеки малыша, чтоб предупредить сглаз, отмечают сажей.

Бабушки-казашки воспрещают тушить огнь водой, так как происходит смешение стихий, что может привести к противным катаклизмам. Нельзя также подбрасывать землю, недаром самое ужасное проклятие, когда вослед для тебя кидают песок. Страшнее его считается только емшегин кокке сауу – материнское проклятие, когда она сцеживает грудное молоко.

Может быть, конкретно благодаря этому у Казахстана слава размеренного и миролюбивого страны.

Обитатели Алматы могут созидать, проезжая ночкой по проспекту Райымбека, могилу этого батыра, где всегда ночуют люди, прося духов протцов о помощи. Некие отправляются в далекое паломничество по святым местам Южного Казахстана. Вообщем, у каждой области есть собственный более либо наименее узнаваемый святой либо просто священное место, которое бережет мир и спокойствие окрестности.

Естественно, можно объявить себя цивилизованным человеком и не веровать суевериям, но вольно либо невольно мы подчиняемся этим ужасам. Они посиживают в подсознании каждого на уровне генетической памяти. Сейчас казахи медлительно, но правильно ворачиваются к родным истокам.

Кстати, считается, что имя величавого человека передает и новорожденному наилучшие свойства. Но не каждый ребенок может выдержать такую ношу, тогда он начинает болеть. Про таких молвят аруах колдамады (не поддержали духи протцов).

Эти советы не случайны, учеными Востока подтверждено, что через каждые 12 лет в человеческом организме происходят конфигурации. Исчисление мушель через каждые 12 лет совпадает со значительными физическими и даже анатомическими переменами: 1 (13 лет) – детство, 2 (25 лет) – юность, 3 (37 лет) – зрелость, 4–5 (49, 61) – мудрость и дальше наступает старость.

При совершении ритуала приговаривается алас, алас. Считается, что это отпугивает шайтанов. Некие даже подвешивают в скрытом месте пучок адраспана, чтоб злым духам неповадно было.

Своеобразно вылечивают казахи и испуг. Мне довелось следить, как рослый аксакал хлестал веником из прутков карагача старушку, приговаривая ушур, ушур. Зрелище незабвенное и совместно с тем магическое.

Если сглаз все таки был наведен, то совершается ритуал ушыктау, которой представляет собой смесь тенгрианских и шаманских верований. Человека выводят перед закатом солнца, когда божество Тенгри более близко к обычным смертным, укладывают на землю, чтоб богиня этой стихии – Умай – могла принять на себя все противные последствия. При всем этом, если вылечивают сглаз, нашептывается сук, сук, а при порче сплевывают – тфа, тфа.

Их называют козмоншак.

Часто встречающийся – это иширтки: на бумажке пишется заклинание, потом его держат над водой, которую дают испить нездоровому. Кстати, если вдруг кто-то совершает некий внезапный для всех, но неплохой поступок, то старики обычно переламывают соломинку либо спичку (шоп сындыру), чтоб благие начинания длилось и дальше.

В казахских домах ночкой должны быть плотно занавешены все окна, чтоб свет луны не свалился на спящего человека. Это считается очень нехороший приметой: у парней это может привести даже к импотенции.

Наверняка, многие из наших читателей когда-нибудь воспользовались услугами кумалакши (гадальщицы на бобах). Этот ритуал обычно исполняется с применением косточек хурмы либо просто бараньих катышков, но современные гадальщицы, чтобы не травмировать эстетических эмоций сегодняшних цивилизованных казахов, употребляют обыкновенные бобы. А таковой экзотичный вид, как гадание на бараньей лопатке, уже издавна забыт, хотя где-нибудь в глубинке, может быть, его и помнят.

Как оказывается, в этом суеверии не столько предрассудки, сколько воспитательные элементы. Таким макаром, опасаясь шайтанов, девченки с ранешних лет приучались содержать дом в порядке. По государственным поверьям перевернутая обувь значит, что кто-то в доме может умереть либо захворать, потому необходимо немедля поставить ее верно.

В таком случае необходимо съездить на могилу человека, чье имя дано ребенку, и принести в жертву барана.

Посетивший чей-либо дом должен непременно присесть или просто преклонить колено, по другому у владельца может стоя отелиться скотина, отчего новорожденный теленок умрет.

До прихода в Казахстан ислама тут бытовало тенгрианство, которое предполагало поклонение небу – Танiр, земле – Умай либо Жер-ана и воде – Су-ана. Особенное значение придавалось огню, поклонение которому взято еще из шаманских верований. Так, например, ритуал аластау у казахских чабанов воспринимает уже несколько модифицированную форму.

Идолы от сглаза у казахов

Не все, но некие из их, перекочевывая с зимовок на джайляу (летнее пастбище), разжигают по две стороны дороги два огромных костра, меж которыми проходят люди и отары овец.

Навряд ли схожий метод сейчас нужен в нашем обществе, вкусившем запрещенные плоды цивилизации.

Чем же не воспитание патриотического духа?

Кстати, у казахов содержание попугаев и других птиц в клеточке – это очень дурной символ, приносящий несчастье. Моя бабушка растолковала это тем, что наши праотцы считали неверным лишать свободы этих небесных созданий, которые такие же свободные обитатели Степи. С животными же связано очередное поверье, которое до сего времени сохраняется в аулах под заглавием тизе бугу (преклонение колена).

