Оберег русские народные костюмы

Орнамент русского народного костюма

Изучение традиционной русской одежды — это одна из интерестнейших и сложных тем для исследования. Связано это с большим ее разнообразием и к сожалению не всегда полной сохранностью комплекса.

Даже в настоящее время одежда может нести много информации: указывает на пол, возраст, социальный статус, религиозную принадлежность, назначение и пр. В прошлом значение одежды было более регламентировано и канонично.

Народный традиционный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, как правило состоящий из следующих элементов: основная многослойная одежда, обувь, комплекс украшений, головной убор, верхняя одежда и даже прическа и грим. В зависимости от комбинирования тех или иных элементов комплекс нес множество текстов определяющих роль носителя костюма.

Итак традиционный русский костюм классифицируют по следующим признакам:

— региональному (южнорусский поневный и северорусский сарафанны комплексы и др.);

— половозрастному (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);

— степени зажиточности владельца;

— сословной принадлежности (к однодворцам, казачеству и т. д.);

— социально-бытовых функций (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, погребальные, траурные, пожнивные);

— практического назначения (нательная, горничная, верхняя одежда).

Основными причинами использования материалов для изготовления костюма были само собой доступные природные материалы, так как население главным образом существовало за счет натурального хозяйства. Так в каждом регионе со временем сформировались свои особенности, что сказывалось на его разнообразие.

Однако не смотря на это исследователи все же выделяют общие материалы и приемы декорирования одежды. Вообще именно в традиционном народном костюме органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек и др.

Орнамент.

В Древней Руси орнамент всегда имел обрядовое, магическое значение и часто служил «оберегом». Семантика узоров вбирала в себя представление людей о природе.

Форма орнамента русского традиционного костюма имела 2 основных вида (геометрическую и свободную) и зависела от техники его исполнения, например если это вышивка по счету нитей ткани то орнамент получался строго геометрический, подчиненный переплетению волокон ткани, а если например это набойка то орнамент имел форму плавных изогнутых мотивов.

В традиционной русской одежде выделяют 4 основных вида орнамента:

— геометрический. Состоит из различных фигур, крестов, точек, линий или лент, зигзагов, спиралей; меандров — изломанная непрерывно кривая под прямым углом линия, образующая ряд спиралей; треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полукругов, эллипсов; вязи или шрифтовый орнамент, который использовался в украшении культовой одежды;

— растительный. Изображение флоры — реалистичное, как на павлово-посадских платках, или упрощенно стилизованное, до утраты сходства. Лист превращается порой в игру изогнутых линий. Гирлянды ветвей, листьев и плодов украшают русские кашемировые шали. Излюбленный мотив — рисунок «огурцы», пришедший с Востока и доработанный русскими мастерицами;

— зооморфный. Включает изображения зверей, обитателей морей, пресмыкающихся, насекомых, сказочных существ. Образы львов, барсов, медведей и орлов как символов власти и силы присутствуют на гербах;

— антропоморфный. Использовались и рисунки отдельных частей человеческого тела — сердце, глаз, нога, рука. Антропоморфный орнамент украшает многие детали костюма, вышитые крестиками — наплечники рубах (деталь рукава), передники, убрусы (головной убор).

Также в орнаментике вышивок часто встречаются сказочные персонажи. Птица Сирин — райская птица с ликом девы, своего рода эмблема счастья. Кентаврас: мужской торс слит с туловищем коня — образ доброго удалого человека, скачущего конем. Единорог — конь с рогом на лбу, наделенный особой силой, способной поражать злые помыслы людей. Русалка — женщина с рыбьим хвостом, сопровождавшая корабли в дальних плаваниях. Сказочные чудовища: сенмурава — полусобака, конь-хищник, конь-птица, конь-лев. Все они широко представлены в русском орнаментальном искусстве.

Мистическая составляющая русского орнамента, его глубокий символический текст, разнообразие форм и образов часто становится источником вдохновения современных художников. Я не исключения. Совсем недавно я созда декоративное панно под названием «Ритмы русского орнамента» и об этапах создания я поделилась в своем мастер-классе.

Источник

Одежда со славянской вышивкой — Оберег!

История вышивки обращается еще к нашим предкам славянам, которые верили, что одежда дана не просто для скрытия тела, но и заключает в себе сильную энергетику и часть вселенского воздействия растений, природных явлений и других форм влияния на человека. В мировоззрении славян сформировались целостные системы со знаками и символами, которые защищали домашний уют от потусторонних сил, привлечение успеха в дом и личного благополучия. Даже вышивки на постельном белье считались не просто украшением, но и сильным оберегом, по такому же принципу оформлялись предметы быта, оружие, одежды и многое другое. На каждом обережном символе имелось покровительство славянских богов и наделенность магической силой.

