Оберег феникс значение славянский

Символ феникса у славян

Легенда о Фениксе родилась из древней солнечной символики. Солнце на небе одно, каждый вечер оно умирает и каждое утро воскресает. У Феникса немало «родственников»: арабские птицы Рух и Анка, индийская Гаруда, иранский Симург.

В сознании почти всех народов мира солнце рано или поздно сближалось с птицей, превращаясь в прекрасное пернатое существо. У восточных славян среди птиц-огневиков жила мифическая Жар-птица. «Прилетала она из тридесятого царства, где все волшебно окрашено в золотой цвет, и каждое ее перо было так чудно и светло, что, если принести его в темную горницу, оно так сияло, как бы в той горнице горело множество свечей».

Сюжет легенд о Фениксе очень прост и сводится примерно к такому тексту из «Бестиария».

«Есть некая птица в Индии, именуемая Фениксом. Один раз в 500 лет приходит она на деревья Ливана, наполняет свои крылья ладаном, потом является к жрецу Гелиополиса. Как только жрец узнает, что она прилетела, он входит в кумирню, наполняет алтарь душистым хворостом. И приходит та птица, собою зажигает огонь и сама сжигает себя. На следующий день жрец находит в кумирне в пепле червы, червь выращивает себе крылья и становится детенышем птицы, которая вслед за этим прощается со жрецом и возвращается жить на старое место».

Но куда она летит? Место спорно, в какую страну — неизвестно, однако все мифы согласны в одном: сожжение ее происходило в Египте, в Гелиополисе. Легенду подхватили и развили в Древней Греции и Древнем Риме. Со временем попала она и в славянскую мифологию. Многие авторы — Аристотель, Плиний Старший, Овидий — писали о ней как о сказке, но сюжет повторялся, и скепсис писавших скоро забыли.

В христианское время стали проводить аналогию между жертвенной смертью Христа и самосожжением птицы-Феникс.

Мечта о бессмертии. Символика птицы, олицетворяющей давнюю мечту человека о воскресении и бессмертии, расширялась. В античные времена Феникса изображали на могильных камнях и саркофагах, в средние века — на монетах, печатях и гербах, на книжных миниатюрах.

На Руси огненную птицу называли «Жар-птица», в Словакии — «птица-Огневик», в русских заговорах и сказках, в космологическом значении с ее иссушающими вихрями существовала птица по имени Рух, или «птица-Страх».

«Медведь с козой прохлаждаются…». Лубок

На образе птицы-Феникс лежит печать удивительной связи Египта с Древней Русью. Боги Египта объединялись в триады: Исида, Осирис, Гор; Нут, Геб, Осирис; Тефнут, Шу, Геб. Все они обладали сходными функциями. Отец каждой пары был сыном в другой, каждая богиня могла считаться Великой Матерью. А в первой высочайшей Троице младенца Шу в момент рождения окружало дыхание жизни из уст птицы-Феникс. Солнечной матерью, чье имя было скрыто от непосвященных, оказывается Феникс — Великая Богиня. Возможно, ее «безымянность» и стала причиной забвения ее женской сути, превращения самого имени Феникс в слово мужского рода. Но в русской традиции она неизменно женского рода — птица-Феникс, Жар-птица.

Сопоставление Феникс с Изидой находит прямое подтверждение. В поздних египетских легендах о птице-Феникс периодичность ее прилета иногда определяется в 1461 год, что соответствует «году бытия» — величайшему циклу египетского календаря. Год у египтян состоял из 365 дней, но раз в 1461 год делалась поправка, когда новогодний праздник совпадал с утренним восходом Сириуса-Сотис, звезды Изиды. Слеза Изиды падала к истокам Нила и вызывала его разлив: «Сотис Великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов». Солнечная Троица в известном смысле является основой египетской мифологии, и другие триады богов повторяют первичную схему. Душа солнца — Феникс.