Читайте также:  Талисман для имени оксана

К еде тоже отношение особенное. Трапеза священна и прерывать ее нельзя. При всем этом воспрещается встряхивать руками и потягиваться при поедании жирной еды, ибо в данном случае пища сотрясается и ее святое заклятие поражает недобросовестного. Если вы подоспели к трапезе, то должны выполнить ритуал ауыз тию, другими словами пригубить еду.

Таким же образом можно биться с некими другими недугами.

Считается, что такового замаранного малыша уж точно не сглазят. Еще есть один метод: держащий на руках малыша просто закрывает собственный левый глаз, тогда уж порча точно не будет наведена.

По народным поверьям считается небезопасным возраст после каждого двенадцатилетнего цикла (мушель). Человек должен в этом возрасте раздарить, следуя примете, свою новейшую одежку, просить у Аллаха здравия, устраивать кудай-тамак. Также он должен быть усмотрительным, отрешиться от далеких и небезопасных поездок.

Снутри амулета находится чего-нибудть одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли либо соли (бузодшык). Тумар сейчас так популярен, что им пользуются все – от обычного крестьянина до министра. При этом на данный момент они заполучили новое применение, например, их стали вешать в салонах автомобилей.

Оно даже не подлежит снятию. К счастью, этот ритуал очень изредка исполнялся, а сейчас о нем фактически запамятовали. Если горючее один раз занесли в дом, то его уже оттуда нельзя выносить ни при каких обстоятельствах.

Таким макаром он пробовал вылечить бабушку от страха. Время от времени берут щепотку соли и обводят ею вокруг человека пару раз, при всем этом что-то пришептывая. Некие народные лекари обширно употребляют способ самовнушения.

Вобщем, некие суеверия гармонически вписались в сегодняшний быт, время от времени затейливо срастаясь с обрядовыми традициями других народов. Большая часть из их уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда Степь еще не знала ислама. Дошедшие до нас поверья фильтровались в течение многих лет, а поэтому не вызывают колебаний и устойчивы в сознании людей.

Если же попали на завтрак, то необходимо непременно испить пиалку утреннего чая, по другому холостые так и не заведут семью, а женатые рассорятся с женами. Кстати, нельзя стоять на пороге (табалдырыкты керме) юным джигитам, по другому можно и не жениться.

Почти все в суеверии казахов, как старых, так и современных, связано со злыми духами – шайтанами. Они причиняют много проблем обычным людям и гадят всем на собственном пути. Потому в протяжении многих веков выработались правила борьбы с этими созданиями. Въезжая в новый дом, казахские дамы проводят ритуал аластау. Он заключается в окуривании помещения травкой адраспан, которую и сейчас можно приобрести на любом рынке.

Вообщем, очень нехорошая примета стукнуть пса по голове либо, упаси Аллах, пнуть. При всем этом только одна порода собак – казахская борзая тазы – имеет право заходить в дом человека, остальным доступ категорически запрещен.

Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шейку. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани либо кожи, хотя в ближайшее время встречаются эталоны из серебра и мельхиора.

Если в семье малыши болезненные и нередко погибают, то предки нарекают новорожденных Турдыбек (вставший твердо на ноги) или дают им совсем неблагозвучные имена вроде Итбай (собачий) либо Итаяк (собачья нога). Связано это с культом собаки, который бытовал у номадов еще во времена зороастризма. Считается, что имя – упоминание самого близкого друга человека способно защитить.

По другому это может привести к погибели либо заболевания владельца семейства – отбасы (глава очага).

Практически у всех народов есть поверья, так либо по другому связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали достаточно обычными амулеты в виде маленьких глазков (которые наверное выполняются для нашей страны где-нибудь в Китае).

Есть такое суеверие: когда в семье не появляются джигиты – наследники рода, то девченок нарекают именами Ултуган (рожденная мальчуганом) либо Улболсын (пусть будет мальчуганом).

Снутри амулета находится чего-нибудть одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли либо соли (бузодшык).

Создатель этих строк каждое утро начинает собственный путь через порог дома с правой ноги – это снова же по казахским верованиям. Все что делается с левой стороны – от шайтана.

Кстати, хоть какой казах, если он еще помнит свои корешки, по хоть какому поводу (грядущая далекая дорога, нехороший сон, новое дело и т.д.) непременно устраивает кудай-тамак (божья трапеза), на который собирается вся окрестность. В данном случае режется жертвенное животное во имя поддержки духов протцов. При всем этом кровь животного кропотливо собирается и закапывается в землю, чтоб богоугодные чаяния домочадцев не воздавались по какому-то иному адресу и не пропали их благие намерения.

Многие казахские поверья навряд ли применимы к нынешней жизни, ну и не много кто их помнит. В современном мире некие из их фактически не нужны. Например, ритуал ак жол – светлый путь. Дама должна была перескочить через голову раненого либо тяжело хворого человека, и если она ранее свято хранила брачную верность, то он выздоравливал.

Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шейку. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани либо кожи, хотя в ближайшее время встречаются эталоны из серебра и мельхиора.

Источник

Оцените статью