«Не учись безделью, а учись рукоделию!» — главный девиз древних славян. Даже дочерей с детства приучали шить и вышивать и передавали навыки из поколения в поколение. К свадьбе девушка должна была подготовить (сшить) себе приданое и тем самым показать будущему мужу свои умения и таланты.

Читайте также:  Необычные талисманы футбольных команд

На сегодняшний день мало кто думает о вышивке на вещах, скатерти, рушниках знаках и символах, которые направлены не только на формирование общего дизайна и концепции, но и на оберегание от неблагоприятных тяжелых обстоятельств. Раньше, как утверждается историками, вышивка носила обязательный характер, вышивали для детей, для мужей, отправлявшихся на войну. Совокупность всех славянских знаков представляла собой определенный код, силу, которые придавали человеку отвагу, честность, мудрость и здоровье.

Вороты на манжетах, подолы и горловины обозначались охранительным узором, который передавался от одного поколения к другому, и каждый предмет предусматривал конкретное действие. По учениям древних славян украшения с орнаментом из большого количества цветов нитей отображался на тех частях одежды, через которые темные силы могли бы попасть в тело человека.

  • Волны — мощь воды, условный знаковый компонент образования жизни, способность адаптироваться к неизвестной ситуации.
  • Звёзды — символ небесного огня, разумных решений.
  • Кресты – формы преград на дороге ко злу, его отвращение, символичные компоненты закрытости.
  • Круговые формы — знаки плодородной земли, изобилия еды, символ женского представления в природе.
  • Квадратные формы, формы ромба, поделенные крестом на несколько частей, — вспаханные поля. С точками внутри — засеянные поля. Символичные компоненты земли.
  • Крады (решетки) — символичные компоненты огненной мощности, жертвенных или погребальных костров.
  • Колокресы (кресты в кругах) — символичные компоненты солнечной системы.
  • Роги изобилия — символичные компоненты финансового благополучия.
  • Спирали — формы знаков мудрых моделей поведения. Если цвет красны, черный или синий — мощнейший отвращающий знаковый компонент для любой нечисти.
  • Треугольники — формы знаков человечности и личностной структуры.

​Наилучшими защитными от сглаза предметами полагались хлопковые нити. Шелковые элементы и вставки помогали в тяжелых жизненных случаях. Шерсть защищала человека, который столкнулся со злом. Труд по вышивке шерстью отображался на вещах в области шеи, сердца, солнечного сплетения, низа живота. Лен подразумевает умиротворяющее действие и достаточно хорошо взаимодействует в сочетании с древним символическим изображением солнца, различных видов птиц и звезд.

Вышитые заботливыми руками вещицы по традициям брались в дальнее путешествие и следование, чтобы заключенные в оберег признаки добра, заботы и любви согревали, защищали от темных сил, напоминали о родном доме, родителях и детях.

И сегодня, используя вышивку-оберег, можно создать мощнейший талисман для везения, удачи и защиты от негативного воздействия.

У древних славян также присутствовали своды древних правил и регламентов о том, как формировать узоры на операциях по вышивке-оберегах. Осуществлять процессы рукоделия важно было только в нейтральной тихой обстановке, с приятными воспоминаниями о человека, для которого создавался направленный на оберег символ, и исключительно по собственному желанию. Особую силу имели вещи, сформированные от близких родственников: матери, бабушки, сестры или жены. Супружеская связь сильна только тогда, когда в семье царили чувства гармонии, любви и взаимопонимания. А вот для себя направленный на оберег символ не советовалось.

​Материалы для создания вышивок с направленными на оберег знаками подбирались по рекомендациям их натуральных ниток, хлопковых, шерстяных, льняных. Цветовые гаммы необходимо было приводить в соответствие с настроением узорных объектов и спектров, которые обрамлялись для защитной функции. Операция по вышивке не предполагала наличие узелков, плохо влияющих на символические обереги. Эта методика применялась при вышивке крестиком.

В работах применялись параметры лунного календаря — древние славяне веровали, что положение Луны оказывает влияние на различные аспекты категории жизненных циклов. К примеру, детский направленный на оберег символ вышивается в период растущей луны, в первых четвертях циклов, для взрослых — во вторых и третьих стадиях. Начинать работу по принципу: на растущую луну вышиваются с целью повышения чего-либо (дохода), а на убывающую — наоборот на уменьшение. Не разрешалось было создавать несколько направленных на оберег символов одновременно — лучше исполнять их одну за другой. Дамы не садились шить направленные на оберег символичные компоненты в период женских дней — переносили работу на другой день.