Статья из БЕСТИАРИЯ

ФЕНИКС — птица, которая не погибает в огне. Она сгорает, а потом — вновь возрождается. Феникс — уникальная особь в единственном экземпляре.

ОБЩАЯ СТАЯ. Говорят, что с Фениксом в одной стае Жар-птица с Рарогом летают, да и фламинго к стае этой примкнул. Ибо по легенде, когда Феникс сгорел в очередной раз, из его пепла возродился не только феникс, но и прекрасный фламинго. А Жар-птице с Рарогом — самое место возле Феникса, очень уж эти птицы к огню близки.

АНАЛОГИ. На Руси Феникс трансформировался в Финиста. В Ясного-то Сокола.

СТИХИЯ. Феникс — птица двух стихий. Как и все птицы, Феникс относится к стихии ВОЗДУХА; но по своей внутренней сущности, по характеру и образу жизни ближе ему — стихия ОГНЯ.

Феникс на гербе ГП Воскресенск, Кореновского района Краснодарского края и на гербе Толмачевского СП Новосибирской области

Феникс на гербе ГП Воскресенск, Кореновского района Краснодарского края и на гербе Толмачевского СП Новосибирской области

Феникс также есть на гербах г.Селенгинска в Бурятии; г.Раменки Москва; с.Красночервонное Ставропольского края, СП Топкановское Московской области и Становлянского района Липецкой области.

Феникс в геральдике — не просто символ возрождения, это символ нового будущего, имеющего прочные старые корни.

Интересна легенда о Фениксе на гербе Кореновского района Краснодарского края.

Станица Кореновская основана была беженцами-переселенцами, что пришли из деревушки Коренёвка Курской губернии. Курское поселения Коренёвка сгорело, а его жители ушли на Кубань, обретя здесь новый дом и новую судьбу. Жар-птица-Феникс, которая может встать из пепла и стала символом возрождения города Кореновска Краснодарского края.

Феникс используется в геральдике с давних времён.

Он является символом возрождения, отваги, ответственности и несломленного духа.

В Английской геральдической традиции было распространено мнение о том, что феникс жил около 5 веков. Феникс мог предчувствовать собственную смерть. Перед смертью феникс отправлялся в Аравию и вил гнездо из пряностей, после чего расправлял крылья и сгорал. В пепле оставался небольшой червячок, из которого позже вырастал новый феникс. Таким образом, феникс был символом вечной жизни, обновления

Читайте также:  Детский велосипед стелс 16 дюймов талисман

В геральдике часто феникса изображают с распростёртыми крыльями и пламенем — моментом сгорания.

Трактовка по П. фон-Винклеру

Феникс — фантастическая птица символ вечности и воскрешения мёртвых. Считали, что он возрождается из своего пепла, из-за этого всегда изображается на костре, глядящим на восходящее солнце. Если костёр отличного от птицы цвета, то он указывается

Дополнительная статья — Финист — Ясный сокол

Однажды, солнечным теплым днем вы отправляетесь в этно-музей всем семейством. Ваш ребенок заинтересовано останавливается возле гончарного круга, и вы берете мастер-класс для него. Ваше дитя с восторгом под управлением мастера делает первую в своей жизни керамическую миску и рисует на ней… Что? В двух случаях из трех чадо нарисует без всякой подсказки волнистую линию. Вы с удовольствием смотрите на его труды и даже не задумываетесь о том, что на миске красуется древний оберег, который ребенку подсказали гены, да, да, ваши собственные гены!

Магические рисунки, стилизованные изображения древних языческих божеств, окружали наших пращуров повсеместно: на внешнем оформлении домов, ворот и хозяйственных построек, в предметах быта, элементах одежды, в украшениях.

Давайте разберемся, какое знание кроется за древними славянскими символами, чем они могут помочь нам, сегодняшним, сохранившими лишь тонкую нить с предками-язычниками разве что на генном уровне? Предлагаем начать с солярных знаков, которые чаще всего встречаются в предметах старины.

Эти знаки отображают стихию Солнца, светлые высшие силы, именуемые:

  • Хорс,
  • Даждьбог,
  • Сварог.

В языческих славянских верованиях эти силы представляли идеальный мир добра, чести и справедливости, который носил имя Правь. Производными от этого слова являются такие слова как «правый», «правильный», «правило».

Это самые сильные и светлые знаки в обережной символике, они не могут быть использованы во вред кому-либо. Они призваны дарить и преумножать духовные и материальные блага. Высшие знаки считались «оком всевидящим», поэтому недобрые люди и колдуны вкупе с нечистой силой старались вершить свои грязные дела в ночное время, вдруг жители Прави не увидят.

Свастика является основным знаком в солярной символике, означающим вечный круговорот в природе, движение, жизнь. Это очень древний символ, возраст которого насчитывает не одно тысячелетие, имеет индоевропейское происхождение «su/swa» — «связанный с благом», несущий справедливость, магический заряд светлой энергии.

У славян для этого знака было другое название: Солнцеворот или Коловрат. Однако последний имеет не 4, а 6 больше лучей. Коло, коло-дец, кол-есо, коло-врат – это круг, диск солнца. Некоторые славянисты даже утверждают, будто в древности солнце называли «коло».

Нет плохих знаков среди солярных символов, однако, в прошлом столетии нашлись нелюди, которые взяли на вооружение этот светлый символ для того, чтобы достичь благополучия отдельно взятой расы за счет смертей других народов. Фашисты самовольно присвоили себе этот знак и люди, не знакомые с древней символикой долгое время ассоциировали свастику именно с фашизмом. Впрочем, в наше время появилось немало людей, интересующихся своей историей, и мы надеемся, что этот древний солярный символ будет снова ассоциироваться только со светлой энергетикой.

Есть еще одна разновидность свастики, символизирующая единство движимого и недвижимого – вращающаяся свастика. Свастика, движущаяся по часовой стрелке – знак жизни, мужского начала, изменений к лучшему, напротив, движущаяся против часовой стрелки – знак смерти и пассивности.

Коловрат является знаком солнца в стадии восхода, означающим победу светлых энергий над темными. Этот знак может различаться по цветам. Причем:

  • огненно-красный коловрат говорит о возрождении,
  • небесно-голубой – обновлении,
  • черный – об изменении.

Громовой знак (Перуна)

Этот знак в обережной символике использовался чаще всего в качестве защиты жилищ от молнии и стихий природы.

Знак Перуна известен также как символ воинской доблести и как неизменный атрибут защитной вышивки в мужской одежде. Этот знак имел две вариации.

  • Грозовик– использовали для защиты жилищ от стихийных бедствий.
  • Громовик– чаще всего применяли в качестве оберега в ратных делах, нанося его изображения на доспехи и оружие. Встречаются изображения громовика и над входами в хозяйственные постройки, предназначенные для хранения продовольственных запасов. Считалось, что вора при попытке проникнуть в чужие амбары может гром поразить.

Это оберег славянского казачества, знак Прави. Даже сегодня его можно увидеть на стягах возрожденных языческих общин. Он является знаком Сварога, справедливого бога, которому Даждьбог позволил сотворить Землю, заселить ее людьми и поделиться с ними знаниями и мудростью. Сварог дал славянам законы, соблюдая которые они получали удачу и покровительство высших, светлых сил.

Другие символы славянской символики

Солонь – такой солярный знак считался мощной защитой от темных сил. Его изображения довольно часто встречаются на кухонной утвари, предметах быта и в одежде.

Одолень-трава – это двойной солярный знак, оберегающий от злых духов, насылающих болезни, причем не только физические, но и духовные. Кроме того этот оберег использовался в случаях, когда человек находился на распутье, одолень-трава помогала найти правильную дорогу и преодолеть все преграды.

Цветок Папоротника (Перунов цвет) – солярный оберег позволяющий человеку обрести и сохранить духовную крепость и чистоту.