Подразумевалось, что все славянские знаковые символичные компоненты могут обладать собственными силами, потому что насыщены богами магическим замыслом, а во взаимосвязи знаков появлялись целостные метафорические письменности — мощнейшие направленные на оберег узоры отображались для удачи, счастья и на любви. К примеру, рушники с вышитым Алатырем защищали дом от ссор и разногласий.

В результате можно сделать вывод, что комплексная комбинация из различных знаковых узорных объектов и оберегов тесно связаны с кровными и духовными цепями и скрепами, основанными на женском начале.

Самыми мощными считаются обереги, изготовленные собственными силами, так как непосредственно в наших мыслях, добрыми отношениями и заботе рождаются те взаимодействия, которые защищают от проблем и приносят людям удачу.

Знаков для изготовления узорных объектов с помощью вышивки — не счесть, и это еще одно подтверждение того, насколько творческими, умелыми в разного рода искусствах и духовно совершенными были наши предки — древние славяне, а их, в свою очередь научили этому белые боги, любившие свой народ и позаботившиеся о его будущем. Но об этом — в следующий раз.

Читайте также:  Какие обереги надо носить с собой

Источник

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК ОБЕРЕГ

В народе говорят: «своя рубаха ближе к телу». Почему, об этом нам расскажет семантика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись. Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления. Стоит отметить, что одежда, изначальное появление, которой было обусловлено функциональной необходимостью, сразу стала и ритуальным объектом. Ее задачей также было и стимулирование определенных жизненных процессов. Поэтому одежду рассматриваем не только как вещь, но и как символическую форму — знак в контексте культуры.

Н.М. Калашникова, автор многочисленных работ, связанных с темой народного костюма и его символикой, отмечает то, что семантический статус одежды, по выражению автора, ее знаковые функции, закрепились еще на раннем этапе развития; они должны были «читаться» не только ее владельцем, но и соплеменниками 1. На разном возрастном и социальном этапах жизни человека костюм изменяется на уровне структуры. Эти изменения проявляют себя в количественном составе костюма, цветовой семантике и разработке орнамента. Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена — идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу.

Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, в их состав никогда не входила ни единая «праздная» линия — каждая имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное. Передача такого знания означает — обучение толкованию символов. В. Вардугин упоминает о том, что еще в начале XIX века сохранялся обряд чтения узоров в деревнях, когда девушки наряжались по-праздничному и приносили свои рукоделия. Парни же выбрав себе в провожатых женщин почтенного возраста, слушали пояснения последних по поводу смысла узоров, изображенных на девичьих рукоделиях 2. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. О вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира и природы, своеобразную народную поэтическую мифологию.

С точки зрения мифологического сознания, космос разделяется на два мира: сакральный, священный и профанный (от лат. profanus) — непосвященный, лишенный святости, более того, нечестивый, зловещий, кощунственный и нечистый. Не удивительно, что на русских народных одеждах такое изобилие орнаментации с символическими изображениями, которые помогали устанавливать связь с сакральным миром. Представление о солнце в виде коня в орнаментальных композициях воплощено, например, в виде белого ретивого коня, со звездами по фону и с птицами по краям главенствующего мотива. Мотивы Павы-ладьи, встречаются изображения Ладо — бога весеннего солнца. В орнаментике получили отражение обряды, такие, например, как, радуница — это весенний обряд, день поминовения предков, вешник — «завивание березы» в честь возрождения природы, праздник Ивана Купалы и пр. Связь с водой имела языческая богиня Макошь — один из наиболее часто упоминаемых персонажей орнаментальных сюжетов. Орнамент как уже было упомянуто, служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». И у современного читателя щемит сердце, когда он читает строки в «Слове о полку Игореве» о гибели одного из воинов: «. един же изрони жемчужну душу из храбра тела, через злато ожерелье».

Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Важно отметить, что части костюма, были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол — первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромботочечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д. Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу. Орнамент на одежде чаще всего вышивался. «Народную вышивку — эту первую систему кода, приобретенную людьми и имевшую для них магический смысл, изучают чуть более столетия. Многое не разгадано, а столько еще «открытий чудных» таят в себе простейшие узоры, заключающие в себя сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений» 2.

Читайте также:  Тату оберег для весов женщин по дате рождения

При рассмотрении исторически-конкретных форм костюма, можно заметить, что он имеет макро- и микроконструктивную основу и систему декора. Особую семантическую значимость в нем приобретают орнаментальные вставки, имеющие самостоятельное символическое значение. Орнамент же, в отличие от кроя и конструкции одежды, глубоко консервативен, мало подвержен изменениям, будучи порождением и принадлежностью традиционной культуры. Своими корнями он восходит к архаическим временам и является хранителем еще мифологических представлений о бытие. Он не утрачивает своего назначения напоминать о первичных смыслах и символах культуры, будучи вкраплен в структуру костюма как некоей целостности. Орнамент имеет графическую структуру, он подобен тайнописи, идеограмме неких скрытых смыслов, выраженных в графических, т.е. пространственных символах. Проведя параллель между оберегами и орнаментом как оберегом, рассмотрим основные постулаты магии, сформулированные современными исследователями.