Яровик – этот оберег служил для охраны урожая и домашнего скота. Поэтому его можно было увидеть над дверями амбаров, хлевов, подклетей, риг.

Всеславец – этот знак служил защитой от пожаров, а также ссор и разногласий. Это символ примирения различных славянских племен.

Читайте также:  Информация по олимпийским талисманом

Духобор – он является символом внутренней жизненной энергии, которая помогает человеку преодолевать душевные и телесные болезни. Тканью с изображением духобора укрывали больных людей.

Сваор – солярный знак, символизирующий светило в движении, часто изображался на предметах, используемых в быту, для привлечения в дом благополучия и счастья.

Сватка – эту символику можно часто встретить в орнаментах рушников и покров, используемых в религиозных ритуалах.

Родовые солярные обереги

Свадебник – название этого солярного знака говорит само за себя, это семейный оберег объединения двух родов, двух стихий, мужской огненной и водной женской.

Зайчик – это символ обновления рода. Часто его наносили на пояс, которым муж опоясывал свою беременную супругу. Женщина при этом должна была родить сына – продолжателя рода.

Рожаница – у бога Рода были спутницы — рожаницы. Культ этого бога появился еще 7 тыс. лет до н.э. Согласно этому древнему культу рожаницы олицетворяли собой таинство природы в животворящем начале, женское плодородие. Поэтому рожаница – частый элемент вышивки кроватных пологов, кокошников и сорок, рушников. Считалось, что этот знак принесет женщине множество здоровых и счастливых ребятишек.

Колард – еще один семейный оберег, помогающий получить здоровое потомство. Украшения в виде коларда было принято дарить невесте на свадьбу.

Рыжик – знак солнечного света, несущего тепло и богатый урожай. Этот символ плодородия располагался над входом в хозяйственные постройки (риги, амбары, житницы) и на сельскохозяйственном инвентаре.

Рысич – оберегал род от потусторонних темных сил, первые его изображения найдены возле языческих алтарей и в местах жертвоприношений.

Свитовит – знак единения огня (мужского начала) и воды (женского начала), славянский вариант китайского инь-и-яня. Свитовит также благоволит получению здорового потомства от неразрывного единения воды и огня. Поэтому он является неотъемлемым элементом орнаментов вышивок на сарафанах и платьях.

Славец – еще один элемент вышитых узоров, небесный оберег, дарующий славянкам здоровье и возможность родить крепкое многочисленное потомство.

Огневик – солярный обережный символ рода, который можно часто встретить в орнаменте наличников, по скатам крыш и на потолке. Кстати, огневик можно найти под одним из куполов в Храме Василия Блаженного.

Огневица – этот знак служил защитой от темных сил древним славянкам, которые вышивали его на поневах, рубахах и сарафанах.

Новородник – этот оберег служил для сохранения и преумножения рода, поэтому его можно также можно найти в орнаментах вышивок на женских поясах, поневах, рубахах.

Крест Лады Богородицы – это знак женской гармонии, позволяющий женщине, носящей ладинец, добиться семейного счастья и сохранить любовь. Лада для наших предков была роженицей, богиней любви и красоты.

Даждьбог. Изображение Бога плодородия встречается в двух варианта – летний и зимний Даждьбог. Этот солярный знак несет в себе животворящее тепло и яркий свет, излучаемые дневным светилом, общий порядок мироздания.

Изображения Даждьбога (дающего бога) должны были принести нашим предкам исполнение задуманного, здоровье и благополучие в родовой дом. «Даждьбог», «дать», «дождь» – это однокоренные слова, означающие «делиться», это божество дарило людям и дождь, и тепло солнца, позволяющие им вырастить и собрать урожай.

Леля – у великой матери богов Лады была дочь Леля, богиня зарождения новой жизни, символ весеннего пробуждения природы. Этот водный солярный символ приносил праславянам в чистых ручьях и родниках живительную влагу.

Макошь — самое сильное божество, дающее людям плодородие, влияющее на их судьбы. Это женский славянский оберег, давший корни таким выражениям как «земля-матушка», «мат-природа». Макошь была богиней земли, женой неба. Земля дает людям все, еду, одежду, дом, тепло, воду, по сути, саму возможность жить. Поэтому слово «Макошь» содержит в себе два корня – «ма», т.е. мать, и кошь – «кошель»

Для наших предков земля рождала и сберегала жизнь, поэтому Макоша имела женское начало, а ее неизменным атрибутом был рог изобилия. Но у этой богини имелись две сестры, прядущие нити судьбы. Доля пряла мягкие прочные нити, дарующие человеку счастливую судьбу, а вот Недоля тонкими слабыми нитями пророчила крах всех надежд, несчастья и потери. Порвалась нить у Недоли – трагически оборвалась жизнь человеческая.

Макоша в виде защитного символа дарила своей хозяйке справные на кухне и в рукоделии руки, крепкое здоровье, богатое хозяйство, благополучное семейство, изобилие на обеденном столе. Кроме того, этот оберег способен обострять интуицию и пробуждать дар предвидения. Изображение Макоши чаще встречалось на предметах быта, внешнем оформлении избы, его не обязательно было носить на себе.

К плодородной символике относят фигурки в виде ромбов, означающие поле. По сути, ромбы – это изображения лунок в почве, подготовленной к посеву. Если в ромбах поставлены точки, это означает, что поле уже засеяно. В первом случае речь идет о том, что способно родить, но не оплодотворено, а во втором – о плодородии, источнике благополучия.

Мировое древо. Славянская природная символика отличается разнообразностью, но само понятие природы в ней никак не отображено. Впрочем, в ней присутствует такой магический знак как Мировое дерево, которое согласно древним верованиям является мировой осью и держит на себе все, что находится на земле. Его крона содержит мир Прави, в стволе – Явь, в корнях – Навь (Змей Юша). Шаманы во время своих потусторонних путешествий могут проникать в любой из этих миров.

Цветок папоротника. Купальский огненный цветок, дающий человеку, нашедшему его в купальскую ночь, невероятную магическую силу, также нашел свое отражение в древней символике.

Лес наши предки изображали в виде схематичных деревьев. Ель считалась темным деревом, сосна символизировала магию и веру, что подтверждается в русской приговорке: «в березовом лесу веселиться, в сосновом – молиться, а в еловом повеситься». Знак перевернутой сосны означал прибавление рода, женское начало, жертвоприношение, знак перевернутой ели считался рукой Макоши, приносящей жизнь.

Читайте также:  Амулет от плохого человека

Согласно языческим знаниям Перун мог принимать облик ворона или орла, волхв мог стать Финистом-Соколом. Поэтому птицы для праславян были магическими, загадочными существами. В старославянской символике птицам отведена немаловажная роль.

Особый интерес представляет общий для всех пернатых символ «птица клевучая», которая являлась символом светлых энергий неба, а зачастую и самих богов. В вышивках, как правило, представлены не реальные, а волшебные птицы (Гамаюн, Алконост, Сирин), восседающие на Мировом древе.

Как вы убедились, ни один из рассмотренных древнеславянских символов не был направлен на причинение вреда другим людям или существам, и, как подтверждает история, не стоит даже и пытаться использовать их в дурных целях. А вот применять древние орнаменты для декорирования и охраны семьи и жилища можно и даже нужно!

Птица Феникс известна по многим сказкам, былинам, легендам. Существовала ли она на самом деле или это просто иносказательный образ, который никакого отношения не имеет к орнитологии?

Птица из мифа Феникс присутствует во многих культурах народов, которые, казалось бы, разделяют не только времена, но и расстояния. Эта птица представляется всегда в красном или золотом оперении, не зря в переводе слово феникс означает пурпурный.

По преданиям мифическая птица не питается никакими живыми существами, как остальные ее собраться. Она пьет только росу. Как посланник богов, она стала невольным свидетелем изгнания Адама и Евы из Рая за съеденный запретный плод.