1) подобное производит подобное (закон подобия);

2) вещи, соприкоснувшиеся друг с другом, после этого продолжают взаимодействовать на расстоянии (закон соприкосновения и заражения). На основе этих законов построены не только орнаментальные композиции, но и структура костюма в целом.

Для первобытного человека часть — то же, что целое. Если, к примеру, персонаж переоделся в чужую одежду — он отождествляется с ее владельцем. За сменой облика стоит смена роли, затем — сущности. В основе всякого ряжения лежит семантический принцип. (Его легко сопоставить с семиотическим значением одежды и переодевания как таковых). Еще один принцип магии — симпатия. О нем писал Л.Леви-Брюль: «Симпатический принцип означает «увлекать за собой», подбадривать, учить, но вместе с тем принуждать, в смысле физического воздействия» 3. Исходя их этого принципа магии, вещи, «благодаря тайной симпатии, связаны между собой и воздействуют друг на друга на расстоянии». Поэтому считалось, что жизненная сила природных предметов передается человеку через: шкуры, зубы, черепа, когти, камни и амулеты. Украшения-амулеты наши предки использовали в своем гардеробе для большей «безопасности», символика этих украшений, как и символика орнаментальных вставок на одежде, связана с культом неба, солнца и весеннего плодородия земли. Талисманы и обереги создавались по неписанным законам магии. Многие из них можно разделить достаточно четко на мужские и женские.

На местах раскопок (чаще в женских погребениях) нередко находят фигурку коня. Конь, согласно верованиям древних славян, — символ добра, счастья, мудрости богов. Его куль связан с почитанием Солнца, с верой славян в то, что Даждьбог ездит по небу на колеснице, заправленных четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями: поэтому совсем не случайны солнечные круговые орнаменты на оберегах-коньках. Славянки носили их у левого плеча. И совсем не случайно, что коньки зачастую соединялись с оберегом в виде водоплавающих птиц — лебедей, гусей, уток: ведь все тот же Даждьбог дважды в сутки (утром и вечером) пересекает океан-море на ладье, запряженной этими водоплавающими птицами. Встречаются даже обереги — тело водоплавающей птицы, а голова коня. Эти изобразительные мотивы продолжают свое существование в орнаментах вышивки. Женщины в качестве оберегов носили на своей одежде маленькие копии предметов домашнего обихода (ковшики, ложечки, гребешки, ключи). Их задача — привлекать и удерживать в доме сытость, довольство, богатство. И женщины, и мужчины носили обереги — топорики. Отличие наблюдалось лишь в способе носки. Женщины — у плеча, мужчины — у пояса. Топор — символ Перуна, бога-воина, покровителя урожая, который насылал теплые грозы. Только мужчины носили миниатюрные копии оружия — мечей, ножей, копий, ножен.

Круглые женские подвески-обереги — это ничто иное, как солярные символы, на них использовались желтые сплавы, на подвески же лунницы — белые сплавы (холодные, как сама луна) из серебра, серебра с оловом, реже — из бронзы. Мифологическое сознание воспринимает весь мир живым, поэтому отношения со всем в этом мире оно регулирует, как с живыми существами, а материальные предметы заряжает живой энергией. Зачастую этнографы прибегают в своих интерпретациях архаических символов к методу аналогий. В.Тальбитцер, изучая эскимосов восточного берега Гренландии в 1920-х годах, писал: «Амулеты освящаются при помощи формул и заклинаний. Они становятся живыми. Специализированную формулу мы находим в веровании, что амулет, в виде ножа или другого орудия, внезапно в момент опасности начинает расти в своих размерах и самостоятельно выполняет акт убийства» 3. Женские украшения лунницы рождены древним культом Луны. Солнце и Луна представлялись древнему человеку братом и сестрой, мужем и женой, иногда родителем и ребенком. Они — персонажи дуалистических лунарно-солярных мифов. В них отражаются оппозиции: мужское — женское, день — ночь, тепло — холод, положительное -отрицательное. Встречаются лунницы с растительным орнаментом, что символизирует первейшую обязанность луны — следить за ростом трав и деревьев. Рассматривая только обереги, по их символике мы видим, что с помощью них наши предки устанавливали связь с сакральным миром, через организацию связей в микрокосме, стремление к установлению связи с макрокосмом. Для этой же цели использовался и язык орнамента в народном костюме.

Источник

Оцените статью