Птица связана, в первую очередь, с культом солнца, возрождением новой жизни и обновлением. В древности она всегда восставала из пепла или сгорала в тот момент, когда рождалась новая жизнь – появлялся птенец. Поэтому Феникс существует только в единичном экземпляре. Сгорание, согласно легендам, происходит следующим образом. Феникс всегда ощущала приближение смерти и в этот момент она свивала гнездо из древесины и смолы, которые под горячим солнцем возгорались, унося с собой жизнь легендарной птицы. А из останков возрождалась новая жизнь.

В Китае верили, что птица улетает по приближении смерти в пустыню и там поет до последнего момента своей жизни. Те, кто услышит ее песни, не могут оторваться, насколько неповторима мелодия. После того, как последние звуки исполнены, птица бросается в костер и сгорает в нем. Но уже на третий день происходит возрождение Феникса, и он становится еще более сильным и великолепным.

Тайная доктрина гласит, что природа этой птицы символизирует жизнь на земле, когда мир попеременно то разрушается под огненным потопом, то возрождается вновь. Это своеобразный символ человеческой души, которая уходя, возвращается на землю вновь. В древние времена Феникс являл собой символ божественной царской власти.

Феникс в восточной культуре Согласно китайской мифологии, существуют четыре священных животных, одним из которых является Феникс. Это красное существо воплощает сразу два начала – инь и янь, солнце и красоту окружающего мира, его тонкость и женскую кротость.

Состоит Феникс из разных элементов, которые являются символами окружающего мира, и расцветка его включает пять цветов – пять добродетелей. Появление данного существа связывается с миром на земле, богатством и процветанием, великой мудростью.

В японских сказаниях с Фениксом были связаны такие характеристики, как верность и справедливость, солнечное начало.

Первый человек создал для птицы специальную музыку, которая притягивала ее на землю. С этим героем было связано множество примет. Например, явление птицы во сне беременной женщине означало рождение здорового малыша, которого ждет большое будущее.
Талисман в виде Феникса дарует людям силу в сложных жизненных ситуациях, когда кажется, что уже ничего не сможет помочь. Птица учит человека выходить победителем из любой трудности, самостоятельно преодолевать препятствия и даже предсказывать некоторые события.

Легенда о бессмертии Согласно иудейской каббале, в райском саду не отведала угощения Евы только одно существо — Феникс. В благодарность за то, что он не поддался искушению, Бог наградил его бессмертием. Но это бессмертие весьма сомнительное, ведь он прежде, чем возродиться вновь, должен сгореть дотла.

Христианство связывает данную птицу с вечной жизнью. Эта история становится лишним доказательством того, что Иисус был действительно воскрешен, в этом заключается смысл христианской религии, веры в вечную жизнь. Символ жизни использовался повсеместно.

Русская мифология и сказки Мифическое существо сопровождает каждое сказание. Внешне оно напоминает орла, но оперение у него очень яркое, красочное. Но существует и еще одна категория мифических птиц. Феникса здесь представляет Жар-Птица и Финист Ясный Сокол.

Именно Жар-Птица является прямым прототипом Феникса из мифологических преданий. Эту птицу принято разыскивать главным героям русских сказок, чтобы добыть красивое перо из ее хвоста. Недаром эта птица являлась главной добычей искавших. Она символизировала огонь и исполнение желаний. Связана она с Фениксом потому, что Жар-Птица заканчивала свою жизнь осенью, а весной снова возрождалась, чтобы радовать людей своим пением и красотой. В отличие от нее, Финист Ясный Сокол засыпал на это время. Он олицетворял счастье и вечную молодость, становясь на ночное время прекрасным молодцем.

Финист Ясный Сокол считается воплощением мужского начала, силы, доблести, смелости. Эти характеристики свойственны двум стихиям – огню и воздуху. Финист считался защитником Руси, справедливым воином, который олицетворяет заветы предков.

Источник

Оцените статью